Четыре дракона
"…Когда великая праматерь Омлираас увидела, что в мире, в который она спустилась, живут глупые и жалкие существа, она решила остаться и заботиться о несчастных дикарях. Но люди её боялись, они забились в свои лачуги и не смели показаться на глаза могущественной гостьи. Омлираас смилостивилась и сменила облик. Она была великой волшебницей, превратить себя в человеческую девушку ей не составило труда.
Девушка Омлираас была прекраснее всех когда-либо рождавшихся людей. Людское племя поклонялось ей и внимало каждому слову, что она говорила. Омлираас дарила мудрость и доброту. Люди под её покровительством научились строить города, придумали науки, стали добродетельнее и чище. Их стало больше, они расселились по всей земле. Омлираас радовалась, глядя на них. Но оставаться с племенем людей вечно, она не захотела, ей было слишком скучно, поэтому великая праматерь поручила заботы о земле своим детям. Мудрая Ом — старшая дочь — была великодушна и светла душой. Гнев и злоба никогда не омрачали её разума. Омлираас поручила старшей дочери северные земли, горные кряжи и пещеры. Ом основала первый город…”
— Я думала, сёстры совсем выжили из ума и сочиняют! А у нас и впрямь новенькая. Здравствуй!
Молодая монахиня от неожиданности едва не выронила книгу, которую читала. По парковой аллее быстрым шагом к ней приближалась девушка. Худощавая, высокая, тоже в белом монашеском плаще ордена Отречённых и лишённая волос. Только брови и ресницы были у неё белыми, что выдавало принадлежность незнакомки к роду Ом. Впрочем, в этому роду принадлежали почти все сёстры монастыря, он ведь располагался на Северном хребте. Хорошие манеры требовали встать и поклониться.
— Оставь эти церемонии! Я же не госпожа настоятельница, чтобы передо мной лебезить, — отмахнулась девушка. — Я здесь уже год и думала, с ума сойду от тоски с этими старухами. Откуда ты? Как тебя зовут?
Монахиня молчала, нервно сжимая книгу. Она никогда не общалась со сверстниками из высших родов, но была уверена, что девушка ведёт себя неприлично. Разве можно заговорить с представителем другого рода, не будучи представленным официально? Но девушку это ничуть не смущало. Она рассматривала растерянную монахиню с весёлым любопытством.
— Неужели ты, действительно, Ли-эль? Или ты младшая в роду? Впрочем, это не столь важно. Удивительно, что кто-то из Ли вообще отправил в монастырь женщину своей семьи. Вас ведь очень мало рождается!
— Я сама отреклась от рода! — решилась всё-таки заговорить с незнакомкой монахиня. — Я хочу остаться человеком, отказываюсь от своей сути и магии.
— Ну-ну, а я сюда пришла потому что рассчитываю, что меня завтра пригласят стать госпожой настоятельницей, — насмешливо ответила девушка. — Меня, кстати, как и нынешнюю настоятельницу, Ом-иль зовут.
— Ли-Эль,— неохотно представилась в ответ монахиня. — Прошу меня простить, я должна ознакомиться с официальной историей монастыря. — И она демонстративно открыла книгу, присаживаясь обратно на скамейку, всем видом давая понять, что не намерена продолжать разговор.
Но навязчивая Ом-иль не уходила, наоборот, уселась рядом, заглянула в книгу
— Легенду о праматери читаешь? Глупая сказка! А у вас в роду она ведь звучит по-другому, да? Расскажи! Мне всегда было интересно.
Ли-эль попыталась её игнорировать. Но девица выхватила книгу у неё из рук.
— Ну пожалуйста! Ты ведь можешь прочитать нашу версию, а ваша в библиотеках храма не хранится. А вдруг я в старости летопись буду составлять и запишу?
— Я и сама смогу записать, — сердито ответила Ли-эль и задумалась, а, правда, почему в библиотеке лишь одна версия легенды? Ладно, жёлтые дикари, наверное, и писать-то не умеют. Но красный род и другие синие, что были здесь до неё?.. Неужели все настолько отреклись от своей сущности, что история рода перестала их интересовать?
— Не успеешь, тебя убьют через пару лет. Ты же видишь, что до старости здесь только белый род доживает. Дальше младших монахинь чужих не пускают.
— Зачем ты мне это рассказываешь? — удивилась Ли-эль.
— Потому что ненавижу это место, а сбежать отсюда в одиночку невозможно.
— Я не верю тебе и не собираюсь покидать монастырь, — решительно объявила Ли-эль.
