Ольга Силаева

О защите, обществе, детях и информации.

О защите, обществе, детях и информации.


Данный текст не предназначен для ознакомления и прочтения лицами, не достигшими возраста 18 лет.

Почему я начинаю эту заметку именно так? А как все, на всякий случай.
Но я не хочу говорить о политике, потому что сама не люблю эту тему. Я предлагаю себе и вам, вместе со мной, порассуждать об обществе и, в частности, о такой его части как дети.

Мне двадцать пять лет, детей нет, пока не планируются. Тех, для кого это очень критично, убедительно прошу дальше статью не читать, чтобы не тратить моё и Ваше время.

Всем остальным я предлагаю задуматься о том, что в самом деле приносит вред детям и весь ли вред действительно вреден для них. Для самых дотошных скажу, что у меня есть 2,5 года высшего медицинского образования по специальности "Клиническая психология", но оно не окончено. Тем, кто и это не находит критичным для себя, я предлагаю продолжить.

Многие из нас знают, что когда иммунная система не сталкивается с возбудителем болезни, она не вырабатывает антител и не может противостоять такому возбудителю болезни. Точно так же психика не может обрабатывать сходу ту информацию, которая ей не известна. Восприятие, анализ, обработка и принятие решения на основе новой информации являются стрессом. По крайней мере по одной из теорий, не буду уточнять, какой, вы наверно и так уже хотите меня закидать мокрыми тряпками за царящее выше занудство. Скоро закончится, верьте. К чему это отступление про иммунитет и стресс, думаю, уже поняли многие - я хочу рассказать, почему я категорически не согласна с ограничением детей в доступе к информации. Любой. Вообще. Да.

Страшная, агрессивная, жестокая, сложная в конце концов, среда окружает нас с самого раннего детства. С первых дней мы видим как "умирает" природа осенью и всё становится таким блёклым и тусклым, видим, как меняется настроение взрослых вокруг нас, слышим тон их голоса, когда они говорят друг с другом. Но мы пока ничего не понимаем в этом и вообще развиваем наши базовые навыки, вроде хватательного рефлекса да точим прорезавшиеся зубы. Интересное начинается позже, лет с пяти-шести, когда уже более менее сформирована речь, имеется внутренний диалог (да, да, таки имеется! всех несогласных отсылаю к монографиям Выготского), активно развивается мышление. Многие из нас, уже будучи далеко за 18, с удивительной слепотой не замечают, насколько дети умны и проницательны. Как чутки они к мимике, жестам, как тонко они чуют ложь и неловкость т.н. взрослых. Более того, стараясь детей ограждать от информации, взрослые™ не замечают, в какую пучину агрессии кидают своих детей здесь и сейчас, не отходя от дома. Пусть в меня первым кинет камень тот, кто никогда не повышал голос на ближнего своего у себя дома. А вы просто не представляете, какой шок и ужас для ребёнка - крик родителя. И ладно на него, мама злится. Но мама и папа орут друг на друга? Почему? Как? За что? Что там "Терминатор 2" или какие-нибудь новомодные боевики, когда настоящий боевик разражается здесь и сейчас прямо перед глазами! Мы говорим: "Давайте защитим детей от информации о жестокости, насилии, смерти. Ведь это может напугать ребёнка, навредить его психике." А давайте каждый вспомним своё детство. Первую любимую, но сломанную кем-то, игрушку, первую любимую потерянную игрушку, домашнее животное, которое умерло в нашем детстве, и, если уж совсем не повезло, любимого человека, покинувшего слишком рано. Жестко? А это реальность.

