Урок для бригадира

16+
  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Эльвира Ельховская
Урок для бригадира
Аннотация:
Не поминай нечистого к ночи. И вообще лучше не поминай. Никогда и нигде. Иначе ой как пожалеешь... Не веришь? А Пал Палыч теперь точно знает, что нельзя. И больше не чертыхается. Сейчас расскажу.
Текст:

Пал Палыч мужик суровый. Занимая должность бригадира строительной бригады на возведении многоэтажного дома, он с упоением занимался своим делом — руководил. Руководство его состояло из громких криков, отборной брани и размахивания руками к месту и нет. При этом он очень любил чертыхаться, типа «черт меня дери», «к черту-дьяволу», «беса ему в ребро» и прочее. Много раз ему говорили, что бы он не будил лихо, но Палыч только смеялся и неизменно отвечал:

- Что, страшно? Да не бойтесь, я сам боюсь!

И вот однажды бригада Палыча немного задержалась с обеда. Он невыносимо нервничал, бегал по площадке, мысленно покрывая своих строителей бранью, а когда ребята показались в поле его зрения, заорал:
- Вооот они, бригада бездельников и лентяев! Дьявол вам дорогу перекрыл, что вы опоздали? Да вы ни черта не делаете, только время тут просаживаете, и, черт меня побери, я вас премии лишу, к бабушкиным бесам!
И вдруг в его глазах все померкло, темнота накрыла его. В голове мелькнуло, что от натуги потерял сознание. Но уже через пару мгновений зрение вернулось. Вот только он больше не видел строительную площадку и оболтусов-строителей из его бригады. Зато видел нечто другое.
Он находился в темном помещении, довольно большом, которое освещалось костром, горящим под вертелом с огромным окороком непонятного происхождения. Возле вертела копошились какие-то люди. Одни из них были небольшого роста, другие очень высокие и крепкие, все они издавали непонятные звуки. Перед Палычем стояло большое, красивое кресло, как показалось бригадиру, из чистого золота. В нем никого не было.
Удивился Палыч, где это он и куда делась его бригада. Решил у ребят этих спросить.
- Эй, ребята, - обратился он к незнакомцам. - Вы кто? Где моя бригада? И сам я где?
На него ни кто не обращал внимание. Полный игнор не устроил Палыча, он решил действовать по-другому.
- А ну отвечай, где моя бригада? - гаркнул он. - Какого дьявола здесь происходит? Я долго ждать буду, черт меня возьми!
Тут один из мелких поднял голову, посмотрел на Палыча и ехидно сказал:
- Да взял он тебя уже, взял, - голос у него оказался писклявый и довольно мерзкий. Остальные заржали на все лады, бросили вертел и окружили Палыча.
Он с ужасом увидел,что это были и не люди совсем! А натуральные черти! С копытами, рогами и хвостами! Только роста разного - часть высокие, здоровые, а часть маленькие, да худенькие. Палыч зажмурился. Через мгновение открыл глаза, но черти не исчезли. Напротив, они устроили хоровод, хохоча и указывая пальцем на Палыча.
Палыч с ужасом озирался по сторонам, ища спасение. Но его не было. Вдруг раздался голос:
- Дайте мне на него посмотреть.
Черти расступились, оставляя Палыча одного. Тут же зажегся свет (непонятно откуда, Палыч сколько ни смотрел, но так и не увидел люстр или светильников), и он увидел, что в золотом кресле сидит мужчина. Мужчина был колоритный, раза в два больше обычного. Кожа довольно бледна, на голову, как корона, была надета большая черная козлиная голова с огромными рогами, с которой свисал кусок черной козьей шкуры на широкие плечи мужчины. На нем был элегантный черный смокинг, на шее из-под которого выглядывал воротничок ослепительно белой сорочки, а из нагрудного кармана уголок белого платочка. На руках белоснежные лайкровые перчатки. На ногах - безупречно начищенные до завораживающего блеска черные туфли. Лицо его было вполне человеческим, с пронзительными глазами, в которых полыхал огонь, и чуть крючковатым носом.
Он внимательно осмотрел Палыча и спросил:
- Ну. Мы здесь. Чего хотел?
- Я? - пролепетал Палыч. - Я... Не знаю... Я вас ннн-не з-з-звал.
- Ну, как это не звал? - удивился мужчина. - Очень даже звал. Вот только за сегодняшний день ты лично меня упомянул, - мужчина задумался, шевеля губами, - сто восемьдесят семь раз! А ещё только час дня!
Палыч был ошеломлён.
- Я? В-в-вас?
- Да, меня, - кивнул мужчина. - Неужели, не узнаешь?
Палыч отрицательно покачал головой.
- Я - сам Дьявол! - гордо и важно сообщил мужчина. - А это - мои ребята, знакомься. Это черти, - указал он на тех, что были маленького, не больше полутора метров, ростом.
Черти закивали, заулыбались, заприседали перед Палычем в книксенах и реверансах.
- А это бесы. Знакомьтесь.
Огромные бесы замахали ручками и стали посылать ему воздушные поцелуи.
Палыч был близок к обмороку.
- Но я же не имел в виду ничего такого, я же просто так... ради красного словца... - оправдывался он.
- Просто так, говоришь, - усмехнулся Дьявол. - А мы поняли тебя буквально. Вот ребята тебя и прибрали.
- Ошиблись они, зря прибрали. Отпустите меня обратно, - взмолился Палыч.
- Ну, это надо у ребят спросить. Отпустим? - обратился Дьявол к чертям и бесам.
- Ну уж нет, - запротестовали те.
- Он очень к нам хотел. Теперь он наш, - сообщил самый маленький черт.
- Мы его горячие котлы чистить отправим, - радовался один бес.
- Или грешникам водички в пекле подносить, - предложил другой.
- Лучше давайте его чертям прислуживать отправим, - облизнулся черт с противным писклявым голосом.
- Н-не хочу я к чертям, - едва проговорил Палыч.
- А к бесам? - с надеждой спросил один из бесов густым басом.
- И к -к-к бе-бесам н-не хочу.
- А куда же ты хочешь? - удивился дьявол. - Ко мне? Мне не надо, слуги у меня есть. А вот ребятам рабочих рук не хватает.
- Я домой хочу, - жалобно сказал Палыч.
- Не, ну как домой? Теперь твой дом здесь! - топнул ногой один из бесов. - Пошли с нами!
- Нет, нет, - закричали черти, - он с нами пойдет!
- Нет, с нами, - спорили бесы.
- Нет, с нами! - упорствовали черти.
- А давайте его пополам разделим, - предложил бес с густым басом.
Черти обрадовались, заулюлюкали, копытами забили - понравилась им идея разделить Палыча пополам. Бесы быстро пилу "дружбу" нашли, притащили, спорят, кто первый пилить начнет.
А Палыч заплакал, на колени упал и говорит Дьяволу:
- Я все понял, все осознал. Больше никогда слова лишнего не скажу, только отпустите меня.
Яростный огонь полыхнул в глазах дьявола.
- Я больше не буду, клянусь... - просипел Палыч. Над ним уже зависла пила.
Тут Дьявол кивнул и Палыч провалился в темноту.
Он пришел в себя от того, что кто-то облил его водой и бил ладонью по щеке. Он открыл глаза и не сразу понял, что ребята из его бригады окружили его и пытались привести в чувство.
- Пал Палыч, как ты? - спросил Василий.
- Живой, Палыч? - спросил Санёк.
- А где эти, с рогами? - спросил Палыч и привстал, в ужасе вертя головой.
- Здесь только мы, и рогов у нас нет, - весело ответил Фролов, подмигивая коллегам, мол, умом наш бригадир, похоже, тронулся. Палыч поднялся и осознал,что он дома, на родной стройке, среди родного коллектива.
Ох и обрадовался Палыч!
С тех пор он больше не чертыхается и других останавливает. Да и орать меньше стал, больше так, для виду. Научился, видимо, уму-разуму.

