Микротренинг для писателей №44: мифическое в магическом реализме

На дворе 24 июля, и с вами вновь леди-тренер, пытающая разобраться в тонкостях магического реализма. Надеюсь, вместе с вами!
Перед вами микротренинг для писателей №44!
На этот раз, задание на мой скромный взгляд будет полегче предыдущего: мы будем говорить о фольклорной составляющей магического реализма - необязательной, но часто встречающейся.
Немножечко теории потому что иначе я не могу. На этот раз обратимся к книге Anne C. Hegerfeldt "Lies that Tell the Truth: Magic Realism Seen Through Contemporary Fiction from Britain". Там на английском, но я немножечко для вас перевела:
"Тем не менее, магический реализм не только показывает, насколько интересными и хорошо сконструированными могут быть исторические описания, но также ставит под вопрос социальную и психологическую важность доказанного исторического факта по сравнению с выдуманными приукрашиваниями истории. Как правило, эмпирическая или материалистическая историографическая практика, основанная на предположительно известных фактах, в магическом реализме бывает дополнена или даже заменена легендами, местными рассказами, сплетнями и слухами, показывающими, как такие знания формируют восприятие людьми прошлого так же - если не более - как реальные исторические события. Магический реализм настаивает, что такие выдумки должны быть приняты во внимание, если кто-то хочет понять прошлое сообщества, а также его настоящее.
Нередко отмечалась склонность магических реалистов использовать мифы, легенды и фольклор, а также имитировать сходство с устными традициями. В то время как существует опасность переоценки зависимости от ранее существовавшего материала, особенно в отношении латиноамериканской и постколониальной литературы, такие альтернативные формы знания являются важной частью того, что магический реализм противопоставляет доминирующей западной парадигме. Такая стратегия напоминает о вековом различии между мифом и разумом (в оригинале "mythos" и "logos" - прим. Лиса), которое на самом базовом уровне можно понимать как два разных метода понимания мира: мифы повествуют о мире, а разум объясняет его с рациональной точки зрения. Однако, в отличие от романтизма, который, вероятно, рассматривал миф как привилегированный способ мышления и восприятия, магический реализм не заботит иерархия - только то, как различные формы создания знаний порождают умственные конструкции мира, влияя тем самым на поведение человека. В некоторых случаях альтернативные формы знания могут оказаться более полезными для понимания мира, чем наука" (Hegerfeldt, 2005).
Боже, Лис, ты что такое делаешь. Чета очень сложно.
Если вкратце и своими словами спасибо: в магическом реализме мифологическое сознание представлено как один из важных способов познания мира, возможно, не менее важный, чем наука. Поэтому в магическом реализме часто используются мифология, фольклор и другие элементы устной традиции. Магические реалисты показывают, что подобные представления не меньше, а может, и больше, влияют на восприятие людьми прошлого и даже настоящего, чем реальные факты, и через это влияют также на поведение людей.
Давайте разберем на знакомом примере. Лично я считаю, что это отлично отражено в рассказе Мары "Мистерия" из прошлой группы, по крайней мере, как я его прочитала. Легенда об Аиде сплетается с семейной "традицией", определяя не только прошлое семьи (трактовка поведения бабушки и матери), но и настоящее: Регина появляется в мире живых, чтобы напомнить младшей сестре о мифологизированной истории семьи, и Наташа, как я поняла, уступает. Может, это только я так увидела, но даже если нет, на поведение Регины семейная легенда влияет однозначно. Женщины в этой семье воспринимают реальность (гендерные отношения) через призму мифа.
Давайте на этот раз потренируемся что-то подобное сделать. Необязательно прям так серьезно, мы сейчас пишем не рассказ, а только семь предложений. Поэтому для начала: просто попробуем добавить мифологические, фольклорные элементы в привычную нам реальность.
Итак, что мы имеем:
1. Тема - "Магический реализм: фольклорная составляющая". В примере выше это миф, но сюда также подойдут, например, фольклорные персонажи или сюжеты народных сказок и легенд.
2. Специальное условие: это необязательно должно быть художественное описание. Вы можете описать это так, как делаете, скажем, у себя в заметках, когда работаете над произведением. Главное, определить, что фольклорное вы будете помещать в реальность и как.
3. Ограничение объема - семь предложений.
Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 31.07.2020 включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос. Не будем растягивать, ограничимся неделей, а потом - новый тренинг!
Успехов и удачи!
Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.
P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.
По результатам микротренинга для писателей №43 подарочки от меня получают Светлана Пожар и Ehnuvot.
Полетели!
Большое спасибо за тренинг.
