Харон в стену
Одинокая мама Роза Рудольфовна назвала сыночка Адамом. Мы, мальчишки во дворе пятиэтажки, звали его Адиком. Адик, как водится, в нежном возрасте пилил скрипочку, гонял футбол, потом все бросил, вырос и выучился на программиста.
Мы оставались друзьями, хотя виделись все реже, а потом так случилось, что Адик умер. В газете написали – скоропостижно. Там же перед этим писали, что предприниматель Адам К. арендовал на сто лет участок с киоском на рынке. Я тогда удивился: почему на сто? Адику было двадцать девять, оставалось пожить еще примерно столько же, чуть больше. Откуда взялись сто? Программеры тоже люди, столько не живут.
А скоропостижность у Адика вышла странная. В кресле, бритая голова в электродах, как в кино. Компьютер включен, оттуда по кругу бубнит песня про Another brick in the wall... и лампадный огонек горит в центре экрана.
Сразу вспомнилось, как мы из окна увидели похоронную процессию. Красный гроб ехал на открытом грузовичке, словно по конвейеру. «Еще один кирпич в стену,» – сказал тогда Адик. Я подумал: вот фантазия! Гроб, действительно, похож на кирпич, просто стена – горизонтальная: вся поверхность земли. Зато какой величины стена!
И вот, теперь он сам уходит в бесконечную горизонтальную стену.
Ну, понятно, побрили, похоронили. Мама его сильно убивалась, но держалась при этом в стороне.
Друзей на похороны пришло мало, не оказалось у Адика много друзей. Вяло толклись свободной группкой, вполголоса обсуждали пустяки, а когда наступило время подойти и сказать Розе Рудольфовне дежурные соболезнования, она уже ушла.
А примерно через неделю – звонок. Я поднял трубку, але-але, а там – Адик. Привет, говорит, как жизнь? Нормально, отвечаю, а сам понять не могу, что происходит. А у тебя – как? Адик засмеялся. У меня не жизнь, говорит, в вашем понимании, но тоже неплохо. Зайди, говорит, в киоск сегодня, разговор есть, не по телефону. Ключ у мамы возьми.
Увидев меня, Адикова мама обрадовалась, метнулась куда-то в комнату и вынесла мне ключ. И спрашивает: «Вы к Адику?»
Я несколько опешил. Думаю: Роза Рудольфовна, вы чего? Похоронили же. Но про звонок-то помню. Поэтому осторожно отвечаю: даааа. И еще как бы вопрос в конце голосом поставил. А она мне: скажите Адику, пусть не забывает там кушать! И смотрит на меня, слезы в глазах, как будто я что-то на это сказать должен. А я опять: даааа?
В киоске, как ни в чем ни бывало, работал компьютер, и светилась все та же заставка на мониторе. Голос Адика возник из дешевых колоночек.
– Привет, Саня! – сказал голос. – Тут интересное дело намечается. Я знаю, у тебя с деньгами сложно (откуда узнал?). Можно легко заработать десяточку. Сходи к мэру, скажи: договор в силе.
– Какой договор?
– Да неважно! Так нужно. Скажи, что от меня. Договор в силе. Все. Да ты не сомневайся, мы же друзья! Просто сделай, а сразу после – здесь встретимся.
Глупо это все выглядело.
Услышав имя Адика, мэр заволновался и, потирая руки, забегал по кабинету. Спросил, что еще мне известно. Я честно ответил: больше ничего. Мэр закивал. На этом расстались.
Адик выслушал меня и сказал: «Значит, расширяемся. Держись меня, Санек, не прогадаешь.»
А назавтра в местной нашей газете прошло объявление: «Никто не умрет! Ваши родители будут живы вечно! ООО «Стена»».
