Алексей Ханыкин

Клуб "НЕинтервью"

Клуб "НЕинтервью"
Всем привет! Это серия «НЕинтервью». Здесь мы общаемся с авторами на околотворческие темы, каждый раз по-разному)

Всем доброго времени суток!

Сегодняшний выпуск клуба «НЕинтервью» не самый простой и уж точно далеко не легкомысленный. Упоминаться будут те стороны жизни, на которые в обществе по совершенно разным причинам стыдливо отводятся глаза и закрывается руками лицо. 

Но! Во-первых, я убеждена, что у творчества нет границ, более того, в некоторых ситуациях оно очень помогает не потерять себя и веру в светлое будущее. А во-вторых, человек пишущий по определению должен уметь смотреть на этот мир широко, чтобы увидеть все его многообразие и оттенки.

Сегодняшний гость клуба «НЕинтервью» автор глубокомысленных, философских стихотворений, человек, узнавший жизнь с другой ее стороны – Александр Паранук.

Александр, здравствуйте! Предлагаю сразу начать с вопроса творчества – почему именно стихи? Как вы поняли, что именно стихотворная форма максимально донесет до людей ваши чувства, переживания, ваши состояния?

Добрый день. Спасибо, что обратили внимание на моё скромное творчество. Итак, почему стихи? Сам я человек с довольно прозаической судьбой. Более того, к стихам относившийся снисходительно, как прохожие смотрят на рыдания потерявшегося в метро ребёнка, мол образуется всё и так – хорош уже убиваться. Но это, как говорится, было до поры до времени. Не скажу, что выбрал поэзию для донесения своих мыслей, скорее наоборот: она сама обрушилась на меня, подобно сосульке, свисавшей с крыши. Процесс стихосложения напоминает игру: внутри головы тысячи голосов бормочут чего-то, каждый на собственный лад, и вот в дремучих кустах подсознания обнаруживается интересная фраза, за ней ещё одна. И будто древнейшее эхо нашёптывает нам слова, не утратившие за века той сильной и суровой сути. Закончишь стенографировать, поменяешь пару моментов для красного словца. Перечитываешь, словно чужое, словно кто-то другой написал, и ты, зритель, натянувший глазницу своего воображения на очередную цветную стекляшку, можешь узнать в открывшейся панораме себя, как узнавал всякий раз прежде. Ощущение восторга умножается тем, что ты – первооткрыватель. Никто ещё не видел этих стихов. Ты – авантюрист, в надежде на успех, спустившийся в глубины бессознательного. Если находка оказалась стоящей – отлично, если нет – удаляй, не жалея. И решение данного вопроса пусть будет на совести автора.

Чьими стихами вдохновлялись? Есть ли поэт/поэты, которые восхищают вас своей судьбой и творчеством?

Почему-то сразу на ум приходит Некрасов. Хотя первые стихи, выученные мной наизусть – Пушкинские. Было мне… Точный возраст не помню, но определённо в детском саду. Поэтому, чтобы не соврать, скажем так: от нуля до семи лет от роду. И стихи-то – все сплошь про зиму, снег и, наверное, про Россию, заметающую ночной бурей случайного прохожего и радостно переливающуюся на утреннем солнце сугробами – сказочными дворцами, которые лучше не ворошить, чтобы не наткнуться на страшную начинку. Но раз уж Некрасов пришёл первым, поговорим о нём. Современники осуждали его за то, что Некрасов-поэт и Некрасов-гражданин были двумя совершенно разными личностями. Поэт трубил о высоком, порицал зажравшуюся знать, жестокую охоту, низменность обывательских стремлений, но в то же время оставался человеком, не лишённым барских замашек, заядлым охотником и дельцом. Некрасов признавался, что сам себе неприятен. И этого-то, по моему мнению, так недостаёт нашему веку, где череда мелких надувательств в погоне за дополнительной прибылью считается нормой. Где с колыбели в головы всверливают идею о том, что лоха надо стричь, а победителей не судят. Некрасов не был лицемером. Не сумев побороть себя самого, в творчестве своём он наставлял на пути справедливости целые поколения. И ежели сие не искупает его слабостей, то что же будет с нами – бодающими действительность тельцами, стадом, где истина, как правило, остаётся за наиболее тучным.

Пробовали ли вы писать стихи в детстве/юности?

Детство моё пришлось на 90-е годы, вопросы выживания того времени не беспокоили детвору так, как взрослых, но и поэтического настроения вокруг недоставало. Одним из источников пищи для нашей семьи служили несколько соток глины за городом с посаженной на них картошкой, а также сад, до которого приходилось топать по железнодорожным шпалам пару вёрст вместе с бабушкой. Тогда-то и сыпались из меня внезапные рифмы в виде нехитрых песенок, забывавшихся через минуту. Этим дело ограничилось. Последующие двадцать лет я молчал. Не в прямом, конечно, смысле, ну Вы поняли. Первым стихотворением, записанным на бумагу, стало посвящённое дню рождения моей мамы в 2016 году (названия у него, как и у всех моих стихов, нет). А с февраля 2018 начал сочинять постоянно.

Был ли в Вашей семье кто-то из близких или дальних родственников, кто писал стихи или прозу, повлиявших на Ваше творчество?

Из близких родственников писателей не было. Можете считать меня старомодным, но в прежнее время все немного были писателями. Я говорю о письмах. Когда обмен репликами занимает месяц, к этому и относишься посерьёзнее. Не то, что сейчас, где собеседники в переписке чуть ли не каждую свою отрыжку спешат обсудить. Да и не писателями я, скорее, вдохновлялся, а людьми. Многими. Не всегда образцовыми. Из хороших примеров, кроме родителей, определённо бабушка. Стеснённая в деньгах, она сумела показать мне пол-России. С тех пор я полюбил путешествовать. А творчество – суть порождение того же желания. Желания новизны.

