Черное море
Лариса сыновей не любила, поэтому писала им письма каждый день. Писала, чтобы доказать любовь, которой нет. Письма нумеровала, хотелось быть уверенной, что ни одно письмо не пропало и просила Толю и Саню непременно указывать в обратном послании номера писем, на которые отвечают. Близнецы писали по очереди, накапливали какое-то количество писем от мамы и отвечали коротко.
- Что ты будешь делать, если узнаешь, что одно из писем не дошло? - спрашивал муж. - Пойдешь на почту разбираться?
Муж, пока Лариса писала письмо, неизменно стоял за спиной и читал, вносил таким образом лепту в переписку. Сам не писал. Котя так сильно любил сыновей, что не мог облечь чувства в слова.
- Да перестань, - отмахивалась Лара. - Кому мои разбирательства нужны?
- Для чего тогда нумеруешь?
- Для порядка.
Муж Котя её никогда до конца не понимал, в этом Лариса была уверена. Но так же она была уверена, что Коте с ней хорошо. “Любит - не любит”, “понимает - не понимает” - это все вторично. Главное, чтобы было хорошо, а без любви, как полагала Лара, жить легче и стабильнее, что ли. Меньше претензий.
В первые годы замужества Котя нет-нет да интересовался: “Жена, ты меня любишь?”.
- Вместе живем же, - отвечала Лара. - И дети вот.
- Не романтичную особу я выловил себе в спутницы, - смеялся Котя.
Ларису он, действительно, выловил. Выловил, сделал искусственное дыхание, привел домой, сдал комнату на две недели, а потом и женился.
* * *
Родилась Лариса в небольшом сибирском городке. С детства мечтала о море, которое видела только на картинках или по телевизору. Перед сном, укрывшись до подбородка теплым одеялом, представляла, как входит в тугую воду (почему-то морская вода казалась тугой), вот её накрывает волной, кричат чайки, а она плывет легко и свободно, словно рыба. Море перетекало в сон и убаюкивало.
Закончив школу, Лара поступила в педагогическое училище и в первое же студенческое лето купила билет на поезд, летать она боялась, и рванула на юга.
Море не разочаровало. Бескрайнее, синее, хоть и звалось Чёрным, соленое на вкус. Кружили и кричали чайки. Лариса скинула платье, купальник она надела еще в поезде, и вошла в воду. Хотелось идти и идти, так, чтобы море по колено вплоть до горизонта, но, наступив на острую гальку, Лариса плюхнулась в воду и поплыла.
Плавала до изнеможения, пока ногу не свело судорогой. Забилась в воде крупной рыбой и пошла ко дну. Очнулась уже на берегу. Кто-то больно зажимал ей двумя пальцами нос. Лариса хотела возмутиться, но закашлялась, захлебнулась водой, полившейся из носа и рта.
- Спокойно, спокойно, не волнуйся, все нормально, - произнес незнакомец.
Откашлявшись, Лариса протянула ладошку и представилась.
- Котик, - молодой человек ответил на рукопожатие. - Ну, в смысле, Константин. После искусственного дыхания мы с тобой можем не руки пожимать, а продолжить целоваться.
- Ишь, шустрый какой, - фыркнула Лара.
- Ты, когда фыркаешь - на морского котика похожа, - парень улыбался. Обиженным не выглядел. - Где живешь? В частном секторе, поди, комнату снимаешь?
- Еще нигде не живу. С поезда сразу на пляж.
- Ну и правильно, - Котик поднялся на ноги и протянул руку Ларисе. - Если уж решила топиться, то чего тянуть, да? Ты хоть понимаешь, как тебе повезло, что я по берегу прогуливался? Ты же не общественный пляж для заплыва выбрала, а дикий берег.
Лара сделала вид, что не замечает протянутой руки и поднялась самостоятельно. Её слегка пошатывало и мутило. Горло саднило от соли.
- Хочешь, я тебе комнату сдам? С видом на море.
- С видом на море не потяну. Мне бы что попроще. На стипендию не очень-то разгуляешься.
- Родители не подкинули на отпуск?
- Неа. Они и слова-то такого не знают - отпуск. Сама весь год откладывала.
Котик легко подхватил чемодан, который выглядел лет на десять старше хозяйки, и пошел с пляжа.
Лариса, постояв в нерешительности, побежала следом.
- Ты один живешь?
- С бабушкой.
- Постояльцев много?
- Ни одного. Мы не сдаем комнаты. Дом у нас маленький, а бабка моя - тот еще мизантроп. Она посторонних не терпит.
- А как же ты сдавать комнату собираешься?
- Я тебе свою уступлю.
- А сам?
- А сам могу и на улице. Ночи теплые, раскладушка имеется.
- Что такое “мизантроп”?
- Это человек, который не выносит людей.
“Приехали, - подумала Лариса. - Дома своя бабушка с маразмом, тут чужая - с мизантропом”.