Я думал, такая реклама сорвет народу крышу, а она прошла как-то незаметно. Народ похихикал, но интровертно, внутрь себя. Мало ли. А вечером опасный голос в трубке объявил, что у них с Адиком незаконченные дела и что Адик сказал: Саня знает. На мой вопрос, что я знаю, в трубке хмыкнули и посоветовали не мутить. Ребята свое дело делают четко, и хотят гарантий. Завтра перезвонят, чтоб без шуток, а то киоск недолго снести, или под чебуреки отдать, а Розе Рудольфовне – квартиру продавать, возвращать инвестиции. Отбой.
Сразу после неприятного разговора в трубке проявился Адик. «Не пересказывай, – сказал он, – я все слышал.» Оказалось, мэр обеспечивает законность, а бандюганский вождь – охрану. Денег взято у обоих. В папке «Стена» на рабочем столе компьютера в киоске лежит анкета. Надеть сетку с электродами на голову клиента и заполнить анкету. Это долго. Но теперь – за зарплату.
«Молоком за вредность, – подумал я. – Или золотом инков.»
Первым клиентом оказался вождь городских братков. Сидя в электродах перед монитором, он читал вслух отрывки из классиков, решал арифметические задачки, вспоминал детство, отвечал на странные вопросы. После введения данных, на экране появилось его помолодевшее изображение и сказало : «Теперь ты не одинок, и бессмертен.» Вождь прослезился и оставил мне весь свой толстенный лопатник с деньгами.
Следующим прибыл мэр. Тайно, ночью, с охраной. Его потряхивало. Ему сказали: «И твое тоже – царствие небесное.»
После этого началась работа. Я как будто съел кучу грязи, выслушивая бандитов, городских начальников, их жен и любовниц. Стал знать о жизни столько, что мне приставили охрану. Чтобы избыток грязи изо рта случайно не утек в народ. Однажды пришел участковый потолковать насчет соседей сверху, так тут же в дверь постучал кто-то коротко стриженый, а следом за ним протиснулся майор милиции, после чего участковый быстро удалился, даже не допив чай. А эти двое почти в унисон простившись, записали свои телефоны для связи и сидели еще час, выспрашивая, как что работает.
А я и сам не знал толком, но что-то говорил про электрические импульсы, волны мозга, движения глаз. Их все устроило. «Братан, – сказал стриженый, – если что, мы тут не напрасно.» Восхитительная емкость речи, все-таки. Майор просто молча кивнул.
Уже скоро на месте старого железного киоска построили кирпичный павильон. Прямо вокруг компьютера. Теперь там светилось пять мониторов с креслами, разделенных офисными стенками. А от окраины города, где начинался непроходимый для чужака частный сектор и стояли косые балкИ, пустили автобус до рынка. Останавливался автобус недалеко от павильона. Водитель Сема громко объявлял остановки и шутил насчет посмертной жизни. «Забавно, – говорил он, – деньги сейчас, а удовольствия – после смерти. Хорошо бы наоборот.» Народ смеялся, но понимал – иначе не бывает.
Снявшийся с тормоза автобус прижал Сему к дверям гаража и раздавил ему ребра. На похороны пришло много людей, но казалось, они хотели послушать, не станет ли Сема из гроба про смерть шутить.
Некоторое время автобус водил сменщик, а потом привезли железный ящик и установили под кожух. На следующий день автобус вышел на маршрут без водителя. Рассевшиеся люди с удивлением услышали из динамиков голос Семы и его бородатые шуточки. Одна старушка долго стояла на передней площадке и спрашивала в окошечко, как там живется, рай это или как, что там есть, какие магазины...
Сема отвечал как обычно – с подъемом, с озорными словечками. Лучшей рекламы нельзя было придумать. В этот день у меня началась настоящая очередь на бессмертие. «Это все хорошо, – думал я, – но Сема-то оцифровку не проходил.» Из дома он тоже не мог оцифроваться, потому что вход в Адиково царство закрыт-запаролен намертво, из дома не зайти. Но эта мысль не закрепилась, ускользнула.
