Анна Неделина №3

Чистописание

Автор:
Бабуля
Чистописание
Работа №3. Тема: Великое Ничто
  • Опубликовано на Дзен

полное ничто

Мариша старательно выводила буквы. Писать она любила. Особенно случайно подслушанное. Как правило, подслушанные слова нравились. Они были не всегда понятны, но красивы. А то, что диктовала бабушка, было скучным. Про природу Мариша не любила.

ничто ничто ничто

Ну, вот, опять слово забыла. Мама это слово всегда произносила невнятно. Сквозь зубы.

полное ничто полное ничто полное ничто

Вторая строчка, третья, четвертая.

Крупные четкие буквы с наклоном влево.

Сколько бабушка ни билась, наклон букв не желал менять направление.

***

- У меня есть папа? - время от времени интересовалась Мариша. Если интересовалась у бабушки, то та, погладив внучку по голове, торопливо выходила из комнаты. Уходила от ответа. Мариша в свои четыре года уже понимала, что означает - уходить от ответа. Так делали многие взрослые, если не знали, что сказать.

- Есть, - отвечала мама, если Мариша интересовалась у нее.

- Где он живет?

- Да вот прямо за углом и живет.

Мариша знала, что мама так шутит. Или просто хочет, чтобы Мариша отвязалась. Она про взрослых много чего знала, просто говорить об этом не хотелось.

А за углом жила тетя Света в собственном доме. Каким-то образом ее дом застрял среди новостроек. “Забыли снести”, - говорила тетя Света, когда Мариша забегала к ней в гости.

забыли снести забыли снести забыли снести

Возвращаясь домой от тети Светы, Мариша непременно что-то из сказанного записывала и давала бабушке читать.

- Забыли снести, забыли снести, - читала бабушка вслух. - Опять одно и то же пишешь?

- Почему одно и тоже? - Мариша разводила руками. - Все, о чем с тетей Светой говорили, записала.

- Не ходи ты больше в тот дом, - с заискивающей улыбкой говорила бабушка. Если честно, то Мариша не всегда могла понять, какая у бабушки улыбка, просто ей нравилось слово “заискивающая”. Это слово, услышанное от мамы, тоже не сразу запомнилось.

- Не хожу я ни в какой дом, - успокаивала Мариша, - просто за угол бегаю.

- Мать твоя сама не знает, что говорит, - вздыхала бабушка. - Молодая. Двадцать всего - дура дурой, а тут…

Бабушка никогда не договаривала, что “тут”, но вела в сторону внучки подбородком.

Мариша не знала: двадцать - это много, или мало. Ей цифры не нравились. С цифрами было скучно и непонятно. Зато она знала, что мама ее родила рано и на бабушкину шею повесила.

полное ничто полное ничто полное ничто

После разговоров со взрослыми писалось легко. Две-три страницы красивыми крупными буквами.

* * *

- Где мой папа живет?- спросила Мариша за завтраком.

- Она совсем не запоминает ответов, - сказала мама.

- Все она запоминает, - заступилась бабушка. - Просто мозг её так устроен - не сохраняет лишнюю информацию.

- Мой папа живет за углом, - неуверенно произнесла Мариша. Она впервые произнесла эту фразу вслух и не была уверена: хорошо это или плохо. Просто она очень не любила, когда бабушка начинала разговоры про мозг.

- Никого за углом нет, - сказала мама и, выпятив нижнюю губу, подула на челку. Она всегда дула, если речь шла о неприятном. - Это я так шучу, Мариш.

- Не слушай ты эту дуру, - добавляла бабушка.

- Никого за углом нет, только дом тети Светы, - четко проговаривая каждое слово уточнила Мариша.

А потом, в своей комнате, писала - полное ничто полное ничто полное ничто

***

Время от времени, легко сбежав по ступенькам с четвертого этажа - лифт Мариша не любила - выходила из подъезда и сворачивала за угол.

Тетя Света, как ни придешь, встречала ласково, чем-нибудь угощала и с удовольствием читала написанное Маришей. Если та, конечно, приносила с собой тетрадь.

- Полное ничто. - Прочла тетя Света. - Что за “ничто”?

- Не знаю. Мама так говорит. Говорит, что папа - полное ничто. Только более длинно. Я не запомнила.

- Ничтожество? - ахнула тетя Света. - Мама говорит, что папа - полное ничтожество?

- Тетя Светочка! - Мариша захлопала в ладоши. - Как хорошо, что вы это слово знаете!

Девочка схватила ручку, которую соседка держала для нее на журнальном столике и, высунув язык, начала писать.

полное ничтожиство полное ничтожиство полное ничтожиство

- Жество, - на автомате поправила тетя Света. - Правильно писать - ничтожество. Только твой папа, Мариша, не ничтожество. Он больной человек. Вернее, не больной, а талантливый. Очень талантливый, Мариш. Настолько талантливый, что мог бы стать известным музыкантом. Даже великим композитором. Заболел вот только. Грань между талантом и болезнью очень тонкая. А ведь он, как и твоя мама, совсем еще ребенок.

Девочка старательно продолжала выводить сложное слово. Тетя Света что-то говорила, но слушать было неинтересно. Пока не испишет две-три страницы, не интересно ничего.

