Шутки загробника
Победители
Свет включился не сразу — потрещал немного, пару раз моргнул и загорелся ровно и уютно. Мягким жёлтым задышали торшеры по углам квартиры, синим кольнули светодиодные ленты на плинтусах.
Юра неуклюже шагнул внутрь и побрёл по длинному коридору, поскрипывая резиновыми башмаками и засовывая в распахнутые двери крупную голову-шар. Давно он тут не был, лет семь уже...
Провёл пальцами по стекляшкам-висюлькам разномастных бра, вывешенных на стенах. Те отозвались не совсем мелодичным звоном.
Простая квартира-«хрущёвка». Юра много таких навидался за свою жизнь, но последние десятилетия приходил только сюда — это его дом, его прошлое.
Вон на кухонном столе любимая кружка с ободками заварки внутри, в туалете — истрёпанная зубная щётка в зелёном пластиковом стаканчике. На книжных полках в рабочем кабинете — фотографии его родных.
Жаль, что не только его — там же стояли рядами в самых разномастных рамках ещё десятки чужих фото, наползая друг на друга, как костяшки домино. Меж них натыканы нэцке, пыльные статуэтки кроликов и балерин. Лежали стопками браслетики.
Мелкие предметы были везде в этой квартире — не только в кабинете, но и в зале, и в спальне. Сувениры наполняли весь дом, покрывали все свободные поверхности.
Шеренги любимых кружек на столе в кухне. Ворохи зубных щёток на подзеркальной полочке, по бортикам ванны и внутри обшарпанного навесного шкафчика.
По дому приходилось передвигаться бочком — аккуратно по тропинке между важных и памятных вещей загробников, чьи серверы-носители занимали львиную долю этой космической станции.
«Загробниками» называли оцифрованные копии умерших людей. Одно время это была передовая технология бессмертия, но сейчас она уже забыта — теперь в топе омоложение тела нанитами или прямая перезаливка сознания в клон. Последнее, правда, доступно лишь богатым. А «цифр» больше не делают.
Юрий пробрался в кабинет и с протяжным вздохом забрался в единственное пустое кресло у окна. Надо бы заходить почаще, а то можно и потеряться в матрице, если не возвращаться домой.
Пусть это не только его квартира, но здесь и сейчас больше никого не было...
— Ладно, пришло время мести! — хмыкнул Юра и вылез из кресла. С его ростом это было непросто, но парень справился.
Пользоваться материальными телами цифровые граждане могли только такими — хрупкими и забавными куклами-андроидами с оранжевыми вставками по корпусу. Большая голова-шар с щелочками глаз и рта, короткие руки с мягкими тремя пальцами, небольшое тело и короткие ноги в резиновых башмачках. Такие вот слабенькие и безобидные мультяшные тела.
— Времени мало, — напомнил себе парень и хлопнул в ладоши.
Отдал мысленную команду, и в распахнутую дверь квартиры скользнула вереница грузовых тележек под управлением простеньких ИИ. Каждая с длинной лапкой-манипулятором.
— Грузим всё, что можем! — весело крикнул Юрий, дублируя слова приказом по сетке.
Машины разъехались по комнатам и стали быстро и предельно осторожно грузить в свои брюшки сувенирку.
Смешной андроид метрового роста носился за ними следом и корректировал работу, размахивая руками.
Через час квартира полностью опустела. Ну разве что Юра решил не тащить с собой светильники и мебель. Вещей оказалось достаточно много — грузовые тележки пришлось гонять дважды. Но они справились.
Юра подпрыгивал от предвкушения минуты, когда кинет всем инфу, что их обворовали. Вот как все закудахчут! Забегают! Вот тогда он и посмеётся над этими идиотами! Похохочет, поржёт до слёз, и чтоб икота напала...
Он сопроводил груз на небольшой склад на другом конце станции и уже собрался набрать сообщение для своих «коллегушек» по кластеру, как его опередили.
На почту упало сообщение от администрации:
«Уведомляем, что в течение суток ваша Квартира-музей будет утилизирована. Основание:истечение арендного срока в 150 лет. С уважением, администрация КС «Семисотая Q8».
— Чо? Да вы охренели, что ли?!
Расслабленное состояние мигом пропало. Юра подскочил на месте, выматерился и максимально быстро потопал обратно к квартире, спотыкаясь о снующий вокруг персонал станции.
Загробник не понимал, как такое возможно. Квартира-музей — это же последнее, что их связывает с реальностью! Это же якорь, это — память. Разве так делают, а? Что за сволочи? Эта современная молодёжь! Никакого уважения к прошлому!
Только через час он доковылял до нужного коридора и замер, увидев спины десятков кукол-носителей. Толпа цифровых граждан гомонила и ругалась.
— Вы не имеете права уничтожать нашу собственность! — кричал кто-то далеко впереди, у самого входа в квартиру.
— На станции нет частной собственности, — парировал в ответ мужской бас. — Все помещения принадлежат государству.
Юрий привстал на цыпочки и включил зум в объективах. У дверей музея замер высокий молодой парень в форме полицейского. Подтянутый, чистенький, со стальной паутинкой нейроимпланта на левом виске.