Насколько поменялось ваше отношение к жизни в связи с событиями, произошедшими в жизни?

Вы про то самое событие, подарившее мне 14 лет зоны? smile Здесь, я думаю, уместны будут слова Марка Аврелия: «Быть похожим на утёс, о который непрестанно бьётся волна. Он стоит, и разгорячённая влага затихает вокруг него». Беды, что постигают нас – не повод горевать. А остаться беспечальным в ситуациях, где другой бы отчаялся – вот настоящее счастье. Есть тут и ещё один аспект. Государство съело несколько (на текущий момент 6) лет моей жизни. Забавный способ убивать не сразу, а как бы душить, подрезая не только продолжительность жизни, но и общую широту души. Когда мне приходится выслушивать в оправдание чьего-либо малодушия или подлости платиновую фразу, мол такое место, такое окружение, с волками жить и т. д… я удивляюсь столь неслыханной щедрости: мало человеку отобранного силой, так он ещё и сердце своё бросает на этот рынок. «Смотрите! Не одними решётками скован, но и в душе – желчь и безнадёга». Того же сорта вечные дезертиры. «Уеду (обычно в мечтах) в другую страну и заживу припеваючи». Я и сам у нас многому не рад. Тут даже не в тюрьме дело. И до неё ура-патриотизмом не болел, а уж теперь, отведав суда, где из ста приговоров, обвинительных – сотня, где процесс – лишь фикция, и судья, глотая слова, пережёвывает поскорее приговор, чтобы пойти на свежий воздух, а тебя волокут в подвал, где предстоит осознать, что пятнадцать грядущих лет будешь ты в лучшем случае питаться помоями, а в худшем – ходить, прижав руки к спине, а подбородок – к груди, не разговаривая, хватая удары целый день вплоть до проломленного черепа… Ну ещё как повезёт: лагерь лагерю рознь. Даже теперь не хочу я страны другой. Здесь бы не нагадить окончательно. Всё, абсолютно всё, от чего бежим мы – внутри нас самих. Мысль эта не нова, но в погоне за искусственным зайцем, поразмыслить хорошенько, как правило, не удаётся.

К чему вам было сложно привыкать, а с чем невозможно смириться до сих пор?

Первое, к чему мне пришлось привыкать – сам факт нахождения за решёткой. В семье у нас никто не сидел. Я в этом деле, значит, первопроходец. Получить 2 месяца досудебного ареста в 2014 году (с которых оборвалась моя свобода) для меня было тяжелее, чем 14 лет строгача два года спустя. Долго ли привыкал? Точно не скажешь. Когда в камере меньше 30 квадратных метров, и рассчитана она на 10 человек, а на деле в ней живут 60, когда этой душной загаженной комнаты, пропахшей потом и дымом, ты не покидаешь годами, не видишь неба, когда час «прогулки» у тебя проходит также под крышей, просто не в душном погребе, а на холодном чердаке, вот тогда время как-то по другому течёт что ли. Подобный режим содержания в нашей прекрасной стране предусмотрен для тех, кто ещё не осуждён, т.е. как бы пока невиновен. А уж после приговора (которого я ждал в тюрьме почти 3 года) тебя везут на лагерь, чтобы конкретно начать бить. И такого повидали, но, к счастью, недолго. Произошло что-то вроде бунта, только без кровопролития, поэтому в вечерние новости мы не попали. Самое приятное в лагере было, пожалуй, небо над головой. Я когда приехал сюда, первое время запрещено было разговаривать вообще и смотреть полагалось в землю, сильно склонив голову, чтобы подбородок груди касался. Но это чувство. Что небо прямо вот оно – сверху. Непередаваемо. Тут многое с людьми вытворяли. Смотрю на соседа: человек остался, а глаза больше не блестят, будто деревянный стал внутри. От страха черствеешь, я так думаю. Раз в 4 месяца (в действительности – реже), можно посещать КДС – комнату длительного свидания с родственниками, там сидишь, не выходя на улицу до трёх дней. Многим обратно в лагерь вылезать не хочется, а мне – наоборот. Тяжело теперь под крышей долго находиться. Видимо, травма какая-то на душе со времён СИЗО осталась. А вот с чем до сих пор не смирился, это с решением суда, в котором экспертизы опровергаются (!) показаниями полицейских. Дескать экспертиза сообщает, что преступление не могло быть совершено, но она-то одна, а вот оперов-то четверо. Четыре «доказательства» против одного. Практически так и написано в приговоре. На самом деле экспертиз много, да только на каждого невиновного в этой стране найдутся четверо оперов.

У нас, так или иначе, складываются стереотипы. И, конечно, они есть и о местах лишения свободы. Можете приоткрыть нам эту завесу и подтвердить или опровергнуть представление?

