Анна Неделина №3

О страшных клоунах и первой любви

О страшных клоунах и первой любви
Работа №4. Тема дуэли: Тили-тили-тесто
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Женя лежала в темноте и рассматривала картинки в закрытых веках. Было интересно наблюдать, как мозг постоянно сканирует датчики зрения, именуемые глазами, даже когда информации на них не поступает. Сначала на чёрном фоне появляется серая полоса, она расширяется, наползает на черноту, потом чернота наползает на серое. Иногда полосы вращались, как медленный пропеллер, иногда вместо полос были круги, но всё равно равномерное движение не прекращалось ни на миг.

Иногда включалась какая-то распознавательная функция мозга, хотя распознавать ей было совершенно нечего, и мозг начинал фантазировать. Как после похода в лес, он показывал Жене лесную чащу, а после долгой поездки перед закрытыми глазами ещё долго вибрировала дорога.

Но сегодня он показывал страшных зубастых клоунов, которых Женя заметила на обложке в книжном магазине. Они засели в подсознании и теперь вылезали один за другим, прихватив с собой приятелей. Они скалились, строили рожи, исчезали, и на их месте появлялись другие.

“Да,—подумала Женя,—очень трудно развидеть то, что увидела. Раз! И гадость уже сидит в голове и никак её оттуда не выковырнуть. И чем противнее эта гадость, тем крепче сидит. Зачем люди придумывают гадости?”

А зачем она зашла в магазин? Потому что увидела одноклассника. Случайно проходила мимо… Впрочем, нет, не случайно конечно. Она там была пару раз. Любила книги и канцтовары, потому в новом месте всегда искала прежде всего эти магазины—чтобы выбирать, фантазировать, иногда даже купить краски или карандаши. И в очередной раз просто шла получать своё маленькое одинокое удовольствие. И увидела Сашу, который туда входил…

Он был самый умный и красивый мальчик в классе. Ну может не самый, но таким он ей показался. Может просто возраст пришёл, когда душа “ждала кого-нибудь”… И Женя в первый раз влюбилась. Но, как и все, он её тоже не замечал.

Её никто не замечал. Женя была самой младшей. В каждом классе, куда ни заталкивала её судьба. Мама отдала её в школу в шесть лет, потому что садик был далеко, а школа близко. И мама уговорила школьное начальство. Сказала, что девочка очень умная и не по годам развитая. А потом они переехали. Потом ещё раз и ещё… И каждый раз приходилось менять школу.

Прийдя в новый класс, Женя как всегда подошла к задней пустой парте, а за партой впереди сидел мальчик, и её сердце затрепетало в первый раз. Саша уверенно выходил к доске, спокойно отвечал, а Женя смотрела на него с тихим обожанием. Миловидный, аккуратный, с пробором в тёмных волосах, он выглядел как принц из сказки, который решил почему-то побыть простым школьником. Каждый раз, когда они случайно встречались глазами, Женя краснела и испуганно отводила взгляд. Он был такой необыкновенный. И у него не было “маски”.

Ей было наверное лет одиннадцать, когда она впервые увидела “маску”. Она долго искала подходящее слово: “тень” или “гость”. И назвала “маской”. Девочки вокруг обрастали округлостями, обзаводились косметикой, пахли сигаретами, а она как всегда была маленькая некрасивая одиночка на задней парте. И ей ничего больше не оставалось делать, как наблюдать. И однажды она заметила, что на некоторых людей садится что-то… неживое… Женя долго не могла подобрать нужного слова. Какие-то твари, которые играют людей. Или тени. Или маски. Вот маска первой красавицы, а сама девочка была словно ненастоящая. Она выпендривалась, воображая, что так ведут себя кинозвёзды, но это была не она, а её “маска”. А другая играла роль своей в доску. По крайней мере так, как она её понимала. И это тоже была “маска”, которая вживляется в человека и захватывает его.

