Запах смерти

Запах смерти
Работа №1. Тема дуэли: Карьер
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Это всё на карьере и началось. На заброшенном карьере на окраине нашего городка, который весь, как окраина. Окраина жизни. Карьер заполнился водой – получилось озеро, довольно большое и местами глубокое. Мы летом с пацанами часто здесь пропадали. Дно поросло тиной и водорослями, если опустить в них ноги, было холодно и шли пузыри. Откуда-то в озере появились неплохие караси, мы жарили их на листе железа, как на сковородке. Жирный ещё ловил на силки голубей, ощипывал и пристраивал рядом на вертеле. Я голубей не ел, брезговал, а Жирный, он же всегда голодный, только так наяривал. Он был самым низким из нас и самым широким одновременно. Как если бы я смотрелся в кривое зеркало.

– Пацаны, смотри, как я могу! – Витька взобрался на нырялку и красиво, ласточкой, сиганул в воду.

Нырял он и вправду лучше всех, нырял и плавал, хотя и мы из воды почти не вылезали – озеро-то хорошо сверху прогревалась. А когда зубы начинали выбивать виртуозную дробь, валялись на тёплом песочке, курили по кругу одну сигарету, если удавалось где раздобыть, и лениво трепались о том о сём. Жирный, конечно, ещё что-нибудь жевал.

В тот раз мы уже собрались уходить, начали одеваться, но Витька вдруг снова полез на нырялку.

– Нырну ещё разок и догоню, – крикнул он уже практически нам в след.

Мы даже не особо забеспокоились, что не догнал. Или просто не обратили внимания – тут идти-то минут десять. Поздно уже хватились, когда тёть Валя – мать Витькина – стала по домам бегать. Тогда всей толпой, вместе со взрослыми, двинули обратно. А уже темно почти было. Поэтому я не очень запомнил, как выглядел Витька. Помню – бледный, а ссадину на лбу почти не видно. Мы эту корягу затонувшую уже на следующий день выловили. Ещё помню, как тихо и тоненько выла тётя Валя, как растеряно молчали мы, а Жирный даже жевать перестал. И как сильно пах тиной Витька.

И тут я вспомнил, что Витька и днём сегодня тиной пах. Я удивился тогда. Никто не пах, а Витька пах. Я подумал, что перекупался он. Ещё пошутил, что скоро водяным станет, но пацаны не поняли, сказали , что это от воды тиной несёт. Но от воды – понятно. Но это точно от Витьки было, и сильно так.

С тех пор я стал обращать внимание, кто чем пахнет. Жирный обычно пах жратвой, но на карьере от него почему-то начинало разить солярой и порохом. Порохом, как в тире после стрельбы из тозовки. Остальные пахли слабо и какой-то гадостью. Лекарствами, кислой мочой, немытым телом. Гришка только ощутимо разил спиртом. Но если не принюхиваться – нормально.

Взрослые тоже иногда приходили позагорать. Я как-то не особо удивился, что соседка баба Зина пахнет помидорами. Мы почти все жили в домах с огородами, Жирный только в двухэтажном покосившемся бараке. У бабы Зины стояла огромная теплица, помидоров там было видимо-невидимо, хозяйка после обеда обычно торговала ими на рынке, а до этого возилась в парнике, подвязывала, поливала, удобряла. Её заскорузлые пальцы стали бурыми и уже не отмывались. Поэтому ничего удивительного, что пахла она помидорами, а муж её, вот не помню, как звали, - свежими смолистыми досками. Он столяром работал, а известно же, что «мимо столярной идёшь мастерской – стружкою пахнет и свежей доской».

Удивился я позже, тем же летом, когда увидел мужа бабы Зины на свежей сосновой стружке в собственноручно им же изготовленном гробу из некрашеных досок. «Как знал, что помрёт», – шептались соседи. Бабу Зину через пару недель нашли в теплице среди неудержимо буйствовавших помидорных зарослей.

