Мой костюм

  • Опубликовано на Дзен
Автор:
HEADfield
Мой костюм
Аннотация:
Что-то непривычное. Не то, чего вы ждёте.
Текст:

Он сидел в кресле-каталке, совсем старый, дряхлый и сморщенный. Бледно-жёлтый оттенок кожи сиял контрастом с синим махровым халатом.

Дед всегда мёрз, ему было холодно. По крайней мере, Максим помнил именно так. А ещё дед часто начинал говорить «нелепицу», как это называла мама. Он убирал с лица кислородную маску и говорил несколько слов.

Максим слышал сказанное, но смысл был был непонятен. Впрочем, он с тем же успехом не вникал в разговоры родителей, когда те говорили про «инфляцию» и «дурацкое ЖКХ». Он лишь прислушивался к разговорам о сладостях и подарках, и это ожидаемо для шестилетнего пацана.

А ещё что было ожидаемо - его иногда оставляли с дедом наедине. Уезжали куда-нибудь в магазин, и чтобы не брать мальчика с собой (чтобы он не канючил разные детские сладости, ведь лишних денег нет) - оставляли дома под присмотром деда.

Старик, хоть и выжил из ума, умел вести себя разумно, и приглядывал за мальчишкой, чтобы тот не учинил беды. Зачастую было достаточно всего нескольких слов, и Максим прекращал своё занятие и шёл к деду.

Хоть старик и был странным, но его держали здесь. Не отдавали в приют, не устраивали в больницу, хотя там ему самое место. Так часто делают в нашем мире, и даже Максим не раз слышал, как его друзья с гордостью рассказывают о достижениях родителей.

«Пристроили эту каргу в дом инвалидов», «Отправили на месяцок в санаторий, простенький, но надолго», «Определили в хоспис».

И ребята гордились этими достижениями, как будто их родители смогли завоевать какой-то небывалый приз. Получить что-то в награду за свои действия. Освободиться от бремени ответственности.

И хотя Максим не всегда знал смысл слов (тот же хоспис) - он понимал, что обратно старики скорее всего не вернутся. Будут жить там до конца, а потом их положат в гроб и отнесут на кладбище. И даже в свои шесть лет он понимал, что эти его друзья - они не осознают смысла всех действий.

А потому друзей у Максима не стало. Его семья-то не отказывалась от деда. Он продолжал жить с ними в двухкомнатной квартире, по ночам спал на боковой кровати, недалеко от мальчика. А когда становилось совсем нечем дышать, прикладывал к лицу кислородную маску.

Вот и сейчас, когда родители уехали в магазин, старик глубоко вдохнул и хитро посмотрел на мальчика.

- Иди-ка сюда, малыш. Хочешь, я расскажу тебе историю?

Максим послушно подошёл. Уселся на диван, рядом с которым стояла коляска. Блестящая белым металлом и чернеющая резиной колёс, она всегда вызывала в нём какие-то странные ощущения. Не страха, а скорее опасения. Множество подвижных элементов напоминали о сложности и удобстве конструкции. Тормоза, чтобы дед не смог откатиться от стола, пока не съест весь обед. Синий баллон с кислородом, притороченный к специальному креплению за спинкой. Ручки чуть выше, которые позволяли отвезти деда в комнату, когда он становился безвольной куклой, неспособной даже разговаривать.

Такие эпизоды стали случаться всё чаще, но сегодня дед был полон сил. Его глаза лучились жизнью, и Максим любил такие моменты. Можно было услышать какую-нибудь сказку, которых не бывает в книжках.

- Конечно!

- Тогда сегодня ты узнаешь о моем секретном костюме.

Мальчик улыбнулся и широко распахнул глаза. Такую историю ему ещё не рассказывали.

- Когда я только появился на этом свете, мне дали костюм. Он был просто волшебным. Подходил идеально и давал просто невообразимые возможности.

Максим не знал, что нельзя вообразить невозможное, а потому сразу же попытался. Но каждая попытка оказалась вполне вообразимой, и он даже зажмурился, пытаясь придать этим способностям хоть капельку чудесного.

- Когда я вырос, мой костюм вырос вместе со мной. Тогда мне было, как тебе сейчас, и мой дед тоже рассказал мне о костюме. Он даже показал его мне, и объяснил, как им пользоваться.

- Ух ты! А ты мне покажешь?

Дед улыбнулся.

- Конечно. Только попозже, когда расскажу историю.

Мальчик согласно кивнул.

- Так вот. Он не раз помогал мне в жизни. Когда я был на войне, то его там немного повредили, но я уцелел. Мне ещё тогда сказали, что я «родился в рубашке». Тогда я вспомнил слова моего деда, которые он говорил. Что это нечто невидимое другим, только моё. Я начал ощущать его, как будто действительно жил в нём с рождения, но никогда не обращал внимания.