Как Котик уломал бабку, Лариса не знала, её попросили подождать во дворе. А двор был красивым, ухоженным. Даже клумбы с цветами имелись.
- Это моя бабуля цветы разводит. - Лара вздрогнула от неожиданности. Она не слышала, как Котик вышел из дома и подошел к ней. - Смешно, да? Людей не выносит, а с цветами воркует. Какую палку в землю не воткнет - все зацветает.
- Так что с комнатой? - На Ларису вдруг накатила такая усталость, что рассуждать о цветах не хотелось. Хотелось принять душ и лечь.
- Можешь жить две недели, но расплачиваться придется не деньгами, а натурой.
- В смысле?
- В смысле генеральной уборки. Бабуля так постановила. Она у меня та еще аккуратистка, но уже тяжело. Так что, в свободное от моря время будешь мыть люстры, окна, стирать занавески. Устраивает?
- Если бы не рванула в отпуск, то все то же самое делала дома, - хмыкнула Лариса.
- Не знаю, как ты дома убираешься, но тут за тобой следить будут.
* * *
Две недели пролетели быстро и достаточно весело. С бабушкой сложились прекрасные отношения. Ларису не обижала бабулина резкость, дома с ней нежнее не обращались. И бабуля неожиданно смягчилась.
- Оставайся у нас еще, - предложил Котик. - Уверен, что через пару недель бабка моя вновь затеет уборку.
Лариса осталась еще на две недели, потом еще. Котя вернулся в свою комнату. Как-то незаметно. Просто случились две дождливые ночи и спать на улице было неуютно.
В конце августа Лариса засобиралась домой.
- Осталась бы у нас, - предложила бабушка. Котик согласно кивнул.
- А училище как же? - спросила Лара. - Я же учусь.
- Подумаешь - училище. Не университет же. - Котя провел пальцем по Ларисиной ключице. Очень ему нравилась трогательная худоба девушки.
- Отчислят ведь. - Лара дернула плечом.
- Подумаешь - отчислят. На следующий год снова поступишь.
- То есть, ты мне только на год предлагаешь остаться?
- Может через год и сама захочешь уехать, - встряла бабушка. - А пока - живи.
И родители, которых Лариса в письме поставила в известность о своем решении, не возражали.
- Любят они тебя, - сказал Котя. - Понимают, что ты нашла свое счастье.
- Кабы любили, то непременно вмешались бы. Забрали домой. Когда любишь, то не даешь ближнему жить своей жизнью.
- Думаешь? - будущий муж был явно удивлен.
- Уверена.
* * *
Уехать Лара захотела уже в октябре, как только началась слякотная осень. Затосковала по морозу, по снегу. Как ни странно, но там, на севере, ей все время было жарко. А тут, на юге, постоянно хотелось что-то на плечи набросить. Чёрное море из синего сделалось серым.
И уехала бы, но все сложилось как в плохом романе: Лариса забеременела. Котя предложил узаконить отношения, бабушка не возражала.
Так Лариса и осталась. Море перестало сниться, теперь снились вьюги и пироги с брусникой.
Роды оказались тяжелыми. Мальчишки-близнецы. Бабушка, не спросясь, назвала их Анатолием и Александром. Лариса не возражала. Придя в себя она поняла, что не испытывает любви ни к сыновьям, ни к мужу.
- Так бывает, - успокоила ее бабушка. - Гормоны. Все со временем наладится.
Не наладилось, что здорово облегчало существование. Душа особо ни по ком не болела, что не мешало Ларисе быть примерной матерью и хорошей женой. Она не жила, а работала. Все, что ни делала - все на “отлично”, но без креатива. Готовила, стирала, убирала, ухаживала за бабушкой, хоронила бабушку, водила детей в школу, учила плавать, никому претензий не предъявляла, не скандалила. Котя был доволен.
Так жизнь и шла на берегу самого Чёрного моря.
Мальчики выросли. Толя увлекся севером в целом и Северным Ледовитым океаном в частности. Решил стать океанологом. Саня решил как Толя.
- Какой еще север? - кричал Котя. - Какой океан? Вам моря мало?
Котя мальчиков любил и не желал расставаться.
- Езжайте с Богом, - сказала Лариса. И считала это правильным. У каждого своя жизнь. Ей тоже родители когда-то написали в ответном письме: “Оставайся с Богом у моря, если тебе хочется”.
- Спасибо, мама, - сказал Толя. - Ты всегда нас понимала.
Саня согласно кивнул.
Мальчики уехали, Котя затосковал, Лариса начала писать письма.
* * *
Спустя год после отъезда письма от мальчиков наконец-то перестали приходить, значит все у них хорошо. Обходились коротким разговором по телефону. Лариса по инерции продолжала писать, но уже не каждый день. Сначала - раз в три дня, потом - раз в неделю, раз в месяц. Решила, что раз в месяц писать будет обязательно хотя бы для того, чтобы Котик за спиной маячил, чтобы что-то общее.
