Эрато Нуар

Маяк

Маяк
Работа №2. Тема дуэли: Фокус
Текст:

В тот день мне исполнилось десять лет,
И я последний раз видел моего деда.
Он был смотрителем старого маяка;
Поднимался по винтовой лестнице —
Семьдесят пять ступеней
Каждый день в любую погоду —
И ставил фонарь меж двумя стёклами.

Это были очень странные стёкла —
Толстые, ребристые, потёртые,
Битые непогодой и временем.
И вместе они составляли
Словно огромную лупу,
Которая медленно крутилась,
И свет от маленького фонаря
Разливался далеко-далеко.

Был холодный вечер.
Я вдыхал запах моря, водорослей
И слушал крики чаек.
И я спросил тогда, как это может быть,
Что такой слабый свет
Становится вдруг таким сильным?

Дед ответил мне, что это фокус.
Но не тот, который увидишь в цирке,
А тот, который собирает свет.
Он сказал, что у каждой лупы
Есть такая волшебная точка,
И если её найти,
То можно создать телескоп,
А можно разжечь костёр.

И ещё он сказал, что
Когда у тебя есть любимое дело,
Оно и есть твоё увеличительное стекло.
Тогда ты стоишь в той самой волшебной точке,
И твой свет разливается далеко-далеко.

Я уехал; мой дед умер год спустя,
Но когда я возвращаюсь и вижу свет того маяка,
Мне кажется, что это свет его души. 

Конкурс завершен:
Да
+17
23:02
466
06:33
+2
Прекрасная история!
Жаль, не по адресу попала — это не прозаическая дуэль, а текст даже не верлибр — для него не хватает поэтичности — а обычная проза, разбитая на строчки.
Но идея хороша!
Отличный рассказ получился.
12:42 (отредактировано)
+2
Да… беда.
Это поэтический нонсенс.
21:38
+1
Считаешь, что на белый стих не тянет? А мне кажется, что тянет. Есть в этой истории поэтичность
03:06
+2
Ну про белый стих здесь речи нет, потому что нет ритма.
Это можно считать верлибром, стихотворением в прозе или прозой.
Формально это верлибр, потому что он не починяется никаким стихотворным законам. И не только стихотворным, например, знаки препинания в верлибре обычно не ставятся, а здесь есть, но это тоже не обязательно.
Но верлибр — поэзия. Обычно в нём не говорится прямо, используются образы, характерные для поэзии. Здесь образов нет, но, опять же, верлибр — свободный стих, хочешь — используй образы, хочешь — нет.
А вот поэтичность здесь есть. Но поэтичность вполне может быть и в прозе.
Поэтому формально какие-то признаки поэзии есть: разбивка на строчки, поэтичность, но реально это поэтичная проза, записанная в столбик.
При этом получилась она лучше, чем работы соперников, что неудивительно, ведь автору не пришлось упихивать смысл под размер.
Поэтому надо определиться, что мы оцениваем. Если впечатление, эмоции, чувства — это одно, если конкурс стихов — другое. Понятно, что мотоциклист быстрее велосипедиста, но можно ли ему засчитать победу в велогонке?
02:08
Большое спасибо! В результате творческого ступора стихи отказались получаться — пришлось экспериментировать.
10:09
+3
Не соглашусь. Стихи. Именно поэтичности мне здесь хватило. И мысль выраженная есть. Вторая хорошая работа в дуэли.
10:14
+3
Вот знаете, мне здесь больше в душе отозвалось. У конкурента тоже сильная работы. Технически — совершенно шикарная. Вот пусть за неё и голосуют. А я здесь останусь. ГОЛОС.
13:30
+2
Стихи