Ну, еду́ в столовой не отбирают и в ду́ше не насилуют, если Вы об этих стереотипах. smile На самом деле, еда в колонии настолько порой печальная, что и свою-то пайку с трудом впихиваешь. Петухи – есть, едят – отдельно, это по большей части педофилы. Расовые различия ощущаются сильно, почти все, кто на воле относился к южанам равнодушно, здесь становятся расистами, пусть даже скрытыми. Касательно музыки, блатняк тут не то что бы совсем не слушают, но рэп гораздо популярнее. Аналогично и с картами: классическое двадцать одно со временем уступает позиции техасскому покеру. Татуировки – да, бьют, но уже чаще модные узоры, а не смысловые криминальные, как раньше. Хотя, повторюсь, лагерь лагерю рознь. Не будем излишне драматизировать, дотошные читатели могут посмотреть ролики из Омских лагерей, Свердловской ИК-2 и прочих обиталищ. Наш текущий помазанник, переехав из Петербурга в Москву двадцать лет назад, взял курс на преобразование уголовно-исполнительной системы в духе старых добрых пыточных застенков. А то ведь если человек на десятилетия оторван от семьи, живёт по навязанному ему расписанию, с людьми, которые, быть может, ему неприятны, вынужден бесплатно работать, ограничен в получении еды из дома и ещё много в чем… НО! Если его при этом не бьют и не оскорбляют, разве ж он исправится на таком курорте? Разве превратится в бессмысленный обрубок, в культю человека, способную мыслить лишь механически, обрезанную под назначенный ему системный паз? Конечно же нет, говорим мы. Пусть зададут этим чёртовым унтерменшам хорошего перца наши доблестные исполнители наказаний. А если и заглотит ненасытная пасть районного суда невиновного (а глотает-то она глубоко, лет десять приходиться выбираться), так кто ж из нас не ошибается, человеческий фактор. И устранять ошибки не обязательно. Человек, участвовавший в подтасовке заключений по моему делу, сам сел на зону два года назад за аналогичное надувательство, а я – ничего, сижу до сих пор. «Стабильность», которую столько рекламируют по ТВ. Справедливости ради отметим, в армии десять лет назад было гораздо хуже, чем на лагере (мотострелковая т.е. пехотная бригада на Дальнем Востоке). Так что, может статься, напрасно я тут изливаюсь, может просто «страна такой», как выражаются мои тёмно-коричневые сокамерники?

Если не сложно, расскажите о своем режиме дня, чем приходится заниматься, есть ли какие-то привилегии для творческого человека?

Режим, бытовавший на момент моего приезда в колонию, я уже затрагивал выше. Думаю, что не стоит портить настроение читателю и смаковать всю эту кровь. Остановимся лучше на дне сегодняшнем. После так называемого бунта, произошедшего почти 3 года назад, прекратились побои и издевательства. Сейчас в лагере режим есть, но поддерживается он не за счёт перекачанных надсмотрщиков из числа заключённых, а обычной милицейской мерой: карцером. Утро начинается с зарядки в 6 часов, нужно выйти на улицу и околачиваться там минут 20 под весёленькую музыку, за пропуск зарядки – карцер. Потом можно попробовать поспать какое-то время. Но сон необходим чуткий. Если на барак зайдёт стражник с видеорегистратором, и проснуться ты не успеешь – карцер. Потом завтрак. Не буду повторяться, скажу лишь, что за пропуск любого из нижеперечисленных мероприятий – да, да, старый добрый карцер. В 9 утра проверка, где надо называть своё имя-отчество в ответ на фамилию и отшагивать в сторонку, типа проверен. Никто не уходит, пока не опросят таким образом весь лагерь. Процедура эта у нас протекает дважды в день, в некоторых колониях – трижды. По внутренним правилам заключённый при виде стражника обязан, аки пёс дрессированный, пролаять приветствие, даже если здоровался минуту назад – свидетельствуй своё почтение при каждой встрече, нельзя быть без бирки с фамилией на груди, нельзя одеваться по нормальному, а не по-клоунски, нельзя передвигаться по лагерю без мента-сопровождающего, нельзя давать друг другу (продавать или дарить) вещи и еду, нельзя говорить «барак», т.к. жаргон, раньше нельзя было смотреть на пролетающие самолёты, т.к. это подготовка к побегу, теперь можно. Я тружусь компьютерщиком, что в блатном мире считается не круто, ибо работаешь на лагерь. Круто считается работать на лагерь на промзоне – убивать себя бесплатно по 12-14 часов в день, чтобы начальство имело солидный денежный куш, а ты – ничего, ту же гнилую капусту в тарелке. Не скажу, что как поэт пользуюсь какими-либо привилегиями. Разве что во время планового обыска (это когда к нам приходят в гости много людей в масках и бронежилетах с других колоний и интересуются с предельно возможной заботой, всего ли у нас хватает: каждую вещичку осмотрят – цела ли? – и аккуратно положат на пол, ну наступят может случайно на неё или на тебя), так вот разве что во время сего примечательного во всех отношениях мероприятия спросят: «Это что ж твоя что ли книжка? Сам написал? Хмм…» Не более того.

Вы начали принимать участие в дуэлях. Каковы ваши впечатления? Плюсы/минусы? Сложнее или проще творить на заданную тему?

Есть за мной один грешок. Лентяй. Ну, не то что бы совсем лентяй, а так – немножко. Если бы участие в дуэлях было сложным, то я бы, вероятно, в них не участвовал, да и не писал бы стихов вовсе, будь это невесело. Заметил ещё, что творения на заранее определённую тему получаются какими-то ржавыми что ли, скрипят, но едут. В пример приведу «Пражские танки» Евтушенко (по моему скромному мнению). А уж о том, чтобы загодя подбирать ритм, я даже не заикаюсь: это как сердце заставлять стучать по нормам этикета. В дуэлях же тема полностью не определяется, даётся слово или фраза, не имеющие единого смысла, не обязующие автора колесить по заранее обозначенным дорогам, а позволяющие расправиться внутреннему голосу.

Возникает ли желание принимать участие в поэтических конкурсах? Или, возможно, за вашими плечами уже есть подобный опыт?

Если говорить о конкурсах в колонии и в целом – тюремных виршах, то стараюсь не участвовать. От зека ждут «с новым годом поздравляю, счастья, радости желаю, дорогая мамуля, прости за то, жил неправедно, грешил, тебя не слушал…» (и это, чёрт побери, не шутка, это реальное начало произведения, победившего в нашей колонии в новогоднем конкурсе). У меня некоторые стихи: и на вольный-то конкурс не отправишь, а здесь притянут ещё за ухо экстремизм какой-нибудь. Но не всё столь мрачно. В колонии есть школа для зеков, так вот учительница русского языка Сагинур Сагитовна – благородный человек, посвятившая 20 лет жизни образованию тех, от кого страна отвернулась. Она собирала у здешних ребят, кто пишет, их творения и отправляла в местный альманах «Марафон», расходы оплачивала из своей невеликой зарплаты. Кого-то отсеяли в издательстве, мои стихи уже дважды проходили. Какой-никакой, а конкурс. smile Мама ещё куда-то отправляет, выкладывает в интернете. Я всего не упомню. Сижу тут, как на диком острове. Стихи высылаю маме на почту пачками. Спасибо ей, что помогает, распространяет. Места эти колючие кучу точек расставляют. За 6 лет остались верны только родители да единственный друг. Радость любит толпу, а зона – одиночество.

