День защиты детей
Словно гигантский желтый удав, вползающий в свое укрытие, чтобы скрыться от яркого солнца, река медленно пряталась под мостом. Однако уже через пару метров она появлялась с другой стороны моста, и также медленно, как будто ей уже надоело течь среди однообразных песков, уползала вдаль.
Грас стоял на мосту и задумчиво смотрел на течение желтой реки. Вдруг он встрепенулся, словно что-то вспомнил и взглянул на часы. До звонка на урок еще сорок минут. Он успокоился и достал из кармана песчаный камушек, завернутый в клочок бумаги. Подержав его на ладони, как будто взвешивая, Грас бросил камень в реку. Ветер, обрадовавшись новой игре, напал на него и распотрошил на десятки мелких камушков, а их в свою очередь, на тысячи песчинок. Лишь несколько слабых кругов на воде доказывали, что камень все же был брошен с моста, но погиб в неравной схватке с ветром, не достигнув цели. «Даже камня нормального здесь не найти» - со злостью подумал Грас. Еще раз взглянув на часы, он зашагал в школу.
«Неужели непременно нужно было сюда прилетать?» - злился Грас. Он повыше натянул специальный ворот свитера, защищавший лицо от песка, и надел очки. «Хорошо, хоть такая дурацкая погода не каждый день здесь бывает. Случается, что ветра нет, но я и не помню сколько дней назад было безветрие. Иногда даже идут дожди. Лужи, правда, остаются только на бетонированных дорожках возле зданий».
Грас быстро шел, почти не глядя вокруг. «А чего тут разглядывать», - думал он. - Все одинаково желтое, иногда с примесью оранжево-красных глин». Он жил на окраине городка колонистов и любил ходить в школу не по городским улицам, а в обход домов, так было и короче, и приятнее. Ему не нравилось идти по городу и видеть плакаты с социальной рекламой, вещающие о том, что все сделано верно, и все они здесь выполняют великую миссию. Грас же думал, что это большая ошибка покинуть Землю. Она была их домом и его нужно было спасать, а не бежать, как крысы с тонущего корабля.
Они жили здесь уже полгода. Этого срока оказалось недостаточно, чтобы забыть прежнюю жизнь и полюбить, или хотя бы принять новую. Ему здесь не нравилось абсолютно все: пески, солнце, ржавое небо, улыбающиеся непонятно чему люди, учитель, которая убеждала их, что все прекрасно и одноклассники. Одноклассники особенно не нравились. «Скучные они – подумал Грас. – И разговоры у них скучные, все одинаковые – у кого какой обвес, какой лут, и кто из них лучший читтер.»
Грас вспомнил вчерашний день.
- Ребята, - сказала мисс Селен, - помните, какой завтра день? – она, как обычно, слащаво улыбнулась.
Все закричали, что помнят о том, что завтра день защиты детства.
- Значит вы подготовили проекты на тему «Мир глазами детей». Завтра мы все ваши проекты заслушаем и выберем самые лучшие для участия в городской конференции.
- Мисс Селен, а Дину родители помогали проект написать, – воскликнула Мари.
- Родители могут помогать, могут прийти, и участвовать в презентации проекта, – ответила мисс Селен. – Это даже хорошо, ведь взрослые должны понимать, каким хотят видеть мир в будущем их дети.
- Мне тоже родители помогали. Я бы без них не справился. Мы вместе с ними придумали шлем, защищающий от песчаной бури, – сказал Ри.
- Ну это же не относится к теме проектов! – возмутилась Мари
- Как это не относится? Очень даже относится, - возразил Ри – в будущем наш мир должен быть полностью безопасным. Вот наш сосед вышел за город, и поднялся сильный ветер, так он вернулся с сильно поцарапанным лицом! Поэтому я считаю, что лучшее будущее для детей – это безопасное будущее. - и Ри так задрал нос, как будто сейчас его будут фотографировать для статьи в журнале на тему «Афоризм года».
- Я тоже так думаю, – сказала Нэт, - мы с папой придумали такой коптер, который будет летать по планете и передавать нам видеоизображения прямо в очки. Будет казаться, что ты сам лично путешествуешь везде, а на самом деле сидишь дома на диване. И интересно, и познавательно, и неопасно совсем.
