Анна Неделина №2

Ты только руку протяни...

Ты только руку протяни...
Работа №3. Тема дуэли: Тень и ее человек или Локон недоверия
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

(Опера-фантасмагория)

Александр-свет Львович, достойный слов человек, что твои радости? Перелистывать книги, метить поля карандашом, ставить галочки, птички, чаечки. Наблюдать за течениями, разветвлениями, сплетениями, взаимными прониканиями значений. Перекатывать бисер слов кончиками стремительно стареющих пальцев. Оставлять на страницах цветные самоклеящиеся закладки: холодные тона – к холодным запахам, теплые – к теплым.

Прочитанное Александр Львович распределяет обонятельно. Книги приятного аромата слов Александр Львович заботливо отбирает, ставит на полку, иногда перелистывает в поисках особого настроения. Он верит в ценность таких книг, смутно предполагая за ними пользу для здоровья. Книги с вонючими словами продаются или раздариваются.

Уж вечер близится а Фима внучка деточка все где-то шляется по пляжу с ухажером...

Максим хороший мальчик он же Макс пьет только многовато зря стихи свои забросил...

Болтушка маломозглая Фима простигосподи растрындела ему про запах и про тени...

Все понимает отрицает головой качает видит что правда это правда но не верит не слышит разницы как же ей объяснить?..

За запахами слов Александру Львовичу чудятся перемещения плотностей, он называет эти перемещения: "тени". Ему кажется: что-то проносится совсем рядом, но недостижимо, почти касается, но как бы и не здесь. Вонючие слова отчего-то напоминают обратным ходом выскользнувшую из гортани, растянувшуюся по ветру молочную пенку... Или это был кисельный след в молочной пенной волне, накатившей и вытеснившей содержимое желудка испуганного детсадовца прямо на шахматный кафель?.. А приятные запахи напоминают тонкое шерстяное одеяло, теплое и неколючее, просторными крылами обнимающее того же детсадовца, блевавшего в столовой во время торжественного обеда, но одеяла ему никто не дал, оно осталось знобящей мечтой, чем и врезалось в память.

Александр Львович подозревает, что тени и есть настоящие источники слов.

Не сам же автор пишет. Что он напишет? Автор боится признаться раскрыться из личного тайного все узнают и скажут ой-ой-ой а мы-то и не знали какой ты... Теперь мы не станем с тобой дружить не лезь к нам ты потеешь ядом скипидаром мы купили маски марлевые повязки купили скафандры высшей защиты но ты проникаешь в глаза и в трусы ничто не спасает пусть тебе замолчать...

Не сам автор пишет, – думает Александр Львович, – это вибрирует чуждая плоскость. Автор кто? Автор – производительный нарост, развиток эволюции, щупалец прогресса, слабой мышцей ума заплетающий сочетания закорючек, водитель слов, значение которых непонятно и тревожно, и хочется вдохнуть, а нечем. А потому что воздух выпит и душно, ох, что за ночь! А в ночи бьется тень и хочет рассказать...

А вот нет прохода с той стороны, только напирающие буквы: крючки, кружочки, хвостики; каждый знак – вопросительный о писателе, что прячется в сплетеньи линий, аксонов и нейронов, и дендритов, и дерева болезненный пророст ему грозит сквозь позвоночник...

На слове "позвоночник" Александр Львович задумался, почему именно оно возникло в голове. В "позвоночнике" слышались "ночь", "ночник", "позвонить", и даже далекие "Столпы Творения". Александр Львович решил не пренебрегать созвучиями, последние несколько лет имевшими характер предвидений. Позвонят, наверное...

А тени все-таки есть!

Поэт Макс богатого воображения, от ужаса забросивший стихи, молчит, но подлое предчувствие тянет сердце, меланхолия одолевает, терпкое море терпения переполняется. И Макс тоскует, – дергая шеей, разрывая рот, несколько раз! раз! раз! раз! пронзительной чайкой кричит в небо.

Так кто же пишет, – кричит поэт – я или тень? Я перед бумагой сел, блокнотик развернул, представил перчатку с разверстым устьем и да, тень меня, как перчатку, как театральную куклу-прорву на руку так срамно неприлично через дырку надевает, тряпичное нутро рвет мосластым кулаком, моими крыльями притворно шевелит, вроде я сам пишу, а вот же – нет!

