Владимир Чернявский

Система З - 39

Автор:
Анастасия Бондарева
Система З - 39
Работа №484
  • Опубликовано на Дзен

Люди часто говорят о том, чего сами понимают не до конца. Нас с детства учат всему что, по мнению третьих лиц, является основополагающей достойной жизни в обществе людей. Они думают не о нас, они думают о системе.

***

Нас было трое: я, моя душа и здравый смысл. В этот раз было решено не задерживаться (объясняться о своем отсутствии перед членами совета было не легче, чем просто не явиться туда), а решить конкретные вопросы на месте.

На самом деле, я была даже рада такому раскладу, меньше всего мне хотелось рассказывать о своих мыслях за прошедшую неделю.

Собрались мы у меня во сне, все как обычно. Здравый смысл начал первый. Он детально разложил по полкам все свои мысли насчет моего поведения и ясно дал понять, что его нужно подкорректировать, ибо ему тревожно от возможных последствий. После высказалась душа. Она меня похвалила, она всегда меня хвалит, в отличие от здравого смысла. А я же обещала проанализировать свои недочеты и на следующей неделе предстать в чистом одеянии.

На том и закончили.

Я проснулась.

Чем ближе зима, тем сложнее мне было просыпаться. Будто не Земля меняет свое положение, а я улетаю куда-то за ее пределы. Хотя, кажется, с такой проблемой сталкиваюсь только я. Мои же одноклассники просыпались с одним и тем же выражением, под стать системе. Я тоже, разумеется, его изображала, но порой лицо меня не слушалось, и вылетали несколько жутких гримас. Знать об этом никто не должен был, иначе – совет.

На моей прикроватной тумбе стоит циферблат. Ярко-красные цифры показывают 5:55. Отлично, у меня есть целых 5 минут для того, чтобы подумать о своем. Вообще, нам не разрешалось это делать, время было распланировано настолько, что кроме как о естественных потребностях думать было некогда, да и незачем, система все сделает.

Я начала размышлять о прочитанной недавно книге. Главный герой - обычный офисный работник, жизнь его лишена всех правил. Но она не приносит ему удовольствия, свобода угнетает его. Но однажды он находит утешение в системе, созданной в дар человечеству. Жизнь его становится насыщенной и обладающей смыслом. Он работает, работает для системы. Он работает, как и все мы.

Не успев и мысль сложить, меня обрывает противный гул 10 будильников. Я не знала, как звучит сирена, но этот вопль напоминал только ее.

Все встали и как по щелчку начали снимать с себя пижаму. Переодевшись, мы заправили свои постели и начали собираться в комнату гигиены.

Обычные процедуры: мытье лица и рук, чистка зубов. Я, если честно, ненавидела выполнять рутинную работу, да еще и усложняемую очередью из медлительных детей. Но что поделать, система есть система.

Звонок.

Пора собираться на занятия. Расписание было всегда одинаковым, так что первым уроком была литература. Это мой любимый урок, ведь именно там нам разрешают задавать вопросы. А я люблю задавать вопросы, пусть не всегда ответ меня устраивал.

***

- Миссис Один, я не очень поняла мотив мистера Человека, не могли бы вы мне его объяснить?

-Ну разумеется, леди! Ведь именно для этого мы все здесь и собрались.

Она обводит взглядом каждого ученика. Все смотрят на нее, взгляд смиренный, я бы даже сказала покорный.

-Как вам известно, мистер Человек был офисным планктоном. Сама по себе его деятельность, его жизнь не являются чем-то важным и полезным. Кто мне объяснит почему?

Я тяну руку.

-Быть может кто-нибудь другой хочет высказаться?

Не могу терпеть.

-Потому что его деятельность и жизнь сконцентрирована лишь на нем.

-Как всегда верно, леди! Мы с вами уже говорили об индивидуализации и личности человека, как единого существа. Но разве мы можем позволить системе концентрироваться лишь на одном человеке среди миллиардов других?

Нет!

-Разве мы можем позволить себе тратить время на благополучие одного экземпляра взамен благополучия целой системы?

Нет!

-Разве правильно думать лишь о своей жизни, доставляя непоправимый урон целой системе?

НЕТ!