Окончательно я понял, что способен рядом с карьером чувствовать запах смерти, после седьмого класса. Зимой к нам перевелись двое близнецов – Серёга и Сашка. Одинаковые, как понедельники, только Серёге скоро выбили шайбой передний зуб, и стал он, как Овечкин. Хотя тогда про Овечкина ещё никто не знал.

Близнецы ни минуты не сидели на месте, дождаться окончания уроков для них было подвигом. Они облазили все деревья и заборы, порвали десятки штанов и разозлили всех дворовых собак. Отца у них не было, а бедную матушку чуть ли не каждую неделю вызывали в школу по поводу очередной близнецовой шалости.

В июне мы привели их в карьер, и я научился безошибочно различать братьев, потому что Серёга невыносимо вонял креозотом, а Санька пах резко и непонятно, то ли пылью, то ли мокрой собакой. Это потом я узнал, что озоном.

Через месяц братья решили прокатиться на крыше электрички. Сашка задел токонесущий провод и погиб на месте, Серёга бросился его спасать и свалился под колёса встречного товарняка. То, что от него осталось, размазало по разогретым солнцем железнодорожным шпалам.

Жирный начал заниматься борьбой и к десятому классу превратился в крепенького мужичка-боровичка. Жир исчез, зато появились нехилые мышцы, а вот рост так и остался метр с кепкой. Я поступил в универ в областном центре, а Жирный пошёл в армию, служил танкистом и подорвался на чеченской мине. Мне рассказал об этом отчим, когда я приехал на каникулы после первого курса. Мы загорали на берегу карьерного озера, и отчим сильно пах гарью. Осенью он сгорел вместе с баней.

Через год я привёз познакомить с матерью Таньку. Танюшу… Из моих друзей уже никого не осталось – Гришка отравился метиловым спиртом, а остальные разъехались. Стекольный завод к этому времени закрылся, работы не было, городок медленно умирал. Стариков только огороды и выручали.

Мать на радостях зарубила курицу, и мы пошли на карьер. Жарили куриный шашлык, пили вино, купались. Мать светилась счастьем и сильно пахла больницей. Она потом из неё так и не вышла. А Танюша прямо-таки благоухала мёдом. Мне даже показалось, что у неё духи такие. Но нет… Таня вообще очень любила мёд. У её дядьки была лесная пасека. Потом, когда мы уже поженились, мы поехали к нему в гости, наелись мёда, аж перемазались, набрали с собой, а когда шли к машине, на нас напали пчёлы. У моей жены оказалась аллергия, и до больницы я её не довёз.

Всё это началось здесь, на карьере. Сейчас, спустя много лет, я смотрю на воду без эмоций. Чувства выгорели. Когда-то я думал, что это карьер лишил меня всего, что мне дорого, всех, кого я любил. Потом клял его за дьявольский дар. Да, я могу учуять запах смерти, знаю, при каких обстоятельствах умрёт человек, но какой в этом прок? Знать и не иметь возможности предотвратить – разве можно придумать более жестокое наказание? Зачем мне этот злой рок? Я давно уже перестал задавать себе вопросы. Мне всё равно. Я прожил долгую скучную жизнь, у меня нет детей, родителей, братьев, родственников, друзей. Нет никого и ничего. Я стою на обрыве карьера и пахну тиной. Никогда раньше я не ощущал здесь свой запах. Ну что ж, наверное, это тот самый случай, когда знание полезно. Спасибо, карьер!

И я решительно зашагал к тому месту, где когда-то была нырялка.