А как отличить верлибр от прозы?
13:34
+5
Хрен с ним с верлибром. Как отличить стихи в прозе от прозы?) Нравится — стихи, не нравится — проза. Тех, кто говорит иное, посылаешь к чёртовой матери.
13:37
+3
А если мне нравится проза?) Образность в прозе никто не отменял, неужто ее сразу в стихи записывать.
Недавно в новостях писали, что Толстой (если память не изменяет) по опросам стал 3-им лучшим русским поэтом. А ведь мог laugh(Это шутка, конечно. А предыдущий вопрос реально интересен)
13:52
+4
Давай порассуждаем. Вот тут пишут, что это проза, разбитая на строчки. Люди как-то забывают, что разбиение на строчки — вещь не только визуальная. Она напрямую влияет на ритм. Каждый перенос строки — это пауза (кстати, очень важная часть поэзии). Текст распадается на отдельные фрагменты, один образ превращается в три образа, которые ты воспринимаешь чуть ли не независимо независимо. А такое типично именно для поэзии, а не для прозы.
Естественно, далеко не каждое разбиение прозаического текста на строки станет поэзией. В дело вступает восприятие. Заметь, здесь в первых двух строфах даже соотношение длин строк похоже. И это тоже часть ритмики на некоем высоком уровне.
И уж конечно, здесь нет математики. Субъективщина чистой воды. Водопад видит здесь прозу — значит это проза. Я вижу здесь поэзию — значит это поэзия. И оба правы. Тонкий момент лишь в том, где кончается поломаная математика и начинается отсутствие математики как таковой. Но это вопрос, скорее, для очень длинного блога, а не для комментария.
П.С. Знаю, что немного путано ответил, но я немножко не в форме
14:49
+2
Да, именно так.
По другому никак.
16:42
+2
Но это вопрос, скорее, для очень длинного блога

Дайош блог!
16:43
+2
Не. Дайош спать! И вкусняшки! И цифровизацию сознания…
16:44
+2
((((
16:45
+2
Ты против цифровизации сознания?!
16:51
+2
Черт, без математики на одном восприятии… Я столько поэзии могу услышать. Что тут говорить, на слух я даже сбоев или тех же цезур в метрическом стихо не услышу, мне медведь основательно по ушам потоптался, а здесь вааааще. Надо с этим что-то делать. Срочно нужна мат формула. )) Пока пойду постою с Водопадом.
16:55
+2
Сквозь уставшие смеженные веки прочитал
пойду посплю с Водопадом.

Выпал в основательный осадок…
16:58
+2
В кислотный надо выпадать. И не спать днем pitchup
17:00
+2
Я щелочной
17:01
+3
17:13
+3
Едкий ветер
17:24
+2
Бромкрезоловый?



Индигокармин?



Тропеолин?



17:38
+3
Тео, я синенький, я же Ветер!
17:48
+1
Точно!
02:08
Большое-пребольшое спасибо!
02:29
+2
Естественно, далеко не каждое разбиение прозаического текста на строки станет поэзией.
Я бы сказал, разбиение на строки любого текста сделает его похожим на поэзию.

На самом деле всё совершенно ее так, как представляется на первый взгляд.

На самом деле
Всё совершенно не так
Как представляется
На первый взгляд.


Будет ли это реально поэзией, зависит только от текста, как, например, стихи, записанные в строчку не перестают же быть стихами.
При этом у любой прозы, записанной в столбик, больше шансов считаться поэзией в глазах читателя, потому что большую роль играют стереотипы восприятия.
10:10
+2
Вроде бы должно быть романтично и воодушевленно. Но видится как-то назидательно, как школьное сочинение. И да. А где поэзь?
02:10
Поэзь не получилась, но получился эксперимент. Спасибо за заслуженную критику smile
11:34
+4
Немного напомнило Жака Превера:

Тысячи птиц летят на огонь
тысячи слепнут тысячи бьются
тысячами погибают птицы
тысячи трупиков остаются

И смотритель не может все это стерпеть
не может смотреть как гибнут его любимцы
Да пропади оно пропадом!
он говорит
И гасит маяк
И маяк не горит

А в море корабль налетает на риф
корабль плывущий из тропических стран
корабль везущий тысячи птиц
тысячи птиц из тропических стран
Тысячи тонущих птиц

