@ndron-©

Зелёный в красном

Автор:
Светлана Пожар
Зелёный в красном
Работа №35
  • Опубликовано на Дзен

Обтекаемая, каплевидной формы, заострённая с одной стороны, округлая с другой, капсула практически не имеет острых углов. Внутри всё пространство разделено перегородками на отдельные помещения. Обстановка спартанская — ничего лишнего.

Курсанты — молодые парни примерно одного роста и одинаковой комплекции, улыбчивые, белозубые, в плотных комбинезонах кремового цвета — похожи, как близнецы. На первый взгляд. Но стоит приглядеться получше, окажутся такими разными, что мысль о близнецах отпадëт сама собой.

Курсант Цветков, рослый, широкоплечий блондин с простоватым лицом, всё свободное время проводит в спортзале, никто и не догадывается, что у "богатыря" под подушкой прячется маленькая пластмассовая пчёлка, которая каждый вечер желает ему приятных снов.

Хромов — худой, конопатый, лопоухий, с непослушными рыжими вихрами на голове — пользуется всеобщим уважением, потому что может ответить на любой вопрос или подсказать, где искать ответ.

Курсант Филиппов застенчив и даже робок, а Семёнов — его полная противоположность, активный и жизнерадостный, что, впрочем, совсем не мешает им дружить.

— Знаешь, Сёма, вот я бы хотел бы знаменитым художником стать.

— А почему бы и нет? Я даже знаю, какая картина тебя прославит, брат!

— Какая? — Фил во всю ширь распахнул светло-серые, по-детски наивные глаза, но так и не увидел подвоха. Остальные притихли, ожидая очередной хохмы, и в полной тишине Семёнов торжественно провозгласил:

— Зелёный в красном!

Курсанты рухнули. Ржали так, что у некоторых слёзы выступили на глазах. Как только смех затихал, кто-нибудь толкал соседа в плечо или хлопал по колену:

— А чё? Галактический шедевр!

— Межгалактический!

— Вселенский!

И опять волна хохота прокатывалась по кубрику.

Только Фил стоял растерянный: смеяться вместе со всеми; расплакаться, что просто недопустимо, хотя и очень хочется; или вмазать Семёнову со всей дури промеж глаз?!!

Но Сёма уже не смеялся. Он приобнял всё ещё дрожащего от негодования друга и подвел к своей тумбочке.

— Покажу тебе кое-что.

Несколько тонких, слегка потрëпанных листочков легло в руки Фила. Злость и обида сменились удивлением и даже растерянностью.

— Откуда это у тебя? Ты сохранил? Как? Ведь это... Столько времени прошло...

Фил опустился на кровать, с умилением разглядывая свои детсадовские рисунки: неровные палочки, кривые кружочки, а вот что-то очень страшное, похожее на колбасу, утыканную длинными, острыми шипами, — космический монстр, наверное.

Фил с признательностью посмотрел на друга, от обиды не осталось и следа.

— Мир? — засмеялся Сёма.

— Мир! — И они по старому курсантскому обычаю стукнулись кулаками.

— Ты, брат, не обижайся. Возможно, ты действительно станешь художником вселенского уровня, но только... только после выполнения основной задачи.

— Хм-хм... — прокашлялся селектор. — Отбой! И чтоб ни звука!

Шёпотом:

— Хромов? Хро-о-ом, не спишь? Я у тебя спросить хотел...

— Увянь, Цветков! А то опять из-за тебя в наряд вне очереди загремим!

***

— Разрешите обратиться?

— Слушаю вас, курсант, — Зелёный, хотя и был ненамного старше, к парням старался обращаться на "вы". Субординацию соблюдал.

— Я вот никак не могу понять: мы готовимся к освоению новых земель, нас подстерегает масса опасностей, а оружие нам не положено! Как так-то?

— Цветков, ты на занятиях чем занимаешься? Отдыхаешь от любимых тренировок? — Зелёный ехидно прищурился.

— А всё-таки?

— Для особонакачанных повторяю: мы не захватчики. И заселяем только свободные территории. Наше оружие — крепкое здоровье, вера в себя и целеустремлённость! Per aspera ad astra. Через тернии к звёздам!

