@ndron-©

Ой

Автор:
Хагок
Ой
Работа №5
  • Опубликовано на Дзен

В дождь. Это всегда происходит в дождь.

Заежженно - скажешь? Да, знаю. Но что лучше: заежженность или бездарность?

Ну-ну. Нечего на меня смотреть так, словно я единственный, сочетающий в себе эти качества.

Может быть ты сам попробуешь? Давай-ка, расскажи мою историю за меня... То-то же.

Значит, дождь.

Непременно косые струи дождя, нещадно секли лицо и одежду горожанина, одиноко бредущего сквозь сумрак ночных улиц.

Что же могло заставить человека покинуть теплый уютный дом?

О, это очень простой вопрос. Конечно же Она.

Она? Неужели женщина?

Полно. Не стоит кривить физиономию, не обладая всеми частями мозаики. Она, конечно же — страсть.

И страстью этого господина, являлся — театр.

Нет, определенно, без трубки подобную историю не рассказать. В клубах табачного дыма скрывается гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Отчетливый щелчок спички разрывает тишину, вязку и густую, нахлынувшую лавиной при первой удобной возможности.

Терпкие нотки дыма просачиваются минуя мундштук, приятно опаляют язык. Легкое покалывание сопровождается ароматом вишни.

Ой. Обожженное дерево срывается с вершин человеческого удовольствия, оставляя ощутимый ожег на пальцах.

Уберу после. Сейчас не до этого.

И так, страсть. Театр.

Ночная премьера, эксклюзив в чистом виде и только для избранных. Конечно, когда ты достигаешь вершины блаженства, в целом, не важно — как именно ты этого достиг.

Что? Низвержение с вершин? Всего лишь в паре предложений друг от друга?

Резонное замечание. Но кто нынче безгрешен?

Понимаешь, театр — это не столько нахождение в зале. Не столько погружение в атмосферу мистики, коварства, интриг, голоса. Обволакивающего подобно дыму. Нет. Театр — это внутренняя способность быть причастным. Эмпатия, если хочешь. В конечном счете совершенно не важно, что творится на сцене, если ты не готов в это поверить.

Ухмылка, недоверие — лучшая из возможных реакций. Конечно, у тебя всегда имеется свой, персональный, правильный взгляд на вещи, и горе тем несчастным, кто не согласен.

Я понимаю. Мне это близко.

Так вот. Несомненно, страстью этого горожанина был театр. И, что характерно, в худшем из возможных его проявлений.

Дождь. Мнимое одиночество. Безуспешные попытки спрятаться от секущих капель за промокшим до нитки пальто... Это — даже не декорации. Это попытка поверить.

Выбравшись на едва освещенную улицу, наш герой направился к неприметной двери, нашаривая на ходу ключи. Приятная тяжесть мастер-ключа, открывающего путь к действию — окрыляла.

Ну, что опять? Я не тяну кота за известное место. Напротив. Я сломя голову мчусь, опуская извечную бурю эмоций, игравшую в этот момент на душе у героя.

Знаешь, что мне в тебе нравится? Этот скептицизм, критический взгляд на все, даже на то, что в нем, собственно, не нуждается.

Нет, закурить я тебе не дам. Не проси. Самому мало.

Крепкая затяжка — это лучшее, что изобрело человечество со времен своего появления. Лучше могут быть только котики. Кстати, взгляни, как очарователен этот комочек шерсти, когда спит! Ну, не чудо?

Прости, отвлекся.

Ключ, едва подрагивая в руке, скользнул в замочную скважину, получив очередную порцию царапин, коих уже, поверь мне, просто не счесть.

Тяжелые шаги гулким эхо радовались в безлюдном коридоре. Тусклые лампочки сердито следили за мокрыми следами оставленным на ковре.

Задержавшись у нужной двери, наш герой продолжал повторять заученные реплики, вылизывая их, нещадно выхолащивая любые острые углы. Латал дыры. Речь просто обязана была быть безупречной. А иначе никто не поверит. Даже он сам.

Возможные предлоги метались яркими частичками калейдоскопа, образуя причудливую вязь причинно-следственных связей.

Не убедительно? О, полно тебе. Человек влюбленный в театр просто не может иначе.

Работа? Проект? Негодный начальник? Сломавшийся, так не кстати, общественный транспорт?

Да, все это так обычно, привычно, обыденно. А потому — достоверно.

Нить нащупана, слова подготовлены. Зал ждет.

Дверь распахнулась и из недр квартиры на героя ринулись бесчисленные ароматы любви, заботы. Дома...

