Об Аннушках и Берлиозах, в том числе.

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Vanvincle
Об Аннушках и Берлиозах,  в том числе.
Текст:
В одном столичном городе жила была Аннушка.
А этажом выше жил Берлиоз.
Берлиоз был некомпозитором.
Аннушка была скандалистка.
Как стукнет шваброй в потолок:
- Вот ужо подожди, проклятый Берлиозище!
Особенно она любила кататься на трамваях и постное масло на разлив.
Писавший её судьбу был лютый графоман, любивший повторять за классиками. Поэтому уготовано было Аннушке разлить масло на первом этаже, в тёмном закутке у лифта. А Берлиозу - на том масле поскользнуться. В результате, ему отрезало бы голову. На этот раз неумолимыми, как нож гильотины дверьми лифта.
Ну а дальше, как по писанному:
- Я – мастер.
- Я – Маргарита!
- А я кот.
- Какая гадость, эта ваша заливная рыба…
Впрочем, последнее, по-моему, не из этой оперы.
Лопнуло всё, как обычно – из-за пустяка.
Один кусочек света… как бы его назвать? Светлячок – пошло, пятачок – на свинью похоже, зайчик – вообще ужас. В общем, попал он под суд. У него, видите ли, сгусток тёмной материи в долг попросил. И хотя он не дал, другие возмутились:
- У нас не просят, а у него просят! Чем это он такой особенный?
Судьи посовещались и сослали его в тот дом, в тот подъезд, к тому самому лифту простой лампочкой. До разбития.
Звучит грозно. Но на самом деле, учитывая, где осуждённый висит, и какой контингент освещает, срок ссылки должен был статься совсем недолгим.
Один из судей будто бы добродушно так сказал:
- Ништо, пущай там посветит, да подумает над своим поведением.
А наш подсудимый обиделся и решил : Хрен вам, а не разбитие!
Восемь раз лампочку разбивали, а она не гасла. За ночь нарастит новую стеклянную колбу, да и светит себе как прежде. Местный монтёр Кузьмич хотел даже какому-нибудь профессору электрических наук об эдаком феномене сообщить.
Пару раз прибывала комиссия по исполнению наказаний, смотрела на этого чудака, пожимала плечами. Мол, не хочешь гаснуть, прозябай в подъезде. Какая от тебя тут польза?
И в самом деле – никакой.
Лампочка всё горела и горела, поэтому Аннушка никак не разливала масло – на свету она стеснялась. Так что и Берлиозу не отрезало и не отрезало голову.
А без отрезанной головы нельзя. Традиция.
В конце концов немцу и историку по фамилии Воланд всё это надоело, и он выбрал для бала другой город под названием Вашингтон. Там такой загул устроили, что штат Колорадо полгода с собаками искали.
И нашли бы, в конце-концов. Но тут, здрасте вам, Свет и Тьма сцепились. Находит на них иногда.
Причины конфликта сейчас кто упомнит? Вроде кто-то кому-то в кофе плюнул или по другому как-то смертельно обидел…
Старики рассказывают, вроде бы Свет был первым. Так шандарахнул, так припёк Тьму, что выжег её от горных вершин, до самых глубоких колодцев.
В ответ Тьма обрушилась с небес беспросветным хладом и то, что не догорело, замерзло до каменного состояния. Потом снова Свет, за ним – Тьма.
Человечеству тоже досталось, а как же! Лес рубили – щепки летели.
Ох, и летели!
В конце концов, всё так перепуталось, что не стало ни Света, ни Тьмы, лишь клубился по всей Земле серый вонючий туман, в котором метались и ползали - и умирали! - обожженные и обмороженные люди.
И только в одном месте, аккурат там, где стоял прежде подъезд, в котором отбывал наказание наш ссыльный, сохранился маленький, но упрямый пятачок света.
Как гласит предание, именно тут святая Анна увидела свет, а грешный Берлиоз – свою тень...
И каждый пошёл своей дорогой, разделяя Серость на составляющие.
+5
13:15
1442
21:39
«Местный монтёр, Кузьмич, » зпт уберите
«Будто бы у него сгусток Темной Материи… назовем его...»
«решил: „пробел уберите
“Пару раз прибывала комиссия по исполнению наказаний, смотрела „зпт уберите
остро, по политически остро