***

По дороге домой вдруг вспомнилось произнесенное соседкой слово “великий”. Мариша даже на месте замерла и начала слово проговаривать. Катала его во рту: вначале припадала верхними зубами к нижней губе, затем касалась языком неба, а потом выплевывала последнее “кий” из горла. Получалось красиво. Очень красиво.

великий великий великий

Мариша знала, что мама с бабушкой стоят сейчас на кухне у окна. Именно это окно выходило во двор и можно было отследить её возвращение. Зимой мама с бабушкой прижимались лбом к стеклу. Летом - опирались локтями о подоконник и высовывались на улицу. Когда высовываться пыталась Мариша и мама, и бабушка в один голос говорили: “Не смей. Опасно!”.

великий великий великий

Мариша продолжала стоять посреди двора и все повторяла новое слово, чтобы не забыть.

- Господи, - прошептала бабушка. Могла и не шептать - внучка все равно не услышит, а дочь прекрасно знает её мнение. - Господи! Нашла ты от кого родить.

- Мааааама. Ну сколько можно одно и тоже.

- Сколько можно? Ты бы хоть перестала говорить про папу за углом.

- Мааааама. Мариша - нормальный ребенок. Даже опережает сверстников в развитии.

- Это и настораживает, что опережает. Лучше бы как все.

- Ты меня воспитывала, чтобы как все, теперь - Маришу. Пусть она будет лучше, мама. Ей всего четыре, а она уже хорошо пишет.

- Что она пишет? Одно и то же. Все время одно и то же. Это настораживает.

- Славик же не всегда таким был, мам. Ну, сколько уже можно об этом говорить?

- А если и Мариша?.. - бабушка прижала ладонь к губам, как бы сама себе запрещая произнести страшное слово. - Это ведь по наследству передается.

- Мама, все гениальные немного шизофреники.

- Дура ты!

***

великое ничтожество великое ничтожество великое ничтожество

Вернувшись домой, Мариша первым делом записала понравившиеся слова, чтобы не забыть.

- Великое ничтожество, - прочла бабушка. - Это о ком ты?

- Великий - это сын тети Светы. Она мне о нем рассказывает, когда думает, что я занята и не слышу. Он бы мог стать великим музыкантом, если бы не заболел. А что такое ничтожество - я еще не выяснила.

- Она тебе рассказывает о… О своем сыне? - бабушка задохнулась возмущением и приложила ладонь к горлу.

- Да, - Мариша отставила тетрадь и обняла бабушку. - Ей просто больше некому рассказывать, ба.

***

- А где живет мой папа? - спросила Мариша за ужином.

- Да сколько можно одно и то же спрашивать? - выкрикнула бабушка.

- Где, где - в Караганде! - одновременно с бабушкой заявила мама.

- Где? - удивилась Мариша. Она рассчитывала на привычный ответ.

- В Караганде.

- Не слушай маму, - встряла бабушка. - На луне твой папа.

- На луне? - восхитилась Мариша. - Папа космонавт?

- Космонавт, - бабушка отвела взгляд. - Космонавт дальнего плавания.

- Космонавт, - хмыкнула мама. - Как же…

Бабушка хлопнула ладонью по столу так, что подпрыгнула тарелка с хлебом.

***

Мариша впервые ничего не записывала. А ведь столько новых слов сегодня прозвучало. Одно только дальнего плавания чего стоит. И это… кара, кара. Не запомнила.

Девочка стояла у открытого окна и смотрела на луну. Ей многое стало понятно после разговора. Очень многое. Луна ее привлекала всегда. Особенно - полная. Если не спалось - могла смотреть на небо часами. Казалось, что можно шагнуть на лунную дорожку и бежать по ней, бежать. Мариша была уверена, что не упадет, а непременно добежит до самой луны. До папы.

Мариша схватила исписанную тетрадь, начала вырывать страницы. Сделала самолетики. Первый, вылетев из окна, тут же взял курс на луну. Мариша все высовывалась и высовывалась, чтобы убедиться, что самолетик не упадет. Летит, летит…

Хотелось хлопать в ладоши. Но тогда проснется бабушка и все, никаких полетов.

И второй самолет полетел в нужном направлении.

Третий.

Четвертый.

Пятый.

Тут пришло в голову, что надо бы нормальное письмо папе написать, а не отправлять непонятные никому сообщения. Ну, что это за полное ничто.

Здраствуй папа

Ранше я бегала к тете свете за угол а тепер плонирую отправица на луну

Дописав, Мариша сделала самолетик. Было немного жаль, что бабушка не прочтет, а то она переживает, что внучка пишет одно и то же. Но это письмо непременно должно сегодня же отправиться к папе. А позже, когда сама полетит в экспедицию, то и бабушке напишет длинное письмо.

Подойдя к окну Мариша расстроилась. Пока писала - луна скрылась за тучей. Отправлять послание в никуда не хотелось.

Девочка присела к столу, открыла тетрадь и начала писать.

великое ничтожество великое ничтожество великое ничто

Знакомые слова успокаивали.

- Мариша, что это у тебя так дует?

