Тренинг для писателей №76

В произведении - как и в жизни - может случиться всякое. Персонажи приходят и уходят, иногда не по своей воле. Знаю, некоторые своих героев не могут убивать - рука не поднимается. Но ведь не обязательно убивать ради убийства. Сколько интересного можно узнать о персонаже по его реакции на смерть другого. Что он подметит, что будет испытывать - этими мазками можно прорисовать достаточно объёмный образ.
С лёгкой авторской руки персонаж может предстать перед читателем отстраннённым, но очень внимательным наблюдателем. Что герою ближе - тихая скорбь или горькое причитание? Будет ли он рядом с умершим или поспешит скорее покинуть его "компанию" - каждая деталь может гармонично дополнить образ или же наоборот - подсветить его с неожиданной стороны.
("Смерть Арлекина", Пабло Пикассо)
В этом тренинге будем иллюстрировать реакцию персонажа на смерть. Какие качества раскрывать - профессиональные, личностные - решать вам.
("Утопленница", Василий Перов)
Задание состоит из нескольких частей. Можно выполнять все, можно - несколько. Подробнее читайте ниже.
Часть 1. Самоанализ
Задание: проанализируйте свои произведения. Используете ли вы ситуации, в которых смерть одного персонажа вызывает реакцию у другого персонажа, раскрывая его с новой стороны? Или, может, подробнее детализирует его образ для читателя?
Часть 2. "Хороший пример"
Задание: найдите в произведениях (можно в своих, можно - в произведениях других авторов) интересную, яркую, запоминающуюся реакцию персонажа на смерть другого. Можно оформить как цитату или как пересказ. Не забудьте указать автора и название произведения (а может, ещё и ссылку - вдруг другие тоже захотят ознакомиться). Можно использовать примеры из фильмов. Я, в свою очередь, закину в копилку реакций на смерть одну из серий аниме "Стальной алхимик", в которой на похоронах офицера присутствует его малолетняя дочь. И, хоть смерти номинально в этом фрагменте не было, но закину размышления Воланда о саркоме и внезапной смертности из романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита".
Часть 3. Практика
Задание: напишите небольшую историю (полноценный рассказ до 7000 символов с пробелами) или экзерсис (небольшую зарисовку до 3000 символов с пробелами), в которой в процессе наблюдения за реакцией одного персонажа на смерть другого будет раскрываться его характер.
Часть 4. Рефлексия
Задание: проанализируйте написанное и подведите итог. Комфортно ли было выполнять задание? Довольны ли вы проделанной работой? Оказалось ли упражнение полезным? Воспользуетесь ли вы этим приёмом в своей работе в дальнейшем?
("Смерть Марата", Жак Луи Давид)
Основные требования остаются прежними:
- Полноценную, законченную историю не более 7000 символов (с пробелами), публикуем в комментариях к этой теме.
- Чувствуете, что в ближайшее время не успеете написать полноценную историю? Не беда! Пишем небольшой экзерсис или зарисовку - без начала и конца, главное уложиться в 3000 символов (с пробелами).
- Срок на выполнение тренинга – две недели (до 31.12.2019). После этой даты вы также можете выполнять задания тренинга, но обратную связь уже не гарантируем.
Предупреждения и ограничения:
- Тренер гарантированно разберёт одно задание от каждого участника, остальные работы, предоставленные участником, разбираются по возможности.
- Тренер не корректор и не редактор, поэтому разбора стилистики, орфографии и прочего ждать не стоит.
- Тренер гарантированно выделит из вашей работы удачные, яркие, запоминающиеся фразы и моменты, а также неудачные. На свой взгляд, разумеется, но взгляд стороннего читателя тоже важен.
- Участник может выполнять не все части задания, но не менее двух.
Выражаю глубокое уважение и благодарность участнику предыдущего тренинга Тающий ветер.
("Офелия", Джон Эверетт Милле)
1.!
Я ж только об этом и пишуТолько у меня пожалуй, редко случается в настоящем времени — это обычно переживания персонажей по поводу случившегося или стремительно го приближающегося.
2. В предпоследнем сезоне Коня Бо-Джека есть изумительная серия — где он читает монолог на похоронах своей матери а-ля стенд-ап. Двадцать минут монолога от нарисованного коня, в кадре ничего не происходит, но оторваться сложно потому что пугаеще жизненно и грустно (собственно так весь сериал можно описать). И вроде к этому моменту мы уже достаточно знаем о его непростых отношениях с матерью, а все равно открываются новые грани.