Глядя на свою руку с отвращением, как на большое насекомое, поэт Макс хмуро перебирает пальцами.

Скажите, люди, кто здесь пишет, кто буквы в распорядок ставит и кто слова ведет, как прапорщик из бани, отмытые и влажные слова?

– Я – кукла, да? – кричит южная, морская, тревожная сторона поэта, в которой нарастают тенистые горы и плещется адыгская волна, одна и та же в тот же самый берег за годом год, слепые корабли плывут, плывут куда-то в темень, а на носу слепые нарисованы глаза...

На севере сыром, что наверху по карте, в промозглейшей столице полковник ищет номер. Подслеповато водит пальцем по строчкам, ищет номер для поселка на берегу, бегущего по берегу слушать бредни моря... где черноморский лингвист-колдун чувствует живое мясо автора-живца. И может назвать имя. Вот в чем соль-то, идентификация нужна, наживка брошена, мы их ловим, врагов-то, – сам с собой разговаривает полковник, – а ведь с какими мутантами приходится работать плечом к плечу. Но пускай профессура-то лучше ишачит на нас, чем на них.

А вот и номер нашелся!

Полковник нажимает кнопку и отчетливо говорит в микрофон коммутатора:

– Мой звонок в Приморский записать, расшифровать, гриф "секретно".

Александр Львович чувствует запах сказанных или записанных слов вышедших из пряток на воздух. Не сами буквы, или звуки, буквы – что? буквы – засохшие выеденные корочки, хитиновые останочки, скорлупки с бережно хранимой пустотой. Скукожилась граница двух пустот – меня и тени. Как будто бы подвешены крючки, как если бы он – рыба, или рыба – там, но кто-то явно – рыба, а кто-то – леска и крюк в жабры. Плывет и заранее слышен запах как бы с другой стороны. Чувство гадких невидимых пенок, скользящих по горлу.

Звонок.

– Да?

Полковник из промозглейшей столицы дозвонился, не оставит без внимания, кормилец. Полковник, букву уберем, стал половник, букву уберем, стал половик, анемичный призрак великого ковра-генерала. Крылами машет яростно и сильно...

– Александр Львович, говорить можешь? Как там, друг мой, поживает наша просьба? Да, та самая, пара страничек... Как идет идентификация? Очень нужно знать, кто мог составить текст. Имя нужно, имя. Остальное мы сами. Ну, соцсети полистай, с твоим-то чутьем!.. Вирусный потенциал текста... не больше шестидесяти, говоришь?.. а вот некоторые твои коллеги дают под восемьдесят... Эх, эксперты, сами ничего не знаете, а нам расхлебывать! Но ты высылай отчет-то, высылай. Не тяни, дорогой, оплата как обычно...

– Да, конечно, – отвечает Александр Львович, чувствуя признаки повышающегося давления.

– Мы тебе посылочку с книжками собрали и отправили, как заказывал. Положили несколько от нас, просмотри одним глазом на экстремизм, – продолжает полковник. – Самолет уже сел, вечерком через бухту катером подкинем, не проблема. У вас, небось, на курортах ваших, выбор не как у нас в столице? – полковник смеется с нескрываемым превосходством. – А то давай к нам, сразу работы добавится, внучку в ведомство пристроим, а?

Да ты же лжешь, дяденька! И пахнешь половиком.

Положив трубку, полковник нажимает кнопку коммутатора.

– Разговор записан? Проконтролируй доставку книг.

Вот же урод, – говорит сам с собой полковник, – не человек же, монстр. Слова нюхом чует, мутант. Тень видит какую-то... Не дай Бог на сторону переметнется... Профессор, тоже мне... Таких только на поводке держать, отпускать-то никак нельзя. Кто его знает, что у него в башке? Может он всего и не рассказывает-то, опасно за спиной оставлять...

На далеком и пока еще теплом юге мысли Александра Львовича переносятся к внучке: как она там?

Фима сидит с Максом недалеко от полосы прибоя. У них – летний вечер. Не правда ли, юношеская романтика ухитряется принимать удивительно затертые формы, оставаясь при этом восхитительно свежей. Что может быть банальнее, чем "вместе посмотреть закат над морем", а вот поди ж ты... Годы летят, а юные все так и сидят на пляжах, томятся.