Спасибо за подарок! )
кого пнутькому теперь написать, чтобы мне выдали красивую семерочку, а то подарочков уже как раз три штуки?)Когда читаю такое, не знаю, что с собой делать. У меня никогда нет никаких заметок! Что-то со мной не так :(
У меня то так, то так, но для рассказов это нормально. Чтобы написать хороший роман, возможно, проще быть «архитектором».
Дилемма
Жили-были дед да баба, и была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое.
Дед бил — не разбил, баба била — не разбила.
А мышка бежала, хвостиком задела, яичко покатилось, упало и разбилось!
Плачет дед, плачет баба, и говорит им Курочка Ряба: «Не плачь, дед, не плачь, баба: так и быть, снесу вам новое яичко, но не золотое, а простое!»
Дед почесал репу и возразил: «Нет уж, Курочка Ряба, давай золотое, мы его беречь будем и мышеловку заведем!»
Бабка поставила жирную точку в разговоре: «Дед, ты что, сбрендил, на кой такой эксклюзив дома держать, сдадим в ломбард и вся недолга!»
Что, на мой взгляд, стоит сделать, чтобы задумку можно было бы назвать магическим реализмом: по максимуму убрать сказочности. Очень конкретно расписать деревню, ее жителей, последние новости, кто кому кем приходится, быт и так далее. А потом в одной из изб у престарелых мужа с женой курица сносит золотое яйцо. И что будет происходить в деревне, как поведут себя супруги, приедет ли из города тут же сын, который до этого звонил в лучшем случае раз в месяц… Интересно) Сюжет понятно, на чем основан, завязка магическая, а развитие действия максимально приближено к тому, как люди повели бы себя в реальности. Ябпочитала)))
медики вам расскажут, что такое яичкоАфриканский огнедышащий фикус
Оставив далеко позади сломанную машину с раненым напарником он шёл за помощью и давно потерял счёт времени.
Накаленный воздух пустыни, вязкий и липкий при вдохе, отзывался в лёгких хрипом невыносимой боли, и постепенно сжигал его изнутри.
Кровь отяжелела и с трудом пробивалась по венам, замедляя его движение и лишая надежды выбраться из этого песчаного ада.
«Господи, не покидай меня,» — с отчаянием взывал он, и в памяти всплыли пророческие слова шамана о том, что нельзя идти в пустыню и не задобрить дух Огнедышащего богатым подношением.
И когда последние силы покинули его, и он упал в обжигающий песок бархана, над пустыней загромыхал, разрывая в клочья его уходящее сознание, шаманский бубен.
Сквозь воспаленные веки он увидел как в мареве зноя проявились очертания огромного старого и высохшего фикуса, из трещин ствола которого, вырывались хищные языки пламени, испепеляющие все живое вокруг.
Он уже не понимал что происходит, голова звенела сотней колоколов, ритм барабана отдавал невыносимой болью, и только теперь, теряя остатки сознания, запоздало поверил в реальность Африканского Огнедышащего Фикуса.
Или вот такая работа в формате семи предложений:
. Лесная магия
Если хотите послушать о лесных духах, то приходите в лес в летнюю лунную ночь и послушайте, как ветер нашептывает траве волшебные истории, а любопытные берёзки притихли и подслушивают.
Но будьте осторожны, знайте, духи хотят поймать вас в свои сети, и им в этом помогает коварный ветер, заманивая вас поближе к болоту.
Там за лугом болото, шепчет ветер, а в нем по ночам просыпаются потерчата и водят с русалкой хороводы, а я им играю на колосьях сухого камыша.
Он скрипит, и, качаясь, подымает волну на водной проплешине, на которой и веселятся духи речные.
Русалка веселится с потерчатами, а угрюмый Леший с тоскою смотрит на их танец, он влюбился и тайно страдает.
Уже сотни лет он подглядывает за ней и не подозревает, что русалка знает о его любви и потешается над ним, дразня его весёлыми хороводами и смехом потерчатат.
Это магия лесных духов, они околдовывают доверчивых слушателей волшебными историями и затягивают в свои болота и чащи, и не выбраться вам, не спастись, и, пока есть время — бегите, не слушайте ветер.
Чем не магреализм. И в семь предложений легко. У меня еще есть подобные работы. Но не буду загружать рубрику.
Но любопытно, попал ли я в магреализм?
Объясняю, почему.
В первом случае — почти. Вот прям почти-почти. Одна важная штука: в магическом реализме все необычные явления воспринимаются героями как нечто естественное, как будто так и надо. То есть, если бы главный герой пошел нарвать Африканских огнедышащих фикусов к ужину, и такой: блииин, а кожаный защитный фартук-то я и забыл, сейчас меня сожгут — тогда да.