—Знаешь, наверное это как перейти на автопилот,—рассказала Женя подружке, которая у неё однажды появилась.—Если ты живёшь на автомате, то тебя ловит “маска”…

Подружке явно захотелось покрутить пальцем у виска, но поскольку сумасшедших побаиваются, она не стала этого делать. Она просто вскоре отсела, и у Жени снова больше не было подружки. Но это было не страшно, так как мама опять затеяла переезд, а значит и переход в новую школу…

* * *

Саша разглядывал книжки на полках, а Женя наблюдала за ним издалека из-за стеллажа с журналами. И прямо перед ней оказалась та обложка с клоуном. Она даже не помнила, что это был за журнал. Просто смотрела на ужасную рожу, где кто-то решил совместить смешное и страшное, дикие глаза, острые зубы, красный нос… И смешное исчезло, осталось только страшное.

Женя так засмотрелась, что забыла про всё остальное.

—А, привет, это ты…—сказал Саша, и видно было, что он мучительно вспоминает её имя.

—Привет,—прошептала она, и словно взрыв прошёл через все внутренности.

—А… Как тебя зовут? Я не помню, извини,—ответил он, испытывая неловкость,—ты новенькая, да? Тебе нравится Стивен Кинг?

Женя пожала плечами. В душе её был ураган, а в желудке пожар. Она не могла произнести ни слова. Сказать, что не читала Кинга, тоже не могла. Наконец всё же выдавила из себя:

—Я больше люблю фантастику…

—О! Конечно,—обрадовался он,—кто её не любит! Что читала?

—Стругацких… Ларионову…—в какой-то момент Женя справилась с сердцем, которое почему-то пульсировало в висках и в горле на бешеной скорости, и смогла сделать вдох. И даже выдох.

—Да, Стругацкие это сила. Но я предпочитаю зарубежную. Саймак, например. Отличная фантастика. Но его так просто не купишь. У нас зато есть подписка.

Последнее он произнёс с некоторой гордостью, с чувством, что она должна ему сейчас позавидовать. Она не позавидовала. Она вдруг с ужасом заметила язычок “маски”—словно страшный клоун из темноты, пробовал новую жертву на язык, как мороженое.

—У нас пока нет подписок,—ответила Женя тихо,—мы часто переезжаем. Трудно перевозить книги.

—А, понятно,—сказал Саша с оттенком сожаления и может быть пренебрежения.

—У мамы много работы. Научной работы. Она доктор наук,—сказала Женя и заметила, что его небрежение чуть убавилось.

—А, да, это классно…—произнёс он тоном, каким говорят взрослые о работе, которую принято считать важной, но на самом деле она никому не интересна. Но показывать это другим как-то не принято.—Хочешь дам почитать? Саймака.

—Да, конечно! Спасибо!

—Ну ещё девчонкам Анжелика нравится. Но её сейчас читает Таня. Когда она вернёт, я тебе дам, если хочешь.

—Да, конечно хочу,—улыбнулась Женя,—спасибо.

Она хотела ещё что-то сказать, но у неё перебило дыхание. А Саша нашёл на полке наконец какую-то книжку и пошёл к кассиру. Выходя из магазина, он снова поискал глазами Женю и помахал рукой. Она робко кивнула в ответ.

На следующий день в школе Саша обернулся к ней, поздоровался и дал ей книгу. Она покраснела до корней волос, и поблагодарила срывающимся голосом. Это не осталось незамеченным. Какой-то девчачий голосок пропел:

—Тили-тили-тесто, жених и невеста…

Саша ужасно смутился и больше не поворачивался.

На переменке к нему подошла фаворитка класса и что-то прошептала ему на ухо. Женя прочитала по губам: “Зачем тебе ЭТО?” А может ей только показалось.

Через неделю Женя вернула ему книгу. Она долго перед этим думала, что сказать, как поблагодарить. Может обсудить… Но ничего не получилось. Саша неловко кивнул на её “спасибо”, взял книгу не глядя и убрал в портфель. Больше он к ней не поворачивался. И книжку про Анжелику он тоже не предложил, а Женя постеснялась спросить. И она почувствовала, как откуда-то из темноты ей улыбнулся страшный клоун и пропел: “Тили-тили-тесто!”