Ом-иль только рассмеялась:
— Поговорим после твоей встречи с госпожой Ом-эль Высшей, она приезжает в монастырь каждую декаду, чтобы освободить нас от магии. Посмотрим, как ты заговоришь, после обряда.
У Ли-эль похолодели руки и часто-часто забилось сердце. Она ничего не знала об обряде и визитах Высшей. Но догонять и расспрашивать странноватую монахиню она не решилась.
***
“…Когда великая праматерь Лираомас спустилась на землю, чтобы отдохнуть, то заметила слабых и трусливых существ. Они показались Лираомас любопытными. Праматерь решила изучить молодое племя и приняла облик, который бы их не напугал. Люди обрадовались, что среди них появилась прекрасная дева, нарекли её богиней и стали оказывать ей почести. Какое-то время Лираомас жила среди них, наблюдала как люди стоят города и становятся умнее. Но вскоре ей это наскучило, она собралась домой. Люди умоляли её остаться, Лираомас не захотела, но пообещала назначить правителями этих земель своих детей. Её старший сын — справедливый и великодушный Ли — получил во владения реки и озёра…”
— Да, такая же чушь, как и наша сказка, — Ом-иль отбросила листы, даже не дочитав историю, которую принесла ей Ли-эль. — Вряд ли кто-то помнит как всё было на самом деле и вообще существовала ли праматерь.
--Если бы её не существовало, не было бы нас, — мягко возразила Ли-эль.
С Ом-иль они подружились и теперь юная представительница белого рода не казалась Ли-эль взбалмошной и глупой девицей. Ом-иль была несчастной. Её отдали в монастырь Отречённых после смерти матери. По официальной версии, потому что воспитанием девочки некому было заниматься. Но на самом деле Ом-эль Высшая - старшая представительница рода — избавилась от потенциальной соперницы, которая могла побороться с её дочерью за место в совете.
— Хотя, возможно, это было бы и к лучшему, если бы нас не было, — тихо добавила Ли-эль. — Мы ведь — чудовища. Отказаться от сущности и заточить себя здесь — лучшее что мы можем сделать.
— От того, что мы похороним себя в монастыре, мир лучше не станет, — Ом-иль поморщилась. — Дракон должен быть драконом, ему не следует прятаться от своей судьбы. Мы — магия и сила этого мира. А несколько дней безумия в год — это приемлемая плата за наше положение и магию. В монастырь Отречённых давно уже не приходят по убеждениям. Представители Красных родов уже несколько веков сюда не приезжали, все Белые такие же неудачницы? как я, которых запихнули насильно. Что там происходит у Жёлтых и вовсе непонятно, но монастырь их никогда не интересовал. Последняя монашка от Синих за последние пятьсот лет — это ты.
Некоторое время они молчали, задумавшись каждая о чём-то своём.
— Говорят, что некоторые драконы не могут обратиться обратно в людей месяцами, а то и годами, а потом всё равно теряют магию.
— Это вырожденцы или слабые полукровки, — пожала плечами Ом-иль. — И вообще о таких случаях только монашки и болтают. Пытаются убедить себя, что ничего не потеряли.
Девушки вновь замолчали. В монастырском дворике были очень тихо, ни дуновения ветерка, ни жужжания мухи. Монастырь будто бы был отделён от остального мира непроницаемой стеной.
— Ты ведь можешь передумать, вернуться домой, — с завистью сказала Ом-иль. —Напишешь отцу, что сожалеешь, что готова выйти замуж, за кого он повелит, он, конечно же, заберёт тебя. И жених тоже обрадуется. Даже если успел заменить тебя человеческой дурочкой, бросит её и примет тебя.
Ли-эль неприятно было это слушать.
— Моя мать — человек, — строго прервала она подругу.
— Бывает, но тебе повезло больше, пошла в отца, — не обратила та внимания на тон. — Вышла бы замуж, родила благородных детишек благородному мужу. За кого тебя хотели выдать? За Красного дракона? Говорят, они красавцы.
Ли-эль рассердилась, бестактность подруги её, порой, раздражала.
— Вот вышла бы сама замуж и рожала благородных! Пообещала бы тётке, что уедешь из северных земель и не будешь даже помышлять о месте в Совете.
— Я бы с радостью, — вздохнула Ом-иль. — Вышла бы замуж хоть за человека, но кто же мне позволит? Никто из Белых драконов не покидает пределы северных земель. Если я попытаюсь бежать — меня убьют.
Ли пожалела, что вообще подняла эту тему, и когда пауза затянулась, а обычно разговорчивая Ом-иль не спешила вновь заговорить, сама перевела тему.
