Тетрадь по истории

  • Опубликовано на Дзен
  • Достойный внимания
Автор:
Другая Татьяна Гордеева
Тетрадь по истории
Аннотация:
...а вы участвовали в школьной травле?
Текст:

Вторник и среда.

Мать кричит – возьми шапку!

Шапку я, конечно, возьму, но надевать ее особого смысла нет. Еще б невидимка была, тогда ладно. Но шапка у меня самая обычная, кусачая, мать из какой-то специальной шерсти вязала – чтоб изделие кусало меня, кусало, и кусало, будто мне других неприятностей мало.

Про неприятности я никому не говорю. В смысле, в школе-то про них все знают, кроме взрослых, а вот дома – нет. Дома я кремень. Ни за что не скажу. Стыдно.
Знаете, вот все было просто прекрасно, пока она не пришла в наш класс. Она – Ленка Малахова. У нее все женщины в семье – и мама, и бабушка, и тетка - работают «в торговле». Она сама так сказала – «ну, они в торговле», когда мы спросили. И еще так челкой тряхнула, у нас теперь так челкой все девочки в классе трясут. И у всех она есть, эта челка, и прическа эта называется «корт». Ничего особенного, между прочим, но у меня вот этой прически нет. Я тоже хотела, даже заикнулась, но мать ответила, что здрасьте-приехали, растили косу, растили, а теперь «корт». И даже челку не позволила отстричь, ну, это я сама. Потом как-нибудь.

Да я уже начну рассказывать сейчас, просто думаю, как лучше начать. Вот до нее, до Ленки, у нас все просто было: наш класс разбили на звездочки (а я сказала, что я в третьем классе уже? А, ну вот, в третьем), по пять человек в каждой, как лучики на значке с Лениным, а в самой последней звездочке – четыре луча, недобор. Командиром нашей Димку выбрали, я тоже хотела, но папа говорит, что надо быть скромнее. А так я могла бы – учусь хорошо и вообще. Ну и пусть, что Димка, все равно в пионеры в этом году принимать будут, все еще поменяется. А пока, до Ленки, мы и домой ходили впятером, нам всем по дороге, а трое так и вовсе в одном доме живут, и на продленке всегда вместе, и на переменах тоже. И дружили всем классом… ну, подумаешь, над Вовкой Никитиным смеялись иногда, но у него же сопли! Вот прям сидит Вовка за партой, а сопля из носа аж до тетрадки свисает, фу. Но это же не считается? Или считается? Я теперь, когда все это со мной случилось, и не знаю, может, это мне за сопливого Вовку?

Про Ленку же хотела рассказать. С ней все девочки дружить хотят. Я, наверное, тоже хочу. Хотела. И завидуют все – я теперь знаю, что когда кто-то из родственников «в торговле», это значит, что у тебя все другое, не как у всех. И стрижка вот, и фартук школьный не как у всех, а с плиссированными крылышками, и воротник на платье не дурацкий рубашечный, а кружевная стоечка – так красиво! И у Ленки, у нее не ранец, как у нас всех, у нее сумка через плечо, как у взрослых девчонок. Сапожки модные, коротенькие, куртка как будто надувная изнутри, и колготки она уже взрослые носит, капроновые. Знаете, мне до Ленки вообще в голову не приходило, что на нас надето. Формы одинаковые, колготки разве что цветом разные, а так у всех в одинаковую сборку; пока на уроках сидишь, еще и коленки вытянутся; форма спортивная тоже – футболка белая и черные трусы, а Ленка ходит в сиреневом спортивном костюме, и ей почему-то можно. Может, нам тоже можно, просто у нас костюмов таких нет?

Вот такая она, Ленка. Кого к себе придружит поближе, так те счастливые ходят, будто четверть на одни пятерки закончили. Правда, может и раздружить, тогда рыдают по углам. Я утешала сначала, а мне сказали, что я ничего не понимаю, ну я и перестала утешать. Не понимаю же, правда – Ленка меня ни разу к себе не придруживала.