Что ты говоришь? Это любовь-то не может иметь запаха? А поздний ужин, приготовленный специально для тебя? Запах дезодоранта, заглушающий ароматы кошачьего туалета? Запах свежевымытого пола? Что скажешь? Это ли не любовь...

-Ой... Да ты же промок весь!

Не давая раскрыть рта, не давая и шанса заготовленной речи, нежные руки помогают стянуть набравшее в весе пальто. Подают свежее, хрустящее полотенце.

Запах ужина усиливается. Ноги героя сами ведут на сцену.

-Дорогая, прости, на работе задержали...

-Поешь, ты же должно быть голодный!

-Да, конечно... Ты знаешь, маршрутка...

Накрытый стол, любезно отодвинутый стул и шаги доносящиеся из коридора.

-Ты не сердишься? Прости, нужно было позвонить...

В ванной раздается звук заряженной на стирку машинки.

-Знаешь, мы с девочками сегодня задержались, я едва-едва успела...

Из комнаты доносится трель телефона, едва заглушаемая шумом льющейся воды.

Да-да, посуда сама себя, знаешь ли, не помоет.

Сигнал тонет в дыму декораций.

-Ой... - доносится из соседней комнаты. А телефон, словно бы невзначай опускается дисплеем на кровать, почти скрываясь под подушкой.

В чайнике кипятится вода. А наш герой с упоением вещает о мудачине-начальнике, вынуждающем работать сверхурочно.

На стол опускаются чашки со свежим, только заваренным чаем. Шелест пакеты с плюшками вынуждает на время отвлечься.

-Ты не злишься?

-Ну, что ты!

Чувствуешь? Ну, скажи, чувствуешь? Этот аромат?

Что? Воняет вишней? Ну, ты не исправим,

Ну, что еще? Что опять не так? Что тебе вечно не так?

Магии не хватает? Серьезно? Неужели ты думаешь, что театр возможен без магии? Неужели ты думаешь, что актерство, перевоплощение — это... пшик?

Герой уединяется в туалете. В руках верный спутник — черный, поблескивающий прямоугольник.

Из комнаты доносится чуть слышное:

-Я тебя люблю.

-И я тебя, моя радость! - отзывается герой, переставая набирать сообщение.

К его возвращению, квартира погружена во мрак. На кровати, кошкою свернулась она. Свет и радость. Отрада. Уголок спокойствия и привычности. Она, которая всегда ждет, сколько бы сильно он не задержался.

Герой ложится на кровать, нежно обнимает свернувшуюся супругу, проваливаясь в беззаботный сон.

Сон, прощающий им обоим вкус чужих поцелуев на губах.

Заезженно? Ну, конечно! Театр и не может быть другим! Он весь — в этом. В возможности быть тем, кем ты не являешься. Быть лучше, чище. Просто быть.

Губы выпускают последний клубок дыма. Аромат вишни заполняет собой пространство одинокой квартиры. Квартиры, в которой уже тысячу лет никто не появлялся, что бы навестить старину-рассказчика.

Театр... И в первую очередь, театр — в нас самих.

Знаешь, мне чертовски нравится говорить с тобой. Ведь ты — единственное, что у меня осталось после проигранной мною роли.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+7
22:34
1051
00:59
+2
Знаешь, мне чертовски нравится говорить с тобой. Ведь ты — единственное, что у меня осталось после проигранной мною роли.