Вы очень хорошо излагаете мысли: интересно, логично и последовательно. Хочется ли попробовать себя в прозе?

Случай накануне: спрашивает меня один собеседник, пишу ли прозу. Я отвечаю, мол до этого ещё не дорос. А он улыбается, будто я пошутил. Как так «не дорос»? По его мнению, в стихах надо извилинами ворочать. Рифмовать! А проза? Пиши, как говоришь, чего тут изворачиваться. А ведь прозой-то давно я мечтаю заняться. Но вижу: есть авторы – читаешь и наслаждаешься, а бывает такую ересь возьмёшь, что не знаешь, как её потом из себя выплюнуть. Страшно браться. Стихи, на мой взгляд, проще. Рифма, она, как компас, ориентирует, а ритм сам собой задаётся. Не всегда, правда, понимают, когда рифмую одно слово сразу с двумя, с ритма сбиваются. Тут надо на пробелы не отвлекаться и ехать по стальному рельсу стучащего слога, проложенному от начала повествования.

Расскажите, как произошло знакомство с Бумажным слоном?

Попал случайно. Мама сбрасывала стихи в ВК и на Стихи.ру, но там народу тьма, каждый спешит куда-то мимо. Ей посоветовали Слона, мол ресурс уютный. И действительно, приятно слышать мнение людей. Рад и критике, и вообще всему. Звоню по таксофону домой и так справляюсь, что тут написали. Бывает стишок, который я и всерьёз-то не воспринимал, вызовет полемику интересную, а порой капитальное что-нибудь, кровью политое, проскочит вхолостую. А иногда совпадёт. И стою я с потёртой телефонной трубкой в руках, и улыбаюсь, как пряник.

Замечательно, что есть как минимум два человека, поддерживающие Вас в творчестве (в сети их уже однозначно больше).

А что касается стихотворений, да, парадоксально, но у людей больший отклик вызывает какое-нибудь «проходное» стихотворение, а более «ценное» для автора обходится стороной.

И раз уж зашел такой разговор, есть ли дорогое Вам стихотворение, которое хотелось бы рекомендовать читателям? 

Знаю, что поэму «на ход ноги» читать не получится. Но человек, по большей части, в сетѝ сидит именно так. «ОСТРОВА», съевшие пару месяцев моей жизни, постигла подобная судьба. Выливая за раз свыше полсотни страниц, я, видимо, прошу слишком многого. Но ту-то хотя бы в реальной жизни читатели (здесь такие есть) хорошо воспринимают. Вот «ТРЕТИЙ» (тоже поэма), совсем следа не оставил. А ведь это моё любимое произведение из своего. В некотором роде исповедь. Ода слабодушию. По маленьким стихам сейчас сориентироваться затруднительно, за неимением интернета. Самому нравится что-то в таком духе: «Гремит набат. А мы уже не те...»

Маяковский или Твардовский?

Твардовский

Россия или любая другая страна?

Россия

Свобода или равенство?

Свобода

Творить или читать?

Читать

Поэзия или проза?

Проза


Ну и напоследок, ставшая классикой рубрика «Делимся секретами писательского мастерства». Александр, расскажите, есть ли у вас какое-нибудь правило, традиция или может быть воззрение на творческий процесс?

К чёрту вдохновение! Мозг – механизм. Да. Ружьё на стене иногда стреляет само. Решайте: ждать у моря погоды или позволить себе ударить по курку. Но помните, органы без тренировки деградируют. Без разницы, мускулы или душа. Сядьте и напишите хоть что-нибудь. Не бойтесь, что выйдет скверно – всегда можно исправить или выбросить, как неподлежащее восстановлению. А просидишь слишком долго, и не почует оглохшее в ожидании сердце голосов запоздалого вдохновения.

Ещё раз огромное Спасибо. Вопросы отличные, отвечать интересно. Надеюсь, что не наскучил своей болтовнёй.

Александр Паранук

Спасибо Вам за уделенное время, за философскую беседу и за пищу для размышлений. Это ни в коем случае не болтовня, но действительно многогранный разговор. 

+31
09:00
1548
10:26
+7
Прочел на одном дыхании, словно художественный рассказ. Но это жизнь. Спасибо Александру за творчество и правдивые ответы. Спасибо Таше за интервью.
11:02 (отредактировано)
+6
Спасибо, Ярослав!!!
Спасибо Александру за открытость и прямолинейность.
Спасибо Елене за то, что это интервью стало возможным.
11:30
+11
Ну, что сказать. Я знаю, как непросто говорить с человеком, у которого все непросто. Так что Таша. Никто кроме тебя. Только ты. И я говорю Спасибо!
Что касается Александра… мне кажется он избранный. Кидайте в меня сапогами, но я фаталист. И да, я согласна, что ОН дает по силам. Поэтому — сил и справедливости. Пусть она восторжествует и догонит каждого. Спасибо за разговор. Спасибо за творчество.
Ташуль, подписываюсь. Никто кроме тебя smile
13:33 (отредактировано)
+8
Давно слежу за творчеством Александра! Мужественный человек, талантливый поэт, со своим необычным рядом оригинальных образов и метафор.