Я тот день, когда мои неприятности начались, я его очень хорошо помню. Меня с пятого урока отпустили в столовую дежурить – столы вытирать, ложки раскладывать, стаканы расставлять – у нас обед после пятого. Столы вытирать не-на-ви-жу! У моечной стоит ведро, на нем написано «чистые тряпки», а они там совсем не чистые, и воняет от них так, что хоть святых выноси. Бабушка так говорит, я не очень понимаю кого куда зачем выносить, но звучит здорово и я повторяю. Подходишь к ведру, зажмуриваешься, потому что глаза от запаха режет, и вылавливаешь оттуда что-то склизкое, брррррр. Бери тряпочку-то, говорит тетя Зина, она посуду моет, а я думаю, что это не тряпочка, а клубок каких-то жутких змей, но беру, а как же, все берут. Берут и возят по липким столам – вытирают. Вытираю и я, а две первоклашки подходят ко мне и спрашивают: девочка, а девочка, а почему у тебя такое лицо длинное? Как у лошади? А сапоги как у бабушки почему?.. Пока я соображаю, что им ответить, они хохочут и выбегают из столовой.

Я не знала, что у меня лицо длинное, честно. Некоторые мамы говорят своим дочкам, что они красивые, но мне мама такого никогда не говорила. И я с ужасом понимаю – так вот почему! Потому что у меня лицо длинное! То есть я на лошадь похожа! Лошади мне нравятся, я их даже рисовать могу, но вот так, чтоб на них похожей быть… Внутри становится как-то странно и жарко, и я смотрю вниз на свои сапоги (и почему я сегодня сменку забыла?) и понимаю, что они и правда, как у бабушки. В прямом смысле – у нас с бабушкой одинаковые сапоги, нам мама так купила. Квадратные носы, квадратные каблуки, молния до самого колена почти – но у других девочек тоже такие бывают! Редко, но правда бывают, я видела! В носу начинает щипать, от хлорки, наверное, в которых тряпки для стола полоскают.

А потом все, конец урокам, наш класс сбегается на обед, я обхожу столы с подносом, на котором лежит какой-то странный хлеб – у нас дома такого никогда не бывает – не белый и не черный даже, а серый какой-то, будто грязный. Обхожу столы и думаю про свое длинное лицо, про лошадей, а сапоги хоть сейчас снимай, но просто в колготках я же не могу. За нашими столами шепчутся. Сапоги, слышится мне. Сапоги, лошадь. Я прислушиваюсь и приглядываюсь – нет, мне точно не показалось. Ленка Малахова мне улыбается, и все, кто рядом с ней тоже улыбаются, но улыбки эти какие-то странные и глаза у всех злые и колючие.

Знаете, я в тот день еле дождалась, пока домой можно будет. На прогулке будто все на мои сапоги только и смотрели, а еще мне очень хотелось шапку натянуть пониже. Ну, чтоб лицо таким длинным не было. Потом, когда в классе домашку делали, я столько наошибалась, что Таисия Львовна мне даже замечание сделала. Сказала – Маша, я тебя просто не узнаю сегодня. Ага, я сама себя сегодня не очень узнавала, столько о себе нового узнала. В классе шептались. Хихикали. Или мне казалось, я уже не понимала, я просто очень домой хотела. И когда отпустили, неслась на всей скорости, а еще никто из нашей звездочки со мной не пошел. А мы всегда вместе ходили, помните?

Матери вечером сказала – не буду больше носить сапоги эти. Мать пожала плечами – ходи босая. Я прекрасно знаю, что сапоги у меня одни и новых мне не купят, пока с этими что-нибудь не случится. Я бы сказала, что я из них выросла, только кто же мне поверит – в этом сезоне купили только. Перед сном даже не умываюсь, смотрю в зеркало, вдруг лошадь? Вроде нет, там я, Маша Сивакова, такая же, как всегда, только… Только. Только у этой Маши лицо длиннее, ну и фамилия, оказывается, тоже подходящая. Я Чехова читала уже, хотя «Лошадиную фамилию» только в шестом классе проходят. Я вообще читать в три года начала, и много взрослых книг прочла уже, только, оказывается, не это важно, не важнее сапог. Ложусь спать. Не плачу, хотя отчего-то очень хочется. Пока не плачу. Еще.

