Где-то в раю... Часть 3 - Расставание

6+
  • Опубликовано на Дзен
Автор:
Lalter45
Где-то в раю...  Часть 3 - Расставание
Аннотация:
Обратно, в рай?
Текст:

- Иззи, почему ты не ответила на мой звонок? А вдруг, это было важно? А если бы что-то случилось?

- Я вела машину и не хотела отвлекаться. Было это важно? Ничего страшного ведь не случилось. Что ты хочешь на ужин?

- Уже поздно что-то готовить, достань пиццу из морозилки. Я не понимаю, что заняло так много времени. Ты что, по магазинам ходила? Купила что-то?

- Немножко посмотрела, ничего не понравилось. Налей мне тоже вина.

Ей никак не заснуть, почему-то хочется уйти в гостиную и поставить Высоцкого. Просто сидеть в темноте и слушать. Алекс не любит музыку, которая ей нравится, слишком много слов на непонятном языке. Они для него ничего не значат. Джаз, да и то не всякий - это его. Когда-то, они ходили по джаз-клубам Вашингтона и Нью-Йорка, где она засыпала при первых нотах. Но она любила его тогда, и сделала его музыку своей. Как же так получилось, её первая измена мужу? Странно, это её совсем не беспокоит. Нет ни стыда, ни раскаяния. Что теперь будет? Скорее всего, ничего. С Сашкой, всё просто происходит, без скрытого смысла, без причин и без последствий. В этом, он нисколько не изменился. Всю ночь, она думает о нём, и её не покидает ощущение лёгкости и покоя. Ей приятно думать о нём.

- Инка, помнишь, как ты фотографировала нас с Сашкой у себя дома...

- Бэлка, ты уверенна, что всё ещё не влюблена в Сашку?

- Конечно, нет. Мы совсем друг другу не подходим. Почему ты спрашиваешь?

- Когда вы были вместе, ты говорила только про него. Вы разошлись и сейчас ты с Борькой, но всё равно говоришь только про него.

- Да? Я не заметила. Так, к слову пришлось. Я больше не буду.

Приходит прохладное и пасмурное утро, оно подходит к её настроению. Долина утопает в сером тумане, таком густом, что его можно потрогать. Самое трудное - опять вырваться из дома.

- Алекс, я съезжу в город на пару часов?

- Зачем, ты же вчера ездила?

- Мне хочется зайти в кафе, посидеть.

- Я закончу работу и съездим все вместе.

- Мы и так всё время вместе. Мне хочется побыть одной.

- Я бы не хотел, чтобы ты ехала.

Она хватает сумку и хлопает дверью. Ею овладевает безудержное веселье и давно забытое чувство свободы. Она даже не знает, что лучше, предстоящая встреча с Сашкой, или эта, захлопнутая Алексу в лицо, дверь. Вечером будет концерт. Да что там вечером, он будет дуться месяц. Вспоминать, годами. Но это ощущение свободы стоит того!

Она гонит машину по долине со скоростью, которой позавидуют местные, напевая ужасно фальшиво, но с большим энтузиазмом: «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…». От этого ей, одновременно, смешно и стыдно.

Сашка открывает ей дверь и довольно улыбается.

- Ты похож на кота, которого накормили сметаной!

- Ещё не накормили! Серьёзно, я рад, что ты выбралась. Я бы не хотел уехать, не увидев тебя ещё раз.

- Я сбежала из дома, теперь тебе придётся обо мне заботиться!

- Иди сюда, и я о тебе позабочусь!

Их тела сливаются в одно и... она еле приходит в себя, прижимаясь к нему. Она чувствует, как бегут, ускоряясь, минуты, приближая расставание.

- Ты будешь мне звонить?

- Если хочешь.

- Да нет, скорее, не надо. Позвони, когда опять приедешь в Вену.

- А ты, если будешь в Питере.

Где-то, в другой жизни, они уже вели этот разговор. Ей тогда было одновременно горько, весело и страшно: горько расставаться, покидать родной город и друзей; весело, от предвкушения новых встреч и приключений; и страшно, потому что она совершенно не представляла себе нового города и новой жизни. Как она прекрасна, неизвестность!

- Когда ты уезжаешь?

- У меня билеты на самолёт через неделю. Хельсинки, потом Нью-Йорк. Интересно, такой ли он, как в кино! И я лечу через океан!

