Место встречи
К старой двери, обитой дешевым дерматином, поднимались двое. Один высокий, с длинными белыми волосами, двигался уверенно и быстро, но старался не убегать вперед. Второй – пожилой круглолицый мужчина с усами – шел следом и что-то недовольно рассказывал.
Беловолосый открыл незапертую дверь, пропустил спутника внутрь и спросил, воспользовавшись паузой:
- И сколько ты у них требуешь?
- Шестнадцать миллионов.
- А в новиградских кронах?
Мужчина ненадолго задумался.
- Несколько сот тысяч.
- Kurwa mać! Не многовато ли?
- Чай не бедные. Знаешь сколько они на тебе заработали?
- Не интересно. Мне с этого все равно ни флорена.
Одновременно пожав плечами, мужчины прошли вглубь квартиры. Отовсюду слышались приглушенные голоса, но людей видно не было. Свет горел только на кухне. Небольшое помещение почти целиком занимали старый гарнитур, газовая плита холодильник и раскладной стол.
За столом, буравя друг друга взглядами, восседала пара мужчин – оба высокие, сухие, с угловатыми чертами лица. Они напряженно молчали, будто боялись спугнуть момент противостояния.
Чуть дальше, рядом с плитой стояла светловолосая немолодая женщина. Перед ней на разделочной доске лежал здоровый шмат свиной грудинки на кости. Насвистывая что-то легкомысленное, женщина делала в мясе надрезы – глубокие, но так, чтобы мясо оставалось на кости, не разделяясь на дольки.
Услышав шаги, она обернулась и с улыбкой окликнула пришедших:
- Анджей, Геральт! – а потом повелительно протянула руку. – Уксус?
Мужчина, названный Анджеем, вытащил из кармана две небольшие бутыли.
- Винный, бальзамический, как и просила.
- Отлично! Геральт? – повернулась она к беловолосому.
Тот притворно вздохнул:
- Да-да, как трава, так сразу Геральт! – он сунул руку в подсумок и начал доставать сверток за свертком. – Горчица, тимьян, розмарин, перец молотый, перец горошком.
- Молодец, дорогой, все правильно, - женщина тут же отвлеклась на сидящих за столом. – Джеймс, Шерлок, хватит бездельничать! Надо почистить лук и нарезать яблоки.
Названный Джеймсом отреагировал холодным молчанием, лишь поморщился. А Шерлок, не отрывая взгляда от визави, медленно пробормотал:
- Я не разбираюсь в чистке лука, миссис Хадсон.
- Я не миссис Хадсон!
- Какая разница. Пока вы готовите на моей кухне, вы – миссис Хадсон.
- Это не твоя кухня! Все. Сегодня же поговорю с Артуром. Современные сериалы совсем тебя испортили!
Анджей сначала посмеивался в усы, а потом протянул руку.
- Даш, давай сюда лук. А яблоки отдай Геральту. Он умеет обращаться с клинками.
- Мне хотя бы нож дадут? – настороженно спросил беловолосый. – Или придется…
Его слова прервал парень, с грохотом упавший прямо на стол между Шерлоком и Джеймсом. Он изумленно заозирался вокруг, а потом возмущенно крикнул:
- Рыба!
Все резко обернулись к пришельцу, а женщина у плиты сочувственно покачала головой:
- Прости, дорогой, сегодня в меню рыбы нет. Будешь свинину в кисло-сладком соусе?
Парень замотал головой и замахал руками, все еще пытаясь понять, где очутился, и, сбивая дыхание, громко возразил:
- Да нет же! Мне нужна рифма к слову «рыба»!
Из соседней комнаты мгновенно высунулась голова с черными кудрявыми волосами и густыми бакенбардами. Владелец головы весело крикнул:
- Дурак ты, Кандыба! - после чего все-таки рассмотрел пришельца и разочарованно протянул: - Ты не Кандыба.
- Пушкин… - в шоке выдохнул пришелец и совсем обмяк на столе, истратив последние запасы удивления.
- Да Пушкин, Пушкин. Все, пора мне! Там бал у Шереметьевых. Гончарова обещала быть!
И поэт, сделав еще один шаг вглубь кухни, растворился в воздухе.
- Возвращайся к ужину! – только и успела крикнуть в пустоту Дарья.
А пришелец, более не способный выносить происходящее с ним, потерял сознание. Шерлок, перед носом которого это произошло, продолжая смотреть на человека напротив, спросил у него:
- Поможете, профессор?
Тот вздохнул, но все же поднялся и сухо произнес:
- Берите за плечи, враг мой. Несем в пушкинскую комнату. Поэту там самое место.
***
Поэт пришел в себя минут через десять. Когда он открыл глаза, перед ним было лицо женщины, нарезавшей мясо. Она улыбалась и ждала его пробуждения. А парень окончательно убедился, что это не сон и спросил:
- Где я? Что это за место?