Он раздражённо смотрел на колышущееся море круглых голов вокруг.
— Так зачем вы всё вынесли из квартиры? Верните нам... Да! Верните наши вещи! — ругались впереди, перебивая друг друга. — Это преступление!
— В музее пять лет никого не было! — веско отвечал официал. — А тут спохватились? Квартира уже давно стоит заброшенная. И никаких вещей мы оттуда не выносили. Забирайте что хотите...
— Это ложь! — раздался женский голос. — Там же пусто! Где мои вещи, тварь? Я тебе ща нейроимплант выжгу!
— Это что ещё за угрозы, гражданочка? — мрачно ответил полицейский, хмурясь.
И тут же андроиды загомонили разом:
— Успокойте Алю! Совсем, что ли? Заткнись, подруга, а?! Не зли мусорка!
Юра нервно задёргался сзади, не зная, как сообщить всем, что это он всё вывез. Попытался растолкать соседей, чтобы пробраться поближе.
— Юрка, ты что ли? — обернулся к нему один из загробников. — Представляешь, какая задница! А там фото моей Ларисы осталось.
На них покосился загробник справа:
— Ты не цифрил, что ли? Я давно уже всё в трёхмерку перегнал.
— Да я тоже, понятно! Но помнишь сбой пару лет назад? Там ещё сотню наших постирало и мой архив сильно побило.
Парни сокрушенно закачали головами. Юра больше их не слушал, а полез вперёд.
— Ну аккуратнее! Чего толкаешься? — бурчали ему «цифры» в спину.
А впереди полицейский продолжал ругаться с загробниками.
— Некуда станции расширяться! Все ресурсы корпуса и двигателей уже выбраны. Да, нам приходится оптимизировать площади. Да, здесь будет коммерческое заведение. Это даст станции новые рабочие места и существенную прибыль в перспективе.
— Вы нашу память на помойку ради выгоды? Ради бабла? Когда уж вы нажрётесь? — кричали из толпы. — Мы уже больше ста лет на вас горбатимся!
Официал закатил глаза. Он устало глядел на рассерженную массу «цифр» и совсем не нервничал по этому поводу. Перед ним была словно толпа малышей-шестилеток. Корпуса кукол специально созданы немного мультяшно и безобидно.
— Вы от меня чего хотите? — устало спросил полисмен. — Оставить вам площадку не могу — это вне моей компетенции. Расходитесь уже, а, уважаемые! Не сердите меня!
Юрий же подвис, соображая, что делать дальше. У андроида-куклы был не самый сильный процессор. После века работы на внутренних площадках, загробнику было всё сложнее адаптироваться под такое тормозное «железо».
— А если рассердим, то что? Как ты сделаешь хуже, чем есть? Наши вещи уничтожаешь! Наш дом скоро разрушишь! Сотрёшь нас? Напугал ежа...
— Расходитесь! Предупреждаю последний раз! — зарычал полисмен.
— Да не пугай! Мы уже пуганные! А вот твоему начальству жалобу накатаем! — орали динамики кукол на разные голоса. — Они тебя самого как пса шелудивого выкинут на помойку, гадина! Ещё форму нацепил!
— Ну всё, — выдавил молодой человек. — Я достаточно наслушался оскорблений. Приступайте! — крикнул он поверх толпы.
Загробники закрутили головами. Даже Юрий обернулся вместе со всеми, не понимая, что происходит.
В этот момент из-за дальнего угла коридора выехала пара стройботов и, поблескивая никелем, двинулись на толпу.
Небольшие машины с набором манипуляторов мягко вклинились в массу кукол, раздвигая «цифровых» острыми носами. Поначалу андроиды послушно расступались перед ними, но, когда до загробников дошло, что это за машины едут, они спохватились:
— А! Тормози их! Это стройботы! Ты же сказал у нас есть сутки!
Андроиды попытались уцепиться трехпалыми лапками за корпуса машин, но те словно не замечали препятствий, спокойно ползли дальше, приближаясь к квартире.
— Да держите вы их! Кто-нить может ломануть их мозги? Ну да, не в этом теле. Ребят, кто на серваке сейчас?!
«Цифры» орали, ругались и повисали на стройботах гроздьями. Но безрезультатно. Только свои тела вредили. Кто-то забрался на крышу ботов, но тех машины скидывали вниз, подхватив манипулятором.
Пара кукол уже раскололи свои головы и валялись под ногами, поблескивая диодами среди ног в резиновых башмачках.
Юрий в этот момент пробился почти к полицейскому. Но тут масса андроидов даванула вперёд, сшибая первые ряды с ног. Один из стройботов был уже здесь, и его умудрились наклонить набок.
— Давай ещё раз! — заорали все хором. — Да! Вай!
Стройбот накренился и истерично зажужжал колесом, пытаясь выровнять корпус. Но куклы ему этого не дали, раскачивая машину всё больше.
— Да вы что творите? — кричал с другой стороны от агрегата полицейский, также уцепившийся за стройбота. — Я приказываю прекратить!