И это побольнее и пострашнее любой книжки, кино, картинки, комикса или статьи. Нас окружает боль. Наших детей окружает боль. Это - нормально. Единственное что мы можем сделать для наших детей - научить их справляться с этой болью. Не унижать их, когда они плачут от сломанной игрушки, а объяснять, что это пройдёт и что с этим нужно научиться жить. Да. Я охренела. Я ставлю потерю игрушки и потерю родственника в одну линию. Потому что в мире маленького человека значение имеет всё, что для него имеет значение. Для него, а не для нас. И его страшная боль, его потеря - это совсем другая боль. Ребёнок живёт настоящим, ему плохо здесь и сейчас. Но его бессознательное как ненасытный иссохший горшочек с растением всосёт туда всё, что туда кинут. Растению - воду, психике - переживания. Нет, я не призываю детей жалеть от каждой травмы. Я призываю научить ребёнка справляться с болью. Может быть тогда, когда он или она будут рыдать не вынеся сцен из "Камо Грядеши" Сенкевича, эти рыдания будут откликом чувствительности человечной личности, а не слезами страха и шока. Зная, как жестоки и агрессивны дети, мы табуируем им агрессию, табуируем им проекцию агрессии, табуируем их катарсис. Да, исследования показывают, что после просмотра фильмов о безнаказанной агрессии ребёнок становится агрессивней. Это потому что он такой маленький и глупый? Или потому что ему объяснили, что убийство - это грех из-за того, что накажут, а не из-за того, что это нарушение чужого права на жизнь? Я отдельно хочу попросить каждого читателя ещё пару раз перечитать предыдущее предложение и очень хорошо над ним поразмыслить. Вы ведь... Чувствуете разницу?


У всех нас есть такая беда: мы хотим сделать мир вокруг себя удобным. И детей мы зачастую воспитываем удобными для нас. Нам кажется - скажешь ребёнку "не дерись с соседскими детьми, а то накажу!" - действенно, и если уж не сработает, то отнятые конфеты точно помогут усвоить. Не помогут. Ребёнок, живущий здесь и сейчас, ценит то, чем располагает. Безусловно, выдрессировать можно. Но только не критическое мышление. Нам кажется, что ребёнок "по-хорошему не понимает", а что такое это "по-хорошему"? Может по-удобному? Потому что по-хорошему это не 1,5 секунды вербального сигнала словом "нельзя". По-хорошему - это с длительной воспитательной работой с беседами и обсуждениями о том, почему что-то является вредом, а что-то нет. В каких ситуациях и почему. А самое главное - вопросы к самому ребёнку, почему он поступил так, а не иначе. Но нет, давайте орать на детей, запрещать им в ответ орать на нас, устраивать дома чёрт знает что с обидами и унижениями, а потом сваливать агрессию нашего ребёнка на каких-нибудь очередных "покемонов". Красной же линией около этого идёт жестокость. Я ничего не буду о ней расписывать, скажу только одно. Я знаю женщину, которая поехала со своим четырёхлетним сыном к морю. Однажды на пляж выбросило медузу, и многие мальчишки стали в это простое животное бросать камни и палки, попадающиеся под руку. Четырёхлетний сын той женщины подошёл к ним, посмотрел, а потом сказал: "Что вы делаете? Ей же больно..." Удивительно, но дети остановились.
Вот, вот это - искусство воспитания. Объяснить ребёнку, что значит добро, а не запрещать. Феномен ли этот четырёхлетний мальчик или феномен его мама, но я не устану повторять - отношение человека к животным - лучший показатель того, насколько он развит нравственно и духовно. Научите детей любить мир и не убивайте своей агрессией эту любовь, и ваш ребёнок поймёт, что причинять боль не нужно не потому что нельзя, а потому что это больно тому, кому причиняют. И нет, у вас не вырастет нежная фиалочка. Ведь как-то вы объясните, что мясо в его супе - тоже когда-то было живым. Или это он узнает ещё откуда-нибудь. Но узнает. Так, что страшнее: "ломка психики" после какой-нибудь там "Обители зла" или ломка от факта, что ты - маленький человек, ещё детёныш, - априори убийца? По природе своей. И вообще, по природе. Консумент второго порядка. Неплохой конфликт для развития психики, не правда ли?
"А это нужно?" - спросите вы. "Зачем такое говорить детям они же..." Стоп. Они же - будущие люди, творящие общество, экономику и власть. Как они уберегут себя от войны, если не будут знать, насколько страшна война? Как они поймут, что месть бессмысленна, если не узнают, что после мести остаётся пустота? Как они осознают, что ценна каждая личность, если не увидят, что лишение воли убивает человека? Или вы думаете, что развиваться личность начинает в 18 лет? Вспомните себя десятилетних, себя пятнадцатилетних. И сами ответьте на вопрос, что понимали вы о мире и когда узнали то страшное, что знаете сейчас.
Что будет с детьми, не узнавшими "Хижины Дяди Тома" раньше, чем они пойдут в школу, где, возможно, встретят детей из других народов и культур? Страшная ли эта книга для ребёнка? Страшная. Но страх нужен. Без боли не бывает радости. Без горя не бывает ценности жизни. Мы слишком инертны, для понимания мира нам нужны контрасты.


