Алексей Ханыкин

Песня костей и океана

Песня костей и океана
Работа №1. Тема дуэли: Последний шаг
  • Победитель
  • Опубликовано на Дзен
Текст:

Говорят, что жизнь появилась из океана. Рыбы, выползавшие на вязкий илистый берег, еще не ставшие земноводными, с трудом вдыхали непривычный воздух. И вновь возвращались в воду, перетаскивали тело по скользкой грязи, хлопая по ней плавниками. Таковы были первые шаги на Земле…

А я вам расскажу про последний.

***

Мы с ребятами, как и каждый вечер, тащились вдоль берега, разглядывая, что прибой выкинул на этот раз. Ребята – это Элай и его сестра Дина. Они с родителями обосновались неподалеку за песчаными дюнами. Ну а я – Алекс, и берег – почти мой дом. Я родился в старой башне маяка. И сейчас живу там с бабушкой и дедом.

Сегодня на берегу не попадалось ничего занятного. Элай раскидывал ногами скучные пластиковые бутылки, почти сплошь покрывавшие берег. Дина вяло предложила скрутить с них крышечки и обменять на воду. Но нам было лень.

- Они слишком старые, - поморщился Эл. – Даже крошатся. Вот канистра нам бы пригодилась. Хорошо бы только не дырявая.

Течение в этом месте обычно прибивало к берегу кучу всего интересного. Помню, нам попадались странные жестяные банки с иностранными надписями, резиновые тапочки, обломки какой-то техники, цветные стекла, обточенные морем. Однажды мы нашли куклу. Грязную, с торчащим вверх пучком позеленевших волос. Куклу забрала себе Дина. И назвала Принцессой.

- Пора домой, - махнул я Элаю. – Темнеет уже, все равно ничего не найдем.

Динка ушла от нас вперед, и ее фигурка светлела вдалеке на фоне серых камней. Вдруг она громко закричала и принялась махать руками, подзывая меня и брата.

- Нашла что-то, - обрадовался Эл. – Вон, аж прыгает.

Мы понеслись к Дине, перескакивая нагромождения мусора, пытаясь обогнать друг друга.

Но почти добежав, резко остановились.

На песке у ног девочки лежал скелет. Выбеленный соленой водой, с длинным носатым черепом. Совершенно целый.

- Это дельфин? – удивился Эл. – Или касатка какая-то?

Я пожал плечами. Меня волновало другое. Каждую ночь волны слизывали обратно все, что, прилив выбросил на берег днем. И вчера этих костей не было. Так почему же скелет совершенно целый? Почему на нем нет следов водорослей?

- Дельфины давно вымерли, - тихо пробормотал я.

- Может кто-то притащил и выкинул его здесь?- предположила Дина. – Страшный такой…

Она коснулась зубов существа, сунула руку внутрь раскрытой пасти. Он толчка скелет вдруг рассыпался, превратившись в груду костей. Девочка резко отскочила и упала, запнувшись о кусок ржавой трубы.

Элай захохотал.

- Чего смешного? – разозлилась на него сестра.

Решительно вскочив, она подошла к костям, выхватила оттуда череп и зашагала в сторону дома.

- Это я с собой возьму, - бросила она нам, обернувшись. – И вовсе я не испугалась!

Мы пожали плечами и пошли следом.

***

Ночью океан разбушевался. Высокие волны бились о край скалы, рассыпаясь брызгами белой пены. Гул от ударов волн, ветра, перекатываемых камней отдавался в стенах маяка. Соленые брызги летели в трещину в окне и падали мне на лицо. В соседней комнате скрипела кровать. Дед тоже не мог заснуть. Бабушка не встала, из-за болезни она уже больше года не ходила и даже не говорила.

Вдруг вдалеке послышались странные звуки. Жалобный голос тихо звал, стонал и свистел. Внутри меня все сжалось. Шторм так не звучит. Это что-то… живое?

Подпрыгнув на кровати, я уставился в окно. Черный океан внизу шевелился волнами. И сам казался большим животным. Взгляд мой метался между белыми гребнями, и в темноте каждое светлое пятно двигалось, представляясь чем-то иным.

Насмотревшись до головной боли, я сполз обратно в кровать. Звуков больше не было. Или я просто заснул.

***

Утром меня разбудили крики Динки.

- Алекс! Выходи, вылазь из своей башни! – она стояла далеко внизу на песке.

Обычно заплетенные в косы черные волосы сегодня развевались на ветру. Под мышкой она держала тот самый череп.

Недовольный и не выспавшийся, натягивая рубашку, я спустился вниз.