Я, честно говоря, так и не поняла кто с кем разговаривает.
11:42 (отредактировано)
+2
Заежженно заезжено
ожег — ожог
Заезженно а два ли н?
губы выпускающие дым мне странно читать, не могу представить.
А вот проигранную роль могу представить себе. И проигранное соревнование рассказов.
губы выпускающие дым мне странно читать, не могу представить.
— Да? А улыбку чеширского кота, тающую в воздухе?
13:18
+1
Написано хорошо. Текст-настроение, текст-откровение. Разговор с двойником, который по ту сторону окна. Который приходит только в дождь. Потому что дождь размывает границы. Наверное, причины для некоторого уныния у рассказчика и слушателя в чём-то схожи. Поэтому они понимают друг друга с полуслова. Мол, да, больно, что даже отношения с близкими любви — фальшивы. Мол, да, вроде кончился спектакль тысячу лет назад, а рана от проигранной роли так и не зажила. Но есть ты и дождь. И, значит, всё не так уж и плохо.
Мне понравилось. И я тоже люблю дождь.
21:58 (отредактировано)
+2
Ой! А мне понравилось. Очень искренно, откровенно. Нестандартно. Жизненно. ГОЛОС.
Весь мир театр, а люди в нём — актёры. Всё заезжено до опротивления, скуки и серости. Жизнь движется по колее, а колея по кругу. Зачем живём?..
09:33
Вот потому все от начала времен и ищут смысл жизни. Пока никак.
03:32
Много ошибок, и глупых. Один «ожёг» чего стоит. По сравнению с другими рассказами — очень много. Поэтому я не буду их цитировать. Скажу только, что очередной раз убедился, что количество ошибок и художественный уровень текста напрямую связаны. Говорят, бывает не так, но я до сих пор ни разу не встретил такого примера.
09:35 (отредактировано)
+2
Не согласна совершенно. Сколько «вылизанных» пустышек я прочла… И даже не в сетевой, а в художественной литературе… А так, это поправимо, есть, в конце концов, корректоры.
10:06 (отредактировано)
+1
Ожег — это дань уважения Ожегову. А то всё Розенталь, Розенталь))
Нет здесь вопиющих ошибок, которые говорят о неначитанности автора, его невежестве. А прихрамывающая орфография может быть по вполне не зависящим от человека причинам. Иногда даже гены сказываются.
Текст показывает образованного, умного, тонко чувствующего человека.
И это главное.
10:13
Ну я не спорю, но пока не нашёл опровержения своего мнения.
Нет, «вылизанных» пустышек полно, а вот безграмотные шедевры — крайне редкие звери.
Корректоры да, подправят, редакторы отредактируют, но в чём тогда, извините, заслуга автора? И как сравнивать недоделанный полуфабрикат и зрелые, состоявшиеся работы других авторов?
10:18
Очень хороший вопрос, в чем заслуга автора. Помню, я на какое-то время вообще разочаровалась в писательстве, когда посмотрела фильм «Гений» (фильм хороший)
11:59
+1
Хорошо, давайте так. В чем заслуга автора станет понятно, когда мы поймем необходимость в работе редакторов и корректоров. Если бы их работы было достаточно, без авторского начала, что ж они сами то не пишут? Не отнимайте их хлеб)))) Может быть куча факторов у опечаток — от эмоционального состояния до психологических особенностей. Я знаю, что запятая между подлежащим и сказуемым, разумеется, не ставится, но когда пишу, бывает внутренняя остановка, пауза, пальцы машинально ее фиксируют. А потом могу просто не заметить, даже при 100 вычитках, потому что текст в голове и… Ну и не все имели возможности одинакового хорошего образования со школьных лет. Мне пришлось переучиваться самой. И то читатели очень помогают. Я все это к тому, что вот так, отворачиваясь, и годноту можно пропустить.
05:13
Я. не сомневаюсь, что мы с вами сходимся во мнении, что хорошо бы писать хорошо. Что качество литературного произведения много значит. Как и качество любого изделия, услуги, продукта.
Рассказ, выставленный на конкурс — это изделие. Я — читатель — потребитель. Автор, ты стараешься для меня.
Есть критерии, базирующиеся на вкусах, предпочтениях. Одному остро, другому пресно, одному смешно, другому противно. Пытаться подстроиться под вкусы некой ЦА — это заведомый провал. Потому что неискренне. Автор должен писать так, как ему нравится, и надеяться на то, что это придётся по вкусу некоторой части аудитории.
Но у любого изделия существует ряд объективных критериев. Показателей качества. Тут уж не поспоришь. Хлеб должен быть пропечённым, а текст грамотным.
Автор, ты работаешь для читателя. У меня ужасный почерк, свои черновики я могу писать как курица лапой, что сам не всегда разберу, но если я хочу, чтобы мою рукопись прочитали, старательно вывожу буквы. Старательно.
Здесь я старания не увидел, и это снижает общую оценку, которая, по общепринятым критериям, состоит из оценок за художественную ценность, эмоциональный резонанс, глубину и оригинальность идеи, соответствия теме, грамотности и оформления. Да, грамотность — это всего лишь один из критериев. Я не ставлю его на первое место, не призываю сосредотачивать все силы на нём, в ущерб другим. Но игнорировать его тоже нельзя. Ратуя за повышения грамотности, я стремлюсь к повышению качества литературы.
Теперь скажу за себя. Я учился в обычной школе, как и автор этого рассказа. У меня техническое образование. Почему же я пишу грамотнее? Потому что в определённый момент мне стало стыдно. Недавно. Года три-четыре назад. До этого я писал примерно так же. А теперь не так. Поэтому я никогда не поверю автору, утверждающему, что он не сможет научиться писать грамотно. Я же научился. Оправдание нежеланию учиться только одно — автор не считает это важным.
А я считаю. И имею право подходить к оценке конкурсных рассказов с точки зрения своего понимания качества.