Александр Паранук
Пережил много мук,
Но ничуть не сломался-
Человеком остался!

unknown

Спасибо за интересную встречу! smile
13:39 (отредактировано)
+8
Ну, что скажешь.
Татьяне большой поклон.
Эта грань жизни мало кому известна. И смотреть туда тяжело.
Александру… говорил и ещё скажу:
Держаться! И создавать!
Калибр человека определяется размером тех трудностей, которые он может преодолеть в жизни. И калибром его врагов.
18:16
+6
Прочел. Интересно. Хотя, конечно, слово это уместно не вполне.
У самого имеются друзья сидельцы. Правда, срока, конечно, не столь внушительные и, к сожалению, сидят они — за дело. И, что парадоксально, часть из них не преминула возможности вернуться в барачьи пенаты, видимо, каждому свое.
Пусть, творчество Александра и не вызывает у меня какого-либо отклика, он — как человек и автор — большой молодец. Так держать. А ЦА обязательно подтянется!
19:32
+5
Интересно. Александру сил и продолжение творчества. Но мне бы хотелось узнать за что его осудили. 14 лет это либо тяжкие, особо тяжкие составы или хорошая в кавычках совокупность.
20:18
+8
Вы знаете, я глубоко убеждена, что подобные вопросы уместны в личной беседе, и то, за человеком остается право не отвечать на них.
20:30
+7
«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» народная мудрость.
— За что ты?
— Ни за что!
-Не ври! Ни за что 10 лет дают, а у тебя 15…
К сожалению, такие «перлы» на пустом месте не появляются.
00:47
+1
Согласен, Таша, я просто занимаюсь уголовным правом, вот мне и стало интересно.
10:43
+1
Понятно
20:10
+6
Огромное спасибо Татьяне за интересные вопросы и желание взять интервью у Александра!
Благодарю всех, кто ознакомился с ответами и не остался равнодушным к ним!
Понимаю, что ситуация, в которой оказался Александр, не однозначная, но и ТАМ, как оказалось, можно жить и заниматься творчеством. Надеюсь, что с вашей поддержкой и пониманием Александр и дальше будет стараться радовать своими стихами. Всем большое-большое спасибо!
20:21
+5
Надо уговорить его прозу писать
20:26
+5
Может сам «дозреет» к прозе. Поживём — узнаем! wink
20:27
+5
Тебе всех в прозу…
20:51
+2
ну с тобой весьма удачно вышло. Ты б еще писал бы ее…
20:55
+2
пожалей людей
21:03
+2
не впадай тут… Что за день? Бури на солнце? Ветер в чате играет в «Кешу» 3 серия.
Пишите уже.
21:05
+1
Ну-ка ша, киндеры! Распоясались!
Всем по серьгам.
Для меня прежде всего герой, точнее героиня — Елена. Тактичная, интеллигентная, никогда не отвечающая на хамство некоторых «крытегов». Мать с большой буквы, ежечасно спасающая душу своего сына. Земной поклон Вам за это.
Адександр, терпения. В виртуальном пространстве, благодаря творчеству у Вас есть множество друзей.
И ещё. Проза, судя по интервью, получится самобытная, ироничная, хлёсткая и в жилу. Не отвергайте эту возможность. smile
22:17
+6
Я тут случайно ткнула мышкой и… ух! Испытываю благоговейный трепет перед людьми, которым выпали такие испытания и которые не только не сломались, но наоборот, сделались человечнее. Я даже вообразить не могу, какую силу духа нужно иметь. Почитала стихи, не понравились, но если человек всего два года пишет, это нормально, этодаже очень неплохо. Нужно продолжать, кто знает, может выйдет большой поэт. Но вот само интервью понравилось больше стихов. Нужно писать прозу, однозначно!
00:18
+7
Вот это да! Чуть не пропустил! Саша Паранук!!!
Один из немногих поэтов, которых я читаю и люблю. Очень интересно! Спасибо Таше!
Александр, большой поклон и уважуха тебе, маме и твоему большому творчеству!
13:30
+7
Таше спасибо огромное за такое неожиданное интервью! Моя плакаль, пока читал, а потом ещё, читая комментарии. Конечно, Александр человек незаурядный, и стихи, и ответы интересны, самобытны, и я бы даже сказала, талантливы.
Хотелось бы продолжения.
Есть ли изданные сборники? И подробнее об учителях. Можно ли в тюрьме учиться заочно, получить высшее образование?
19:13
+9
Прочитала Александру все ваши комментарии! Он был безмерно рад такому вниманию к его личности, благодаря стараниям Татьяны, которая очень профессионально подготовила интересные вопросы для интервью, за что ей передаёт отдельное большое спасибо!
Александр выражает всем свою глубокую признательность за поддержку, понимание, интерес к его творчеству и с благодарностью принимает ваши пожелания, советы и добрые слова!
Всем-всем на БС огромное СПАСИБО! Удачи и успехов в творчестве и жизни!
22:13
+3
Елена, спасибо Вам ещё раз за помощь, оперативность и терпение)
22:07
+3
Спасибо всем за внимание и неравнодушие. Ваши комментарии важны! Спасибо, что не прошли мимо.
22:51
+2
22:15 (отредактировано)
+5
Прочла интервью еще вчера, и все думаю, думаю… Наверное, больше думаю о том, как корректнее написать комментарий.
Мне очень не понравилось про потерявшегося в метро ребенка. Я, все-таки, верю, что большинство людей не прошло бы мимо, махнув рукой. Я в это очень верю.
Интервью очень развернутое, красивое, но… поверхностное, что ли, исходя из того, в какой ситуации Александр. Образ романтизирован. Мне вообще эта тема давно интересна — романтизация заключенных. Все сидят ни за что… И женщины им письма пишут, тоже мне это интересно. Просто, если говорится А — 14 лет строгого заключения, то, хочется услышать и Б — за какое нарушение человек сидит ни за что? Может, конечно, я не права.
Александр, это я сейчас рассуждаю в целом, не в частности. Стихи у вас великолепные. Сильные и осмысленные. Наверное, душевный и жизненный переворот для талантливого человека просто так не проходит.
И мама у вас героическая. Смелая мама! Это — огромное счастье.
И вопрос — почему именно в тюрьме у вас поменялось отношение к лицам кавказской национальности?
Где с колыбели в головы всверливают идею о том, что лоха надо стричь, а победителей не судят.

