Белый город

  • Кандидат в Самородки
Автор:
Итта Элиман
Белый город
Аннотация:
Волшебство может случиться в любой момент. Не упустите...
Текст:

Квартира у Марики на окраине Берлина. Дальше только поле и лесопарк. Обычно видом с третьего этажа можно распоряжаться широко, но сегодня мир скрылся за снежной завесой. Мела метель. Марика вышла на улицу купить что-нибудь к ужину. Ее окружило белым несущимся холодом.

Замерзли руки, Марика сунула их в карманы и в правом нащупала камень. Сердце привычно вздрогнуло. Камень они с Петрой нашли в Италии, на летнем берегу, давно. Камень был простой, серый и, как уверяла Петра, волшебный. Марика ей верила. Петра ушла в ноябре, потому что скучала. Скучала, несмотря на заботу и преданность, даже скулы сводило от тоски. Она часто плакала по ночам, курила на балконе и рисовала свои дома. Много домов, столько, сколько и не вместить на куске тонированного картона. Петра вмещала. И все оставила Марике. Одной.

Марика думала, что теперь Петре хорошо. Так было легче.

Продавщица разглядывала ее внимательно. Марика догадывалась, о чем думает продавщица. Она решала мужчина перед ней или женщина. Марика сама не знала, кто она. Внешнее и внутреннее перепутано. Худая, высокая, длиннолицая, с короткой стрижкой. Глаза синие-синие, да только кто их заметит? Одета по-мужски: в черные джинсы, кроссовки и куртку. Движения резкие, уверенные, а внутри - брошенная женщина. И больно.

Обратно Марика шла тихим переулком по чистой снежной простыне, оставляя на ней первые следы. Затем переулок влился в большую улицу, и следы смешались с иными, неопознанными бусами на тротуарах.

Дома Марика извлекла из пакета копченую рыбу, замороженный шпинат и бутылку белого вина. Поставила все на стол. По привычке достала два бокала. В комнате было необыкновенно уютно и светло от выпавшего за окном снега. Петрены дома затаились по стенам. Марика открыла вино, налила полный бокал и вышла с ним на балкон. Перила украсились белым воротником. В нем Марика натыкала пальцем рытвинки, словно крохотный эквилибрист неуверенно прошел по краю. Берлин засыпал. Где-то топили камин, слегка пахло дымом. Из окон доносился Пинк Флойд. Старая музыка, ровесница Марики. Город укутался снежным одеялом, сделался маленьким и кротким, как сонный котенок. Каждый дом - остров, каждая улица - белая река.

По улице шел одинокий человек в заснеженной шапке. Не спеша - руки в карманы. "У него свой камень" - решила Марика, - "Он тоже тоскует".

Она немного опьянела и потому, нисколько не смущаясь, окликнула его:

- Ей! У вас есть в кармане камень?

- Только зажигалка! - мужчина остановился. Он говорил с акцентом. - Ужасно хочу курить! Магазины закрылись, автомат на углу не работает. Почему вы спросили о камне?

- У меня камень. Я лезу в карманы и всегда его нахожу.

- Память?

- Да. Я не курю, но подруга забыла у меня сигареты. Так что заходите. Угощу.

- Спасибо! - обрадовался мужчина.

- Я вам открою. Фамилия - Вайс. - Марика отправилась открывать дверь.

Прохожий отряхивался на пороге. Очень высокий, светловолосый и немолодой. Правая половина лица когда-то сильно пострадала от ожога, левая улыбалась серым глазом и густыми усами.

- Приятно, что в Германии легко доверяют незнакомцам! - акцент оказался просто чудовищным.

- Вы русский?

- Не совсем.

- Проходите. Налейте вина себе, если хотите. Я поищу сигареты.

- Уже поздно. - Гость осторожно вошел в гостиную, - Вас не стеснит?

- Нет. Я одна. И мало чего боюсь в жизни. И потом, я не обычная женщина.

- Не обычная? Да, у вас слишком синие глаза. Я таких не встречал раньше.

Марика криво улыбнулась и подала гостю начатую пачку Голуас.