Бабушка открыла дверь. Внучка, с широко открытыми глазами, кругами ходила по комнате, заполненной самолетиками. Некоторые самолеты вылетали в открытое окно и уносились ввысь. Некоторые Мариша запускала сама. Прежде чем выпустить самолет, она шептала: полное ничто полное ничто кара кара кара

На вошедшую бабушку девочка не обратила никакого внимания.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+11
22:40
1326
Под впечатлением…
Очень сильно и щемяще-печально…
Автору — респект. rose
Мой ГОЛОС тут thumbsup
07:34 (отредактировано)
+2
Рассказ впечатляет. Читался, правда, тяжело, но пока понравился больше всего.
Вернулась:)
ГОЛОС
08:06
+3
Хм… очередная хромоногая одаренная собачка. Что в прошлом туре, что в этом… Читатель имеет, прямо-таки, патологическую тягу к животному миру.
Не, так-то, неплохо…
Но, увы, с одаренными девочками (впрочем, как и мальчиками) — не знаком. Не могу оценить всю степень правдоподобности. Карикатурные бабушка и мама — полное фиаско… Сказочно-паскудные люди… И такая светлая чистая дочурка, словно бы — контраст… Вот, только, абсолютно белого и черного не бывает.
Не впечатлился, извините.
10:51
+3
Интересно обыгрывается тема. Понравилось, как сложности отношений взрослых показываются через детское восприятие. А за игру девочки со словом «великий» — отдельное спасибо от моего таракашки-словолюба ))
15:17
+3
Очень изящное раскрытие темы — за него просто огромный плюс. Сам рассказ — не особо впечатлил. Шикарная идея, прекрасная подача — а содержание не оч. Отдает «хромой собачкой», правда что.
Очень нравится где-то до середины, потом уже не особо. Слава богу, хоть девочка в окно не выпала — это была бы прям добивочка)
15:31
+2
Хорошенный!
22:12 (отредактировано)
+3
Все эти магические заклинания («полное ничто полное ничто») погружают читателя в мир вундеркинда — и так, скажу я вам, в нём неуютно, что просто жуть.
Четырёхлетняя девочка тащит на своих плечах знание про то, что «мама родила её рано и на бабушкину шею повесила», что «папа — полно ничто», что дом «забыли снести»… У взрослого от такого крыша поедет, а тут дитё, да ещё особенное.
Чистописание — это, наверное, попытка Мариши защититься от негатива. А потом, узнав слова «великий» и «кара», она просто убегает по лунной дорожке в другое измерение к близкому по духу папе-космонавту.

Сильная талантливая работа и тяжёлая, гнетущая история. Вот как теперь мне с этим жить?
10:24
+2
Это ж прям про меня. Ну почти. (Смайл со слёзками и платочком)
ГОЛОС
wonder
Про тебя???
13:32
+2
Всё под контролем) не надо паники)
Комментарий удален
18:09
+2
18:10
+1
А почему в колонию? Или я что-то не так поняла в рассказе?
Рен, эт в НФстоунском заповеднике товарища Гризли разбудили. С утра по сайту шатуном бродит, народ агитирует. Иришку грозился в колонию упечь wonder
Давай её спрячем и ниатдадим drink
20:38
+2
Иришку под нашу зашиту!!!
08:26
+2
Ничтожество — это конечно классно. А вот бабуля с мамашей — не очень. Я даже не понял, какие они. То ли действительно карикатурно-неприятные, то ли никакие. А их много, они на себя внимание забирают, а главные вроде тут девочка с папой.
И я, конечно, дуб дубом, но не понял — что это за двадцать лет маме? Сейчас?! А Славик — это папа и есть? Шизофреник музыкант? Помер? Но я ещё постараюсь разобраться. Туповат.
А ещё интересно, то, что «кара» — чёрный, автор заложил?
08:29
+1
Маме, походу 20. Если дочери, например, 4 — вот тебе и грустная правда.
08:44
Да, я тоже так подумал. Но бабка и сама мать разговаривают (иногда) будто им соответственно лет 40 и 60.
09:52
А это уже вопрос «отыгрыша» персонажей
Помер?

Имхо он в психушке. И девочке по генам передалась болезнь sad
08:44 (отредактировано)
Ага, в психушке. Про гены это я уразумел.
00:56 (отредактировано)
+3
Это прекрасно, я считаю)
Манифик. Перфекто.
Вижу всех героев, всем сопереживаю.
И, конечно, не могу не отметить, как автор виртуозно подвел к теме.
Голос
10:07 (отредактировано)
+4
История без начала и конца, которая написана очень складно, за исключением одного момента, для меня существенного. Впрочем, надежда на то, что авторами будут правильно раскрываться ментальные расстройства, меня почти покинула…
Шизофрения? Дебютировала в 4 года? Ну это уж вы дали маху, автор. Да и наследственная шизофрения, переданная от отца, это тоже очень прохладное утверждение. Тут можно скорее грешить на бабку по материнской линии, хотя этиология шизофрении изучена мало и последние исследования вообще склонны опровергать именно наследственность. Но это ладно.
Больше позабавила доморощенная постановка диагноза четырехлетнему ребёнку, главное свалить все на папашу.
Кстати о нем: линия их отношений с матерью Маришки вообще не ясна, как и ее отношение к нему и к дочери. Что, зачем и почему? От социалочки хочется большего погружения в характеры персонажей, а не сосредоточенности на написании одних и тех же слов по две страницы якобы больной девочкой.
10:44
Хороши разборы последние.
14:48
Да? Да неееет, быть такого не может)
12:37 (отредактировано)
+2
Ташуль, лунатизм. Я не уверен в медицинской составляющей от слова «совсем» и рассказ не мой. Но последнюю сцену иначе никак не интерпретировать, мне кажется. Шизофрения точно ни при чём. И, возможно, что отец шизик на болезнь дочери никак не повлиял генетически. Суть то рассказа не в этом)
Тут, мне каж, речь об одушевлённых страхах мамы и бабушки.
14:45 (отредактировано)
+1
Так а где эти самые одушевлённые страхи? Какие они?
И потом, чтобы понять некие их страхи, хорошо бы понимать и характеры… но где они? Какие у них взаимоотношения? Почему девушка в столь раннем возрасте «залетела» и родила? Какова была реакция матери? Как мать относится к дочери и внучке?