Я не отвернусь от безграмотной годноты, если она покажется мне по-настоящему годной. Да, впечатление будет испорчено, оценка снижена на одну пятую, но если остальные достоинства текста значительны, то я не отвернусь. Беда в том, что обычно всё взаимосвязано. Автор всего лишь не умеет ставить запятые? Нет, он не понимает их значения для восприятия смысла фразы. Всего лишь путает «итак» и «и так»? Нет, он не видит разницы в смысловом значении слов, использует их не по назначению, неверно передаёт свою мысль. Всё взаимосвязано. Как правило, безграмотный автор неграмотен и стилистически. Допускает ляпы, несуразности, противоречивые высказывания, корявости. Это делает текст некрасивым. Впрочем, красота — понятие субъективное. Но тем не менее.
Говорят, где-то существует высокохудожественный красивый глубокий безграмотный текст. Всё его видели. Может, и так. Я не видел. Покажите.
Да, бывают очень и очень неплохие рассказы с ошибками. Бывает, что ошибки даже не замечаешь — так интересно. Бывает, но редко. Увы, гораздо чаще ошибки не просто так. Это показатель. Первый признак. Симптом. Потому что по-настоящему глубокое произведение может выдать только глубокая и всесторонне развитая личность. Всесторонне.
Поэтому я всего лишь прошу уважать читателя. Не дарить недоделки. Цветы прекрасны, но их принято оформлять в букет. Прекрасна ли горсть брошенных в лицо ромашек? На 12-тилетие мне подарили две одинаковые книги — «Донские рассказы» Шолохова. Хотя нет, не одинаковые. Одна засаленная и мятая, потрёпанная жизнью, цена на обложке густо замазана ручкой. Угадайте, какую я прочитал?
Я всего лишь призываю сделать литературу лучше.
Пишите художественно, самобытно, красиво, глубоко и грамотно. Неужели это так сложно?
06:23
+1
Это с Абдуловым в главной роли?
09:22
+1
Да, грамотность — это всего лишь один из критериев. Я не ставлю его на первое место,
Простите, но все Ваши комментарии говорят о другом. Поэтому и вышел наш разговор, так-то понятно, что один любит арбуз, другой — свиной хрящик, и ни кто ни кому не указчик.
Спасибо, что поделились личным опытом, но это ваш опыт. Но я, опираясь на свой, разумеется, думаю, что не стоит ждать от другого когда-то пережитых нами эмоций и принятых решений. И тоже прошу меня понять, я сейчас не веду речи о критерии оценки, не призываю вас их менять, упаси боже, иначе мне придется формулировать свои. Я лишь о и фанатизме в это направлении.
что количество ошибок и художественный уровень текста напрямую связаны.
вот это исходная точка беседы.
Бывает, что ошибки даже не замечаешь — так интересно.
а вот эта конечная. И да, бывает. Здесь, например, я не понимаю, как ожёг повлиял именно на стилистическую грамотность.
Итак, я тоже «за», но без фанатизма, который мешает воспринимать тексты сильнее запятых. И да, это лишь мой вывод.
11:28
+1
О да, вполне может сложиться впечатление, что грамотность — мой бзик. И что больше меня ничего в текстах не интересует.
Первое верно, второе — нет.
Но бесит.
Любой текст можно изуродовать запятыми, как этот. И тогда вместо чтения и наслаждения художественными достоинствами получится мучение и спотыкание. Вроде бы банальная грамотность, но ставя лишнюю запятую, автор вынуждает меня делать ненужную паузу. А это уже граничит со стилистикой. Потому что как вот это прочитать:
К его возвращению, квартира погружена во мрак. На кровати, кошкою свернулась она.
Но нет, я не ставлю грамотность во главу угла. Но безграмотность заставляет обратить более пристальное внимание на текст. Не читать, а вчитываться, а когда вчитываешься, обязательно найдёшь в той или иной степени неудачные места, даже если именно в них с пунктуацией всё нормально:
Ключ, едва подрагивая в руке, скользнул в замочную скважину, получив очередную порцию царапин, коих уже, поверь мне, просто не счесть.
И становится неловко за автора, хотя я не всегда могу внятно объяснить за что.
Ну что ж, как я и предполагал, мы нашли общую точку. И вы, и я «за» грамотность, пусть вы без фанатизма, а я с некоторой долей его.
Так выпьем же!.. А, нет, это для другого случая заготовлено…
11:48
Хаха, ну пусть так. Правда приведенная вами фраза, как пример вашего испанского стыда, мне очень даже норм. Ну, может мне понравился сюжет, доверительный тон, уход от академического повествования в индивидуальное изложение. Сейчас все ищут свой язык. Здесь мне он понятен. Мне это не кажется скучным, поверхностным или пафосным, сравнивая с предыдущими прочитками. И, к счастью, я умею не замечать чужие запятые. Бог миловал)))))))
19:05
+1
Нет, это 2016 года который
19:07
+1
Надо посмотреть
09:31
+2
Сказка, которая стала взрослой. Ложь, сладкая, словно вишня. Правда, горькая, как табак. Все перемешано, а от дыма слезятся глаза. Мне такое нравится.
С метафорами местами перебор, на мой вкус.
ГОЛОС
10:26
+1
Красиво, поэтично, глубоко. Но сложно принимать — потому как не очень стандартно. Хорошо ли это, я не уверен…
Aed
06:56
Не люблю такой стиль повествования. Это и стало для меня главной проблемой. Но рассказ оригинальный и метафоричный и благодаря этому выглядит интересно. «Тусклые лампочки сердито следили за мокрыми следами оставленным на ковре» — это особенно понравилось.
11:20 (отредактировано)
+1
Очень странное, неоднозначное впечатление какой-то личной продуманности идеи и заезженности слов ее реализации. Как если бы интересное наблюдение рассказали тертыми банальностями, включая «про милых котиков».
Да, Ой!
Театр… И в первую очередь, театр — в нас самих.
— Ну, как бы то ни было, все так и есть.
Резануло: чувствуешь аромат? Воняет вишней? Тут либо аромат, либо воняет. А лучше обыграть слово запах.
Повеселило:
Неужели ты думаешь, что актерство, перевоплощение — это… пшик?
Герой уединяется в туалете.