- Вот, курите! Я имела в виду профессию. Я этолог. Психолог животных. Люди меня не пугают, а удивляют.

- Да. Действительно редкость... - щелкнула зажигалка. Запахло сладко и резко. Мужчина присел на стул, замер от удовольствия.

- Все-таки вы русский.

- Я из России. Но я литовец. Знаю, акцент ужасный. А ведь я давно здесь живу...

- Ваша профессия видно не требует языка?

- Вы правы. Я придумываю декорации для телешоу. Знаете, дурацкие телешоу нуждаются в оформлении, чтобы хоть кто-нибудь их смотрел.

- Я не смотрю.

- Я тоже, - гость встал. - Спасибо вам за сигарету.

- Не за что. Заберите пачку. Моя подруга вряд ли вернется за ними.

- Вы скучаете без нее?

- Привыкаю.

- И рисуете психоделию?

- Это ее картины. Она обожала рисовать дома.

- Домам тесно. И это красиво.

- Она воздвигала крепости для собственного успокоения.

- Люди придумывают себе разные игры. Помогает сомнительно, но благодаря таким играм рождаются большие и маленькие шедевры.

- Может и так...

- Спасибо вам! - мужчина надел шапку и слегка поклонился, - Доброй ночи!

С балкона она смотрела, как уходил гость, уходил прямо в снежную завесу. Следы его исчезали тотчас. Мир выглядел безобидно глупым, как накрахмаленная рождественская скатерть, на которой праздничными свечами горели огни чужих квартир.

Марика патологически влюблялась в художниц. Наверное потому, что в юности она придумала себе Белый город. Город, в магазинах которого продают лишь бумагу, краски и кисти. Продуктовых лавок нет вовсе. Пищу горожане получают в одинаковых бутылочках. Все только и знают, что дни напролет рисуют, клеят и мастерят. Город фантазеров. Марика придумала целые квартиры из бумаги и картона, стеклянный зверинец и расписанные пейзажами стены домов. Ей казалось, что так правильно, а настоящий мир окружил себя ложными ценностями. Белый город Марика вспоминала часто, но только сегодня поняла, что действительно хочет сделать. Она допила вино и легла. Постель была холодная и чужая. "Спать!" - приказала себе Марика. - "Завтра начнем!"

Снег лежал до марта, а в марте растаял. Растекся ручьями в стоки канализаций и канул. Наступило тепло. Как-то раз под вечер к Марике зашел рассыльный. Он принес букет белых тюльпанов. В нем оказалась визитка: Владас Кайлайтес. Берлинская киностудия. Адрес, телефон и записка на обороте: "Милая госпожа Вайс, очень вас прошу сделать исключение и посмотреть сегодня в восемь шоу по первому каналу. Будет сюрприз. С уважением. Владас".

"Кайлайтес. Значит тот самый литовец". - Марику мучили подозрения. К восьми она приготовила чай, нарезала сыр и завернулась в плед перед телевизором. Шоу называлось "Тайны Берлина". Сюрприз появился сразу. Сцена была декорирована работами Петры. Массивные дома, жмущиеся друг к другу, врезающиеся друг в друга, кренящиеся, расходящиеся, отделанные балкончиками, ставнями, украшенные голубями. "Фотографическая память!" - поразилась Марика, - "Он был здесь пару минут и запомнил даже толстых петриных голубей! Невероятно!" Марика любовалась декорациями и мало обращала внимания на шоу. Не переставая довольно улыбаться, она допила чай и набрала номер мобильного, указанный на визитке.

- Это Марика Вайс. Спасибо за тюльпаны и шоу! Великолепно! Приходите, Владас, мне тоже есть, что вам показать!

- Если через час?

- Идет.

Лампочка в кладовой опять перегорела. Марика принесла фонарь и стул. Аккуратно вытащила с верхней полки драгоценные коробки, вынесла их в гостиную и принялась расставлять содержимое на столе.