Другие работы автора:
+10
11:33
946
20:50
+3
Прочитал с удовольствием:))
Спасибо, я старалась)
18:15
+3
хорошо написано и поучительно дл все матерщинников и любителей ругаться thumbsuprose
Спасибо)
20:51 (отредактировано)
+3
" Много раз ему говорили, что бы (чтобы слитно) он не будил лихо, но Палыч только смеялся и неизменно отвечал"
«Вооот (во-о-от) они, бригада бездельников и лентяев»
«Перед Палычем стояло большое, (лишняя запятая) красивое кресло, как показалось бригадиру, из чистого золота».
«На него ни кто (никто слитно) не обраТИЛ (кмк) вниманиЯ».
«Палыч с ужасом озирался по сторонам, ища спасениЯ».
«Бесы быстро пилу „дружбА“ нашли, притащили, спорят, кто первый пилить начнет».
«Тут Дьявол кивнул (запятая) и Палыч провалился в темноту».
Ну ещё на мой взгляд местоимений многовато, хоть и не критично.
А рассказ понравился. Особенно сцена приветствия удалась, кмк.
«Черти закивали, заулыбались, заприседали перед Палычем в книксенах и реверансах.
— А это бесы. Знакомьтесь.
Огромные бесы замахали ручками и стали посылать ему воздушные поцелуи».
thumbsup
Благодарю за комментарий) Ошибки исправлю обязательно.
21:16
+4
Плохо.
Персонажи не прописаны.
Реализм отсутствует.
Идеи нет.
Придуманный синтетический рафинад.
Это… чертовски плохо. :(
Сковородка. Не обессудьте.
23:05
+2
Палыч — матерщинник (в завуалированной форме), Дьявол — добряк. Какие персонажи не прописаны? Васька с Санькой, или третий бес во втором ряду?
В рассказе с тегами «мистика и юмор» я реализм не ищу. Сказки и басни, кстати, тоже бывают не документальными.
А идею я лично увидел, очень простую, написанную прямым текстом.
00:01
+2
Юмор?
Смешно…
08:41 (отредактировано)
+2
Спасибо за комментарий, мне это важно. Данный рассказ — проба пера. Конечно же, в дальнейшем все учту smile
22:59
+2
Вот дьявола вы называете «мужчина». Я как раз тоже недавно использовал в рассказе «классический» дьявольский образ, но очень старался не употреблять это слово, ведь по идее он не человек, значит и мужчиной быть не может?
" — Лучше давайте его чертям прислуживать отправим, — облизнулся черт с противным писклявым голосом. " — тогда может «НАМ прислуживать»?
Ну и с «Нет! Нет!» думаю перебор.
08:45 (отредактировано)
+2
Мужчиной дьявола я назвала потому, что он предстал перед Палычем в образе мужчины в смокинге с человеческим лицом. Поэтому так.
На счет «нам» прислуживать, здесь хотелось именно подчеркнуть спор бесов и чертей. Ну, что бы было понятно, что черти хотят его к себе, чертям, а беся себе, к бесам. как-то так. Спасибо за комментарий)
01:33 (отредактировано)
+5
Нервной пружинящей походкой Палыч поднимался по недавно установленному лестничному маршу без перил на седьмой этаж возводимой с опозданием, но в рекордные сроки бюджетной многоэтажки.