Она училась в этой школе весь тот год, но Саша вскоре пересел на другую парту и больше с Женей не перекинулся ни словом...

* * *

Много лет спустя в книжном магазине она вдруг снова увидела обложку со страшным клоуном, и как-то всё вместе выплыло в сознании. “Ассоциативная память,” подумала Женя, будучи уже профессиональным психологом. Воспоминание пришло в комплексе образов, чувств и эмоций, где были Саша, тени-маски, клоуны, “тили-тили-тесто” и фальшивые девочки. Почему она тогда подумала, что у Саши нет этой “маски”? Или ей так хотелось в это верить?

Поздно ночью в кровати, привычно наблюдая кружение пятен в закрытых глазах, она поняла. Саша так старательно играл роль хорошего мальчика, так хотел всем нравиться, что подсознательно создавал иллюзию соответствия идеалу собеседника. Хорошего мальчика, отличника, любимчика родителей, девочек и учителей. И даже для неё он сам того не зная создал иллюзию свободы от “маски”.

Утром Женя нашла социальную сеть выпускников, а в ней школу и имя. Она не надеялась, но просто было любопытно.

Саша был там. На фотографии он был в анфас, но с зеркалом позади, чтобы была видна его причёска—длинный конский хвост. Во рту была трубка. А лицо… Впрочем, уже и не лицо. Это была “маска” вросшая в лицо и в жизнь, роль, с которой он сросся. Роль оригинала, маргинала, интеллектуала и вообще творческой личности. Полное соответствие чьему-то идеалу. Но ничего живого от человека в нем более не оставалось.

Женя закрыла его страницу, удалила свой профиль из этой социальной сети и больше никогда туда не возвращалась.

+7
21:04
2649
03:46
+3
И что?
Ничего не случилось. Ничего не произошло в рассказе. Нет решения, нет развития. В жизни так бывает очень часто, именно поэтому читать про жизнь неинтересно, а интересно только, если описывается что-то интересное или интересно написано.
Здесь написано неинтересно, тускло. Местами на грани корявости:
Как после похода в лес, он показывал Жене лесную чащу, а после долгой поездки перед закрытыми глазами ещё долго вибрировала дорога.
Это о чём? Нет, понятно о чём, но фраза составленна невнятно.
Или возьмём описания. Нужно постараться, чтобы ничего не описывать описаниями:
Миловидный, аккуратный, с пробором в тёмных волосах, он выглядел как принц из сказки, который решил почему-то побыть простым школьником.
Здесь объективно к облику относятся только тёмные волосы, но это важно? Половина людей имеют тёмные волосы. Остальное — расплывчато, ни о чём. То же самое, что написать, что у него было две руки, две ноги, и одна голова.
Маски могли бы быть неплохой темой, но прошли вскользь. Клоун вообще не сыграл никак.
Небрежности в тексте бесят. Я уже молчу про запятые, но пробелы-то возле тире неужели трудно было поставить?
23:30
Спасибо за интересный комментарий. Эх, знаки препинания — моя большая проблема. А история закончилась именно ничем — как в жизни.
16:56
+1
Грустно. Вроде обычная история, жизненная, и закончилась ничем, как в жизни. А всё равно грустно. Но написано хорошо, и прочиталось легко. Спасибо, автор!
23:29
+2
Большое спасибо за добрый комментарий. История закончилась именно ничем — как в жизни. Незакрытый гештальт. Невысказанная обида и боль. Непрожитые отношения. Не было даже шанса. Потому грустно и заставляет думать. До сих пор. Личные переживания.
17:31
+4
Я не знаю, какого эффекта вы добивались своим текстом, подробно описывающим эффекты цветных пятен в темноте и все последующие действия и мысли персонажа, но у меня это вызвало ассоциацию только с этой копипастой:
Я вхожу в кухню и ставлю на плиту чайник. Зажигаю спичку, пару секунд смотрю на неё, поворачиваю ручку газовой плиты и подношу спичку к конфорке. Вспыхивает пламя. Пламя синее. Ровное. Я смотрю на пламя и чайник. Минут через пять по всей кухне поднимается дикая вонь. Немудрено. Ведь в чайнике – моча. Почему моча в чайнике? Потому что я туда нассал.
Чувствуете сходство?
А зачем она зашла в магазин? Потому что увидела одноклассника. Случайно проходила мимо.
Или это умышленная отсылка?

