Волшебная четырехглазая лягушка

  • Опубликовано на Дзен
  • Жаренные
Автор:
Causa Sine Qua Non
Волшебная четырехглазая лягушка
Аннотация:
- Мне бабуля рассказала. Вон - поле, куда мы идём. Там растёт клевер. У него три листочка обычно. Но бывает и больше. Так вот, кто найдет клевер с четырьмя листками, у того всякое желание сбудется.
Текст:

В Хабаровске, откуда мы с мамой вчера прилетели в отпуск, - утро. В подмосковном Барыбино, на даче маминой сестры, тети Зои, - полночь.
- Хочу каши, - реву я, проснувшись. Мне шесть. Молодой организм в привычный час нуждается в питании.
- Тарасик, скушай котлетку, - предлагает тетя Зоя.
- Не хочу котлету, - мотаю головой, - хочу кашу.
- Тарасик, хочешь компот? - спрашивает мама.
- Хочу кашу.
Я искренне страдаю. Мои дорогие родственницы не знают что со мной делать. Зажигают керосинку - греть воду и варить эту несчастную кашу.
Дядь Саша, полковник в отставке, просыпается, говорит:
- Тарас, я завтра рыбу ловлю. Пойдёшь со мной?
- Рыбу?
- У нас здесь здорово ловится. И у меня для тебя удочка есть. Хочешь?
- Угу.
- Тогда давай спать. А то проспим рыбу.
- А какая рыба?
- Ну. Окуни и сазаны.
Окуни было знакомо, а вот сазаны… Какие они? Подумал я. И уснул.

Когда проснулся, на кухне в ведре уже плескалась рыба.
- Это что? - удивился я.
- Мы с тобой завтра наловим. Хорошо? - ответил дядя Саша. - А этих я в магазине купил.
Тут появилась мама:
- Тарасик, пойдём. Умываться, одеваться, кушать кашу!

Доев кашу, я вышел на двор осмотреться. На мне новый бело-синий матросский костюмчик, надраенные ботинки и бескозырка с надписью “Варяг”. Мама очень любит меня красиво одевать. Мне вообще-то всё равно, я не девчонка какая-нибудь. Но бывает приятно, когда мамины знакомые говорят: “Посмотрите, какой красивый мальчик.”
К этой поездке мы готовились. Мама накупила мне одежды. Хотя в Москве одежда наверняка красивей. Мы много читали про Москву, какая она большая и благоустроенная. Особенно хотелось на Красную площадь. В книжке было написано, что там пересекаются все дороги. Картинки не было, и я не мог представить, как это они делают. Но вместо Москвы, едва прилетев, мы помчались сюда, в эту деревню. И дача была вовсе не дача, а маленькая избушка. Покосившийся сарай подпирал почти упавший дощатый забор. Трава вытоптана, а что не вытоптано, покрыто пылью. Кривая калитка не закрывается до конца. Ну, конечно, это - не Москва.

В калитку вошла девчонка и, не обращая на меня внимания, постучала в дверь:
- Молоко!
- Катя, заходи в дом, - позвала тетя Зоя.
Катя занесла банку и вышла. Теперь она уставилась на меня:
- Ты кто?
Девчонка была выше меня на голову и какая-то нахальная. Даже не хотелось с ней разговаривать.
- Тарас.
- А чё так вырядился?
Я почти обиделся, но вспомнил, как мама говорила: “Тарас, будь мужчиной”. Решил сражаться.
- А ты - чё? В тряпье и лохмотьях? - парировал я. “Тряпье и лохмотья” - так мама называла свою одежду. Это она так шутила, у неё была красивая одежда. А девчонка действительно была в каком-то выцветшем сарафане и пыльных босоножках. Волосы заплетены в две неровные косички. Мымра.
- Ты чё - моряк? - она словно не услышала меня.
- Да. Видела на кухне целое ведро? Это я поймал, - соврал я. - Всё - фазаны, то есть... сазаны.
Девчонка задумалась на секунду и сказала:
- Сазаны - это просто. А ты волшебных лягушек ловил?
- Каких волшебных лягушек?
- У нас тут в ручье водится. Волшебная четырехглазая лягушка.
- Четырехглазая?
- Ну, да. Кто её поймает, тому любое желание исполнится. Хочешь покажу?
Я почесал затылок и согласился.

