Ольга Силаева

Приходите в гости

Приходите в гости
Работа №2
  • Опубликовано на Дзен

Алиса Вещёва была вне себя от ярости, но никто об этом не догадывался. Никто, кроме Хоря. Он давно научился распознавать Алисино настроение по малейшим признакам: не зря же пятый год исподтишка наблюдал за ней.

Тонкая морщинка между бровями. Побелевшие щёки и губы. То, как она заправляет золотистую прядь за ухо, будто ловит и прячет солнечный луч. Все эти детали кричали Хорю: Алиса готова рвать и метать. Как бы она ни смеялась над шутками дуралея-Перкина, какие бы оживлённые беседы ни вела с подружками-прихлебательницами Ешкиной и Мерзлюгиной, Хоря не проведёшь. Он и причину знал, отчего у Алисы настроение испортилось. Да и у него самого, если честно, тоже.

Всё дело в том, что профессор Кунцын сегодня сделал Алисе замечание. А она-то совсем не привыкла, чтобы её отчитывали, да ещё перед всей группой.

— Вещёва, — профессор присел на край парты и склонил над Алисой свои тёмные и пышные, как виноград, букольки. — Позвольте спросить, отчего вы не приглашаете меня в гости? Это, конечно, ни разу не повинность, и всё же пятикурснику, идущему на красный диплом, рекомендуется посещение обоих рецензентов — как выбранного вами, так и назначенного комиссией. Гортензия Григорьевна, как я слышал, удостоилась такой чести. Возможно, вы просто забыли меня пригласить?

Хорь превратился в лимонад со льдом — похолодел, вспотел и по парте растёкся. Где это видано, чтобы профессор сам в гости напрашивался? Никак, чувства у него к Алисе.

— Простите, Лука Лукич, — она робко улыбнулась. — Я просто подумала, что у вас нет на это времени. Вы так заняты в связи с… прошлогодней историей.

— Вещёва, тема вашего диплома, насколько я помню, «Превентивные меры подавления студенческих волнений». А я — тот самый человек, который, так скажем, их и подавляет, — Кунцын поморщился. — У вас явно прослеживается негативное отношение к изучаемому вопросу. Я мог бы найти исток и устранить его. Чего стоит одно слово «подавление», вынесенное вами в заголовок. Так уже не говорят. Это нетолерантно. Но… — профессор развёл руками, — дело ваше.

Он слез с парты и пошёл к доске. На ней всё это время мелькали пёстрые картинки диафильма про восстание десятилетней давности. Алиса поморгала, выпрямила спину — хотя куда уж прямей — и обменялась взглядами с Ешкиной.

На большой перемене Хорь осторожненько, по стеночке, прокрался к зимнему саду. Приоткрыл стеклянную дверь, юркнул внутрь. Тут повсюду висели бубенцы и колокольчики, из-за чего каждое растение обладало своим голосом. Немая садовница Дарья опасалась, что кто-нибудь подкрадётся к ней и нападёт («Нужна больно!» — думал Хорь), потому-то и обезопасила свою вотчину всякими звякающими штуковинами. Садовница вообще была чудаковатая, и Хорь немного её побаивался. Да и слухи о ней ходили нехорошие. Поговаривали, что раньше Дарья училась в университете и участвовала в восстаниях. Старых, конечно, не прошлогодних. Тех самых, которые с диафильмов.

Пусть Хорь и побаивался садовницу, но её звонкие преграды навострился обходить ещё на втором курсе — как только узнал, что Алиса любит проводить время в зимнем саду. Отучившись первый год, Хорь уехал к бабушке в деревню и всё лето усердно практиковался. Бабушка, хоть и не понимала его увлечения, но всячески способствовала: развешивала по дому связки ложек и вилок, а Хорь учился их не задевать. Вот так он и освоил мастерство бесшумной ходьбы. А всё ради того, чтобы иногда слушать голос Алисы, плывущий по тёплому, влажному и сладкому воздуху сада.

Правда, сейчас до слуха долетел другой голос. Скрипучая калитка Ешкиной.

— Вещь. — Так Алису называли только друзья, а Хорь в их число не входил. — Этот урод от тебя не отвяжется. Придётся впустить.

— Знаю, — выдохнула Алиса.

— Вещёва, давайте временно переправим Тэ ко мне. Он у вас и так слишком долго. Вы рискуете.

Хорь удивлённо выпучил глаза. Он узнал преподавательницу философии — Гортензию Григорьевну. Раньше она в садовых посиделках не участвовала.

— Нет, — строго, будто это она тут профессор, отозвалась Алиса. — Мы не можем подвергать вас опасности. Ваша голова слишком ценна.

— А ты с самим Вацлавом советовалась? — прошептала Мерзлюгина.

— Тс, никаких имён! — осекла Ешкина.