- Какая ты умница, Нэт! – воскликнула мисс Селен. - Нам будет очень интересно познакомится с вашей разработкой и с проектами всех других участников!
- Мисс Селен, можно я тоже расскажу, что принесу завтра? – поднял руку Тирр.
- Да, конечно, дорогой, рассказывай – ответила учительница.
- Я завтра презентую новую игру! – он гордо оглядел притихший класс. Дети замолчали и ждали продолжения рассказа. Все знали, что мама Тирра работала в министерстве игровых досуговых программ. Обычно, он первым узнавал обо всех новинках на рынке игр. Игра! Это ж то, без чего невозможно представить себе свободное время. Выдержав паузу, Тирр продолжил:
- Это будет совершенно улетная игра про выживание в джунглях. Герою нужно быть начеку, чтобы не быть отравленным или съеденным.
- Значит в твоей игре нужно будет убивать? – спокойно спросил Грас.
- Конечно нужно, а как же иначе? – горячо ответил Тирр. - Это игра для храбрецов, которые не боятся опасности.
- Твой герой боится леса. Он убивает, потому что ему страшно. Он не умеет жить в мире с растениями и зверями. Ты и сам, наверное, лес никогда не видел, сам его боишься, поэтому уничтожить кажется самым верным решением – сказал Грас.
- Видел я лес! Я фильм про него видел! – стал злиться Тирр. - Ничего там нет интересного – палки и листья. И не боюсь я его, понял? Я вообще ничего не боюсь!
Дети заговорили одновременно, стараясь перекричать друг друга, заявляя, что Тирр прав – лес есть лес и ничего доброго от него не жди.
Мисс Селен призвала к спокойствию и постепенно в классе восстановился порядок.
- Мисс Селен, а что приготовил Грас? – ехидно спросила Эма.
- Действительно, Грас, а о чем ты будешь рассказывать завтра? –обратилась учительница к Грасу.
- Я хочу показать вам… - тихо сказал Грас. -Я принесу завтра и покажу одуванчик. Это цветок такой.
- Откуда же ты его взял, Грас? – удивилась мисс Селен, - на нашей планете нет растений, а на Земле они все погибли уже много лет назад. Я сама последний раз видела живой цветок в те годы, когда была ребенком.
- Я сам его вырастил из семян, которые мне подарила бабушка, – сказал Грас. - У меня дома несколько цветков растет. Они красивые и такие живые!
- Врет он все, – крикнул Ри, – мой папа говорил, что нет цветов на свете и никогда больше не будет! Даже если и были цветы, то теперь их не будет, потому что не стоит на них тратить ресурсы, так как они бесполезные!
- А правда, мисс Селен, для чего были раньше нужны цветы? – спросила Мари.
- Ну я помню, что они хорошо пахли, были яркого красивого цвета, – мисс Селен подумала и добавила, – их можно собирать в букеты, и дарить на праздники, или делать из них красивые венки на голову.
- Ну это все можно делать и из искусственных цветов. К тому же они не вянут и долго радуют нас своей красотой – сказал Тирр.
- Живой цветок невозможно ничем заменить, потому что он живой, – воскликнул Грас, - вот сами завтра увидите. А все что вы говорите сейчас – это глупо.
И вот теперь Грас шел в школу. В его рюкзаке была стеклянная колба, а в ней одуванчик. Цветок, словно специально для этого случая, расцвел два дня назад и сейчас был невероятно красивым! Какое-то нехорошее предчувствие тяготило Граса: «Вдруг не поймут, не оценят? Вдруг засмеют? Меня и так не особенно любят. Не обижают, но и не берут в друзья. А может это я не беру их в друзья?» – подумалось Грасу, - «Иногда мне кажется, что я даже устроен не так, как они.» Мальчик тяжело вздохнул и замедлил шаг: «Нет, они просто не знают ничего, они не видели ничего подобного. Это все от незнания. Ну не может живой человек не полюбить живой цветок!» – решив так, Грас ускорил шаг и уже бодрее зашагал к школе, которая стала видна за зданием развлекательного центра.