Другие работы:
+7
23:01
2598
05:23
+2
Интересный и лучше всех поданный сюжет в дуэли. Не нравится финал, но это уже на совести автора. Какую-то сделал невезучую жизнь своему герою. И то, что он прожил «скучную жизнь», это не вина карьера, а вина самого героя. И то, что он не нашёл больше друзей — это тоже не вина карьера. Так что это претензии к финалу. А вот сам рассказ очень даже неплохой.
18:20
+2
ГОЛОС. После размышлений всё же здесь. В дуэли этот рассказ мне понравился больше всех.
12:02 (отредактировано)
+4
Написано хорошо, «в манере». Видна уверенная рука.
По сюжету. Такое количество смертей на миньку… Ну, понятно, что все подогнано под идею. Но впечатление, что идешь по кладбищу. Да, печально, но не трагедия уже. Все становится понятно после запаха тины. После этого все по принципу: этот — от этого, тот — от того… Все умерли. В медленном печальном темпе изложения. Ну, так-то на Земле смертность в принципе стопроцентная. Но в литературе она должна что-то да вызывать. Мне кажется, дело в композиционном перекосе. Много перечислений. Много. К чему они ведут? К одиночеству героя? Об этом мысль основная?
я смотрю на воду без эмоций.
И рассказываю об этом так же. А читатель читает без эмоций. Герой получил дар. Давно понял это. Учуял запах у близкого, мне кажется, любой живой человек в этом случае будет противостоять. Так уж мы устроены. Будет сообщать, предупреждать, не давать меда, следить за здоровьем матери. Он будет трепыхаться. Может, и не закончатся его попытки ничем, но реакция будет. А так? В чем суть необыкновенных способностей для читателя? Узнать, от чего умерли близкие у героя?
18:40
+3
А о чем? Ну понимал, ну не мог помочь. И? Остановил это? Помог кому? Констатация смертей, привязанная к теме.
01:18
+2
Пророк
Живет внутри сомнений,
В душе его клубится ад
Он прячет правду
Откровений
В невнятный слог и знаков ряд.

Открыться миру –
В этом сложность,
Как примет мир его слова?
Ведь смысл пророчеств –
Непреложность!
За ней – последует судьба!

Не сочтите за саморекламу, но смысл рассказа сведен именно к этому: идея сюжета понятна, но на мой взгляд, слишком тяжкий путь и цена этого познания. Тягостное впечатление: человек живет среди видимой смерти. Не замечая — жизни. Любопытно, чем пахнет он сам? sad
09:36
+2
Любопытно, чем пахнет он сам?

В тексте же есть:
Я стою на обрыве карьера и пахну тиной. Никогда раньше я не ощущал здесь свой запах.
04:47
+3
Написано хорошо.
Но… Не знаю, правильно ли сказать, что сюжет не доработан. Но я именно так и восприняла. Ну, чувствует герой запах смертим. Знает, кто от чего умрет. И? Я бы, по крайней мере, понимая безисходность, перестала ходить на этот карьер, что ли
08:18
+2
Мне читать было скучно. Это тот самый вариант, когда догадываешься намного раньше, чем герой. Думала, что это беда только для детективов, но нет, для мистики тоже.
И ещё — лично мне не нравится умышленное умалчивание деталей. Вроде «а потом я вспомнил, что он пах тиной». Вспомнить-то вспомнил, но доя читателя ранее в тексте не сказал.
09:02
+3
А вообще, задумка мне понравилась. Естественность и неизбежность смерти. Я герою верю — ничего он бы изменить не смог. Может, в самом начале и пытался, но об этом не словечка. Как будто сразу он осознал и принял, но у меня на этот счёт большие сомнения.
В общем, чуть поправить, выстроить, чтобы не сразу было понятно, что к чему, добавить хоть какой-то (внутренней, внешней) борьбы со смертями — и для меня этот рассказ станет прекрасным.
15:10
+2
когда догадываешься намного раньше, чем герой
Учитывая, что автор отгадку вынес в название…
15:12
+2
))))
Я про название обычно вспоминаю после прочтения рассказа. А так да. Лютые спойлеры.
09:42
+2
мне зашло))) вот как раз «безэмоциональное» изложение человека, уставшего от вроде ценного, но бесполезного дара. как будто ГГ рассказал свою историю, встал, привычно отряхнул джинсы от травы и песка, и правда пошел к нырялке.
чем пахнет сам герой- мне тоже интересно))))
почитаю остальных, посмотрю еще, но здесь мне все понравилось. Автору благодарю в любом случае)))
14:57
+1
ГОЛОС, пожалуйста, засчитайте сюда.
как-то ближе всех мне оказалось ощущение усталости))))
на самом деле, иметь дар и не знать, как его применить — это проблема. и после этого рассказа я «в нем» была еще какое-то время, раздумывая- а как, а если бы, а почему же…

