Волшебная палочка
Победители
Кофе — национальный напиток писателей. Хотя вообще коньяк. Но можно вместе.
Официант многозначительно прокашливал мимо столика уже не в первый раз. Совесть укоризненно бубнила, что ещё одна чашка эспрессо дыру в бюджете не проделает, но эспрессо не хотелось. И американо тоже.
На фляжке не хватало надписи: «Выпей меня!» Коньяк так органично перекочёвывал в слабо пахнущую арабикой жижицу, как будто на ней и настаивался последние лет пять. Вздохнув, писатель перечитал фразу, поморщился и скомкал салфетку. Слова упорно разбегались от кончика авторучки, словно дошколята от воспитательницы. Впрочем, они это начали задолго до коньяка.
Колокольчик над дверью брызнул хохотком: в кафе ворвался физик. Он ловко пронырнул под локтем официанта, обогнул пару столиков и рухнул в кресло напротив.
— Мне того же, что и ему! — Физик отобрал чашку приятеля, принюхался. — А, нет. Только кофе!
— Пожалеешь, — наморщился писатель. — Местный продукт больше похож на жижу из жареных тараканов, которым дедушка рассказывал, как однажды упал в банку с цикорием.
Со спины донеслось отчётливое фырканье официанта. На столешницу перед физиком легло блюдце, потом салфетка, а сверху гордо утвердилась чашка. Гость принюхался и отхлебнул.
— Да ладно тебе, нормальный кофе. Что, опять не пишется? Про цикорий было почти хорошо.
— Про цикорий не моё. — Писатель дождался, пока официант отвернётся, и снова подлил из фляжки. — И если убедить себя, что кофе не удался, становится не жалко разбавлять его спиртным.
Физик отобрал фляжку, приложился, приподнял брови.
— Ну, коньяк тоже неплохой…
— Но не работает. — Горка скомканных салфеток дрогнула, когда писатель махнул над ней ладонью. — Какое-то безумное кофепитие… Мне не хватает слов. Нужных. Правильных. Единственно верных. Вот сижу, накидываюсь, жду то ли катарсиса, то ли мордобоя.
— Отставить мордобой! — скомандовал физик. — Ты не поверишь, но я к тебе как раз с нужными, правильными и единственно верными словами. И знаешь, как они звучат? «Некогда объяснять, допивай, поехали!»
— Подожди, подожди… — Писатель неуверенно щёлкнул ручкой, убрал её в нагрудный карман, снова достал, повертел в пальцах. — Куда поехали? Зачем?
Физик молча улыбнулся, подмигнул и посмотрел на официанта. Тот понял и направился к столику с терминалом наперевес. По салфетке расплывалось тревожное тёмное пятно.
***
Охранник за турникетом бдительно сощурился.
— А второй?
Физик снова подмигнул, запустил руку за пазуху и громко, чётко произнёс:
— Гостевой пропуск!
На турникет легла аккуратная пластиковая карточка. С фотографии в углу смотрел хмурый, кривящий угол рта тип. Да, бриться, наверное, следовало чаще. А пить меньше.
Только когда они завернули за угол, писатель вдруг понял и схватил приятеля за рукав.
— Так, стоп. Когда ты успел? А фото? Я эту рубашку утром распаковал, даже не гладил толком...
Ухмыляясь, физик приложил палец к губам:
— Пара минут, ладно? Моя лаборатория под соседним корпусом. Тут не могу.
— Настолько не можешь, что всеми силами работаешь на публику?
Писатель покосился на красноглазую камеру, устало обозревавшую коридор. Перехватив взгляд, физик помахал объективу.
— Дело не в секретности, дело в расстоянии. Впрочем, я уже не уверен. Эх, надо было сразу в кафе проверить…
— Да что проверить-то? — начал понемногу закипать писатель. — Хорош интригу наводить, это моя работа! Рассказывай давай, ну?
За перепалкой они миновали ещё один турникет, вышли на крытый переход между корпусами, потом свернули по нисходящему пандусу в сторону массивной сдвижной двери. Здесь физик посерьёзнел и вытянулся в струнку на обведённом белой краской квадрате.
— Биометрию считывает. Как будто отсюда можно что-то уволочь…
Попав внутрь, писатель осознал иронию. Цокольный этаж на самом деле оказался верхним ярусом уходящей в глубину конструкции. Огромные металлические цилиндры, шары и тороиды вязли в темноте, а толстые кабели и трубки казались паутиной, покрывавшей циклопический артефакт древней цивилизации. Потенциальным грабителям понадобился бы карьерный самосвал, и не один.
