Данила Катков №1

Зарок

Зарок
Работа №3. Тема дуэли: Мельница
Текст:

                                                            «Сердце мельницы — каменные жернова, 

                                                                              сердце мельника — каменное»

                                                                                   Из поверий Пушкиногорья.

Сердце мельника – камень-жернова.

Слёзы капали.

Горя мёртвого страшные слова

В воду падали.

.

«Я ложу зарок на живую тварь,

На родную кровь.

Нерождённый сын не родится. В дар

Отдаю. Покров

Отбери, замучь, утопи лжеца!

Водяник приди!

Ты напейся кровью дитя. Отца

Не жалей! Сведи!»

.

Омут вспенился. Грохот колеса –

Рев нечистого.

Жертва принята. В мельнице плясал

Бес неистово.

.

«Наиграюсь я, ой, натешусь я,

Закружусь в снастях.

Заверчу до смерти: я рад гостям,

И когда в гостях.

Табаку возьму – покурить вдвоем,

Под водой никак.

Мы давно, девица, пойми, живем.

Мельник мне не враг.»

.

Хохот ширится волнами в пруду.

Девка бледная.

Выловит рыбак рано по утру

Тело бренное.

Конкурс завершен:
Да
Другие работы:
+7
21:02
713
22:45 (отредактировано)
+1
Какой я мельник? Я — ворон.
Интересно. На грани баллады и Песни-заговора. Мрачный сюжет прослеживается. Колорит, настроение, картинка. Образность. Все живое. Ритмика интересная, хорошо все это выражает.
23:10
+1
Угу. Продолжая музыкальную минутку «Песнь темного леса».
23:13
+1
«Ночь в Галиции»
23:20
+1
Русалка Даргомыжского.
23:22
+1
я говорила))))
23:26
+1
Да) говорила-говорила, права))) это меня в бородинщину потянуло чего-то.
23:18 (отредактировано)
+1
Из трёх это, конечно, наиболее крепкое технически стихотворение.
Если первый стих у меня ассоциировался с акынством, то тут что-то похожее на творчество плакальщиц.
Стильно, да. Были ли подобные сюжеты в таких форматах? Были.
Автор молодец, работал с текстом, это ценно и важно (в первую очередь для самого автора), но в 21 веке читать очередную вариацию на тему «Майская ночь, или утопленница» не то что бы не хочется, но ничего в этом авторского и уникального нет. А мы тут скорее всего собрались, чтоб попытаться построить что-то своё…
23:20
+1
ну как это?
Она в стихах)))
23:24
+1
И к тому же не в кривых — одно это уже дорогого стоит.
05:33
+1
На счет «не кривых» яб поспорил
07:01
+1
Давайте) на что?
07:11
Ни на что. Причина таже, что и вчера. Семилапство…
05:33
+1
Кстати, вроде бы как — кладут, но не ложат…
Отбери, замучь, утопи лжеца!
Водяник приди!
Ты напей----ся кро----вью дитя. Отца — оч неудачная строка. Т
Не жалей! Сведи!»

Грохот кОлеса — грохот чего, простите?
В мельницЕ плясал… ну, такое…

Заверчу до смерти: я рад гостям, — вторая неудачная строчка. Хрен прочтешь, называется.

Мы давно, девица, пойми, живем. — в туже копилку. деви----ца

ВыловИт
— ну, правда, не надо так
07:05
+1
В строчке с колесом, насколько я вижу, как раз нет ошибки с ударением. Оно там падает на последний слог.
Куда неприятнее жертва прИнята. Все же принятА, даже если мы косим под старорусский. А «ложь» можно вполне съесть, учитывая стилистику.
07:10
+1
Можно много чего. Нужно ли?
Я не весь стих разбирал, а лишь показал, что эта работа… тоже, не без проблем. Пусть, и лучше конкурентов
07:16
+1
Не без проблем.
Лучше конкурентов.
Да.
07:49
Таки шо — голосим?
07:59
Я пока не готова к такому ответственному шагу)
Сами, все сами
05:36
+1
Не фанат такого рода работ, но, ритм, правда, сложный. Тут мало одной арифметики. Для такого слух нужен, или цезуры. К сожалению, местами, паузы рвут слова, что, на мой вкус, разрушает магию бубнежа напевности.
Но, теперь, прочитав все три работы, могу сказать — эта, точно, лучшая. Правда, повторюсь, мало быть лучшим из… для меня — мало
06:58
+1
Да, ложь неприятнее всего, когда она — глагол )
Родит.пад. слова «дитя» — «дитяти».
07:09 (отредактировано)
+1
Так, позвольте же мне полжить)
07:37
+1
Без уточнений это сложно )
07:49
+1
Было бы просто… яб — сам)
10:43
Глагольная ложь в просторечии всегда была. На мой взгляд, в речи ЛГ в данном контексте кладка не уместна.)
Про дитяти не знала, спасибо.
10:56
+3
Ой… Ой-ой-ой… Автор, вы молодец, но вы не очень молодец. Молодец — потому что попытались в сложный ритм. Не очень — потому что не смогли. Но это реально интересный пример, который нужно разобрать подробно.
Интерес этого примера в том, что здесь неоднозначно определение ритмики. Но я начну не с начала, потому что начало интереснее. Оставлю начало на конец.
А начну я с того, что формаааальноооо ритм вы соблюли. Но это настолько грубая формальность, что использовать её — ужасный моветон. Глянем на первую строчку:

СЕрдце мЕльникА – кАмень-жЕрновА.