- Утром я успела сходить в деревню, там есть учитель. Это и правда череп дельфина! А-фа-лины вроде? А еще знаешь, что? Он поет!

Я недоверчиво уставился на Дину. Пришла утром, разбудила и что-то сочиняет. А она уже совала страшную зубастую морду к моему лицу.

- Ну послушай!

- Да это просто шум. Стакан к уху приложи, тоже будет.

Но все-таки взял череп и решил послушать, продолжая недовольно глядеть на Дину.И вместо глухого шелеста внутри пустых костей я вдруг уловил те вчерашние звуки. Свист, скрипы, стоны складывались вместе, и это несомненно была песня. На миг я закрыл глаза и мне почудилось, что я где-то под водой, очень глубоко, а свет падает сверху, полосами прорезая темноту. Это ощущение было почти настоящим. Я вздрогнул, отдернул руку с черепом от уха и все прекратилось.

- Ты видел океан? – Дина стояла напротив чрезвычайно довольная, в глазах плескался какой-то пьяный безумный восторг. – Я ночью видела тоже. Плавала и слушала песни. Там красиво…

- Это ненормально, - пробормотал я, не зная, что сказать. – А где Элай?

Дина неопределенно пожала плечами.

- Он боится. Потому я пришла сюда. Ты привык к океану. Я хочу поплавать. Пойдешь со мной?

Я строго посмотрел на нее. Лицо упрямое, губы сжаты, темные глаза глядят испытующе - испугается или нет?

- Дина, - начал я спокойно, - вода ядовитая. Там уже лет сто никто не водится. Только мусор. Плавать опасно. Хочешь, чтобы потом вся кожа слезла? Да и вообще, ты не рыба!

Она хмыкнула – все-таки испугался. Отобрала череп. И ушла не оглядываясь.

***

Ночью опять был шторм. И в грохоте волн вновь пели дельфины. Я ушел из комнаты к большому окну, пытаясь разглядеть этих несуществующих рыб. Сзади подошел дед.

- Слышишь? – спросил он.

Я кивнул. И удивился, глядя, какой он спокойный, знает же, что никого там не может быть. А музыка есть. Песни костей. Но деда эти звуки не пугали, наоборот, лицо словно разгладилось и посветлело. Так мы и простояли у окна половину ночи, слушая бурю и голоса призрачных дельфинов. Сегодня их стало больше.

***

Утром на берегу собрались люди. Все они пришли из деревни, а она не так-то близко. Мы с дедом спустились вниз, выяснить, что случилось. Вместо привычного мусора вода сегодня выбросила на песок кости.

Я нашел в толпе Элая. Он стоял один, какой-то бледный и нервный.

- Дина ушла, - начал он вместо приветствия. – Сбежала вечером на закате и пропала. Потом мама отправилась ее искать. Они не вернулись. Говорят, еще кто-то из соседей исчез. Но вот сам как думаешь, где они? Ведь и ты слышишь.

- А это кто? – я кивнул в сторону толпы. – Тоже их ищут?

- Нет, - покачал головой Эл. – Они сами не знают зачем пришли. Песня их позвала. Все как с ума посходили. А этих костей на берегу все больше. Океан меняет их на людей.

Мы молча уставились на воду. Такую спокойную, тихую, безопасную. Гладкую, как стекло.

***

Буре этой ночью никто не удивился. А песни дельфинов теперь звучали так громко, словно те плыли рядом. Смотреть в окно я не пошел - постарался сразу заснуть. И во сне увидел Дину. Мы плыли в глубине темной воды, а далеко вверху вздымались волны. Дина пела и звала меня за собой. Вдруг что-то загремело, и я проснулся.

Хлопнула дверь. Куда дед ушел ночью? Я бросился следом. Он видимо слышал, что я бегу за ним, потому, что стоял у двери и ждал. На руках он держал бабушку.

- Идем, - просто сказал он.

И мы пошли.

- Наверное это самое правильное, - дед будто пытался убедить себя. - Мы тут последние. Не осталось ни животных, ни рыб… Не поверишь, а ведь были еще и птицы. И они могли летать. Но их и я не застал. Людей тоже почти нет. Кто знает, что там в глубине материка? Наверное, пустыня.

Я слушал молча, а дед все говорил.

- Не бойся. Когда-то мы появились в глубине океана, а теперь он забирает нас обратно. Может однажды все опять изменится, и тогда мы вернемся.

Я задержался на берегу, глядя как дед входит в воду с бабушкой на руках. Она не могла ничего сказать, но глаза ее улыбались, стали вдруг живыми и внимательными.

Вода сомкнулась над ними и волны выбросили на берег еще два дельфиньих скелета. Кости теперь были повсюду.

