Андрей Лакро

А есть ли Санта?

Автор:
Айри Лин
А есть ли Санта?
Работа №421
  • Опубликовано на Дзен

За окном шёл снег. Свеча на подоконнике подрагивала от сквозняка. Кутаясь в тёплый нарядный свитер, Тими, почти не моргая, вглядывался в ночь. Однако кроме тёмных силуэтов деревьев и искрящегося в лунном свете снега ничего не мог различить.

- Эй! Ты что там, опять своего Санту высматриваешь? - раздался сзади мальчишеский голос.

Тими встрепенулся и густо покраснел. Он был уверен, что в полутьме комнаты его никто не заметит.

Рэйми только что спустился по лестнице и с насмешкой глядел на брата.

- Да даже будь он настоящим, ты всё равно не смог бы его сейчас увидеть! - издевательски продолжал брат. - До Рождества ещё несколько дней! И вообще, сколько раз мне тебе повторять - никакого Санты не существует! Это всё выдумки взрослых, чтобы мы вели себя хорошо!

- А вот и не выдумки! - вскричал Тими. - Просто тебе он подарка не привезёт, потому что ты вечно плохо себя ведёшь. Вот ты и злишься!

- Ха-ха-ха! - засмеялся Рэйми. - Тоже мне горе! Нужны мне его подарки! Вот вырасту, заработаю кучу денег и сам куплю себе всё, что захочу! - он вдруг замолчал и хитро прищурился - Или твои отберу...

- Ага! Значит всё-таки веришь в Санту! Раз думаешь, что он мне что-нибудь подарит! - победоносно воскликнул Тими и зачем-то ткнул в брата пальцем.

- Ты давай тут не тычь в меня! - взвился Рэйми.

Его разозлило то, как Тими поймал его на слове, и он вдруг посерьёзнел.

- Думаешь я просто так тебя дразню, да? - сказал он, злобно сощурившись. - Как бы не так! Просто я точно знаю, что никакого Санты нет!

Он выдержал паузу, упиваясь выражением растерянности на лице Тими.

- Я видел в прошлом году, - начал он, смакуя каждое слово, - как мама с папой запаковывали нам подарки. Они ещё обсуждали, понравится ли мне лего замок и не слишком ли он маленький.

Тими с ужасом смотрел на брата, чувствуя, как глаза наполняются слезами. А брат безжалостно продолжал:

- А потом Папа сказал: «Какой есть, ведь на большой у нас денег не хватило». Ну что? Всё ещё веришь в своего Санту?

- Рэйми!

Оба мальчика подскочили, услышав мамин голос.

- Всё ты врёшь! - со слезами на глазах выпалил Тими. - Мам, скажи, что он всё врёт! Санта существует!

- Так, Рэйми, живо в свою комнату! - строго приказала мама, и Рэйми начал с торжествующим видом подниматься по лестнице. Спиной вперёд, чтобы не сводить с брата глаз.

Мама подошла к Тими и присела рядом с ним на корточки.

- Он просто вредничает, Тими. Не обращай на него внимания. Ну, перестань плакать. Иди ко мне. - и она нежно обняла его. - Конечно же Санта есть. И он не забудет о тебе в Рождество.

Тими всегда верил Маме. Но почему-то этим вечером заснуть не получалось. Маленький червячок сомнений копошился среди его мыслей. А что, если Рэйми прав? Что, если он ничего не выдумывал, а сказал правду?

Весь следующий день Тими ходил как в воду опущенный. Ничего не замечал, ничем не интересовался и все перемены просидел уткнувшись в телефон. Он был полностью погружён в свои мысли и к концу учебного дня нашёл решение. Если он не знает кому верить - маме или брату, то нужно спросить у того, кто точно не соврёт. У того, кто никогда ещё не врал.

Когда тяжёлые стеклянные двери школы закрылись за его спиной, на улице уже было темно. Крохотные снежинки танцевали в свете фонарей. Тими втянул носом воздух. К аромату имбирного печенья, доносившемуся из окна столовой, примешивался запах каминного дымка. Тими поудобнее взялся за лямки рюкзака и решительно зашагал к церкви.

Её колокольня высоко поднималась над рядами двухэтажных коттеджей. Крест на шпиле казался сейчас таким родным и притягательным. «Ну уж он-то точно не обманет.» - думал Тими, перебирая ногами, - «Уж он-то скажет всё как есть».