А потом вдруг накатила тоска, навалилась ледяной глыбой. Такая тоска, которой никогда прежде не было. Разве что в детстве по морю. Решение навестить сыновей пришло неожиданно. Стояла на кухне, заводила тесто на блины и вдруг птицей в голове: “Какие блины? Кому они нужны? Разве Котя в силе поглотить столько любви?”. Мысль ошпарила. Никогда прежде о любви не думалось.
Лариса решила не откладывать поездку в долгий ящик. Самолетом? Эту мысль отмела тут же, летать она по прежнему боялась. Поездом? Терпения не хватит - столько суток в пути. Остается - плыть. Она вдруг отчетливо поняла, что если переплывет своё личное чёрное море, то там и до Северного Ледовитого океана будет рукой подать.
А если не доплывет? Силы-то уже не те, что прежде. Если утонет? “Нет, не утону. Если что - Котик спасет, потому что любит”.
Лариса бросила в раковину ложку, которой мешала тесто, и вышла из дома. До моря дошла быстрее, чем обычно. Волны. “Волны - это хорошо”, - подумала она и вошла в воду.
Поплыла рыбкой, дыхание не сбивалось, открылись жабры. Над головой кричали чайки. Все как в детских снах.
Вынырнув, наткнулась на пингвинов, удивительно похожих на Толю и Саню. Сердце неожиданно зашлось от любви, которой никогда прежде не чувствовала. Вот он - её Северный океан. Закрыла глаза и вновь погрузилась под воду.
Холодно...
и героям, и истории- верю, читала- не могла оторваться.
ГОЛОС отдаю сюда. все рассказы для меня на пять из пяти. но этот- на пять с сердцем. субъективней некуда, но для меня этот парадокс настоящей Любви и того чуда, что она способна сотворить- самый близкий. У Котика это читается кристально ясно, а у Ларисы понимание и осознание идут со скрипом, но зато в конце
вытаскиваютвыплескивают за рамки… Я просто очарована. повторюсь, выбор был очень сложным, все рассказы хороши, но здесь голос отдаю за Любовь!!!Во-первых, принято считать, что у каждой женщины любовь к ее ребёнку выдаётся по факту его вынашивания и рождения. Но не здесь)))
Во- вторых, принято считать, что любовь держит, не отпускает. Но не здесь)))
В-третьих, принято считать, что за любимых надо «колотиться»- волноваться, названивать, рассчитывать на ответное «колочение». Но здесь — «перестали писать, значит, все хорошо».
Это любовь такая, какой она часто не бывает и в том для меня и парадокс: Лариса особо не любит ни мужа, ни детей, но на самом деле она их ТАК любит, как многим не понятно: свобода, доверие и… не знаю, как сказать, окрыление любовью)))
и да, принято считать, что любовь окрыляет, но здесь она даёт другие сверхвозможности))
Я это понимаю так, мне очень «заходит» такая любовь, замешанная на свободе)) и для меня это очень тонкая передача внутреннего стержня ГГ.
Не знаю, правильно ли я поняла то, что задумывал автор, но я б от всего сердца обняла и Ларису, и создателя рассказа.
Я объяснила, как могла, машу руками, слов больше не нахожу.
Как я люблю таких читателей, которые понимают и принимают все до последней точки
Типа, понравилось, круто, пиши ещё. Голос…
Ну, окей…
Рассказ — блестящий образец магреализма. Я не затрагиваю стиль и всё прочее, написано на таком уровне, чтобы глаз не спотыкался об стилистические недостатки и ошибки.
В остальном рассказ идеален. И вызывает пронзительные эмоции…
Всё? Теперь ГОЛОС?
Просто…
Я вот сейчас написал этот отзыв, но никакого разбора в нём нет, никакого обоснования. Основной момент в том же — мне просто понравилось. Вот и всё…
Понятия не имел, что требуется что-то ещё…
Писал что-то дополнительно, но всегда что-то малосодержательное. Типа «браво!» или «я в восхищении»…
И что, каждый раз не засчитывалось, получается?
Извиняюсь тогда перед авторами, которые таким образом не получили мой голос…
Критериев нет. В свободной форме объяснить свой выбор до конца голосования.
Ваш Голос дл меня дорогого стоит
Хороший рассказ.
Сильная дуэль.
А Вам и не надо.
Плавают.
Почему?
И это не страшно. Есть много других рассказов, которые Вам подойдут.
Здесь автор решил в семи тысячах знаков уместить целую жизнь, в результате чего просто ее утопил. Тыгдын-тыгдын получился. Вид скачек.
А чтобы нескучно было, автор добавил немножко психоделики. Так героиня утопилась или стала русалкой? А с чего вдруг? Депрессия накатила? Вроде бы собиралась на самолете полетать. Без парашюта…
Как-то нескладно немножко, ей-богу.
Зачем было топить Ларису??? Ну, поплавала бы всласть — и на самолёт. К сыновьям. Получается, её убила любовь?
«Восхищенья не снесла и к обедне умерла»
Тоже своего рода парадокс, но имеет место.