— Что она пишет? Одно и то же. Все время одно и то же. Это настораживает.
— Славик же не всегда таким был, мам. Ну, сколько уже можно об этом говорить?
— А если и Мариша?.. — бабушка прижала ладонь к губам, как бы сама себе запрещая произнести страшное слово. — Это ведь по наследству передается.
— Мама, все гениальные немного шизофреники.
— Дура ты!


Зачем тогда вообще упоминать шизофрению и лечение папани?
А… я поняла) диагноз «лунатизм» — потому девочка в конце самолетики к Луне пускала? Это прикольно)))
15:14 (отредактировано)
+3
Почему девушка в столь раннем возрасте «залетела» и родила?

Нууу, чего уж тут прям непонятного то))) Довольно в мире часто случается, там причин обычно — две с половиной и все известные.
Какова была реакция матери?

Вот же
— Господи, — прошептала бабушка. Могла и не шептать — внучка все равно не услышит, а дочь прекрасно знает её мнение. — Господи! Нашла ты от кого родить.

Как мать относится к дочери и внучке?

Да вроде тоже понятно))) Любит как умеет.

А по поводу шизофрении. Это можно написать как «шизофрения». Люди далекие от психиатрии (а это почти все мы))) шизофренией называют все непонятные псих.заболевания.
15:30
Нууу, чего уж тут прям непонятного то))) Довольно в мире часто случается, там причин обычно — две с половиной и все известные.

Не, ну мой вопрос-то был не для столь простого ответа. Ты мне ничего нового не сообщила. Другое дело, какие мотивы закладывал в поведение героини. Пока характеры напоминают скорее картон.

Господи! Нашла ты от кого родить.

И? В 20 лет — это не нашла, от кого родить, а ты дура старая не уследила.

Да вроде тоже понятно))) Любит как умеет.

Как?

А по поводу шизофрении. Это можно написать как «шизофрения». Люди далекие от психиатрии (а это почти все мы))) шизофренией называют все непонятные псих.заболевания.

Если лечится близкий человек, то тут странно, что эти дамы оказались не в теме. А то понимаешь терминами разбрасываются, на ребенка наговаривают… но ничего не делают при этом.
15:42 (отредактировано)
+2
Если лечится близкий человек, то тут странно, что эти дамы оказались не в теме. А то понимаешь терминами разбрасываются, на ребенка наговаривают… но ничего не делают при этом.