Снег не хрустел под ногами. Слишком тонкий слой. Он, напротив, довольно быстро таял, превращаясь в серую кашицу и стекая к водосборам. Вся Финляндия вновь боялась «чёрного Рождества». Тими и сам его не любил. Что это за Рождество такое, если даже на санках не покататься? И крепость из снега не слепить. Да и вообще, без снега - нет никакого волшебства.

Он подошёл к церкви и остановился, глядя вверх, на башню с часами. Глубоко вдохнув и выдохнув, Тими схватился за массивную кованную ручку, всем весом потянул её на себя и быстро проскочил в образовавшуюся узкую щель. Как только дверь закрылась за ним, гул шоссе и отдалённые звуки музыки стихли. Тими замер, восхищаясь абсолютной тишиной.

Каждый раз, заходя сюда, Тими испытывал особый трепет. Всякий раз он задерживал дыхание на входе, чтобы потом медленно и торжественно вдохнуть аромат старой церкви. Здесь пахло ладаном, сыростью каменных стен и деревом.

Как и всегда перед Рождеством, в церкви было пусто. В предрождественские дни у людей нет времени на Бога. Ведь надо столько всего успеть: купить всем подарки, украсить дом, запастись глёгом, имбирным печеньем и свиными окорочками. Это время было безраздельно отдано супермаркетам. Сверкающим торговым залам, в которых всегда пахнет хорошим кофе, ванилью и дорогим парфюмом.

А в церкви Тими был один и это его очень радовало. Он постеснялся бы говорить с Боженькой при свидетелях.

Тими медленно прошёл вдоль рядов деревянных скамей и остановился возле распятия.

- Боженька, - тихо начал он, теребя в руках свою шапку, - мне нужно кое-что уточнить у тебя.

Тими на минуту замялся, пытаясь сформулировать свой вопрос. Ему было как-то неловко признаваться, что он не верит маме. Да и брату не верить тоже как-то нехорошо. Тими нахмурился.

- В общем, мне нужно точно узнать - есть ли Санта. - наконец выпалил он. - Только честно! Я понимаю, что не сможешь ответить мне лично... Но ты уж мне пошли какой-нибудь знак через своих ангелов, ладно?

Ещё с минуту Тими стоял и смотрел на огромное распятие, не зная, что ещё добавить. Его всегда немного пугал образ Христа, прибитого руками и ногами к огромному деревянному кресту. Из ран в его руках сочилась кровь. Она текла и по лбу, расцарапанному терновым венком. Тими не понимал, почему в храмах не ставят статуи Иисуса, когда он был живым и здоровым, но мама говорила, что так принято.

Тими вздохнул и медленно развернулся. На ходу напяливая шапку, он пошёл к двери.

- Псст! - услышал он откуда-то справа.

Он остановился и огляделся. В церкви по-прежнему не было никого, кроме него.

- Псст! - послышалось снова. - Эй, мальчик! Подойди сюда!

Тими совсем растерялся, но всё же сделал несколько шагов в сторону таинственного голоса.

- Где ты? - неуверенно спросил он.

- Я тут. Подойди ближе.

Тими сделал шаг.

- Ещё ближе.

Второй.

- Ну, теперь видишь?

- Нет. - честно признался мальчик.

- Да вот же я! Лежу среди свечей!

Тими опустил глаза на поддоны со свечками. Там, среди десятков безмолвных братьев и сестёр, лежала... живая свеча. Она забавно моргала восковыми глазками и выгибалась, пытаясь подняться.

- Буду очень тебе признателен, если поможешь мне встать. - сказала свечка, посмотрев на мальчика.

У Тими от удивления округлились глаза. Медленно и осторожно, он поднёс руки к свече и аккуратно поднял. От удивления он даже забыл оглянуться, чтобы убедиться, что их никто не видит.

- Ты кто? - хриплым шёпотом спросил Тими, держа свечу в кулачке.

- Можешь звать меня Огонёк. Но тебе ведь не это требовалось выяснить, верно?

Тими непонимающим взглядом уставился на нового приятеля.

- Ты хотел узнать про Санту. - подсказал Огонёк.

Тими кивнул.

- А ты можешь рассказать? - спросил он.

- Рассказать? - фыркнул Огонёк. - Ха! Этим пусть учителя в твоей школе занимаются. А я тебе всё покажу. Давай, подойди к той лампадке и зажги меня.

- А ты не растаешь?

- Ну, никто не вечен. - философски заметил Огонёк. - Кроме того, я ведь просто дух, и когда свеча догорит, могу поселиться где угодно.

