Созерцатели

  • Жаренные
Автор:
Алёна Утюмова
Созерцатели
Текст:
Это случилось прошлой зимой. Довелось мне побывать в одном очень интересном городке. По долгу службы часто в командировки отправляют, а тут секретарша новая билеты не туда купила, и вместо Камчатки отправила меня в Творцоево. Когда с поезда сошёл и оглянулся, испытал одновременно кучу эмоций. Первым было недоумение: Камчатку-то сразу узнаю. Потом ужас – вот как только взглянул направо, сразу ощутил. Поворачиваю голову медленно в обратную сторону, и за тот миг, что она справа налево поворачивалась, испытал радость, огорчение, печаль, удивление, страх, опустошение, восторг и тревогу.
Была мысль купить билет обратно, но моё природное любопытство победило. Я же физик как-никак, а у них тут имелось, что изучить. Природа вокруг, люди и даже здания не гармонировали. Не было взаимосвязи. Огромные замки соседствовали с пряничными домиками, и если первые находились в снежных горах, то вторые – у моря. Водопады превращались в лаву: и если вода была настоящей, то лава нарисованной аккуратными мазками. При каждом моём шаге происходило что-то новое. Играло пианино и пахло кофе. Шаг — хеви-метал бьёт под дых, и ты в потной толпе. Ещё шаг, и вот уже ночь, и ты по колено в снегу обнимаешься со статуей фиги в твой рост. Хочется идти дальше, и путь продолжается. На какой-то миг ты часть пейзажа акварелью, страшно и приятно ощущать себя картиной, разглядывать свои слегка прозрачные ладони.
Бродил по узким улочкам, испытывая полный спектр чувств. Хотелось ещё и ещё. Не чувствовал усталости и снова сделал шаг. На этот раз попал в мысли. Не сразу понял, где нахожусь, но начал читать слова, что бегали вокруг, постепенно то укутывая, то распыляясь. Чем-то это место напомнило зал ожидания на вокзале, но только я стоял один. Лишь слова змейками ползали под ногами, падали сверху на плечи, некоторые, особо хитрые, умудрялись шептать возле уха. Смахивал назойливых, но шаг не делал: хотелось остаться здесь надолго. Да и слова начали знакомые попадаться — ядерная физика, например. Время будто остановилось. Я уже не в центре хаоса слов, а просто на вокзале стою, читаю на табло книгу под названием «История физических явлений» и глажу слово любовь, что примостилось на руках.
В зал начали заходить люди. Не замечал их: был слишком увлечён чтением. Понял, что уже не один, когда потух свет и табло отключилось. Темнота. Становилось холодно. Решил покинуть этот зал, но не смог: сколько бы ни шагал, темнота не исчезала, я лишь наткнулся на кого-то в толпе. Люди загудели:
— Что случилось?
— Включите свет! — кричали одни.
— Мне страшно… Почему так холодно? — шептали другие.
Шум становился гуще.
Какой-то мужик скомандовал басом:
— Тихо всем!
Все замолчали, наступило то, что бывает только в пещерах глубоко под землёй — кромешная тьма и абсолютная тишина. Дыхание сковало, но с первым вдохом произошло чудо. В руках у каждого в зале появилась маленькая светящаяся сфера. Моя была соткана из воздуха и мерцала тёплым жёлтым светом. Держал её осторожно, боясь причинить боль. Она будто почувствовала, что я не опасен, встрепенулась, даже показалось — улыбнулась, и начала дарить тепло. Чувствовал, как оно течёт по венам, нежно лаская. Моему наслаждению помешали крики. Сферы у всех разные. У кого-то они были стеклянными, а внутри бился маленький светящийся шарик. У других — черными словно дым. У третьих — угасающие огоньки.