-Да, дети, вы бесконечно правы. Но в произведении мы увидели хороший финал, которого в реальной жизни могло и не быть. Как вы считаете, что было бы с мистером Человеком, не примкнув он благу системы?

Наши взгляды сошлись.

-Миссис Один, его бы пришлось удалить.

-Да, леди, пришлось бы. Итак, дети, все, о чем я хочу вам сказать: не нужно никакой индивидуальности и личностной целостности. Мы все как один, каждый из нас как все. Давайте повторим.

Мы все как один, каждый из нас как все!

***

-Леди, задержитесь.

О нет, это было вполне ожидаемо.

-Да, миссис Один.

-Двести четвертая, ты сегодня задала один вопрос и дважды ответила на мои вопросы. Так?

-Да, миссис Один.

-Ты хорошо спишь?

-Да, миссис Один.

-Ты думала о чем-нибудь перед сном?

-Нет, миссис Один.

-Ты лжешь мне?

-Нет, миссис Один.

-Хорошо. Но, ты же понимаешь, мне все равно придется доложить об этом совету.

-Да, миссис Один.

-Рекомендую прислушаться к тому, что тебе там скажут. Ты хороший ребенок, я вижу. Быть может в будущем станешь как я. Ты бы хотела работать учителем?

-Да, миссис Один.

-Вот и отлично. Ступай.

-До свидания, миссис Один.

-До свидания, двести четвертая.

***

Черта с два приду я на этот совет.

Заставят. Силой возьмут.

Ладно, придется идти добровольно. Но что мне им сказать? «Я много думаю, а еще больше размышляю о себе и жизни. Извините меня пожалуйста, я больше так не буду»? Ну уж нет, я не придерживаюсь культа самоудаления. «Да, я сегодня утром думала о том, что мистер человек был просто болен душевной простудой, и если бы его вовремя вылечили, он был бы счастлив и без системы. Но потом Миссис Один мне объяснила что к чему, и я ей поверила»? Что за ужас! Ты можешь лучше врать!

Ладно, хорошо. Я просто буду молчать и на все их вопросы отвечать «нет». Всегда работало, и сейчас должно. Хотя в прошлые разы мои проступки были куда менее серьезны. В первый раз я написала слишком много местоимений «я» в сочинении по литературе, во второй раз заболела не по графику, а в третий – сказала, что мне не нравится вкус гречки. И сейчас, в четвертый раз, меня вызывают потому что я слишком много думала над книгой. Но ничего страшного, до полного удаления нужно посетить совет десять раз, если буду чуть лучше стараться, меня еще не скоро смогут удалить. Я еще могу прожить длинную жизнь.

Да и сейчас только начало недели, а совет собирается в последний рабочий день недели. У меня еще много времени, чтобы подготовиться.

***

Вечер.

Не считая утреннего происшествия, день прошел нормально. Я не привлекала внимания, старалась держать эмоции и не отставать от других экземпляров.

Все уже легли по кроватям. С минуты на минуту прозвенит звонок, сообщающий о том, что пора спать. Я решила сразу закрыть глаза (якобы сплю), чтобы никто не подумал, что я о чем-то думаю.

Звонок.

Моя душа как всегда распереживалась, очевидно ей было тяжело и, как это говорится, очень тоскливо и грустно. Она всегда за меня переживает и старается успокоить. Здравый смысл говорил иначе: «Леди, это уже четвертый привод! Ты совершила практически половину допустимых нарушений!». Я пыталась оправдаться: «Это получилось случайно, честно!».

-Господи Боже мой! Думай о последствиях!

-Господи? Это какой-то господин? А Боже – его звание?

- Дурочка! Это Бог, люди так его называют: Господи или Боже. Ну, вернее называли. Раньше, когда еще не было систем.

- А кто такой Бог? Вроде верховного судьи на совете?

- Не совсем. Он не решает кому жить, а кого удалить. Он божество, он создал людей.

- Если он умеет создавать людей, так почему не может их удалять? Это же вполне логично.

- Бог – существо, обладающее способностями, которые люди не в состоянии объяснить. Он любит людей. Поэтому ему незачем их удалять. Бог выступает путником и праведником для людей.