- Место встречи. Мы еще иногда называем его Кухней миров. Справедливости ради, кухня – лишь малая часть этого места, но все встречи происходят именно там. Ты когда-нибудь бывал в коммуналках?
- Однажды.
- Ну вот, - она развела руками. – Это наша огромная коммуналка.
- Ваша? Кто вы?
- Мы? Все. Творцы – писатели и поэты. И наши герои – лидеры и мудрецы, трусы и злодеи. Мы все здесь. Все творцы и все герои всех времен и народов. Приходим, уходим, делимся мыслями, обсуждаем. Ты знаком с понятием эйдоса?
- Платоновского?
- Точно. Можешь считать это место своеобразным воплощением мира идей.
- Тогда как сюда попал я?
- Ты начал творить.
- Но я и раньше писал стихи.
- Да. Но только сейчас они стали частью тебя. Не рифмованными строками, а воплощением твоей души.
- А как мне вернуться?
- Просто захотеть. Но не стоит делать это сейчас. Скоро ужин. Кстати, ты так и не представился.
- Миша.
- Пойдем, Миш, поможешь мне с готовкой.
Она направилась обратно на кухню, а парень, кряхтя, поднялся и поплелся следом. Потом внезапно остановился.
- А вы… Вас я, кажется, знаю.
Женщина обернулась.
- Шерлок говорит, что ты из России начала двадцать первого века. Да, ты вполне можешь меня знать. Возможно, - она усмехнулась, - не с самой лучшей стороны.
- Донцова. Дарья Донцова.
- Можно просто Даша. Здесь без официоза. Ты умеешь готовить кисло-сладкий соус?
- Нет…
- Идем, я тебя научу.
За время его отсутствия кухня изменилась. Сначала даже не было понятно, что произошло. Но потом стало очевидно – людей стало больше. Причем пространство этого будто не заметило. Нет, стены не раздались в стороны, свободного места не прибавилось, но вокруг все равно было достаточно просторно.
Миша шел следом за Дарьей, но невольно вслушивался в окружающие разговоры. Это было странно и немного пугающе.
- Быть или не быть… Черт, на каком языке я вообще сейчас говорю? Сплошная путаница с вами! – хлопок, и говорящий успел исчезнуть, прежде чем парень повернулся к нему.
- Перри! – донесся из глубины квартиры жизнерадостный голос.
- Доктор Перри, - в ответ ему устало пробормотал другой и добавил уже громче: - Ну что там у вас?
Мимо пронеслись двое мальчишек. Догоняющий громко окрикивал второго:
- Гек! Гек, не убегай! Мы сегодня еще понадобимся Марку!
Миша покачал головой, будто пытаясь вытрясти оттуда последние события. Потом непонимающе обратился к Дарье:
- Я их всех понимаю.
- Конечно, понимаешь, - улыбнулась та. – Это не имеет отношения к языку. Все, что тебя окружает – наднациональное, надчеловеческое. Я бы даже сказала – надразумное, - она наклонилась к парню и доверительно сказала: - Я тут где-то видела инопланетян. Правда, не уверена, герои они или писатели…
- Но ведь… язык – это главный инструмент писателя. Без языка нет литературы.
- Ты сам ответил на свой вопрос. Язык – инструмент. Но оружие писателя – образ, идея. А рифма, с которой ты к нам свалился – не главное. Важное, но не главное. Но не переживай, Саша вернется и поможет.
В этот момент они подошли к столу. Женщина замолкла и стала выставлять баночки с чем-то жидким и вкуснопахнущим.
- Вот теперь слушай внимательно. Философия философией, а я научу тебя делать кисло-сладкий соус. Вещь нехитрая, конечно, при определенной сноровке. Но надо приноровиться к дозировке компонентов. Только интуиция, математика здесь не работает.
Кто-то позади моментально возразил:
- Математика работает всегда!
- Заткнись, Ветер. Сколько раз говорить? Пришел сюда, снимай обувь и занудство. Особенно второе.
Защитник математики мгновенно умолк и исчез.
- Не обращай внимания. Смотри. Основа – бальзамический уксус. Штука дорогая, если искать настоящий, но здесь это не проблема. Можно его смешивать с винным в равных пропорциях, вкус получается немного иным, - она влила в миску темную жидкость из бутылочек. – Потом мед. Он придает сладости. Хватит пары столовых ложек. И столько же горчицы. Сахар и соль – здесь только на твой вкус. И яблочный сок. Только натуральный, про магазинный даже не вспоминай. Иногда его заменяют яблочным уксусом, но мне этот вариант не нравится.
С каждым ее словом миска наполнялась ароматом, а соус приобретал нужный цвет и консистенцию.
- Собственно, на этом все. Рецепт ценен своей простотой. Берешь всякое и смешиваешь на здоровье. Магия начинается, когда соус дополняет собой основное блюдо.