Мы вышли со двора, вдоль забора к кустам, у которых начиналась едва заметная тропинка, вниз к ручью. Ну, и ручей был не ручей. Болото. Поверхность, покрытая тиной, совсем не двигалась. Несколько валунов лежало в воде у самого берега.
- Пойдём, - Катя забралась на один из камней. - Смотри. Она вон там живет.
- Где? - я встаю рядом с ней, тяну шею, высматривая лягушку.
- Вон, вон, - показывает Катя вдаль.
- Где? Где? - тянусь, чувствую толчок в зад и плюхаюсь в тину. Падаю на руки, едва не хлебнув зелёной жижи. Воды-то по колено, но весь костюм в склизкой мути.
- Ой, моряк. Не утонул-ли? Ты чё упал-то? - притворно причитает девчонка.

- Что случилось? - вскрикнула мама, когда мы вернулись домой.
Я посмотрел исподлобья на Катьку, на маму, сказал:
- В ручей упал, поскользнулся.

Когда я вернулся, переодетый в майку и шорты, тетя Зоя просила Катю:
- Пожалуйста, посмотри за Тарасом, покажи окрестности, чтобы он опять куда не свалился. Хотя бы час-другой, пока мы обед готовим.
Не видя особой охоты у девчонки, тетя Зоя предложила:
- А я тебе конфет московских?
Тогда Катька кивнула.

На улице нас встретил дядя Саша:
- Смотрите, что я сарае нашёл. Змей. Погоняйте на поле! - он протянул змея Катьке.
Я, конечно, видел воздушных змеев раньше, но никогда не запускал.

Мы шли по дороге, на пригорок, к полю.
- Слушай, а ты правду говорила про лягушку?
- Правду. А, может, и выдумка. Только точно есть способ выполнить желание.
- Какой?
Катька посмотрела на меня оценивающе и продолжила:
- Мне бабуля рассказала. Вон - поле, куда мы идём. Там растёт клевер. У него три листочка обычно. Но бывает и больше. Так вот, кто найдет клевер с четырьмя листками, у того всякое желание сбудется.
Я подумал и спросил:
- А зачем тебе?
Катька снова посмотрела на меня, наклонила голову вниз и тихо сказала:
- Бабуля болеет. Мама целыми днями на ферме.

Нас обогнала светло-коричневая Победа и остановилась чуть впереди. Водитель, молодой парень в костюме, вылез и спросил:
- Деревенские? Местные? - и, не дожидаясь ответа, продолжил. - Заплутал я. Где тут у вас магазин?
Катька махнула вперёд:
- Езжайте дальше, потом налево. Там - магазин, возле почты.
Водитель шмякнул ладошкой по крыше, словно получил огромное удовольствие от её слов.
- Ну, вижу, что деревенские. Одеты как деревенские. Говорите как деревенские. И змей у вас - деревенский. Такие в Москве не летают.
Он сел в машину, газанул, и потом, зачем-то пару раз бибикнул.

Мы вышли на поле. Трава там была низкая. Катька запустила змея и показала мне. Я помчался со змеем по полю. А Катька ходила медленно, наверно, искала волшебный клевер, а потом присела на краю поля, у дороги.
Я пробегал, может, полчаса и вдруг, споткнувшись о кочку, упал лицом в траву. Услышал, как неподалёку шлепнулся на землю и хрустнул змей. Приподнялся на руках и увидел клевер с четырьмя лепестками. Я не сразу сообразил и, сообразив, не сразу поверил. Встал на ноги, и словно что-то стукнуло по голове, я заорал:
- Лягушка, волшебная четырехглазая лягушка! Волшебная лягушка!
Катька прибежала:
- Сдурел?
- Вон, смотри, - показал я в траву.
- Где, где? - Катя наклонилась.
- Там, вон, - сказал и подтолкнул её.
Она упала носом в кустик клевера с четырьмя лепестками.
Катя увидела его. Встала, посмотрела на меня:
- Это мне? Это... ты... для меня?
Я молчал.
Катька сорвала клевер, поцеловала его, что-то шептала. Спрятала на груди.
Я с терпением переносил девчачьи нежности.

