Анна Неделина №1

Студент Шредингера

Студент Шредингера
Работа №344

— И это все?.. — удивленно спросил Антон, осмотрев профессора Крапивина.

Преподаватель в белом халате, улыбчиво развел руками. Для него студенты, подобные Антону, что блинчики со сгущенкой – идеальный вариант. Не нужды даже смотреть личное дело – все написано на сонном лице студента. Первокурсник с факультета экономики, лелеющий мечту сколотить с друзьями гениальный стартап и попасть в список Форбс. Жаль, составителям учебного плана чихать на их фантазии. Потому среди профильных предметов затесались и такие, как физика.

И самостоятельно сдать ее у Антона точно не выйдет. Профессор видел это по глазам студента. Будь его воля, он бы включал заблудшим гуманитариям «Теорию большого взрыва» и отправлялся в лабораторию, где частенько проводил эксперименты. Но правила есть правила, и не ему их нарушать. Каждый из этой группы смертников должен перейти на следующий курс с удовлетворительной оценкой, а для этого далеких от физики студентов необходимо хоть чему-то научить.

Хотя был и другой вариант.

— Все верно, Антон, — подтвердил профессор Крапивин, поправляя очки, съехавшие на острый блестящий нос.

Антон прищурился, ища в словах сорокалетнего худосочного преподавателя подвох. На лекциях профессор вел себя приветливо и даже позволял себе шутить со студентами, каждый раз деловито оттягивая подтяжки на груди. Крапивин и сейчас взялся за них, демонстрируя непринужденность, только Антону от этого легче не становилось.

— То есть вы поставите мне тройку за экзамен, если я просто съем конфету? Вы серьезно?

Антон слышал о нестандартном подходе профессора к обучению непрофильных специалистов. Но он даже не догадывался, что все настолько нестандартно.

— Конечно! Вы не в церкви, вас не обманут, — Крапивин не переставал улыбаться. — Я выйду из комнаты и закрою тебя здесь. Когда услышишь громкий сигнал – можешь выбрать и съесть любую из двух конфеток. Но только одну! Это очень важно.

Крапивин наблюдал за тем, как студент принялся озираться вокруг, видимо пытаясь найти в маленькой светлой комнате размером три на три хоть что-то подозрительное. Для преподавателя физики ничего необычного внутри «клетки» не было: мягкие стены, ни одного окошка, стол, стул и две конфетки. Для Антона необычным было все. Он понимал, что тут пройдет какой-то эксперимент. Но какой? Вдруг одна из конфет отравлена или, когда профессор выйдет, он пустит сюда какой-нибудь газ?

— И что дальше? — не унимался Антон.

Крапивина поведение студента совершенно не раздражало. Даже наоборот – будь здесь кто-то из его фаворитов-отличников, начались бы технические и научные вопросы. А это было совсем ненужно. Крапивин и так проводил все опыты и испытания тайно, используя оборудование университета без разрешения. В прошлом его уже выгнали из десяти учебных заведений, потому сейчас, без сомнений, он хватался за последний шанс докопаться до сути.

— Дальше просто сиди на месте и жди, когда я открою дверь.

— И на этом все?

— Да, мой юный падаван, на этом все.

Ох и любил Крапивин называть студентов разными эпитетами. Но это можно перетерпеть. Да вообще все можно перетерпеть ради тройки по чертовой физики, которую Антон даже не пытался понять.

— Хорошо. Только давайте быстро все это закончим, я очень спешу…

Радостно хлопнув в ладоши, Крапивин схватил припертый к ножке стола рюкзак студента, выскочив из «клетки» в помещение лаборатории быстрее, чем Антон успел открыть рот, запер дверь.

— Все это займет не больше пяти минут, — прокричал Крапивин из-за двери, — увидимся в будущем!

Антон не придал словам преподавателя никакого значения. Его больше беспокоил ноутбук с идеями, оставшийся в рюкзаке.

Поставив сумку будущего миллионера на стул, Крапивин прильнул к клавиатуре компьютера, быстро ввел исходные данные. Закончив, он достал телефон, прикрепил его к держателю и включил камеру.

— Двадцатое октября, четверг. Время… одиннадцать часов, семнадцать минут. Эксперимент «Развилка будущего». Попытка первая. Не верится, что спустя десять лет я наконец-то записываю это видео... Я так взволнован! Ладно, перейдем к сути! — Крапивин заглянул в компьютер, проверил процесс выгрузки данных.