- У тебя всё будет нормально. Не бойся.

- Я заработаю кучу денег и приеду в гости. Я прилечу на своём собственном самолёте, или на самолёте моего миллионера-мужа, остановлюсь в Европейской и позвоню тебе.

- Я буду уже женат, с кучей детей, но я всё-равно приду.

- Я попрошу тебя бросить жену и детей ради меня!

Может быть, она и сможет вырваться в Питер. Это недалеко, всего два с половиной часа на самолёте от Вены. Это возможно. Она остановится в Европейской, и он бросит свою семью и работу ради неё. По этому сценарию можно снять Голливудский фильм. «Их любовь побеждает годы и препятствия!» Её будет играть Дженифер Анистон, а Сашку - Том Круз. Но это жизнь, и она не верит в хэппи-энды.

- Ты придёшь ко мне, если я приеду в Питер?

- Позвони мне, когда приедешь. Я что-нибудь придумаю.

Они прощаются в номере. Она долго сидит в машине, не двигаясь, стараясь не облизывать губы. Ей хочется сохранить вкус поцелуя чуть дольше. Прошлое неожиданно стало настоящим, и захлестнуло её с головой. Ей так не хватало этого ощущения внутри, когда всё время слегка подташнивает и хочется куда-то бежать сломя голову, иначе не произойдёт что-то важное и неповторимое.

Сашка вернул ей себя, на неделю. А теперь, что? Обратно, в рай? Звонит телефон, и она отвечает.

- Мама, я по тебе соскучился! Ты обещала помочь мне с моделью! И тортик!

- Извини, дорогой мой, сейчас куплю тортик и приеду, а модель мы обязательно закончим сегодня. Не скучай!

Она заводит мотор и машина летит по долине, почти не тормозя на поворотах. 

+6
11:57
1802
Понравился рассказ! Жизненно всё! Продолжение будет?
14:37
+2
Спасибо за отзыв и за подарок! Вы знаете, продолжение не вижу.
И не надо! Мне кажется, что героине можно даже завидовать. У неё были счастливые мгновения в жизни! И ещё надежда осталась! Есть о чём вспоминать и о чём мечтать! Тем более всего-то два с половиной часа полёта. Спасибо Вам за рассказ!
15:26
+2
Вы оптимист! Я для неё хэппи-энда не вижу.
Ну если не тормозить на поворотах, как в последнем предложении… Пусть будет всё хорошо! Тем более ребёнок есть.
15:59
+1
Ради ребёнка, надеюсь, что доедет…
14:56
+1
это и был хеппи энд
15:06
Не знаю, возможно вы правы.
14:26
+2
Напишу отзыв здесь, но сразу на три части)

К слову о трех частях, сразу скажу, что не поняла необходимости деления рассказа на три публикации. Строго говоря, не поняла даже того, зачем каждой части придумано отдельное название, как будто это главы романа, а ведь, строго говоря, если их сложить, получится по длине просто рассказ, не такой уж даже и длинный. И, с моей точки зрения, возрастной рейтинг у частей тоже одинаковый, 12+. В третьей части упоминаются вино и интимная близость, это как-то не 6+, первая часть тоже на 0+ не очень похожа. Но это все, конечно, на авторское усмотрение.

Теперь расскажу о своих впечатлениях, честно, как оно есть. С моей точки зрения, рассказ хороший, интересный, тут есть что пообсуждать, но это не сразу понятно и, самое главное, то, что в нем есть хорошего, на мой взгляд, недоразвито, не доведено до конца. Если бы, например, рассказ был дуэльный, будь у него хоть чуточку более интересный конкурент, написанный хотя бы на том же уровне, дуэль была бы, на мой взгляд, проиграна. Объясню, почему.

В целом, проблема того же свойства, как и в «Клочке бумаги». Это тоже хорошо написанный рассказ, который твердо стоит на земле, к которому нет вопросов типа «персонажи картонные» или «в жизни так не бывает». Он наоборот очень жизненный, героиня — очень зримая, а поскольку все остальные — муж, Саша, дети — нам подаются через ее восприятие, они, с моей точки зрения, могут быть вообще какими угодно, в том числе «картонными», потому что «плоскими» их вполне может воспринимать героиня. Главное, чтобы она получилось живой, а она именно такая, очень зримая, очень понятная, и даже как бы есть попытки сделать ее действительно объемной через множество воспоминаний о прошлом, не обусловленных настоящим сюжетом. В первую очередь, это вставки о былых путешествиях, упоминания о дубайских дорогах, джаз-клубах в Вашингтоне. Они необязательны для нынешних событий, но они нужны для понимания героини, ее нынешнего хода мыслей и образа действий. Я очень люблю такие вещи.