— А что такое обряд? Что делает госпожа Ом-эль?
— Забирает все твои силы, когда ты обращаешься. И все дни, когда ты дракон, ты спишь в подвалах монастыря. А магия, которая могла бы достаться тебе, уходит к ней.
— А если я не нуждаюсь в её помощи? Если я хочу сама закрыться в своей келье, переждать период обращения и справиться со всем самой? — нахмурилась Ли-эль.
— Это не помощь, это твоя плата за нахождение здесь.
— Я не хочу так! Настоятельницы не говорила мне.
— Ты бы и не узнала, как всё происходит, если бы я тебе не рассказала.
— Но я не хочу обращаться при посторонних!
— Ну ты же знаешь, что в момент перерождения тебе всё равно, что происходит и кто рядом — у тебя одно желание либо растерзать их, либо позабавиться и напугать.
— Не знаю, — тихо проговорила Ли-Эль.
— Что? — Ом-иль даже наклонилась ней.
— Я не знаю, я никогда не обращалась в дракона. Я не знаю, как это происходит
— Что, значит, не обращалась? Ты не помнишь этого момента? Впрочем, неважно. Ом-эль подождёт сколько нужно и заберёт твою силу. Но если ты не хочешь, всегда можешь написать домой и попросить, чтобы тебя забрали.
- Не могу, - Ли-эль всхлипнула.
— Да в чём дело? - начала раздражаться Ом-иль. — Если ты боишься, что Белая дракониха тебя прикончит, то нет, просто лишит сил. Она со всеми в монастыре проворачивает этот трюк. Нам вроде как энергия не нужна, а она пополняет запасы.
— А если она увидит, что я не умею обращаться…
— Как это? Не можешь взлететь? Не превращаешься полностью?
— Не умею вообще, я человек, — едва слышно проговорила Ли-эль.
Ом-иль удивлённо хлопала глазами, рассматривала её так пристально, что девушке захотелось провалиться под землю.
— Как такое возможно? Твои волосы, брови, всё родовых цветов… У людей такого не бывает. Это же цвет чешуи!
— Это краска, — потупившись ответила Ли-Эль. — Многие люди красят по праздникам волосы и брови в цвета своих господ-драконов. А я крашу волосы постоянно, с детства. Так хотела моя матушка. Она очень боялась, что отец бросит её, когда узнает, что я родилась человеком, а не драконом.
— Какая глупая афера! На что рассчитывала твоя мать?
— Её расчёт удался, второй ребёнок родился драконом.
--Тогда ей нужно было тебя убить, а не отправлять сюда, — криво улыбнулась Ом-иль, теперь она смотрела на подругу слишком уж снисходительно и даже с презрением. Удивительно, что продолжала разговаривать как с ровней, ведь она была драконом, а Ли-Эль всего лишь полукровкой, да ещё и бракованной.
— Я сама сюда приехала, я боялась, что от меня избавятся. Сделала вид, что не хочу замуж, не хочу быть драконом… Отец был в ярости, но зато я жива.
— Ненадолго, как только сёстры выяснят правду, ты станешь добычей в ближайший же день обращения.
— Что мне делать? — всхлипнула Ли-эль.
— А твоя краска при тебе? — задумчиво, поглаживая левую бровь, спросила Ом-иль.
— Да. Я продолжаю красить волосы, как только они отрастают.
— Что ж, я знаю,как тебе помочь. Пиши письмо отцу, что готова выйти замуж.
— Но я не могу! Муж ведь сразу поймёт, что я человек. Там ведь тоже обряд! Вдруг он вернёт меня отцу, а тот в гневе убьёт и меня, и мать?..
— Тише! Я думаю… Драконы же после превращения не различают цвета, — задумчиво пробормотала Эль. — Пиши письмо, кайся и умоляй жениха забрать тебя.
— Но…
— Я знаю, как тебе помочь. Не перечь, мне, человек, если хочешь выжить.
***
“…Когда великая праматерь Ралиасом спустилась на понравившиеся ей земли, глупые дикари так испугались, что попытались на неё напасть. Но Ралиасом сурово наказала их. Дикари стали покорны и почитали праматерь как богиню. Она была благосклонна к поверженным ей врагам, позволила им строить города и размножаться. Чтобы глупые люди в своих войнах не истребили друг друга, она решила даровать им правителей. Приняла облик девушки и избрала себе мужа, самого сильного и красивого воина. Ралиасом родила четверых детей, и каждый из них получил под покровительство свою часть материка.