Понятно?

— Ага.

— Свободен.

" Какие тернии? К каким звёздам? Мы же вроде земли осваивать собираемся, — бурчал Цветков, задумчиво шагая в кубрик. — Надо у Хрома спросить, уж он-то наверняка знает".

***

— Наша капсула... — Зелёный сделал паузу, вновь притянув к себе взгляды курсантов, — хотя правильнее сказать — наш дом: мы тут выросли окрепли, возмужали. Ну так вот, наш дом обеспечивает нас всем необходимым для жизни: питание, вода, воздух поступают в достаточных количествах; а самое главное — он защищает нас от угроз внешнего космоса.

Зелёный считал себя непревзойдëнным оратором. Он расхаживал по кабинету, жестикулировал, менял скорость и громкость речи, поправлял очки, которые носил всего лишь для солидности, иногда снимал их и задумчиво покусывал дужку, опëршись одной рукой на стол и представляя, как эффектно он выглядит.

Курсанты сидели, не шевелясь, и, казалось, внимательно слушали.

А на самом деле...

На самом деле многие просто спали с открытыми глазами или думали о чём-то своём.

Филиппов, рассеянно поглаживая мочку уха, подыскивал рифму к слову "космос", но в голову упорно лез "компост".

Хромов незаметно учебник подменил какой-то энциклопедией и углубился в изучение околонаучных теорий построения вселенной.

Цветков, не меняя позы, попеременно напрягал и расслаблял разные мышцы. "А что время-то зря терять?"

И только отличник Семёнов, полностью отдавшись лекции, уже открывал в своих фантазиях новые земли, хотя походило это больше на сцены из просмотренных боевиков и было, пожалуй, слишком далеко от реальности.

— Курсант Цветков, — Зелёный снова разрушил сонную идиллию урока, — расскажите нам о видах внешней угрозы.

— Э-э-э... — Петя не ожидал такой подставы. — Внешняя угроза бывает физическая, химическая, техни... техно... генная. Да там, в свободном пространстве, вообще жесть! И радиация, и бури, и дожди! А уж представители иных цивилизаций — просто монстры! Кровожадные!

Класс грохнул. Даже Зелёный улыбнулся. Курсанты народ смешливый, а уж Цветков заводил их с пол-оборота, не нарочно, конечно. Просто так получалось. Несмотря на свою угрожающую комплекцию, парнем Петя был добродушным, чем и пользовались беззастенчиво однокурсники. Лишь бы поржать.

Звонок протрезвонил конец урока.

— Все свободны, — возвестил Зелёный. — Курсант Цветков, разберитесь с внешней угрозой, будьте так любезны!

***

— Ну вот смотри, Петь, — Хромов нашёл схему в учебнике, — наша капсула герметична, как космический корабль, по сути это он и есть. Несколько капсул объединены в общий куст, но при этом каждая самостоятельна и в случае гибели всех остальных может выполнить основную задачу. А основная задача...

— Освоение новых земель для сохранения вида, — лихо оттарабанил Цветков.

— Ну во-о-от, можешь, когда захочешь, — разулыбался Хромов, дружески хлопнул товарища по плечу и собрался было уже уходить.

— Постой-постой! Тут в книге все капсулы зелёные, а наша-то красная! Почему?

Хромов притормозил.

— Я как-то не задумывался над этим. Может, имитация угрозы? Красное — горячее — опасность. Ладно, Петь, я потом разберусь.

***

Как бы мудро не были составлены инструкции и протоколы, форс-мажоры всё-таки неизбежны.

Крайняя капсула сорвалась с куста.

Каким-то непостижимым образом о трагедии вскоре узнали все курсанты. Впервые после отбоя никто не лёг спать. Кубрик гудел, как потревоженный улей.

— Они же все погибнут!

— Или уже погибли!

— А если бы это с нами произошло?

— Неужели ничего нельзя сделать?

— Может какую-нибудь спасательную экспедицию организовать?

Курсанты не сразу заметили Зелёного, стоящего в дверях, а заметив, постепенно утихли, разошлись по местам, ожидая объяснений.