Хорь насторожился. О каком-таком Вацлаве идёт речь? Он знал одного. Вацлава Топия. Его отчислили в прошлом году за подстрекательство к восстанию, после чего тот исчез: сбежал, поговаривали, за границу.

Вацлав требовал невозможного (как, впрочем, все бунтовщики): чтобы власти упразднили «хождение в гости». Хорь искренне не понимал, что не устраивает таких, как Топий. Лично он счёл бы за честь, если б к нему в гости пришёл профессор или ещё какой уважаемый член общества. Конечно, показывать Хорю особо нечего, но и скрывать тоже. Разве что… Однако он верил, что умный и образованный человек не станет смеяться над его чувствами. А другим, глупым и невежественным, в гости ходить запрещено.

Хорь так глубоко задумался, что привалился к рябине и задел колокольчик на её ветке. Брякалка и звука-то не издала, но Дарья тревожно замычала из глубины сада:

— Мы-у-у.

— Расходимся, — скомандовала Алиса.

Хорь развернулся и, пригибаясь, побежал прочь. Выскочил за дверь, попятился по коридору и вдруг наткнулся на кого-то спиной. Чуть не взвизгнул.

— Хорь Осташонок, если не ошибаюсь? — улыбнулся Кунцын. — Вы же у нас по квоте, да? Особенный юноша.

Хорь, как заворожённый, уставился на тёмные букольки. Задумался: завивка или от природы?

— Удивительно, преподаю вам пятый год, а совсем вас не знаю. Моё упущение! — профессор вздохнул и, взяв Хоря под локоть, повёл к своему кабинету. — Нынче, как я погляжу, немодно приглашать педагогов в гости. Но, если вы не возражаете, я бы с удовольствием у вас побывал. Принёс бы кое-какие знания. Вы по каким предметам отстаёте? Насколько помню, у вас хромают восемь дисциплин из десяти. Я могу помочь.

Хорь отвлёкся от разглядывания профессорских кудрей. Внутри шевельнулся страх, но его тотчас затопило радостное, светлое чувство. Благодарность.

— Приглашаю вас в гости, — произнёс Хорь и склонил голову, чтобы профессору было легче войти.

…В последующие дни морщинка между Алисиными бровями становилась всё глубже, щёки и губы всё бледнее, а прядка всё чаще отправлялась за ухо, непослушно выворачивалась, снова заправлялась, и в итоге засалилась и повисла сосулькой из-за постоянных прикосновений.

Хорь переживал, но не удивлялся. В начале недели из университета с позором уволили Гортензию Григорьевну, вскоре отчислили Ешкину, а Мерзлюгина внезапно перестала общаться с Алисой и прилипла к другой компании — любимчикам Кунцына. Хорь бы тоже не отказался к ним примкнуть, тем более, теперь он не был самым отстающим студентом на курсе. Спасибо профессору, не обманул. Пришёл в гости не с пустыми руками — со знаниями. Может, и Алисе его посещение принесёт пользу? Оно как раз — это Хорь у Мерзлюгиной подслушал — запланировано на сегодняшний вечер. Утром, страшно робея, Хорь подошёл к Алисе и пожелал ей «удачного гостевания». Стандартная фраза, ничего особенного, но Алиса посмотрела в ответ как-то непонятно и медленно кивнула.

На последнюю пару она не пришла. Хорь разнервничался, аж живот закрутило. Пришлось поднять руку и отпроситься. Он поспешил в туалет, но по пути желудок отпустило, и ноги вывели к зимнему саду.

Кустарники и карликовые деревца молчаливо покачивали опустевшими ветвями и выглядели осиротевшими. Колокольчики и бубенцы пропали, как и немая садовница.

— Вы не доберётесь до Вацлава, гады, — донеслось до Хоря. — Не достанете его. Лучше сгинем вместе.

Хорь пошёл на голос и обнаружил Алису. Она сидела на полу с садовыми ножницами в руках. Он порывисто шагнул к ней, но она вскочила и выставила перед собой лезвия.

— Не подходи!

— Вещь, ты не в себе. — Дурацкое прозвище само соскочило с языка.

— Вещь в себе! — рявкнула Алиса. — Говори, тебя Кунцын послал?

— Нет, нет. — Хорь задрожал: головой, руками, всем телом. — Я сам… Я просто… Волнуюсь за тебя. — Уф, выговорил! — Ты не заболела, Алиса? Тебе нужно прийти в себя, ведь скоро принимать гостя.

— Прийти? В себя?

Она замерла на секунду, потом качнулась берёзкой на ветру и выронила ножницы. Ухватив Хоря за уши, Алиса притянула его к себе. Он увидел большие-большие, круглые-круглые и тёмные-тёмные глаза, как слуховые чердачные окна в бабушкином деревенском доме.

