Интервью c Еленой Журек

Интервью c Еленой Журек
#Интервью_БС

1. Расскажите о себе. Чем Вы занимаетесь, чем увлекаетесь?

Я мама двоих детей, жена, дочь, подруга… Неспокойная, увлекающаяся, вечно летящая за мечтой. С детства ставлю себе высокие планки и пытаюсь их перепрыгнуть. Яркий экстраверт, но с возрастом, появилась потребность бывать наедине с самой собой.

В этом году мне исполнилось 44. Красивая такая, гармоничная цифра. Я довольна багажем с которым пришла к этому возрасту. Мне нравятся молодые побеги мудрости, которые зарождаются внутри. И что при этом азарта и стремлений ещё хоть отбавляй:)

По образованию я детский и семейных психолог. Получила два высших образования и практиковала более 10 лет. Теперь с большим удовольствием преподаю в Московском институте психоанализа. Ну, и книги пишу для детей.

2. Как давно Вы пишете?

Около десяти лет. Из-за детей осела дома. Пришлось «свернуть» практику. Заскучала, загрустила. А потом придумала себе дело, которым можно заниматься где угодно и когда угодно. Обрадовалась: как бюджетненько, всего-то нужна тетрадь и ручка (пишу от руки). И книги выйдут моим деткам на радость… но, это были мечты и иллюзии, которые растаяли на пути от текста до выхода первой книги.

3. Почему Вы вдруг начали писать? О чем было самое первое произведение, которое Вы написали?

Почему, уже рассказала. Первая книга (писала около года) «Сказки Изумрудного леса». В ней много меня, как детского психолога. Это полезные сказки-подсказки. В каждой главе раскрывается детская психологическая проблема и даётся решение к ней. Можно читать как волшебные истории, но можно и научиться чему-то важному, если проблема героя созвучна проблеме ребёнка.

Книга издана и даже с доп тиражом. Она стала первой в серии. Вторая «Школа Изумрудного леса», тоже издана, а третья «Большой поход в Изумрудном лесу» сейчас у меня в процессе работы.

4. Вы тяжело раскачиваетесь, чтобы что-нибудь написать?

Если есть генеральная идея, то пишу быстро и со вкусом. Проблема больше в том, что не хватает времени на реализацию всех идей. Даже папку завела, в которой собираю задумки и синопсисы к будущим книгам. Тут и сказки, и фантастика для подростков и серьезные научно-фантастические романы для взрослых.

5. Если у Вас вдруг что-то не клеится с произведением, как Вы поступаете?

Такое бывает, когда пишешь крупную форму, подключён к ней и тут бац! Новогодние праздники, например. Они выбивают тебя из творческого состояния, отключают от волшебного мира. Мир, герои обижаются. Потом приходится несколько дней стоять под дверью и проситься обратно. Очень тяжко. Перечитываю текст с начала. Втягиваюсь в процесс и не начинаю писать, пока не поймаю ощущение, что я внутри текста. В противном случае вымученный кусок выпирает из общего и его приходится переписывать или вовсе удалять.

6. Где вы черпаете идеи для своих произведений?

Хм… Пришлось подумать, прежде чем отвечать. Чаще это маленькие детали. Например, экологическая серия никак не складывалась в голове. Не могла найти героя. И вдруг, случайно набрела в интернете на словарь древне-славянских имён и оп! Все сразу встало на места. Это чувствуешь! Имена продиктовали образы. Герои ожили и ринулись спасать планету – только успевай записывать.

А с серией «Люси и Малыш» (в этом году, надеюсь, начнёт выходить) ещё забавнее. Я пошла на курсы мишек Тедди, чтобы сделать своими руками детям особенные игрушки. В грудь каждого мишки я вкладывала сердечки. И вот такой медведь ожил и пустился со своей хозяйкой, неугомонной девочкой, в удивительные приключения.

Но бывает и по-другому. Ставлю себе сверхзадачу. А именно: написать такую книгу, после прочтения которой Спилберг потеряет покой и сон). Не сможет жить, пока не снимет по ней фильм. Отправила такой запрос в эфир и жду когда осенит. Осенило! Теперь думаю как бы отобрать маховик времени у Гермионы, чтобы появилось время на написание романа.