В классе царила суета. Дети доставали из школьных сумок большие и маленькие коробки. Некоторые дети пришли с родителями, которые помогали им разобраться с видеопрезентациями и давали последние наставления. Всем хотелось победить.
Грас пришел без родителей. Он сам не захотел, чтобы они приходили, так как не знал закончится сегодняшний день триумфом, или провалом.
Когда прозвенел звонок, большинство родителей ушли. Мисс Селен произнесла небольшую речь, открывая мероприятие, посвященное дню защиты детей, одаривая всех своих актерской улыбкой:
- Дорогие ребята и родители, я поздравляю вас с праздником – Днем защиты детей! Этот день дает нам возможность привлечь внимание к проблемам детей. Это очень древний праздник, который позволяет нам видеть, чего мы достигли за сотни лет.
Раньше жизнь детей была очень тяжелой. Во многих странах применялся детский труд. Детей заставляли трудиться даже дома. Они мыли полы, тарелки, убирали мусор, очищали ковровые покрытия. Случалось, так, что дети становились даже участниками военный действий!
Но теперь все это в прошлом! Мы хотим, чтобы и сегодня, и в будущем дети были защищены от всяких невзгод. Для этого нам, взрослым необходимо понимать в каком мире наши дети хотели бы жить, какое детство они считают счастливым и безопасным, а потому я передаю слово детям.
Дети стали выступать по очереди. Сначала о своем счастливом мире рассказала Мари, потом Дин и Нэт. После них вышел Тирр. Он поставил посредине сцены стол и положил на него маленькую чёрную коробочку кубической формы. Проведя рукой над коробочкой, Тирр быстро дотронулся до ее поверхности и вокруг него появилась полусфера. Полусфера окружила мальчика со всех сторон, он был словно накрыт перевернутой глубокой чашей. Она была беселая и прозрачная, как негустой туман.
Затем Тирр надел на все пальцы обеих рук какие-то черные колечки и скомандовал голосом: «Лес». На всех плоскостях полусферы появилось изображение: небо, лесные заросли, тропинка, камни. Дети видели все, что происходило внутри сферы и даже слышали звуки ветра, щебетание птиц, поскрипывание стволов, трущихся друг о друга.
Вдруг, изображение стало подвижным, оно обтекало Тирра, словно он шел вперед. В тот момент, когда все уже привыкли к этому изображению, почувствовали себя внутри сферы, на Тирра сверху налетела огромная птица. Тирр свел руки вместе и сжал ладони так, как будто в них оказался тяжёлый меч, и он действительно появился в его руках, словно вырос из них. Меч был замечательной полупрозрачной голограммой. Тирр стал рубить мечом, пытаясь отогнать птицу, но ему никак не удавалось нанести ей хотя бы одно ранение. Птица тоже не могла победить человека и тогда она взмыла вверх, сделал круг в небе и ринулась вниз. Она расправила крылья и резко дернула ими – вниз на Тирра полетели перья, которые казались острыми наконечниками копий. Тирр моментально перекинул меч в левую руку, а в правой у него появился щит. Еще бы пару секунд и он не успел, перья пронзили бы его, но Тирр успел и все перья вонзились в щит. Неожиданно он перехватил щит в ладонь, взял его за край, закрутился на одном месте, как дискобол и метнул щит в птицу. Огромная птица не успела увернуться. Щит ударил по ней с такой силой, что птица разлетелась по воздуху мелкими брызгами.
Еще несколько минут Тирр показывал детям возможности этой удивительной, еще никому неизвестной игры, а потом он убрал сферу и положил черный куб в коробочку. Завершая свою презентацию Тирр сказал:
- Я думаю, мир без опасностей будет совсем скучным. Каждый человек хочет почувствовать себя героем, но при этом не подвергаться риску. Эта игровая установка даст нам возможность почувствовать адреналин, но при этом не пострадать на самом деле. Вот, что я думаю нужно не только всем детям, но вообще всем людям.
Дети зашумели и стали спрашивать о том, как же им получить эту игровую установку и когда она появится в продаже. У всех возникло тысяча вопросов по механике, дизайну и возможностям этой игры. Тирр сначала отвечал ребятам, а потом сказал:
- Я уже устал отвечать. Давайте я отвечу на все остальные вопросы после нашей конференции. Кроме того, мы и так отняли много времени у всех, а после меня там еще кто-то будет выступать. Кажется, Грас следующий?