Отважному и могущественному Ра, своему старшему сыну, праматерь даровала Красные земли…”
— По тебе и не скажешь, что ты любитель читать старые легенды, — насмешливо заметила Ли-Эль своему спутнику, который тут же отложил книгу и с ласковой улыбкой посмотрел на девушку.
— Я хотел развлечь тебя в дороге, моя драгоценная невеста.
— Скучных книг мне хватало и в монастыре, лучше расскажи мне о том, что происходит в мире. Эти несколько месяцев затворничества я провела совершенно без новостей.
— Всё как всегда, моя дорогая. Жёлтые дикари нападают на твоего дядюшку Ли-восточного. На западе всё тихо, мы с твоим отцом заключили перемирие, и, надеюсь, когда ты родишь наследника, спорные земли будут принадлежать нам, и поводов вести войну не останется.
— А что Белые драконы? Старуха Ом-эль была очень недовольна, когда ты приехал за мной?
Ра очень льстило, что девушка попросила его, а не родителей забрать её из монастыря. Её глупый отец был слишком сердит, что девчонка едва не испортила такой чудесный союз, и отказался ехать за ней.
— Ом-эль как будто и внимания не обратила. Кажется, твой отъезд её ничуть не расстроил. У неё проблема серьёзнее, сбежала племянница.
— Надо же! Никогда не думала, что внутри Белого рода такое случается, ведь все эти фанатички преданы своей правительнице. А тут побег!
— Говорят, девчонка сбежала из монастыря. Ты разве ничего не знаешь?
— Нет, я не общалась с монашками. Вернее, они не общались со мной я ведь всё-таки чужая. Всё это время вынуждена была общаться лишь со служанкой-человеком.
Она кивнула в сторону закутанной в белый плащ девушки, которая почтительно, поклонилась, когда господа посмотрели на неё. Ра, молодой красный дракон, скользнул по девчонке равнодушным взглядом, люди его не интересовали, но если его невеста пожелала забрать служанку с собой из монастыря, он не стал ей противоречить. Ли-эль, была истинным драконом: красивой, стройной, гордой. Синие ресницы, оттеняли светлую кожу, волосы, которые были острижены в монастыре, понемногу отрастали. Наверное, и чешуя у неё такая же ярко-синяя и блестит. Он бы хотел увидеть Ли-эль в истинном облике человеческими глазами, но, увы. Муж и жена должны менять облик одновременно. Уже завтра они отправятся на Драконий остров, чтобы провести там несколько дней и переждать момент помешательства. Будет хорошо, если Ли-эль забеременеет в облике дракона, тогда их ребёнок непременно родится драконом. И хорошо бы Красным. Впрочем, если это девочка, можно и Синим. Тогда соседи, извечные враги Синие драконы, на какое-то время станут роднёй, и они вместе пойдут воевать против с Жёлтых драконов, а там и с Белыми можно потягаться.
Ра поделился этими мыслями с будущей супругой и она горячо его поддержала. А служанка безучастно смотрела в окно и думала, а не попробует ли госпожа избавиться от неё при первом же удобном случае, потому что она знает её тайну.
***
“…Великая праматерь Асомрали выбрала новые земли, в которых решила поселиться. Чтобы не пугать своим грозным обликом людей, которые их населяли, она решила стать человеком. Прекрасная и разумная дева помогла молодому людскому племени осваивать мир. Она наблюдала и давала советы, люди полюбили её, и когда Асомрали решила их покинуть, были вне себя от отчаянья. Тогда она решила, что родит для этого мира детей и оставит их правителями. Она избрала себе достойного мужа, но, увы, дети, получив и человеческий, и драконий облик, получили не только магию, но и человеческие страсти отца. Ли был слишком глуп, Ра слишком горяч, Ом — высокомерной гордячкой. Каждый из них считал, что он достоин править всем материком, а не той частью, что выделила ему праматерь. Ас — старшая сестра ничего не могла с ними поделать и удалилась в земли Жёлтых пустынь, чтобы править своим народом. Она больше всех была похожа на мать и понимала её замысел. Но увы, и её коснулось родовое безумие. Принимая облик дракона, никто из потомков великой праматери не сохранял человеческого рассудка. Когда братья и сёстры воевали, земля дрожала и горела, погибали люди, убивали друг друга драконы. И не было этой войне конца…”
Ас-эль отложила книгу, время пришло, она и так терпела слишком долго, пора обращаться. Каждый дракон, чтобы восстановить силы и обрести гармонию должен был на несколько дней принимать истинный облик. Она в такие дни удалялась на Драконий остров. В южную его часть, которая принадлежала её роду.