18:02
+2
После вашего комментария лучше поняла героя — усталось. Черт возьми, конечно усталость. Это же кара настоящая — просто знать и не мочь преостановить :))) Одиночество героя — не следствие его способности, ожиночество — так жизнб сложилась…
10:01
+3
Все умерли.
На самом деле понравилось больше остальных творений.
Потому что без «зауми». Начало, сюжет, ГГ, мысль. Все есть, хорошо и выпукло прописано, странный карьер имеет право на существование.
Конечно, тоже есть к чему придраться, по-моему со смертями перебор. Хотя в жизни бывают и более фантастические вещи.
Исходя из выше… ГОЛОС!
10:07
+1
Я бы не сказал, что здесь всё понятно.
Точнее, не так — не всё объяснено. Половина разжёвана — в том числе и не нужное, а половина даже не затронута, хотя можно было бы.
Но вторую половину можно представить.
Получается — не всё объяснено, но всё понятно. Даже чересчур.
15:17
+1
Получается — не всё объяснено
Хм. А что именно?
17:08
+1
Ну, здесь пишут — почему не пытался что-то сделать, как пришёл к отчаянию. Это не показано, но разве это важно?
Может, пытался, а может, не сообразил. Ведь он, например, даже не знал, как пахнет озон и что эио значит. Наверняка его жена ее первый раз ела мёд, разве можно предугадать, что явится причиной её смерти?
Поэтому понятно, почему герой в таком плачевном расположении духа. Если о пути к унынию ничего не говорится, то причины уныния наоборот, раскрываются прямым текстом: знать, как погибнут твои близкие, но не мочь ничего изменить — это страшная кара. И поэтому герой так смиренно принимает информацию о своей смерти.
08:29
+2
Это не показано, но разве это важно?

Конечно важно, это же и раскрывает характер героя — его взаимодействие с проблемой.
И особенно это важно именно в свете последних размышлений:
Знать и не иметь возможности предотвратить – разве можно придумать более жестокое наказание?