Застрелили вождя. Мэра разбил инсульт. А они появились в телевизоре. Вождь, крут и лыс, рассказывал, на каких тачках – не западло, а мэр терся в кулинарном шоу.
Цифроваться приходили, в основном, старики, но иногда заглядывали люди помоложе. Павильон еще расширился и занял весь рынок. «Серверам место нужно, – сказал Адик, – на рынке все-равно дерьмом торгуют.» Рынок перенесли из центра, но это никого не встревожило. Автобус теперь ходил «до Стены».
Появилась функция видео-чата с умершими. Недешевая, но в родительский день стояла очередь. Да и в обычные дни народу прибывало все больше. Кто с усопшими поговорить, кто сам цифровался, кто стариков приводил. Умершие с экранов рассказывали о своей жизни, как они хорошо проводят время (какое там у них время?), выглядели молодыми, бодрыми.
Начались хорошие деньги. На них покупалась земля, серверы и электричество. Городской совет решил строить отдельную подстанцию для потусторонних клиентов.
Роза Рудольфовна заказала элитную оцифровку и теперь кудрявой красавицей появлялась в рекламе послесмертия. В свои виртуальные тридцать два, в открытом платье пела «Отцвели уж давно хризантемы». Хорошо пела, очень хорошо выглядела.
Мама моя однажды сказала: «Жаль, что отца уже нет.» Принесла фотографии на которых ей 16, спрашивала, можно ли ей в таком виде быть в компьютере. Можно, мама, тебе все можно. У меня на том свете большие связи.
Постепенно Стена заняла пол-города, жилые кварталы ютятся теперь на окраинах, а северный район так вообще почти в реку съехал. Чат-терминалы стоят по периметру. Кроме послесмертия, Стена продает услуги слежки, подсчета, делает игры, сайты, порно. Любой каприз за ваши деньги.
Я иногда думаю: что если там ничего нет, только фреймворки, текстуры, полигоны, спрайты, нули, единицы. А я – Харон в никуда, живые руки мертвеца, ведущего лодку в только ему известном направлении.
Сервера и платы благодарят вас )
А так — вполне, вполне.
Голос за юмор, интересную историю, гладкий слог и задумку
Очень много «начал»
для примера. Хорошо бы отредактировать текст
Выход со скрипочкой не понравился. Недостойно как-то
а на футбол что ж никто не завелся, вдруг британские корни.)))
И имена мамаши и самого Адамчика) а вот скрипочка вдруг… Ну не вижу зла.)))
ну шутка, если это шутка, так-то весьма добрая. Национальный инструмент, что плохого. Яша Хейфиц, Давид Ойстрах… кинематограф… Не вижу повода расстраиваться вообще.
Еще раз выражаю свое сожаление о случившимся недопонимании. Упрек в недостойном поведении принять не могу, ничего недостойного в своих намерениях не вижу. Но мне искренне жаль.
Кстати, ни Шагала, ни хасидов в характеристике героя не считала. Но это, скорее всего, моя проблема. Но, с другой стороны, как Шагал работал на образ героя? Может, я действительно чего-то не поняла?
Мне хотелось оттенить жесткость провинциальных 90-х чем-то лиричным. Мне герой симпатичен, не хотелось делать его делягой, хотелось оставить что-то душевное и, одновременно, дать почву для метафизики, для лирики, для печали о нас, медленно уходящих.
А почему «пилить скрипочку» это — как водится? По национальному признаку или по какому другому?
Интересно просто
Немного жаль работу соперника, ведь она замечательна по-своему, но в сравнении с классически структурированным рассказом проигрывает.
ГОЛОС здесь.
Может, оно и неважно, но всё же…
Не поняла восторгов от текста. Пойду читать конкурента.
Вроде как понятно, что была договоренность, что придет курьер. Его ждали.
Не знаю, что смущает. Анекдотический слог, который не вполне коррелирует с раскрытием темы? Не знаю… Стиля не хватает.
Фильм не видел, не знаю о чем.