Люди с испорченными сферами начинали паниковать, пытались сбросить их с рук, возмущались — почему нет тепла? Зал гудел, все метались из стороны в сторону. Рядом со мной в тот момент стояла кучерявая девочка в летнем жёлтом сарафанчике. Её маленький нежный шарик тоже светился теплом. Она оглянулась, и, будто вспомнив что-то очень важное, начала подходить к паникующим людям. Первым на её пути был странный седой мужчина в сером плаще и шляпе, его огонёк почти потух. Он с грустью наблюдал за его исчезновением. Девочка подошла и нежно дунула на свой светящийся шарик. Маленькая частичка света вспорхнула, опустилась на ладони мужчины, и его сфера вспыхнула, озарив лицо. Он улыбнулся и даже сделался моложе. Это перевоплощение не осталось незамеченным, и люди стали подходить к нам в надежде на тепло. А те, у кого свет был в заточении, пытались разбить стекло: гладили сферы и шептали что-то, омывая слезами надежды. Те же, кто держал в руках дым, – стояли, виновато опустив головы. Постепенно в помещении становилось тепло и светло, люди успокаивались.
В зал забежал парень в синем берете набекрень и чёрном пальто, испачканном разноцветными красками. Чуть отдышавшись, громко обратился к присутствующим:
— Вы чего тут столпились все? Во всём городе энергии нет, а они в зале ожидания греются. Город замерзает. Выходите, работы невпроворот!
— А вы чего стоите, головы опустили? — взглянул он на группу людей с дымом в шариках. Что, забыли уже всё? Как тепло понапрасну растрачивать — они первые, а как отрубило всё — в стороне стоят. Тоже с нами пойдёте. Сейчас сердце города запустим и будем восстанавливать разрушения вместе. Глядишь, и к вам свет и тепло вернуться.
Мы запустили «сердце», взявшись за руки. Я испытал детский восторг и чистейшую радость, наблюдая, как чёрно-белая фотография города неспешно оживает, наполняясь цветом. Мы восстанавливали последствия хаоса вместе и в тишине. Не было разговоров, каждый думал о своём и точно знал, что нужно делать.
Хотелось погостить в этом городке подольше, но командировка не резиновая, а дома семья, ипотека.
Город преобразился и сделал новый вдох, а люди – выдох облегчения. На секунду время будто остановилось, и картина мира замерла, пригрев тишиной и безмятежностью. Я улыбнулся и сделал шаг.
Проснулся, услыхав объявление проводницы:
— Петропавловск-Камчатский, подъезжаем.
Неужели сон? Но такой реальный… С минуту стоял в тамбуре, надеясь, что сновидение окажется вещим.
+6
07:55
1196
23:21
+3
Что? И весь этот поток бредового сознания – только для последнего абзаца? Не хочу даже комментировать (хотя нелепостей масса). Просто минус.
23:50
+2
Дмитрий Федорович, что-ты вы сегодня такой категоричный…
09:43
+3