А во втором случае нет реализма. В идеале — прям чего-нить «из мира людей», того же автомобиля, как в первом тексте. Ну вот, например, «Вечера на хуторе близ Диканьки» ряд литературоведов относят к магическому реализму. Возьмем тоже образ русалки, рассказ «Майская ночь, или Утопленница». Вначале — такая бытовуха-бытовуха, хутор, казак влюблен в казачку, но ему не дают не ней жениться, потому что в нее также влюблен деревенский голова, потом там парни дебош устраивают и всякое такое. Это реализм. Потом главный герой идет в таинственный дом, там вроде как засыпает, ему снится бывшая владелица дома, она дает ему поручение найти ведьму среди утопленниц, он находит. Панночка дает ему записку, которая решит его проблемы. Главный герой просыпается, а в руке — записка. Это магия. Главный герой отдает записку голове, а там приказ комиссара поженить главных героев. Вот он, магический реализм)
В принципе, если бы во втором тексте в русалку был влюблен деревенский парень, а вся деревня бы над ним потешалась, типа «все знают, что русалкам веры нет» — это что-то где-то как-то примерно мог бы быть магический реализм.
Можете еще присылать, интересно)
Первая:
«Зеленая фея»
Если вы хотите познакомиться с Зеленой Феей, то вам нужно выбраться жарким августовским днем на опушку леса, где, вдали от шумных городов, растет она, хранительница Зеленой Феи, и выглядывает в наш мир горьким цветением; и тогда, нашептывая ей ласковые слова, осторожно срываете цвет, бережно несете домой, где смешивая с духмяным анисом, строгим фенхелем, волшебным кардамоном и ароматной мятой, готовите ее к долгому сну.
Фея непредсказуема и строптива, и потому вы ее усыпляете очищенным зерновым эликсиром на долгие три недели, и она засыпает, попадая в его цепкий капкан, и ее сон может длиться вечно, пока есть силы эликсира удерживать ее.
В темном укромном шкафу, недоступная солнечному свету, скованная сном, она ждет своего пробуждения в окружении любимых пряностей.
И вот наступил тот самый вечер: вы пригласили друзей, зажгли свечи, расположились в мягких удобных креслах и приступаете к знакомству с Феей — неспешно разливая в стаканы из толстого стекла зеленый эликсир, где в каждой капельке глубоко скрыта спящая Фея.
Для укрощения ее буйного нрава необходимы сладости, и вы осторожно, на несколько секунд, погружаете в эликсир кусочек рафинада, и, удерживая его над стаканом специальной вилочкой, поджигаете, и он, превращаясь в карамель, капает в эликсир к Фее.
Угощение для Феи готово, и теперь можно ее выпускать из плена, и вы доливаете в стакан воду со льдом, и на ваших глазах происходит чудо ― зеленый цвет эликсира меняется на желтый ― это проснулась она, Фея.
В руках у вас бокал с теперь уже желтым эликсиром, и Вы делаете первый глоток, и напиток поражает вас контрастом горечи полыни со сладостью карамели и холодом льда, и, закрывая глаза, чувствуете жаркое солнце августовского дня на лесной опушке с горьким ароматом полыни ― укрощенная Фея зовет вас.
И вторая работа:
. «Холод»
Когда приезжаешь зимой на хутор после долгого перерыва, дом встречает холодным равнодушием и ледяным дыханием из каждого уголка, где кажется затаился и настороженно следит за тобой чужой и холодный взгляд хищника, оберегающего добычу.
Теперь это его царство, где все подчинено и лишено воли и желаний, спит долгим летаргическим сном под его присмотром.
Ещё недавно мои любимые и кресло, и топчан согревали уютом и теплом, а сейчас от них холодное равнодушие.
Они боролись до последнего и берегли для меня тепло, но хищник оказался сильнее, и с каждым днем все больше наполнял их собой и душил безжалостно ледяными объятиями.
Он постепенно проникал сквозь стены, вползал из-под пола невидимым туманом и, добравшись до мебели, коварно, миллиметр за миллиметром, наполнял их холодом.
Несколько дней, сражаясь с незваным гостем, сопротивлялась печка: и отдавала ему себя по маленькому кирпичику, пока не остался один, в самой глубине её лабиринтов, однако и он не дождался меня, покрылся мёртвым инеем холодного сна.
