Микротренинг для писателей №50: Метонимия, или сдвиг фокуса внимания
Мы подбираемся к тем самым литературоведческим нюансам, в которых, что называется, без рюмки и не разберешься. Так когда же еще разбираться, как не в новогодние каникулы!
Метонимия, друзья, это не так уж и просто. Выясняем, что это такое и как это чудо сотворить. Важное примечание: мы пока не трогаем синекдоху как особую разновидность метонимии, попробуем пока освоить общую концепцию.
Перед вами микротренинг для писателей №50!
Итак, с ними снова Сухих И.Н. и его книга "Структура и смысл: теория литературы для всех" (АЗБУКА, 2016) люблю ее:
"Метонимия (греч. «перемена имени») – перенос значения по смежности, по реальному контакту предметов или явлений в пространстве или времени (класс слушает – то есть школьники в классе; «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал» – то есть книги этих авторов). <...>
Метафору, метонимию и синекдоху можно наглядно представить в виде фрагмента, эпизода воображаемого кинофильма. Метафора – это монтаж, столкновение двух кадров-значений, производимое создателем метафоры. Метонимия – панорама, сдвиг воображаемой кинокамеры. <...>
Следовательно, метафора – наиболее индивидуальный троп, потому что столкновение значений по любому, даже самому ассоциативному признаку производит создатель, сочинитель метафоры (поэтому метафорической в широком смысле называют любую «украшенную», использующую разнообразные тропы устную или письменную речь). Метонимия же и синекдоха опираются на объективные взаимосвязи обозначаемых предметов, поэтому языковые и индивидуальные, поэтические метонимии оказываются близки".
Честно говоря, лично мне сравнение со сдвигом кинокамеры вообще не помогает. Давайте попробуем обратиться к похожему подходу, но выраженному другими словами, и посмотрим на примеры. Вот что пишет Козлова Л.А. в статье "Метафора и метонимия: сходства и различия" (Вопросы когнитивной лингвистики, 2011, №4.):
"...для метонимии особую значимость имеет ментальная операция перефокусировки, или сдвига фокуса внимания (термин Л. Талми [Talmy 2003: 257–311]), происходящего в сознании говорящего при концептуализации и вербализации того или иного предмета или события. <...>
Такой сдвиг основан на существовании в сознании прочных ассоциативных связей между событием, явлением и его участниками или иными характеристиками, т.е. связей по смежности. В результате такого сдвига фокус внимания может перемещаться от самого события к его времени (После 11 сентября мир стал другим), месту (Мы еще долго будем помнить Беслан), от действия к его характеристикам (Поезд прогрохотал мимо), от автора к его работам (Нет ли у Вас Окуджавы?), от пациента к его диагнозу (У меня сегодня было целых три аппендицита), от человека к части его тела, предмету одежды или украшению (Глянь, какая обалденная шея восседает за крайним столиком (Рубина Д.); (Перстень заговорил) и т.д."
Типов метонимии просто ну очень много, если хотите, можете поискать полные списки самостоятельно. Я просто подытожу общую концепцию: метонимия - это перенос значения по смежности, основывается не на сходстве явлений (как метафора), а скорее на принадлежности одного другому в материальном либо смысловом плане. Классические примеры из литературы:
«Все флаги в гости будут к нам» (А.С. Пушкин) - под «флагами» подразумевается «страны».
«Я три тарелки съел…» — пример метонимии из басни И. А. Крылова «Демьянова уха». Естественно, герой не сами тарелки съел, а их содержимое. Это неиндивидуальная метонимия, мы ею часто пользуемся в разговорной речи.
«Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину минуя дом барина?» (Н. В. Гоголь) - Гоголь вообще, кажется, любил метонимии, называя проходных персонажей их наиболее приметными характеристиками.
«Где бодрый серп гулял и падал колос…» (Ф. И. Тютчев) — представляете буквально такую картинку? Серп бодро гуляет, колос падает где-то на заднем плане... Естественно, речь идет о сенокосе.
Кстати, использование единственного числа вместо множественного - это тоже метонимия. Помните восхитительный пример из Пушкина:
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
А, вы заметили? Да, "пример из Пушкина" - это тоже метонимия, заменяет "пример из творчества Пушкина".
И да, именно - надеюсь, вам тоже уже пришла в голову эта мысль. Метонимию часто используют для сокращений, урезания лишних слов. Сравните:
«Я навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий лорнет рассердил ее не на шутку» (М. Ю. Лермонтов) - «Я навел на нее лорнет и заметил, что мой дерзкий взгляд сквозь лорнет рассердил ее не на шутку» (Лис_Уильямс, разжевывание метонимии Лермонтова).