Его бесила затянувшаяся послеобеденная тишина и мысль о завтрашней планёрке, на которой опять он будет стоять перед самим генеральным и, с красной рожей, потупив взор, обтекать.
Сроки, с… ка, горят. Его, профессионального прораба, уже понизили до бригадира. И всё из-за этих грё… х узбеков с кривыми руками и зарплатой «тыща в день», которых вагонами поставляет ему Гассан. Поработают неделю-две и бегут, даже паспорта не забирают из конторы. Текучка…
Но ничего, он воробей стреляный и своё отобьёт на бетоне. Как всегда. Он — мастер логистики и норм списания. Не на того наехали — за всё рассчитаются, твари…
— Да какого х..., б… ди?! — у Палыча аж перехватило дыхание: узбеки сидели за столом и неспешно беседовали, — Ваш обед закончился пол часа назад! Ну ка на полу-согнутых по местам, с… ки!
— Пал Палыч, уважаемый, не шуми пожалуйста, угостись пловом. — старший бригады с извиняющейся улыбкой и надеждой в глазах жестом уважительно пригласил бригадира за стол, — Праздник у нас сегодня, мы…
Палыча затрясло. Накатила волна ненависти:
— Бл… дь! — он со всей дури пнул ногою стол так, что вся посуда и казанок с пловом с грохотом соскочили на пол и…
В его глазах потемнело.
«Сердечный приступ?» — мелькнула сразу мысль, но боли не ощущалось. Он потрогал руками голову, лицо, плечи и понял, что жив, просто вокруг — темно и прохладно.
— Эй! — слабо позвал он в пустоту, но звук потонул в окружающей среде, будто в вате — без эха.
Он пошарил вокруг и уже было попытался шагнуть, как что-то подкралось сзади и упёрлось в… чуть пониже спины.
Тело вдруг сковало — не двинуть ни рукой, ни ногой. Холод усилился, и Палыч почуял запах сероводорода, словно кто-то смачно пёрд…
— Не дёргайся, бригадир… — низкий шипящий голос раздался над его правым ухом сзади. Палыч попытался с испугу вскрикнуть, но лишь сипло прохрипел. Голова не поворачивалась, чтобы посмотреть, кто это. — Не рыпайся, слушай внимательно.
Продолжай воровать бетон. Дом должен рухнуть через семь лет, три недели и два дня после ввода в эксплуатауию. Плюс-минус сутки. Таков план… Добрый будет урожай… — Палычу почудилось, что говорящий улыбнулся.
— Но ты начнёшь раньше, бригадир. Каждую неделю ты будешь поставлять мне одну душу. И не думай соскочить. Я повсюду. А если не справишься, я посажу тебя на… то, куда ты обычно всех посылаешь. Это будет нестерпимо, медленно и многократно…