Утром думаю – ну почему только среда-то? Мать опять кричит про шапку, я послушно ее надеваю, беру ранец и иду. Специально по всем мартовским лужам иду, может сапоги расклеятся, а ранец весит столько, сколько все книжки в нашем доме не весят, вот как тяжело мне сегодня идти. Я даже прогулять думала, просто я не знаю, как это делается. Понимаете, я правильная. Взрослые так говорят, я сама слышала. Я не опаздываю, не вру, домашку всегда делаю, ем что дают, книжки в библиотеку ни разу не задержала сдать – но разве как-то иначе может быть? Я даже челку отрезать себе не смею без спросу, видите, какая я. Вот и в школу опоздать я не могу, хоть и все лужи считаю, и все ворон. Сменку раз в жизни забыла вчера и вон что вышло.

Сегодня я умнее, со сменкой пришла. В раздевалке как всегда все – смеются, возятся, возле Ленки трутся, она сегодня в часиках. В электронных. Вообще-то у меня тоже есть, просто мать говорит, что в школу в них неприлично. Ну и что, вот возьму завтра и тоже в часиках приду, у меня даже лучше, у меня красные, не то, что у Ленки – коричневые, как у мальчишки.

А может, мне показалось про вчера? Вон, здороваются же, болтают, как всегда. Наверное, показалось, радостно думаю я, и настроение сразу исправляется, тем более, что русский язык первым уроком, а его я люблю, это мне математика не очень дается. И вот день идет себе и идет, и уроки проходят, и наступает время обеда – вот хорошо, что сегодня мне дежурить не надо, и мы обедаем, и смеемся, и потом уходим гулять, а там Таисия Львовна придумала прыгать через канат, как через скакалку, канат длинный, можно хоть втроем прыгать, это она, наверное, у физкультурника взяла. И мы прыгаем, и я думаю, что все у меня, у Маши Сиваковой хорошо. А потом мы возвращаемся в класс, а ранца моего нет.

Таисия Львовна поднимает брови и говорит – ну, поищи. У меня внутри все сжимается, вот как если бы воздушный шарик сдулся, сморщивается со свистом, и я сразу вспоминаю про вчера. Про лошадь. Про длинное лицо. Ищу сначала в классе. Что там искать – четыре угла, да под партами, а шкафы закрыты всегда, можно и не пробовать. Я ищу, а они смотрят на меня. Ленка улыбается, и еще некоторые, а я краснею, пока под партами лазаю, и губу скоро до крови прокушу – что-то ведь не так здесь, да? Правда же, не так, раз никогда не было? Таисия Львовна говорит, чтоб я поискала по школе, но жмет плечами – ерунда какая-то.

Выхожу из класса, щеки пылают и уши пылают, мне сейчас если градусник дать, так там все сорок градусов покажет, и вообще не понимаю, как такое могло со мной случиться. Я же правильная, с правильными такого не бывает. Обхожу огромные намастиченные холлы, у нас от этой мастики вся обувь вечно желтая, спортзал, раздевалки, столовую, туалеты, даже в учительский заглядываю – вдруг? Но никакого ранца там, конечно, нет. Мне бы в мальчишечий еще туалет попасть, но это уже слишком. Это я не могу – девочки в туалет к мальчикам не ходят, это все знают. Школа пустая – кто на продленке, тот домашку делает, а старшие все уже ушли. Одна я, как дура, и ранца нигде нет. Кто его, интересно, спрятал, и как я теперь уроки сделаю. Зачем спрятали? А вот это я знаю – сапоги потому что. И лошади, а как же. А я-то думала, что показалось.

Уборщица моет полы – никого нет ведь. И я решаюсь; я вообще очень стесняюсь первая со взрослыми заговаривать, даже со знакомыми, но выбора у меня ведь все равно нет. П-простите, п-пожалуйста, заикаюсь я, еще секунда и соплю пущу зеленую, вот как Никитин, вы не посмотрите у мальчиков в туалете нет ранца? Хосссподи, трет пол седая уборщица – у нее даже волосы от мастики желтые, а не белые, хосссподи, ранец-фиганец, а ну, чего еще напридумывали, иди давай, не топчи!

