Слоновости: выпуск № 2
Нужно ли современным детям все то, что им дают на уроках литературы в школе?
Литература – такая же важная часть культурного наследия любой страны, как и история, или архитектура. Именно поэтому мы бережно сохраняем лучшие образцы, называя их «классикой», и стараемся передать будущим поколениям. Но, как я уже упоминал в одной из статей, современники смотрят на произведения прошлого совсем иным взглядом, чем мы с вами или наши родители.
Думаю, эта новость будет актуальна для тех, у кого болит душа за литературное наследие и неокрепшие юные умы. Здесь однозначно есть что обсудить и над чем подумать.
29 апреля 2021 года Союз писателей России обнародовал рекомендации к составлению школьного списка литературы. В список вошли русские народные былины, сказки и песни, произведения в таких традиционных для русской литературы жанрах как «летопись» и «житие», мифы Древней Греции, и даже Домострой. А также стихи Пушкина и Ахматовой, произведения Чехова и Толстого, и много чего еще. Для интересующихся, с перечнем можно ознакомится тут:
За консервативно-патриотический тон документ подвергся критике со стороны некоторых представителей литературной среды. По мнению современных экспертов, рекомендации значительно отстают от современных тенденций. Среди критиков – профессор кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена, доктор филологических наук Мария Черняк, блогер и педагог Роман Лазебников и другие.
Что же так возмутило литераторов и педагогов?
То же, что уже озвучивал и я: классическая литература слишком далека от современника. И не только антуражем, в котором разворачивается сюжет, и даже самими событиями, но и мышлением героев. Иные ценности, идеалы, стремления – все это делает героев сложными для понимания, а значит, нынешнему поколению им тяжело сопереживать. «Каким образом современный подросток может себя ассоциировать с героями русской канонической литературы, если в его глазах Онегин, Печорин, Обломов, Раскольников и далее по списку являются законченными „печальными лохами“? Извините», – высказывается Роман Лазебников.
Еще одна претензия – возрастная. Распространенное мнение: школьники вынуждены читать тексты, написанные взрослыми бородатыми дяденьками. Надо ли объяснять этот пункт? Даже современники разного возраста с трудом находят точки соприкосновения по интересам. А представьте ту культурную бездну между ребенком из XXI века и 50-летним мужчиной из XVIII века?
Тут же можно принять во внимание такой нюанс: по современным законам до 18 лет гражданин не наделен полной дееспособностью, то есть, возможностью принимать какие-то ответственные решения – эту ответственность несут его родители. Вслед за законом культура считает несовершеннолетних по сути детьми. И мало кто задумывается, что всего-то пару веков назад уже лет в 16 люди могли заводить семью, рожать детей, распоряжаться имуществом. Например, в России XVI века в брак могли вступать 15-летние юноши и 12-летние девушки. Сегодня же сложно помыслить, что девочка в 12 лет станет женой и матерью. Применительно к литературе: например, множество споров по сей день вызывает возраст Татьяны из пушкинского «Евгения Онегина». По разным мнениям, ей от 13 до 20 лет.
Почему так важен возраст героя? Писатели и издатели считают, что, если герой – одного с читателем пола, возраста и так далее, ему проще сопереживать. Для подростковой литературы считается, что герой должен быть буквально на пару лет старше читателя, так как дети и подростки зачастую хотят выглядеть старше, а значит – круче. Если обобщать все эти мысли – от возраста зачастую зависят мысли, убеждения, взгляды на жизнь и опыт человека, поэтому читателю чаще интересны сверстники. Но все то же самое может зависеть и от эпохи – подростки прошлых веков совсем не такие, как современные, их интересы и опыт различны.
