Первая учительница.
Научилась читать она очень рано, и к семи годам перечитала почти все книги, имеющиеся в их собственном доме, а также в домах ближайших друзей и родни. Некоторые книги были волшебными сказками, другие просто рассказами и казались ей не очень интересными, поэтому в таких книгах она додумывала волшебство сама. Любимым делом было спрятаться с книгой под столом, накрытым большой скатертью. В своём «домике» она пропадала часами. Считать она тоже умела уже довольно неплохо, даже деньги, и даже в уме.
В школу её «записали» к лучшему педагогу района. Коммунист, активист, выдающая лучшие результаты по начальной школе. Попасть в класс к такой учительнице было нелегко.
Ей к первому сентября к школьной форме сшили узорчатый фартук из белого гипюра, такого не было ни у кого. Огромные белые банты и разноцветный букет гладиолусов. Школа.
К концу первого месяца школы она почему-то стала читать вслух и по слогам. Тревогу забила Бабушка. Оказалось, что «нельзя быть выскочкой, и надо быть как все», иначе учительница громко ругалась. Большинство детей только начинало учить буквы, и она подстраивалась под коллектив. Ведь учительница взрослая, и она лучше знает как надо.
Учительница большую часть уроков проводила вне класса: к директору, к завучу, встречала различные комиссии, писала какие-то отчеты по внеклассной работе и прочее. Первоклашкам было велено сидеть тихо, читать учебник и рисовать в прописях.
В первый раз, конечно, никто тихо сидеть не стал. Мальчишки бегали по классу, кидались тряпкой и кричали. Страшно стало, когда учительница зашла и увидела это. Сначала был крик на весь этаж, причем выражения употреблялись совсем не детские: «Козлы! Уроды! Что вам было сказано??!! Как посмели…?!!!». Затем ослушавшихся вывели к доске, и они стояли там до конца всех уроков, причем их не выпускали ни в столовую, ни в туалет. Один из мальчиков описался, но и после этого его не отпустили. Учительница до конца дня насмехалась над ним при всем классе.
Если родители покупали ей тетрадь с голубой обложкой, вместо зеленой, тогда она боялась идти в школу и всю дорогу ревела. Мать совершенно не понимала причин, считала её капризной, и ей доставалось ещё и дома. Учительница могла разорвать «неправильную» тетрадь на глазах у всех, кинуть в лицо, потом заставить собирать обрывки с пола и после уроков оставить переписывать классную работу «на листочки»: «Ребенок, у которого нет нормальной тетради, будет писать на простых листочках».
Нельзя было забыть сменку. Нельзя было прийти в школу без белоснежных манжет и воротничка. Нельзя прийти на урок физкультуры в голубой футболке, если велено быть в белой. Нельзя задавать лишних вопросов. Нельзя быть выскочкой, и надо быть как все.
Мать в школу не ходила никогда.
Да, это был всего первый класс школы.
«Большинство детей только начиналО учить буквы, и она подстраивалась под коллектив».
У моей внучки была такая учительница. В самой лучшей школе города. После второго класса перевели в обычную школу к обычным учителям, и все с облегчением вздохнули.
А почему девочке не дали имя? Я через это она всё время спотыкалась.
Действительно, были требования к ученикам, но разумные, без фанатизма: футболки, тетрадки разного цвета. Кто-то не согласится со мной, но как раз гуманности, педагогического такта тогда было больше, чем когда страна рухнула и покатилась под откос вместе со школой, армией, с учебниками, в которых для описания Сталинградской битвы отводилось две строчки.
Я, мои знакомые ровесники закончили школу в то, советское время, поэтому я не могу подтвердить о системе, описанной в рассказе. Почему системе? Но автор прямо говорит, что это ещё только первый класс, мол, дальше только держись. Об этом же говорит отсутствие имени девочки по этой же причине — всё было одинаково в школах у Маш, Даш, Вов, Саш.
Ещё странно то, что родители не бывали в школе (здесь мать). А как же родительские собрания, общественность, родительский совет? Не колония же. Как это объяснит автор?
В целом, я не критикую рассказ, но отмечаю его, как редкий случай в том, уже ушедшем, далёком времени.
Ну а так, с литературно стороны тут ничего нет. Это просто дневниковые воспоминания. Они будут ценны для вас, для людей, любящих остро реагировать, кто подобное не застал. на Дзене зайдет на ура.
Чушь, конечно. Потому что в то время в домах родни и друзей все равно была партийная литература. Или идеологически-правильные романы, которые семилетний ребенок не смог бы прочесть. Он просто уснул бы.
Но это написано ради слезовыдавливания, поэтому понятно.
Далее — чем дальше от центра, тем больше власти у всякой мелочи. Это понятно. Возможно, в каких-то деревенских школах так и было. Сочувствую. Это Россия. Хоть и Советская. Но!
У меня был знакомый инспектор ГАИ, окончивший деревенскую школу. Сержант. Мы с ним познакомились, когда он на меня протокол составлял.