7. Какое из своих произведений Вы считаете наиболее удачным?

Я люблю все свои тексты — героев и миры. Многие ещё «в столе» и невозможно оценить их через призму читательского восприятия.

Но как проект, Хранимиры, безусловно очень удачны. Герои настолько полюбились, что книги, написанные для детей, с удовольствием читают и взрослые. Книжный проект, уже с первого корешка, перерос в целое движение. Чего только не выдумывают экологические кружки, библиотеки, школы. Голова идёт кругом… Эко квесты по книгам, спектакли, викторины, конкурсы рисунков и эссе… Об этом много информации на моих страницах в соцгруппах. Это впечатляет! Книги так быстро перешли в настоящую миссию — вырастить целое поколение хранимирчиков, которые и спасут нашу Землю от экологической катастрофы!

8. Можете ли вы в одно время писать несколько вещей?

Не могу. Каждый текст – это погружение в уникальный мир. Там живёшь. Живешь не понарошку. Так что скакать между ними было бы сродни жесткой шизофрении.

Но могу делать техническую работу – редактуру другого текста днём, а погружаться в рабочий ритм вечером.

9. Есть ли среди Ваших творений такие, за которые Вам стыдно?

Нет. Есть ранние тексты, в которых можно было бы улучшить язык изложения, но в каждом тексте я оставалась привержена себе. Себе как матери, ведь пишу и для своих детей, и себе как психологу, который понимает, что полезно, а что вредит детской душе.

10. Как Вы считаете, что важнее всего в литературе?

Искренность. И стремление нести СВЕТ. Пути и способы могут быть разными, но для меня если произведение не оставляет в душе тепла, пусть и с нотками горечи, если не делает тебя лучше, человечнее, то стоит ли его читать?

В современной детской литературе, на мой взгляд, сильная тенденция к развлечению и развитию интеллекта, эрудиции детей. И совершенно провалилось очень важное – воспитание чувств через книгу!

Дети смеются, дети познают, бегая глазами по строчкам, но мало что трогает их сердца. Почти никогда они не смахнут слезинку и не пройдут с героем через страдание, потери и утраты. А это так важно! Именно это формирует нежную детскую душу. Делает из человечка ЧЕЛОВЕКА!

11. Кого из писателей или поэтов вы считаете достойным уважения?

Многих. Список будет длинным. Давайте скажу из последних, впечатливших: в детской литературе – Кейт ДиКамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда», для взрослой аудитории – Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» и Хоссейни Халед «Бегущий за ветром».

12. Что Вы считаете самым трудным в жизни?

Когда болеет близкий тебе человек. Наверное, потеря ещё более страшное событие. Весь мир сворачивается в точку. Нет ничего кроме желания помочь и молитвы.

13. Что Вам дает творчество?

Прожить не одну жизнь, а множество! Это удивительно, когда погружаешься в текст, в созданный мир, ты уже не тут, а там. Ты дышишь, переживаешь, живешь в другом измерении. И это завораживает!

14. Вы чем-то жертвуете ради творчества?

Когда дети были маленькими, мне было неловко оставлять их вечером и «сбегать» в кафе, чтобы там писать. Получалось, что это предлог, чтобы улизнуть от своих обязанностей. Но тогда и тексты были «в стол». Потом я так чётко ощутила, что в ежедневной круговерти быта теряю себя. Что мне жизненно необходима самореализация. Тогда и книги начали потихоньку издаваться. И я гордо говорила: мама пошла работать :)

А теперь, когда у детей на полках восемь изданных книг, которые они любят и перечитывают, когда мама выступает разных мероприятиях, где собираются по 500 ребят, знакомых с мамиными героями, уход стал частью воспитания. Они знают, что мама не просто пишет в тетради, что это потом превращается в реальные красивые книги. Которые читают тысячи детей. И ещё это приносит денежку.

15. Над чем Вы работаете сейчас? Каковы дальнейшие творческие планы?