Поясню свою категоричность. Начинаем читать: «Это случилось прошлой зимой. Довелось мне побывать в одном очень интересном городке. По долгу службы часто в командировки отправляют, а тут секретарша новая билеты не туда купила, и вместо Камчатки отправила меня в Творцоево».
Итак – «это случилось». Ни о каком сне (как выясняется в конце) и речи нет. Это случилось – следовательно, описывается реальность. И никакие отмазки типа «во сне и не такое может быть» применяться не могут. Поэтому сразу недоумение: как так, неужели более-менее адекватный человек может спутать Камчатку с неким Творцоевым (кстати, дальше об этом названии – ни слова)? Дальше нагнетаются непонятки: «Природа вокруг, люди и даже здания не гармонировали». С чем не гармонировали? Но «Хотелось ещё и ещё».
А вот мне уже не хотелось. Ни светящихся шариков, ни запуска какого-то там «сердца». Ничего себе реальность (а помним: это случилось, мне довелось...)!
И вдруг в конце выскочило объяснение сном… Простите, а для чего всё это нужно было затевать? Показать богатый внутренний мир и фантазию автора? Так я в них и не сомневался. Но мне, мне-то, что с того? Чем конкретно меня обогатил рассказ? Над чем заставил задуматься? Какие чувства всколыхнул?
Простите, ни над чем. Никакие.
Поэтому вот такая реакция.
14:22
+1
Да, вы полностью правы… Вот разница в женском и мужском восприятии. Начала читать рассказ и подумалпа, что ошибка с билетами невозможно. Ну, ошиблась секретарша, хотя названия горордов совсем не созвучны. А расписание? А надписи на вагонах? А проваодницы? А потом увлеклась описанием мира и все позабыла :)
10:55
Я давно пришла к выводу, что если по тексту много вопросов — автор не смог, я обычно не отвечаю на них, это знак дорабатывать текст, а не обьяснять в комментах, что ты пытался сказать, написав его:)
23:22 (отредактировано)
+2
«По долгу службы часто в командировки отправляют, а тут секретарша новая билеты не туда купила, (лишняя запятая) и вместо Камчатки отправила меня в Творцоево».
«Глядишь, и к вам свет и тепло вернуться (-тся без Ь)».
Текст немного путаный (как во сне), но всё равно понравился. Читать было интересно, даже про поиск ошибок забывала.
23:24
+2
На Камчатку поездов нет. Нет там железной дороги. Если это часть вымышленной реальности, то ладно, но вдруг… ))
09:52
+4
Замечание дельное, но вот ссылка: kam24.ru/news/main/20160714/39749.html — посмейтесь!
Прелесть какая! )))
23:37
+2
Понравилось про сферы и про смену впечатлений с каждым шагом. thumbsupНо насчет поезда на Камчатку — это, наверное, ляп. И интересно, где это Творцоево? :)
23:50
+2
А мне текст понравился. Момент со сферами — завораживающий. Волновалась за каждого, у кого гас огонек.
Про поезда на Камчатку, к счастью, ничего не знаю smile
06:14
+4
а тут секретарша новая билеты не туда купила, и вместо Камчатки отправила меня в Творцоево. а командировочные удостоверения уже отменили? ГГ совсем дебил?
Была мысль купить билет обратно, но моё природное любопытство победило
обнимаешься со статуей фиги фига это плод или фигура из пальцев?
читаю на табло книгу под названием «История физических явлений» на каком табло?
глажу слово любовь, что примостилось на руках. давно у ГГ глюки?
традиционно лишние местоимения
м-да, полнолуние сказывается?