Катька вдруг быстро пошла.
- Ты куда?
Она обернулась. Кажется, она забыла про меня.
- Пойдём, - сказала, - пойдём. Я покажу тебе что-то. Змея оставь, потом подберём.

Мы пересекли поле и прошли редким леском, поднимаясь в горку. На вершине горки стояла пожарная каланча.
- Раньше здесь была церковь. Потом сделали пожарку, а из колокольни - каланчу. Бабуля говорила, пожарку лет десять как распустили. Но там дед Андрей остался сторожем и за колокольней присматривал. Он умер два года назад.
Она открыла ржавую дверь в колокольню, и мы стали подниматься по скрипучим ступеням.
- Не бойся, - успокоила меня Катька. - Дед Андрей здесь всё чинил.
Наверху, на площадке, конечно, не было колоколов, но открывался вид далеко-далеко.
Я и не думал, что столько дорог ведут к обыкновенной деревне.
- Вон та, - показывала Катька, - идёт к сельпо. Эта - на ферму. Эта вдоль речки, мимо вашей дачи, к станции. А эта - к станции напрямую. А эта - на шоссе, на Белые Столбы и Домодедово.
- А в Москву? В Москву отсюда можно? - заволновался я.
- Можно, - ответила Катя.
- А на Красную площадь?
- Можно. Отсюда всюду можно, - улыбнулась она.

Ночью мне приснилось, как я стою на камне у замшелого ручья.
Катька встаёт рядом и кричит:
- Сазаны! Сазаны!
Я прыгаю в воду. Зелёные брызги летят вверх. Тина падает на лицо. Я вытираюсь кулаком.
Катька - снова рядом, тянет мне сложенные кулёчком ладошки:
- Это - тебе. Волшебная четырехглазая лягушка.

+9
05:29
891
13:33
+2
С этим «хочу каши», аж вспомнил, как проснулся недавно из-за приснившегося запаха борща. И тоже ходил ныл «хочу борща» crazyНо готовить его лень.

А четырехглазая лягушка — это уже тератоморф. И лучше б про нее было. А то так я и не понял, к чему все эти эпизоды и как между собой связаны
14:56
+3
«хочу борща с лягууууушкой» jokingly
14:55
+4
Дети — хорошие, лягушка — волшебная, история — добрая, автору — благодарю!
20:13
+3
Милая история, особо не обремененная логикой и связью эпизодов.
Дача — это и есть загородный дом. Почему избушка не может быть дачей?)
А клевер вроде как съесть надо?)))

23:05 (отредактировано)
+2
Почему избушка не может быть дачей?) Потому что мальчик в Москву ехал, в центр всех дорог. А попал в деревню. Там, по определению, всё недостойно даже сравнения с Москвой. Так он думал.

А клевер вроде как съесть надо? Клевер — это же талисман. Его хранить надо. Я свой положил в томик Беляева. Так там и остался…
Общее впечатление — добрая правдивая история, захватывает с самого начала. Погружает в атмосферу детства и беспечности, похожа на автобиографическую. Неприятный дядя Саша — обманщик. Автор показал (не знаю, намеренно или интуитивно) как мальчик Тарасик тут же подхватывает эстафету лжи (про наловленную рыбу). Не совсем понятен образ лягушки. Заинтриговали, ждала лягушки, а ее так и нет — подменили клевером laugh
23:11
+1
похожа на автобиографическую Это вы правильно заметили. Основано на реальной… каше. :)

Неприятный дядя Саша — обманщик. Дядя Саша добрейший человек и психолог. 1) Ночью ребенка усыпил 2) Утром не обидел 3) Днём полез в сарай и нашёл хорошую игрушку для детей.

мальчик Тарасик тут же подхватывает эстафету лжи Вы уж очень суровы. Взрослые лукавят с детьми для детского же блага. Дети лукавят для своего блага… Девчонка тоже слукавила, кстати. Обычные человеческие отношения.