Сначала бумажная кирха величиной с чайник. Ранняя готика: две башни, высокие створчатые окна, резные решетки - все в мельчайших деталях. С кирхой Марика провозилась больше всего. Затем фонтан с колоннами, вокруг фонтана - скамеечки. Поодаль снежная крепость ожила бумажными ребятишками: кто на санках, кто на коньках, кто тащит на поводке собаку. Рядом с кирхой вырос каштан, его облепили голуби. На скамейке устроился бумажный старичок с настоящей газетой.

Последней явилась белая лошадь. Она была совсем не к месту, но Марику это ничуть не смутило.

Два месяца Марика только и делала, что творила бумажный мир. Конечно, она использовала вату для снега, газетные вырезки для вывесок, скрепки и зубочистки для каркасов. Но, в остальном, все было выполнено только из белой бумаги. Марика не ожидала, что все получится так здорово. Фантазия росла снежным комом, десятки новых идей и сюжетов просились в жизнь. Марика гнала их. Сначала требовалось закончить площадь.

Наконец Марика решила сделать себя и тут с удивлением остановилась. Себя она представляла плохо. Образ разваливался, потому что выглядел туманно и непрезентабельно. Марика думала день, другой, попутно склеила еще трех голубей размером с наперсток. На третий день Марика решила придумать себя заново. Она мысленно отрастила волосы чуть выше плеч, купила белый плащ с широким поясом и длинный синий шарф под цвет глаз.

Такую себя величиной с указательный палец Марика достала теперь из картонной коробки и посадила на лошадь. Потом она отыскала в шкафу небесного цвета ткань, отрезала длинную полоску и повязала бумажной себе на шею. Это было единственное цветное пятно во всей Белой площади, расположившейся на обеденном столе. Марика выключила весь свет и зажгла свечи. На столе возникло легкое движение. Город ожил.

"Красиво! - решила Марика, - Завтра же куплю себе белый плащ и шарф. Синий шарф!"

За окном весенняя ночь зажигала звезды, а Марике казалось: Берлин в снегу, пожилой литовец идет к ней в гости, оставляет на тротуаре одинокие бусы следов.

Другие работы автора:
+8
332
03:01 (отредактировано)
Интересная работа. Понравились описания. Настроение передано хорошо. Но хотела обратить ваше внимание, что у вас проблемы с подбором слов для выражения своих мыслей. Это может привести к тому, что читатель не поймет то, что вы хотели сказать. Например,
Обычно видом с третьего этажа можно распоряжаться широко, — как можно распорядиться видом?
Ее окружило белым несущимся холодом. — несущимся холодом? ветром? снежинками?
Петра ушла в ноябре, потому что скучала. — она умерла, потому что скучала или она ушла от героини рассказа?
Скучала, несмотря на заботу и преданность, даже скулы сводило от тоски. — у кого скулы сводило от тоски у Петры или теперь у героине, т.к. Петра ушла?
— Я вам открою. Фамилия — Вайс. — в Германии около звонка не номер квартиры, а фамилии? или она так представилась сразу?
Правая половина лица когда-то сильно пострадала от ожога, левая улыбалась серым глазом и густыми усами. — совершенно не верится, что мужчина будет ходить с густыми усами на одной стороне лица. Вы представляете, как это будет выглядеть? Думаю, он бы обязательно побрился, чтобы так резко не подчеркивать свою травму. Он бы ее стеснялся.
Не обычная женщина — пишится слитно
— Да. Действительно редкость… — щелкнула зажигалка. — вы оформили это так, как будто сказала зажигалка.
Она мысленно отрастила волосы чуть выше плеч, купила белый плащ с широким поясом и длинный синий шарф под цвет глаз. — фразу я не поняла: она что умела мысленно отращивать волосы? Или она так представила себе?
09:11
+1
Но хотела обратить ваше внимание, что у вас проблемы с подбором слов для выражения своих мыслей. Это может привести к тому, что читатель
не поймет то, что вы хотели сказать.