В этот раз лейтенант не рисовался и был готов к открытому разговору. Сел верхом на ближайший стул, положив руки на спинку:

— Спрашивайте! Отвечу честно на все вопросы.

— Что там произошло?

— Внешняя агрессия. На капсулу напал катерпиллер. Повредил крепления, нарушил герметичность.

— Мы могли хоть что-то сделать?

— Нет! Вы знаете своё предназначение. Жертвовать собой недопустимо. Иначе мы исчезнем как вид.

— Они все погибнут?

— Не буду лукавить, возможно, они все погибнут. Но если кто-то останется в живых, он не станет плакать и жалеть себя. Каждый выживший продолжит дело всей нашей жизни.

Вопросов больше не было.

— А теперь — отбой, — устало произнёс офицер и вышел из кубрика.

***

— Нет, брат! Сначала мы должны выполнить основную задачу, а уж потом заниматься наукой, спортом, картины рисовать...

— Сёма, — тихим голосом Хром прервал эмоциональную речь друга, — никакого "потом" не будет. По крайней мере у девяноста девяти процентов. Понимаешь? Только один из сотни выполнит задачу, и не факт, что это будешь ты, или я, или Зелёный... Большинство погибнет, так и не увидев новые земли. Статистика не врёт.

— Бред! Какой бред! Умереть на заре нашей цивилизации? На пороге светлого будущего? Ты совсем свихнулся там в своей библиотеке, брат? Или у тебя волокна от переизбытка информации высохли? Тогда получается, что и жить не стоит, всё равно умирать придётся. А как же сохранение вида?

— Жить, Сёма, всегда стоит, только не "где-то", "когда-то", "после того как", а здесь и сейчас. А вот насчёт сохранения вида, ты будешь сильно разочарован, под влиянием множества внешних факторов наш вид претерпел такие изменения, что от прежнего практически ничего не осталось. Мы мутанты, Сёма. И с этим ничего не поделаешь.

— Бред! Тогда наше существование теряет всякий смысл. Если нет Великой цели — зачем жить?

— Просто жить, — Хромов пожал плечами. — Расти, развиваться, дружить, изучать вселенную, картины рисовать.

— Стоп, брат! Не круши мне мозг! Может быть, все твои теории — всплеск больного воображения? — глаза Семёнова сузились и зажглись недобрым огнём.

— Но я могу доказать!

— Да пошёл ты со своими доказательствами, брат! И не брат ты мне вовсе! Отщепенец! Так извратить смысл существования!

Сёма выскочил из библиотеки, громко хлопнув дверью, и осëкся под строгим взглядом Зелёного:

— Настало время серьëзно поговорить, Семёнов.

***

— Петровна, у тебя петрушка взошла?

— А то! Надо было, как я, под зиму сеять.

— Надо было. Я по весне уже дважды сеяла, а лезет не пойми чего, вроде на перец похоже. И откель бы ему тут взяться?

— Ну эту загадку я тебе, Маша, быстро разъясню. Ты когда закрутки осенью делала, перцы мыла, чистила, воду куда выплëскивала? В огород?

— Так то ж воду.

— Так, небось, же с семечками?

— Хех! А точно! Тогда хороший перец должен уродиться — мясистый, сладкий! Красный. Или зелёный.

***

Зелёный не только уцелел, но и стал основателем нового куста. Самый крупный и яркий на грядке. Вокруг него несколько кустов поменьше. Казалось, что и тут лейтенант присматривает за своими подопечными. Но у большинства курсантов судьба не сложилась.

Цветкова, самого крупного и заметного на чёрной земле, сожрал какой-то пернатый птеродактиль.

Хромов быстро сориентировался и углубился в почву, но там встретился с огромным подземным монстром. Силы были не равны.

Семёнов очень неудачно приземлился на каменную дорожку и сколько ни пытался закрепиться на ней, пустить корни ему так и не удалось. С завидным упорством Сёма боролся и надеялся, пока, иссушенный солнцем, не рассыпался в пыль под старыми башмаками.