— Внушает. — Писатель облокотился на ограждение, прямо над надписью «не облокачиваться!» — Настоящая кроличья нора. А мне вообще можно на это смотреть? Не придётся потом сдавать глаза на проходной под расписку? Или вообще голову с плеч…
— Тут экскурсии водят. — Физик пощёлкал пультом. Стало гораздо светлее, а на полу проступили весёлые оранжевые стрелки. — Студенты, школьники, политики. Наука в массы и всё такое. Но мы здесь не за этим.
Он втиснулся между парой набитых аппаратурой стеллажей и исчез. Через пару секунд оттуда высунулась рука, махнула нетерпеливо. Писатель вздохнул и полез следом.
За лазом оказалось что-то вроде лаборантской: раковина, стол, шкафчики. Физик покрутился на месте и вытащил из угла пару табуретов.
— Садись и смотри. Кофе будешь?
— Да не работает он… — устало пробубнил писатель, но его перебили:
— Это если без секретного ингредиента. И тот тоже не работает, но предположим. Итак, — физик снова полез за пазуху, — кофе с коньяком!
Наверное, следовало удивиться. Вскочить, распахнуть глаза, прижать ладони ко рту. Возможно, громко охнуть или затейливо выругаться. Вместо этого писатель повёл носом, взял возникшую из ниоткуда кофейную чашечку и попробовал.
— А это чудеса, и они случаются… Знаешь, удачные пропорции. Всего в меру, ровно столько, сколько нужно.
— Именно! — Физик аж подпрыгнул. — Идеальная вещь, почти по Платону. Но вполне материальная, как ты успел заметить.
Он вытащил из внутреннего кармана пузатый рифлёный цилиндрик, поставил его рядом с чашкой на торец. Писатель откинулся на стену и пожевал губами.
— Умклайдет. То есть, мы дожили до волшебной палочки. И вы сюда детей водите?
***
— Проблема науки в том, что она не даёт конечных ответов. Вопросы — сколько угодно. И то, что кажется обывателю ответами, на самом деле рождает каскады новых проблем.
Физик опасно покачивался на табурете и прихлёбывал свежесозданный кофе. Без коньяка, ясное дело. Цилиндрик матово поблескивал в свете настольной лампы.
— То есть, ты не знаешь, как оно работает, — кивнул писатель.
— Не знаю, — хлюпнуло с другого края стола. — На самом деле мы пытались создать самоподдерживающийся изолят квантовой запутанности. Там, — физик кивнул на стеллажи, отделяющие лаборантскую от многоярусного агрегата, — за слоями охлаждающих кожухов, сверхпроводящих соленоидов, силовых фокусаторов и чутких датчиков, в ловушке всех известных нам сил и полей бьётся единственное пойманное человечеством антинейтрино. А его обратный близнец почти без каких-либо ухищрений лежит себе и релаксирует тут.
Палец постучал по столешнице рядом с цилиндриком. Писатель с любопытством склонил голову.
— Но почему кофе?
— Не только он, — отмахнулся физик. — Можешь вызвать что угодно. Эта штуковина — ключ, запускающий материализацию всего, к чему можно подобрать определение. Всего, для чего есть слова. Знаешь, похоже, мы ненароком взломали исходный код нашей Вселенной. Или не нашей, соседней. Честно скажу, версий больше, чем стабильных изотопов у ксенона.
— А что, если я попрошу океанский лайнер?
Физик захохотал.
— Попроси. Тебе понравится!
Писатель обвёл взглядом тесную комнатку.
— Ладно, допустим, ты свято чтишь технику безопасности… Морской пароход!
Между кофейными чашками сухо хрустнуло. Физик поймал отвалившийся от удара пластиковый кубик и вернул на место.
— Масштаб «один — двести», девять тысяч деталей. Конструктор появится в магазинах в следующем месяце. Мне иногда кажется, — он покатал цилиндрик между ладонями, — что эта зараза над нами издевается. Как джинн в сказке.
— Сказки, говоришь… — протянул писатель, изучая модель корабля. — Ты ведь меня за этим сюда позвал? Сыграть с вашим всемогущим джинном в слова? «Что общего между вороном и письменным столом?»
Физик моргнул. Потом задёргался, вскочил и прижал палец к губам.
