Светлана Ледовская

Настоящий человек

Настоящий человек
Работа №98

- Давай же, соберись, - стоя у входной двери, сам себя успокаивал Павел Макарский.

Парнем он был смышлёным, быстро схватывающим все на лету, отчего и возымел в своей области недюжинный успех. Со школьных времен он вывел для себя личную заповедь – любознательность, толика таланта и много упорного труда способны помочь ему добиться всего, чего только заблагорассудится.

А хотелось Павлу стать великим ученым, одним из тех, что продвигают науку вперед, вкладывая в нее время, силы и, не побоюсь этого слова, саму жизнь. Нередко гении превращались в откровенных фанатиков, в погоне за призрачной целью теряющих себя, но, если повезет, получающих общественное признание и память на долгие годы. Павел был одним из таких, из тех, кто готов пожертвовать всем, ради возможности осуществить свою задумку.

В конце концов, такой порыв не остался незамеченным и молодого ученого пригласили устроиться на работу в научно-технический центр «Роботик», организованный много лет назад Дмитрием Вороновым, ныне главной фигурой на рынке человекоподобных роботов – андроидов. Его экземпляры были столь похожими на настоящих людей, что с легкостью могли быть с ними перепутанными.

Компания, дабы поднять уровень лояльности на рынке, проводила специальные эксперименты – садила семь людей и трех андроидов. Рекламные заголовки громогласно объявляли, что основатели компании выдадут огромную премию всем, кто сможет различить, где перед ними находится робот, а где реальный человек. За весь месяц, что проводилась эта акция, не было выявлено ни одного победителя.

Попасть в компанию к самому Воронову являлось для Павла сродни чуду. Детской мечтой, которую загадываешь на каждый новый год, в надежде, что она сможет стать явью, но не знаешь, что с ней делать, когда она наконец исполняется. Павел не знал, стоит ли ему принимать приглашения. Хоть он и считал себя достаточно умным и образованным человеком, где-то внутри него рос страх, что он не сможет совладать с возложенными на него обязательствами.

Всю неделю перед назначенной датой встречи Павел по-прежнему оставался настороженным и с подозрением относился ко всем письмам, что ему прислали накануне, опасаясь получить извещение с извинениями, что приглашение на работу было отправлено ему по ошибке. Он боялся, что все это может оказаться всего лишь чьим-то злым розыгрышем.

Но вот, в итоге он оказался здесь, у порога Роботика, старается перебороть себя и открыть эту дверь. Глубоко вздохнув, Павел дернул ручку и вошел внутрь.

Помещение было удивительно просторным и светлым. По обе стороны от широкого коридора за прозрачными стеклами стояли экспонаты разных роботов, начиная от самых ранних работ, представляющие из себя наглядное пособие по эволюции техники, и заканчивая последними моделями, которые еще не были представлены на рынке. Здесь можно было встретить как четырехногих роботов, чаще называемых «Псами», так и двуногих, которые были лишь отдаленно похожи на современных андроидов, но уже имеющие в себе будущие задатки инженерного прорыва. Особо примечательным был маленький паучок, используемый военными в качестве средства для шпионажа.

Павел завороженно рассматривал образцы, медленно продвигаясь вдоль коридора, пока не был окликнут миловидной девушкой с широкой улыбкой. Волосы ее прилизаны и затянуты в пучок, а сама она одета в серый костюм, чуть темнее, чем стена за ней. Девушка, хоть и была милой, но в ней не было ничего, за что мог бы зацепиться взгляд.

- Вам помочь? – спросила она у него доброжелательно.

- Я бы, - начал Павел, но затем затрудненно сильно сглотнул и, дабы скрыть природную нерешительность, начал теребить кожаный ремешок своего портфеля. Шумно вздохнув, он продолжил на выдохе: - Мне сказали прийти сюда. Предложили работу.

Девушка никак не отреагировала на его смущение, отчего Павлу заметно полегчало. «Должно быть, она профессионал в общении с людьми, - думал он. – Конечно, сюда других и не берут». Парень осмелел и придвинулся ближе, положив правую ладонь на стойку.

- Вы пришли устраиваться на работу инженера в производственный отдел? – уточнила она.

- Да, - кивнул в подтверждение Павел.