где сюжет? где конфликт? где смысл?
18:04
+3
Конфликт у секретарши с РЖД.)
вот откуда появились безвозвратные билеты у РЖД?
10:02
+1
Ну зачем нам чужие, бредовые сны?
11:18
+1
Понимаю автора. Как часто, проснувшись поутру после яркого и интересного сна, хочется поделиться с окружающими.
Мне кажется, в этот раз попытка не удалась. Все — таки получился не интересный, впечатляющий рассказ, а простой конспект сна. И почему такая нелюбовь к прилагательным?
11:54
+2
Как можно спутать поезда? С билетом или без? Табло, таблички на поездах, проводницы в конце-концов?
— Хорошо, вы не помните, как садились. Но как выходили, вы должны помнить?
-Помнить должен. Но я не помню.
12:26
+3
Благодарю за разбор и просто отзывы. Сказочницы из меня тоже не получилось. Как говорится: не умеешь не берись. Полностью признаю свою проф.непоигодность. Думаю, «рассказ» можно считать прожаренным. После официального обьявления об этом, он как и остальные мои работы, будут убраны из общего доступа. Я рада, что попробовала писать и познакомилась с очень хорошими людьми и книгами. Я желаю всем вдохновения и новых интересных историй! :)
12:41
Мдя… странные выводы… очень и очень странные
12:54
Отчего же, странные? Вполне логично, что люди добровольно приходят за критикой, когда есть некая неуверенность. Просто у каждого она своя.
12:57
+1
Странный вывод из критики… хотя, критики, как таковой и не было. Увы
13:01
Может поэтому вам и кажется странным? Да, критики не было, но есть мнения и они, наверное, важнее. Да, они не помогут сделать текст лучше, зато помогают понять: а нужно ли.
13:05 (отредактировано)
+2
Та, я Вас умоляю. На чье мнение вы тут собрались опираться? Покажите мне того мэтра, который может принять решение за вас?! Смех и только.
Мнения без арументации — просто мусор. А без попытки помочь — в чем соль всего действа — мусор вдвойне
13:14
+1
Принять решение за другого человека вообще трудно. Человек сам принимает решения, опираясь на множество фактов и факторов, мнение метров или тех, кто мнит себя ими, или просто других людей, играет свою роль, только и всего.
13:22
+2
Ну, понятно) если Вы искали повод — то нашли его. Однако, настаиваю, что б Вы были честны перед собой и не прятались за «мнениями»
13:43
О, я как раз более чем честна с собой, не питаю иллюзий — разве это не честность?
13:54
Однозначно, нет.
14:44
+4
Сказочницы из меня тоже не получилось. Как говорится: не умеешь не берись. Полностью признаю свою проф.непоигодность.
— а вот тут я бы поспорил. По одному конкретному случаю нельзя делать поспешные выводы. Несмотря на моё личное неприятие текста (именно этого), считаю, что у вас есть потенциал. Плюс к тому статистика: на данный момент минусов два, плюсов четыре. Счёт в вашу пользу. Поэтому не огорчайтесь, не обижайтесь — работайте. Неудачи бывают у всех (и у меня, кстати, тоже, да ещё какие...). Желаю всего наилучшего!
16:52
+1
Спасибо:)
13:35
+1
Сударыня, а это не у вас был рассказ «Светлячки»? Вроде бы на авторе валялась, щас захожу — пусто.
13:39
Да, был) Он и здесь тоже был
13:45
+4
Тогда вы совершенно зря паникуете. Вам следовало бы совершенствоваться в бианки-стайле, ИМХО. Набивать руку. А вы пошто расстраиваетесь?
14:26
+2
Я не расстраиваюсь) Просто привыкла анализировать свою деятельность. С детскими рассказами ни всё так просто для них нужен определенный настрой и, на самом деле, больше знаний и понимания. Пока детское под настроение получается)
14:41
+4
Скажу сразу, писать комментарий не хотелось. Рассказ — не понравился, но не понравился именно тем, что он слишком «морально-поучительный», это всё равно, как если на библейских притчах научается складывать поучения какой-нибудь сектантский проповедник, с рэпом и рок-н-роллом, с массовыми выпеваниями и вытанцовываниями «Алилуйя»… — и хоть мне такое не нравится, но ведь другим, тем, которые прихожане секты — наоборот, очень? Честно ли своим мнением, своим вкусом мешать тем, кто не мешает мне? Ведь и дворовая «бабайку в лужу уронили» по сравнению с Окуджавой, Дольским, Визбором — просто кич, но в своё время в своём времени — ты ведь сам орал до недельной хрипоты "… и порвали олимпийку!", и очень удивлялся, что находятся те, кто воспринимает это всерьёз, кто не видит юмора…