Уже немного необычно. я бы даже сказал, что это две строчки, объединенные в одну с цезурой (паузой) посередине. Просто тогда не нужно искать сложные термины, получаем классический трехстопный хорей. Ну или шестистопный с пропуском посередине, так тоже можно, суть не в этом. Суть в возникающих в процессе проблемах.
Вторая проблема (нет, не первая, именно вторая) в том, что шесть стоп, особенно коротких, на строчку — обычно много. Появляется куча многоударных слов, которые допустимы, но не всегда комильфо. Уже даже в первом примере — мЕльникА и жЕрновА. Акценты при этом теряются, особенно учитывая, что от ударения в слове «жернова» меняется смысл.
Третья проблема в цезуре. С ней нужно обращаться аккуратно. Вот в перво1й строчке этой проблемы как раз нет. Там цезура проходит прямо по тире, это идеальное её использование. Но потом у вас:

ЗАверчУ до смЕ || ртИ: я рАд гостЯм

Чуете, да? пауза рвёт слова. Фигнюшенька, так совсем-совсем нельзя. Ататат. *Качает пальчиком*
Ну и наконец, как я и обещал, переходим к тому, что меня в вашем стихо дико порадовало. До того, что я расщедрился на простыночку.
Первая проблема в том, что выбранный вами стиль однозначно предполагает напевность. А напевность — это почти всегда минимум трехсложник (не к ночи будь помянут гекзаметр, например, ну классика же). А то и пеоны. Я вот, когда читал первый раз, не вглядываясь, был уверен, что у вас пеон. Но нет! Блин! Пентон! Двухстопный, мать его за ногу, месомакр! Это настолько редкая хрень, что увидеть её в дуэли я не ожидал от слова вообще!
Поясняю. Пентон — это стопа, состоящая из пяти слогов. Конкретно месомакр — пентон с ударением на третий слог. Следите за руками, например, здесь:

НаигрАюсь я, || ой, натЕшусь я,
ЗакружУсь в снастях.

Отлично! Прекрасно! Но!
Начнём применять месомакр почти к любой другой строке, проблем вылезет ещё больше.

Омут вспЕнился. || Грохот кОлеса

Хохот шИрится || волнамИ в пруду.

Вот-вот, именно, сразу вылезают сбои. кОлеса, волнамИ… Да и цезура, которая рвёт слова, никуда не исчезнет. Поэтому… увы. Ритмика неоднозначна, но не работают обе опции.
Поэтому, автор. Вы молодец. Но не очень. Но спасибо за утреннее поэтическое упражнение. Надеюсь, что вышесказанное будет полезно не только автору.
11:24
+1
Ага) прям вижу, сидит такой автор и думает: «Напишу-ка я сегодня что-нибудь пентоном. Ах, нет, извольте, будет пеон2, а то опостылели уже эти амфибрахии с дактилями восьми… кхм… кхм».
11:27
+1
Да автор-то может и не думает, но теории и формализма это не отменяет.
11:33
+1
Да я не против теории, как и не против фундаментальных наук. Главное, чтоб от неё прок был на практике. Жонглировать же значениями красивых терминов, а на практике иметь слабый выхлоп, лично мне было бы обидно)
11:34
+1
а на практике иметь слабый выхлоп
Это сейчас выстрел в мою сторону?
11:38 (отредактировано)
С чего бы?
Или ты один жонглируешь и пишешь?
11:39
Но в данном случае жонглировал я, и отвечала ты мне. Как мне ещё это воспринимать?
11:42
Как беседу без подтекстов и намеков.
Если я захочу сказать про какую-то твою работу, что она хрень, я приду и скажу. Другое дело, что не приду, ибо от моего мнения вряд ли что-то изменится. А вот крысятничать по сайту не стану. Вроде как не первый день знакомы.
11:43
Понимаю. Извини за подозрительность.
11:50
Бывает. Все норм.
11:32
Я, конечно, стихи не писала уже несколько лет, но… разве не думает? Точно? Мне кажется, должен думать :/
11:36
Полно вам. Пусть хоть над содержанием думает. Черт с ним, с размером)
11:37
Если только это человек, мнящий себя поэтом и возводящий писательскую деятельность в ранг божественных провидений.
Не, я так-то не против, каждой голове свои мозги. Но выходит нелепо, когда пустяковая работа (она даже может быть вполне хорошей качественно) выносится с фееричным апломбом, как претендент на шедевральность.
14:00 (отредактировано)
Слушай, я конечно, не знаю, как это определяется, но я здесь
СЕрдце мЕльникА – кАмень-жЕрновА.
слышу пятистопник какой-то. Ну, разумеется без 2 ударений в слове. В этаком русском стиле: Добрый молодец, красна девица, ясно солнышко. Такое есть в размерах?
14:48
+1
В размерах есть всё, что твоей душе угодно. Такое тоже. Без названия, правда (известного мне), но сути это не меняет. Да, мы сколько угодно можем взять пятисложник с ударениями на первый и третий. Но дальше всё равно сбои пойдут) Ну или не сбои, но куча мест типа:

ГОря мЁртвого || стрАшныЕ слова

Где появляется слово с двумя ударными и слово без ударных. И это как бы оооок, но как бы нуууу… ну ты меня поняла)
15:00
Нет это -то я вижу, что автор соскакивает. Я только хотела узнать, может, это как-то и обозначено, но именно он и создает этакий эпический колорит, связью с былинным стилем, какой до нас дошел в адаптациях (ой, ты, гой еси Адихмантьев сын) — сказ-заговор. А не хорей и че там…
15:08
и че там…
месомакр)))) crazy

Не, я не отрицаю, это тоже вполне себе вариант. Хотя опять же, любой такой хитрый размер разбивается на простые. Будет хорей плюс дактиль. Называй его хорактилем, древние греки не обидятся, они все померли давно.
15:13
Так вот не разбивается, а объединяется, ну ладно, не суть.
15:17
Какая разница? Входит, выходит… Замечательно выходит!
10:36
Привет! Спасибо за разбор.
В четных и нечетных строфах исходно разный ритм.
В нечетных строфах 3 6 10 с цезурой (нечетная строка)/ 1 3 (четная строка) (сбита здесь только предпоследняя строка с «Выловит рыбак») Так что здесь не ошибки:
Омут вспЕнился. || ГрОхот колесА
ХОхот шИрится || вОлнами в прудУ.

В четных строфах — 3 5 8 10 / 3 5. Цезура здесь не планировалась, и стока достаточно короткая, чтобы этого не делать. Я понимаю, почему ее можно (и хочется) поставить, но тогда, как сказал Панда, получится бубнеж, и это не совсем то, чего мне хотелось добиться.
10:49
Понимаю. Верю.
Здесь штука в том, что в случае такого сложного построения, стихи лучше начитывать в слух, с бумаги они могут не пойти, что и произошло. Ну вот Аня увидела тут песню, а я, например, не могу. Профдеформация и общая нелюбовь к музыке.

Ну в любом случае, пусть даже я не прав в своих предположениях, это было весело. Люблю запах месомакров по утрам %)
12:01
+1
Надо делать аудио поэтические дуэли)
Люблю запах месомакров по утрам %)

Обращайтесь, могу предоставить образцы любых поэтических размеров, даже тех, которых не бывает)
12:07
+1
Надо делать аудио поэтические дуэли)
Я в такой участвовал, кстати) Видео, правда. Не выиграл, но было норм.
12:40
Ты молодец. thumbsup
Но для меня это б было чересчур, надо уметь в хорошую дикцию, а с видео так вообще… Пусть читается, как читается, все равно для меня это не более, чем развлечение)
12:03
+1
После «ложу» дальше читал через силу — ребят, извините, но это ни в какие ворота не лезет. Баловство с ударениям обычно до добра не доводит — не довело и тут, совершенно невозможно понять, что куда. Есть отличный тест для поэзии — чтение вслух, так вот я вслух прочитать не смог вразумительно даже с третьей попытки. Образы неплохие, согласен, но технически — это просто кошмар чтеца, хаос безумных ударений.
12:05 (отредактировано)
+1
Красивая баллада. Похожа на «Мельницу» Вени Дркина (Александра Литвинова) — будет интересно, посмотрите в Интернете, о ком я. Только не поняла, зачем там ложу. Ведь не просто так вместо правильного кладу оно употреблено. То ли по ассоциации с жертвенным ложем, то ли с ложью и лжецом, то ли это отсылка к реальному наговору. Оставлю голос здесь.
11:30
Спасибо за оценку)
Использовала «ложу» как просторечие, мне оно кажется более правдоподобным, чем «кладу» для наговора.
21:01
О! Голос… Николай Васильевич в гробу царапнулся… crazy
Тятя, тятя наши сети принесли нам жернова. — Потому что тяжело читать. Потому что тяжело понять, кто кого дитя и жизни лишил. Полностью согласен с Ветром, «Деточкин виноват, но он не виноват»©
Плюс.
22:24
Хаха)))
06:47
Песня)))
Мне очень удобно всё это пропелось, этакий фолк-рок. Мурашечно, красиво, мистично.
Спасибо автору!
08:27
ГОЛОС! За напевность и мурашки.
20:05
Угу. Все что не разбери поймешь, это фолк, авангард и проч.
Я не смог причитать нормально. Наверное я не певец.
11:31
+1
Мурашечно — это хорошо. Спасибо)
Загрузка...
Крафтовый журнал