- То есть он является кем-то вроде тебя?

- Да, пожалуй. Только я это ты, у меня нет сверхспособностей.

- Подожди, а откуда ты все это знаешь?

- Это все знаешь ты. Знала когда-то.

- Не может быть! Я не помню ничего подобного. Да и это невозможно. Никто из учителей такого не рассказывал, а в книгах такого не было.

- Как ты думаешь, сколько лет нашей системе?

- Я родилась и прожила всю свою жизнь в ней. Значит она была еще до моего рождения. По рассказам учителей, нашей системе около 200 лет.

- А вот и нет! Ей всего два года!

- Как два года? Быть такого не может, зачем ты мне лжешь? Я помню свое детство очень хорошо, я провела его в системе.

- Я тебе не лгу. Зачем мне тебе лгать? Я это ты, забыла?

- Но почему ты… я это все знаю, а другие экземпляры нет?

- О, вот это хороший вопрос. Я не могу дать тебе однозначного ответа на него. Ты ведь на этой неделе читала рассказ про Мистера Человека, верно? Так вот, ты некое подобие Мистера Ч, но только наоборот, понимаешь? Тебе, как и всем участникам системы стерли память и вложили в голову лживые воспоминания, но ты ничего не забыла. Твой мозг устроен несколько иначе. Ты создана не для жизни в системе, ты рождена свободной. А таких как ты, удаляют. Рано или поздно они попадаются, и система их удаляет.

Да, сейчас ты ничего не помнишь. Но, хочешь я расскажу, как ты жила два года назад? У тебя были мама и папа. Твоя мама работала…

- Кто такие мама и папа?

- О, это твои родители. В свободном мире людей не выращивают в инкубаторах. Они рождаются. А родители их растят.

- Поняла. Наверно. Извини, что перебила. Продолжай.

- Итак, на чем я остановился? Ах да, твоя мама работала учительницей в школе, куда и ты ходила учиться. Она была не твоей учительницей, но пару раз проводила у твоего класса занятия. Тебе нравилось то, как она их проводит.

Твой папа работал в издательстве. Печатал книги, так сказать. Иногда он приносил тебе парочку свежих изданий с работы. А ты очень любила читать! Дома у тебя была целая библиотека. У тебя были друзья. Вместе вы много гуляли, а любимым занятием был просмотр вечернего кино.

- А что с ними стало?

- Если честно, я не знаю. Система пришла в наши края очень быстро. Никого не спрашивали, хотят ли они в этом участвовать. Система во благо, так это называло правительство. Вас разлучили, стерли память и посадили в систему. Быть может их удалили, быть может они так же работают на своих должностях. Я не знаю. Послушай, все это и правда очень грустно. Но знаешь что? Мы не должны сдаваться, слышишь? Не вся планета в плену и системы. Мы должны бороться! Мы обязательно справимся. Ты очень устала, тебе нужно многое обдумать. Я оставляю тебе наедине. Только пожалуйста, не совершай глупостей, хорошо?

- Хорошо.

И он ушел.

В системе у нас нет необходимости испытывать грусть, злость и уж тем более плакать. Но нам рассказывали об этих чувствах. Раньше я не испытывала ничего подобного, хотя теперь я ни в чем не уверенна. Но это было оно, я уверенна.

Слеза покатилась по моей щеке. Еще одна и еще.

***

Неделя прошла быстрее, чем я предполагала.

Уже пятница, я стою перед дверями совета. Я уже знаю, что со мной будет, и я ко всему готова.

Меня зовут.

Двери открываются, и за длинным белым овальным столом сидит 8 человек в белых костюмах. Совет.

- Двести четвертая, проходи, не стесняйся.

- Итак. Ты обвиняешься в чрезмерной умственной деятельности. Ты согласна с обвинением?

- Нет.

Со мной говорила миссис Стопервая. Я уже была ранее знакома с ней. Строгая женщина.

- Ну что же, ты знаешь правила. Мы должны подключить тебя к детектеру.

Какой-то человек приглашает меня сесть за стол поменьше, и подключает различные провода и присоски к моему телу.

- Вопрос первый. Сегодня ночью ты думала о чем-нибудь?

- Нет.