— Сейчас я тебя отогрею, — уговаривал я дом, — и мы опять будем наслаждаться теплым уютом, — и споро тесал лучину для растопки, бежал в сарай за дровами — и вот он робкий огонёк, оживляет печку, а на стенах причудливый танец теней из открытой дверки печки подаёт сигнал дому о скором пробуждении.
Во втором слишком велико ощущение, что захватывающий все холод — просто фантазии главного героя, некоторая метафора запустения, заброшенности. Вот он едет домой и думает, как в его отсутствие дом остывает, холодеет и становится безжизненным, как он отогреет его, приехав. Строго говоря, с героем ничего магического не происходит.
Учительница русского и литературы Ядвига Карловна пришла домой с работы, поставила на пол сумки, грузно плюхнулась на пуфик; скинув туфли, помассировала ступни ног; погладила огромного (по кошачьим меркам) чёрного кота, вышедшего в прихожку с вопросительным «мурмяу?»
— Слов нет, как устала, а сегодня ещё региональный слёт «ПДД и транспортные средства», на проверку сочинений вообще времени нет, — Ядвига Карловна заискивающе взглянула на кота. — Не будешь ли ты так любезен…
— Му-у-р-р?!!!
— Конечно купила, и рыбку, и печёнку — всё, что ты любишь (и про себя добавила — вымогатель).
Кот тяжело, но не очень искренно, вздохнул, прошёл к письменному столу и, нацепив очки, придвинул к себе стопку тетрадей, а Ядвига Карловна, напевая что-то легкомысленное и не обращая внимания на мурчание кота про «чудовищную безграмотность нынешней молодёжи», оседлала новенькую стильную метлу и стремительно вылетела в окно.
А хорошо) занятно
Итак рассказ:
. «Мечта»
«Мы не знаем, кем мы были в прошлой жизни, и не можем предугадать, кем окажемся в следующей»
Железнодорожный вокзал играл тысячью огней и бурлил непрерывным потоком спешащих людей: приезжающих, уезжающих, встречающих.
А на привокзальной площади ожидал отправления в последний маршрут ночной трамвай.
В этот поздний вечер он ждал особых пассажиров пригородных поездов, несущих весть о далеком волшебном мире.
В их глазах огонь восторга перед величием города часто сменялся недоверием, и даже снисходительностью, как будто им была ведома недоступная для городских особая жизненная истина.
Трамвай неторопливо ехал маршрутом, слушал их разговоры и при этом видел настолько необыкновенные и яркие образы, что казалось вместе с ними слышал как колышутся травы, шумят деревья, квакают лягушки, и все это вызывало в нем тоску по чему-то давно забытому и приводили его в тревожно-радостное волнение.
Только птицы свободно летали в эти края, и он, прикованный к рельсам, смотрел им вслед и мечтал когда-нибудь собраться с силами, и взлететь вслед за ними, и хоть на миг увидеть тот край.
Прошли десятилетия, и однажды, вдали от городов, посреди безлюдной степи люди увидели ржавеющий старый трамвай, во взгляде разбитых фар которого читался восторг сбывшейся мечты.
голландецтрамвай — это точно магреализм!Очень хорошо! Даже как будто с отсылкой к Маркесу, у него в «Сто лет одиночества» упомянут корабль, который находят чуть ли ни в центре континента.
Хочет больше про пассажировС пунктуацией аккуратнее:
«Мы не знаем, кем мы были в прошлой жизни, и не можем предугадать, кем окажемся в следующей».
Железнодорожный вокзал играл тысячью огней и бурлил непрерывным потоком спешащих людей: приезжающих, уезжающих, встречающих.
А на привокзальной площади ожидал отправления в последний маршрут ночной трамвай.
В этот поздний вечер он ждал особых пассажиров пригородных поездов, несущих весть о далеком волшебном мире.
В их глазах огонь восторга перед величием города часто сменялся недоверием и даже снисходительностью, как будто им была ведома недоступная для городских, особая жизненная истина.
Трамвай неторопливо ехал маршрутом, слушал их разговоры и при этом видел настолько необыкновенные и яркие образы, что, казалось, вместе с ними слышал, как колышутся травы, шумят деревья, квакают лягушки, и все это вызывало в нем тоску по чему-то давно забытому и приводило его в тревожно-радостное волнение.
Только птицы свободно летали в эти края, и он, прикованный к рельсам, смотрел им вслед и мечтал когда-нибудь собраться с силами, и взлететь вслед за ними, и хоть на миг увидеть тот край.
Прошли десятилетия, и однажды, вдали от городов, посреди безлюдной степи люди увидели ржавеющий старый трамвай, во взгляде разбитых фар которого читался восторг сбывшейся мечты.
Как-то так)