В общем, давайте пробовать!
Итак, что мы имеем на сей раз:
1. Тема - "Метонимия, или сдвиг фокуса внимания".
2. Специальное условие: вы должны использовать в ваших семи предложениях не менее двух-трех метонимий.
3. Ограничение объема - семь предложений.
Если вам хочется получить комментарий от вашей прекрасной леди-тренера, у вас есть время до 06.01.2021 (да!) включительно. После этой даты вы также можете выполнить тренинг, но получите ли хоть какой-нибудь комментарий - это уже большой вопрос.
Успехов и удачи!
Важно: Самый Большой Слон дал добро на прекрасные наградки в профиль, которые сразу всем дадут понять, что их обладатель – мастер самой короткой формы на нашем сайте! Наградой обзаведётся каждый, кто получил 3 подарка от ведущего тренинга за лучшие 7 предложений.
P.S.: В качестве приятного бонуса авторам лучших работ по версии тренера – небольшой подарочек в профиль на сайте БС.
По результатам микротренинга для писателей №49 подарочки от меня получают Наталья И-ва за потрясающей красоты метафоры и Green_tea за углубленное погружение в тему)
Понеслась
Но! НО! Поняла, что метонимия = обозваться :)))
***
Утро Элеоноры Паллны не задалось. Холодный ноябрьский дождь вымочил брюки, и ни одна собака в метро не уступила места. Крепкий кофе, увы, не вытащил её из мрака тоскливой безысходности, и голова словно раскалывалась на множество пульсирующих багровых угольков.
Она с ненавистью оглядела длинную очередь в перчатках и масках, послушно застывшую на нарисованных на полу метках за прозрачной стенкой кабинета. Очередь безмолвствовала. Элеонора Паллна подавила желание злобно расшвырять приготовленные для сбора мазков принадлежности, распахнула стеклянную дверь и сказала фальшиво бодрящим тоном: — Доброе утро, коллеги!
Скрипя суставами, в пустоту пополз новый офисный день.
***
Без ентой метонимии ужасно скучно было бы писать.
ни одна собака — это фразеологизм. Скорее всего, в основе аллегория либо метафора, точно не метонимия.
кофе, увы, не вытащил её — метафора плюс олицетворение. А вот «чашка кофе» была бы метонимией, что интересно. «Чашка чая», «чашка кофе» — это все закрепившиеся в разговорном языке метонимические переносы.
очередь в перчатках и масках — очередь можно формально считать метонимией, еще «метонимичнее» это можно было бы сделать, если бы это была «очередь перчаток и масок» или «очередь из перчаток и масок».
пополз новый офисный день — тоже метафора плюс олицетворение, мы такое уже проходили))
жирным навыделяла то, что мне кажется метонимией (ключевое слово«кажется»))))))
ну и знаки препинания по принципу Остапа Бендера, пусть не огорчают)))
Город давит стеклом и бетоном, поэтому дома у меня сплошь дерево и, конечно, много зелени, ручной работы текстиль, вышивки на стенах, светлые оттенки серого и бежевого («деревня и древность», — вздыхала подруга Светка, любительница новомодных течений) и всего один экран во всю стену в спальне, где я любила засыпать под морские волны, а просыпаться под лесных птичек.
Око цивилизации отслеживало любую точку мира, онлайн транслируя север или юг, природу или мегаполисы.
У меня было всего три дрона с камерами (и те в доле с другими «натуралами»), но мне хватало и этих трансляций, чтобы перезагрузиться после любимой, но предельно выматывающей работы: «радио сказало» - это я и есть и, когда весь город следит за каждым твоим словом, когда ты с ходу в уме сшиваешь музыку и текст, вкладывая в эфир всё сердце, после трехчасовой смены в голове сущий дурдом.
Поэтому я очень люблю мой пастельных оттенков дом, обожаю часами наблюдать жизнь других уголков мира и даже завела традицию: наблюдая за лесом, я пью ромашку, у берега моря — мятный чай, а при виде пустыни так и тянет на кофе с кардамоном.
Но однажды появилось легкое ощущение, что хочется чего-то другого, я не могла это объяснить: чувство было невнятным, зыбким, неуловимым, пока въедливая Светка не обронила вдруг «если ты так любишь всю эту природу, ехала бы туда».
Тут для меня всё встало на места и следующий час подружка провела, молча следя, как я собираю чемодан, покупаю билеты, отпрашиваюсьс работы и вызываю такси.
Меня ждала железная дорога, воздушные и морские пути, я решила своими глазами увидеть север, ощутить соль волны и почувствовать запах кардамона на границе пустыни и неба.