Мне все равно было страшно, но теперь я остался один. Неуверенными шагами пошел вперед, погружаясь все глубже в воду, неловко хлопая по ней руками. Голоса здесь ощущались иначе. Вода передавала их гулкой вибрацией в каждую клеточку тела. Я изумленно остановился, прислушиваясь к себе. Странно, что я понял песню только теперь, самый последний. Но наконец-то и я испытал радость, тепло и спокойствие. И сомнений не осталось.

Глубоко вздохнув, я шагнул вперед, и вода накрыла меня с головой.

.

Похоже, это был последний шаг живого существа по земле. Утром океан вышел из берегов, разлился, не оставив не единого клочка суши.

Другие работы:
+12
21:01
1011
12:23
+2
Это здорово)))
Таинственный шум океана, скелеты дельфинов, обмениваемые на людей. Красивый Апокалипсис.
Мне тут немного проглядывалась Кинговская «Буря столетия» поначалу, но потом совершенно по другому пути пошла история.
Спасибо автору!
Комментарий удален
16:17
+1
В общем, я возвращаю ГОЛОС))) Думала, необъективна из-за жанра, но, черт возьми, и не только же магреализмом работа хороша))) дивный, чарующий, хоть и умирающий мир!
Кто-то поз к воде, ветхий старенький причал
Был в его судьбе, как начало всех начал
За собой тащил свою мокрую тетрадь
Из последних сил что-то пробовал писать
А затем нырнул, скрылся под водой
Зашумел прибой, унося его с собой!