И я понимаю, что не будет мне помощи. Ни от кого не будет, и ранца не будет, и ничего хорошего теперь, наверное, тоже не будет. А уборщица видит, кажется, мое отчаяние, и говорит – а ну подожди-ка. И заходит к мальчишкам. И выносит мусорный бак – глянь-ка, спрашивает, твой? В баке, полном бумажек, яблочных огрызков и даже окурков! вот это да! лежит мой несчастный красно-синий ранец, который мне еще в первом классе мама купила, он таким красивым тогда казался, я даже его с собой спать укладывала, но это я тогда еще в школу не пошла, откуда мне тогда было знать, что лучше б его вообще не было, ранца этого. Я молча тащу его из бака, расстегнутый, грязный, набитый мусором – ну почему, почему, почему? Почему это мне, зачем? Уборщица обмахивает его тряпкой, говорит что-то про негодников, но я уже не слышу – в голове стучит, еще немножко, и меня вырвет от ужаса и беспомощности. Мне ведь еще в класс надо вернуться, понимаете? В эти улыбки, переглядывания, шепот.

Я вытряхиваю мусор, мою ранец под краном уже в нашем, девчачьем туалете, мочу тетрадки и учебники, и плачу, плачу – первый раз с начала этой истории плачу и даже не представляю себе, сколько мне придется поплакать еще.

Другие работы автора:
+10
17:42
1598
17:46
+3
печально, в моём детстве этого не было, были группки, но травить кого-то не догадались чо ли
02:06
+3
Это было, уверяю вас. Травля в детском коллективе — частое явление. Особенно, если взрослые смотрят на это сквозь пальцы
10:00
+1
я не сомневаюсь, просто когда это началось… вот вопрос
началось именно тогда, когда началось. дети приходили в школу семилетними, в тот же учебный год им исполнялось 8. в третьем классе — 10, это довольно взрослые люди. встречаются жестокие, встречаются глубоко думающие — дети всегда могут удивить, в любом возрасте.
09:55
+1
это общее, причина травли, да ещё и жестокой меня больше волнует. ну вот дрались мы в детстве, но не так жестоко. мне кажется, что обилие жестокой информации повлияло, жестокость родителей, совокупность зла в окружении.
ещё до того, как человек перестал быть обезьяной… намного раньше
для травли иногда не нужна причина, или, если хотите, причиной может быть все, что угодно. допустим, в классе два лидера. или жертва учится лучше других, носит какую-то не такую одежду, играет на скрипке, из бедной семьи — выбор настолько богат, что я даже не знаю, на чем остановиться.
я довольно глубоко изучала тему школьной травли, и меня всегда удивлял тот факт, что конфликт мог вырасти практически на ровном месте. но еще более удивляет то, как этого не замечают взрослые.
10:38
+1
не смотрят, в себя ушли, а кто и заметил, тот помалкивает.
10:39
человек никогда и не был обезьяной.
я еще не всю эту историю рассказала, но у нее есть финал)
я пока новенькая на этом ресурсе и не во всем разбираюсь, и не все успеваю, а еще очень хочется начать уже читать кого-нибудь.
rofl
Шутку понял thumbsup
10:58
это не шутка, это факт, 5 миллионов лет назад у человека и обезьяны был общий предок, но обезьяной человек никогда не был, а глупость эту ляпнул Энгельс, хотя все приписывают Дарвину.
10:59
читайте меня, у меня столько интересного jokinglyblush
всенепременно) спасибо за приглашение)
Ещё один раз rofl
человек и сейчас мало чем отличается от обезьяны и анатомией и поведением. Так что увольте меня от человеческой самовлюблённости
12:30
96% генов общие с шимпанзе, но произошёл человек не от обезьяны, наука, вещь точная tongue
12:31
ну так следите за наукой и не порите чушь!
14:43
я и слежу, а чушь визжит у вас
я и слежу
на ренТВ wink
А давайте допустим что Вы правы, но возникает вопрос: откуда тогда человек появился? Согласно Вашей версии.
12:50
никогда не додумывайте за других, попадёте в такое же глупое положение, как сейчас. Вот давайте разберём ваш комментарий 1) ляпнул очевидную глупость. 2) а давайте допустим, поскольку я привёл научные данные, полученные опытным путём и легко проверяемые перекрёстным методом. 3) человек эволюционировал из другого примата, предка как людей, так и человекообразных обезьян, но наши ветви разошлись в древности с шимпанзе 5 миллионов лет назад, а с гориллой уже все девять. 4) Версия не моя, это научные данные winkdrink
Да Бог с ним с моим положением…
Согласно тому что Вы написали — человек эволюционировал из примата. А примат это разве не обезьяна?
И ещё, я нигде не говорил что человек произошёл от горилы или шимпанзе — это иные ветви развития от общего предка
15:22
нет, не обезьяна, это именно примат, а уже в отряде приматов и есть обезьяны и не только, особенно, если брать в историческом периоде. А положение… точно, пофигу, просто базар фильтровать никогда не помешает wink
А кто ещё относится к отряду приматов?
15:36
dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/5524#:~:text=ПРИМАТЫ%20—%20ПРИМАТЫ%2C%20отряд%20МЛЕКОПИТАЮЩИХ%2C, животными%2C%20ведущими%20дневной%20образ%20жизни
Собствнно ничего иного я от вас и не ожидал… при этом именно я пребываю в глупом положении… Браво браво!!! Алцгеймер полностью собой доволен dance
травля в детском коллективе абсолютно естественна как и во взрослом
15:58
а кто ещё, вы поняли, что не только обезьяны входят в отряд приматов? так что не стоит лезть туда, где вы недостаточно образованы laugh
15:59
понятно, как в театре: — что говорить, когда нечего говорить laugh
не стоит лезть туда, где вы недостаточно образован