У меня, как у читателя сразу вопрос: «а разве были попытки предотвратить?» Как бы и не было. И на счёт отсутствия друзей-близких: а почему, собственно? Только из-за запаха? Ну так можно не ездить с ними на карьер. Да и вообще, он же только причину знал приблизительно, а не сроки — это, как мне кажется, больше повод для беспокойства и повышенной опеки, чем для печали и одиночества.
В общем, тут можно, конечно, самостоятельно придумывать, почему герой в итоге пришел, к чему пришел. Но хотелось бы раскрытия от автора.
10:10
Я так понял, что не хочет герой об этом рассказывать. Или автор боится не уложиться в 7,5 тыс знаков.
Но есть такой кинематографический приём — перемотка. Завязка — итог. Что было между — читатель, ты же умный! Сам не придумаешь?
10:22
+1
Не, перемотка тут не работает. Именно потому, что реакции героя на свой «дар» нет. В завязке все просто мрут и мрут в пересказе героя. И все. И уже итог. Не за что зацепиться в характере героя, чтоб что-то додумывать в финале.
10:33
Да, мне тоже не хватило зацепок. Возможно, он меланхолик, но это не точно.
Возможно и то, что суть рассказа в неизбежности. И это не ново. Как ни крутись, если прозвенел «звонок», то не отвертишься.
Если рассмотреть каждый случай, то герой вряд ли что-то мог сделать. Сначала он не понял. Потом знание не становилось подсказкой из-за нечёткости. Мать пахнет больницей. И что? В больницу её не пускать? Это не предупреждение, это настоящее издевательство. Тебе цинично напоминают, что нет смысла рыпаться. Да каждый знает. Уверен, после любого произошедшего события бОльшая часть людей скажет, что так и знали. Предчуствие работает у всех, но практически никто не способен чётко осознать сигналы из будущего.
10:44
+1
Ну это все ваши объяснения — для себя. Это понятно. Это на момент «давай обсудим». Я о другом. Но это вы тоже поняли ) Мне бы хотелось обсуждать конкретного персонажа, а не свои домыслы о нем )
11:06 (отредактировано)
+3
Очень хороший стиль написания, динамичный, без всяких ненужных растеканий. Прямо сразу нырок в историю, как в тот самый карьер. Жаль, что истории мало. Есть завязка с необычной способностью героя. Есть финал с его тотальным одиночеством. Вот показать бы путь к этому одиночеству, какие-то действия, попытки изменять предначертанное, по крайней мере, в отношении близких. Иначе героя как бы и нет — только куча смертей вокруг. Но ГОЛОС все же здесь оставлю. Очень уж идея понравилась и манера повествования.
15:13
+3
Нет, это сильно. И как-то вроде ничего такого, но задумка оригинальная. Вот именно в таком виде — это нечто новое. Вот правда, я сейчас пытаюсь, что же такого сильного в рассказе, ну если осознанно — так вроде ничего. Но меня, меж тем, не отпускает. Так что плюсую. Это хорошо.
16:28
+1
Это нормально. Не шедевр. Но крепко, понятно, логично и хорошо читается. ГОЛОС
18:05 (отредактировано)
+3
Да, хорошо рассказ читается — это нельзя не отметить.
Потому что хорошо написан :))) Просто способность героя предчувствовать причину смерти — пугает, наверное, потому после первого прочтения — отторгаешь. А потом понимаешь, что рассказ зацепил.
22:26
+3
00:57
+2
Самое подходящее слово — крепкий. Такой основательный, добротный, качественный. Очень хорошо написан. Вроде просто, без особых изысков, но хорошо. Чувствуется уверенная рука мастера, когда вкус первых предложений доставляет читателю явное удовольствие. Сюжет, раскрытие темы — это потом, а стиль и слог сразу: — Вах! Хорошо-то как!
Автору спасибо и ГОЛОС.
05:07 (отредактировано)
Технически — вполне годно, но многовато «я» — можно уменьшить. И другие местоимения, например,
Потом, когда мы уже поженились, мы поехали
здесь второе «мы» совершенно лишнее.
Не обошлось и без ляпиков:
крикнул он уже практически нам в след
Автор, ну зачем он кричал в их след? laughКстати, в один след на всех.
Сам текст доволтно вялый, несмотря на насыщенность событиями, и безэмоциональный. Вроде как этим показывается душевная истощённость героя, но мне не хватило эмоций, потому что я ставлю себя на место героя и вижу всё иначе.
Получилось скучно. Серое, рядовое перечисление событий, практически без диалогов, описание всей жизни, как одного будничного дня. Встал, умылся, пописал… короче, все умерли.
10:02 (отредактировано)
+1
Да! (Голос) Можно в это не верить, но запах смерти чувствую с детства, у всех разный, но итог один.
18:00
+1
После очень долгих размышлений решила оставить ГОЛОС этому рассказу.
Мне и Круговорот очень понравилось как написано, но тут более четкий сюжет Только это и перевесило.
...
19:11
+1
Читать было интересно. На одном дыхании. Без запинок. Идея простая и как будто жизненная. Много смертей? Да нет, я так бы не сказал. А это «проклятие» я бы назвал даром. Просто ГГ надо бы не просто оставаться наблюдателем, а стать мыслителем, осознать ценность его и найти бы практическое применение. Может и спас бы кого, если что-то предпринял. ГОЛОС — за интересный, внятный и полный рассказ.
20:48
+1
Я не увидела здесь ничего кроме перечисления смертей. Герой какой-то… никакой. Практически не видно ни его эмоций, ни привязанностей — ни личности, ни действий. Только особенность — чуять «запах смерти».
05:10
+1
Спасибо за голоса и (особенно) за замечания!
Теперь давайте объясню, почему так.
Много смертей? Десять. При этом говорится о друзьях, которые ничем примечательным не пахли или пахли слабо, про взрослых, которые приходили на карьер. Говорится, что друзья разъехались, остались одни старики. Людей было много, смертей всего 10, причём первые пять требовались, чтобы понять, а последняя — сам герой. Реально он мог что-то предпринять лишь в четырёх случаях.
Гришка пах спиртом и умер от отравления метанолом. Что должен был делать герой? Прийти к нему и сказать «не пей». Глупо.
Отчим пах гарью и сгорел. Та же фигня. Герой не мог знать, когда и как произойдёт трагедия, он только чувствовал, чем пахнет смерть.
Мать пахла больницей. Что-то изменилось бы, если бы она умерла дома? В больнице хоть есть шанс протянуть подольше.
Реально можно было что-то предпринять лишь в случае с женой. Но что? Не давать мёда? Кто-то запретил все веретена в королевстве — не помогло. Я к тому, что к этому времени герой понимал — его дар не для предотвращения. Если человек пахнет смертью — то обязательно умрёт. Ничего не сделаешь.
Именно поэтому герой воспринимает свой дар как проклятье. Поэтому и говорит о том, что это наказание.
Герой всем показался малоэмоциональным — никаким. На это отвечу — не показался. Показал я его таким, потому что он такой и есть. Не понравился герой? Ну так автор и хотел, чтобы он не понравился. Но при чём тут рассказ?
И давайте посмотрим на героя внимательнее. Весь рассказ — монолог героя на обрыве карьера. Герой только что узнал, что утонет, и вспоминает, с чего всё началось. Он уже, как тут очень метко выразились, «устал». Опустошён. Готов расстаться с жизнью. Каких эмоций вы от него ожидаете? Если и были эмоции, то давно выгорели. Зачем об этом рассказывать? Герой описывает своё нынешнее состояние и причины, которые к нему привели. Причём эти причины он видит через призму своего нынешнего состояния, опять же.
Поэтому так.
06:11
+1
Если человек пахнет смертью — то обязательно умрёт. Ничего не сделаешь.