— У тебя есть идеи? Тс-с, тихо, только молчи! — он схватил пульт и снова нажал пару кнопок. — Давай-ка на полигон. Технику безопасности и правда следует чтить.
***
Полигон оказался унылым щетинистым полем, тянущимся до приземистого хвойного леска. Со стороны въезда общую колючесть дополняла зазубренная спираль, прокинутая вдоль забора — почему-то с обеих сторон. Писатель поёжился и открутил крышку на термосе.
— То есть, кофе оно варит даже за городом. И без какого-либо источника энергии.
Физик помотал головой, неуклюже устанавливая посреди подозрительно выгоревшего пятна массивную треногу-подставку. Ему приходилось работать одной рукой: во второй попискивал и помаргивал светодиодами планшет.
— Больше тебе скажу. Мы неделю следили за основной ловушкой — там, в лаборатории. Знаешь, что происходит, когда начинается материализация?
— Что?
— Ничего. Ни колебаний в напряженностях рабочих полей, ни проседаний по мощности. Да если бы из реактора вылез Дед Мороз с бутылкой водки, и то стало бы уже не так обидно. Хоть какой-то результат…
Он закончил с приготовлениями, водрузил на подставке цилиндрик и перелез через бруствер. Писатель молча протянул термос.
— Учти: я не уверен, что смогу родить значимый для науки эффект. Это просто тень от идеи, на грани безумия, на кончиках пальцев…
— Ага! — поднял палец физик, основательно приложившись к термосу. — Значит, правильные слова! Нужные и единственно верные, да? Ну, поехали!
Кинув взгляд поверх бетонированного вала, писатель машинально достал из нагрудного кармана ручку. Повертел в руках, пощёлкал, прикинул расстояние до объекта эксперимента. И выразительно, ритмично начал декламировать:
— Варкалось! Хливкие шорьки
Пырялись по нове,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове...
Земля задрожала ещё на первой строчке. Физик упал на дно капонира, не выпуская планшета, по экрану которого взбудораженно змеились какие-то линии. Воздух вокруг цилиндрика засветился, напоминая полярное сияние, которое писателю довелось видеть в детстве. В ушах звенело и щёлкало.
Потом накатила волна холода. В лицо толкнуло, закрутило, бросило. Свет погас — и мир погас вместе с ним.
***
— Только не вздумай себя в чём-то винить! — Физик охлопывал одежду, отплёвывался от сухой земли и травинок, косился на разбитый планшет. — Эксперимент удался. Результат мы получили, пусть и… такой. Кроме шуток: нашим теперь материала на год работы хватит!
Писатель механически откручивал крышку на помятом термосе, вдыхал смешанные ароматы жареных зёрен и дубовой бочки — и снова закручивал обратно. Авторучку он найти так и не смог, но эта мысль его не беспокоила.
— Катарсис и мордобой… Знаешь, — сказал он наконец, вставая с треснувшей бетонной приступки, — я напишу об этом рассказ. О великом научном открытии и о словах, которые подобраны верно. Но для этого мне понадобится чего-нибудь выпить. Желательно без кофеина и спирта. Как насчёт чая?
— Идея отличная, — кивнул физик. — И чай, и написать. Только в чае есть кофеин… И убери имена. Пусть будут просто писатель и физик. Ключевые детали тоже измени. Тебе я доверяю, а твоим читателям… Прости.
— А экскурсии водите, — писатель улыбнулся и положил термос рядом с планшетом. — Или другим посетителям другие истории? Что вы им показываете, «коллайдер»? «Токамак»?
— У истины, как у любого сложного явления, существуют грани и слои. — Физик закончил отряхиваться и тоже встал. — Ещё одна просьба: лучше, если в твоём варианте всё взорвётся. Центральный персонаж произносит загадочную фразу, земля начинает дрожать… Ну, как ты это обычно делаешь; не мне учить.
— Тоже разумно, — писатель посмотрел на огромную воронку, над которой всё ещё искрило и тянуло морозцем. — И надо придумать, что именно говорит герой. Вот, пускай он вспомнит любимые стихи. Достаточно известные, в меру абсурдные. Волшебная палочка, оперирующая непогрешимыми законами мироздания, не выдержит человеческой парадоксальности и жахнет. Очень нравоучительно.