И вот с этим не согласная в корне. Не всем с детства вкладывают эту идею. Вам, наверное, тоже не вкладывали… Обобщения начинаются там, где правит обида, как мне кажется
22:31
+6
«Ни за что» моего друга определялось, как удержание заложников. Парень просто работал водителем у своего дяди-предпринимателя. Однажды увез его с другом на дачу, где те пили неделю по-черному. А потом собутыльник заявил, что его силой удерживали. А у нас тогда, да и сейчас, усилена борьба с этим делом была. Думаете, смогли что-то доказать? объяснить? ни один адвокат не смог.
План. Знакомства. Отжатый бизнес. От звонка, до звонка. Был человеку 21 год. Прекрасный человек. Никогда по нему не скажешь, если не знаешь, только весь лоб в морщинах. Дружим больше двадцати лет.
23:45
+4
Виктория, однозначно не опровергаю, что такое возможно! Масса тому примеров. Масса. К большому сожалению. Но, в вашем примере вы и человека лично знаете, и ситуацию, и последствия. Но в данной ситуации… Я ни в коем случае не хочу огульно Александра в чем-то обвинять. Я НИЧЕГО не знаю и, пожалуй, не хочу знать. Но я боюсь быть обманутой. Не знаю, выразила ли я правильно свою мысль…
07:27
+4
Меня вы тоже лично не знаете, вдруг я усатый врун. За нас говорят наши тексты.
Я верю Александру и Елене. Меня ни разу не посетило сомнение. Почему? Не потому что доверчивая. Наоборот. Может, просто то, что за деньги не купишь. У каждого из нас есть право на сомнения, но нет право вынуждать человека их развеивать, путем копания. Я считаю интервью полноценным, глубоким, культурным и человечным. А Александра сильным.
вдруг я усатый врун

С грохотом падает в обморок* wonder
09:19
+2
вставай, иди пиши уже. Лишь бы не работать
10:46
+2
Да. Результат деятельности человека, то, что он создал (текст) содержит о нём информацию. Особенно стихи. Это всегда отпечаток его души. Или его состояния, возникшего от столкновения души с некой гранью жизни. Как фотография, миледи.
Даже если человек специально создаёт картинку, это всегда видно. Ведь он создаёт её из обрывков более ранних столкновений…
Знаете, почему я не удивился, когда Вы про… «не могу улиток убивать...» сказали? Я даже знал, что Вы ответите, когда предложил уменьшить популяцию?
Я читал Ваши тексты.
Вы очень добрый человек. :)
22:50 (отредактировано)
+5
Вы знаете, я считаю не то, что некорректным, но и в принципе не этичным задавать человеку вопросы о том, «за что». И мне кажется уже большим делом, что человек в принципе согласился ответить на некоторые вопросы. Мог и не отвечать. Мы могли бы замечательно поговорить про творчество и в принципе, как говорится, «замять» вопросы о месте его пребывания.
А сравнения и метафоры вам непонятны (как, уверена, И большинству из нас), исключительно в силу отсутствия подобного опыта.
Вы говорите, что видите обиженного человека — а как можно быть не обиженным? Как можно вообще спокойно реагировать на несправедливость?! Когда какой-нибудь блатной Миша Ефремов сидит под домашним арестом за убийство человека, а простых людей «закрывают» на большие сроки за меньшие «провинности». Я конечно утрирую, но все-таки.
23:55
+2
Таша, хорошо понимаю ваше возмущение. Честно говоря, написав свои ощущения от интервью, предполагала, что последует определенная реакция. Поэтому и обдумывала так долго. Но, тот редкий случай, когда не смогла не высказаться. Я не хочу знать за что сидит Александр. Я про «А» и «Б» написала только в свете самого интервью. Так подробно и честно говорить о том, о чем многие из нас и понятия не имеют и не договорить основного. Давайте откинем деликатность и представим, что это не интервью с определенным человеком, а рассказ с абстрактным героем. Все комментаторы однозначно высказались бы, что основное осталось за кадром. Не раскрыт сюжет…
Я очень уважаю вас. Уважаю Викторию. Принимаю вашу позицию однозначной веры в человека. Можете считать меня злой или, лучше, не «принимающей на веру», что, иной раз, одно и то же.
23:56
+2
Кстати, про Ефремова. Я не считаю, что вы утрируете. Талант не исключает виновности. Садиться за руль пьяным — угроза чьей-то жизни. За это надо расплачиваться по закону
01:19 (отредактировано)
+2
Это не вполне возмущение. Просто мы с вами смотрим по-разному на ситуации и людей: в данном интервью вы видите нераскрытого персонажа, а я смотрю на человека, у которого мне интересно узнать его взгляд на жизнь и, если он захочет поделиться, то и может быть какие-то частные подробности. Но я не Ксюша Собчак и не Ира Шихман, без мыла лезть туда, куда меня не звали, не хочу и не умею. Если Александр пожелает расставить точки над И, думаю, он вполне может написать блог, рассказ, да что угодно о себе.
понимаете, для меня эта ситуация сродни той, когда женщине или семейной паре, у которой нет детей, задают вопросы из разряда: «Когда уже будете рожать?» или «А чего не рожаете?» Да мало ли какие причины могут быть, может для людей это болезненный вопрос, проблемный.
А люди не стесняются задавать подобные вопросы…