Только у Превера глубже и неоднозначнее. А здесь простовато, в лоб.
02:10
Ну бывает. Спасибо за критику
11:56
+3
Замечательный верлибр. Автор довольно умело создал мелодику в, казалось бы, абсолютно прозаических строчках. Повторы слов, повторы синтаксических конструкций — все играет на эту мелодику.
И довольно-таки правильный практически полный отказ от использования эпитетов и метафор. Это концентрирует внимание на самой истории, на ее сути. Мне очень понравилось. ГОЛОС.
02:10
Большое-пребольшое спасибо! rose
12:31
+3
Если выбирать из трех — пусть будет это.ГОЛОС.
Хоть какая-то история. Добрая.
02:11
Большое спасибо! rose
12:52
+5
Прочитала все три работы. Вернулась сюда — ГОЛОС.
Впервые встречаю такое стихотворение, которое при отсутствии рифмы кажется Настоящим Стихотворением. В нём есть ритм, поэтичность строк рождают отклик в душе. Хорошая история, изложенная ясно, конкретно, без всяких метафор. Здесь бы они были неуместны.
Кроме того, тема дуэли — «Фокус» тут раскрыта и исполнена весьма оригинально. В самом деле, вот так фокус! Читается как стих, хоть и нет рифмы thumbsup
02:11
Большущее спасибо! rose
13:00
+3
Мелодично и задумчиво.
Хорошая история, хоть и мораль лезет со всех щелей. Мне думается, в отношениях между дедом и внуком так и должно быть. Прямо.
ГОЛОС.
02:12
+1
Не было морали — не виноватая я. Просто воспоминание. Большущее спасибо!
14:00 (отредактировано)
+7
Это я почему раньше в поэтических дуэлях не участвовала, а потому, что я не знала, что ТАК можно))))

Хороший рассказ. Мне нравится.
По-моему, «маяк», «дедушка», «свет его души» — это прям бинго)
02:12
+1
Большое спасибо. Как в анекдоте — а что, так можно было? Поэзия она разная. Это был эксперимент.
14:46
+5
А будет забавно, если в поэтической дуэли победит проза. Зачем тогда извращаться, рифмы эти дурацкие, ритм, прости господи…
Так ведь куда проще написать что-нибудь душевное.
Поэтому ГОЛОС здесь.
14:56
+4
Внятная история. Живая. Написано в столбик, следовательно, поэзия.
В конце концов, автор сам определяет жанр своего творения. Благо, на БС полно вкладок, куда можно отослать публикацию. На мой взгляд, лучше бы подошел раздел — блоги. Мысли вслух или крик души)
ГОЛОС
16:07
+3
:)))))
02:13
Не победила, но неожиданно близко. Я действительно не ожидала. Но голосовала бы за соперницу (если бы могла по правилам дуэли)
02:14
Большое спасибо, очень признательна smile
15:21 (отредактировано)
+5
Хорошая детализация и, одновременно, хорошее обобщение. К сожалению, изложение грешит некоторым морализаторством, вроде как «мой дед помер, а он был очень мудр, вот вам его слова». С другой стороны, тема «дед-внук», вероятно, такой и должна быть, это очень по-человечески — повзрослеть, наконец, хотя бы в отдаленном поэтическом будущем.
Я думаю, это стихи. Было весьма смело их выставить на дуэль.
ГОЛОС за вечное поэтическое недоповзросление и за смелость.
02:15
+1
не виноватая я — не было подтекста. Я его не вкладывала и не почувствовала. Но может быть он где-то в подкорке просочился. Большое спасибо за голос и за разбор. smile
Всегда буду против прозы засунутой в поэзию. читаю дальше. pardon
02:16
Спасибо, бывает smile
21:40
+1
Мне понравилось. Достаточно поэтично изложено. И обилие деталей, больше приголных для прозы, мне не мешало.
02:16
Большое спасибо! smile
19:27
+1
Свой ГОЛОС отдаю сюда. Зацепила основная мысль. Ничего не соображаю в поэзии, но что-то в этом есть ритмическое. Искренняя вещь.
02:16
Большое спасибо! Очень приятно. rose
16:42
+1
Хорошая, добрая история. thumbsup
02:16
Спасибо!
17:08
+1
Есть и идея, и история, и глубокий философский смысл. Написано простым понятным языком, последовательно по восходящей линии. ГОЛОС
02:17
Большое-пребольшое спасибо! rose
Анастасия Шадрина