Дед кашлянул, потянулся за кислородной маской.

- А сейчас костюм тебя защищает?

- Конечно, малыш. Он всегда при мне. Только стал уже старым и поношенным, и скоро совсем испортится.

Дед отложил в сторону маску. Кашель прекратился, но губы ещё только начали розоветь после приступа. Кожа налилась румянцем, но Максим знал, что это временно. Он уже видел подобное, и даже помнил, что дважды деда отвозили в больницу люди в белых халатах.

А ещё он помнил, что после такого маме предложили оставить деда в больнице. Максим хорошо помнил слова того доктора. «Ему не будет лучше. Это лишь вопрос времени».

Но мама настояла, а отец поддержал. И дед вернулся домой, только теперь вместо маленьких ингаляторов обзавёлся синим баллоном с тонким прозрачным шлангом, присоединённым к силиконовой маске.

- А ты знаешь, почему я рассказываю тебе об этом?

Мальчик замотал головой. Быстро, из стороны в сторону, как и положено шестилетним мальчикам, у которых вся жизнь впереди и об её окончании думать ещё рано.

Дед улыбнулся.

- Скоро я от вас уеду. Мой костюм стал совсем негодным. Уже не спасает. Но у тебя он совсем ещё новый. Да и у родителей тоже хороши.

- Как?! У мамы и папы?

Дед кивнул.

- У всей нашей семьи он есть. И у них, и у тебя.

- Так почему они не могут одолжить тебе свой на время?

Короткий вздох.

- Им нельзя. Ещё нужно тебя вырастить. А когда ты станешь побольше, то у тебя появятся дети, а у них свой костюм. Только ты не должен забывать, что он действует, пока ты остаёшься человеком.

- Это как?

- Будь честным. Поступай правильно. Люби родителей, они ведь у тебя такие хорошие. И всё у тебя будет хорошо.

Мальчик кивнул. Это ему было понятно. Он видел, как родители относятся к деду, как берегут его и всегда стараются сделать, как лучше. И он мог сравнить свою семью с другими, где ему довелось побывать. В гостях или случайно. Ненависть. Себялюбие. Алчность.

Максим не смог бы сказать эти слова, он не знал их. Но ощущения внутри были примерно такие. И он в свои шесть лет уже понимал, что это не хорошо. Что этого следует избегать. Так, как это делают его родители.

- А теперь пришла пора показать тебе мой костюм.

Он распахнул халат на груди. Под ним была тёплая клечатая рубашка, ведь дед всегда мёрз, сколько Максим себя помнил. Старик отодвинул воротник, расстегнул пуговицы. На мальчика пахнуло чем-то затхлым. Сладковатый аромат старой кожи, которая чешуйками взвилась в воздух и улетела куда-то в сторону, напомнил ему о том времени, когда он был ещё маленьким. Совсем маленьким. Почему-то эта картина встала перед глазами, хотя жизнь его только начиналась.

Тогда он ещё учился ходить и разговаривать, но дед уже был старым. Он прижимал внука к себе, гладил по голове и что-то шептал тому на ухо. И только сейчас Максим вспомнил, что старик уже тогда рассказывал о странном костюме.

А дед тем временем распахнул неподатливую рубашку, отодвинул в сторону, и задрал вверх синюю футболку, которая оказалась последним слоем тепла на старом коже.

Максим во все глаза смотрел на худое тело. Он ожидал увидеть какое-то невообразимое чудо, а перед ним предстала сухая пергаментная кожа с редкими складками на груди и животе, да торчащими тут и там седыми волосками.

- А где костюм?

- Да вот же он!

Дед взял пальцами складку кожи и потряс. Оттянул, и та легко отлепилась от тела, будто действительно была просто эластичным покровным материалом.

Мальчик понял, что старик опять «несёт околесицу». Такое уже случалось, и расстраиваться было не из-за чего. Максим по-взрослому улыбнулся, кивнул головой.

- Я понял, деда.

А старик хитро посмотрел внуку в глаза и подмигнул. После чего застегнул все пуговицы, запахнул халат и взялся за кислородную маску.

За следующие несколько дней он не произнёс больше ни слова.

***

Позже Максим увидел деда другим. Его одели в нарядный костюм, подправили причёску и придали все черты живого. Но мальчик знал, что это не так. Он лежал без движения, глаза были закрыты, и совершенно точно не спал. Грудь не вздымалась от слабого дыхания, и если бы не подготовка, то кожа казалась бы ещё бледнее обычного.

А все стояли вокруг, пока тяжёлую крышку не водрузили на место и деревянный ящик не стал погружаться в толщу земли. Это был последний раз, когда они виделись, и теперь Максим начал понимать, что же хотел сказать ему дед.