согласно статитике 30% человеков считает что Солнце вращается вокруг Земли, а 70% уверены в том, что зима чередуется с летом потому что планета то приближается, то удаляется от Солнца. Один мой знакомый не так давно убеждал меня в том, что Земля плоская, а человек произошёл не от обезьяны но от приматов и плевать на то что он всеми повадками и по сей день напоминает макаку!
мне есть что сказать, и я достаточно образован в той сфере, в которой рассуждаю.
но я предлагаю втоптать меня в грязь ответом на вопрос: кто ещё входит в отряд приматов и кем был кроманьонец?
предлагаю отследить начало диалога think
16:51
согласен, вы утверждали, что это было всегда от обезьяны, но я вам доказал, что человек произошёл не от обезьяны laughвы не отслеживайте, вы имейте мужество признать поражение)))
16:53
словоблудие не спасает от позора, наде не считать или верить, надо знать wink
Остаётся уповать на то что дяденька Алцгеймер меня проигнорирует… drink
19:07
Евгений Пономарёв07.06.2021 10:12# ↑+1
Евгений Пономарёв
ещё до того, как человек перестал быть обезьяной… намного раньше
Ответить
drink
20:42 (отредактировано)
+1
Мда, за советский антураж большое вам мерси ))) но окурки в мусорном ведре, которые то ли могли быть, то ли нет, всё равно лишнее усиление.
Хорошо написали, тяжело и в образе, есть о чём подумать. И семья и школа и вообще.
Птице повезло, подобных случаев не встречала ни на своём пути ни рядом, но тема интересная.
laugh
В данном контексте черные трусы не элемент нижнего белья, а элемент спортивной формы для физ-ры.
Ну чились в советской школе?
20:56
+1
Да. У нас у девочек такая же форма была.
21:07
+2
Ну окей, я малявка похлеще вас thumbsup
21:08
+1
Это же хорошо! Дольше проживете! laugh
21:00 (отредактировано)
+3
неа ))) даже по фильмам вспомнить не могла как выглядят спортивные трусы… ваще долго над эти думала, в голове это то ли шорты то ли юбки на девочках, а надо было гугл спросить про значение слова,
Моё большое «Упс!» )))
21:04
+2
Как много нового я узнаю на этом сайте roflrose
Про трусы-то. Чё, crazyспрашивайте!
21:22
+3
Про истории в тетрадке по истории. Страсти в третьем классе, не верится. Да и причин серьезных нет, для травли. Да и травли нет, не показана. Только едва обозначена. Слишком все по взрослому обставлено. Для октябрят третьеклассников натянуто. Отдельные фрагменты, сценки правдивы и вызывают доверие. А в целом, «Чучело» не получилось.
07:16
+2
Травли в третьем классе нет? Ну-ну. Повезло вам, вы видите вокруг хороших детей.
22:13 (отредактировано)
+4
Про историю, конечно, «отлично» не скажешь.
Но как написано и подано- мне очень зашло. Шапка, «звездочки», челку без спроса ни-ни — это так знакомо, я прониклась моментально.
Я в третьем классе, когда проходили «сказку о Попе», категорически отказалась идти в школу. Потому что девическая моя фамилия… не Пушкина. А вот с упоминанием священнослужителя. Родители воззвали к пионерской совести и фамильной гордости и-таки выпинали проводили в школу. Где на уроке чтения учитель сорвала голос, взывая класс к порядку. Они просто ржали. До слез, до задыхачки. Наверное, тогда я всё-таки провалилась сквозь землю и теперь проживаю в собственной портативной преисподней. Дети наивно-жестоки, дети повторяют своих родителей, дети вырастают и… меняют фамилии)))