До конца 2018 года должны выйти ещё пять книг в серии «Хранимиры». Над ними упорно работаю. Это проект министерства экологии Московской области. В 2017 уже вышло пять книг. И его задача воспитание экологической культуры детей через художественную литературу. С одной стороны заказ, но меня не ограничивали ни в чем. Героев хранимиров придумывала сама, как и сюжетные линии. Я работаю с потрясающей командой. А мероприятий по книгам не счесть!

Ещё в этом году планирую начать издавать серию (написано уже четыре книги) «Удивительные приключения Люси и Малыша». Эти книги очень важны для меня. Уверена, их оценят маленькие читатели.

Также готовлю к выходу третью книгу «Больший поход в Изумрудном Лесу» из серии «Изумрудный лес». Это полезные сказки. В их волшебный сюжет «запечатаны» частые психологические детские проблемы и пути их решения.

И очень надеюсь, что проект «Экобоксик» продолжится. Планировалось шесть книг. Вышла пока первая «Экобоксик. В поисках дома». Это экологический блокбастер. Очень важная тема: обращение с опасными отходами.

16. Ощущаете ли Вы принципиальную разницу между женской и мужской литературой?

Не так уж и много я читала чисто мужской литературы. Пожалуй, только тексты своего товарища Павла Мамонтова. Необычные миры и сюжет интересны, но стрелялки не мое.

Думаю, книга, которая со временем может стать классикой, универсальна для всех.

17. Не кажется ли Вам, что нынешнее засилье женского фэнтези, иронических детективов, лит-RPG, фанфиков и «попаданцев» убивает серьезную литературу?

У каждого произведения свой читатель. Вопрос: какого рода читателя больше в нашем обществе? Ведь под большинство и подстраивается издатель. И понятно, им тоже надо выживать. Но как же приятно, когда смелый издатель выдаёт совсем не стандартный, вроде не массовый, но великолепный роман, как «Зулейха открывает глаза», и он находит огромную аудиторию. И ты понимаешь – все у нас с читателем в порядке! Просто надо чуть больше смелости издателю.

Пусть у читателя будет выбор. Он же взрослеет, мудреет и начинает тянуться к чему-то более глубокому.

Ну, а кто «застревает» у экрана телевизора и попутно на ироническом детективе, что ж… можно их только пожалеть.

18. Сериальность это благо или вред для автора?

Считаю, что благо. Если удастся создать интересного героя и захватывающий мир, то и автору, и тем более читателю, хочется побыть, пожить с ними как можно дольше. Бывает, что мир, как у Толкиена, такой многообразный, что и не рассказать о нем в одной книге. Или тема, как в моих Хранимирах, очень обширна. Герой, непоседа, рвётся к новым приключениям… и тогда, благодаря фантазии автора, есть возможность погружаться в удивительное не раз.

19. Отличается ли по Вашему увлекательная книга от «чтива»?

Хорошая книга «разговаривает» не с сознанием читателя, а с его воображением, обращается к сердцу, душе. Трогает, впечатляет и остаётся с ним надолго. Иногда на всю жизнь.

«Чтиво» призвано развлечь. Но закрыл книгу и забыл.

20. Что пожелаете своим коллегам по перу?

Успеха и удачи! Больших тиражей. Найти СВОЕГО издателя и СВОЮ читательскую аудиторию. Получать множество приятных отзывов, которые окрыляют.

21. Если бы Вы могли выбирать, в мире какого из своих произведений жить, что Вы выбрали бы?

Мне нравиться тот мир, в котором я живу. Семья, друзья и даже те проблемы, которые надо преодолевать. А ещё возможность путешествовать по множеству миров, тех, что сама придумаю, создам. Это намного увлекательней, чем «застрять» в каком-то одном.

22. Если бы кто-то взялся писать фанфик к какой-либо из Ваших книг, как бы Вы к этому отнеслись?

Сложно ответить. Думаю, мое отношение зависело бы от того, насколько автор бережно отнёсся к героям и не извратил главный посыл текста.

23. А если бы Вам предложили экранизацию Вашей книги, но какой-то одной, то какую бы Вы выбрали?