Грас вышел на сцену и снял с плеча рюкзак. Он осторожно расстегнул молнию на рюкзаке и вынул стеклянную колбу. Грас нерешительно и тихо заговорил:
- Вы можете подойти поближе, чтобы рассмотреть. Это растение. Цветущее растение. Оно называется одуванчик. Я хочу, чтобы мое будущее было связано с цветущей планетой, чтобы было много зелени, чтобы воздух наполнялся ароматами, чтобы ветер шуршал не песком, а листвой, - постепенно голос Граса креп и вскоре он говорил громко, уверенно и вдохновенно. - Мы давно отрезаны от многообразия мира. Мы заменили его симуляторами природы. Мы забыли, что запах цветов хорош только на лугу, или в лесу, когда он связан с тысячу других ощущений: красотой рассвета, росой на траве, запахом леса, пением птиц.
Искусственные растения никогда не смогут заменить настоящих. Никогда! Искусственный одуванчик всегда хуже настоящего. Я бы хотел это сравнить с тем, когда мы голодны, чувствуем запах хлеба, видим хлеб и начинаем есть его, но понимаем, что он не настоящий. Но это неудачное сравнение, потому что даже наши родители не помнят запах и вкус настоящего хлеба, ведь мы едим искусственный.
Мы сейчас находимся в большой опасности, потому что мы утратили наш мир – весь прекрасный и необъятный мир реальности. Мы не помним, какое счастье он может доставлять. Так мы можем потерять самих себя и превратить свою жизнь в химеру.
Все слушали Граса затаив дыхание. Может быть впервые в этих стенах произносили такие слова – слова, о том, что люди в борьбе за жизнь потеряли что-то важное, забыв, что жизнь — это не только существование физической оболочки. Никто не нашелся что возразить. И в этой тишине громко прозвучал шепот Нэт:
- А можно его потрогать?
- Я сейчас сниму стеклянную крышку колбы, и вы можете его потрогать пальчиком, понюхать, увидеть поближе. Подходите.
Дети и взрослые окружили Граса, он снял колбу и вокруг прошел шепот восхищения. Прямой стебель одуванчика заканчивался желтым бутоном. Он был таким нестерпимо желтым, что казалось будто внутри бутона горит желтая лампочка. Одуванчик был насыщен желтым, как солнце. Нет, даже желтее. Он был как маленький цыплёнок – ярко –желтый и пушистый. У него было так много маленьких лепестков, что, если посчитать их, наверное, окажется больше сотни. Каждый маленький лепесточек был похож на язычок, который заканчивался тремя зубчиками. Язычки торчали по кругу и казалось, что они только и ждут, чтобы ты поднес в ним свою щеку - они ее тут же оближут, как ласковый пес.
Широкие большие листья одуванчика были глубокого зеленого цвета, но больше всего поражала их форма. Они не были круглыми или овальными, вопреки ожиданиям детей, листья были резными, похожие на растрепанное перо большой птицы. Более того, они выражали явную асимметрию, что уж совсем было удивительно.
- Я хочу его понюхать, – сказала Ули, – можно?
Грас разрешил и все ждали, что скажет Ули. Она наклонилась и вдохнула воздух над бутоном одуванчика:
- Какой аромат! Совсем не похож ни на один известный мне запах. Он сладковатый и удивительно нежный! – воскликнула Ули.
- Моя бабушка говорила, что запах одуванчика похож на запах травы – сказал Грас.
- Тогда я хочу, чтобы у нас везде росла трава, – сказала Ули
- А можно его потрогать? Он кажется пушистым, – спросил Пит
- Да, конечно можно, но очень нежно, – ответил Грас и показал, как нужно пальчиком проводить по нему.
Пит дотронулся до бутона и погладил цветок. Потом он посмотрел на палец и удивленно воскликнул:
- Он покрасил меня! Смотрите, на моем пальце желтая пудра! – Пит был счастлив, – наверное я ему понравился. Грас, подари мне этот одуванчик, видишь, мы с ним уже подружились.