- Проходите в кабинет номер 213, - все с той же улыбкой произнесла девушка, и оттого, что она не производила больше никаких эмоций становилось не по себе. Павлу казалось, что она ни разу не моргнула за время их разговора. Словно прочитав его мысли, девушка моргнула и вновь повторила свои слова. – Проходите в кабинет номер 213. Вам уже ожидают.

Поправив широкий ремень своего портфеля, Павел прошел в указанную сторону, где на входе его встречал молодой мужчина, в таком же сером костюме, как и девушка на входе.

- Цель визита? – спросил мужчина бесстрастно.

- Меня пригласили на работу, - чуть запинаясь ответил Павел, для себя подмечая, что все же стоит заняться своей тревожностью. С годами она только усиливается, мешая ему общаться с людьми. Даже взять эту ситуацию – ничего не произошло, но внутри его крепнет чувство, что он попал в опасность, из которой незамедлительно хочется сбежать. С таким подходом трудно построить долгосрочные отношений.

- Следуйте за мной, - развернувшись он пошел вдоль коридора, более узкого чем в главном зале, но все еще поражающего масштабами.

Они шли мимо множества кабинетов, некоторые из которых имели прозрачные стены, отчего ученые в них были словно рыбки в аквариуме. Кто-то обсуждал идеи, другие внимательно слушали их и помечали изменения на лежащих на столах листах с чертежами. «Может, именно сюда меня и отправят работать?» - мечтал Павел, взглядом провожая оставленный позади коридор.

Минуя лестницу, они подошли к кабинету 213. Тому самому, в который его отправляла девушка у стойки регистратуры. Павел ожидал, что за дверью окажется небольшой кабинет, где его будет ждать тетенька средних лет с тяжелым взглядом, отметающим лишние вопросы. Именно так и было на прошлой работе – в институте, где он занимался разработками несколько лет.

Вопреки ожидания, внутри его ждал Дмитрий Воронов собственной персоной, сидящий за своим белым столом и смотрящий на него с одобрительной улыбкой. Павел сначала подумал, что ошибся кабинетом, спешно вышел, вглядываясь в табличку по ту сторону двери. Убедившись, что никакой ошибки нет, а его направили прямиком к кибер-гению, он воротился обратно.

- Простите, - извлек он виновато, смотря на свои трясущиеся руки и не решаясь поднять взгляд на ученого. – Должно быть это ошибка.

- Что ошибка? – уточнил Дмитрий. – Разве вы не Павел Макарский, подающий надежды светлый ум?

Павел от неожиданности уставился на Воронова, а глаза его стали округлыми, как полная луна. Его весьма поразило, что кумир знал про его существование. То, что он при этом еще и похвалил Павла было для него за гранью фантастики. Парень ущипнул себя за руку, проверяя не сон ли это часом? Раз, второй, на третий пришлось согласиться, что все происходит с ним сейчас и на самом деле.

- Так что, - продолжал Воронов. – Это не вы, и мне стоит попросить вас удалиться?

- Нет-нет, - выставив руку вперед спешно отвечал парень, быстро хлопая глазами. – Это я. Я.

Дмитрий ухмыльнулся, приподнимая один уголок губ и взмахнул рукой в сторону кресла по правую сторону от длинного стола, с другой стороны сидел андроид. Павел удивился, что не заметил его сразу – был слишком поражен встречей с гением.

Робот был удивительно похож на человека. Наглядный пример того, что дифирамбы, посвящаемые Воронову вполне заслуженны. Встреть он подобное создание вне данного кабинета, решил бы, что перед ним живой человек. Андроид даже моргал, как настоящий. А грудь его время от времени вздымалась вверх, словно наполняясь кислородом.

- Ваши роботы выглядят как настоящие люди, - сказал инженер, вглядываясь в удивительно живые глаза.

Робот неотрывно следил взглядом за его фигурой. Остальная часть тела не двигалась, полностью подчиняясь приказам Воронова. Но было в нем что-то пугающе живое, будто бы там был настоящий человек, сокрытый под искусственной оболочкой. Слишком живые глаза.

- Ну почему же «как», - ухмыляясь ответил ему ученый.

- В чем ваш секрет? – осмелев спросил Павел, продолжая осматривать андроида.

Встав со своего места, Дмитрий прошел к стоящему у окна высокому цветку. На вид Воронову не дашь больше тридцати. С рыжими, почти красными волосами и бойким нравом. Молодой и амбициозный. Вероятно, если бы не его увлечение наукой, он стал бы прекрасным политиком или бизнесменом. Управлял бы не роботизированными людьми, а настоящими.