- Ого... - восхитился Тими и послушно выполнил указания свечки.

- А теперь смотри. - сказал Огонёк хитро улыбаясь.

Пламя на фитильке начало быстро разгораться. К огромному удивлению, Тими обнаружил, что оно совсем не горячее. Скорее просто тёплое, как летняя ночь.

А пламя разрасталось всё сильнее, и вот уже в нём начали проступать очертания какой-то маленькой каменной хижины. Пламя разрасталось, хижина увеличилась, пока Тими не обнаружил, что вокруг всё изменилось. Он испуганно огляделся по сторонам.

- Где мы?

Каменные стены церкви исчезли вместе с рядами скамей, распятием и поддонами для свеч. Вместо этого Тими окружали плотно жавшиеся друг к другу каменные лачуги. Они то ли грелись, прижавшись друг к дружке, как птички на ветви, то ли поддерживали друг друга, чтобы не развалиться. Невдалеке Тими разглядел просвет, в котором зеленели пологие горы. Над горами брезжил оранжевый то ли рассвет, то ли закат.

- Добро пожаловать в Ликию, дружище. - весело сказал Огонёк.

- Спасибо... - растерянно сказал Тими, снимая куртку. Здесь было довольно жарко.

- Мы в 281 году нашей эры. Через 281 год, после прихода спасителя.

- Уау! - протянул ошеломлённый Тими, оглядываясь по сторонам. - Но зачем мы здесь?

- Как зачем? Узнать историю Санты, конечно же!

- Стоп. - выставил вперёд руку Тими. - При чём тут Санта? Мы ведь в какой-то древней южной стране... А Санта живёт на северном полюсе, это все знают!

- Да, да, да - устало закатил глаза Огонёк. - А ещё он летает на оленях. Слышал.

Мальчик непонимающе уставился на свечку, а тот продолжал:

- Ты настоящую историю узнать хочешь? Об этом же спрашивал?

- Ага.

- Ну тогда пошли. Сейчас сам всё увидишь.

И Тими послушно затих и зашагал по прямой улице, вслушиваясь в ночь. Откуда-то доносились приглушённые звуки музыки и гомон голосов. В зарослях кипарисов за домами стрекотали цикады. Вдруг ветер изменился и откуда-то повеяло навозом.

- Фу! - скривился Тими и отвернулся от ветра.

- А чего ты хотел? - подал голос Огонёк. - Мы в 281 году, в стране земледельцев. Да ещё и на самых бедных улицах. Ну, чего ты встал, пойдём дальше.

Тими зажал нос свободной рукой и двинулся дальше, стараясь не шуметь. И чем дальше он шёл по узкой улочке, тем беднее становились лачуги. Всё чаще среди каменных домиков попадались облупившиеся глиняные хижины. Они выглядели как порванные игрушки с кусками соломы, торчавшими из стен в тех местах, где отвалилась штукатурка.

- Стой! - вдруг приказал Огонёк и мальчик резко замер. - Гляди!

Тими вгляделся в сумерки. По улице навстречу им, крадучись шёл мальчишка чуть старше него.

- Можешь подойти поближе. Не бойся, он нас не видит и не слышит.

И Тими сделал пару неуверенных шагов на встречу незнакомцу. В свете факела, который тот держал в руках, Тими смог разглядеть его лицо. Это был красивый юноша. Чистые одежды из атласной ткани и аккуратная причёска, выдавали в нём аристократа.

- Он же не бедняк? - полюбопытствовал Тими.

- О, нет. Этот мальчик весьма богат и знатен.

- Но что он тогда здесь делает?

- А ты ещё не догадался? Тогда смотри внимательно.

Мальчик сбросил со спины тяжёлый мешок и порылся в нём. Достав оттуда мешочек поменьше, он раскрыл его, проверил содержимое и добавил к нему три золотых монетки. После чего, он осторожно раздвинул рассохшиеся ставни ближайшего дома и тихонько закинул мешочек внутрь.

Тими остолбенел. Мешок с подарками! Да это же...

- Это Санта? - ошеломлённо воскликнул он.

- Он самый! - свечка, улыбнувшись, кивнула. - Святой Николай.

- Не... Не может быть! - запротестовал Тими. - Санта большой толстый дедушка с седой бородой! Он летает на оленях, носит красный кафтан и обожает молоко с печеньем!

- Уж не знаю кто это придумал, но Санта никогда так выглядел. - поучительно сказал Огонёк - Ну а даже если бы выглядел, то не родился же он таким!