Потому что именно такие дамы, поэтому «родила в 16», поэтому «космонавт», поэтому тетя Света за углом, поэтому «шизофрения» и прочее. Автор же не просто так эти штампы приводит, про космонавта))) И отец девочки им не близкий человек, это ясно из текста. Поэтому формулировки могли бы быть и жестче, но автор не стал (спасибо ему) работать контрастами.
Бабушка любит, конечно. Как? По-простому, не понимая и раздражаясь. Из текста ж понятно.
Комментарий удален
16:09
По-моему ты просто хочешь выдать желаемое за действительность. На самом деле отсутствие проработки характеров персонажей налицо. Кто они, что и зачем? — вопрос, зависший в пространстве. И именно поэтому не возникает никакой эмпатической связи у читателя с персонажами. Вот и вся канитель. Мы с тобой говорим о принципиально разных вещах и, увы, друг друга не услышим.
16:28 (отредактировано)
+1
Не, не думаю, что про разные)))
У меня то возникла та самая связь, про которую ты говоришь. И не только у меня))), как я вижу.
Мне достаточно того, что написано. История понятна и трогает. Мне лично не нужна и даже я считаю лишней «предыстории» и «разжевывания», кому-то, как тебе, нужны. Ну, ок. Это не хорошо и не плохо, просто это разное восприятие.
15:22 (отредактировано)
+2
Опс, Мара опередила)
Таш, ну вот вокруг этой фразы идея, кмк и строится. Которую Мара привела. Если идеализировать маму и бабушку, что они плохие и точка и что «девочка в чём виновата?» то картинка лубочно-картонная получится
Но они и правда по-своему любят. Как в жизни. Помнится недавно в рассказе Ренаты я на белое чёрное пытался разделить героев, выставить бабушку и сына плохими. Думаю, что это неправильный метод. И то, что они, возможно, несут ересь о генетике только в плюс «живым» и напуганным персонажам.
Блин, луна, хождение с открытыми глазами…
Мне каж всёж лунатик она…
П.С. вот ещё о беспокойстве:
А если и Мариша?.. — бабушка прижала ладонь к губам, как бы сама себе запрещая произнести страшное слово. — Это ведь по наследству передается
15:35
+1
Ну, лунатики ходят с открытыми глазами, может, даже совершают какие-то действия, но сворачивать оригами, да еще открыть окно и швырять туда самолетики — очень с трудом верится.
И тогда еще хуже становятся образы мамы и бабушки — заколотили бы окно намертво в комнате ребенка-лунатика, если он может его запросто открыть. А им видимо просто побоку
15:47 (отредактировано)
+2
Блин подумал щас…
А если девочка на нервах но здорова, а её сердобольные бабушка и мама из-за самолётиков по врачам затаскают…
Пипец тогда…
16:13
+1
Точно… пипец полнейший))
16:17
Пипец, конечно)
Ох. Опять детали мешают. Много-много мелких деталей, которые мешают.
Сходу возник вопрос: девочка в 4 года пишет?? О_о И вот вроде потом объяснили это, но поздно, поезд ушёл, образ несоответствия сложился. Кстати, я всё равно не верю, что в 4 года можно писать, да ещё и прописью, да ещё и почерк сложился. Потому что письмо — это навык, это не об одарённости речь, это, понимаете, мелкая моторика. Я скорее поверю, что ребёнок может читать в 4 года или очень круто рисовать, или петь, или на скрипочке играть. Может писать, но скорее это будут печатные буквы. Не знаю, может, бывают исключения, сейчас, наверное, придёт автор и скажет, что он знаком с таким ребёнком. Но я все равно почему-то не верю. Было бы ей хотя бы 5. И если она пишет, она как минимум должна уметь читать.
Ещё мне не хватило обстоятельств отношений мамы и папы. Хотя они вроде как неважны, наверное, но мне не хватило.
И вот ещё деталь: маме 16 было, когда родила. А забеременела в 15. Папе, стало быть тоже около того. Т.е. папа шизоид, но на девочек, получается, смотрел? Как-то не складывается — шизоид и ранние половые контакты. Да ещё и музыкант. Не знаю, имхо, перемудрили. Было бы маме, скажем, 19, и папе около того, было бы более правдоподобно.
Ну и странные мама с бабулей, которые отпускают 4-летнюю девочку одну гулять. Опять автор откуда-то из счастливого советского прошлого? Или время действия — советский союз? Сейчас в 4 года девочку отправит гулять одну только мать-алкашка. Даже до соседнего дома. Ну, либо место действия — деревня. Но опять же, нигде нет маркера деревни. Кроме дома, который забыли снести. Это полудеревня? Непонятно.
Короче, чувствую, опять щас меня закидают помидорами, но мне все эти детали мешают воспринимать рассказ. Всё какое-то полуреальное.
17:21
Чтобы играть на скрипочке или рисовать, тоже нужна мелкая моторика)) А вот читать можно и с 2 лет.
Не такая. И читать с 2 лет как бы тоже нет. Буквы можно знать, читать нет. Потому что прежде чем читать, нужно научиться сносно говорить. Т.е. как минимум говорить сложносочинёнными предложениями.
18:03 (отредактировано)
+1
Я читаю с 2 лет. Первые слова с 8 месяцев, развернутые предложения — с года с небольшим. Книжки из поселковой библиотеки — с трех лет, из городской (детский отдел поселковой исчерпал себя) — с пяти. Бывает такое, хотя и не слишком часто: ранняя общая детская одаренность — один из концов кривой нормального распределения. На втором конце — задержка развития. В среднем к 20 годам большая часть и тех и других сравнивается с условной нормой. Хотя в последние десятилетия есть тенденция к более позднему речевому развитию у детей — тех, кто связно говорит до двух (а то и до трех), все меньше и меньше. Насчет мелкой моторики, скорее, согласна — писать печатными буквами я начала ближе к четырем, до этого за мной мама записывала.