Так вот, о проблеме. Да, опять очень большой упор на романтическую линию, хотя основной конфликт здесь другой. По крайней мере, я это вижу так, что здесь трагедия женщины, которая раньше вела очень разнообразную, очень интересную жизнь, но застряла в «раю», ограниченная ролями матери, жены и домохозяйки. Гадать тут особо не надо, нам эту ее проблему подают прямо в начале. Раньше она перемещалась, условно, от розы к нарциссу, от нарцисса к анемонам, а теперь выращивает розы в саду. Причем вокруг как будто бы «рай», но ей почти физически плохо, а от чего, самой не совсем понятно. Ситуация ясная, ее описала Бетти Фридан еще в 1963 году.

А дальше читателям со всех сторон дают понять, что для Бэллы ситуация безвыходная. Если честно, немного странно читать такое в 2021 году, тем более что все события происходят не в России. Все понимают, что выходов много, и героиню от этого ни разу не жаль. Это же не 1870-е, Анна Каренина, которая от мужа и быта могла «спастись», только уйдя к другому мужчине, причем Толстой (который для меня писатель какой-то мистический, у него в книгах наряду с дидактикой подмечаются такие вещи, которые он как будто бы подсознательно включал, сам того не осознавая), так вот, Толстой отлично показывает, почему этот выход — на деле совсем не выход. И здесь раскладка примерно такая же, как в «Анне Карениной», только тутошний Вронский еще и из прошлого героини. Но здесь-то события происходят больше века спустя, Бэлла у нас уже не в 1870-х живет, она подспудно понимает, что сбежать куда-то с Сашей — не выход, понимает, по-моему, с самого начала, с самого первого звонка. У меня такое впечатление, что это еще и подчеркивается тем, что имена у мужчин, по факту, одинаковые, Александр и Алекс. То есть разницы как бы нет. Мне кажется, в рассказе ненавязчиво, как-то интонационно дается понять, что в параллельной вселенной, где выбран Саша, а не Алекс, по достижении героиней среднего возраста ее внутреннее состояние не стало бы другим.

Так вот, Бэлла понимает, что Саша — не выход, он максимум небольшая отдушина, какая-то передышка. Но что поражает, так это то, что она других выходов просто не видит, а их ведь полно, особенно учитывая, что нам постоянно по тексту напоминают, сколько всего у героини за плечами, как много она путешествовала, что у нее есть образование и хороший опыт работы, построенная карьера. И вот проблема-то, на мой взгляд, самого рассказа в том, что проблема (прошу прощения за тавтологию), которая заявляется в самом начале, никак в рассказе не решается и, по ощущениям, даже не пытается решаться. В целом сюжет какой: героине плохо в настоящий момент времени, хотя у нее вроде бы все хорошо. На горизонте появляется прежняя любовь, которая напоминает ей о времени, когда проблемы, которая у героини сейчас, в ее жизни не существовало. В Саше она находит отдушину, передышку от той проблемы, которая у нее сейчас есть, но не решение этой проблемы, причем Бэлла это прекрасно понимает буквально в любой момент времени. В результате она просто возвращается к своему состоянию, по крайней мере, читателям это вроде бы дают понять.

И все. Движения нет, изменений нет, ничего нет. Если бы Бэлла хотя бы в какой-то момент надеялась, что можно сбежать с Сашей и спастись от всех нынешних проблем, а потом, либо сбежав, либо почти это сделав, поняла, что это на самом деле не выход, а нужно что-то другое, все, вопросов бы не было. Было бы действие, была бы кульминация, была бы развязка. Но я этого не почувствовала. С моей точки зрения, она прекрасно понимала с самого начала, что от того, что она приедет к Саше в гостиницу, жизнь ее не изменится. И после прочтения всего рассказа как-то хочется задать вопрос — ну и что? Героиня как в начале не верила в хэппи-энды, так и в конце рассказа не верит. Почитали, посочувствовали (наверное), пошли дальше.