Впрочем, остальной текст настолько беспомощный и схематичный, что я не уверен, понимаете ли вы суть и смысл отсылок.
Нет описаний пространства и персонажей, бесцветные реплики, бесцветное все. Я не знаю как, но, вывалив кучу информации про героиню, вплоть до охренительно важных подробностей о том, как она пошла в школу, вы ухитрились не вызвать к ней никаких чувств у меня как у читателя.

Такие моменты, как этот:
Какой-то девчачий голосок пропел:
—Тили-тили-тесто, жених и невеста…
Саша ужасно смутился и больше не поворачивался.
Должны вызывать эмоции. В теории.

Рассказа как такового здесь нет. Описан некий случай из жизни, есть завязка, есть вялое нарастание напряжения, но оно закончилось вместе с отношениями девочки и мальчика. Развязка отсутствует как идея. Всем спасибо, все свободны.
11:27
+1
Стал заходить на сайт чисто ради этих коментов crazy
Почему моча в чайнике? Потому что я туда нассал
11:58
Я знал, что тебе понравится. Но баян жэ.
11:59
+1
А я вот в первый раз вижу )) На каждый баян найдется тот, кто в танке laugh
17:10 (отредактировано)
+2
А что такое копипаста? И зачем её герой писал в чайник, с известковым налетом боролся? Я что-то не в теме, наверное.
23:27
+1
Развязка не всегда бывает. Иногда ее просто нет. Так сказать, открытый гештальт. А в рассказе это было использовано намеренно, поскольку не всегда жизнь ставит точки над i. Большое спасибо за разбор полётов и честно высказанное мнение. Было интересно.
15:54
+2
А почему Саша стал маргиналом? Опустившейся личностью?
23:25
+1
Почему опустившейся? Опустившиеся не ухаживают за волосами. И не демонстрируют причёску. smileМаргинал не означает опустившийся человек. Вот фраза из одного из онлайн-словарей: «Слово очень модное, ассоциирующееся с такими, как внесистемность, немейнстримность, нахождение за пределами взглядов господствующей группы». Вот именно в этом примерно смысле оно было использовано мной в рассказе.
19:36
+1
Да, концовочки не хватает. Но эмоции с закрытыми глазами, трясущейся дорогой после долгого пути- это прямо из детства. И написано хорошо. Отдаю Голос.
23:23
Спасибо за ваш комментарий и голос. Концовка не всегда бывает — здесь получилось именно как в жизни. Даже описание фотографии, которую я увидела в одноклассниках, именно такое. Что ж поделать…
00:02
+1
Эй, дуэлянты, вы чё, сговорились? Голос не дам.
23:17
+2
Спасибо! бывает и хуже! smile
17:08
+2
Были такие замечательные находки в тексте, вроде разглядывания картинок в закрытых веках. Такой образ достоен отдельного рассказа. Как картинки в нераспечатанных книжках, знаешь, что они есть и можешь только догадаться об их содержании. И тут же мозг, который фантазирует… В этом что-то неправильное, фантазии как раз с подсознанием связаны, с картинками в закрытых книгах, не с мозгом. А потом пошла путаница времен и имён — подписки? Кинг? Ларионова? Зубастые клоуны? Анжелика??? Саймак? Стругацкие? Героине 50? Или 18? И нравоучения пошли про маски, и разонравилось мне.
23:17
+2
Спасибо за интересный комментарий. И что самое интересное — я чувствую немного потерянной во времени. Мне и шестьдесят, и двенадцать, как героине рассказа. Стоит открыть страничку — и весь гештальт как на ладони, никуда не делся. Весь набор ощущений и впечатлений. Думаю, что имеет смысл доработать рассказ, спасибо. Критические комментарии всегда полезны.
19:23
+2
Я поставил Голос за вразумительную историю, хорошие диалоги и окончание в стиле Альфреда Хичкока: чем закончилось — чёрт его знает, но зритель сам вправе закончить историю как угодно
23:14
Большое спасибо за теплые слова и за голос!
19:34
+1
Внутренний мир девочки описан внятно и выпукло. Косячки обычно не сильно портят картину, как, например, в предыдущих рассказах, но так получилось, что именно в этом рассказе — сильно. Такой рассказ надо писать идеально. Не знаю почему, но это так — я так вижу. А претензия комментаторов, что ничего не меняется и ничего не происходит, ну что ж, такова жизнь этой девочки. Действительно — у неё вот так получается. Как есть.
23:14
+1
Спасибо за ваш комментарий! Недоработано — признаю. Делала в спешке. Буду дорабатывать. smile
08:47 (отредактировано)
+1
Интересно.
Однако, у меня многое в этом тексте не срослось.
Самое первое — упоминание зрительных сенсоров у меня сразу вызвало ассоциацию, что ГГ — робот, а не человек. Потом было несколько неожиданно обнаружить, что это не так.
Второе — время повествования. Очень я потерялась. Кинг и «Анжелика»… это какой год? Маркеров времени я не чувствую, может, дело во мне. В соседнем расскаже про миндаль более чётко это ощущается, за счёт деталей. Возможно, если и здесь добавить ещё немного маркеров времени, всё встанет на свои места.
В-третьих. Очень субъективно, но мне рассказ не показался цельным. То нсть, вот вижу красной нитью — маски, клоуны, а в картину не встраивается. Возможно, пошло бы на пользу расширение рассказа, я бы почитала.