И еще один нюанс: я немного имею дело с логопедией, так одна из методик развития речи и постановки звуков у плохо говорящих детей — как раз с опорой на чтение, на зрительный анализатор вместо слухового. Это работает (конечно, в зависимости от рода нарушений) и чтение тянет за собой речь и дикцию. Так что насчет сложносочиненных предложений вы погорячились. Никто же не требует в 2 года читать и понимать Достоевского или квантовую физику. А понимать смысл текстов по возрасту вполне может быть доступно.
Вот так и знала, вот чувствовала, что надо помалкивать))) Но ладно, придётся теперь отбиваться.
Что, прям читали? Вот прямо в два года? Нет, можно в 2 года знать буквы, читать слоги. Но полноценное чтение с пониманием — ну нет. Ближе к трём — могу поверить, хотя формально это тоже 2 года. И то, это скорее адаптированные простые сказки. Кстати, моя дочь тоже знала в 2 года буквы, и ближе к 3 начала пытаться читать. Но назвать это чтением в полном смысле этого слова я не могу при всём желании. Многие просто любят приукрашать. Начал ребёнок слоги складывать — оп, уже читает. И скажут, что с 2 лет, даже если ребенку 2 года 11 месяцев) Ну, с другой стороны, я вас не знаю, может быть, и правда, с двух лет Паустовского, или что там было в поселковой библиотеке, вы ведь не уточняете. (И это сейчас не сарказм, не подумайте)
Сложно сочинённые предложения как бы тоже разные.
Сравните:
«Я красивый, и ты умная.» и
«Прошла косматая зима, и в конце апреля пара острокрылых птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.»
Ну пусть, я погорячилась. Да, двухлетние дети могут говорить сложносочинёнными предложениями. Наверное. Очень одарённые.
18:26
Присоединяюсь к Юлии — мы, Солокью, тоже рано начали читать и говорить.
Комментарий удален
18:52
+6
А Ветер не начал читать внутри мамы только потому, что внутри нечего было читать.
Рано, это во сколько? В два года?
Давайте предметно. Да, есть дети, которые начинают читать рано. Рано считается всё, что до школы. Это раз. Второе, нужно разделять умение складывать буквы и осмысливать кусок прочитанного текста. Это два.
Третье: в дошкольном возрасте один год — это огромный период. Что ребёнок читает в три я поверю (с оговорками о качестве чтения, об осмысливании и т.д. но поверю). В два года — ну нет. Потому что против физиологии очень трудно переть.
Ну и четвёртое: чтение и письмо — принципиально разные вещи. В рассказе — письмо. Опять цепляетесь к ерунде, а слона-то и не приметили.
Комментарий удален
Но, наверное, говорил уже сложносочинёнными предложениями crazy
19:07
Шо значит говорил? Я ими стихи сочинял!
19:23
Я осмысливаю прочитанное всю сознательную жизнь) Родители говорили, что года в 2 уже шпарил книжки вовсю) Нормально и внятно говорить начал поздно, но мысли вполне выражал) Тут смотря как учить, наверное
19:23
+1
А внутри папы?
19:30
Будь я внутри папы, быть мне долларовым миллионером.
19:31
я тоньше издевалась…
19:32
Все мы были внутри папы до того, как быть внутри мамы) Так что не светили никому миллионы)
19:33
Библия утверждает, что не все
19:33
Видимо, слишком тонко
19:36
+1
Narrator понял
19:36
Так-то Бог — отец, так что все
А, т.е. читать начал раньше, чем говорить?))) Это прям, даже слов не подобрать)))
19:38
+1
Narrator умный
19:39
Но ключевое-то слово — «внутри»
19:39
Докажи, что мы снаружи бога
19:40
Проще будет обвинить тебя в ереси
19:41
Попробуй, дело скользкое, предупреждаю
19:44
Ну неее)) Я читал, понимал что читаю, болтал вполне себе, просто никто не понимал, что я говорю — речевой аппарат был еще слвбый
20:23 (отредактировано)
+4
Главное-то, что? Главное — помнить себя в 2 годика… Я, блин, себя — месячной давности — помню с трудом… а тут… Обзавидоваться можно:)
21:15
И как вышел на свет потребовал тёмного.
21:48
Вот-вот, и как мемуары писать, совершенно неясно…
22:00
Вот и не пишу:(
Оооо… я заиндевел вовнутре. Это ж метафизика любимая… это ж самая мозговая мякушка ) но не от этого ли вопроса папа оказался «за углом»?
23:24
+1
Нет, не от этого. Вся магия в данном случае — авторская воля, не более:)
23:26 (отредактировано)
А вот жаль! Пусть бы он решал этот вопрос. А без метафизики — нет, нет, и еще раз нет! :)
23:48 (отредактировано)
+1
Надо вызвать Торчинова из метафизических глубин) он точно разберётся и с небесной самкой и с трансперсональным состоянием папани поневоле)
Папаня поневоле! это же какая тема пропала! ))
13:31
Вы правы, космическая белка, абсолютно. У меня дочке пять, пишет печатными. Хотя моторика — дай бог каждому.
17:51 (отредактировано)
Что вижу я. Комменты читать не стала, поэтому, если повторюсь, извините.
Итак, история великого ничто вокруг игры слов Ничтожество и потери смысла и реальности. Ну, хороший поворот. Подача через ГГ — девочку-аутистку — вполне себе реализовано. Текст написан опытной рукой, не вызывает желания правки. Нормальный текст.
Мне не хватило эмоций. Да, я вижу, что героиня не проста. И в этом замысел. Но Бабушка с Мамой только ахают — это вся реакция. А интересен же контраст внутреннего и внешнего. Вообще обе героини слипаются. Информация о юной матери и о бабушке с ярмом на шее ничего им не дает. Так же гаснет и другая бабушка, папа, так настойчиво упоминаемый, но никак не реализованный, никак и не играет. А по идее финал — это полный уход Маришка от реальности. Не знаю, как в жизни, но в литературной истории неважно, аутизм, шизофрения, важное развитие и итог. Должен быть щелчок — «до и после».
Нелогичным показалось, что мать то называет отца ничтожество, то говорит о гениальности и, мол, не все так сразу… Тут скорее бабушка с досады могла подобное допускать. Все эти за углом, в Караганде, на Луне, как-то шаблонны что ли, не пойму. Но мотивации мне мало в тексте.
Как играет то, что Маришка пишет, а не рисует, не сочиняет музыку, не рифмует, понятно, что нужна эта игра слов. Но это не подано в сюжете. С чего она ищет отца? Ну нет и нет. Ели бы была сцена, где у Маши есть, у Даши есть, а то эта паранойя тоже как-то без почвы. Ну и момент, что при заботливой бабушке маленькая девочка одна куда-то шастает, к какой-то тете… С которой еще и не все ладно… Это все имеет место быть, если это подать. Я не спорю с авторской задумкой, я ее на могу воспринять при наличествующих данных.
Пока я вижу, что авторская идея проводится намеренно, а автор может это делать более элегантно, это точно.
18:26 (отредактировано)
Дожили) Рассказы уже на педсоветах и медицинских консилиумах обсуждают)

А где в тесте про то, что ребёнок — лунатик? Откуда эта версия? Девочка — просто фантазёр. Так заигралась, что бабушку не заметила. И всё. Тут проблема скорее в бабушке. Это она, переживая непростую семейную ситуацию, всё воспринимает чересчур трагически. Это её страхи, а вовсе не реальная картина.
Комментарий удален
18:40
а где в тексте, что девочка просто фантазер?
Казалось, что можно шагнуть на лунную дорожку и бежать по ней, бежать. Мариша была уверена, что не упадет, а непременно добежит до самой луны. До папы.