- То есть это Санта в детстве? - догадался Тими.

Огонёк молча кивнул.

Маленький Санта, тем временем успел раскидать по домам ещё несколько мешочков.

- Но как же он успеет разнести подарки всем детям на земле? Такими-то черепашьими темпами?

- Он не успеет. - спокойно ответил Огонёк.

- Как? Но ведь...

- Он и не собирается. Сегодня он успеет обойти пол деревни. А завтра обойдёт оставшуюся половину. И всё.

- Но как же так? А как же тогда все остальные дети получат свои подарки? Разве для этого ему не нужна магия?

- Ааа... Магия... - протянул Огонёк. - Нет, Тими, она ему ни к чему. Она совершенно без надобности тем, у кого большое сердце.

Тими недоумённо моргал глядя на Огонька.

- Ты спрашиваешь, как же остальные дети получат свои подарки? Они получат их благодаря примеру Святого Николая. Его большое, открытое и щедрое сердце вдохновит тысячи, а затем сотни тысяч, а затем и миллионы людей по всему миру, дарить частичку своего тепла обездоленным. Всем тем, кому повезло меньше, чем им самим. Долгие века традиция дарить детям подарки от имени Святого Николая, которого вы теперь называете Санта Клаусом, будет передаваться из поколения в поколение.

- Так как же?.. - всё ещё растерянно прошептал Тими. Слёзы выступили у него на глазах. - Значит он просто обычный человек? Просто проживёт свою жизнь и умрёт как все мы?

- О, нет, ни в коем случае не обычный. - улыбнулся Огонёк. - Он великий святой и после смерти Господь заберёт его в своё царство. И он будет продолжать помогать бедным людям и сиротам уже с небес.

- А здесь... Здесь на Земле, его больше нет?

- Есть, Тими! Он есть в каждом подарке, который ты когда-либо получал на Рождество! И в каждом, который ты когда-либо дарил.

- Значит мы остались без Санты... - печально выдохнул Тими. - Без доброго волшебника Рождества. Но неужели Боженька не может воскресить его? Ведь он нам так нужен!

- Что значит вы остались без волшебника Рождества? А как же ты?

- Я? - Тими удивлённо вскинул брови.

- Да, ты. И твои родители. И даже твой брат. - Огонёк хитро улыбнулся. - И все-все люди на земле. Послушай, Боженька конечно мог бы воскресить Николая. Но нужно ли это? Теперь ваша очередь помогать друг-другу! Быть добрыми, открытыми, щедрыми. Дарить друг-другу подарки и делиться теплом своих сердец. - Огонёк помолчал и добавил: - Знаешь, порой дарить подарки не менее приятно, чем получать их.

Тими молча опустил глаза в землю. Он уже пожалел, что захотел узнать правду. И что теперь? Санты нет... И значит нет никакого волшебства?

- Ну что, домой? - тихо спросил Огонёк, видя, что мальчик приуныл.

Тими кивнул.

Пламя на кончике фитиля снова начало разгораться и через минуту поглотило ночной древний город. А когда погасло, Тими вновь оказался в церкви.

- Спасибо, Огонёк. - грустно поблагодарил он, возвращая свечку к товарищам.

Но Огонёк ничего не ответил. Он снова стал обычной безмолвной и неподвижной церковной свечой.

Внезапно двери церкви распахнулись и вместе с вихрями снежинок в неё влетели три смеющиеся девушки. Тими вздрогнул, отошёл от свечей и, смущённо потупив взгляд, быстро зашагал к выходу.

Холод больно щипал раскрасневшиеся щёки. Тими нахохлился, словно голубь и ускорил шаг. Снежинки лезли прямо в глаза, не давая широко их раскрыть, и Тими решил срезать дорогу через супермаркет.

Оказавшись в тепле, он расстегнул куртку и замедлился. Чего спешить? Домой всё равно не хотелось. Тими вдруг представил себе лицо Рэйми, когда тот узнает, что оказался прав. Тими нахмурился и скривил губы.

- Хоу-хоу-хоу! - раздался сбоку чей-то фальшивый смех.

Тими резко повернулся и увидел высокого чернокожего мужчину в костюме Санты. Белая кудрявая борода казалась просто ослепительно белоснежной на фоне шоколадно-коричневого лица.

- С наступающим Рождеством, малыш! - весело улыбнулся псевдо-Санта.

- Я уже не малыш... - буркнул Тими себе под нос и уже собирался развернуться, как заметил рядом с Сантой странный котелок с табличкой.

