"Замерзли стрелки на часах"
Ведь в наших спорах о пользе бури ты выбрал сушу
И променял свой соленый ветер на дом с часами.
Г.Семизарова
Замерзли стрелки на часах, застыло время.
Ты эту участь выбрал сам, ты шел со всеми:
Ты предпочел избитый тракт тропе туманной,
Что нас уводит краем снов к волшебным странам.
Что ж, котелок ставь на огонь, напейся чаю,
Живи, как все, прошедших дней не замечая,
И выцветет весь мир вокруг, и станет серым,
Ты потерял давно, мой друг, любовь и веру.
И лишь тревожит свет звезды, полночный, колкий.
Смотри, горят в ее лучах мечты осколки,
Коснись, пытаясь вспомнить все, разбитых граней
И свое сердце не страшись до крови ранить.
И, знаю, с болью ты поймешь в одно мгновенье,
Что дом сковал разлуки лед, как рек теченье,
Что время вышло. Вышло прочь, тебя здесь бросив.
Что жизнь прошла. А, может быть, ты не жил вовсе.
Захочешь что-то изменить иль примешь это?
Иль бросишься в нелегкий путь, ища по свету
Ключ от часов, ключ от судьбы своей... Кто знает?
В разрывах тяжких серых туч звезда сияет .
Если не приглядываться, то стихо ваше написано ямбом. Причем, чистейшим — сбоев (формально) нет. Но вот в чем штука. Это шестистопный ямб, 12-13 слогов и, соответственно, 6 ударений на строку. Для ямба это много, чтение строки получается несколько рубленным. И в таких случаях ямб сам собой, даже без участия поэта превращается в пеон. Пеон — это четырехсложный размер, стопа, состоящая из четырех слогов, только один из которых ударный.
И я готов поставить все, что угодно, на то, что вы про себя читаете стихотворение не так (выделены ударные слоги):
А так:
Именно так и выглядит пеон IV. Но если мы таки будет ориентироваться именно на пеон, то сразу вылезают два сбоя:
Здесь я подчеркнул ударения, которые из-за перехода на пеон попали на слабые (безударные) места.
Вот такая вот штука. Относиться к ней можно как угодно. Например, сказать, что это таки ямб, а не пеон (тогда сбоев нет). Или ввести понятие переходного (полуударного) слога, которые будут стоять на тех местах, где ударения при переходе на пеон убрались — читерство, но при чтении вслух косяки устраняются именно так.
Но это я исключительно для общего развития. Внимание к подобным мелочам делает из хороших стихов отличные.
На самом деле: большое спасибо за полезную лекцию))) Учту при случае.
Интуитивная поэзия — штука такая, да. Я тоже в какой-то момент обнаружил, что, у того, что я делаю, есть названия)))