Зарок

«Сердце мельницы — каменные жернова,
сердце мельника — каменное»
Из поверий Пушкиногорья.
Сердце мельника – камень-жернова.
Слёзы капали.
Горя мёртвого страшные слова
В воду падали.
.
«Я ложу зарок на живую тварь,
На родную кровь.
Нерождённый сын не родится. В дар
Отдаю. Покров
Отбери, замучь, утопи лжеца!
Водяник приди!
Ты напейся кровью дитя. Отца
Не жалей! Сведи!»
.
Омут вспенился. Грохот колеса –
Рев нечистого.
Жертва принята. В мельнице плясал
Бес неистово.
.
«Наиграюсь я, ой, натешусь я,
Закружусь в снастях.
Заверчу до смерти: я рад гостям,
И когда в гостях.
Табаку возьму – покурить вдвоем,
Под водой никак.
Мы давно, девица, пойми, живем.
Мельник мне не враг.»
.
Хохот ширится волнами в пруду.
Девка бледная.
Выловит рыбак рано по утру
Тело бренное.
Интересно. На грани баллады и Песни-заговора. Мрачный сюжет прослеживается. Колорит, настроение, картинка. Образность. Все живое. Ритмика интересная, хорошо все это выражает.
Если первый стих у меня ассоциировался с акынством, то тут что-то похожее на творчество плакальщиц.
Стильно, да. Были ли подобные сюжеты в таких форматах? Были.
Автор молодец, работал с текстом, это ценно и важно (в первую очередь для самого автора), но в 21 веке читать очередную вариацию на тему «Майская ночь, или утопленница» не то что бы не хочется, но ничего в этом авторского и уникального нет. А мы тут скорее всего собрались, чтоб попытаться построить что-то своё…
Она в стихах)))
Отбери, замучь, утопи лжеца!
Водяник приди!
Ты напей----ся кро----вью дитя. Отца — оч неудачная строка. Т
Не жалей! Сведи!»
Грохот кОлеса — грохот чего, простите?
В мельницЕ плясал… ну, такое…
Заверчу до смерти: я рад гостям, — вторая неудачная строчка. Хрен прочтешь, называется.
Мы давно, девица, пойми, живем. — в туже копилку. деви----ца
— ну, правда, не надо так
Куда неприятнее жертва прИнята. Все же принятА, даже если мы косим под старорусский. А «ложь» можно вполне съесть, учитывая стилистику.
Я не весь стих разбирал, а лишь показал, что эта работа… тоже, не без проблем. Пусть, и лучше конкурентов
Лучше конкурентов.
Да.
Сами, все сами
бубнежанапевности.Но, теперь, прочитав все три работы, могу сказать — эта, точно, лучшая. Правда, повторюсь, мало быть лучшим из… для меня — мало
Родит.пад. слова «дитя» — «дитяти».
Про дитяти не знала, спасибо.
Интерес этого примера в том, что здесь неоднозначно определение ритмики. Но я начну не с начала, потому что начало интереснее. Оставлю начало на конец.
А начну я с того, что формаааальноооо ритм вы соблюли. Но это настолько грубая формальность, что использовать её — ужасный моветон. Глянем на первую строчку:
СЕрдце мЕльникА – кАмень-жЕрновА.
Уже немного необычно. я бы даже сказал, что это две строчки, объединенные в одну с цезурой (паузой) посередине. Просто тогда не нужно искать сложные термины, получаем классический трехстопный хорей. Ну или шестистопный с пропуском посередине, так тоже можно, суть не в этом. Суть в возникающих в процессе проблемах.
Вторая проблема (нет, не первая, именно вторая) в том, что шесть стоп, особенно коротких, на строчку — обычно много. Появляется куча многоударных слов, которые допустимы, но не всегда комильфо. Уже даже в первом примере — мЕльникА и жЕрновА. Акценты при этом теряются, особенно учитывая, что от ударения в слове «жернова» меняется смысл.
Третья проблема в цезуре. С ней нужно обращаться аккуратно. Вот в перво1й строчке этой проблемы как раз нет. Там цезура проходит прямо по тире, это идеальное её использование. Но потом у вас:
ЗАверчУ до смЕ || ртИ: я рАд гостЯм
Чуете, да? пауза рвёт слова. Фигнюшенька, так совсем-совсем нельзя. Ататат. *Качает пальчиком*
Ну и наконец, как я и обещал, переходим к тому, что меня в вашем стихо дико порадовало. До того, что я расщедрился на простыночку.