Впервые идея «Развилки будущего» посетила его сразу после аспирантуры. Тогда он писал научные работы исключительно на заданные темы, чтобы выстелить ими дорожку к вершине научной карьеры. Ценой стал тяжелый развод.

Проснувшись одним воскресным утром под рабочим столом, в окружении смятых жестяных банок и клочков записки ушедшей жены, Крапивин поднял голову слишком резко и сильно ударился затылком о деревянный ящик. В этот самый момент его и осенило…

— Суть моей теории проста. Путешествия в будущее никогда не будут однозначными, как в случае с прошлым, которое уже свершилось. Будущее, в понимании любого адепта квантовой физики, единица неопределенная. Об этом говорит знаменитый мысленный эксперимент Эрвина Шредингера. Если положить кота в коробку с колбой яда и накрыть его крышкой, то, пока коробка закрыта, кот одновременно жив и мертв. То есть оба варианта развития событий возможны. Многомировая интерпретация квантовой механики гласит, что после открытия коробки создается параллельная Вселенная, отличная от нашей. То есть, если мы видим в коробке живого кота, то обязательно возникнет альтернативная реальность, где он – мертв.

Но что в таком случае будет с путешественником во времени? Если в момент открытия коробки человек переместится, скажем, на одну минуту вперед, то какого кота он увидит? Живого или мертвого? В этом и заключается Гипотеза Крапивина! Крутое название, правда? Будущее, как параллельная вселенная! Итак, начинаем эксперимент…

Задача предельно проста: попросить студента съесть конфету и проверить, в то ли будущее он попадет. Пока что это лишь малая часть огромного пути и впереди сотни подобных экспериментов, но профессор Крапивин был счастлив наконец-то вылезти из груды бумажек и электронного текста, и перейти к действиям.

Если есть две конфеты, то есть как минимум две параллельные Вселенные, где такие же (ну или почти такие же) Антон и его преподаватель проводят такой же эксперимент. Значит, когда Крапивин появится в будущем, его копии там быть не должно. Он просто заглянет в «клетку» к копии Антона, проверит, какой конфеты не хватает, и вернется назад. Тем более, что его разработка пока позволяла оставаться в другом временном отрезке лишь тридцать секунд. Никто ничего не заметит. Затем можно будет сравнить результаты.

Крапивин надел специальный часы и сравнил данные на маленьком дисплее с теми, что были на компьютере. Пора! Вдохнув полной грудью, Крапивин начал перемещение. В комнатушке, где сидел Антон, прозвучал громкий сигнал, означающий, что пора есть конфету. Студент тут же схватил правую и погрузил себе в рот – приметил ее с самого начала.

Крапивин исчез и возник на том же месте. Перемещение удалось! Ему казалось, что для стороннего наблюдателя он мигнул, как неисправная лампочка. Первым делом Крапивин посмотрел на монитор. Почему-то он вернулся на две минуты позже назначенного времени. Погрешность перемещения. Профессору было не до того. Он даже не стал просматривать новые данные в системе. В ладони Крапивин сжимал блестящую обертку от конфеты, как Чарли сжимал золотой билет.

— Вот она, моя Нобелевская премия!

Будущее, которое профессор посетил, ясно показало ему: эксперимент удался на славу. Крапивин поспешил выпустить подопытного студента. Пританцовывая, он подоспел к маленькой комнатке, открыл дверь и застыл на месте. Бездыханное тело Антона лежала на полу.

Крапивин бросился к студенту, перевернул его на спину и ужаснулся. Лицо синее, глаза выпученные, на шее красные следы. Профессор не мог понять, что же случилось, ведь он видел в будущем совсем другую картину. «Кот» был жив!

Спустя час лабораторию, как и в будущем, заполонила толпа людей. Но это были не журналисты и восторженные представители научного сообщества, это были следователи и преподаватели. Крапивин не пытался бежать, не пытался скрыть происходящего. Он хранил свой секрет многие годы, но никак не ожидал, что сможет кому-то навредить. Ведь изначально он и сам планировал проводить эксперимент с котом и колбой яда, но посчитал это слишком жестоким. Оказалось, что студент и конфеты могут быть столь же опасными.

Крапивина забрали в следственный изолятор до выяснения обстоятельств. Он уселся на нары в самом углу, озирая присутствующих. Вокруг точно были не гении науки и не король Швеции. У другой стены, на таких же нарах спал ободранный толстый мужик, источающий омерзительный запах. Судя по лужице на полу, туалетом он не пользовался. Рядом с Крапивиным разговаривали еще двое. Профессора молился, чтобы его не заметили, но чуда не случилось.