Впрочем, легко предположить, что Фиме нравится чувствовать остывающий день, смотреть на колыхание бескрайней воды, и чтобы кто-то (вот, верный Максим, например), сидя рядом, вздыхал и вожделел.

Солнце спускается все ниже, тени становятся все длиннее. Напоследок, когда солнце придвигается к горизонту вплотную, волны и следы на песке приобретают как будто выдавленный прессом рельеф.

Невдалеке перебегает желтыми ногами-ходульками и кричит тревожная чайка. Ты ли это, бывший поэт Макс? Длиннющая тень тряпкой таскается рядом, скользя тефлоново и черно, как демонстрационный провал туда, где все мы будем рано или поздно.

А потом пришла секунда, когда море стало тьмой. Две светлых фигурки на пляже оказались последними островками в залитом подступившей ночью мире.

– Смотри, кругом плещется сумрак, а мы как будто плывем в нем, – услышала Фима. – Парим, а под и над нами – километры ничего. Летим и подаем сигналы друг-другу.

Глядя прямо прямо перед собой, Фима едва шевелит губами.

– Дед говорит, что с тенью можно общаться, слушать ее мысли.

– Думать об этом спокойно не могу! – натянув улыбку, Макс откидывается назад. – Я, когда про тени услышал, напился до чертиков. С тех пор стихов не пишу, все чья-то рука мерещится. – Макс опять шевелит пальцами, напоминая себе, как действует невидимый кукловод.

Фима косится на него и хмыкает.

– А если это наша следующая жизнь? Новый виток эволюции ищет выхода, стучится в сознание, а находит только незнакомые слова? Не думал, что ты просто глупая личинка своего будущего?

– Да ну тебя!.. Давай уже по домам, мне еще за посылкой для твоего гениального деда пилить. Просили сегодня доставить.

– А давай вместе смотаемся?

– Не вопрос! Это два часа хода по воде, через бухту... И мне веселее!

– Порулить дашь?

Мимо взлетевшей чайки, две фигурки неслышно исчезают в темноте по направлению к ждущему на веревке у кромки моря спасательному катеру.

Александр Львович выходит на кухню заварить кофе.

После разговора с полковником вкус железа во рту. Проклятая синестезия. На улицу не выйдешь, воняет как в жару на азиатском рынке. За продуктами пойти, приходится ватой набивать уши и бумажку писать: "Извините, у меня отит, ничего не слышу".

А у внучки речь меняется, начинает пахнуть, как это нехорошо, неправильно. Иногда просто невозможно удержаться, – Александр Львович морщится, – и не отодвинешься ведь, она сразу поймет, неприятно. Взрослеет девочка, тень формируется, прорывается в речь, что же будет...

Пойти ли искупаться самому? Пойти ли мне освежить голову тело живот и вообще все освежить в себе вечерним плаваньем?

Десять минут пешком до пляжа, какая роскошь, какое счастье, что я уехал из города! Здесь виноград, и моря шелест, и небо звездное так близко, что только руку протяни, – сорвешь задумчивое сердце, как будто персик или грушу...

Заплыв подальше, Александр Львович лег на спину и замер, остановив взгляд на прозрачном и чистом, что раскинулось над ним, все в ярких уколах.

Александр Львович размышлял о тенях как об огромных одеялах с приятным запахом. Где-то далеко они кружили, осваивая сгустки разноцветно тлеющего пространства. Достойно, размашисто, неторопливо. К чему им летать, Александр Львович не понимал, его завораживало представление об обитаемом просторными одеяльными тенями космосе. Незнание их мотивов давало уверенность, что жили просторные тени никак не для человеческих страстей: не подличали, не прессовали друг-друга. Они сурово и молчаливо парили, не встречая ограничений, совсем как он сейчас, зависший в кромешной пустоте, лежа на воде, летит в космосе с немыслимой скоростью. Хотелось верить, что он связан с какой-нибудь летучей тенью, – если они все-равно есть, то почему бы им не быть связанными таинственной нитью? – А может, это продолжение жизни... и тянется ко мне неземная пуповина, – прикидывал он.

Где-то в стороне, скорчившись, засновали, засуетились растоптанные до размера облаков склизкие пенки, но думать о них Александр Львович не хотел. Лежа на спине, оставив на поверхности только лицо, он слушал шум моря, к которому добавлялся нарастающий рокот.