Что касается принимать на веру… мы живем в таком паскудном мире, который ежедневно учит нас не доверять окружающим. Но то ли мне так повезло, то ли я просто наивная дура, но повода не доверять Елене и Александру нет никакого. Тем более человек говорит далеко не о самых приятных моментах своей жизни. Захотел бы обмануть, нашёл бы способ, я вас уверяю.
01:22
+4
Не будет он ни за что расплачиваться. Как будто это его первая проблема с законом. Я не знаю, какая судебная система за рубежом, а у нас есть избранные, для кого закон не писан, и все остальные.
Слишком большой резонанс, друже. Да и судья довольно жёсткий. По всей строгости не дадут, конечно, но, имхо, отсидит какое-то время. Мож год-два. Условное вряд ли. Слишком много возмущения вызовет.
09:10
+2
Условное и дадут максимум. А так сейчас окажется, что он смертельно болен или ещё какие обстоятельства, по которым его нельзя сажать в тюрьму.
Или «накопают», что не он сбил, уже же предпринимаются попытки вовсю.
Так что убеждена, что он не сядет. Вон, мадам Васильева после наворованных миллионов у государства сидела дома, картины писала. Тоже резонанс был, а толку.
09:18
+2
еще пьяные шестилетки во дворе велосипедами сбивают иномарки. И ведь не один уже
10:39
+2
Да не пипец. Страна такая. Рыба тухнет с головы.
Поэтому можно верить или не верить, делать че хошь, но и не допускать несправедливость в судебно-правовой системе я б не стала. Всяко бывает. Людям жизни ломают, их самих ломают и за что, и ни за что. Только сайт — творческий, не юридический, мы тут для другого собрались.
Воть именно. Сам от политики и бытовухи сбегаю в виртуал. smile
16:04
+3
Просто мы с вами смотрим по-разному на ситуации и людей: в данном интервью вы видите нераскрытого персонажа, а я смотрю на человека,

Нет, нет, Таша, ну что вы. Я тоже за этим интервью вижу человека. Поэтому и интересно понять. Вы не очень правильно поняли мой ответ или невнимательно прочли.
Давайте откинем деликатность и представим, что это не интервью с определенным человеком, а рассказ с абстрактным героем. В

Я предлагала просто абстрагироваться и представить.
Ну, с другой стороны, как поняли, так поняли…
Мне всегда очень интересен этот момент в виртуальных обсуждениях незнакомого человека: когда дружно защищают одного незнакомца от других незнакомцев :)))
Я больше в дискуссии не буду принимать участие.
Приношу извинения тем, кого невольно обидела своим интересом к интервью
19:16
+3
Ну, про защиту не вам говорить и не мне, этот аргумент никуда не годится.
Почему я в принципе что-то тут говорю, а не отмалчиваюсь в кустах по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю», так исключительно потому, что это зона моей ответственности и отмалчиваться в этом случае просто напросто непорядочно.
Но вы можете вешать какой угодно ярлык на себя, на меня, на Александра, на кого угодно, лишь бы вам было комфортно. Хотите быть обиженной и непонятой? Ради всех святых. Хотите, независимо от «ситуаций» как ни в чем не бывало комментировать, отделяя личность автора от его произведений — всегда пожалуйста.
Вы в своём первом комментарии выразили вполне четкую позицию — имеете право. Я (и как оказалось не только) имею полное право с ней соглашаться или нет. Ваша реакция обиженного человека мне непонятна.
00:50
+2
Позвольте вмешаться. Миша Ефремов совершил неосторожное преступление, повлекшее смерть, но оно все-равно не тяжкое. А за такое арестовывать нельзя. Так, что он получит колонию-поселению с зачетом домашнего ареста в срок наказания, поиграет там на сцене, отставит кучу автографов, включая руководство колонии и вернется к своей жизни. Увы, но это так.
10:42
+2
Искренне надеюсь на то, что отягчающие обстоятельства примут во внимание.
Ну а так… всех бы судили, как Ефремова. Мягонько.
Ну вот честно…
Я не хочу знать причину. Как и не хочу быть невольным судьёй или адвокатом. Наверное это своего рода самозащита от реала. Пришлось и приходится видеть по-жизни очень много нелицеприятного.
Потому среди множества стихов Александра выискиваю те, где хоть немножечко света и надежды, как правило отписываясь в них.
И, повторюсь, восхищён героизмом Елены!
23:58
+2
Зацепилась за то, что и ты не хочешь быть «адвокатом». И я не хочу. И судей без нас достаточно.
23:33
+8
Согласен с Жаном! За что, сколько, где и с кем не имеет ровным счетом никакого отношения к творчеству. Сидельцев тьма тьмущая, у некоторых судьба и позаковырестей. Как говорил Маяковский: «Я — поэт. Этим и интересен.» Этим нам интересен и Александр. У него множество стихов разного уровня и качества, но за каждым можно увидеть боль лагерных реалий. Стихи для него — соломинка, которая помогает оставаться на плаву, оставаться человеком, преодолевать боль, отчаяние и тоску. Хочется ему пожелать и дальше не терять стойкости и творить, ибо только творчество и дает свободу духа. И такую маму, настоящего Ангела-хранителя никак нельзя подвести.
00:00
+3
Судить стихи — другое дело,
Хотя и это тяжкий труд…
18:24
+1
Зачем обязательно надо «судить», а разве нельзя просто, конструктивно об-судить?
И без того «судей» вокруг как собак нерезаных, выносящих направо и налево свои единственно «правильные» приговоры, не подлежащие никакому обжалованию…
А судьи кто? — Кричали вновь прибывшие в аду... unknown
10:48 (отредактировано)
+1
С «враждебным словом отрицанья» у романтиков всегда дела обстоят лучше чем со «сладким ропотом хвалы», по словам любимого Александром Некрасове. Потому, наверное, его гражданские стихи вызывают широкий отклик в душах людей, что он настоящий романтик. Удачи ему.
Но! Во-первых, я убеждена, что у творчества нет границ...