Замечательные работы
Что смутило так это причина по которой утонула героиня. Судорга ноги не может быть таковой, я сам подвержен судоргам в воде и в том же Черном море меня десятки раз хватала судорга, иногда так сильно что после несколько дней ходил с туго-перевязанной ногой, но потонуть — это книжная выдумка. Но рассказ очень хорош. Плюс от меня есть, про голос почитаю другие работы.
А вообще я знаю случай, что человек в бассейне от судороги утонул. Пошел плавать рано утром, когда никого еще не было. И море судорог не прощает, если далеко от берега и нет спасателей рядом
И вот плотину прорвало и чувство любви к детям хлынуло потоком, даже разум затмило.
А может она доплыла? Недаром жабры появились…
ГОЛОС
«Она не жила, а работала» — я в эту фразу многое вложила. Спасибо, что заметили :)
После таких комментариев Лариса непременно доплывет :)
Интересная героиня со сложным характером.
Эдакая спящая царевна в современном антураже.
И финальный выход из бытовой прозы соцреализма в долгожданную сказку.
Браво, автор!
Да, спящая царевна. И поцелуй принца в виде искусственного дыхания был :)
ГОЛОС сюда.
Очень мне приятно :)
ГОЛОС
Я бы отнес рассказ к группе бессюжетных. Это не негативное качество, просто особенность динамики текста.
Композиционно рассказ лишен кульминации. Экспозиция (события жизни героини) сразу переходит в финал (героиня стала рыбой и поплыла). Причина преобразования пришла от самой героини (тоска). Отсутствие кульминации закономерно, потому что ее не из чего строить: нет никакой дополнительной линии (родители, дети, Котик и бабушка участвуют очень поверхностно), а фабула прорабатывает только один план изложения (героиня и ее окружение). Мне кажется, что необходимость дать финал вызвала к жизни сюрреалистический фрагмент с рыбой и пингвинами. Без этого мазка «чудесного» финал бы не получился таким духоподъемным, не было бы выхода из монотонного плана героини. А так — красивое, хоть и простое, завершение с созданием нового плана, с переходом в символизм.
Автор, какое бы место вы не заняли, вы победили. Тема раскрыта на 100500 процентов. Раскрыта глубоко, умно, дОбро, со вкусом. В общем видна рука мастера с первых строк и ум с первого понимания предложения. Выступали слезы. А в клубе немного авторов от которых я плачу.
От меня, естественно, плюс. И конечно же ГОЛОС.
Обоснуй:
+ Очень просто о безгранично сложном
+ Живой и бойкий язык
+ единственный из всех 4х рассказов, где в истории чувствуется нерв
+ самое емкое отражение темы
+ созвучно
+ стильно и глубоко
Рассказ парадоксальный сам по себе. Потому что ничего в нём, в принципе, нет, но читатель просто офигевает и голосует взахлёб, не задумываясь. Значит, есть какой-то секрет. В чём же он?
В том, что в нём нет логики. Точнее, привычной нам логики. Логики развития событий, логики описываемого мира, даже логики подачи информации нет. Считается, что чувства нужно показывать, а не называть. Здесь чувства не показываются, хотя о них постоянно говорится. И только финальная ирреальная сцена дала наконец выход чувствам героини наружу.
Ещё здесь в сюжет дивным образом вплетается сюрреализм. Это с непривычки ошарашивает. И вплетается тоже необычно. Не странными картинками, как, например, в «Глазке», а образами. И эти образы сразу вскрывают следующие слои смысла, которые поначалу были незаметны. И получается, что весь рассказ-то на самом деле — аллегорическая притча.
Думаю, не все понимают, что именно хотел сказать автор. Но это и не важно. Важно, что каждый понимает по своему, а если и не понимает полностью, то остаётся в восхищении загадкой, а точнее, в предвкушении глубины и всеобъемлемости отгадки, даже если она таковой не является. Парадокс в том, что рассказ представляется гораздо круче, чем есть на самом деле. Это поразительный дар автора — так чуднО (и чУдно) подать какую-то скучнейшую вообще ни о чём бытовуху.
Ведь и написано не так чтобы ах. Написано просто. Просто написано, и всё. С технической стороны не безупречно. С ошибками, с банальностями. Даже герои введены неправильно. Например, как появляется муж? Мы уже знаем, что у героини есть муж, и тут: «Котя так сильно любил сыновей, что не мог», — как снег на голову, потому что мы даже предположить ещё не можем, кто такой Котя. Я вообще подумал, что это опечатка и должно быть «хотя». Сыновья так и не становятся реальными — с самого начала они такие же настоящие, как пингвины в Арктике.
И всё же текст затягивает. Вызывает эмоции. Мне лично было душно. И концовка переворачивает всё в ног на голову, в корне меняет восприятие и понимание сути рассказа. Этот вау-эффект — наверное, главная фишка автора. Лично мне это уже несколько надоело, приелось, но я помню, как отреагировал на подобный ход впервые.