Не совсем понятен образ лягушки. Лягушка — это мечта. Поэтому приходит только во сне.
11:28 (отредактировано)
+3
Милая, добрая история! Придираться и ругать не хочется. Хорошо написана, погружает а атмосферу детства и безмятежности. Спасибо, автор! rose
23:12
+1
Спасибо за добрые слова!
Может дядя Саша и добрый, но не психолог. Ему просто хотелось, чтобы прекратились завывания. То, что я критикую героев, значит, что рассказ «зацепил», герои «живые». Вам за них обидно, значит написали что-то настоящее bravo
06:51 (отредактировано)
+2
Духовный рост ГГ налицо. Пытливый ум и хороший аппетит, а также помощь деревенской девочки позволяют ГГ добиться цели. Мда.
Даже не знаю хвалить или ругать. Написано хорошо. А смысл истории подменён какой-то, не побоюсь этого слова жабой-мутантом. Или я напрасно краски сгустил в чьем-то безоблачном детстве? devil
10:28
+1
Спасибо за комментарий.
Сгущаете :)
Не совсем понятен образ лягушки. Лягушка — это мечта. Поэтому приходит только во сне.
18:21
+2
Рассказ понравился. Отзывов что-то мало, надо отметиться, плюс, я один рассказ автора уже «разнесла» (на самом деле нет), надо же и похвалить) Немножечко покритикую, конечно, это ж Сковородка, но только для того, чтобы он, может быть, стал еще лучше.

Что мне понравилось

Что явно используются какие-то ситуации из реальной жизни. По моему скромному опыту, это всегда на пользу истории. Даже если это не личное прошлое автора, а кем-то рассказанные воспоминания, они придают рассказу достоверности и искренности, даже если история совсем неправдоподобная. На тон повествования влияет, что ли? Я пока сама не разобралась, почему именно использование чего-то реального так благотворно действует обычно на текст.

Такой в целом благодушный тон. Как будто автор улыбался, работая над рассказом, и читатель теперь улыбается тоже. Не все истории про детей такие, не все истории про детей обязательно удачные в принципе. Здесь, мне кажется, все получилось. Ну как все. Получилась милота)

Правдоподобность персонажей. Про маму, бабушку и дядю Сашу вроде сказано-то всего ничего, но они ведут себя как-то очень естественно, в диалогах не чувствуется натужность и/или надуманность. Единственная фраза, которая отдает какой-то театральностью, вот эта: «Это мне? Это… ты… для меня?». Ее можно, мне кажется, сделать более естественной, просто подсократив, например: «Это… мне?» или «Это… для меня?». И так понятно, что «ты», кто еще-то.

Тарас и Катя. Я прям вот верю вообще в этих детей. Разочарование Тараса, разница между тем, чего он хотел/представлял и что получил — прямо в сердечко. Мне кажется, у многих в детстве какие-то такие эпизоды были. Катька вообще отличная, бойкая деревенская девчонка. Очень нравится ее говор, вот это бесконечное «чёканье», поступки. То, как она одурачила «городского» мальчика, отправила его в ручей, а потом, не без помощи взрослых, подружилась с ним и как бы показала ему, в чем прелесть деревенской жизни — как-то в это все очень верится.

Что мне не очень понравилось

Как тут уже упомянули, дядя Саша. Нет, в его поведение я очень верю. Может быть, он и правда добрый человек или искренне считает себя таковым, но он точно не психолог. Со мной в детстве взрослые очень часто такое проворачивали: что-то обещали вечером, что-то хорошее на следующий день, а потом не выполняли, часто еще делали вид, что вообще про это забыли. Это здорово подрывает доверие ко взрослым и в целом… приносит какое-то разочарование в жизни, что ли. Так что я бы хотела увидеть осуждение поступка дяди Саши, может даже, чтобы сам персонаж понял, как нехорошо поступил по отношению к ребенку. Он ведь реально просто хотел его «заткнуть», было бы славно, если бы самому дяде Саше это аукнулось.