Там корабли с незрячими глазами плывут

не зная цели расстояния не видя...

Через мгновение где-то в невообразимой дали вздрогнула и освободилась от человеческой личинки огромная, очертаниями похожая на гигантского ската, тень. Личинка погружалась под воду, из рассеченной головы вырастали фрактальные узоры. Законы физики жидкостей наглядны и красивы. Вода фосфоресцировала, волны искажали очертания тела, порубленного летящим по волнам, выпрыгивающим в воздух катером.

– Давай, давай, жми, – сквозь шум мотора кричит Максим стоящей у штурвала Фиме, – это волна в днище хлопнула, на скорости случается. Иногда – как бревном заедет. Хорошо, дед недалеко живет, шаман твой, я им восхищаюсь, ты же знаешь... Забежим, книги отдадим, и – назад. Еще часик успеем погулять...

+12
23:03
1671
01:50
Ну, в общем, плюс. Но не г-с, увы.
Несколько напрягло «через мгновение где-то в невообразимой дали».
А так — да, типа помер, как жил.
03:02
Что такое г-с?
06:48 (отредактировано)
+2
Г0лос, думается.
Кстати, удачное решение, чтобы не путать подсчитывающих. Сопру идею себе.
13:17
+1
13:18
+1
это как у финикийцев Б-г
18:57 (отредактировано)
+2
Огромная работа проделана над текстом. Видна тщательность подбора слов. Видна опытная рука в этом плане. Много смысла. Проблема поднята непростая. Я даже нечто свое здесь вычитала, как-будто лично со мной автор через текст говорит. Тут пожалуй подойдут такие странные определение, как аура текста и энергетика, причем она не всегда положительная. И я снова подозреваю, что вещь эта шире, чем просто рассказанная история, объемней, чем текст, и воздействует она меньше на сознание, а больше на подсознание.
Спасибо! Не совсем знаю про энергетику с аурой, но догадываюсь )
21:33
В некоторых абзацах начисто отсутствуют знаки препинания. Это такой ход? Если да, то я не поняла для чего
21:36
+3
Мне кажется, это намерено, это некая текучесть, беспрерывность, второй план, наверное
21:54
+1
Я так и подумала, что что-то как поток сознания, но общая картина у меня не сложилась, почему-то
10:49 (отредактировано)
Выразительная форма, наверное… Фразы без знаков препинания часто составные, в них «сплющено» несколько предложений и некоторые общие слова работают как «шарниры». Кроме того, там ритмика другая. Судя по тексту, фразы без запятых это еще «внутренняя речь».
...
21:59
Земля пухом.)
Автор, мне нечего добавить pardon
Бабуля и Виктория уже сказали всё то, что хотел сказать я.
Спасибо за написание такого многогранного произведения.
Успехов, и не сбавляйте темп!
14:14
+2
Мне было тяжело читать.
17:26
Очень сильно, образы яркие в голове, но не совсем понятно, а перечитывать нет возможности.
17:57
+1
Все тексты хороши и читаются с удовольствием, но ГОЛОС сюда. Красивый поэтичный текст, глубокомысленный к тому же)
Спасибо!
11:30
+2
Это прекрасно.
11:38 (отредактировано)
Магический шаман, работающий на органы и общающийся с тенями…
По воздействию его этих мысле-форм… Так плетёт-шаманит дяденька, аж до читателя добивает…
Не знаю.
Ну вот хоть ты тресни.
Опять моё ИМХО. Опять на ощущениях.
Опять — двадцать пять. (Это я сейчас о себе).
Феномен привязан к человеку — его носителю. Нет человека — нет носителя, нет феномена… И другим этого не увидеть и не пережить…
Очень близко к мистике поэтому.
Простите меня автор, ради бога.
Поле теней… Если бы видел ещё кто-то… Ну или как-то… Общался хотябы чуть чуть… не знаю.
Хотя с другой стороны, есть эта Тень (тени), которые подцепили этого вот деда на крючок… Если смотреть с этой точки… Короче, не однозначно :)
Написано красиво. И драматично. И даже ГГ не жаль. Отмучился человек…
Может быть, при его уровне восприятий и можно вступить в контакт с этими тенями… Но как читатель может это проверить? Чуть бы больше реализму… Ну, чего-то такого… знакомого в ощущениях…
Нагнал я тут Вам своего ИМХА :)
Прошу сильно внимания не обращать на этот мой старческий бред :)
Спасибо за комментарий!
12:27 (отредактировано)
+1
Прочитала пока два текста. Во-первых, не знаю, как голосовать, в одном безумно понравился сюжет и его реализация, в другом — нагромоддение образов, рисунок знаками препинания в потоке мыслей главного героя, это замечательный прием, слова перетекают друг в друга, призрачно дрожат и по-разному пахнут… То розами, то мокрыми половиками. Это так глубоко… А ещё у меня совсем отпадает желание писать после чтения таких рассказов. Не то чтоб я бездарь, но так я не напишу. Голос оставлю здесь. Прекрасная дуэль. От двух рассказов я в восторге и два прочитала с удовольствием.
Спасибо! Конечно, надо продолжать писать! Интересная дуэль получилась.
13:25 (отредактировано)
+3
rofl
Уж вечер близится а Фима внучка деточка все где-то шляется по пляжу с ухажером