А позже, когда сама полетит в экспедицию, то и бабушке напишет длинное письмо

Пока писала — луна скрылась за тучей. Отправлять послание в никуда не хотелось.
18:54 (отредактировано)
Знакомые слова успокаивали.

Внучка, с широко открытыми глазами, кругами ходила по комнате, заполненной самолетиками.

На вошедшую бабушку девочка не обратила никакого внимания.

Аутизм расстройство, возникающее вследствие нарушения развитияголовного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.
19:00 (отредактировано)
Кстати, да. Комменты сбили меня чот. Аутизм, конечно, не шиза.
Кстати, Вика, что ты знаешь об аутизме? Я как-то мало, но мне всегда казалось, что аутисты работают головой, а не руками. Т.е. они хорошо умеют складывать, запоминать много, буквы и прочее, но не писать, потому что здесь принципиально другое. В письме важен навык, а не сложные вычисления. Не?
И если автор намекает, что папа — аутист, то, чёрт, как он вообще стал папой?? Вот я помню фильм «Человек дождя». Там есть сцена, где его (аутиста) целует девушка, и спрашивает об ощущениях. И он отвечает: «Мокро.»
19:03
Для определения аутизма требуется наличие характерной триады:
— Нарушение социального взаимодействия.
— Нарушение вербальной и невербальной коммуникации.
— Ограниченный репертуар реакций, повторяющееся и стереотипное поведение.
В качестве некоторого уточнения. Вербалка и невербалка там нарушены. Более того проблема аутиста помимо очевидных вещей заключается в том, что он ни коим образом не идентифицирует себя как отдельную личность. (понятно, что каждый аутист своеобразен и нет ни одного похожего друг на друга аутиста, но есть особенности позволяющие диагностировать это нарушение).
19:06 (отредактировано)
Хахахаххахаха)))) ты это скажи тем аутистам, которых ставят на учет в ПНД с диагнозом «шизофрения» по достижении 18 лет.
Расстройство аутистического спектра — не наследственное ментальное нарушение.
19:07 (отредактировано)
Выдернули из контекста.
Слова успокаивали девочку после того, как взрослые накручивали ситуацию.
После разговоров со взрослыми писалось легко. Две-три страницы красивыми крупными буквами.