Опять-таки, поскольку этот рассказ можно счесть рассказом для детей, некоторые мессаджи (не знаю просто, как адекватно перевести… послания?) кажутся странными. Например, вот это согласие Кати присмотреть за Тарасом только за конфеты. Нет, это супер правдоподобно, но так себе пример для подражания, если рассказ для детей. Если для взрослых — вопросов нет. Еще момент, когда Тарас подталкивает Катю, а она потом видит клевер. Нет, условные «дать сдачи» — нормальный момент, но за ним прямо сразу следует благородный поступок, который считывается практически как немедленное извинение. Типа «дорогая, я тебе изменил, но вот букет цветов и новое кольцо» или «дорогой, я изменила тебе с твоим лучшим другом, но вот давай я тебе ребенка рожу, хочешь?» (без шуток, это ситуация из фильма «Левиафан»). Я понимаю, что у автора, скорее всего, такого намерения не была, но люди, а дети особенно, легко видят причинно-следственные связи там, где их нет. «Толкнул, но зато подарил клевер. Значит, можно девочек толкать, а потом делать для них что-то хорошее». Такая логика еще и укрепляется тем, что, когда Катя столкнула Тараса в ручей, это было не просто так, а наказание за прошлую ложь и выпендреж, то есть это законченная ситуация вида «солгал — был проучен». А с продолжением получается следующее: «солгал — был проучен — отомстил за то, что был проучен — быстро как бы искупил свою вину». Я понимаю, что все вышеперечисленное для детей очень естественно, но это не очерк, а рассказ, здесь автор выбирает, как поступать его персонажам, какие идеи и образы он закладывает и чему учит. И вот в плане «чему учит» рассказ проваливается. Этот мотив «сделать что-нибудь плохое, а потом взамен что-то хорошее» прослеживается и в поведении дяди Саши: сначала обмануть, потом найти и дать воздушного змея, тоже как будто чтобы искупить вину (по крайней мере, свою совесть так успокоить).

Еще вызвал недоумение эпизод с автомобилистом. Опять-таки, он очень правдоподобен (хотя слово «заплутал», а потом «говорите, как деревенские» слабо между собой вяжутся, но может здесь авторская ирония или что-то такое), но, с моей точки зрения, он не получает должного завершения, разрядки нет. То, что из деревни ведут все дороги куда угодно, даже в Москву, не отменяет предыдущего принижения «все у вас деревенское». Или, может, здесь и не планировалось принижение, просто водитель дивится? Но я считала как принижение. «Змей у вас деревенский, такие в Москве не летают» звучит как «и змей у вас отстой, вот в Москве змеи что надо». Если смысл был противоположный, мне кажется, другой должен быть выбор слов, в духе: «И змей у вас деревенский. Вот это я понимаю — змей. В Москве таких нет» — или что-то в таком роде.

В принципе у рассказа с целостностью не все в порядке. В комментариях же не просто так говорят о разрозненности эпизодов. С моей точки зрения, никакой разрозненности здесь нет, но нет и нормального завершения, опять-таки, разрядки. Вот каков сюжет: мальчик прилетает из Хабаровска в деревню, все он представлял нет так, ему не нравится. В шесть утра он поднимает весь дом якобы от голода, на самом деле, он по сути просто капризничает. Его обманом успокаивают, на следующее утро он обнаруживает обман. Он встречает деревенскую девочку, она насмехается над ним, ему неприятно, он хочет малость самоутвердиться и лжет ей. Она предлагает ему посмотреть на волшебную лягушку, он верит и идет за ней, она его проучивает за ложь. Потом он лжет матери, что просто упал. Девочку просят, не без подкупа, приглядеть за героем, она соглашается. Обманувший накануне дядя дает им воздушного змея. Катя делится историей про клевер и то, зачем он ей нужен. Они встречают автомобилиста, который то ли любуется, то ли издевается над тем, какие они «деревенские». Потом они запускают змея, Тарас находит клевер, уже третий раз за рассказ явно врет (крича про лягушку), толкает Катю, потом ей на глаза тоже попадается клевер. Она благодарна, загадывает желание. Потом Катя ведет Тараса на пожарную каланчу, и он видит, что из деревни ведет множество дорог, даже в Москву. Затем ему снится сон, где Катя дарит ему волшебную лягушку.