дома — ммм, а почему? вроде просто констатация факта. можно сказать, что типа перифраз (потому что по факту это скорее всего квартира, а не дом), но совсем уж стертый.
дерево, зелени — да, туда же, к стеклу и бетону, текстиль, кстати, тоже сюда, это укоренившаяся в языке (т.е. стертая) метонимия.
деревня и древность — скорее метафоры.
морские волны, лесных птичек — да, метонимии
око цивилизации — перифраз
север или юг — метонимии
радио сказало — метонимия плюс олицетворение
весь город следит — метонимия плюс гипербола
в голове дурдом — метафора
уголки мира — метафора
пью ромашку — метонимия
мятный чай и кофе с кардамоном — просто факты
собирать чемодан — прекрасный пример метонимии, да
с работы — да, стертая метонимия
ждала железная дорога, воздушные и морские пути — скорее, просто олицетворение плюс, может быть, перифраз, если бы было «ждали поезд, самолет и пароход», было бы просто олицетворение
увидеть север — метонимия
соль — нет, а вот соль волны — да (здесь метонимический перенос у волны, не у соли)
запах кардамона — просто словосочетание. понятно, что героиня хочет пить кофе с кардамоном, нот запах-то все равно именно кардамона имеется в виду.
я думала, результат будет хуже))))
честно сказать, все равно оно до конца недопонято.
очень тонкая грань, очень. те же «деревня» и «древность» — по идее, перенос по географическому и временнОму признаку, а вот поди ж ты, метафоры!
это было очень полезно для внутренней дисциплины и новых нейронных связей, очень интересно)))) благодарю!
1) Тихо, умиротворённо СПИТ ОБЩАГА и только-только близкий РАССВЕТ ПРОБИВАЕТСЯ лёгким серым светом сквозь неплотно задвинутые занавески.
2) Я все ещё ДОЛБЛЮ УЧЕБНИКИ и ОТБИВАЮСЬ ОТО СНА крепким кофе — за ночь ПРОГЛОТИЛ четыре ЧАШКИ.
3) ПОЗИТРОНЫ, ЭЛЕКТРОНЫ никак НЕ ХОТЯТ УКЛАДЫВАТЬСЯ в памяти понятными определениями.
4) До экзамена ещё есть время и эти НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОМОГУТ ВНЕСТИ хоть немного ясности в ОДУРЕВШУЮ от бессонной ночи БАШКУ.
5) Но время неумолимо таяло, и уже по коридору ЗАБЕГАЛА АБИТУРА: с гиканьем и смехом посыпалась лестницей к вестибюлю, оглушив вахтершу, и едва не снеся входную дверь заторопилась в студенческую столовку, успеть НАПОЛНИТЬСЯ нехитрым ЗАВТРАКОМ до начала экзамена.
6) И вот уже и я, вместе с такими же не выспавшимися, с тревогой в глазах, мчусь к аудиторным корпусам где с минуты на минуту начнется главное событие последних дней — быть или не быть мне студентом в этом году.
7) И уже где-то на подсознании созревает и набирает ясности радостное понимание, что это последний экзамен, и впереди нас уже ЖДУТ жаркие ПЛЯЖИ Днепра и городские шумные ТАНЦПЛОЩАДКИ.
СПИТ ОБЩАГА — метонимия
РАССВЕТ ПРОБИВАЕТСЯ — метонимия + олицетворение
ДОЛБЛЮ УЧЕБНИКИ, ОТБИВАЮСЬ ОТО СНА — скорее метафоры, чем метонимии
ПРОГЛОТИЛ четыре ЧАШКИ — метонимия
ПОЗИТРОНЫ, ЭЛЕКТРОНЫ никак НЕ ХОТЯТ УКЛАДЫВАТЬСЯ — метонимия + олицетворение + метафора, ух!
НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ПОМОГУТ — метонимия + олицетворение
ОДУРЕВШУЮ от бессонной ночи БАШКУ — метонимия + эпитет
ЗАБЕГАЛА АБИТУРА — скорее перифраз, а вообще просто жаргон
НАПОЛНИТЬСЯ нехитрым ЗАВТРАКОМ — метонимия
ЖДУТ жаркие ПЛЯЖИ Днепра и городские шумные ТАНЦПЛОЩАДКИ — метафора + олицетворение
***
Очередная стопка обожгла горло, ударила в нос; поморщившись, я поставил её на стойку и слегка подтолкнул пальцем.
— Ещё одну…
Белые перчатки, протиравшие бокал, на секунду замерли.