Он зачем-то опять взял термос, уставился на него невидящим взглядом, а потом размахнулся и метнул в сторону воронки. Похлопал себя по нагрудному карману, ожидаемо не нашёл в нём ручку — и направился в сторону выезда с полигона.
Физик проводил термос глазами. Когда шаги за спиной затихли, он достал из внутреннего кармана пузатый рифлёный цилиндрик, поставил его рядом с планшетом на торец. Улыбнулся, подмигнул кому-то невидимому и громко, чётко произнёс нужные, правильные и единственно верные слова.
оба других рассказа — более-менее стандартная НФ-канва и ничего более. А здесь всё показано глазами именно писателя, языковые игры это подчёркивают, и что было на самом деле — а кот его знает. Это более оригинально, и к тому же выполнено хорошо.
В целом не огонь, но неплохо. Подумаю.
А по нф-части — поймали антинейтрино. Не задетектировали, а поймали и знают об этом. Но потом оно ещё и речь человеческую понимать начинает, да пароли-шифры устанавливает.
Литературная игра имеется, а вот фантастика загублена от начала до конца.
Правила оформления диалогов. Есть еще такое.
Ну, цилиндрик. У Стругацких было. Ну, на полигон поехали экспериментировать. У Стругацких тоже было. Ну, случилось страшное. У Стругацких человек, полностью удовлетворенный (эксперимент профессора Выбегалло), попытался схлопнуть мир, потянув его на себя.
А что случилось здесь? Что произошло на полигоне? Какой катарсис и мордобой? Где?
Если автор взялся подержаться за уже готовую идею, почему же не описать ее так же понятно, как это сделали Стругацкие?
Я так ничего и не понял. Наверное, такая фантастика — не мое. Пойду, Буратино почитаю.
И еще. Слишком много болтовни не по существу.
Писатели — национальность, делящаяся на родо-племенные группы по жанровому принципу: фантастов, сентименталистов и пр.
Надо в словари внести.
Хм. С ними что-то не так? Я багов не обнаружил. Если речь о точке и заглавной букве в авторской речи диалога, то есть правило:
Не помню, с чем это связано, возможно, это закреплено правилами.
П, — а. — П
П, — а, — п.
Хрен их поймешь.
Но в любом случае после вскл. и впрс. знаков — с прописной буквы.
Здесь тоже ошибка.
Другое дело, что здесь не всегда соблюдается логика этого правила. Например, здесь тоже должно быть с большой буквы.
Это совсем из старого, правда. Из Толстого. Но…
Не будет никаких ошибок, если не допускать перед авторской речью более одного предложения.
П, — а. — П
П? — а. — П
П! — а. — П
П… — а (А). — П (здесь вопрос спорный). В современных книгах, выпущенных в бумаге, я встречал только вариант с прописной буквой.
П, — а, — п
П. П, — а.!!! Красная тряпка для редакторов бумаги.Я уже здесь писал об этом, но все плевать хотели.
Меня заставили перелопачивать 13 авторских листов, убирая второе и третье предложения перед авторской речью. И только потом редактор приступил к работе.
Перед авторской речью — одно предложение. Сейчас гляжу бумажные книги — действительно так.
Так это правило относится к моему примеру.
А вот такого правила нет.
Где оно относится?
он схватил пульт написано с маленькой правильно.
Где бузина и у какого дядьки?
Еще раз.
«Воскресение». Л. Н. Толстой.
Суть в том, что слова автора пишутся с заглавной буквы в том случае, когда они представляют из себя отдельное предложение и не имеют отношения к прямой речи.
Если в словах автора присутствуют слова «сказал», «спросил» и прочие, то используются стандартные варианты.
Навскидку. Все, как я сказал.
После первой авторской речи — что угодно. До — одна фраза, либо одно предложение.
Советую прислушаться. Чтобы потом судорожно не исправлять.
Надо разобраться.
Я понимаю, зачем это делается, но такого правила не знаю.
Кстати, я уже давно так пишу. Одно предложение до авторской. Везде прокатывает.
Совершенно верно. Эти стандартные варианты и есть то, что называется правилами оформления диалога. Остальные предложения описательного характера выносятся из него и тогда не создается того бардака, о котором мы говорим.
Пример.
Но если написать вот так:
все встанет на свои места и не будет никаких ошибок. Даже поползновений к ним.
Запятая перед авторской речью — продолжение мысли, связка. Точка — завершение мысли. Будьте добры с красной строки, как говорится.
Вот и вся проблемка. Итог — все-таки правила оформления диалогов.