Оцепенение вдруг резко прошло, и обессиленный Палыч рухнул мешком на бетонный пол.
Над ним склонились встревоженные лица испуганных узбеков.
Жестко, но тоже вариант smileБуду учиться писать, благодарю)
11:21 (отредактировано)
+5
Это болванка, набросок на коленке. Импровизация. Я не вижу в нём художественной ценности, но некоторые компоненты классической драмы и формы произведения там уже просматриваются. Как минька пойдёт. Но даже в этом виде…

Меня удивляют многие авторы, которые несут на суд зрителя всё подряд.
Это современная тенденция такая: снимать на смартфон всё подряд, а потом выкладывать это на всеобщее обозрение. Но мы же не в инсте. Такой подход разрушает искусство. Любое искусство — это высшая степень мастерства и профессионализма.
А в современном мире массово популяризуется дилетантизм. Достаточно необычно пукнуть на камеру, чтобы войти в топы просмотров.
Понимаете? Пропагандируется глупость.
Люди перестают ценить искусство.
Поэтому я среагировал. Мне не нравится текущая мировая тенденция.
Мир держится только на профессионалах, а сейчас мастерство не популярно. Капец.
Короче. Не принимайте пожалуйста за наезд. У меня нет к Вам никаких личных претензий. Я понимаю, что это эксперимент.
Спасибо, кстати, за спокойную реакцию.
Умение общаться не смотря на… для настоящего автора важно.
Ещё раз извините. Это была в большей степени реакция на идеи других игроков.

Старайтесь выкладываться по максимуму в каждом тексте.
11:58
+3
Вот про современные тенденции я полностью разделяю ваше мнение! Просто есть и другая тенденция — писать бесполезные комментарии типа: «Вау!» и «Фу!»
Вечером выложу маленький рассказик, буду рад прочесть ваше мнение о нём.
12:09 (отредактировано)
+2
Ну, я сама прекрасно понимаю, что это не высший, а самый низший класс. Это действительно эксперимент. Читать люблю, читаю много и классиков и современных авторов. При прочтении в голове какие-то свои образы вырисовываются, вот и пробую их фиксировать.
А за критику спасибо, она важна. Для того и выложила сюда, на прожарку, свое первое сочинение. Хочется, чтобы не с бухты-барахты получалось, а что-то интересное читателю. Всё учту и попробую еще. Но если не получится, так что же… Останусь читателем. Как в той песне поётся — «лучше уж никак, вместо как-нибудь»).
12:10
+2
Хорошо. :)
14:20 (отредактировано)
+6
Любой человек, умеющий читать, умеет и писать.
Всегда получится. Вопрос — что.
Про высший и низший класс — это сгоряча. Это всегда точка зрения определённой ЦА.
Хотите секрет открою?
Чем определяется, сможет ли автор создать произведение, которое зайдёт? Ладно. Хотя-бы будет прочитано и, как минимум, читатель скажет:
— В этом что-то есть.
То есть, текст породит у него отклик?