Он показывал на себя. На своё измождённое тяжёлой жизнью тело, на бледную желтоватую кожу, исчерченную синюшными прожилками вен. Но тогда он был живым.

А теперь в гробу лежала просто оболочка, которая казалась Максиму чужой. То же лицо, те же руки, но из них будто вынули стержень, который обретался там все долгие годы. Из него словно вышла та самая сущность, которая и была его дедом.

Все стояли и плакали. Только Максим глядел по сторонам. Среди людей в тёмной одежде мелькнул чей-то силуэт, и мальчик присмотрелся внимательнее. Потом разжал руку, отпустил ладонь матери и начал пробираться сквозь толпу ног и юбок. Туда, где мелькнула странная и знакомая тень.

Он выбрался из толпы и огляделся. Больше никого вокруг не было, и мальчик решил, что ему привиделось. Как тогда, когда дед рассказывал истории, он видел воображаемые картины где-то в своей голове. А теперь что-то появилось и наяву.

И только он это подумал, как опять увидел деда. Он стоял чуть поодаль и наблюдал за мальчиком. Со своей неизменной доброй улыбкой на губах и хитрым взглядом. Максим хотел было подбежать ближе, но голос в голове остановил его движение.

«Будь собой, малыш. Мы с тобой расстались, и я рассказал тебе о костюме. Мы все их носим, всю свою жизнь. Они растут вместе с нами, а когда приходит время сбросить его, жизнь прекращается».

Казалось, что голос приблизился, а силуэт деда начал растворяться в воздухе.

«Не грусти. Просто помни, что только в твоих силах сделать так, чтобы о твоём костюме помнили. После того, как ты уйдёшь. А мама с папой тебе помогут, как когда-то я помог им».

А после дуновение ветра заставило его зажмуриться. Когда он открыл глаза, всё стало как прежде. Мальчик вернулся в толпу и вновь взял маму за руку. Он теперь понял слова деда, и ему многое стало ясно. Быть человеком - значит, не просто быть. Нужно ещё и постараться им остаться до самого конца.

--------


Озвучка в исполнении автора - тыц

+5
20:00
670
21:57
По аннотации и тексту — наверное это совесть…
22:05
+1
По аннотации — это не то, что я обычно пишу ))
22:09
Ну тк. И в чем противоречие?
22:10
+1
Не знаю. Никаких противоречий ))
22:00
Очень добрая история. Могла бы быть грустной, но мне не показалось так. Хорошее настроение. Правильное.

Очепятку выловила: Позже Максим увидел дела другим (деДа).
22:06
Спасибо )

PS поправил очепятку )
07:08
Бледно-жёлтый оттенок кожи не оттенок кожи, а кожа оттенка
Старик, хоть и выжил из ума, умел вести себя разумно фраза сама себе противоречит
Зачастую было достаточно всего нескольких слов, и Максим прекращал своё занятие и шёл к деду а перед этим говорил несколько слов.

Максим слышал сказанное, но смысл был был непонятен
т.е. в одном абзаце он деда не понимает, а в другом- понимает?
инфляция вообще для шестилетнего сложное слово
много «хоть»
«Отправили на месяцок в санаторий, простенький, но надолго» так месяцок или надолго?
и вообще — сложные мысли для шестилетних
если пишешь от имени мальчика, то надо переписывать через его восприятие. не будет он так думать: ножество подвижных элементов напоминали о сложности и удобстве конструкции. Тормоза, чтобы дед не смог откатиться от стола, пока не съест весь обед. Синий баллон с кислородом, притороченный к специальному креплению за спинкой. Ручки чуть выше, которые позволяли отвезти деда в комнату, когда он становился безвольной куклой, неспособной даже разговаривать.
08:42
+1
Угу. Понял )

С мышлением согласен, маленький не будет так думать. И не думает ) Это, кмк, описательный момент от лица рассказчика.

По поводу роялек да, тож согласен.
18:13
+1
ну хоть кто-то со мной согласен
18:32
А я думал, такое тут не выставляют))) Очень даже мудрое и доброе повествование. Теперь вот думаю, что под таким странным ником скрывается хороший человек! Автору плюс и благодарность! А ещё вы дали пример, и пожалуй, я тоже осмелюсь на обнародование сокровенных мыслей… Спасибо! Конечно же это мысли написавшего этот рассказ а не шестилетнего ребёнка..., но не плохо!
19:38
Выставляют, и ещё как )

Приятно, что даже примером послужил laugh

Спасибо )
19:32
Здорово написано. Все на своих местах, и читать приятно. Автору больше вдохновения!
19:39
+1
Вам спасибо. Вдохновения хватает. А ещё лени laugh
Загрузка...
Светлана Ледовская №2