Вот.
litclubbs.ru/duel/551-volshebnaja-palochka.html#comment_575896
По сути, — да можно написать отдельно, и тогда не будет сомнений в правильности оформления прямой речи. Зато реплики придётся пояснять.
Так же автор и ведёт рассказ, и одновременно показывает, кто говорит.
Но хорошо, что разобрались. Учиться никогда не поздно.
Иные перлы очень понравились. Прошаркивающий официант, брызнуло хохотком. А про тараканьего дедушку реально смешно.
Но местами чуточку чрезмерно. Тот же хохоток. Или «органично перекочёвывал» — ой, некрасиво же. И поэтому возникает чувство, что это всё ради красного словца. Что форма главнее содержания.
И в итоге оказывается, что так оно и есть, потому что сюжет очень уж схематичный, а фантдопуск зиждется на общих словах и многозначительной закадровой мимике. Ну читатель, ну ты умный. Ну придумай что-нибудь сам, автор и так для тебя постарался, складывая слова в загадочным образом привлекательные вычурные предложения. Кстати, очень и очень грамотные. Об этом говорит хотя бы умение пользоваться примечаниями к правилам оформления прямой речи.
В итоге получилось этакое шутовство, впрочем, не лишённое изящества. И этим рассказ всё же отличается в лучшую сторону от соседних. Пусть не идеально, но вполне умело и привлекательно. Соперники написали проще, но главное, что и сюжеты с идеями у всех (всех троих) не впечатлили, не выстрелили, не взорвались. Внятная и необычная идея спасла бы любой рассказ. Кстати, как раз необычность здесь есть, дело только за внятностью.
В конечном итоге этот рассказ пересилил стилем и тараканьим дедушкой.
ГОЛОС.
Возможно, тот же автор, что про старый пруд в графском парке. Нет, не Дюма.
Автор, будь я не на работе, я бы всхохотал и вскочил, аплодируя!
Но не верю. У соседа в путешествия во времени верю. Потому что он не взял на себя труда обосновывать. Просто архетип. А здесь… Квантово запутанное антинейтрино? Да не. Не верю.
Но чисто с художественной точки зрения написано шикарно. Так что плюсану.
понравился стиль, тема раскрыта, с долей юмора, читать интересно и больше научной фантастики, чем в двух других
Отличные отсылки — что к «Алисе», что к «Понедельнику...» Любимые с детства книги соединились вот таким причудливым образом.
Витиевато и складно одновременно. Такие разные герои, которые так слаженно работают в тандеме.
Немного непонятно осталось с волшебной палочкой. Чьи слова она материализует. И как именно понимает, чьи слова надо материализовать. Физик поначалу за ней в карман залезал, так что подмалось, что до палочки надо дотронуться и произнести. Но потом Писателю достаточно просто сказать про пароход — и вуаля! А потом вообще на расстоянии как-то «Бармаглот» палочкой интерпретируется.
Термос с кофе — это, конечно, не бутылка с джинном, но тоже ничего. И хорошо, что не «весь мир в труху».
И теперь мне до жути любопытно, какие слова там были произнесены на самом деле.
Понравились два из трёх, но ГОЛОС всё-таки материализуется здесь.
И самое главное, не смог я разглядеть, зачем Физику Писатель понадобился. Уверен, что какую-то тарабарщину из слов физики и сами могут придумать без посторонней помощи!
А когда, к тому же, история заворачивается сама в себя — вообще без напитков не разобраться.
Итого, фантастично — да!, но научно — не очень.
Очень веселые учёные :)) и стихи эти, всегда подозревала, что это
какая-то мутьзаклинание.один раз такой тоже попался :))
Убираем имена — оставляем функции. Долой кульминацию — впихнём рекламную паузу. И Льюиса Кэрролла добавим, он же был и математиком, и писателем, а у нас тут главные герои — творческий деятель и научный сотрудник.
У меня только один вопрос: а где отсылки на эту всем известную ересь про правое и левое полушарие? Не надо спрашивать, как я дошла до этого вопроса. У меня просто фантазия хорошо работает, особенно когда дело доходит до чего-то вот такого.
Палочка вышла слишком волшебной, я тону в аналогиях, история кажется слишком глубокой с одной стороны, а с другой крепнет ощущение, что всей этой запутанностью читателя просто обманули, продав за что-то важное безыдейную игру слов.
Заключение: такое себе…