Пониманием самим автором жизни (в том числе ситуаций и людей — это влияет на достоверность) и пониманием языка: как знание значений слов (оттенков смыслов), так и умение их использовать подходящим образом (влияет на точность образов, ритмику, красоту текста).
И знание слов — первично. Потому что за словами скрываются описываемые ими явления. Делая понятными для себя дефиниции слов, можно прийти к пониманию жизни.
Язык — это действительно кладезь мудрости.
Согласна. Буду думать…
22:45
+3
«Любой человек, умеющий читать, умеет и пИсать».
23:09
+2
Ох, точно. Спасибо! :)
21:02
+2
Однако) зачин для хорошего рассказа.
23:30
+2
Да ладно тебе :))
Вот он, весь «рассказ».
Что тут скажешь ещё? Всё понятно.
Ой, как моего бригадира жарят, как жарят))) Стоило на денек отвернуться))
13:21
+4
Только роста разного — часть высокие, здоровые, а часть маленькие, да худенькие.
здесь «да» в значении «И», а не «НО», поэтому без запятой.
На нем был элегантный черный смокинг, на шее из-под которого выглядывал воротничок ослепительно белой сорочки
«на шее» и «из-под которого» места попутали. И сорочка такая через дефис должна писаться.
На руках белоснежные лайкровые перчатки
эм… какие-какие… перчатки?
Неужели, не узнаешь?
лишняя запятыка.
Это черти, — указал он на тех, что были маленького, не больше полутора метров, ростом.
— маленького ростом? надо фсёшки «маленького, бла-бла, ростА».
Огромные бесы замахали ручками
вот как так — сами здоровенные, а верхние конечности у их уменьшительно-ласкательные. У огромных должны быть пропорционально ручищи, а не ручонки, а то получается как у тираннозавра.

Вощем чо — юмореска неслабо затянута, совершенно ктамуш без перчинки, да ещё и блошек чесать и чесать. Мошть, канеш, сковородка чонить и подправит…
13:25 (отредактировано)
+1
Спасибо за комментарий smileПодправлю.
14:01 (отредактировано)
+4
И сказать то, особенно нечего: наивная, простенькая сказка, сюжет, построенный на шаблонных стереотипах… детям читать, вроде как не хорошо, а для взрослых *****?????.. почти как у одного знакомого писателя священника, примитив для простаков… Ни жути, ни смеха… смысл один — не матерись!
Увы! Ничего не нашел и не увидел… unknown
Ну, там про мат не сказано, речь немного о другом.
15:26 (отредактировано)
+4
Здравствуйте, автор.
Текст вычитан плохо. Есть ошибки.
Он невыносимо нервничал,

А выносимо нервничать можно? Неудачное выражение.
Вооот они

Подобные фразы пишутся так: В-о-о-от они.
на голову, как корона, была надета большая черная козлиная голова с огромными рогами

Неудачно построенное предложение. На голову надета голова. Надо как-то по-другому.
что ребята из его бригады окружили его и пытались

Есть подобные предложения. Опять-таки — вычитка. Как и:
Занимая должность бригадира строительной бригады на возведении многоэтажного дома, он с упоением занимался своим делом

На нем был элегантный черный смокинг, на шее из-под которого выглядывал воротничок

Коряво построенное предложение. Плохо читается. И еще есть.
В целом — рядовая история. Ничего нового. Такого написано — вагон с тележкой.
Встречается канцелярит, но это данность сейчас. Он везде.
Короче — не ужасно. Но и не хорошо.
Спасибо за комментарий) После прожарки обязательно займусь вычиткой и исправлениями. Надеюсь, доведу до ума.
10:22
+2
Не Воланд, конечно, но в целях воспитательных вполне приемлемо.
Автору удач! rose
Спасибо blushsmile
15:04
+3
В манеру речи бригадира совсем не верится. Ну, кто так говорит в наше время? ( Поскольку в рассказе не уточняется, в какое время происходят события, представляется наше время)
А сама идея рассказа подана слишком в лоб, можно было б подойти креативнее.
Переход от нашего мира к аду очень резкий, а бригадир вообще не догадывается, куда попал и не может отличить человека от беса со спины ( наверно сзади не видно рогов и копыт).
Извините, даже не улыбнуло. Понимаю, что юмор у каждого свой, но что должно смешить здесь, особо не понятно.
Спасибо за комментарий). Именно насмешить цели и не было. Привязки ко времени тоже нет. Почему бригадир не разглядел сразу того, что они не люди — в помещении было темно, в чертей не верил, не приглядывался. Много причин может быть. Вообще, история сказочная, так что, не стоит воспринимать ее слишком серьёзно и реалистично. smile
08:48
+1
Да просто сразу после перемещения описывается, что помещение освещается костром. А какие-то люди копошились именно рядом с ним. Вот и представляется чуть по-другому))
Ну, кто их знает, этих чертей с бесами))
Он с ужасом увидел, что это (пробел не видно, особенность сайта)
заприседали — лично от меня огромный респект за правильность написания! yahoo
и осознал, что он дома, (тоже пробела перед запятой не видно)
*
Очень понравился рассказ! bravothumbsup

Спасибо blushsmile
13:09
+1
От рогатых тоже польза)
Да, бывает иногда)
Загрузка...

Другие публикации