Первая проблема в том, что выбранный вами стиль однозначно предполагает напевность. А напевность — это почти всегда минимум трехсложник (не к ночи будь помянут гекзаметр, например, ну классика же). А то и пеоны. Я вот, когда читал первый раз, не вглядываясь, был уверен, что у вас пеон. Но нет! Блин! Пентон! Двухстопный, мать его за ногу, месомакр! Это настолько редкая хрень, что увидеть её в дуэли я не ожидал от слова вообще!
Поясняю. Пентон — это стопа, состоящая из пяти слогов. Конкретно месомакр — пентон с ударением на третий слог. Следите за руками, например, здесь:
НаигрАюсь я, || ой, натЕшусь я,
ЗакружУсь в снастях.
Отлично! Прекрасно! Но!
Начнём применять месомакр почти к любой другой строке, проблем вылезет ещё больше.
Омут вспЕнился. || Грохот кОлеса
Хохот шИрится || волнамИ в пруду.
Вот-вот, именно, сразу вылезают сбои. кОлеса, волнамИ… Да и цезура, которая рвёт слова, никуда не исчезнет. Поэтому… увы. Ритмика неоднозначна, но не работают обе опции.
Поэтому, автор. Вы молодец. Но не очень. Но спасибо за утреннее поэтическое упражнение. Надеюсь, что вышесказанное будет полезно не только автору.
Это сейчас выстрел в мою сторону?
Или ты один жонглируешь и пишешь?
Если я захочу сказать про какую-то твою работу, что она хрень, я приду и скажу. Другое дело, что не приду, ибо от моего мнения вряд ли что-то изменится. А вот крысятничать по сайту не стану. Вроде как не первый день знакомы.
Не, я так-то не против, каждой голове свои мозги. Но выходит нелепо, когда пустяковая работа (она даже может быть вполне хорошей качественно) выносится с фееричным апломбом, как претендент на шедевральность.
ГОря мЁртвого || стрАшныЕ слова
Где появляется слово с двумя ударными и слово без ударных. И это как бы оооок, но как бы нуууу… ну ты меня поняла)
месомакр))))
Не, я не отрицаю, это тоже вполне себе вариант. Хотя опять же, любой такой хитрый размер разбивается на простые. Будет хорей плюс дактиль. Называй его хорактилем, древние греки не обидятся, они все померли давно.
В четных и нечетных строфах исходно разный ритм.
В нечетных строфах 3 6 10 с цезурой (нечетная строка)/ 1 3 (четная строка) (сбита здесь только предпоследняя строка с «Выловит рыбак») Так что здесь не ошибки:
Омут вспЕнился. || ГрОхот колесА
ХОхот шИрится || вОлнами в прудУ.
В четных строфах — 3 5 8 10 / 3 5. Цезура здесь не планировалась, и стока достаточно короткая, чтобы этого не делать. Я понимаю, почему ее можно (и хочется) поставить, но тогда, как сказал Панда, получится бубнеж, и это не совсем то, чего мне хотелось добиться.
Здесь штука в том, что в случае такого сложного построения, стихи лучше начитывать в слух, с бумаги они могут не пойти, что и произошло. Ну вот Аня увидела тут песню, а я, например, не могу. Профдеформация и общая нелюбовь к музыке.
Ну в любом случае, пусть даже я не прав в своих предположениях, это было весело. Люблю запах месомакров по утрам %)
Обращайтесь, могу предоставить образцы любых поэтических размеров, даже тех, которых не бывает)
Я в такой участвовал, кстати) Видео, правда. Не выиграл, но было норм.
Но для меня это б было чересчур, надо уметь в хорошую дикцию, а с видео так вообще… Пусть читается, как читается, все равно для меня это не более, чем развлечение)
Использовала «ложу» как просторечие, мне оно кажется более правдоподобным, чем «кладу» для наговора.
Плюс.
Мне очень удобно всё это пропелось, этакий фолк-рок. Мурашечно, красиво, мистично.
Спасибо автору!
Я не смог причитать нормально. Наверное я не певец.