Человек обязательно умрет, даже если ничем не пахнет. Полагаю, взрослый это понимает. Поэтому вопрос: в чем тут внутренний конфликт для героя-то? Ну жил бы он в мире бессмертия, тогда да — шок и кризис существования. А так смертность окружающих мы где-то на первом-втором хомячке осознаем. Или же герой на этом очень зациклен? Тогда это слабо обозначено.
Вот почему вы все это сейчас «за кадром» объясняете? Мне кажется, от того, что в тексте эти все моменты с усталостью и опустошенностью практически не прописаны.
Безэмоциональность в финале понять можно. Но он у вас такой и в воспоминаниях. Ну хоть бы в моменте с женой: попытаться отговорить от поездки на пасеку или махнуть рукой «чему быть, того не миновать» — это уже два разных характера. А по тексту у него не то что сейчас, в конце жизни, никакой реакции, но и тогда — без малейших трепыханий.
«Не понравился герой?» Не в этом дело. Если бы не понравился — было бы прекрасно, а тут просто нет реакции на него, потому что его как бы нет. Только его особенность. И это очень жаль, потому что уж вы-то умеете обозначить характер парой штрихов.
06:25
Пожалуй, можно было бы именно «парой штрихов» намекнуть на эмоции героя ранее. Тут я согласен.
Но герой не захотел… а я пошёл у него на поводу.
Смотрите, герой рассказывает, а я описываю что-то необычное. Остальное — нормально. Нормально беспокоиться о близких, пытаться что-то предотвратить. Это каждый может представить. Нельзя представить только то, что герой чувствовал. Это знает только он. И об этом говорит.
Если не говорит о другом, то это тоже его характеристика. Только косвенная.
Мне было интересно показать героя так, но я не могу утверждать, что это удачное решение. Реакция читателей показала, что лучше было бы несколько иначе.
06:26
А конфликт только в знании, но невозможности изменить.
Вряд ли кто-то захочет знать точную дату своей смерти.
06:27
Ну точной тут у вас никто и не знает )
06:37
Я к примеру.
Герой тоже вряд ли хочет, но его не спрашивают.
Загрузка...
Маргарита Блинова