Вот нечто и тут такое: кому-то это может нравиться, и если тебе — нет, то отойди в сторонку, промолчи…

А потом увидел «комплекс чукотского хирурга» (да-да, из анекдота «Опять не получается») у автора, и стало жалко, ибо любым своим мнением, не только таким резким, как моё, можно растоптать, можно погасить, то есть навредить. Вместо того, чтобы помочь.

Уважаемая Алёна!
Первое — методическая неточность: приходить «за критикой», когда есть сомнение, неуверенность — это провоцировать себя на то, что любая критика будет воспринята как уничижительная! Вы сами просто не сможете рассмотреть в этой критике то рациональное зерно, которое Вам так необходимо, потому что это будет именно «зерно» — и в большом потоке того, что Вы и сами про себя сказать можете!

Потому если приходите «за критикой», то со всем тем «плохим», что Вы и сами про себя знаете или можете подумать, соглашайтесь сразу! Ещё до того, как Вам это скажут! Радуйтесь тому, что Вас так хорошо поняли! Ищите то, что Вы про себя не знали — и тут же пытайтесь из этого «нового, незнакомого» вырезать точку зрения того, кто сказал, о-сваивайте это новое, делайте своим! Только таким образом «на критике» можно чему-то научиться!

Да, это непросто, да это больно, да, тут смирение почище, чем у монаха, а гордыни поменьше, чем у бачка на унитазе — способны ТАК себя «обкорнать»? Согласны на такой подход? Если «да» — несите те тексты, которые вы считаете самыми лучшими, самыми дорогими для себя — тут помогут. Жёстко, иногда жестоко — но помогут.

Во-вторых, не забывайте, что литература — это «сделанное». То есть это не просто байка, анекдот, запись в дневнике, прекрасный пейзаж, а это сказанное специально! И в таком случае нужно чётко и однозначно отделять себя от троих:
— от того, кто сказал (рассказчик — никогда не автор! Даже если они похожи, но рассказчик рассказывает «про историю», а автор рассказывает про рассказчика, рассказывающего «про историю»! И вот до тех пор, пока Вы не прочувствовали рассказчика как не-себя, не увидели его-себя, отличным от себя, как он рассказывает, в чем его непохожесть на вас — не несите текст «на критику»! У вас не получится!!!);
— от того, кому рассказал (сам себе что-то рассказывает только псих! Даже дневник пишется хоть и для себя, но не для нынешнего, а для будущего! И ребёнок свои фантазии шепчет под нос, рассказывая или маме, или друзьям-подругам, хоть реальным, хоть выдуманным! Потому этого «кому», адресата — нужно чётко видеть, представлять как минимум его реакции, а в идеале и всё его поведение, и всю его жизнь — и до события рассказывания, и после него, как на него этот рассказ подействовал);
— о ком рассказал (рассказывать о себе в третьем лице — это признак психического заболевания; ну или лечения методом психоанализа — но ведь лечения же, то есть «не здраво!»)

Ну и в качестве «вишенки на тортик» было бы неплохо представлять реакцию всех троих (да-да! троих! И рассказчика, и слушателя, и героя рассказа) по ходу рассказываемой истории на сам факт рассказа! Как бы чувствовал себя герой рассказа, если бы знал, что про него сейчас вот это и то расскажет тот — тому?

Я не думаю, что «я слишком много захотел», я так подозреваю (перечитав ваш текст в четвертый раз), что вы почувствуюте весь кайф и смак такой ситуативной словесной игры — и у Вас получится много лучше! Даже вот эта насквозь за уши к ветру и желдорколёсам прибитая история!