К трудностям понимания эксперты также относят сюжеты и общий эмоциональный настрой. Депрессивность и эмоциональная мрачность русской литературы давно стала предметом приколов и мемов. Дети не хотят читать про насилие над собаками и старушками, про изнасилования, инцесты и убийство детей родителями! Да даже просто душевные метания на философский мотив «Тварь ли я дрожащая?» вряд ли будут понятны школьнику. Это слишком глубокие экзистенции, которые, скорее всего, ближе тем, у кого уже кризис среднего возраста. В 12-17 лет читателей волнуют другие вещи. Многие с помощью книг хотят наоборот, убежать от тревожной реальности (высокий уровень ответственности в школе и дома, экзамены, ссоры со сверстниками), и погружение в тленно-экзистенциональный мир, выплеснутый на бумагу хмурыми взрослыми – ну совсем не привлекает.
Что по поводу классики думают представители нынешней молодежи?
«Лиза повисла на парне, мол, люблю не могу. Оказалось, что он безответственный и бросил ее, когда проиграл кучу денег. А Лиза вместо того, чтобы успокоиться, подумать, что теперь делать, решила, что можно не париться, и утопилась. Ведь зачем напрягаться? Зачем решать свои проблемы? Зачем думать о своих близких, которые будут по тебе горевать? Можно же просто взять и утопиться!» – вот так видит сюжет «Бедной Лизы» Николая Карамзина 16-летняя петербурженка Наталья. «В „Грозе“ Островского абьюз на абьюзе. Девушка – заложница ситуации, где она пустое место, с ее мнением и желаниями никто не считается», – рассуждает будущий психолог 19-летняя Ярослава. «Читать Достоевского – все равно что смотреть, как топят котят. Мучительно. Я не понимаю, зачем «Преступление и наказание» в школьной программе. То, что Достоевский нагнетает мерзость, отталкивает», – делится 18-летняя москвичка Анна.
Также молодежи не хватает в классических текстах бодрости, экшена. Как я упоминал выше, в раннем возрасте далеко не все задаются экзистенциональными вопросами о сущности бытия, социума и роли человека в мире. Поэтому долгие философские рассуждения и душевные метания подросткам малоинтересны. При этом многие более современные и интересные детям тексты в программы не включены. «Мы зациклены на прошлом», – заключает Ярослава.
Почему Герасим из «Муму» безропотно утопил собачку, почему Соня Мармеладова из «Преступление и наказание» не нашла любую другую профессию, да хоть уборщицы, почему Катерина из «Грозы» просто не сбежала от мужа и свекрови, зачем Тарас Бульба убил сына – эти и другие вопросы задают современные школьники. И, как признают педагоги, не так-то просто все это объяснить. «Я сталкивалась с тем, как тяжело подросткам профеминистских взглядов читать «Грозу». Интересно следить и за тем, как меняется представление о «Герое нашего времени»: Печорин из героя-любовника превратился в сознании многих школьниц в абьюзера. Дети, принимающие новую этику, стремятся быть эмпатичными», – рассказывает педагог и писатель Римма Раппопорт.
Эксперты сферы считают, что система преподавания литературы в школах требует доработки. Это понимают все и уже давно, но реализация, как обычно, упирается в массу проблем. «Школа – очень медленная система, революция там сегодня невозможна. Поэтому хорошо начать с шажков: хотя бы не полную свободу учителям дать, а право разъяснить, научить по-новому общаться с детьми, по-новому работать с текстами», – считает Римма Рапопорт. Впрочем, сегодня учитель имеет право влиять на программу на уровне школы, и помимо обязательного к прочтению списка добавлять туда то, что сочтет необходимым, добавляет филолог Антон Скулачев.
Что лично я могу заключить из отзывов школьников? Современные дети отнюдь не глупее прошлых поколений. Наоборот – они умнее, их кругозор шире. Они не хотят принимать классику как должное, у них есть свое, критическое мнение, взгляд через призму современности. И это хорошо.