Вот и получается, что рассказ сам по себе ничем не примечательный, но вызывает эффект разорвавшейся бомбы. Ничем иным, кроме магии, я это объяснить не могу.
Образ сыновей не стала бы раскрывать даже если бы давалось больше знаков :)))
Спасибо, Игорь, за разбор! Это, признаюсь, отдельное мастерство!
Вот это очень сильно! За это с автором и на брудершафт можно Хороший пример магреализма.
Вот жаль, что с парадоксом здесь как-то не сложилось.
Но вот пошли ахи-охи «хорошая дуэль», и мне захотелось глянуть всех. Чёрное море я, конечно же, отодвинула в самый конец, чтобы разогнаться и сходу прочитать и его. Прочитала. И легла спать. А впечатления в голове крутятся, крутятся… В общем, ща будет очень многа букаф.
Рассказ классный!
Я могу это повторить – он очень крут! И крут именно тем, что написан очень простым и понятным языком, так что с ходу даже может показаться, что и сам-то он простенький, и ничего в нём нет (как и показалось некоторым читателям). Но первое же предложение как удар в ухо – «Лариса сыновей не любила, поэтому писала им письма каждый день». Хыдыщ – и меня оглушило. Если б я пропустила это мимо и просто скользила бы взглядом по тексту дальше, возможно, пришлось бы потом возвращаться, перечитывать, искать скрытые смыслы… Но оно ударило и накрыло волной.
Зачем? Зачем писать каждый день детям, которых не любишь? А не от того ли, что это не так на самом деле? И дальше по тексту смысл этого предложения раскрывается:
«Когда любишь, то не даешь ближнему жить своей жизнью.»
У Ларисы такое представление о любви. И она душит уехавших на север сыновей письмами. Нумерует, чтоб ни одно не пропало – а на самом деле, чтоб следить, на каждое ли ответят. А сыновья поначалу ещё подчиняются такой «любви», но со временем освобождаются и начинают жить своей жизнью. И вот вроде успокаивается Лариса, можно наконец выдохнуть… А не выдыхается ей. Душить то своей любовью больше некого.
Не согласна с Водопадом, что в рассказе не показаны чувства. Они как раз показаны и ещё как! Через те самые аллегории и показаны. И логика в рассказе самая что ни на есть логичная.
А вот с чем абсолютно согласна – рассказ душный. Он женский, понимаете? Он ооочень женский. Заметьте, в рассказе нет описаний ни Ларисы, ни Коти. Кроме фразы «Котя провел пальцем по Ларисиной ключице. Очень ему нравилась трогательная худоба девушки.» (которая лично меня на миг выбросила из рассказа), там ничего и нет про внешность персонажей, про их привычки и увлечения. Потому что таких Ларис и таких Коть полным полно. Сколько девчонок тяготятся своей жизнью, мечтают вырваться из-под родительской опеки? А почувствовав толику самостоятельности, рвануть на море (в горы, в столицу, на вечеринку для взрослых...)? Море – это ж мечта! Это ж новый чудесный мир!
И ныряешь с разбега, и вся уже там. В море, в большом городе, в другом мире. И теряешь себя, погружаешься с головой, тонешь. И зачастую находится вот такой вот Котя-спаситель. Ко-отя. Приходит-уходит, как-то всё само собой происходит, и уже привычный вроде как. И новый мир, в котором хорошо и солнечно, и даже есть буёк, за который можно держаться. А что по хозяйству шуршать надо – так дома то же самое, что ж такого? Она ж по сути мужика как кота завела. Или он сам завёлся. У таких Ларис оно чаще всего так и заводится – само. Муж, дети, работа. Не потому что хотелось, а как-то так – волной принесло, ветром надуло.
А потом конфетно-букетный период проходит. И море уже не синее – серое. Потому что бытовуха она хоть где бытовуха. Хоть в Сибири, хоть в Крыму. И вот ты уже себе не принадлежишь, тянешь лямку по хозяйству, а спасатель Котя рядом. И вроде хороший, свой, а где ж то море, где та романтика, которой каждой Ларисе хочется? Ещё может развалился на диване в одних семейниках и смотрит телевизор. Налёт сказочности сползает – и приходит понимание, что здесь всё такое же как и там. Только хуже. Потому что одна в чужом городе. Подруг нет, родных нет. И мечта, которая представлялась такой прекрасной, достигнута, съедена и даже фантики давно выброшены. К чему ещё стремиться?
Так может уехать? Ой, ну не зна-аю. И Котя такой уюный, привычный… Нет, всё-таки уехать. А тут уже беременность, и можно ничего не менять. И Лариса плывёт и плывёт по течению, как полудохлая рыбина только вяло шевелит плавниками.