У меня задуман научно-фантастический роман. Он для взрослой аудитории. Вот по нему хотела сразу заказать и сценарий. Правда, совершенно пока непонятно, как выкроить 4-5 месяцев для полного погружения в текст:)

А если из изданного, то по Хранимрам, конечно. Все как один спрашивают: когда ждать мультфильм? Ведь и тема экологии более чем актуальна, и супер-герои в тренде. Тысячи читателей в восторге. Все сходится!

24. Какого своего героя Вы бы хотели сыграть в экранизации? И почему?

В юности занималась в театральной студии. Меня всегда прельщали роли антагонистов. Они более сложные. В них больше терзаний и ярче трансформация.

У меня ещё не вышла книга, по которой можно было бы снять фильм. Желание детства сниматься уже перегорело, лучше быть допущенной к сценарию и режиссуре.

25. Хотелось бы Вам написать книгу в соавторстве? Если да, то с кем?

Никогда не думала об этом. Если бы сложились так обстоятельства, то хотелось поработать с сильным автором, чтобы ещё и научиться новому. И ах, как было бы здорово, если бы он обладал хорошим чувством юмора. У меня с этим как-то туго.

26. Какие концовки книг у вас любимые?

Люблю открытые финалы и не-хэппи энд. Тогда книга долго не отпускает. Будоражит фантазию, заставляет размышлять. Это многоточие в финале, со временем, трансформируется в вопросы. Как надо жить, чтобы не было так печально? А что я сделаю, как поступлю в такой ситуации? Как может закончится история с таким сюжетом...?

27. Снятся ли вам персонажи Ваших книг?

Да. Особенно если пишу большую форму и погружена по полной. В ночи приходят идеи, неожиданные повороты сюжета, диалоги. Главное проснуться и ухватить, записать (ручка и блокнот всегда лежат у кровати). Не «поймаешь» сразу, утром их и след простыл. Только помнишь, что было что-то очень интересное и может даже гениальное, но что???

28. Возникает ли у Вас желание переписать какое-то из своих произведений?

Бывает. Это касается ранних текстов. Особенно тех, что писала до литературных курсов. Правда желание изменить по большей части касается языка. Сюжеты мне продолжают нравиться. Иногда даже удивляют. Ну, надо же, думаю, как это я такое придумала :)

29. Хотя, по словам классика, «голодать русские писатели привыкли» ©, все же задам вопрос: способен ли писатель прокормиться в нынешних реалиях своим творчеством?

Ох, непростая тема… Насколько я знаю, в нашей стране не существует профессии «писатель». Законом мы не защищены. Интернет безнаказанно крадет тексты, поэтому доптиражей, как правило, издательство не делает. На гонорары могут прожить единицы раскрученных авторов. Остальные должны где-то работать, чтобы выжить. А пишут, ну просто потому, что не могут не писать. Это их страсть. Так что учитывая гонорары и законодательство, писательство у нас это хобби. Хобби для приверженных.

30. Что можете сказать насчет участия в различных конкурсах? Стоит ли этим заниматься или это лишь бесполезная потеря времени?

Многие считают, что участвовать надо. Я иногда посылаю тексты на конкурсы. Но для меня это непросто. Не могу потом абстрагироваться и спокойно ждать. Переживаю. Отслеживаю результат. А если он отрицательный? И все… я расстраиваюсь, плохо сплю. Крылья поникают. И нужно время, чтобы оправиться, вернуть веру и вдохновение. В общем меня это сильно вышибает из рабочей колеи.

31. Есть ли, по Вашему мнению, смысл в различных тренингах для писателей, мастер-классах от корифеев жанра?

Однозначно «ДА»! Я писала несколько лет и была в восторге от своих текстов. Восторг подогревали и мои близкие. Но только благодаря литературным курсам «Мастер текста» при издательстве Астрель в Питере я поняла, что пребывала в графоманской стадии. Мастера научили ВИДЕТЬ текст, структуру, нюансы. Показали, что у меня получается хорошо, а над чем надо ещё работать. Дали знания, КАК это сделать, к чему стремиться. Благодарна им и продолжаю учиться.

32. Как Вы видите свое личное писательское будущее? Скажем так, какой вершины в писательстве планируете достичь?