Филиппова унесло водным потоком, и дальнейшая судьба его не известна. Может, действительно вселенским художником стал?

Они приходят к Зелёному в его сны тихими летними ночами, а утром на листьях и плодах появляется обильная роса. Нет-нет, это не слёзы. Офицеры не плачут. Просто обильная утренняя роса.

Зелёному есть чем гордиться: миссия выполнена, земли освоены, вид сохранëн. Но иногда такая тоска накатывает, так хочется вернуться в прошлое и снова встретиться со своими непоседливыми курсантами.

Может быть, в следующей жизни?

***

Аккуратные зелёные ряды с красными вкраплениями стекают за горизонт. В бок, изгибаясь, убегает грунтовая дорога. За ней лесополоса. Ветви деревьев изогнулись под мощными порывами ветра. Над полем клубятся грозовые тучи.

Два парня спорят, рассматривая картину. Тот, что поплотнее, хмурится:

— Мрак. Сплошной мрак. Тут явно считывается угроза: зелёный слишком тёмный, красные мазки, как открытые раны — символ страданий. А уж эти иссиня-фиолетовые тучи точно предвестники несчастий.

— Нет, Петя, ты не прав. Видишь голубую полосу над горизонтом — это же "светлое будущее". Но чтобы к нему прийти, надо преодолеть все невзгоды, и дождь, и ветер. Картина о борьбе, о силе духа, о радости и торжестве справедливости в итоге.

Подошёл третий. Рыжий, небольшого роста, но сразу стало понятно, что для товарищей он — неоспоримый авторитет.

— Ребята, ну что вы тут застряли? Собирались же до закрытия всю выставку осмотреть.

— Реши наш спор, брат. Что скажешь ты об этом пейзаже?

— Пейзаж как пейзаж. Плантация красного перца где-то на юге. Хотя... что-то он мне напоминает. Я точно видел это раньше! Но где?..

— Может быть, во сне?

— А может быть, в прошлой жизни ты был фермером, брат?

— А кто художник?

— Да тут неразборчиво. Пошли уже.

Парни двинулись к выходу.

— А вот и нет, — продолжил рыжий на ходу. — В прошлой жизни я был космонавтом.

— А я спортсменом.

— А я человеком.

— Ну что ж, тоже неплохо. 

Другие работы:
+9
17:07
703
22:26 (отредактировано)
+1
Хороший рассказ, понравился.

Про мутации и потерю смысла не понял. Вроде, как были перцами так и остались. И почему у Семы рассуждения про статистику и мутации вызывают «потерю смысла существования», непонятно. И вывод делает: «Великий смысл потерян». Так вроде наоборот — если только 1 из 100, то надо стараться еще больше. И смысл становится еще более Великим и почетным.
17:48
+1
Про мутации и потерю смысла не понял.


Я думаю, тут автор сравнил современный перец с его дикими предками.
18:16
+1
И какой он был дикий предок перца?
А с другой стороны, какая разница? Они что разучились размножаться? Или, может, сменили форму настолько, что это оказалось грехом, описанным в древнем писании.

В общем, не вяжется смысл жизни с мутацией никак.
17:46
+1
Интересно, необычно, да и написано хорошо. Конец эффектный. И при этом добрый, позитивный рассказ. Плюс от чистого сердца.

Но тяжело все-таки сравнивать таких коротышей с рассказами побольше, где есть и продуманный мир, и конфликт, и борьба. Вот в дуэли это был бы однозначный успех, а здесь не знаю. Нет, во второй тур должен выйти, как мне кажется, а дальше — как повезет.
22:23
+2
Я надеюсь первое предложение написано ради набивки символов: мы знаем какой формы капли. В остальном мне понравилось как написано, прям хорошо читалось, легко и в удовольствие. И стиль какой-то знакомый.

Но есть к чему придраться в смысле «что написано». Вот сразу вопрос: почему курсанты одной формы и комплекции (что хороший намек на селекцию), но потом написано, что один рослый (они все рослые, значит), и почему один худой, а второй широкоплечий тогда? Да и вообще тут было хорошее место чтобы дать акцент мол внешность — не главное, и вроде бы и дан, но сначала все про внешнее.
Очень странно выглядит это изложение космологии и экспозиции через лекции. Даже если все четыре курсанта двоечники, они это все в первый год должны были знать. Прям заметно, что для читателя лектор и отличник надиктовывают лекцию.
И нужна она для сюжетноповорота.