21:52
Принято, исправлено. Спасибо.
12:54
С самой первой строчки, когда вы кусочек сета Светлячком назвали, и до самого конца рассказика улыбалась. Теплом от него повеяло и глубиной. Очень по душе пришелся)
20:26
+1
Добрый день!
Безусловно автор обладает замечательным, интеллектуальным чувством юмора. Однако это несомненное достоинство омрачается странной структурой текста.
Для меня он разделен на три части: «подражание» Шварцу, «подражание» Булгакову, «подражание» Лукьяненко.
И вроде бы идея в данной истории есть: вечная конкуренция света и тьмы, добра и зла и все в таком духе, но как-то так простенько изложена, что не вызывает сопереживания.
Хотя, замечу, что кусочек в духе Булгакова — обращение к проблеме современных Берлиоза и Аннушки, несчастному Воланду, вынужденному «кутить» в США, да ещё с таким размахом (от Вашингтона до Колорадо) — весьма удачен, написан иронично и легко.
Вот какие-то такие мысли возникают после прочтения.
Ни в коем случае не хотелось бы обидеть автора, тем более, что по-большому счёту «язык» мне понравился. Ну а дальше — дело вкуса.
Спасибо!
21:17
И вроде бы идея в данной истории есть: вечная конкуренция света и тьмы, добра и зла

Разве Аннушка, разлившая масло — свет? Или Берлиоз такая уж тьма? И так ли важно свет или тьма, если сцепившись, обе эти половинки целого убивали людей?
21:36
+1
Так Аннушка с Берлиозом на пару и в оригинале не были приверженцами какой-либо стороны. В сущности, проблема как раз не в них. Они просто нужны были Булгакову, чтобы эффектно ввести в повествование товарища Воланда и свести с ума Бездомного.
Проблема в том, что добро и зло, как и метафорические свет и тьма, существуют не в вакууме, а как раз среди (внутри) человечества. Так что, да, можно сколько угодно следовать традициям древности и рассуждать о свете и тьме, как о том, что к какому-то человечишке не имеет никакого отношения, но факт остается фактом, сам человек и является источником этой вечной борьбы.
Но опять-таки, как я выразилась комментарием выше, тут уж все дело во вкусовых пристрастиях.
22:03
И каждый пошел своей дорогой, а поезд пошел своей. В данном случае светлячок, и не «пошел», а продолжал висеть, светить. Что бы все желающие могли прийти, приползти, прилететь к нему и обрести душу: «свет» и «тень».
и всё началось заново — Ну, за постоянство! Плюс за Прометея нового времени. (+).
Весь мир сошел с ума. И только светлянный светлячок, все светил и светил.

ведь должен хотя бы кто-нибудь
все время смотреть вперед
— то есть светить.

А он просто освещал или проявлял или зажигал в людях что-то свое. Каждому свое.
Свет или тьма. Это Россия?
Комментарий удален
19:28
+1
Вот, все-таки, странные люди. На сущую ерунду, пустышку разряженную потратили сотню комментов. А на добрую, со смыслом, зарисовочку до сих пор нет необходимого минимума. Это ленность? Или возможность поумничать/попиариться в скандальной хронике? Или здесь нет ни смысла, ни толку, не проку, не в лад, невпопад совершенно?
20:02
+1
1.да2.нет
20:18
3. воздержусь?
20:26
20:38
Ну, а то я?
20:48
Для меня это слишком мета-глубокомысленно. Я — женщина поверхностная, могу ляпнуть чего не то. Свет св.Анны мне более понятен, чем тень грешного Берлиоза, но текст безусловно заплюсован, уже за одни «диалоги» с Великими.
20:50
Ну и славно. Трам-пам-пам.
20:54
Ну а вы мне и подавно)))
21:01
+1
10:48
Рассказ немного наивный. Лампочка — средоточие всемирного конфликта -))) А мы их не замечаем. Покоробил стиль разговора ГГ. Персонаж сугубо положительный? Чего он весь в белом а ругается как сапожник? -)))
23:11
Лампочка — средоточие всемирного конфликта -)))

Вот уж — нет. Лампочка, в данном случае, символ стабильности. «Светить и никаких гвоздей...», не смотря ни на какие катаклизмы. И, кто бы мог подумать, что именно этот единственный пятачок света даст новое Начало.
Покоробил стиль разговора ГГ.

ГГ здесь нет. А манера изложения проистекает из названия цикла: «Легенды на коленке». То есть эта история — пересказ слов тех, кто ещё помнил и пережил конфликт: "… Старики рассказывают, вроде бы Свет был первым..." Пересказ с учётом неизбежной деградации и, как результат, непонимания смысла многих понятий.
Позже это, возможно, воплотится в эпос или сагу.
Загрузка...
Ольга Силаева

Другие публикации