Что думаю я по поводу школьной литературной программы? Мне остается только согласиться с экспертами. Здесь нечего думать – образование не должно отставать от развития культуры. В списках литературы должно присутствовать то, что увлечет школьников, а не превратит обучение в пытку ради циферки в аттестате. Ведь художественная литература для ребенка или подростка – это, в первую очередь, эмоциональный опыт. А только потом какое-то там наследие. И потому книга должна увлекать и открывать новое, а не мучить непонятной необходимостью (да-да, обоснование «Надо!» и «Ты просто должен это знать!» – с молодежью не работают). А на деле выходит, как в цитате Марии Черняк: «Курс литературы обрушивается на хрупкие плечи подростка глыбой, которая норовит придавить. В лучшем случае вызубришь, в худшем – возненавидишь». Даже в мои школьные годы – а я закончил школу в 2000 году – наблюдалась именно такая ситуация. Ничего, кроме недоумения и отвращения произведения классиков у меня не вызывали и не вызывают до сих пор.
Но и опыт прошлого мы не можем просто взять и закинуть пылиться на антресоли. Фактически речь уже идет не о самих произведениях, а о разработке таких методик преподавания, которые позволят увлечь детей тем, что, казалось бы, лежит далеко за пределами из интересов. Только это уже совсем другая история и другой вопрос. Ведь такие вещи во многом зависят от человеческого фактора – самого педагога.
Убежден, что грамотный подход, обсуждение и рефлексия на тему прочитанного – все это поможет привить детям любовь к произведениям классики, а также помочь понять героев. Тем более, что несмотря на все вышесказанное, многие из них пользуются популярностью у современной молодежи. Так, существует фандом русской литературы, имеющий широкую аудиторию поклонников.
А что вы думаете по поводу этого спора?
Искренне лаваш, корр-опоссум, Androctonus_616
У вас либо была элитная школа с сильным уклоном в литературу, либо вы преувеличиваете, уж простите. Я даже абстрактно эту сцену представить не могу.
Я выпустился из школы 12 лет назад. В нашем классе даже я особо не обсуждал Толстого с Достоевским (хотя читал), а я там был из лучших. Остальные и вовсе эту муть в гробу видали.
А вот если б учил, все бы понимал. Как я…
Но прастите, мы историю не по Гюго учили… Там такие тонкости, каких не каждый пятерошник знает. Ну, давай, про короля Иакова 1го или Георга 3го расскажи, понимающий Тока не подглядывай в Гогуол ))
А вот как вытаскивали наконечник стрелы из глаза английского принца (Генрихи 5 будущего)? Ух, история! Без ювелиров не обошлось.
И много там такого. Интересная штука история.
А книги — залог к этому знанию.
А хромые собачки были всегда. Вот только стрелы из глаз наследников престола, ставивших потом на колени Францию, они не вытаскивали.
— Я вот в молодости хотел свою рок-группу назвать «Анна Лохматова», так мне одна девушка сказала, что если я так сделаю, она со мной разговаривать не будет. На вопрос «почему» она таинственно заявила, что мол, Анна Ахматова — она как мать…
Автор, естественно, тролль , но тема важная. Стоит того.
Эх, про троллей что ли еще бабахнуть статейку? Раз уж поперло так поперло
Правда, не особо представляю, как объяснять им семантические ряды Обсуждать героев — это хотя бы понятно. Впрочем, если честно — я вот даже не могу вспомнить, что и как нам преподавали на уроках лит-ры. Делайте выводы, какие хотите
Согласитесь, что «Война и мир», прочитанная в 16 лет и в 40 — совершенно разные книги.
Или не так?
Ага-ага. Школьник в 9 классе будет представлять литературного героя, как… что простите? Пересечение семантических рядов??? Я в свои 28 с трудом представляю, что это. И более того — абсолютно уверен, что если литературные типы школьникам в жизни ещё могут пригодиться (вряд ли, но в теории), то семантические ряды… а я ведь вроде как писателем себя пытаюсь считать, и то…
А вы предлагаете ровно обратное — уходить от понятных и интересных вещей к абстракциям. Их никто не будет учить, они тупо не нужны школьнику. А нужны лишь теоретикам.
Ананас, вы простите, я сейчас искренне без всякого негатива и попытки обидеть, но вы задрот. Жёсткий задрот от литературы. Ещё жёстче, чем я от поэзии. Вам это интересно и потому вы считаете, что будет интересно всем. Но нет. Изучение подобных вещей в школе — путь в никуда. Школьника нужно заинтересовывать, а не грузить ещё сильнее.