- Знаете, за что я люблю людей? – спросил он, нежно поглаживая зеленые листья растения.

- За что? – ответил Павел вопросом на вопрос, и подтянул портфель поближе к себе.

- За сложность их интеллекта, - продолжал вести странную беседу Воронов. Макарский, не зная, что сказать, промолчал. – В отличии от растений и остальных животных, человек способен мыслить широко и глубоко, постигая безграничные тайны вселенных. Остальные живые существа нацелены лишь на самозащиту и воспроизведение себе подобных. Человек же, может решать – что для него хорошо, а что плохо. Он может решать, как правильно поступить.

Диалог Воронова медленно, но верно, стал превращаться в монолог. Павел переводил взгляд от Дмитрий к андроиду и обратно, не понимая к чему клонит ученый. Ладони от переживаний вспотели, и парень медленно обтер их о брюки. Воронов повернулся к нему, вновь улыбаясь. В этот раз улыбка не была доброй, она была похожа на оскал дикого зверя, изголодавшегося за долгую зиму.

- Вы спрашивали, в чем мой секрет, - произнес Дмитрий и немного наклонил голову в бок. – В людях.

- Людях? – непонимающе спросил Павел.

- Именно. Кто еще может иметь разум, как у человека, если не сам человек?

Парень повернулся к андроиду, желая найти опровержение словам Воронова. Андроид напротив ведь не может быть человеком? Правда, это ведь не человек по ту сторону ужасно живых глаз. Павел смотрел на них неотрывно, стараясь выведать сокрытые тайны. Вместо этого он столкнулся с пробежавшим в них страхом. И к ужасу для самого себя осознал, что страх, который он увидел в отражении - был его.

Павлу не хотелось признавать, что для него, как для человека, который половину своей жизни занимается созданием роботов и изучением искусственного интеллекта, будет столь боязливо увидеть подобное воочию. Это все равно, что учителю бояться учеников, а геодезисту – земли. Иррационально.

- В этом нет ничего пугающего, - успокаивал он себя. – Перед тобой всего лишь робот. Воронов хочет наглядно показать, чем они здесь занимаются.

Он повторял это снова и снова, но сам ни капли не верил своим словам. Где эта грань между человеком и роботом? Искусственным интеллектом и настоящим? Погрязнув в размышлениях, Павел не заметил, как Дмитрий подошел к нему сзади, встал за его креслом и оперся на него рукой.

- Удивительно, правда? – с восхищением он смотрел на робота напротив. – Я смог сделать их идентичными настоящему человеку, но в их не хватало то, что людьми принято называть «душой». Но, - Вороном искренне засмеялся, - я смог одолеть и эту проблему.

- Можно я уйду? – ни на что не надеясь спросил Павел.

- Уже уходите? – удивился Дмитрий. – Я надеялся, что вы останетесь с нами надолго. Нашей компании нужен такой интеллект, как у вас.

- Я забыл, что обещал матери забрать ее с больницы, - парень стал спешно подниматься со своего места и, оттолкнув бывшего кумира в сторону, побежал в сторону двери.

Выйдя за дверь, и подперев ее собой, он закрыл глаза и тяжело выдохнул. Сердце гулко стучало, тело пробивала неконтролируемая дрожь.

- Надо бежать отсюда. Воронов может выбежать в любой момент, - заключил он и резко распахнул глаза.

В шею вошло холодное лезвие и мир вокруг стал мутнеть. Павла подхватили под руку и занесли вновь в коридор.

- Не бойтесь, я подарю вам вечность, без болезней и страдания.

Ухмыляющийся Воронов, сидящий за своим столом, стал последним, что Макарский увидел перед тем, как совсем потерять сознание.

Веки робота задрожали и из глаз полилась тонкая масляная слеза. 