— Пожалуй, вам хватит.
— Пач-чиму?.. – я обвел затуманенным взглядом длинный ряд бутылок и вытащил из кармана несколько смятых бумажек, – у меня есть деньги!
— Поверьте, не стоит, — мягко проговорили перчатки.
Роскошное декольте обняло меня слева и тихий голос пощекотал ухо: — Пойдём, дружок, бар закрывается… расскажешь мне про неё?
PS: Походу, я как Тигра не люблю
метонимиичертополох… С метафорами уютнее. Давно не вписывал что-то в семь предложений, пунктуация страдает. Вообще спасибо, Лис, чужие примеры тоже дают много полезного.чё-то мне кажется, тут сплошь олицетворения.
но послушаем специалиста))))
проговорили перчатки — метонимия + олицетворение. Перчатки, протиравшие бокал, кстати, тоже будут метонимией, потому что бокал протирает человек с надетыми на руки перчатками (да, там сложный когнитивный процесс идет при обработке «перчаток», на самом деле, потому что «руки протирают» — это вроде как тоже стертая метонимия + олицетворение, если только это не случай как в «Семейке Адамс»)
декольте обняло меня — метонимия + олицетворение (это вообще стандартное сочетание)
голос пощекотал ухо — метафора
За что автору блога жирный плюс. Попытаюсь принять участие.
Но в голове постоянно крутится вопрос: «А что сказал бы по этому поводу Чехов? Залезал ли он в дебри изучения писательского мастерства? А Достоевский?»
Ну, может не совсем по теме, но вопросы остаются.
Впрочем, если на то пошло, я тоже примеры для микротренинга часто беру из своей старой тетради по литературе, 6 класс. И мы вот примерно так же, как в тренинге, учились их применять. Полагаю, Чехову с Достоевским преподавали не хуже.
Качественное школьное образование — залог будущих побед в любой области.
Вскочила по будильнику.
Эх, надо было с вечера чемодан собрать, а теперь в спешке непременно что-нибудь забудешь.
Та-а-ак, возьму Токареву, Устинову, Маринину… нет, весь книжный шкаф в чемодан не поместится, да и на багаж ограничение — пятнадцать кг.
… Шорты, майки, купальник, очки, шляпку, крема: для загара, от загара, после обгара; Шанель…
Осспидя, на фига на море Шанель?
… Ласты, маску, Самсунг, зарядку, шнур…
О, уши не забыть!
возьму Токареву, Устинову, Маринину — метонимия, хороший пример, как по учебнику)))
найдите в комментарии метонимиювесь книжный шкаф — метонимия
Шанель — метонимия
Самсунг — метонимия, но вот с точки зрения ясности текста лучше такую не использовать, потому что это неоднозначно телефон, может быть и читалка, и плеер, и что там еще
зарядка — мне кажется, это просто жаргонизм или что-то такое
уши не забыть — метонимия
две цифры назад — метонимия
прогнал Морфея напрочь — перифраз
до эпидемии — мне кажется, это не троп, просто констатация факта
усеяна впечатлениями — перифраз + метонимия, но метонимия прям с натяжкой
По идее, весь абзац, где Надя сортирует магнитики, состоит из метонимий, хотя плохо представляю магнитики с вонью, мусором и комарами. Поэтому, если Надя говорит все-таки не об изображениях на магнитиках, а о своих воспоминаниях и ассоциациях, метонимиями это не будет.
Наслаждение слева, веселье справа, красота сверху, снизу всё остальное. — метонимии
Бабушка! Деревня, молоко, клубника, речка, свежескошенная трава… — метонимии
у деревни нет магнитика — метонимия
примагничено её самое важное воспоминание — метонимия
— Тетя Сара, я со вчера проверял, все было на месте… — вставил свои пять копеек Мойша.
— Не вступайся за них, Мойша, ты запомни — Одесса такого не прощает!
— Сарочка, так вы в следующий раз еще и хрусталь им достаньте! — подколол Адик.
— Ах, шуточки твои, Адик, пощади, у меня ведь сердце!
Входная дверь отпрыгнула и вошел Семен Маркович, поставив под ноги бидон молока: «Эта шляпа, Сара, десять гривен с меня содрал!»
со вчера — просторечие
Одесса такого не прощает — метонимия + олицетворение
и хрусталь им достаньте — метонимия
у меня ведь сердце — метонимия
дверь отпрыгнула — метафора + олицетворение
бидон молока — метонимия
Эта шляпа, Сара — вот зависит. может быть метафорой, может быть метонимией. зависит от того, носит ли имеющийся в виду человек шляпу)