Оглянитесь! Сколько их таких Ларис вокруг! Сколько девок выскочили замуж, а потом «если б раньше я знала...». Сколько тупо плывут по течению! И не живут – маются. И вроде всё как у всех, и муж непьющий, заботливый. Спроси, чего ж тебе в жизни не хватает – не признается. Засмеют ведь! А на улицу выйдите, гляньте на женщин – сплошь унылые серые лица, озабоченные тем, что приготовить на ужин, как успеть забрать младшего из сада, сделать со старшим уроки, а муж, небось, так и не прибил эту чёртову полку, и кран на кухне течёт, и ооооо, хоть домой не возвращайся!
Но вот сыновья выросли, выпорхнули из гнезда. Можно пожить для себя. А север манит всё это время. Как воспоминание о далёком детстве, юности, где всё было так прекрасно и легко, и свободно. Самое хорошее ведь вспоминается! Самое вкусное! И сыновья то ведь не зря туда уехали. Свободные.
Но Лариса привыкла плыть по течению. И продолжает ничего не делать, пока тоска судорогой не скручивает совсем. Изнутри так крутит, что всё – хоть топись. И она в итоге всё бросает и хоть пешком, хоть ползком, хоть вплавь сбегает и от этой жизни, и от мужа, и от себя. Куда сбегает? А туда, где ещё есть кого душить своей любовью.
Вот эта прекрасная концовка. Убери её – и всё остальное существование Ларисы в рассказе не имеет смысла, потому что оно убогое, унылое, никакое. А концовка (мало что очень сюрная и вкусная – как всплеск, вырыв из той самой обыденной простоты, в какую облекается всё предыдущее повествование) она служит тем самым катарсисом – у тётки в жизни появилась цель. А какая цель? Догнать и задушить.
И я попробую объяснить, почему рассказ, несмотря на ни что, мне не понравился.
Не любила детей, но писала им каждый день письма…
Не любила мужа, но жила с ним…
Для меня это не парадокс, а то самое убогое ленивое плавание по течению. Вот корабль ходит, а что плавает, помните? Да-да, вот Лариса для меня и есть то самое. Она мне не близка от слова совсем. Сейчас я, быть может, скажу то, что кого-то шокирует, но. Есть люди-жертвы. И знаете, что в них особенного? Они как магнитом притягивают к себе таких вот Коть-спасателей и тех, кто так и норовит пнуть. И последних, кстати, больше. Почему-то мне очень ощущалось, что жизнь с родителями Ларисе не нравилась. Пинали её там. Каникулы провести, крутясь по хозяйству, так лучше то же самое, только на море – помните? И бабушка Котина в рассказе почему-то на заднем плане скрывается, а мне отчего-то кажется, что она ой как пинала Ларису. И не раз. Ведь та как покорная скотина впряглась и тянет.
Парадокс в чём знаете? Человек, который, казалось бы, должен вызывать жалость, вызывает прямо противоположное желание. Не жалко таких вот Ларис ни разу. Поэтому, на мой взгляд, рассказ и вызывает неоднозначные мнения. Не о любви этот рассказ. Не о внезапно проснувшейся материнской любви, как бы это не прописывал автор прямо в тексте, проводя ниточку сравнения между блинами и любовью. А об эгоизме, который Лариса принимает за любовь.
Разве это хорошо, а? Вдумайтесь.
Кому из вас хотелось бы, чтоб вас душили? Неважно, родители, любимый человек, дети. Требовали от вас всего вашего внимания. Чтоб все ваши интересы были сосредоточены только на них. Не давали ни вздохнуть, ни продохнуть от своей любови, звонили по двадцать раз в день, требовали чтоб вечерами вы вместо того, чтоб заниматься тем, чем вам хочется, сидели с ними за просмотром какой-нибудь романтической комедии (игрой в шарады, совместным перемыванием косточек всем знакомым… – неважно!). А ещё под видом заботы вас будут заставлять сидеть на диете, есть только полезные продукты, бегать по утрам или наоборот, ужасаться «как? ты не ешь мясо? Это же вредно!», «Не ходи по морозу без шапки и вообще, одеваться надо в сто одежек. Ну и что, что тебе жарко! А вдруг простудишься?»
и т д и т п.
И вот представьте, вот такая вот любящая мать кинулась переплывать море, чтобы внезапно свалиться на головы выросшим взрослым сыновьям. А почему? Откуда в ней вспыхнула вот эта «любовь»? Да потому что своей жизни нет. Нет и никогда не было. Сначала родители, потом бабка Котина, потом сам Котя и дети… Она не привыкла жить сама по себе, для себя. Она просто не знает, как это вообще. И да – это такой вот вид эгоизма.
Повторюсь, написано отлично. Мастерски написано. Автору жму руку, но… в данной дуэли мои симпатии не на стороне Ларисы.
Об этом рассказ был, автор?)
Глубокие, мудрые.
Я просто пишу отзывы как читатель. Что увидела в рассказе, какие мысли и ассоциации вызвала история, какие эмоции. Да и просто бывает интересно порассуждать. Не всегда ведь то, что закладывал автор, увидит читатель. А бывает, писал рассказ об одном – а получилось совершенно другое.