По-моему, у автора все как раз прекрасно с подбором слов. Да, некоторые использованы нестандартно, но очень интересно. И все понятно. Первое, чем меня зацепил текст — именно «широко распоряжаться видом». Легко могу представить, как это.
И то, что про Петру недоговаривается, тоже не мешает. Акцент-то не на ней, а на переживаниях Марики.
Красивая белая история получилась!
12:10
А на мой взгляд не правильное употребление слов испортило всю картину. Я бы после первой фразы вообще перестала читать, просто хотела помочь автору, показав то, что может оттолкнуть читателя в его работе.
12:28
+2
Я бы не стала называть умение автора увидеть в словах небуквальный смысл неправильным их употреблением. Но это все, конечно, тонкости восприятия )
13:32 (отредактировано)
на мой взгляд, вы не правы. почему? объясню. автор, видимо, знает, что очень важно первое предложение, что оно должно быть ярким и запоминающимся. НО использование для этого слов, которые по своему смыслу имеют другое значение, при многообразии русского языка, словами которого можно выразить любое чувство и любую идею, нарисовать любую картину, говорит только о том, что либо у автора нет интересной мысли, интересной картинки либо у него не хватает словарного запаса, чтобы выразить эту картинку, если она есть и он привлекает внимание читателей банально тем, что употребляет слова не по их значению, это печально.
читатель при этом подумает: «зачем читать автора, который не умеет выразить свою мысль, или не знает, как привлечь внимание, кроме как удивить неправильным применением слова?»(именно такое мелькнуло в моей голове) на этом чтение этого автора может быть закончено.

п.с. имхо вы оказываете автору медвежью услугу, поощряя применять в текстах художественного произведения слова не по их смысловому значению.
13:48
+2
Я просто оставлю это здесь. К размышлениям о словарном запасе.
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в глyще рымит исполин — Злопастный Брандашмыг.

Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дyм.
В глyщобy пyть его лежит
Под дерево Тyмтyм.

Он стал под дерево и ждет,
И вдрyг граахнyл гром — Летит yжасный Бармаглот
И пылкает огнем!

Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч.

О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалy тебе пою!

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
13:54
+1
Спасибо вам за поддержку! А то я немного удивилась…
14:17
+3
Я читатель и я не подумала «зачем читать».
Может быть, у автора не хватает словарного запаса, а может быть — у читателя, который не понял, иной полет воображения.
19:55
возможно многие восхищаются «новаторством», но я бы своим детям не дала читать это стихотворение Л. Кэрролл, чтобы не испортить художественный вкус, чтобы потом не коверкали «великий и могучий». Возможно англ язык беден и не достаточен для выражения всего, что хочет автор сказать, пусть они и варкаются и хрюкотают с зелюками))))
21:17
+1