— За что присел? — поинтересовался один из мужчин.

Крапивин вздохнул.

— Если бы я знал… у меня студент в лаборатории умер, сам не знаю почему! Я ни в чем не виноват!

Второй мужчина усмехнулся.

— Ага, я тоже не виноват. Моя сама на нож напоролась.

Отличная компания… Профессор был уверен, что Антона убили, пока он оставался один в лаборатории. Возможно, его студент употреблял запрещенные вещества или у него вскрылась старая болячка. Но больше всего Крапивина беспокоила не кончина Антона, его беспокоили результаты эксперимента.

Ведь все же получилось… в будущем его бы чествовали как национального героя. Значит в параллельной вселенной он просто ничего не смог доказать. Смерть… откуда в этом уравнении взялась смерть?! Крапивин так напугался, что пока был в лаборатории так ни разу и не обратился к своим записям, а затем их все унесли. Как бы они ему сейчас пригодились! Ну ничего, скоро он выйдет и постарается во всем разобраться.

Спустя три дня профессора пригласили на первый допрос. Сидящий перед ним следователь: седой, упитанный и морщинистый больше напоминал мопса.

— Что вам удалось выяснить? — взволнованно спросил Крапивин.

В его голову заползали самые невероятные гипотезы. Например, о том, что из двух вариантов может рождаться куда больше продолжений. Но это само по себе звучало абсурдно.

Следователь проигнорировал вопрос. Он положил на стол коробку с вещами профессора.

— Подозреваемый Крапивин, вопросы здесь буду задавать я. Вы понимаете, что обвиняетесь в убийстве Антона Савельева? Вину признаете?

— Что?! Но я ни в чем не виноват!

Мопс усмехнулся, почесал щеку.

— И где же вы находились в момент смерти потерпевшего?

Крапивин не мог ответить на этот вопрос. Что он скажет? В будущем?!

— Я так и думал. — Следователь придвинул к подозреваемому коробку. — Это ваше? Нашли в лаборатории.

Крапивин приподнялся, заглянул внутрь. Там лежали его записи, документы, часы времени и смартфон.

— Да, это все мое.

— Мы посмотрели ваше видео, — продолжил следователь, — то есть вы типа перемещаетесь во времени, изучаете котов, конфеты и всякие физические законы?

Крапивин вздохнул. Секрет был раскрыт. Он хотел подробно и вкрадчиво объяснить следователю суть его работы, но вдруг услышал хрюканье мопса в голове: «Нет, парень, тут такое не прокатит».

— Что-то вроде того… — ответил профессор. — Скажите, вам уже известна причина смерти Антона?

Следователь порылся в коробке и выудил оттуда маленький пластиковый пакет, в котором лежал фантик от конфеты.

— Вот, — проговорил мопс, передавая вещьдок профессору, — конфета была с орехом. Мальчишка умер от аллергического шока. Вы знали о заболевании потерпевшего?

Крапивин застыл, рассматривая красный фантик. Аллергия на орехи?! Анафилактический шок?! Почему такая очевидная вещь сразу не пришла ему в голову? Он и представить не мог, что такое… Мысль оборвалась в голове профессора. Он сунул руку в карман брюк и выудил оттуда другой фантик, возбужденно захваченный из будущего. Этот фантик был… синего цвета.

С минуту Крапивин таращился то на свой фантик, то на фантик следователя. А затем вдруг прыснул нутряным сумасшедшим хохотом.

Следователь даже отодвинулся от стола.

— Ему тут неумышленное светит, а он хохочет…

Профессор буквально задыхался от смеха.

— Ничего…ничего… — еле выдавил он из себя. — Зато эксперимент удался!

Похоже, в будущем придется брать у подопытных расписку. Да… в будущем… хе-хе.

+1
17:08
565
12:18
1. Многовато прилагательных и вообще невычитано — «специальный часы», «не нужды даже смотреть личное дело» и т.д.
2. То на «вы», то на «ты» со студентом.
3. Студент не знает, что у него аллергия на орехи? Он слабоумный?

Резюме: идея интересная, но недоработано.
20:54
Жалко студента. Я вот тоже экономист, у нас физики не было в учебном плане, слава богу. Но минус поставила случайно, прошу прощения.
21:10
+1
Минус Шрёдингера. И есть, и нету :)
Загрузка...
Алексей Ханыкин

Достойные внимания