В любом случае, мне кажется, автору интересно знать, как читатель увидел его историю. Мне, например, интересно, потому и другим пишу. Хотя оно, быть может, им вовсе и не нужно)))
И чего вы оправдываетесь? Пишите! Вы реально классно разбираете. Мне всегда интересно читать. А тем более автору.
Вот мне думается что Лариса изначально детей не любила. Но, это было вызвано тем что дети были ей навязаны обстоятельствами. Ей пришлось выйти замуж за Котю. Однако, она настолько привыкла думать, что не любит сыновей, что пропустила момент, когда их полюбила.
Письма она писала каждый день из-за того, что мучилась совестью.
Вот я хотела спросить у вас весёлая что вы понимаете под «не жила для себя»? А как по-вашему она должна была жить «для себя»? Ведь в юные девушки заложена программа -выйти замуж. Кроме того не забывайте о стереотипе мышления. Если девушка живет «для себя», значит, она неудачница, не нашла мужа.
Мне кажется, смысл рассказа в том, что у Ларисы произошел катарсис, она увидела свою жизнь с другой стороны и поняла, что она как раз таки любила и сыновей и мужа всю свою жизнь.
*смущённо чешет нос*
Спасибо!
О! Неужели у меня, наконец, начало получаться не пинать авторов ногами!
Вообще-то я очень жёстко критикую, и часто забываю похвалить. Но я учусь! Спасибо, Танита!)
И данный рассказ, к примеру, далеко не поверхностен. Он как море – на поверхности одно, а ныряешь глубже – там другое.
Рассказы бывают фантастически закручены, бывают очень просты, так что кажется, что в них ничего такого и нет. Потому ведь и интересно покрутить в голове, порассуждать.
Когда пишешь, многое остаётся за кадром, в голове и в рассказ попадает намеками, подсказками, лёгкими штрихами. Кто-то из читателей заметит, кто-то пройдет мимо, кто-то заметит, но сделает свои выводы. Это всё интересно и в помощь автору. Кому-то из авторов захочется прорабатывать точнее некоторые моменты, а кто-то забьёт и скажет «вы ничего не поняли, но я разжёвывать не стану». И каждый прав по-своему)
Чтоб не сбивали)
Давно заметила, что одну и ту же историю могут прочитать десять человек, и каждый из них увидит в ней что-то своё.
Мне вот очень интересно, а что же сам автор закладывал в этот рассказ. О чем этот рассказ для него.
«ну, думаю, вот я тупичка, все не так поняла))»
А вот зря! Вдруг, именно вы, единственная из всех, поняли всё так, как и задумывал автор?
Я тоже думала об этом. Мне в жизни встречались два варианта.
Первый – когда нерастраченную любовь женщина выплёскивает на ребёнка. И второй: когда женщина родила и забросила дитятю. Потому что считает его путами, которые связали с нелюбимым мужем, помешали продолжать учебу, делать карьеру итд. Но в рассказе есть фраза:
И тут же параллель с родителями Ларисы, которые в своё время тоже её отпустили. Так может, ей Ларисе, и казалось, что не любят её родители, раз не мешают жить так как хочется?
Потому и её любовь к детям кажется ей не сильной, не серьёзной, раз не соответствует её представлениям о настоящей любви.
Я рассказ пробегаю глазами третий раз, и вижу его уже с совершенно иной стороны! Автор ведь чётко разбрасывает по тексту маркеры-подсказки. Однако мне, когда читала в первый раз, эмоции затмили половину из них. А вот писала б я отзыв сейчас, он мог бы быть иным) Так что не факт, что я всё верно поняла в этой истории)))
Вот мне тоже кажется, что именно это автор и хотел показать) Засада случилась в том, что не все читатели это увидели. У меня эта мысль возникла только когда первоначальные эмоции улеглись.
По поводу «Не жила для себя».
Это когда человек интересы других ставит выше своих, более того, считает, что на свои не имеет права. Можно даже замужем и с детьми иметь свои интересы, увлечения, а не думать, что жизнь ограничена работой (зачастую нелюбимой) и домашним хозяйством. И хорошо, когда родные понимают, что жене и маме нужно время для себя. Но чтоб они это поняли, надо сказать об этом. Ведь если ты не против – значит, тебя всё устраивает. А то, что женщина психует, пилит мужа, орёт на детей или наоборот – тихо угасает – никто не свяжет с тем, что она просто похоронила себя в браке.
Я знаю немало чудесных девчонок, которые вышли замуж и о себе забыли.
Кто писал картины, кто ездил на тур.слёты… – всё забыто-заброшено.
Все интересы крутятся только вокруг бытовых хлопотов, а в глазах такая тоска… И потому и тянет читать книги и смотреть кино, где всё красиво и чудесно. Где романтика, другая жизнь, где героини успешные, любимые и т д и т п. Получить переживания, которых лишены в своей жизни.