- Что это? - спросил он, указав на котелок.

- Это для пожертвований. Мы собираем деньги для детей-сирот в бедных странах. Им нужна еда и одежда, учебники и лекарства.

«Его большое, открытое и щедрое сердце вдохновит тысячи, а затем сотни тысяч, а затем и миллионы людей по всему миру, дарить частичку своего тепла обездоленным.» - вспомнил вдруг Тими слова Огонька. Значит вот так это работает? Вот какой след Санта оставил на земле?

Тими нахмурился и задумчиво запустил руку в карман. Вытащив оттуда пятиевровую купюру, он с сожалением посмотрел на неё. А ведь хотел купить себе лакрицы... Ну да ладно. Им нужнее.

Тими сделал пару храбрых шагов к котелку и опустил туда бумажку.

- О, спасибо тебе...

- Тими.

- Спасибо, Тими! Дети будут тебе очень благодарны!

Тими неловко кивнул и зашагал по блестящему полу супермаркета. Мимо витрин со снежинками, ёлками, искусственным снегом и игрушечными мумми-тролями всех мастей и размеров. Но всего этого он почти не замечал. Перед глазами стояла ярко-розовая пачка лакричных конфет с малиновой начинкой. Он даже успел почувствовать на языке их горьковато-сладкий вкус, когда картинка вдруг сменилась. Он увидел маленького африканского мальчика в рваных кедах и грязных шортиках. Он отчётливо представил, как протягивает ему новенькие блестящие кроссовки и ярко-зелёный рюкзак с ниндзя-черепашками. Мальчик расплылся в благодарной улыбке, убежал куда-то хвастаться своими обновками друзьям, а затем растаял.

Краем глаза Тими заметил в зеркале своё отражение. Он улыбался! Не во весь рот, нет, а так, украдкой. Уголки губ были слегка приподняты, а глаза еле-заметно щурились. В этот момент маленький тёплый огонёк радости заплясал у него в душе. Он сделал хорошее дело. Он помог бедным детям. Он поступил как Санта!

Тими улыбнулся себе во всё лицо, отвернулся от зеркала и побежал домой.

***

Тими натянул свой любимый Рождественский свитер и взял с кровати три, собственноручно сделанных подарочных пакета. «От Святого Николая» - читалось на всех трёх бирках. Тими широко улыбнулся и открыл дверь.

В нос сразу ударил запах корицы, мандаринов и морковной запеканки. Тихо прокравшись по лестнице вниз, Тими положил пакеты под ёлку.

- Эй! - раздался сзади голос Рэйми. - А ты чего тут? Смотри, если стащишь мой подарок...

Тими поднялся и отступил на шаг вправо. Так, что Рэйми увидел пакеты.

- Это что ещё?

Тими залился краской, а Рэйми подбежал к ёлке и схватил пакет со своим именем.

- Эй! Нельзя открывать до утра! - запротестовал Тими, но Рэйми уже залез рукой в пакет и вытащил оттуда самодельную открытку. На ней кривыми карандашными линиями был изображён Рэйми в его любимых красных резиновых сапогах и кислотно-оранжевой шапке с финским флагом на лбу. Внизу подпись гласила: «Любимому брату на Рождество».

Рэйми застыл тупо уставившись на открытку, а затем убрал её назад.

- Кхм... Спасибо. - произнёс он, не глядя на брата. - А я тебе ничего не приготовил... Но ничего, тебе ведь твой Санта что-нибудь подарит.

Последнее он сказал тихо. Без единой издевательской нотки в голосе.

- Ладно. Пойду помогу отцу. Он меня зачем-то звал.

Рэйми ушёл, а Тими остался в комнате один. Внезапно свеча над камином зажглась и Тими чуть не вскрикнул от неожиданности.

- Эй! Тими! - позвал знакомый голос. - О, а толстой свечкой быть куда удобнее! Посмотри, я сам могу стоять!

Тими улыбнулся и подошёл к говорящей свечке. Огонёк рассматривал своё толстое ярко-красное тело и довольно улыбался.

- Ну что, мальчик, прав я был, когда сказал, что дарить подарки бывает так же приятно, как их получать? - спросил довольный Огонёк.

- Неа. - Тими с улыбкой помотал головой.

Посмеявшись над недоумением друга, он добавил:

- Нет, Огонёк, это ещё приятнее.

0
20:50
433
Маргарита Блинова

Достойные внимания