Ложь.

- Вопрос второй. Ты позволяешь себе думать о себе?

- Нет.

Ложь.

- Вопрос третий. Ты испытываешь гнев или грусть?

- Нет.

Ложь.

- Вопрос четвертый. Ты хорошо спишь ночью?

- Да.

Ложь.

- И последний вопрос. Ты лжешь нам?

- Нет.

Ложь.

Бумажку с моими ответами передают Стопервой. Сначала мне показалось, что она поморщилась, но такой уж у нее взгляд.

- Ну что же, дамы и господа. Очень жаль это говорить, но наше общество не терпит лжи и индивидуальности. Двести четвертая, ты приговариваешься к удалению.

Двое людей взяли меня за руки и куда-то повели. В комнату для удаления.

- Подождите! Перед удалением я имею право знать!

Хватка людей ослабла.

- Я все про вас знаю. Про вашу систему. Я знаю, что ей всего два года. Я помню свою жизнь! Я помню, что было до системы! У меня были мама и папа, они меня очень любили, а вы лишь глупая система для сдерживания человеческого ума. Вы лишь..

- Удалить! Удалить немедленно!

Это был гнев. О да. Она была зла. Кто знает, быть может ей то память не стирали?

Меня завели в комнату. Пустую, какой станет моя голова мгновением позже.

Закрыли дверь и оставили меня одну.

Электронный голос начал считать. Он показался мне знакомым, но я не могла вспомнить, где же я его слышала.

Десять, девять..

Ну вот. Так я и умру. Это точно не то, чего я хотела неделю назад.

Пять, четыре…

Мне не жаль, если честно. Рано или поздно меня бы раскрыли.

Три, два..

Здесь не место таким как…

***

Бип-Бип.

От резкого звука я задергалась и ударилась рукой о близ стоящую тумбу. Потом ударилась еще раз, но в поисках самого будильника, чтобы его выключить.

- Чертов будильник – проворчала я.

Мама уже стояла в дверях моей комнаты, держа в руках половник. Зачем он ей?.. А! Блинчики! Я знаю этот запах. Точно они.

- Дорогая, ты уже проснулась? Мне показалось или ты ругалась?

- Да мам, извини. Ерунда какая-то снилась.

- Я так и подумала. Все утро ты тихонько шептала «Система, система». Так что за система то?

- Ахах. Не важно, мам. Батюшки, а который час? Мы не опоздаем?

- Самое время для блинчиков! Вставай, идем завтракать.

- Уже бегу!

+2
00:08
368
10:30
Прикольно! Душа — это та фигня, которая всегда переживает, здравый смысл по обыкновению холоден и строг, а остальная часть, «Я» — это та часть, которая… которая что? Принимает решения? Но она не успела даже понять, что нужно действовать, как всё удалили. Хотя, это сон, конечно. Интересен разговор с душой о боге: героиня тяготится стеснённым положением, рамками, в которые её запрессовывает общество, однако видит отдушину в Боге — т. е. выбирает другие рамки, которые ей более комфортны на данный момент. Про свободный выбор рамок для эгоиста можно прочесть в другом наивном тексте: Токсичный… слон? ))) Но, это моё немодное сегодня IMHO, конечно. Я щас не спорю ни с чем, просто высказал мнение.
Очень понравился язык. И погружение в мысли персонажа чёткое. И гладкое повествование.
19:57 (отредактировано)
Люди часто говорят о том, чего сами понимают не до конца.
Чего? Нет уж, пойду я погуглю, можно ли так фразу формулировать.
Гугл со мной согласен. «Говорят о том, чего не понимают» или «говорят о том, что сами понимают не до конца».
09:07
+1
Фантастичный сон или реальная фантастика? вопрос этот, думаю, противники снов в рассказах, обязательно поднимут в комментах. Я же скажу, что мне очевидно, что сон девочки — это не сон, а реальность, правительственный эксперимент, в котором её «удалили» за несоответствие критериям.
Написано хорошо. Понравилось. Есть опечатки, но по стилистике выдержано и в мир антиутопии погружение полное.
Идея не новая. Но в целом заслуживает плюса.
Загрузка...
@ndron-©

Достойные внимания