Есть те, кому нравится быть только женой, мамой, домохозяйкой – значит, нашли себя в этой роли) Но таких женщин отличают и счастливые лица, и горящие глаза. Им в удовольствие придумывать не новые миры, а игры для детей, удивлять родных новыми блюдами.
И это касается не только женщин. Давать свободу любимому человеку, позволять ему быть собой, иметь свои интересы – это и есть любовь, как я её понимаю. И Лариса любит ведь сыновей. Потому и отпускает.
Эх, чем больше рассуждаем о рассказе, тем больше он мне нравится))))
и про ее любовь — антилюбовь все на поверхности — особо копать не нужно. Я считаю, что проблема этого рассказа в другом: в фантастическом элементе в самом конце — в таком виде он вызывает недоумение- кажется чужеродным, неуместным, неоправданным в рамках повествования, только поэтому Юру- парадокса я поставила выше/ здесь фантдоп очень органично вписан.
Для меня рассказ не фантастичный как раз, а символичный. Чувства Ларисы по всему тексту даны образами. Но редкими вкарплениями, потому могут и не считываться. Зато концовка – прорвало! – потому оно такое яркое, контрастное и, кажется, что неуместное.
В комментариях Соня Эль хорошо описала эффект: «будто всю жизнь Лара спала, а тут проснулась».
Мне даже кажется, что не стоит буквально воспринимать финал. Не бежала Лариса к морю и не ныряла в него. Её чувства захлестнули. Пингвины-то откуда на Севере? Явно ж что-то не то. И это ещё больше играет на ирреальность происходящего.
Но вот я сейчас перечитала концовку и у меня родился ещё один вариант:
А была ли жизнь вообще? А был ли спасатель Котя, дети? Закольцовка то в рассказе есть – она в начале тонула, и в конце погружается в воду. Может, весь рассказ – это игра воображения? Мало ли что там женщины себе понапридумывают. Или игра подсознания, пока студентка Лариса идёт ко дну.
И вот сейчас именно такая версия мне кажется правдоподобной)
Всё. Теперь я не успокоюсь, пока не узнаю правду.
Где же автор? Поймать и пытать!
Потому возникла первая же мысль о таких вот «Ларисах», как о собирательном образе.
Вы заметили все крючки, все парадоксы, которые я раскинула по рассказу.Я изначально дала себе слово не упоминать слово «парадокс», а только через чувства. Да, специально не дала описание героев, их тысячи. И имя «Котя» — не зря. То ли домашний кот, то ли муж. И то, что Лариса впряглась в хозяйство еще до замужества — однозначно да так и тянула все на себе. Ей Котя в первые две недели не предложил своей помощи, так и потом не имело смысла. Лариса была одна, это я пыталась передать фразой «хоронила бабушку». Она хоронила! Она одна! И с детьми была одна, поэтому не было возможности разобраться в своей тоске.
Ради таких комментариев и хочется писать очередной рассказ.
Очень волнительно, когда автор приходит и рассказывает, что закладывал в рассказ!
Я прочитала комментарий Margo о её свекрови, и почему-то подумала, что такие истории на море не редкость. Поэтому меня тоже удивило и впечатлило, что в основе рассказа нет реальной истории.
Это как узнать, что ты не просто подсмотрел через окошко в другой мир, а в наш мир. Узнать, что фактически персонажи твоего рассказа – живут где-то рядом.
Фантастическое же чувство!)
Лариса же очнулась в итоге. Словно ото сна пробудилась. Часто же бывает так, что в какой-то момент ка-ак тряханёт – и ты словно действительно проснулся и смотришь вокруг себя другими глазами «Ё-моё, что со мной произошло?»
Только тут героиню засосало на долгие годы.
господи, конечно, когда тебе 19 лет, какие мужья и дети, тем более если это было не по любви, а, как свекровь выражается, в порядке неудачной разведки половой жизни.
Место, куда всегда хочется вернуться. Место отдохновения души… особенно если небольшой шторм, ветрено и не жарко. Можно сидеть весь день, слушать прибой. В какой-то степени для меня Море -Храм.
Ходить в Храм хочется, а вот жить там, пожалуй, не стоит.
«Так сладок мёд, что, наконец, он горек» — думаю, что Шекспировская мудрость простирается и на мои взаимоотношения с морем)
У меня уже не в первый раз такие совпадения: напишу рассказ, а потом кто-то вдруг скажет — это же про меня!
Я и Ларису, и ситуацию и всех прочих персонажей выдумала. Я вообще могу писать только выдуманные истории, слышанные или виденные — мне не интересно, получается не сочинение, а изложение. А я излагать не люблю :)))
Но тут по стольким пунктам совпадение, что обалдеть можно! Даже то, что ваша свекровь думала шагнуть в море и утонуть :(
Отличный рассказ.
Меня все узнают :)
Лариса не любит ни своих детей, ни своего мужа. Но каждый день старается доказать любовь, которой нет, хотя бы себе самой.
Бабуля поднимает в рассказе очень интересную тему. Конец истории каждый поймет по-своему.