Мы говорим не про детскую литературу.
Но, если уж о ней, что именно, по вашему мнению, является приемлимым для детского чтения?
21:32 (отредактировано)
+1
Это прекрасное стихотворение. Оно, как и широко известная «Глокая куздра», иллюстрирует, что многие семантические признаки слова можно понять из его морфологии. Показывает глубины языкознания.
Если говорить о коверкании, то органично коверкать язык может только его носитель, и ничего страшного в этом нет. Наоборот, так образуются новые словоформы. Так образуется юмор, тончайший юмор. Просто, не всем дано понять pardon
21:53
он не является приемлемым тем, что сначала надо научиться как ПРАВИЛЬНО, чтобы потом, став мастером, иметь право осознано нарушать это «правило» для того, чтобы сильнее выразить то, что хочешь выразить.
22:18
+2
Жил один старичок с кочергой,
Говоривший: «В душе я другой».
На вопрос: «А какой?»
Он лишь дрыгал ногой
И лупил всех подряд кочергой
Эдвард Лир
Да, как-то так pardon
Итта Элиман
13:42
+1
Спасибо вам за ваше мнение. «Необычная» — да, пропустила.
Рассказ занял первое место на «ПроЗа» в 2010 что ли, там было рассказов 350. Вошел в сборник.
В то вермя я много эксперементировала с образами. Да, были читатели, которые заставили меня поменять фразу «купить ужин», на «купить к что-нибудь ужину». Дебаты были жаркие.
И все же, есть понятие постмодерна. И никуда не денешься от тенденций играть словами, создавая новые эффекты восприятия.
Думаю, сейчас я бы не написла так. Другой этап поиска.
И ясно, что просто гладкий классический текст и текст постмодерна — разные вещи.
А нравится вам такое или нет — это ваш вкус. Я его уважаю!
Поэтому, спасибо вам еще раз за внимание к рассказу. Выложу другие. У меня все вякого много.
13:43 (отредактировано)
+1
Спасибо вам за ваше мнение. «Необычная» — да, пропустила.
Рассказ занял первое место на «ПроЗа» в 2010 что ли, там было рассказов 350. Вошел в сборник.
В то вермя я много эксперементировала с образами. Да, были читатели, которые заставили меня поменять фразу «купить ужин», на «купить к что-нибудь ужину». Дебаты были жаркие.
И все же, есть понятие постмодерна. И никуда не денешься от тенденций играть словами, создавая новые эффекты восприятия.
Думаю, сейчас я бы не написла так. Другой этап поиска.
И ясно, что просто гладкий классический текст и текст постмодерна — разные вещи.
А нравится вам такое или нет — это ваш вкус. Я его уважаю!
Поэтому, спасибо вам еще раз за внимание к рассказу. Выложу другие. У меня всякого много.
13:46 (отредактировано)
спасибо, но я обычно читаю художественную литературу, а она не подразумевает искажение смыслов слов для воздействия на читателя, она подразумевает богатство языка и глубину смыслов. Тут я просто выразилась, чтобы вам помочь, если у вас это целенаправленное действие) тогда извините, зря я сюда зашла)
13:52
+1
Почему зря?
Думаю, выложить для вас еще один рассказ. Посмотрите?)
19:32 (отредактировано)
+1
нет, спасибо, я не ваш читатель: я не люблю когда все дело сводится к «копанию в себе любимом», при этом того, кто не интересен. В подобном произведении для меня нет ничего занимательного: ни мысли, ни сюжета, ни персонажей. Лишь картинка в белых тонах, да сплин гг, который не понятно чем живет, для рассказа этого мне совершенно не достаточно. Язык, который не выражает точно слова, а предлагает свое «новаторство», раздражает. Для меня это не проза, а скорее поэзия, а поэзию я люблю только ту, которая созвучна со мной, с моей душой. Тут созвучия нет абсолютно. Все, что осталось в памяти: что-то странное с у автора с видом из окна, белый город, следы — бусы, Петра то ли померла, то ли бросила. Кто-то от этого тоскует. Белый бумажный город. Да и зачем вам, чтобы я читала? У вас, как я смотрю, поклонников много. Наслаждайтесь)
21:14 (отредактировано)
+2
Ну, что поделать, не мой, значит, не мой.
Меня задела ваша категоричность, и я, можно сказать, попросила реванш)
Вы меня отшили ярко и многословно.
Ведь поначалу вы написали:
«Интересная работа. Понравились описания. Настроение передано хорошо.»
Мне показалось, что лишь словестные эксперементы выбили вас из текста.
Нет, вы лишь льстили, ради желания высказаться о настоящей литературе.
Но раз вам в рассказе все претит, не стану вам докуачь своим «псевдотворчеством».
Просто обвинение в нелитературном языке и нехудожественности моей литературы так громогласны, что мне дерзко подумалось о праве на еще однин шанс)))
Создается впечатление, что рассказ прямо таки оскорбил ваши читательские чувства.
Посему прошу прощения, что доставила вам столько дискомфорта.
Искренне благодарна за желание помочь.
22:49 (отредактировано)
я вам не льстила, мне это делать абсолютно не к чему, т.к. я от вас совершенно не завишу. я увидела, что у вас нет ни одного комментария и решила просто поддержать, при этом честно рассказав, что мне не понравилось в рассказе. Вы же мне в ответ стали тыкать в нос своей победой на конкурсе, доказывая, что мое мнение не правильное. Я спорить с вами не собираюсь, я жалею, что хотела вашу работу поддержать и высказала свое мнение, если оно так оскорбило ваше самолюбие до такой степени, что вы перешли к оскорблениям, к обвинениям меня в том, что мое мнение не искреннее, а только желание покрасоваться.
23:25 (отредактировано)
+4
Подождите.
Я не тыкала вас своей победой (что за моветон), и не говорила, что ваше мнение не правильное(где такое?).
Я рассказала, что у рассказа есть прошлое. Он старый, я экперементировала. И сказала, что раз вам такое не по вкусу — выложу другие, может, что-то понравится.
На что вы грубо ответили, что нет, вы читаете только худ. литературу, а не всякое там.
Я сказала, жаль.
Вы прочитали мне нотацию о настоящем русском языке и потом выполоскали рассказ до основания. (хотя поначалу хвалили)
Я вас не оскорбляла! Ни в коем случае не приписываете мне такое. Я была крайне вежлива с самого начала. Просто предположила, что вы были не искренне в похвале, раз, похвалив, обрушили столько негатива.
И боже упаси вас от таких «поддерживателей».
Проблема нашего диалога в том, что я уверена в своем праве говорить с вами на равных. Вы же мне в этом праве отказываете и говорите со мной свысока. На каком основании? Никто не знает…
Поддержать рассказ — это совсем не то, что вы сделали.
13:45
+1
Понравилось. Язык тоже.
13:52
+2
Спасибо!)))
14:51
+2
Смотрю — буча. Дай, думаю, загляну.