Лавкрафту привет. Не говорю, что плагиат, нет, вы совсем не похожи, только мотив зова моря. Написано очень гладко, но меня не зацепило. Тут, возможно, дело во мне. А возможно в персонажах. Я им не сопереживаю: они ни с чем не борются, у них нет отношений, нет глубины. Это не значит, что вы где-то оплошали, по-моему, это просто идея для повести или романа. Не вижу возможности сделать из неё именно яркий рассказ, если не уходить в жуть. А жуть — это как-то и пошло даже. А может быть я просто не люблю истории о конце мира.
16:08
+5
Мне понравился мир рассказа, такой мрачно-печальный. Хотелось бы больше этого мира. И зов природы заворожил. И маяки — моя слабость )
ГОЛОС
17:16
+4
Как-то сразу захватила атмосфера: песок, прибой, шторм, вся эта терпкая солёность, пока не поглотила полностью с последним вздохом. Необычный такой потоп, последний шаг человечества, заслуженный и естественный конец мира. ГОЛОС.
09:56
+3
Интересный вариант-интерпретация легенды про Атлантиду. Сказочно, просто. Как и заложено жанром, от человека ничего не зависит, а потому его психология, психология поступков неважна.
15:47
+3
Увлекательно. Эпично. Океан призвал своих детей вернуться домой. Добровольно. иначе все равно затопит всю сушу. И настанет «Водный мир». Люди они такие, сволочи, будут сопротивляться до последнего. Привыкли, понимаешь, сами определять свою судьбу, за долгие годы эволюции.
Мелкие придирки:
Мы с ребятами — мое личное восприятие «с ребятами» это человек пять-десять. А тут всего трое, включая самого героя.
Кости. В морской воде, они как будто растворяются за 3-5 лет. Поэтому вряд-ли могло вынести скелет дельфина, которые исчезли очень давно, что про них и знать никто не знает, кстати, кроме ребят. Откуда они знакомы с внешним видом дельфинов, если ни разу их не видели.
Вода. Дети ходят по берегу, собирают то что вынесло море, т.е. контактируют и с предметами, и с водой, и ничего. Без всяких средств индивидуальной защиты. Далее, во время шторма брызги залетают в комнату героя и даже обдают его солеными каплями, и ничего. а купаться нельзя, кожа слезет. Противоречие.
Нет ни животного, ни растительного мира. Чем питаются выжившие люди. Причем структура поселений сохранилась (семьи, дети, деревня), инфраструктура, частично тоже (есть учитель). Как и за счет чего все они живут?
То что зазывалами выступают дельфины. мне нравится. я тоже считаю их разумными, не глупее обезьян. Но выражение, все мы вышли из океана, это пожалуй метафора. означающая что жизнь возникла в воде. А не то что мы потомки дельфинов. А здесь, по крайней мере я, прослеживается мысль-нить люди-дельфины. Песни дельфинов призывают людей, как зов вампиров, к морю и в воду. Кости/скелеты дельфинов океан обменивает на людей. И дельфины уже выглядят демонизированными, я их начинаю бояться.
Хотя, может и лучше, что обратно в лоно океана, позвали именно афалины, а не какие-нибудь туфельки инфузории.
Эпично, но не верю.
Но Плюс.
22:30
+3
Объяли меня воды до души моей! Прекрасный рассказ! До мурашек пробирает. Я прямо вижу и это замусоренный берег, и скелеты дельфинов, и песню слышу. ГОЛОС.
08:41
Ну а тут-то как раз только одна атмосфера. Сюжет герои, все скорее образы для большей «ощущательности». Отсюда отсутствие логики в принципе. Это почти все одни картинки. Ну так-то чувствуется, но и сюжет можно было четче…
09:32
+2
Экологичненько!
Ну а что, важная, «острая», актуальная нынче тема. Я правда на берегу Атлантики только природный мусор видела, но судя по фотографиям где-то да… прямо все умело загажено. Не знаю, сможет ли человечество загадить океан, но с лесами у него вполне получается, так что определенная фобия есть и с этим надо что-то делать.
Хорошо цепляет вариант — это первый шаг, а я вам про последний расскажу, и ты начинаешь с интересом слушать-читать.
Написано замечательно, у автора легкая рука и безусловно талант рассказчика. Мне только показалось, что это Дина — Динка -немного на русский манер, при окружении Элая и Алекса. Но мелочи конечно. Когда все так круто хочется и деталей говорящих. Был акцент на кукле, но лишь вскользь, было бы прикольно, чтобы это сыграло на сюжет.
Для дуэльного объема текст замечательный, а в принципе из этого может получиться вполне глубокая, проработанная постаповская притча, с психологизацией отношений в троице, пока Элай никак не играет и характера Алекса я тоже не прочла. Дина хороша. Смелая девочка. А так еще бабушка и дедушка, опыт и ошибки поколений, конфликт, да тут много чего можно))) Автору удачи!
11:11
+1
Вот мне не понравилось, как герои ровно на всё реагировали (ну, кроме Дины). В море? Ну в море, так в море…
Ещё генерал в «особенностях» говорил: все мы вышли из воды, в неё же и должны вернуться.
14:35 (отредактировано)
+1
У автора аховское изложение эволюции, но «рыбы с трудом вдыхали непривычный воздух» мне понравилось. Сила слова одолевает все. )
Два слова про скелет:
1. «Море обменивает людей на скелеты» это хорошо. Сильный образ на весь рассказ. Собственно, кроме этого образа ничего и не увидел, но медитативная его сила велика.
2. Скелеты не могут выбрасываться морем целиком, а потом рассыпаться от прикосновения. Кости держатся вместе связками, сухожилиями, мышцами, разве нет? Скелет без этих креплений не держится. А если выбросило недоразложившийся скелет, он не так «стерильно» выглядит, как описано. И вообще…
«Звук черепа» я встречал у Мураками, напомнило. В целом (и по настроению и по антуражу) напомнило японский мульт (Мамору Осии, например), что не очень хорошо (потому что — зачем?).
ГОЛОС здесь. За настроение, за эмоцию, за переживание.
16:15
+3
Этож магреализЪм! Там не только скелеты целые вываливаются)))
Не пугайте меня! Со мной случается детальное воображение ))
16:35
+2
Вы сами себя пугаете, янивинавата)))
16:42 (отредактировано)
Конечно, конечно… А магреализЪм кто придумал? ))
16:43
+2
))) ну это же мелочи))) баловство, не более)
16:32
+1
Очень интересный рассказ, и замечательно написан. Большой плюс. Я бы более чувственно и обширнее описал этот зов, эту непреодолимую тягу космического масштаба.
17:32
+1
Это — не магический реализм.
Нет магии и нет реализма.
Родился ли перво-человек с перво-человечкой в обезьяней стае или нет, рыбка-ламинария к этому процессу отношения не имела. Это что до реализма.
Что до магии, то я не согласен считать магией очарование морем, как бы очаровательно оно не было.
21:22
+1
А разве, по условиям дуэли, должен был быть магреализм?
21:21
+1
Понравился текст. Очень красивые описания. Очень интересно придуман мир. Вот только у меня вопрос — для чего океан начал выбрасывать скелеты дельфинов, если собирался со временем поглотить весь мир?
Это такой океанический способ петь особенные песни )
22:06
+2
Он песнь свою поет гремя костями…
22:20 (отредактировано)
+2
Может быть, когда жертва идет на заклание добровольно и с радостью, питательный бульон для нового мира будет вкуснее? А добрые дельфины поют песню безумству храбрых…
22:39
+2
Бедные добрые… мертвые дельфины. Они, получаются, как сирены, заманивают людей, призывают к смерти
22:53
+2
Ну не сами они. Через их кости, точнее череп, заманивает злая всемирная паутина, в образе океана. Пользуется милым очарованием людей к дельфинам.
22:56
+2
Ух ты! Вот это круто: всемирная паутина в образе океана! Мне это понравилось! Сама бы не додумалась, честное слово!
Вы предопределили мой выбор в этой дуэли smileЯ и так склонялась к этому рассказу, теперь не сомневаюсь :)
22:56
+2
ГОЛОС
23:00
+2
22:18
+1
И сюжет, и ход мыслей, и даже привлечение дельфинов, все нравится. Закольцованость жизни, тоже выглядит логичным. Из воды в воду. Но что-то меня коробит от песни костей. Может от названия, может от тупой безысходности. Ведь для чего-то они все выжили и даже существовали. Почему и в какой момент истины, океан признал эксперимент неудачным? Не понятно. (+).
22:52
+3
Сначала зачаровало название. Прочитала первой именно эту работу. Какая-то атмосфера из Кинга, ещё из аниме «Персона», той части, где море подменяет людей и слышится таинственная песнь некоего Кита… В общем, рассказ затянул меня своей эпичностью, таинственностью. Написан чудесно и очень грамотно. Я влюблена в эту работу с первого взгляда… Остальные не оставили такого яркого впечатления. ГОЛОС здесь, и никак иначе. rose
22:54
+1
Вам плюс, за яркую уверенность!
12:59
+4
Интересная выходит дуэль. Три разных по построению рассказа. В одном упор на некую рефлексию, попытки в психологию, хотя не очень удачные. Во втором фантдоп, образы и история героев. А здесь чистая атмосфера. Причем, шикарно исполненная атмосфера. Но и идея тоже. Причем идея чисто атмосферная. Там в комментариях люди попытались подойти к ней мерками логики. Ну какая чушь! Это магреализм незамутненный совершенно. Нет обоснуя (кроме самого общего), но есть красота и некая романтика смерти.
Мне всегда трудно читать такие рассказы. И да, это именно комплимент автору, потому что тяжелая атмосфера удалась на соточку.
13:00
+2
И да. ГОЛОС сюда. Поделил бы между скрипачкой и дельфинами, но нельзя, да и эта работа выглядит чуть-чуть сильнее.
16:48
+1
А здесь чистая атмосфера.