Сюжетноповорот мне сделал вау, но как-то не убедил. Одно дело одухотворение семян, а другое дело библиотеки, чаяния, человеческое мышление совсем, стулья. Вроде и не абсурд/сюр… не знаю.

Скорее притча, да? Мне понравился стиль, понравилась мысль про «жить надо сейчас» и концепция перерождения. Но не сошлось внутреннее и внешнее, ну и тут больше рассказ-идея, чем рассказ-история.
08:19
+1
тут больше рассказ-идея, чем рассказ-история

Рассказ-шутка, магический реализм же.
V_K
15:45
+1
Отличный рассказ! Очень понравился. Идея бомбическая, написано хорошо. Рада, что я на него набрела. Точнее спасибо Фуфырочке за наводку.
Удачи, автор! Буду за вас болеть.
18:57 (отредактировано)
+1
Написано хорошо. Глаз ни за что не цепляется.
Идея — ну сказочная. В прямом смысле слова.)
Автор молодец.
Пожелаю ему удачи. За светлую составляющую. Но вот как будет дальше — не знаю. Здесь я не пророк. Тут же нет психиатрических страданий…
08:16 (отредактировано)
+1
Не разделяю восторгов товарищей. Читать забавно, но и только. «Да это ж Тихое небо — 3!», — пожал плечами я, когда случился «вот это поворот». И вот зачем мне этот поворот нужен? Без него так хорошо читалось, интересность была.
Если честно, не понял шутку юмора с картиной «Зелёный в красном», чего там все они так угорели? Я не угорел, и это меня угнетало, во время чтения — ну то бишь ждал найти ответ на этот вопрос. Но ни лейтенант Зелёный, ни нарисованная в конце картина — ответа на него не дали. Хотя я так понимаю, тут рассказ в целом рассчитан на юмористический эффект, но для меня что-то не сработал.
В общем, не знаю, «приключения» курсантов вроде вызывают интерес, рассуждения/философия — наверное было бы неплохо доработать, сама задумка с уклоном в юмор — стерильно.
05:36 (отредактировано)
+2
Очень интересно смысл завязан в тугой узел!
С первого взгляда — поржать. Я улыбался. Но улыбаясь задумался.
Потому что здесь много поэзии в этом рассказе. Образы, образы. Рассказ — образ. Дикообраз.
Философия выеденного перца в квинтэссенции микровселенной.
Образы, которые сплетаются друг с другом, перетекают один в один или цепляются мельчайшими подобиями и аналогиями, соединяясь в прочную эфемерную цепочку.
Это сюр. Это стёб не на пустом месте. Не люблю на пустом. Здесь — изобретательно, иронично, глубоко. Хотя на самом деле псевдоглубоко, но не важно. Мне реально было смешно. Смешно и радостно, а это ценно.
И стиль.
Блин, ну понятно, что автор глумится над читателем, но как ловко и умело он это делает!
Пафос, штампы, стилистика пропагандистских роликов — и тончайший юмор, изящное облапошивание читателя, безжалостное переворачивание сюжета с ног на голову и обратно. Аллюзии, параллели, аналогии. Автор лишь подтолкнул, ненавязчиво и снисходительно, как мудрец подталкивает ученика к осознанию истины.
Собственно, это не совсем рассказ. Это мысль. Шутка. Шалость. Но автор сумел оформить её в полноценный, пусть небольшой, художественный текст. Грамотный, по мелочам не хочется придираться, тем более что в итоге мелочи оказываются ещё более мелкими.
Что ж, если бы рассказ был в моей подсудной группе, гарантированно получил бы десятку. Как будет сейчас — трудно сказать. Всё-таки это неформат. Возможно, не всем хватит способности увидеть в этом признаки шедевра. Но я увидел, и счастлив.
Загрузка...
Анна Неделина №3

Достойные внимания