О! С амбициями у меня все в порядке smile Я солдат, который стремится стать генералом. Задача максимум: в каждой детской комнате, на всей нашей планете, на книжных полках, стоят мои книги. Я вхожу в дома и сердца всех детей через героев. Становлюсь их другом. Таким другом, который рядом на всю жизнь. Он и подскажет, и поддержит в трудную минуту. Тем другом, с которым и радость, и печаль пополам. Другом, который поможет сделать верный выбор, научит верности, благородству, принятию и покажет ценности жизни.

Меня это завораживает и вдохновляет!

33. Чего больше в писательском успехе: упорного труда или таланта?

Талант без труда – пустое. Как правило, его хватает на один выстрел. Удивил. Захлебнулся в овациях. Свергся.

Написать книгу – труд. Найти издателя – труд, упорство и удача. Работа над книгой с редактором – труд, терпение. Самопиар – труд, куча время. Все это переварить и сесть за новый текст – труд, труд, труд.

34. Какова, по Вашему, формула удачной книги?

Живой, интересный, интригующий герой. Мир, который не даёт заскучать герою. Неожиданные повороты сюжета и потрясающий финал. Все компоненты не всегда удаются на 100%. Но если получились, книга точно хорошая.

35. Вы не против того, чтобы Ваше интервью было включено в готовящийся сборник интервью?

Я только ЗА.

36. Вы не против того, что Ваше интервью будет фактически коммерчески использоваться в сборнике, а Вы не получите за это ничего, кроме рекламы?

Совсем не против.

Ссылка на первые 5 книг о хранимирах.http://mep.mosreg.ru/deyatelnost/ekologicheskoe-obrazovanie
К сожалению, книг нет в продаже. Это государственный проект министерства экологии МО. Книги детям дарятся на различных мероприятиях связанных с экологией.

А в магазинах есть мои книги «Сказки Изумрудного леса», «Школа Изумрудного леса»- это полезные Сказки и «Экобоксик» – экологический блокбастер:)https://www.labirint.ru/books/608028/https://www.ozon.ru/context/detail/id/141723195/

Соц сети:https://vk.com/elena_zhurekhttps://www.facebook.com/elenazhurek
#еленажурек

+10
10:41
1652
11:20
Хорошее интервью. Интересный, цельный человек. Мне очень импонирует, что при написании книг, автор отталкивается от своей профессии, внедряет знания и опыт в текст, но простым, доступным детям языком. И, конечно, однозначно согласна, что EQ — это немаловажный компонент, о котором в порыве вырастить гения, стали забывать.
Творческих успехов!
Комментарий удален
11:25
Прекрасное интервью. Спасибо.
Комментарий удален
Влад, а где вы находите писателей для интервью?
11:47
Спасибо! Очень интересно! Автору успехов!)
Комментарий удален
Интервью понравилось. Поискала книги автора в интернете и охреневаю битый час.
463 рубля за электронную копию? В прошлом году я на рубль дороже купила бумажную книгу Астрид Линдгрен аналогичного объема с прекрасными иллюстрациями.
В предисловии открытая реклама строительной компании. Если издание проспонсировано, тем более откуда такие цифры? Претензий к автору нет, он на цену не влияет, но издательство как будто потеряло связь с реальностью.
Комментарий удален
кругом обман sad
Замечательное, очень интересное и полезное интервью! Правильный подход к написанию книг. Понравилось. rose
Комментарий удален
Удачи вам и дальнейших творческих успехов!
13:50
+1
Очень интересное интервью, спасибо. Попробую достать книжки автора, заинтересовали очень.
Комментарий удален
18:20
напоминаю, что интервью вошло в сборник «Чай со Слоном. Вторая чашка» ridero.ru/books/chai_so_slonom_vtoraya_chashka/
21:08
+1
Классное интервью! Спасибо, Влад, вот можешь ведь, когда захочешь!))
Автор очень позитивный, интересный человек и просто симпатичная женщина! Прекрасный пример для подражания! Чувствуется, что писательство для Елены не только серьезный, каждодневный труд, но и удовольствие и радость. Хочется пожелать креативному автору новых творческих успехов и быстрее стать «генералом»! smilerose
я лишь записал ответы
Загрузка...