Там, на чердаке, жили горлинки. Они скребли коготками у Хоря над головой и ласково ворковали друг с дружкой. Бабушка их не прогоняла. Время от времени она поднималась наверх, шкрябала там лопатой, а потом шла удобрять огород.

Сердце Хоря кувыркнулось и полетело ввысь. Губы Алисы были сухими, шершавыми и солёными — лучше не придумаешь. Куда там пухлым да мягким. Они напоминали сухари из чёрного хлеба с щепоткой поваренной. Хорь не знал ничего вкуснее.

— Ты гений, — отстранившись, прошептала Алиса. — В себе. Нужно быть в себе. Вот он, ответ. Если мы можем впускать других, значит, способны и сами…

Слуховые окна затуманило. Так бывает перед дождём.

Алиса оттолкнула Хоря и побежала вглубь сада. Онемевший и разнеженный, Хорь стоял и смотрел, как её затылок солнечным зайчиком мелькает между листвой. То тут, то там. И вот исчез.

Хорь ещё долго бродил между растениями, звал Алису и вглядывался в зелень — вглядывался, пока не заслезились глаза.

Сад был пуст.

Итоги:
Оценки и результаты будут доступны после завершения конкурса
+14
22:31
1277
01:14
+2
Не зашел мне рассказ, даже дочитать не смог. Есть в нем какая-то искусственность. Так мне показалось.
05:52
+3
Очень много проходных и непонятных персонажей. Какая-то сложная многоходовочка со странным таким не-финальным финалом. Ну в ярости Алиса, ну и что? Сюжета я так и не поняла. Это я такая глупая или у всех так?
11:19
+1
Мощная идея, и на мой взгляд магреализм на уровне. Говорящие имена, сильные образы, динамика, порыв, бунт, яркие чувства героев. И последняя щемящая нота — Сад был пуст. bravoГОЛОС
13:18
+1
Главная идея есть, всё в себе и искать надо внутри себя
13:23
+1
Вещь показалась оборванной на полуслове. Тут задумок на целый роман. Жду продолжения.
18:22 (отредактировано)
+1
Пришлось поднапрячься, чтобы дочитать рассказ pardon
С самого начала возникло какое-то отторжение к рассказу в первую очередь из-за имён персонажей. Слишком уж они вывсосаны из пальца неестественные.
Но прочитав о том, как «её затылок солнечным зайчиком мелькает между листвой» — мне стало плохо, когда попытался поставить себя на место вюблённого юноши у которого в голове возникают такие образы.
Но есть и положительный момент — оригинальная идея. Жаль только, что этого мало для хорошего рассказа.
20:10 (отредактировано)
+2
Хм, тоже неплохо. Ходить в гости ментально. Судя по тексту, не просто в гости. а еще и для проверки благонадежности, исправления или вмешательства, выведывание глубоких мыслей. И это традиционные вещи? И никто не догадался еще ставить блок? Уходить в себя? Странно. Хотя, судя по всему, без приглашения нельзя заглянуть в чужую голову. Это и является последним ограничением.
Хорь, это потому что тихо и неприметно ходит/крадется? А Алиса — гостья из прошлого, и миелофон уже не нужен, он уже видимо вживлен в мозг.
В целом интересно, но как-то быстро все сдались.
Плюс.
Вернулся сюда с голосом. Все-таки здесь больше жизни и экшена, как по мне. И безусловно хороший потенциал на большой объем. И пусть не все раскрыто, но прочитывается между строк, и без строк, и вместо строк.
Голос.
22:16
+2
Очень хорошая, такая оруэлловская вещь. С многочисленными обертонами — и неокрепшими чувствами, и деревенскими деталями. Тут вам и революция, и развратный профессор и Большой Брат следит за тобой.
И очень хорошо написано. Ну качество текста у всех хорошее в этом туре, но объемностью, глубиной эта история меня зацепила. ГОЛОС здесь оставлю.
02:48
+1
И не поспоришь, правда вещь, правда в себе)
На месте, где препод в гости напрашивался моя негостееприимность страшно возмутилась, мол, фу, какое ужасное правило, я бы тоже протестовала)) А потом оказалось, что все ещё хуже.
Очень не люблю комментарии из разряда «тут идея мира на целый роман, надо развивать и объяснять», потому что вроде каждый сеттинг создаёшь под определённый рассказ итд, но вот тут так и просилось поподробнее, рассмотреть мир с разных сторон. Интересно, что с этим хождением вне учебных заведений, пользуются ли при личном общении, как ещё с ним боролись, насколько эффективен такой контроль.
14:44
+2
Хорошая и страшноватая придумка про «приглашения в сознание», «в гости». За исполнение придумки ГОЛОС оставлю здесь.
Имя Хорь все время напоминало Тургенева «Хорь и Калиныч», я постоянно вздрагивал, читая, — представлял Тургеневского Хоря, он бы к себе не пригласил, а и пригласил бы, так с выгодой… )
17:57
+1
Рассказ выглядит аннотацией к целому миру, в который, к сожалению, заглянуть не удаётся. Есть лишь обрывки и намёки на какое-то противостояние (университет — студенты), есть даже лидер — Вацлав, но ни мотивов, ни подробностей этих восстаний автор нам не раскрывает.
Не понятно так же кем являются и чему учатся студенты? Хорь мне представлялся каким-то существом-невидимкой из корпорации монстров, девочки — героинями из серии о Поттер,
садовница так вообще — Корова (колокольчики повсюду+«мыыууу»).
Словом, мотало мой разум из стороны в сторону, так ясной картины не сложилось.
Написано хорошо, без нареканий.
Спасибо
18:31
Эта какая-то очень интересная задумка. Но намекать на проблему волнений, восстаний и свести к горлинкам. И кактусам магреализм намеком лишь, да все намеком. Дело не в недосказанности, а в какой-то обрывочности
09:50
+1
О как!
Мне круто зашло.
Я здесь увидел много магреализма и хороший подсмысл. Почти понятный. Люблю, знаете, понятное.
И написано отлично, что не могу не отметить.
Вот два рассказа пока прочитал, и каждому дал бы победу.
Почитаю третий.
10:40
Понравилось раскрытие темы. На этом — всё. Слишком много всего на объём. С заявлением об искусственности соглашусь.
12:38
+1
Несмотря на всю недоработанность и недосказанность, рассказ понравился. Может быть, как раз, своей недосказанностью и большим потенциалом. Рассказ заставляет задуматься, строить версии и догадки. Возможность стороннего манипулирования человеческим сознанием — это очень актуально, и будет в будущем еще актуальнее. Из недостатков слишком много имен и персонажей. Смутили разговоры о неких восстаниях и их лидере Вацлаве, как бы реверанс в сторону современных реалий. Тем не менее, ГОЛОС сюда!
17:24
+1
Всё сказанное — лишь слова одного читателя, ни больше, ни меньше. Не претендую на истину, пишу как увиделось и услышалось.