Желаю успехов!
16:51
Спасибо:)
19:02
+2
stk0, написано длинно, умно и поучительно (для меня тоже). Поэтому присоединюсь к вашему мнению.
16:52
+3
Я прочитал помимо рассказа Вашу реакцию на комментарии, и скажу вот что. Реальная Ваша проблема это желание, чтобы ваше творчество понравилось всем. Так не бывает. Кому то нравится классика, кому то фантастика, а кому то, как мне, хоррор и дарк фэнтези. И естественно, люди, представляющие другой жанр скорее всего Вас не поймут. От них необходимо принять указание на косяки в тексте, и использовать их, как советы при редактировании. А вот фразы потипо прозвучавших здесь: «зачем озвучивать сны, зачем писать притчи и зачем нам этот бред сознания» просто в мысленный игнор, это уже вкусовщина, а не критика. Хороший автор на поводу такого идти точно не должен.
19:08
+2
Автор должен быть уверенным в одном: это МОЙ текст, и КАК писать, я знаю лучше всех. Однако и критику принимать должно, хотя бы, как в данном случае, с отсутствием ж/д на Камчатке. А на всех, конечно, не угодишь, это правда.
20:12
+2
Города Творцоево не существует, как и поезда на Камчатку pardon
20:06
+1
Я рада, что вы попытались озвучить мою проблему опираясь на комментарии, должна вас разочаровать: моя проблема не в этом. И более того я прекрасно понимаю, что моё творчество не может нравиться всем, и таких целей я никогда не преследовала. И делать выводы по паре комментариев не стоит. Хороший автор действительно не должен идти на поводу, но с сегодняшнего дня я больше не автор, так что могу себе позволить;)
03:45
+3
У вас, вне сомнения, есть свой стиль. Пишите. Кто-то любит Дали, а кому-то не кажется мазней Пикассо. Вы умеете рисовать свои картины. Удачи!
08:53
+1
Писать как дышать, простите за пафос.
Сможете не дышать?
10:26
Я не собираюсь бросать писать — не смогу, это мой способ отвести душу. Но публиковать не буду. Вот и всё.
10:26
Спасибо)
10:41 (отредактировано)
+1
Ну и зря.
А вдруг Вы своим творчеством утешете, согреете, заставите задуматься пусть даже одного человека?
Рейтинги, лайки еще не все решают в этой жизни.
Критики разгромили первую постановку «Кармен» в пух и прах, а уж как критиковали Чайковского за «Лебединое озеро»…
Выше голову, Автор!
Комментарий удален
10:39
Интересный комментарий) Обидно стало за физиков. Есть люди чей талант- физика. А есть те для кого это просто профессия. Мы часто учимся и работаем не там, где просит душа. У нас в городе есть электрик, работает на заводе, обычный не многословный электрик, но он пишет рассказы в жанре фантастика. Никто не знает, но может здесь сейчас есть ваш знакомый физик, который тоже прикрывшись ником пишет стихи и может вы даже общаетесь здесь, не подозревая, что знакомы в жизни;) Моя сказка о скрытых талантах:)
13:56 (отредактировано)
Возможно и так. В любом случае, не сдавайтесь и удачи в дальнейшем творчестве!
00:17
+3
Алёна, ни в коем случае не покидайте нас! У вас есть своя ЦА. Вас читают, плюсуют, критикуют! Самое страшное — игнор. А мы вам столько внимания уделяем! Не обманите наше доверие!
00:25
+2
Лаконично и в точку, без простыни, как у меня laugh
01:51
+2
Улыбнуло. Часто летал на Камчатку. Служба. Туда нельзя доехать на поезде — там нет железной дороги:) Веселая секретарша и веселый пассажир.
А идея понравилась:) теплые шарики могут запустить, что угодно:)
10:41
Иногда, чтобы поезд на Камчатку начал существовать, достаточно прикрыть глаза, как в детстве — просто представить;)
Комментарий удален
18:22
Предложение принято;)
Заканчивать «И тут я проснулся» — это обман читателя.
10:50
Прошу прощения за обман.
14:10
+1
да простит меня автор, всегда стараюьс писать комментарии корерктно. Но тут невольно задаюьс вопросом: о чем этот текст? Ничего не поняла.
18:20
У вас очень корректный комментарий, в прошлый мой приход на сковородку, мой текст обругали матом) Вы не единственная кто не понял, так что всё хорошо;)
18:16
+2
Редкий я гость на сковородке, да и собственно на портале. Но, поддержать захотелось автора. Мы пишем для того чтобы нас читали. Не нужно писать в стол, нужно — в люди. Пишите и где-то там у горизонта засверкает светлячок, сначало тускловато, а потом, кто знает, может люди увидят восход нового светила. Удачи!
18:21
Спасибо за поддержку:)
19:28
+1
Мне понравилась атмосфера рассказа — красочно, образно и тепло smileЕсть идея даже (!))))
Доработать его было бы желательно. Вопрос — в какую степь? ;))) Добавить логики, убрав ляпы, касающиеся реальности?.. Тогда придётся его почти трансформировать в научную (типа того) фантастику. Стоил ли?.. Не уверена ;)
Я бы добавила комичности. Тогда любая «несвязуха» приобретёт оттенок глючности)) Это будет весело, и не будет требовать доп. разъяснений ;)
Убирать (-ся тем более!!!) ничего с сайта не надо. Я же не убираю, не взирая ни на что! jokinglycrazyЭкспериментируйте дальше, Алёна. У Вас есть потенциал :)
20:54
Спасибо wink
Загрузка...
Alisabet Argent