Маленький вступительный кусочек:
А ещё у меня есть рассказ, который тоже собственно на этом построен — гг полрассказа читает монолог о своих переживаниях от давней потери близкого, и в процессе становится понятно, что «все не то, чем кажется» litclubbs.ru/articles/16694-samyi-jarkii-svet.html
В монолог — это сильно. Можно сказать, персонажа наизнанку выворачиваешь в процессе.
Хотелось бы посмотреть/почитать, но пока ничего не обещаю, лень-матушка никуда не делась)
А про читать/смотреть — в новогодние праздники вот только в рефлексию по поводу смерти погружаться, тут лень-матушка бережёт))
Бо-джек, конечно, невероятно крутой, но все же на любителя: 6 сезонов достоверной депрессии под разными углами
В ступор впадать не надо, надо искать компромисс. Если сценка просится, обойдите её со всех сторон и решите, как это сделать)))
Бертаааа, нееееет!В Изгнанной ещё такая сцена будет. А из ныне написанного… трудно припомнить.
2.
Доктор Хаус. Серия, где он едет на похороны отца. Или не отца. Использовать возможность побыть наедине с телом, чтобы взять образцы — весьма показательно.
3.
— Иди, Чарли! Главное — передвигай ноги! Шаг. Ещё шаг.
Билл и сам уже едва ног идти и говорить. Пусть не жарко и обезвоживание не грозит, но есть в этой пустоши совершенно нечего. И единственное, что остаётся — просто идти дальше.
— Я не могу, Большой Бэ.
— Вперёд, чёрт тебя подери!
Билл не любил, когда его называли Большим Бэ. Глупое прозвище — он не был ни толстым, ни накачанным, ни высоким. Но люди чувствовали в нём что-то — силу воли. Способность двигаться тогда, когда остальные сдаются.
Чарли был другим. Они дружили с детства, и Билл всегда был ведущим, а Чарли просто шёл следом. И даже в этой передряге ему надо было просто идти. Но сил не оставалось.
В конце концов, Билл просто схватил Чарли за плечи и почти что потащил за собой, не думая о том, сколько ещё он так продержится. Но судьба решила сама. Или не судьба, а Чарли. В какой-то момент он даже прекратил перебирать ногами и хоть как-то помогать другу. Билл обернулся и понял, что Чарли не дышит.
Большой Бэ с отчаянием бросил тело оземь.
— Ну кто тебя просил, Чарли?! Кто тебя просил подыхать именно сейчас? Нам оставалось совсем чуть-чуть!
Будь Чарли жив и не истощён, то ответил бы, что осталось им не меньше сотни миль. Но он молчал — по самой естественной в мире причине.
Билл сел рядом с телом и закрыл лицо руками, пытаясь переосмыслить, что ему делать дальше. И осознать, что друга больше нет.
Но эмоции отступили, как всегда в момента опасности. Билл достал нож, срезал штанину и начал разделывать труп.
— Извини, Чарли. Тебе это больше не понадобится. А я, может быть, ещё выберусь.
Внезапно даже помню ту серию. Вообще, имхо, создатели сериала довольно сознательно подошли к раскрытию персонажей, в каждой серии что-то «выстреливает».
Что вышло хорошо:
— этот самый момент злого отчаяния, монолог «Ну кто тебя просил...».
— финальный монолог. Может, сильно субъективизм, но для меня странный и интересный момент — обращение к мёртвому товарищу. ГГ ищет прощения, оправдания своему поступку опосредованно.
Что вызвало сомнения:
— «Билл сел рядом с телом и закрыл лицо руками, пытаясь переосмыслить, что ему делать дальше. И осознать, что друга больше нет.
Но эмоции отступили, как всегда в момента опасности. Билл достал нож, срезал штанину и начал разделывать труп.» — вот такой большой кусок сразу выделила. Смотри, это зарисовка, и ты не даёшь времени ГГ осознать, а он, судя по твоим же словам, пытается. Что я думаю — либо без сожалений убирать/переделывать всё, кроме последнего предложения, либо после второго дать немного «оправданий», как в финале. Показать, что ГГ свою совесть усыпляет, показать хоть немного закадровых эмоций. М?