Тут еще дело в том, что ситуация не универсальная. Это довольно специфический опыт, который, конечно, не только у Бэллы, но у довольно многих людей в жизни был, но, хоть и у многих, а все же по отношению к целому у явного меньшинства. Причем тех, у кого такого опыта не было, рассказ просто знакомит с ситуацией. Они как раз могут покивать, посочувствовать — и дальше пойти. Меня тут больше волнуют как раз носительницы и носители такого опыта (он необязательно женско-специфичный, значения пары переменных изменить — и мы получим мужскую историю, если немного воображение напрячь). Этот рассказ им вообще ничего не предлагает, он только подчеркивает: господа, вы в… ну, понимаете. Но они наверняка и сами в курсе.

В общем, с моей точки зрения, рассказ стоит переработать, если есть желание сделать его чем-то большим, чем фрагмент чьей-то жизни. То есть либо добавлять динамики и остроты эмоциональных переживаний, чтобы героиня во что-то верила и что-то пыталась сделать, либо показать, что с ней произошли какие-то изменения хотя бы с точки зрения понимания своей ситуации. А пока рассказ такой… очень стоячий, может, и не болото, но пруд. Как, опять-таки, и «Клочок бумаги». Кстати, как и «Я хочу, чтобы ты полюбил Нью-Йорк», как ни странно, хотя у последнего совсем другая структура. Но суть такая же: просто фрагмент из жизни, который читателям ничего, кроме того, чтобы на него посмотреть, не предлагает. Это нормально, но, мне кажется, можно сделать лучше, ничего при этом не теряя.
16:01
+2
Большое спасибо за отзыв! Я рада, что вам героиня показалась объёмной. В основном, вы, конечно, правы. То, что у героини было когда-то с Сашкой не получилось потому, что он ей не подходил (по жизни, не в физическом отношении) тогда. И сейчас не подходит. А она думает и выбирает всегда головой. И в этом проблема с идеей, что в наше время уйти из такой ситуации, как у неё, проще, чем сто лет назад/просто. Если уйти хлопнув дверью и не думая о будущем, то можно. А она думает на «вечность» вперёд: она может найти работу, но не найдёт такую, как раньше. Потому что десять лет или больше не работала. И работа эта будет не в раю, а в большом городе, т.е. надо переезжать в Нью-Йорк, Дубай, на худой конец, Вену. И что делать с ребёнком? Муж для неё уже чужой (а может и нет, когда-то любила), но ребёнок-то отца любит? Так что выход из положения не так прост, как кажется. И в какой-то степени, она и мучается в раю, и прижилась в нём, боится менять. Она, конечно, не Анна Каренина, но о том же выходе думает. Я видела конфликт в том, что неопределённая депрессия становится определённой в конце рассказа, а возможность какого-то выхода (кроме автокатастрофы) ещё менее вероятной.
17:22
+1
Пожалуйста) Тогда не очень это читается, я имею в виду, конфликт. Бэлла даже варианты не перебирает, поэтому создается впечатление, что она не то что боится действовать, а вообще их не видит. Нет ощущения, что она боится что-то менять, есть ощущение, что она не представляет, как менять.
18:26
+1
Наверно, потому, что отправной точкой для рассказа всё-таки было внезапное вторжение прошлого (романтическая линия) и отсутствие выбора проработалось в процессе, пошло из характера героев. Кстати, с именами, тут двояко: она нашла себе человека с тем же именем / они две стороны одной медали и оба ей не подходят. smile
Ещё раз, спасибо! rose
10:56
+1
Жаль, что этот комментарий не номинировали на «Лучшего критика». Я бы проголосовала.
А мне жаль героиню, уже потому, что выходы все не для нее. Там внутренняя невозможность выхода. А концовка бы сделала как раз банальным всё это. Нет развязки, этим и цепляет, начинаешь за нее анализировать все расклады.
13:37
+1
Комментарий Лиса справедливо был признан лучшим))).
13:50
Значит, проглядела)
22:46
+1
Чудесный рассказ, все три части. Мне очень понравился rose
08:08
Большое спасибо!
18:39
+1
Как-то грустновато… Но так оно и бывает в жизни. Хороший рассказ.
18:58
Спасибо! roseНичего, в раю, как в раю.
Загрузка...

Другие публикации