Работа как замкнутая экосистема.
История повествует о том, что в некоем мире происходят студенческие восстания и их подавляют… Почему происходят восстания и как их подавляют, нам не рассказывают. Как это всё влияет на мир вне университета – неизвестно. И, хм, меня лично не устраивает такая замкнутость, такая изолированность. Вроде как замахнулся рассказ на нечто глобальное и захватывающее, а в итоге – кусочки диафильма. Пропагандистские. Яркие такие. Но лишённые целостности и от этого ущемлённые в правдоподобности. Для того, чтобы подобный мир заиграл, нужно больше знаков.
При всей неправдоподобности мира очень реалистично выписан портрет ГГ. Мне тут Хорь видится им, через него оживают остальные. Особенно Алиса. Он очень осторожный, бережно, искренне и безнадёжно влюблённый… Наблюдатель. Вот это тоже проблема. Он ничегошеньки не делает и всё его достижение за весь рассказ – подсказать (и то по случайности) способ спастись Алисе от незваных гостей.

Что бы сделало рассказ лучше в моих глазах? Хоть какое-то движение со стороны Хоря. Он плывёт по течению, событие за событием проходит сквозь него, не оставляя ни одного следа.
Aed
18:45
С первых строк чувствуется дух Гарри Поттера, в хорошем смысле. Рассказ вышел интересным и затягивающим и я бы проголосовал за него, если бы не одно но – все это выглядит как несколько вырванных из середины романа страниц(
18:55 (отредактировано)
+1
Понравился рассказ. Напомнил Vita Nostra Дяченко и да, Гарри Поттера) Причем, многое осталось за кадром, но что любопытно, по тексту оставлены зацепки — и при желании можно додумать и про гостевания, и про восстания, и о планах Вещи.
ГОЛОС — за продуманный мир и неординарную идею с гостеванием.
19:43
Я не разобралась в рассказе. Честно говоря, не люблю сложные имена и говорящие фамилии. Очень много действующих лиц.
20:17 (отредактировано)
+1
Вот прям интересные приключения. Правда, как уже все поголовно отметили, не хватает некоторых пояснений: Кто, Откуда и Куда. По замкнутости описываемого общества, его «цветистости» и университетской обособленности, напомнило «Заповедник гоблинов» Саймака. А это хорошая ассоциация. (+).
Вернулся с ГОЛОСОМ. Плюс еще за имена и фамилии.
20:36
Не дочитала, запуталась. Много сложных имён. Наверное, стильно. Немая садовница меня успела несколько напугать.
18:06
Тот случай, когда непонятно, но очень интересно.
Прочитайте, возможно этот орешек придется вам по вкусу.
Загрузка...

Достойные внимания