На плите уже стоял огромный противень с порезанной свининой. Слои мяса были переложены яблоками. Вокруг лежали дольки лука, чеснока и веточки приправ. Дарья полила мясо соусом и опустила противень внутрь плиты. Потом окликнула кого-то в соседней комнате:
- Чарли, поможешь с духовкой?
Никто не ответил, но через мгновение горелка занялась язычками пламени.
- Теперь только ждать. У нас есть пара часов, пока блюдо дойдет до кондиции. А я пока познакомлю тебя со всеми.
***
Было удивительно, как кухня уместила всю толпу гостей. Из комнат притащили еще несколько столов, за ними сидело человек двадцать-тридцать. Но Миша мог бы поклясться, что они физически не влезли бы в это помещение.
Тем не менее, посреди застолья возвышалось блюдо со свининой, а вокруг громоздились закуски. Кто их готовил и когда, оставалось загадкой. Был и алкоголь – бутылки со всего света приносились гостями, а ассортимент потрясал воображение – от магазинного пива до огненного огденского виски.
Пушкин рассказывал Дарье о каком-то случае, произошедшем на балу. Шерлок и Мориарти продолжали сверлить друг друга взглядами. Анджей что-то доказывал Геральту и считал на пальцах деньги.
Наконец, настал момент, казалось совсем неуловимый, когда все посчитали застолье начавшимся. Мест больше не осталось, и кто-то спросил:
- Чей тост?
- Новенький! Пусть скажет новенький!
Миша смутился, но ноги сами подняли его со стула.
- Гхм… Я не знаю, что принято говорить в таких случаях. Но я благодарен вам всем, что вы приняли меня сегодня. Никогда не думал, что такое может быть, но вы есть, вы здесь, вы вместе. И это невероятно.
Парень поднял резной хрустальный бокал, наполненный туссентским вином, посмотрел на него и в его глазах зажглось понимание. На него смотрели не тридцать человек. В гранях узора отражались тысячи столов, десятки тысяч творцов, миллионы героев. Они все были здесь. Они смотрели на него и ждали.
И Миша сказал единственные слова, которые имели значение:
- За творчество!
Странненько тут всё… но мне понравилось.
Наличие Ветра с занудством наталкивает на эту мысль)
графоманыначписы, а уже что-то из себя представляющие. Вот Мишу и пустили))))) Запустили точнее Нас, к примеру, там нетНу, это я так поняла. Автор придёт, расскажет. Может быть.
А вообще мне не зашло. Нет, начальная сцена — ухохотайка. Еще пара забавностей есть. И философия какая-то. Но в целом — такая мешанина. Надерганы герои отовсюду. Без всякой функции, просто чтобы были. Только отсылка к Чарли функциональна, да и ту я понял только после Аниного комента (ну не читал я Кинга!)
Впрочем, концовочка символичная такая. Но все равно не особо. Пойду соперника гляну.
автору респект за одну эту фразу! буду теперь тебе так говорить, когда ты занудишь вот щас например
Прочитав рассказ, я наконец-то поняла, каким образом нам с Ярославом практически одновременно пришла в голову мысль на турнир научной фантастики на тему «Свидетель» написать про робота и психиатра
А теперь немножко субъективизма.
Почему хорошо:
— сцена после звёздочек. Очень чувствуется атмосфера, для меня смешалось такое пространство советских добрых и смешных фильмов и ГП: столы, беседы, чувство семьи.
— лёгкий налёт магреализма от и до. И все эти пары «писатель-творение» (эх, хочу со своими встретиться), и Донцова на кухне, и Миша с этой его рифмой — ну вот прям в правильных пропорциях смешаны. То самое чувство понимания и при этом совершенно ускользающей невесомости.
— читается на одном дыхании.
— весело) сама как-то хуймор не люблю, но тут зашло)
Почему не очень:
— много отсылок, не всегда понятных (Чарли еле-еле угадывается и то, мне почему-то кажется, что папа её звал Чарлин? проверять лень).
— градус удивления/недоумения ГГ недоверчен, имхо.
— КТО ТАКОЙ МИША???? кхм, простите…
PS: Понравились герои, атмосфера, эпизодные персонажи, вроде Пушкина. Поиграть с классиками всегда очень привлекательно.
Чего-то не хватило.
Параллель основного блюда/соуса с идеей/воплощением. В творчестве, как в кулинарии. Хорошая идея, образ — как отличный кусок мяса. Но всеми красками блюдо заиграет только под качественным соусом — язык, художественные приемы, раскрытие персонажей, грамотность, пропорции юмора и драмы и.т.д. Чтобы добавки попросили))) Кстати, под соусами даже пресный рис «схавают» на ура)))
голос сюда.
Но в целом мне эта мешанина понравилась. Как сборная солянка — много компонентов, но от этого вкус солянки только улучшается.
Мысль о литаратуре, завуалированная под свинину с кисло-сладким соусом, тоже очень понравилась. Если я, конечно, правильно поняла автора.
Мне нравится Дарья, ее философия и душевно-сумасшедшая суматоха на ее кухне.
ГОЛОС