Мы живём в удивительном мире, прекрасном и полном добра, но вместе с тем агрессивном и жестоком, не разделяемом на чёткие однозначные категории. Конечно, каждый из нас считает себя порядочным человеком, но во все времена порядочный человек, это - ™, увы, и, кажется мне, волосы зашевелятся на голове у каждого, кто узнает, скольким живым существам, на самом деле, он причинил зло. Не от намерений, но, например, от восприятия, непонимания, незнания, по-неосторожности. Мы не может ограждать детей от того, что сами творим. Мы не можем заставлять детей продлевать их детство больше, чем это получится при окружающем мире. Нет смысла пугаться реальности, ограждать себя и других от той информации, что не нравится нам. Но явно стоит уметь критически оценивать любую поступающую информацию и научить своих детей адаптивно относиться к тому, что они увидят в окружающем мире, будь то книга, кино или похороны любимой собаки.

+4
15:20
1067
13:17
Очень ценный блог. Очень правильные слова, ИМХО.
Объяснять, а не запрещать — интересные мысли. Читаю ваши размышления сам вспомнил случай из детства, когда посмотрел по телевизору мультфильм «Босоногий Ген». Мне было года 4-5, и конечно любил мультики. Мне не был важен сюжет — главное рисованные картинки на экране. Я и подумать не могу, что бывают мультфильмы взрослые. Про смерть и войну. Босоногий Ген, это мультфильм по взрыв бомбы в Хиросиме. Сцена, когда люди горели заживо, надолго засели в памяти. Но ужаснее всего то, что по сюжету маленьки мальчик, Ген, терял почти всю свою семью. Их завалило обломками дома, а мама мальчика до последнего пыталась спасти мужа и дочь.
Наверное тогда я понял все ужасы войны и испугался не на шутку.

У меня еще нет детей, потому не могу сказать, как буду воспитывать. Наверняка проще что-то запретить, чем вдаваться в объяснения. Проще во многом потакать ребенку, чтобы он лишний раз не устраивал истерик. Так что тут нужно бесконечно терпение.
14:08
Плюсую. Очень нужный блог — дает тебе по башке. Задумайся. Запретить проще простого — но никогда они, запреты, не были настолько эффективны. Точнее — временно, с далеко идущими последствиями.
Спасибо.
23:13
Хороший блог, плюсую. Детей нет, но считаю, что задача родителя — научить ребенка разумности. Т.е. адекватно воспринимать любую информацию, чтобы ребенок сам понял для себя, что хорошо, а что плохо. Почему мировые ценности остаются мировыми ценностями, а мировая антимораль остается мировой антиморалью. Чтобы не заучил, что да так, а именно осознал.
14:22
+1
Как-то попросила меня некая дама создать сайт её племяннику. Парнишке около 12 лет. На первый взгляд адекватен. Сайт создали… Стали искать контент для его заполнения… Ну воровать картинки с чужих сайтов… Ну не суть. Ищем, выбирает он картинки… Размещаем на сайте… Всё путём… И вдруг ОН ЗАКРЫВАЕТ ЛИЦО ДВУМЯ РАСКРЫТЫМИ ЛАДОНЯМИ И РЕЗКО КРУТИТСЯ НА СТУЛЕ НА 180 градусов. Я, как старый алкоголик и пыхарь не удивился. Учитывая каких белочек я видал и в какие глюки и ситуации попадал, не уверен, что хоть что-то в этой Вселенной может меня удивить, да хоть и сам Джа попытается — то же и выйдет. А просто позырил на застывшую статую, которая раньше была пацаном, а потом глянул на экран.
Маленький банер выскочил с девушкой в бикини.
И я понял кто его родители…
16:00
Как там было у Летова?.. «Переключить на чёрно-белый режим».
Загрузка...
Светлана Ледовская №2