Может, вы и правы, что это путь в никуда, но я бы все-равно попробовал. И попробовал бы сделать интересно. И может быть, раз пять бы попробовал, с разных сторон подойти, статистику собрать, мнения. Скучно ходить там, где все ходят.
С одной стороны — да. С другой — место ли школа для экспериментов? Образование — штука консервативная не просто так. Не поймите неправильно, я всеми своими атмосферными фронтами за усовершенствование школьной программы по литературе (и не только, но по ней в первую очередь). Но не сделать ли хуже?
А насчет «не сделать ли хуже» я не знаю. Никто же не хочет хуже. Просто все живут, наблюдают, чувствуют, и предлагают что-то другое, новое.
P.S. На практике это решается просто: кто-то выдвигает гипотезу. Приводит аргументы. Люди проверяют аргументацию, критикуют, соглашаются или отвергают. Все, нет проблем. Обсуждений гипотез я не вижу, но страха синих занавесок хоть отбавляй. Думаю, не в синих занавесках дело, а в страхе быть одернутым, осмеянным. Синих занавесок бояться — с текстами не работать! (давно хотел это сказать )
Убийство ножом тоже есть у ФМ, в "«Бесах», например, но там другие смыслы действия.
Но я помню, как меня этот факт прямо-таки пронзил: я поняла, что деталь — наверное, самый мощный инструмент автора. Кто-то поймет, кто-то нет, кто-то по своему увидит, но лишних деталей не бывает у больших авторов.
Имею перед глазами пример школы, в которой учительница разрешила детям посмотреть экранизацию «Войны и мира», вместо чтения. Как по мне, для 16-ленего человека этого вполне достаточно.
А я с возрастом пришла к выводу, что мне при изучении литературы в школе чертовски не хватало контекста. Чтобы Пушкина не просто называли гением, а объяснили, чем он так хорош. Что до него вообще никто так не писал.
Чтобы учительница не просто сказала «Ах, Катерина из „Грозы“ казнит сама себя...» — а объяснила, почему она казнит сама себя, что у нее в голове, у этой Катерины, в каких условиях она воспитывалась и почему не могла, например, просто взять и свалить из этого ада.
То есть рассказать о том, насколько это был другой мир.
хренкот до копейки.Так историю в школе тоже проходят. Мне не помогло
Что ж, у меня есть два примера — совершенно забившая на школьный курс литературы я и не забившая дочь, перешедшая в 7 класс.
Что имею сказать: если бы мне говорили в моё время всё то, что говорят сейчас ей, я бы, наверное, больше читала по школьной программе.
Да, чтобы понимать и проникаться классикой, нужно знать историю, и гораздо глубже школьной программы. Нужно быть в курсе социальной, культурной, политической жизни того времени, о котором пишет автор. Когда ты в теме, это интересно.
Ну и сравнивая списки литературы, я прям радуюсь. Я не понмю ничего такого в моём школьном детстве. Чехов в 6ом, Хоббит — начиная со 2го чуть ли не каждый год, ВК в 6ом, Брэдбери, Азимов — в 5ом, «Чернильное сердце» — сначала смотрели вместе, потом дочь читала в 6ом. В 7-8 будут Шекли, По. В общем, ябпоучилась сейчас, но лень, конечно)))
П.С.: в их классе тоже бурно ведутся обсуждения, кто что читал и кому что понравилось, включая классику отечественную и зарубежную, но на уровне «это просто вау, ты обязан прочитать»)))
Дочь закончила школу 3 года назад. У нее была прекрасная литератор, Леля искренно любит ВиМ, ЕО и чуть не ушла в филологи. Но мы опять же и дома много всегда читали и вслух. У нас традиция.