За несколько минут до полной трансформации, Ас-эль увидела, как над океаном резвятся два дракона — красный и белый.
“Не может быть! Белые драконы в момент обращения не покидают родных гор, — успела подумать Ас-эль. — Не к добру это”.
Но когда над скалами взмыл в небо жёлтый дракон, никакие человеческие мысли об интригах и кознях белых и красных собратьев его не тревожили. Мир был простым и понятным. А праматерь драконов со страниц старой книги, которая осталась лежать на камне, как будто бы с грустью наблюдала за своими неразумными детьми.
Я большая любительница романтики с драконами, так что прочитала с удовольствием, но все-таки сюжета тут наскребается на один акт. Зато вполне по классике: зов приключений (побег), отказ, затруднение, преодоление, отправление в путь. Дальше по логике Ли-эль ждёт становление королевой драконов через противостояние своей белой стерве-подруге, побег, нахождение артефакта пробуждения супредраконьей сущностью, словом, обычные приключения избранного. Поэтому и концовка какая-то никакая, до конца еще пахать и пахать на самом деле.
Да, кажется, что много было рассказано, но это не сюжет, это лор мира, предыстория, представление персонажей. Это всё не события, а подготовка сцены. Для пьесы, кхм.
И это следующая проблема – практически абсолютное рассказывание, доминирующее над показыванием. Рассказ в диалогах имеет право на жизнь, но обычно это всё же некая головоломка, в которой действия есть, но они описаны косвенно, через разговоры, и воссоздание ситуации приносит читателю отдельное удовольствие. Здесь же действия нет, только беседы о них, не оставляющие загадок. Безусловно, это все равно позволяет передать и проблемы, и интригу, и напряжение, но гораздо более скучным образом.
Читалось легко, не вычитано, но штош… Диалоги иногда хорошие, но местами либо слишком развёрнутые, либо фальшивые (особенно в карете). Собственно, в глаза бросается, что, когда в рассказе автор хочет обозначить какие-то эмоции, он не решается выразить это в диалоге. И любовь, и презрение, и смену отношения как раз удобно выражать словами героев, но нет. Герои рассказывают о своих действиях, а про их чувства расскажет автор. И про внешность.
Зато, на мой взгляд, образы героинь раскрыты неплохо. С ними мы знакомимся детально, успеваем привязаться и, собственно, это и удерживает фокус интереса.
Словом, мне понравилось, но кмк есть, куда расти.
Диалоги, в целом, ничего. Они тут на себе повествование держат, и, на мой взгляд, справляются. По большей части. Например, мне не понравилось:
Имхо, не надо в такой прямой форме читателю базовый лор мира через диалог скармливать. Персонаж могла иначе своё удивление выразить, через мимику или реплику типа «Ли? Серьёзно?»
С запятыми местами проблемы.
Читается, на мой взгляд, не очень легко. Информация, которую вы нам даёте о мире, не имеет большого отношения к основным событиям рассказа. И, вот честно, переработать бы эту систему имён. У меня голова кругом пошла от всех этих эль. И вроде не только у меня:
Это же Ом-иль говорит? Эль там выше всхлипывает.
Концовка вроде как и есть, а вроде как и нет. Ну уехали дамочки из монастыря, ну схитрили, но это не то чтобы прям какой-то свежий неожиданный поворот. Дальше-то что? Мяса сюжету не хватает, мы просто слушаем, изучаем мирок, понимаем потихоньку, что разные легенды все на свой лад рассказывают. И всё. Зачем вообще нужно было вводить Ас-эль в конце — не понимаю, персонаж из ниоткуда, роли не играет, её судьба нам не интересна. Только фокус смещается.
И ещё. Количество информации, которую вы нам даёте, не согласуется с сюжетом. Слишком много всего — жёлтые варвары, какие-то гипотетические люди на заднем плане, какие-то геополитические интриги между драконами разных цветов.
Вот этот момент вообще должен быть гораздо раньше быть подан (но, желательно, в другой форме).
Заключение: по-моему, вы на слишком многих стульях пытаетесь усидеть. Если вернётесь к работе над произведением (мне кажется, оно того однозначно стоит), то, например, сфокусируйтесь на побеге девушек из монастыря, сделайте его более интересным, живым (прям чтоб было понятно, кто им мешает, как они сдружились, пусть они что-то делают, а не только болтают) и уменьшите количество экспозиции в рассказе — расскажите нам больше о монастыре и вырежьте все эти легенды. Либо, если хочется взять тему пошире, то добавьте сюжету мясца и распишите до повести раза в четыре длиннее. А пока — удачи на конкурсе, спасибо)