Простите, это все автор разбередила сопливые воспоминания)))
Написано супер.
а к вопросу о «слишком взрослой подаче»- да, у меня образ ГГ вываливался туда к 6-7 классам, но мне это не мешало. Да, история рассказана по-взрослому и, если бы это было не как рассказ в настоящем времени, а как воспоминание- мне кажется, этот вопрос бы не возник. Все-таки у третьеклашек больше наивности, как мне кажется.
Но знаете, дети же разные бывают)))
Всё. Машенька Сивакова, иди сюда, моя хорошая, дай обниму, котёночек. Будешь зефирку?
в нашем советском детстве нам не разрешали брать конфеты у незнакомых людей, но мы все равно брали. wink
автор, благодарю)))
22:29
+3
Тю. У меня в классе был мальчик по фамилии Орлик. А у одного классика в произведении как раз одним из персонажей был " колхозный конь Орлик". Фигли там попы? Они отдыхают. Бедный ребенок.
laugh
22:36 (отредактировано)
+2
Попы-то отдыхают, но себя-то жальче))))
С другой стороны, у нас в классе был парнище по фамилии Лопата, так вот, за малейшие намёки бил в лицо. Камикадзе))
Комментарий удален
С благодарностью принимаю зефирку у прекрасной незнакомки)
05:53 (отредактировано)
+1
и все ворон (всех)
*
Каких только обидных кличек не прилипало бедненьким девчонкам в школе. Не одно ведро слёз было пролито…
Обезя, Шакша и т.п. В основной массе от фамилии сокращения конечно. Глубоко запало на подкорку, новенькая пришла в класс, гречка, Елефтериади фамилия. Бойкая деваха. Мальчишкам фору давала. Заходит в класс — Всем здарова! Зовите меня — ТЕФТЕЛЬ! laugh
Понравился рассказ! thumbsup
07:22 (отредактировано)
+4
Ванина учительница жалуется, что он дерётся. Ему тихонько скажут — психушка. Он раз, и в глаз. Я его ругала, конечно. А потом думаю: меня называли мамонтом, маму жиртрестом, свекровь глистой, отца шкелетом. И мы никого не били, папа был воспитанный, а мы обидчиков не догнали. Ванек за всех отомстит и всех раскидает. Ибо не фиг. И перестала ругать. Кто к нам с мечом придёт, то сам виноват.
02:09
+2
А я вместо дочки обидчиков догоняла. Дочь быстро оставили в покое.
Мне бы такую бабулю…
Я своих обидчиков доганял после 16-ти лет когда начал учиться быть такими же как они macho
02:10
+4
Сильно написано. Меня чувства героини достали! Просто хочется встать и отгородить девочку от жестокого мира. Страшно не то, что дети травят, а что взрослые такие равнодушные. Хорошо подана тема.
12:20
+2
Дети да, жестокие. Но если гнобить начинает учитель в начальной школе, у ребенка никаких шансов. Только переходить в другую школу.
про такое отношение учителя даже подумать страшно, но, к сожалению, и такое встречается.
преподаватель, на мой взгляд, должен быть от бога, как и врач.
10:48
+2
Уважаемый автор, уведомляю, что внес Ваше произведение в Месячный отчет за июнь как одно из лучших за отчетный период. Спасибо вам за него, заходите чаще (:
это очень неожиданно и приятно)
спасибо Вам большое, я сейчас побегу читать весь отчет, это такой труд невероятный!
12:41
+1
Тяжёлый рассказ про травлю простой советской школьницы.
Не смотря на ностальгическую огранку СССР, тема актуальна и по сей день.

История разбита на несколько частей. Пока опубликовано только две, и я с нетерпением жду третью.

Читайте. Будем ждать продолжения вместе.
спасибо большое. никак не выложу остальное, надо вычитать.
Загрузка...
Alisabet Argent

Другие публикации