Теперь хорошее и вкусное. Сама идея с масками мне очень приглянулась, она простая и вроде как распространённая (если не банальная), но зднсь интересно обыграна. Есть в ней что-то мистическое, будоражащее, это даёт совершенно иной градус истории, иное восприятие центральной героини.
Стиль мне тоже понравился. Меткий, чёткий, интерес не угасает.

В целом, мне скорее понравилось. Хорошая работа, но, на мой взгляд, можно ещё лучше. История этого стоит. Спасибо автору.
23:13
+1
Большое спасибо. Да, я отреагировала на приглашение на срочную дуэль, и потому практически у рассказа не было времени «созреть». буду еще дорабатывать. По поводу зрения — я ответила внизу на комментарий Бабули. Это так сказать личные переживания, и я даже не подумала, что они могут восприниматься как ощущения робота. Надо доработать.
04:55
Буду ждать обновлённую версию!
06:02 (отредактировано)
+2
Абсолютно понимаю, о чём тут речь. Сама так вижу. Кому такое не дано, тем остаётся только насмешничать.
Пожалуй, ГОЛОС здесь. Из моего мира история.
23:10
+1
Большое спасибо. Кто это прожил, тот знает! smile
17:23
+1
Женя лежала в темноте и рассматривала картинки в закрытых веках.

Споткнулась на первом же предложении. Картинки в закрыты веках?
Для меня — рассказ ни о чем, к сожалению.
23:10
+4
бывает. Я просто заметила много лет назад, и с тех пор часто наблюдаю работу мозга и зрительных органов. Это так сказать личные впечатления. Приступы мигрени добавили интересных ощущений на тему. И кстати я много лет работала цветоредактором и вообще редактором изображений в типографии, занималась компьютерной обработкой, потому отношения изображений, зрения и восприятия для меня как бы родной топик. И действительно — мозг сканирует на манер обычного цифрового сканера — именно в том виде, в котором я рассказала.
06:19
+1
К счастью, о мигренях знаю только со слов знакомых.
06:32
Да, это очень к счастью! smile
Загрузка...
Светлана Ледовская