Другие работы:
+1
08:14
1116
12:40
Здорово! Мне очень нравится, как вы пишите. Картинка сразу встаёт перед глазами. Есть опечатка в самом начале, и некоторые фразы странно звучат по-моему мнению. Например, мне не понравилось выражение «его весьма поразила». Но это мелочи. Начало замечательное, диалоги отличные. Для меня в рассказе все хорошо, кроме окончания. Как-то слишком быстро и скомкано. Спасибо!
Не знаю, что здесь здоровского unknown
Тект вычитан плохо
Я смог сделать их идентичными настоящему человеку, но в их не хватало то, что людьми принято называть «душой»
и подобных ляпов здесь ещё много.
Концовка вполне предсказуема. Да и гг какой-то нестабильный — то он решительный, то краснеет как девочка… В общем no
12:36
Согласен с предыдущими комментариями, написано с небольшими ошибками.
Не только «его весьма поразила», но и «Вопреки ожидания» не понравилось, надо «Вопреки ожиданиям». Вместо «Попасть в компанию к самому Воронову являлось для Павла сродни чуду» лучше «Попасть в компанию к самому Воронову было для Павла сродни чуду». А во фразе замеченной
Евгением «но в их не хватало то, что людьми принято называть «душой»» надо не только «них», но «того» вместо «то», да и вообще лучше «что люди называют «душой»»
17:01
Очень роботизированный текст. Рублено, стандартизировано. И зачем-то герой постоянно проговаривает собственные мысли (это я к оформлению придираюсь).
А сюжет… да не его. Финальный поворот — как маслянная слеза или чертежи на бумаге в центре роботостроения. Нелепо, но очевидно.
15:01
Согдасен, то что сам автор называет «но в их не хватало то, что людьми принято называть «душой»», можно сказать и про текст «но в нем не хватало того, что что люди называют «душой»» smile
Комментарий удален
19:41
Да, небрежновато, много фраз которые лучше переписать, например "- Что ошибка? – уточнил Дмитрий. – Разве вы не Павел Макарский, подающий надежды светлый ум? " или "- Надо бежать отсюда. Воронов может выбежать в любой момент"
13:01
Для избежания таких простых повторов типа «бежать отсюда. Воронов может выбежать» могу посоветовать программы проверки
00:09
Итак, автор, в целом мне идея понятна: зловещий Гений, превращающий в роботы умных людей. Работа мечты оказывается билетом в «вечную жизнь», близкую к смерти. Все максимально строится на антитезе, а по жанру, видимо, рассказ стремится к новелле. Однако сильно внезапным эффект концовки все-таки не был. Если же все-таки это не новелла, а, к примеру, некая таинственная повесть в духе Мериме или же Тургенева (опустим советскую атмосферу рассказа), то мне лично здесь очень не хватило мистики как таковой. Подозрение героя складывается из «ничего». Пару раз отмечается «тревожность», но ее появление вполне объясняется и простым волнением перед устройством на работу. Не хватает накала, предчувствования беды.

Посыл ваш для меня остался загадкой. Вы создали просто зарисовку? Есть ли здесь дидактизм? Нужно опасаться таких гениев? Работа мечты = опасность? Вы как-то отобразили здесь общество? Это не риторические вопросы, подталкивающие вас к тому, чтоб все это было в рассказе. Просто не совсем ясна цель вашего текста.

Рассказ, по моему мнению, всё-таки пока нуждается в доработке. Однако спасибо за то, что поделились своим творчеством.

Выписываю некоторые ошибки по оформлению и грамотности:

проводила специальные эксперименты – садила семь людей и трех андроидов — стабильно неверно поставленный знак, нужно двоеточие («а именно»)

могли быть с ними перепутанными.

где перед ними находится робот, а где реальный человек — получилось, что нужно определить, где именно находится робот или человек. Лучше просто убрать «перед ними находится»

Но вот, в итоге он оказался здесь, у порога Роботика, старается перебороть себя и открыть эту дверь. Глубоко вздохнув, Павел дернул ручку и вошел внутрь. — потеря внутри времени, лучше выбирать либо настоящее/будущее, либо прошедшее

затрудненно сильно сглотнул — как это?

Шумно вздохнув, он продолжил на выдохе — вздохнуть — это сделать вдох и выдох со звуками «ах» или «ох» и тд. Возможно, вы имели в виду «вдохнув»

Вопреки ожидания, внутри его ждал — однокоренные

За что? – ответил Павел вопросом на вопрос, и подтянул портфель поближе к себе. — зачем он подтянул портфель? Он в чём-то подозревал Воронова? Он что-то прятал в портфеле? В чем мотивировка действия?

— В этом нет ничего пугающего, — успокаивал он себя. – Перед тобой всего лишь робот. Воронов хочет наглядно показать, чем они здесь занимаются. — такая пунктуация воспринимается как разговор вслух

Опечатки, конечно, отмечать не буду, хотя их, к сожалению, много.
Загрузка...
Alisabet Argent

Достойные внимания