На самом деле мы понимаем, что Катя дарит герою что-то другое. Но, если честно, понять, что именно, довольно трудно. Понимание, что жить в деревне не так уж плохо? Или свою дружбу и, таким образом, как бы решает проблему его одиночества? Или она учит его, что обманывать нехорошо, а это тоже как бы дар (было бы неплохо, но это вариант из перечисленных самый маловероятный). Что в итоге-то понимает герой? Для меня это осталось не совсем ясным, я четкую логику сюжета не улавливаю. Это необязательно плохо для рассказа в принципе, но, мне кажется, очень плохо для детского произведения. Если уж я, взрослая, как-то не догоняю, что вынес главный герой из всех произошедших событий, то многие дети, наверное, и подавно не поймут. А это очень легко исправить, если есть желание.

В общем, вот такие рассуждения. Мне как взрослой рассказ понравился, я сама для себя в состоянии сделать выводы буквально из чего угодно. Сама прочитала, сама себе придумала, меня тут даже упрекали в этом) Но если это рассказ для детей, мне кажется, он требует некоторой доработки в плане четкости логики и того, чему он маленьких читателей научит.
10:41 (отредактировано)
+1
Огромное спасибо за ещё один замечательный разбор моего текста!
Рассказ для взрослых. Рассказ о мечте. О нас самих, о взрослении, о поиске дорог/путей — сейчас мы, взрослые, можем оценить то, что из этого вышло и как-то передать нашим детям, внукам. Или лучше их понять, наших детей.

Конечно, задумывалась милота. Слишком много чернухи и так.
К сожалению, в рецензиях вижу, какую-то, кажется, инстинктивную реакцию — чуть не по-моему, чуть непонятно, значит — враждебно, значит — злонамеренно. Ну, нет же!

Про дядю Сашу. Да, он хотел ребёнка угомонить ночью и в итоге слукавил. Да, он пошёл на рыбалку без него. Но ребёнок-то спал рано утром, ещё в старом режиме, день и ночь перемешались, не будить же. И, конечно, он взял Тараса на рыбалку днём позже. :)

Толкнул, но зато подарил клевер. Опять? Почему ожидается негатив? Толкнул, чтобы она упала носом в четырёхлистный клевер, чтобы нашла этот клевер. Да, некоторая возвратка, но оч невинная имо. Ведь Катя нашла свою мечту…

На самом деле мы понимаем, что Катя дарит герою что-то другое. Но, если честно, понять, что именно, довольно трудно.
Лягушка — это мечта. То, что мы ищем в детстве. Мечта должна быть волшебная, несбыточная и приходить только во сне.

И почему — мутант? Это от изытка фэнтези в голове? Опять буркну, фэнтези есть, а фантазии маловато. :)
Больше позитива и доверия smileЧетырёхглазые лягушки существуют в природе :)

Спасибо!
11:04
+1
Стоп, я про мутанта не говорила! Мне как раз образ очень понравился)

Если рассказ для взрослых, тогда сразу снимаются почти все вопросы. Но все-таки хотелось бы, чтобы про то, что рыбалка-таки осуществилась, автор сказал, потому что, как видно, у взрослых в голове на этом моменте сразу щелкают болезненные триггеры и все представляется не в радужном свете sadОжидается негатив, видимо, потому что у многих негативный есть опыт за плечами и, если автор напрямую не говорит или не показывает очевидно, все воспринимают исключительно со стороны своего опыта.
18:39
+2
Нечего тут жарить.
Хорошая история.
09:48
+1
Окольными путями набрёл на рассказ — хороший, душевный! thumbsup
10:38
годный раскас. Давно читала, плюсануть чота забыла, тока щяз исправилась.

Мелкоблошеки.
«Какие они? Подумал я.» Лучше бы, наверное «Какие они? — подумал я.»
«Не утонул-ли?» — надо раздельно, без дефиски.
«А, может, и выдумка». Просто «а может», без препинаки.
" — Деревенские? Местные? — и, не дожидаясь ответа, продолжил. — Заплутал я." Перед продолжением прямой речи нужно двоеточие.
«Он сел в машину, газанул, и потом, зачем-то пару раз бибикнул.» После потома запятушка без надобности.

Говорите как деревенские.
Если только выговор выдаёт, а такта у нас бы в деревне оно было б: «Ехайти дале, послЯ налеву. Тама — магАзин, возлЯ почтвы» wink
Загрузка...
Анна Неделина №1