А по поводу опасений, тогда историю надо запрещать, там только войны. Биологию, она не по возрасту, тычинки-пестики — с ума сошли? Вдруг проассоциируют. Математика тоже не по возрасту. А еще там минусы, это отрицательно. А еще красная паста. Даже на БС взрослые с трудом это переносят, подумайте о детях.
Ну я стебусь. А ведь всерьез есть мнение, что сказки нельзя детям читать. Так сплошное насилие и фантастическая картина мира исказит ему восприятие реальной)))
Кстати, со своей «Ведьмой по соседству» я хлебнула странного не только у нас от, извините. ведьмы. Но и
Спасибо за список!
Помню такой эпизод, классе в 1-2, в бибилиотеке мне сунули «Белый Бим, Черное Ухо» — ну типа про собачку, книжка детская. Я не дочитал. И не потому, что тяжелая эмоционально — скучная шо капец. Не продрался через взрослый слог. Зато за это же лето прочел «Джима Баттона» и массу всего другого в той же библиотеке.
Про запретить — так уже есть масса людей, которые норовят запрещать все на свете Все эти рейтинги и срачи, в каком возрасте какую книгу давать.
Но опять же к мысли — а при чем тут книги? Если бы прочитанное обсуждалось, если бы читатель мог кому-то задать вот эти все вопросы, возникающие после прочтения, думаю, такого отношения к этим книгам удалось бы избежать.
О, это прямо какой-то инновационный взгляд на феминизм Феминистки крадут котов в рабство?
А Трешак — это некоторые современные детские писатели, прости господи, половина из них портит, написанное легендарными родителями, остальные корежат язык.
В общем, хоть сам пиши
Знакомая десятилетка на русалочку вздыхала, мол, дура, нашла ради кого убиваться, зачем такую глупость натворила)
То, что нынешние дети могут прочитать классику по-другому, не обязательно значит, что они не могут ее понять. Другое дело, что в школах сейчас слишком часто бардак творится и по многим предметам без наличия доп репетиторов никто ничего не усваивает (утрирую немного, но впечатление именно такое). Но, вот судя по комментам, дети читают, интересуются, обсуждают. Из моих знакомых детей читающие как раз те, у кого читающие родители, так что по большому счёту все наверное как обычно — школа школой, а пласт восприимчивости закладывается дома.
Вот здесь как раз бог его знает. Мы с женой читающие. Старшая дочка — читает запоем, хотя и училась в математической школе. А младший сын — палкой не заставишь. Сейчас двенадцать лет — мучаемся с ним. Может, потом прорвет? Вряд ли. Такие чудеса редки в природе. Учится в той же математической школе. Может, хоть
футболистомматематиком станет?Непонятная картина.
каждый раз думаю — ну, допустим, читала я в детстве запоями и в шкафу с книгой пряталась, и
умной не вырослачто с того?Дети, кроме откровенных двоечников, вполне способны понять и Достоевского, и Толстого, и даже Гомера. Но вопрос надо решать не формальным увеличением списка, а изменением самой методики преподавания. Многие классические произведения на самом деле не понимают даже взрослые люди: у героев другая логика, другой уклад, другой язык. Нужно, чтобы дети учились это понимать. Это нормально, школьное обучение в принципе о том, чтобы чему-то научить. Но именно этот навык не прививается. Наоборот, такими радетелями он убивается, при таких объёмах понимать попросту некогда – я вообще боюсь представить ребёнка, который за лето всё это прочтёт (пусть и часть списка, за один класс, но всё же). Он, наверное, даже ни разу из дома не выйдет, придёт 1 сентября весь бледный и несчастный.
У меня не в школе, но в технаре была совершенно классическая преподавательница литературы. Два месяца она по учебнику бубнила биографию Пушкина. По сочинениям я стал получать у неё пятёрки только тогда, когда перестал писать свои мысли и начал переписывать учебник. Понятно, что с такой подачей и говорить не о чем. И полагаю, мой случай отнюдь не исключение. По другим предметам мы могли смотреть видео, презентации, готовить доклады и так далее… литература оставалась в классическом режиме «чтение учебника – написание сочинения». О чём тут говорить?