Я не пожалел. Это восхитительно. В стилистике чудится что-то неуловимо французское — Леви, Гавальда. Но не копия, а оттенок, след той атмосферы. Очень люблю подобные вещи.
Вчера блог был на тему, что же самое главное в рассказе. Мой тезис о приоритете языка и стиля приняли холодно, но передо мной ярчайший пример рассказа, которому больше ничего не нужно. Простой сюжет, главную мысль можно пытаться формализовать, но не хочется, все на уровне ощущений. Именно благодаря языку.

Вы крупный жанр пишете? Я бы почитал подобное в формате романа.
15:43
+1
Спасибо вам, дорогой читатаель) Такие широкие комплементы)
Крупный — пишу. Но это немного другое. Юнешеская романтика уже написана. А взрослые герои все никак…
author.today/work/13874/edit/content
16:19
+1
Кстати, а где ваш блог?)
16:21
+1
А какой? Я много блогов должен)
16:25
+1
)))
Ну, вот об этом шла речь:
Вчера блог был на тему, что же самое главное в рассказе. Мой тезис о приоритете языка и стиля приняли холодно,)
Итта Элиман
16:34
+1
Все, я все нашла, спасибо. Там огонь! После работы вчитаюсь!
15:46
+2
Он был здесь пару минут и запомнил даже толстых петриных голубей — а тут «петриных» с большой буквы надо вроде, не?
16:18
+1
Скорее всего, вы правы. Спасибо)
21:38 (отредактировано)
Это не проза, это волшебство!
Полное погружение. Когда живёшь жизнью героев, смотришь из глазами и даже чувствуешь. Настроение, эмоции переданы на уровне ощущений. И все «неправильные» слова и фразы как раз создают эту особенную атмосферу. Автору аплодисменты за талант и мастерство!
00:06
+1
Спасибо вам огромное за чудесный отзыв! ))) angel
15:03
+1
Замечательный рассказ! Из категории рассказов, которые хочется читать и читать и очень сожалеешь, что рассказ коротуий. Очень атмосферно написано. Поймала себя на том, что прижимаю плечу от того, что чувству. холодный снег.
Все словесные обороты, о которых писали авторы выше, очень понравились. Распоряжаться широко видом из окна — именно на этой фразе поняла, что дочитаю до конца и мне понравится :)
И тема не простая, но так спокойно и красиво все преподнесено…
Спасибо, автор!
23:30
+2
)))
Кланаяюсь и радуюсь!
Спасибо большое вам за вклад во вдохновение) blush
Загрузка...
Станислава Грай №1

Другие публикации

Ты умрешь
yuliya.meshkova 15 минут назад 0
Сумрак.
Владимир 1 час назад 0
Кот
Чарли 1 час назад 0