Магия трубки, табака, мозга одурманенного дымом, ароматом, чадом?
Одно могу сказать определенно — не хватает коньячка, для полного магического погружения.
Плюс.
22:05 (отредактировано)
Диалог здоровский. Мне понравилось его читать, прям, живое общение.
Сама история о любителе театра, ну, простовато. Вспомнилась песня «Метро» группы «Високосный год»: «Мы могли бы служить в разведке, мы могли бы играть в кино...» да, вот об этом песня, кажется.
Ошибок много, есть даже те над которыми можно посмеяться:
Отчетливый щелчок спички разрывает тишину, вязку

Я хоть и не собаковод, но стал сопереживать четвероногим, чью вязку разорвал щелчок спички laugh
Шучу, конечно, тут просто опечатка)
В целом, чего-то рассказу не хватило для целостности. Не смог я рассказчиков связать с этой историей.
22:42 (отредактировано)
Мне симпатичен настрой рассказа, наблюдения автора за жизнью. Именно наблюдательность я поддерживаю ГОЛОСом. К сожалению, не могу сказать хорошо о тертой до дыр образности и странных формах выражения мыслей. Вот, например: «Терпкие нотки дыма просачиваются минуя мундштук...» (пунктуация автора) не означает ли, что дым идет мимо мундштука? Или дым идет через, а нотки мимо? Почему «просачивается», если там нет преграды? У меня много (очень) вопросов по стилю, по использованию слов, но даже в таком виде рассказ (именно как рассказ, не текст) мне понравился.
09:59
*Кривится*
Не смог прочитать. Авторская речь и типа реплики рассказчика смешиваются, разговор идёт ни о чём. Кто настроение поймает — тому, может, и зайдёт. Не мне.
19:26
Три «Ой» и жизнь прошла…
В битве между ролью и жизнью, победила роль, впрочем как всегда. (+)
20:09
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

История разыгрывается в диалоге рассказчика с критиком. Внутренним или внешним – я не разобралась.
За основу взята в целом та самая банальная, заезженная история семейных измен. И реплики заготовлены, и декорации поставлены, и финал всем давно известен. На что не устаёт намекать тот самый критик.
Я здесь на стороне критика. Всё мне вечно не так. Здесь нет интереса, это – кухонная философия. В целом умно и понятно, только слишком уж приземлённо. Кому-то понравится, мне – нет.

Что бы сделало рассказ лучше в моих глазах? Больше… персонализации, что ли? Сейчас это стандартная бытовая история, пересказанная собеседнику.
Вернулся, наверное с голосом. Еще попалось на глаза:
Сон, прощающий им обоим вкус чужих поцелуев на губах.
— жизненно-философично-мудро.
Голос.
Загрузка...
Владимир Чернявский

Достойные внимания