Считаю границей, если хотите оплотом творческих излияний — мораль. Мораль общества в котором творчество и живёт, как тюльпан на клумбе. Творческий человек может быть разным; весёлым и грустным, за и против. Только стержень общественной морали не выдернуть. Выдернешь — получишь «Жизнь чернокожих важна!», а остальные — навоз. Что это? Это рассизм или того хуже — фашизм!
12:41
+3
Вот знаете… Это как в поговорке: Кто о чем, а вшивый о бане. Ну негры здесь каким боком? Я не понимаю, вы вообще с другой стороны земного шара находитесь. Вас коленкой не душат, на колено не ставят. Что периодически на БС всплывает эта тема? Почему не про Монголию, не про Уганду, не про женское обрезание? Ну что вам не дает покоя эта Америка. Дома все хорошо?
А это позиция называется — моя хата с краю…
Аполитично рассуждаете!
Это пример безграничного, ведь границы могут расширяться не только вверх, но и вниз. Данте бы с вами не согласился.

12:50
+2
нет, это называется: Хочешь поменять мир, начни прибираться дома. Понимаете, о чем я говорю. Прежде чем лезть в политику и ахать на социальные проблемы другого государства оглянитесь вокруг. Не жмурьтесь. А то эта политическая дальнозоркость приводит к попустительству в своей стране.
13:05
+1
Стоп! Эта рубрика — разговор с интересными людьми. Есть претензии, вопросы или несогласие с непосредственно с моими словами — пишите в личку или отдельным блогом. Здесь главный герой — Александр. Читайте, знакомьтесь с его мыслями и творчеством.
Комментарий удален
00:55
+1
Я вот в эти выходные только на эту тему два эссе написал про Европу, правда не затрагивая тему морали. В творчестве кроме морали, есть еще этика и эстетика, но и выход за их пределы.
Интервью прочёл. Интереса не вызвало.
Некрасов не был лицемером. Не сумев побороть себя самого, в творчестве своём он наставлял на пути справедливости целые поколения. 

В таком случае, кроме Иссуса и Буды уважаемого интервьюера порадовать некому.
14:02 (отредактировано)
+5
Зашла и, Боже мой! Что тут происходит! Полностью согласна с Татьяной (Ташей): тут в первую очередь творческий сайт, а не трибуна политических дебатов. Можно выражать своё мнение, но не впадать в крайности и оскорбления. Ну а слухи и недвусмысленные предположения совсем не приветствуются. Уважайте друг друга и себя в том числе. Прежде, чем интересоваться чьей-то личной жизнью, спросите себя — раскрыли бы вы сами какие-то моменты своей личности перед широкой публикой, если бы они были с точки зрения широких масс неоднозначно поняты?
Для того, чтобы было меньше вопросов, сообщаю, что Александр никого не убил и не покалечил, хотя дело его совсем неоднозначное (об этом Александр упомянул в интервью: об экспертизе и операх), вину он не признал, до сих пор боремся за его освобождение. Я бы сказала, что он оказался не там и не в то время. Что будет дальше, поживём — увидим.
Отдельно для Бабули: думаю, что говоря о потерявшемся мальчике в метро, это что-то из воспоминаний детства, про лохов и победителях — это уже из его взрослой жизни (может и ошибаюсь). Да, и ещё про нелюбовь к кавказцам: этого просто не может быть! Его дед и отец родом с Кавказа — они адыги. И вообще, у нас в трёх поколениях очень многонациональная семья, поэтому мы — интернационалисты!
Давайте жить дружно, как говорил один мультяшный герой! Будем творить и делиться своими творениями с другими! rose
Э… э, как бы никого не оскорблял. Высказал свою точку зрения. Да и пошёл я, у меня вообще много дел. unknown
19:18
+4
прочитал влёт, как оно вс непросто в жизни… но Саша молодец. Хочется многого пожелать, но пожелания всегда получаются намного фальшивыми. а потому просто — держись, Саша!
19:53
+1
Народ, никого не хочу обидеть. И к Елене и Александру отношусь с уважением. Но я такого пафоса отродясь не видела.
19:54
+1
П.С. Не в интервью, в комментариях. Мне даже как-то неудобно за вас.
20:08 (отредактировано)
+3
Эделев, вы ли это?
20:47
+1
Да, мадам Пафосс
21:05
+2
Ну, вы уж не сильно за меня краснейте, мне с вами свиней не пасти. Я уж как-нибудь сама по себе, вы в своем многообразии сами… сами…
21:33
+1
лучше пишите, чем про свиней фантазировать
21:52
+1
да… да… вы правы. Буду) продолжать создавать вам неудобства)
Александр и Елена, вам уже написали много разного, но только время все́ расставит на свои места. Не сдавайтесь: вода камень точит.
Для тех, кто ни разу не сталкивался. Наша судебно-следственная машина очень не любит отыгрывать назад и признавать ошибки, поскольку это признание влече́т за собой вполне конкретные финансовые последствия. Максимум, на что можно рассчитывать — это переквалификация и срок, равный уже отбытому. Но Александр продолжает настаивать на своей полной невиновности, а это значит, что он и на помилование рассчитывать не может. Ну, не поше́л он на сделку со следствием, не признал вину, не раскаялся — потому и огре́б 14лет.
16:33
+1
Спасибо за интересную беседу.

Ещё раз убеждаюсь в том, что мы это дух. Можно оставаться человеком в уродливых ситуациях…

Спасибо…
20:01
И Вам, Наталья, большое спасибо за отзыв и понимание. rose
Загрузка...