- Нет не могу. Ребята, скоро он перестанет быть желтым и станет белым и еще более пушистым. Он будет, как облачко. Потом я дуну на него, и белые пушинки, как маленькие парашютики разлетятся в разные стороны. На конце каждого парашютика будет малюсенькое черное зернышко – это семена. Я их все соберу и могу принести вам. Вы посадите у себя дома, будете ухаживать за ним, и у вас будет собственный одуванчик – свое маленькое солнышко дома.
- Грас, я буду первой в очереди на одуванчик, – сказала Мари.
- Я тоже хочу семечко! – воскликнул Пит
Дети наперебой стали кричать, что им тоже нужно принести белый парашютик. И вдруг позади всех раздался голос Тирра:
- Он не настоящий! Неужели вы ему верите?
- Нет, он настоящий, я сам его вырастил, – возразил Грас
- Врет он все, вы только что видели анимацию Тирра и все вы думали, что видите настоящий лес, – резко сказал Ри. – Просто Грас откуда-то владеет более продвинутой технологией анимации.
- Конечно это не так. Лес Тирра даже не имел запаха. Только совершенно бесчувственный человек может перепутать настоящее растение с искусственным, - начал сердиться Грас.
- Я вам всем сейчас докажу, что Грас лжец и этот цветок ненастоящий – громко воскликнул Тирр и расталкивая детей, рванул к одуванчику. Перед цветком Тирр на мгновенье замер и Грас даже подумал, что он тоже будет его нюхать. Однако, Тирр схватил одуванчик за стебель и резко согнул его, рванув вверх. Все только и успели, что ахнуть, как увидели желтую шапочку одуванчика зажатой в кулаке Тирра.
- Смотрите, кровь! – закричала Мари, показывая пальцем на кулак Тирра. Снизу из кулака капали на пол белые капли. Дети перевели взгляд на безголовый стебель одуванчика и увидели, что из стебля пульсирует и вытекает белый сок. Гарсс быстро зажал стебель, стараясь прекратить сокотечение.
- Он истечет кровью, он умрет! – и Мари заплакала. Заплакала так горестно, что зашмыгали носами и другие девчонки.
Грасс все еще старался остановить капли белого сока:
- Я постараюсь его выходить. Я постараюсь… – он и не замечал, как по его щекам текли крупные слезы.
Тирр ошеломленно смотрел на свою руку. Он разжал кулак и цветок упал на стол рядом с Грасом. Тирр смотрел на свою ладонь, испачканную белым соком. Он словно завял: его плечи опустились, голова поникла, руки повисли вдоль тела. Тирр отошел в сторону и молча сел за парту на свое место.
- Не кровь это – смазка гидравлическая какая-нибудь – сказал Тирр
Тирру никто не ответил. Помолчав, он продолжил:
- Ну если он и живой был, то какая от него польза? Зачем он?
Грас поднял сорванный цветок. Одуванчик, который недавно так бодро стоял, как солдатик на параде, сейчас безжизненно свисал с его ладони. Он выпрямился и взглянул на Тирра. По всему было понятно, что Тирр готовился к отражению атаки. Но Грас только посмотрел на него долгим взглядом, в котором читалась лишь жалость, и Тирр не выдержав этого взгляда, сам не зная почему, опустил глаза.
- Грас, у тебя есть еще одуванчик? – тихо спросил Пит.
- Нет. У меня осталось еще пять белых парашютиков. Быть может они последние во всей Вселенной. Я буду их выращивать, – ответил Грас.
- Я хочу вместе с тобой, – сказал Пит.
- Я подумаю. – Грас закрыл колбу, взял в руку одуванчик и ушел из класса. Он шел домой, не закрывая лицо от ветра, несущего ему на встречу тысячи песчинок. «Зачем я принес одуванчик? Все зря. Как простой одуванчик может соперничать с игрой в этом мире…»
Грас не успел узнать, что первое место присудили в итоге Тирру, но Тирр не стал брать диплом и отказался участвовать в городской конференции. Дети грустными разошлись по домам, и засыпая вечером в своих постелях, они рассказывали родителям про удивительный одуванчик!