laughlaugh
И так верно, что без запятых. Это так верно. laugh
Максим хороший мальчик он же Макс пьет только многовато зря стихи свои забросил...

Сижу и думаю, почему это не я придумала. laughпочему?
Весь твиттер уже давно пишет без запятых и с маленькой буквы. Это типа фишка такая. Но тут ещё и содержание подтянуто к форме.

Аааааа (это я восхищаюсь), этот внутренний диалог, когда слова паровозиком друг за другом, это так точно.
Мой респект вам, Автор.
Голос
Спасибо! Очень лестный для меня комментарий ) Рад, что обратили внимание на «слова паравозиком». Да, этот эффект мне был нужен, я еще поэкспериментирую с ним, интересный эффект.
22:17
Я, конечно, с диалогом погорячилась laugh))))
22:20 (отредактировано)
Так что же, разонравились" слова паравозиком", получается? Эх… а мне все еще нравятся ))
22:34 (отредактировано)
Какой вы, ананас, трепетный laugh
Всё таки это монолог, а не диалог. Это я имела в виду.
Или внутренних монологов не бывает, только диалоги с самим собой?
Нет, внутренний диалог правильно. Я запуталась на ровном месте. А ведь я не пью. rofl
02:17 (отредактировано)
Это и так и так можно называть. Не важно.
Ничего не трепетный… Подумал просто: эх… ))
15:32
+1
Круто. И вот эти запахи… это прямо ложится на душу. Хороший текст.
Спасибо!
21:55 (отредактировано)
«Мой звонок в Приморский записать, расшифровать, гриф «секретно».» — наверное За-шифровать?
О-хо-хо. И правда, мыльноопера. Многоречиво. Велеречиво. Красивопустоловно. Много теней. Много умных слов и фраз. Много многозначительности. Работа в «жилу» недавней статье про форму и содержание. Вот кто-то автору потрафил. Я люблю такие тексты. Но не этот. Слишком рафинированный, слишком затейливая форма — китайская шкатулка, хрен доберешься до содержания. Хотя содержание оказалось снаружи. Но как-то уже и не очень хотелось его кушать. Напыщенный сюрреализм утомил. Но, словесный узор удался. Можно и в арабской вязи увидеть Илью Муромца.
(+). Если цель дуэли определить самый-самый магреальный рассказ, то он здесь. Этот рассказ самый магическо-мистический-сюрреалистический из всей когорты. Но мне понравился другой.
Спасибо за комментарий! Стенограммы и аудио-записи рас-шифровывают, так принято говорить.
12:46
Нуууу… если вкратце, то «не моё». Не то, что не понимаю, но не вижу в этом никакой художественной ценности. Мало того, что поэзия в прозе — это дурновкусие и то, от чего следует в принципе избавляться начинающим прозаикам, так ещё эта излишняя манерность и куртуазность словосочетаний несёт весьма слабую смысловую нагрузку.
На мой взгляд, если автор хочет двигаться все же в направлении писательства, ему следует учитывать, что у слов есть значения, в языке существуют устоявшиеся семантические единицы, идти против которых, как минимум, странно и не нужно.
Пока текст отдаленно смахивает на «Закладочку», в которой к слову был хоть какой-то шарм безумия, а тут… закос под, но все же далеко не.
Спасибо за комментарий!
поэзия в прозе — это дурновкусие
Я эту мысль читал о ритмизованой прозе. Вы имели в виду фрагменты поэзии в прозе или ритмизованную прозу? Это не одно и то же. Я не встречал внятного объяснения, почему это плохо. Если можете, приведите, пожалуйста доводы в пользу почему нельзя. Без ссылок на имена и бех цитат, своими словами. Мне интересно посмотреть, какими доводами вы располагаете.