Так вот протокол был заполнен красивым каллиграфическим почерком и не содержал ни одной ошибки. Вплоть до того, что запятые стояли в нужных местах. На мой вопрос, где он так научился писать, он ответил:
— У нас в сельской школе училка по русскому была конченой. Драла нас во всю ивановскую, постоянно родителей в школу вызывала и стучала директору колхоза. За плохую успеваемость детей директор колхоза драл родителей, а те, в свою очередь, драли меня ремнем, ибо их премий и выплат всяких лишали. Вот так и научился.
И добавил потом:
— Спасибо ей большое. Вон, сейчас в вышку поступаю, сдал экзамен по русскому на пять.
Так что неизвестно еще, что лучше на этом свете. Но перегибы, конечно, были всегда.
И будут. Даже сейчас. Жизнь…
Мне сейчас 35 лет. Было это где-то в классе седьмом-восьмом. Это был такой «маленький секрет» этой классной учительницы.
Вы так уверено говорите, что не встречали «таких коллег». Вы, возможно, встречали их, на самом деле. Просто не осведомлены о некоторых «маленьких секретах».
Думаю, этот текст было бы уместнее разместить в блогах, здесь смотрится как-то странно, в разделе прозы.
Любимые традиции жопочтения?
контакта с учителями не избежать, а отношение к ним у людей и так зачастую предвзятое. Хочется подобные ситуации не то что замолчать, но немного сгладить, чтобы не бросать тень на всех педагогов и на систему в общем
Я бы рад лучше относится к этой системе, но пепел Клааса бьёт в моё сердце. Сравнял бы экскаватором всю свою родную школу номер восемь…
Да, есть люди несдержанные и неспособные понимать что такое работа с детьми (вообще с людьми), таких не узнать с первого взгляда, а вытворяют они страшное. Но праведный гнев не должен распространятся на всех педагогов, и тем более на другие школы.
К сожалению, момент, когда ребёнок идёт в школу, вызывает у родителей тревогу вплоть до агрессии, а это плохо, очень плохо.
Странно что так много людей встречались с некомпетентностью педагогов. Я же имела дело со злыми родителями, и не хочу чтобы кому-то из них подобный рассказ попался на глаза.
…
Написано может и норм но… что за бред? Какой лучший педагог района какие могут быть лучшие результаты среди начальных классов если они тупо читали или писали прописями. Какие то противоречия. + орала матом что дети боялись её. какие тут могут быть хорошие результаты при такой стрессовой обстановки. Это у первоклашек то.
Учительница большую часть уроков проводила вне класса: к директору, к завучу, встречала различные комиссии, писала какие-то отчеты по внеклассной работе и прочее. при чем тут уроки вне класса и то что она ходила к директору и ТД. представляю как класс шеренгой ходит по коридорам за учителем и на ходу пишут и читают? Так получается. ДА и уволили бы такую учительницу сразу. Расстрелять!
Тревогу забила Бабушка. лишнее предложение. Ну и где тревога бабушки пусть в школу пойдет шороху наведет она небось тоже заслуженный коммунист, активист?
В то что результаты есть у начальных классов, очень верю. Допустим… наполнение класса, успеваемость, кружковая работа и олимпиады, может ещё что-нибудь,
Предложение про бабушку, может и не самое удачное, потому как ни к чему не привело, но оно означает вовлеченность семьи; указывает, что дома заметили изменения в ребёнке, пускай и не стали ничего делать.
Да уж.
Тут сложно что-то рекомендовать. Ситуация патовая.
Ну, во первых, явление описанное в рассказе, имело (и продолжает иметь) место быть.
Да, понятно, что Вы как бы даёте ход событий в последовательности, как бы отстраняясь. Достаточно монотонно и сухо (ни имён, ни диалогов, ни характеров персонажей практически нет. Только последовательность событий).
А как тут ещё дать? Если погрузить в реальные ситуации с диалогами, то придётся это переживать. А нет ничего, более цепляющего, чем несправедливость в бесправном детском возрасте… И тогда — вопрос концовки. Оставить открытой? А какой посыл тогда? К чему об этом? И так половина читателей если не сжечь хотят школу, то точно обходить стороной. То, что она дала — пригодилось процентов на… (кто-нибудь помнит, что там за инфа была, в книжках этих? Фрагментарно — в лучшем случае. Стихи — потому, что мелодично. И всё.)
Короче, тема тяжёлая.
Ноги всех социальных проблем общества (любого на этой планете) растут из школы.
Из системы образования. (Только не заводИтесь сейчас, пожалуйста, педагоги и сторонники общеобразовательной школы, я хоть и личное мнение высказываю, но мнение выстраданное. Спорить не будем — бессмысленно).
Короч. Сложная тема. Как за неё браться и к чему выходить — я не знаю.
При всём моём понимании проблемы школы (!) прошу заметить.
Короче, продукт — на сковородке, но я не смог разжечь огонь. :))
Первое время ребята меня спрашивали: «Ольга Алексеевна, почему Вы нас не бьёте?»
Оказывается, предыдущая учительница их била указкой! Я была в шоке!
Чему можно научить при таком отношении к детям?
Согласна таких «учителей» близко нельзя подпускать к ребятам, хоть к маленьким, хоть к большим! Рада, что больше подобных «учителей» я в своей педагогической практике не встречала.