Она с закрытыми глазами должна была ходить? Это бабушка её видит такой!
А дети, когда играют, вообще на что-нибудь внимание обращают? Особенно на бабушку, которая, может, через каждые пять минут забегает.
Не, ну степень разная бывает. Есть лёгкая, когда это всё смазано. И исходя из рассказа поставить диагноз довольно сложно))) Да и не надо, наверное)))
Ой, даже спорить не буду. Я в этих диагнозах реально не разбираюсь, и не хочу. Ну, у девочки скорее аутизм, а может, и лунатизм, а может и вообще ничего нет. Дело не в этом. Никакой диагноз не объяснит письмо прописью в 4 года.
19:12
нет легкой степени. есть вербальные аутисты и невербальные. невербальные даже не разговаривают и ты никогда по их реакциям не поймешь, что им надо в данный конкретный момент. зато они при это могут очень бойко щелкать челюстью и пускать слюни или бить тебя, если им что-то не понравилось (причем не в тебе лично, а например солнце в этот момент слишком ярко светило). таким ребятам сто процентов светит психоневрологический интернат с соответствующим психиатрическим диагнозом. Вот и вся печальная история. Никакой романтики.
19:12
Н я тебе еще раз повторю, что это «литературный» диагноз. Ты мне еще вон «Человека дождя» разбери. Понятно же, что не было задачи.
А аутизм при всем при том разной степени бывает, и про личность тоже не скажу, что согласна. Личность когда формируется? К тому же он может быть в начальной стадии, может накрыть ГГ. Автор не противоречит образу. И не важно это, аутизм, шизофрения, лунатизм, потеря связи из-за фантазий. Какая разница, рассказ «танцует» от отклонения. Иными словами «они все такие, а я не такой» Так что проблема на мой взгляд не в точности или неточности отражения диагнозов, а в том, что нет определенной направленности замысла. Но есть игра слов, которая вытащила ситуацию, именно ее, потому что на историю это не тянет.
19:15 (отредактировано)
+1
Насколько я понимаю качество написания рассказа — у читателя не должно оставаться слишком много вопросов и черных дыр по сюжету. Мы не должны гадать ни о диагнозе, ни о внутрисемейных отношениях. Это должно считываться. И боже упаси расписывать все подробно, но можно расставить точки над ё одной-двумя фразами.
Ну вот тут согласна.
19:17
Ну вот ты знаешь аутизм по человеку дождя. Мне смешно, когда говорят, что они головой работают. Многие из них вообще лишены способности мышления.
У них в основном истерики и повышенная тревожность, чтобы ее преодолеть им нужен алгоритм действий. Одна девочка успокаивала себя тем, что снимала обувь и стучала туфли друг о друга, ходя по кругу, 5 часов, потом ложилась спать. Очень головой пользовалась?
19:18
В «человеке дождя» в прототипы взят вполне реально существующий человек (ну до недавнего времени существующий). И прописан сюжет с ним гениально, и Хоффман блестяще отыграл.
Потому что было четкое понимание, какую историю нам хотят рассказать.
Здесь же да, ситуация с большим количеством вопросов.
19:21
+1
Ну все и думают, что аутисты — гении, а гении — аутисты. Спасибо Хоффману)))) Так-то сколько пациентов, столько и историй, это только сопли у всех одинаковые, а крыша у каждого оригинально съезжает.
19:25
ну, саванты-то гениальны, тот случай когда две крайности одной и той же сущности. С Аспергером тоже весьма умны и креативны… остальные же… да, романтизирован образ этакого замкнутого гения, решающего проблемы вселенной внутри себя
Нет, я так не думаю, я ваще ни разу так не думаю. С чего вот ты это взяла? И про аутизм я знаю не из кино (про человека дождя я упомянула, чтоб как бы наглядно про сексуальное влечение больного человека пояснить, но почему-то все упрямо игнорят это). Я как бы знаю, что это болезнь. И способности какие-то бывают нечасто, и это не одарённость, а перекос в работе мозга.
18:47
А где про лунатизм? Если настолько важны переживания бабушки, полагаю этот персонаж должен был раскрываться несколько иначе. На данном этапе она не вызывает ни сопереживания, никаких эмоций. Мы просто знаем, что у девочки есть номинальная бабушка, потому что так по сюжету положено.
18:47
так-то две есть, обе формально
18:53
так-то и мама с папой есть. тоже формально. одного, вон, в психушку сослали, чтоб под ногами не мешался.
18:56 (отредактировано)
+1
Концовка дана глазами бабушки, и это не случайно.
А почему бабушка должна вызывать сопереживание, если она из мухи слона делает и травмирует психику ребёнка своими страхами и кликушеством.
18:59
+1
А где про лунатизм?

Нигде про лунатизм.
19:07
+1
Ну Жан откуда-то это взял)
Да там она ж у открытого окна и про Луну рассуждает angel
19:03
Рассказ прочитала, а вот комментарии — по диагонали, так что могу где-то повториться. В целом, понравилось, атмосферно, хотя мама и бабушка мне тоже показались немного непрописанными. Видела обсуждение возможных диагнозов (в самом тексте, насколько помню, они не упоминаются) — ну, имхо, сама склонность застревать на написании однотипных слов — это еще не дебют шизофрении и даже не аутизм, а так, очень легкая особенность из серии расстройств аутистического спектра. Сам аутизм — это не романтично и, как правило, не про одаренность. А девочка развита не по годам, очень контактна, достаточно развитая речь, социальный и эмоциональный интеллект также опережают развитие. Если бы ей по тексту было 6 лет, а не 4, смотрелось бы все еще вполне органично.
Немного странно проседает грамматика Маришиного последнего письма. До этого она не пользовалась фонематическим написанием, иначе и «великий», и «снести», скорее всего, были бы написаны с ошибками в безударных гласных. Финал, конечно, оставляет место околомедицинским и мистическим домыслам, но мне тоже кажется, что можно было бы его сделать более ярким. Конфликт внешнего и внутреннего у Мариши не очень выражен — у всех детей этого возраста есть какой-то внутренний мир, все так или иначе сталкиваются с непониманием и ложью взрослых, поэтому, мне кажется, стоило как-то поярче выделить эту линию. Ну, скажем, теми же речевыми проблемами (написать может, сказать — нет) — интеллект и психическое развитие неговорящих и плохо говорящих детей часто недооценивают. Но это лишь моя версия, одна из возможных. В любом случае мне, наверное, придется прочитать остальные работы и правила голосования, чтобы прочтение не прошло зря. Эх, не было печали…
19:48
Вот как бы много всего написали, и персонажей и диагноз обсудили вдоль и поперек, а все равно вкусовщина говорит: здесь голосуй. Оставляю ГОЛОС.
За хороший стиль и необычный финал. Ну и пусть логика помечтать отошла. Ей тоже надо/полезно.
19:01
трогательно. А какова эволюция: ничто, ничтожество, великое ничтожество
19:42
Странный рассказ. Понравился образ девочки, очень хорошо выписан именно ан уровне впечатлений. Атмосфера отклонения/одаренности на отлично. И раскрытие темы интересное. Не скажу что прям тонкое и классное, но пойдёт. Но чисто субъективно — не моё. Я просто не люблю такие тексты, даже хорошие. Поэтому пойду пока дальше.
13:05
Мариша записывает все новые слова, какие услышит. Мариша любит писать и любит задавать неудобные вопросы:
— Где мой папа?
Мама отвечает одно, бабушка другое, а Мариша все записывает новые слова.

Категорически рекомендую прочесть этот рассказ Бабули.
Загрузка...
Ольга Силаева

Достойные внимания