18:45 (отредактировано)
+1
Действительно такая форма имеет место быть. Мысли теряют знаки препинания, улетая от штампов, но взамен становятся неуправляемыми. Мысли рассеиваются. Замешательство: тени, люди, слова, слова. Нужно стабильное данное… и вот оно здесь. Запахи. То, что было всегда у полковника-половника. С раннего детства у него слова ассоциировались с запахами. И этого не отнять даже в безумстве… Что-то напомнило Веню Ерофеева. Возможно что-то из этого автор писал под шафе… не наставиваю, моё ИМХО. Жирный плюс ставлю автору за оригинальность и попытку новаторства, которая, ИМХО, удалась.
PS. Писать под шафе ещё надо уметь. Есть мастера, у которых работы от этого выигрывают. Здесь, ИМХО, похожий случай. Могу ошибаться.
Спасибо! Не, писал трезвым… кажется ))
20:48 (отредактировано)
+1
Удивительный рассказ, я бы даже сказал, магический, какое виртуозное владение словом: цвет, запах, звук… очень вкусное описание. Интересные рассуждения о генезе слов, о роли автора и тени в их появлении на свет. Действительно, настоящий писатель должен быть в хорошем смысле синестетом, пробовать слова на зуб, уметь перекатывать бисер слов кончиками пальцев. Тема теней раскрыта убедительно. Браво автору! bravo
23:05
+1
Возвращаюсь с ГОЛОСом! Шикарнейшая вещь! thumbsup
Спасибо! Я польщен )
Вы правы, это не совсем проза. И в этой вещи я тону — не смог дочитать. Образно… Ну, это само собой, но они заслоняют собой всё, что можно. По языку вы, пожалуй превосходите конкурентов, но вот. Тону. Не читается.
Спасибо за комментарий!
19:01
+1
ГОЛОС. Новизну надо поощрять. Неординарная работа. Магреалистическое кружево.
Спасибо!
Новизну надо поощрять
Поддерживаю! ))
19:13 (отредактировано)
+1
Необычный рассказ. Согласна со многими комментаторами — мало что понятно, но красиво, черт возьми! Рассказ, В которомм тонешь. Тонешь в рассуждениях Александра-свет Львовича, в выпитом и не написанном женихом Фимы. Тонешь, короче, но воздуха все равно хватает
Спасибо!
22:19
+1
Многостаночно и многозадачно. И сюрреализм, и магреализм, и мистика, и даже хоть футуризм. Автор тут постарался себя подать, сплел шикарную паутину из бисера, так прям и перышки-ушки торчат из-за спинки, торчат; «ушки — я вас считал!».
«Бисер слов» — «Игра в бисер», есть такая передача, литературное ток-шоу с Игорем Волгиным на Культуре. Очень хорошая ассоциация.
«развиток эволюции» — и это про Автора?! Сурово, обозначить пыжащееся и пышущее интеллектом, амбициями и страстями существо, Прямой линией.
Так и что, собственно, мы (автор и я) хотели сказать? ХЗ. Но все красиво. Текст, выдающийся, в плане творчества, наполненности творчеством, применяемости творческих инструментов и приемов.
Всё. Плюс.
Спасибо за комментарий! Под «Игрой в бисер» имелся в виду одноименнный роман Гессе.
14:48
Два раза начинала читать, так и не дочитала. no
20:46
+2
ГОЛОС здесь, от племени словолюбов, словоедов, странных людей, находящих великое в ничтожном.
Если без пафоса — за эксперимент, за хороший слог, за неожиданное развитие сюжета.
Спасибо! Да здравствует племя ценителей и любителей игры в бисер! ))
Загрузка...
@ndron-©