Вот, да. Тоже возникала такая мысль. Только в моем случае, оказалось, что мне нужна твердая земля. Ушла к скрипачке)
16:52
+1
А вот я, при всей моей любви к скрипачкам, не смог)
16:57
+1
Тогда надо обратить внимание на арфисток. В них чувствуется что-то «воздушное»)
16:59
+1
А есть у тебя на примете?
17:04
+1
Могу только картинку из тырнета.
17:10
+2
Картинок и я тебе найду скок угодно)
17:12
+1
Где ж реальную найти так просто? Она ж воздушная!
16:21
+1
Хочу отметить оригинальную (на мой взгляд) и цепляющую идею с «поющими» скелетами дельфинов, вместе с хорошим авторским стилем это создает интересный и завораживающий рассказ. В то же время, может из-за того, что два рассказа о конце человечества вблизи океана (в которых обязательно фигурирует маяк) я уже читала, погружаться в эту пучину безысходности (здесь, наверное, больше подходит светлая грусть-тоска, но тем не менее) мне не захотелось. Может поэтому и возникли такие рациональные вопросы:
1)
Не осталось ни животных, ни рыб… Не поверишь, а ведь были еще и птицы.

Начнем с того, что рыбы и птицы — это тоже животные. По смыслу, здесь должны быть «звери». Тогда можно хотя бы сказать, что остались, например, насекомые… Чем-то ведь должны были питаться оставшиеся люди. Возникает вопрос: а что вообще осталось в мире, кроме мусора, выбрасываемого океаном? И оказывается, что мира, как такового, в рассказе нет.
А в конце еще и фраза «Похоже, это был последний шаг живого существа по земле.»
Нет, ну вот не верю, что человек выжил, а тараканы нет.
2) Меня безумно мучает вопрос: зачем в рассказе маяк? Маяк часто используют символично, а здесь он просто есть. Есть океан, и есть маяк. Мне кажется, было бы здорово, если бы в маяке жил тот, кто нашел первый скелет. Это, действительно, воспринималось бы как связь океана и суши.
21:00
+3
Все три рассказа отличные. Но оставлю ГОЛОС тут. За самый лиричный апокалипсис
Загрузка...
Владимир Чернявский