Но всем было уже по барабану. Они с криками и воплям всё же опрокинули стройбота. И замерли, откачнувшись назад.
Юрий ошарашенно смотрел себе под ноги. Пол оказался забрызган кровью... Бота уронили прямо на официала.
— Мы убили его? — кто-то прошептал в тишине.
— Да что ему сделается? В нём же нанитов больше, чем мозгов... — неуверенно отозвался другой голос. И тут же с истеричными нотками добавил: — Нас теперь сотрут?
«Цифры» замерли, не зная, что им делать. В этот момент вторая машина добралась до стены квартиры-музея и вгрызлась полуметровым сверлом в пластик. Запахло палёным...
— Поднимайте! Поднимайте машину! Надо вытащить пацана! — занервничал Юра, уцепившись лапками за никель упавшего стройбота.
— Тебе надо, ты и вытаскивай, — мрачно сказала женщина у плеча. Остальные вокруг закивали, соглашаясь с ней.
— Вы же люди! — простонал Юрий, вцепившись в железки и изо всех сил сервомоторов куклы потянул на себя. — Вы же люди...
— Без прошлого мы никто, — выдавил какой-то доморощенный философ за спиной. Куклы снова закивали, соглашаясь с ним.
— Все замерли! — раздался приказ из динамиков.
Над головами загробников завыла сирена. Тела забавных андроидов моментально заблокировали.
В коридоре появился отряд полиции.
***
Юрий и его приятель Алексей лежали в телах кукол в полной темноте. Им не разрешили перелиться обратно на сервер — так и запихнули в двухместный бокс.
— Нас сотрут? — в который раз спросил Леха, паникуя. — Я даже фото Ларисы не увидел на прощание. Я бы хотел, чтобы меня похоронили на Новодевичьем кладбище, под заупокойную молитву, — шептал Леха, явно всхлипывая.
— Мечтай! Ты вообще помнишь, кто мы такие? — мрачно спросил Юрий.
— Ты прав, ты прав, — забормотал приятель. — Просто сотрут и всё! Просто... А я даже не увидел мою девочку.
А Юрий лежал в темноте и грустно размышлял, уместно ли будет сейчас рассказать об увезённых вещах или это глупо?
Процессор, как всегда, чуток подвисал.
Но написано хорошо, за это плюс.
«Простенькие ИИ» — это что?
В истории много деталей, которые не получили своего развития. Начальное событие тоже осталось без развязки. Кажется, что герой не может найти ответа на вопрос: а нужна ли ему и его товарищам память, если они уже потеряли самое главное, что объединяло их с живыми людьми?
К сожалению, идея человечности мелькает только в конце, если бы она была заявлена и в начале, думаю, это сделало бы рассказ завершенным, несмотря на открытую концовку.
Заключение:
Иногда сидишь и думаешь: «А когда наступает такое время, когда пора уходить?»
Основная мысль истории плавает, трансформируясь на ходу от памяти к человечености. Возможно, она слишком глубокая для турнирного объёма.
Да и недоработок тоже хватает, взять хотя бы начало — ничего не предвещает перехода повествования на космическую станцию.
Но вся история посвящена выбранной идее и теме забытого музея соответствует полностью.
ГОЛОС.
ох и зацепило же меня.
значит, хорошо написано. или идея такая мне близкая показалась? или мне не хватило объяснений автора?
почитаю конкурентов, но тут за моё душевное «бультетенье» благодарю.
пожалуйста, засчитайте сюда
ГОЛОС
этот рассказ мне показался самым взрослым, самым… зрелым, что ли. И именно про этот рассказ я потом еще додумывала и переживала. Тема раскрыта, стиль мне понравился, идея тронула душу. благодарю!
В чем смысл всего рассказа? Если это рассказ о безысходности, то да.
Если автор хотел рассказать какую-то историю с намеком типа — герой погиб, но оставил спасенную память, это не удалось.
Память эту найдут и выкинут на помойку вслед за героем. Потому что она никому не нужна.
Память существует, пока требуется кому-то.
В целом, неплохо написанный рассказ. Но смысл его гуляет в потемках авторской души. Поэтому реализация — пшик.
Как-то так.
Аллюзия на современное общество, на мой взгляд, как-то не очень вяжется с показанными технологиями (и, как следствие, показанным временем).
В целом написано стройно, крепко, но, может быть, несколько тяжеловато. Да, настроение рассказ создает. Что-то уловимое идейное есть.
Однако, рассказ очень сильно не дописан. Концовки, по факту, нет, хотя можно называть её открытой. Мир в целом прописан слабо, но как раз он здесь не особо нужен. Однако, частности смущают. Почему к оцифрованным такое отношение? Почему они все на космической станции? Совершенно неясно, что за месть. Наличие хрущёвки на космической станции тоже смущает. В общем, вопросы-вопросы.
Но это таки НФ, причём та НФ, которую хочется видеть на турнире, при всех к работе претензиях. Но в финальном варианте она требует расширения. Спасибо!
Мне рассказ понравился. Я думаю он про Обычную ситуацию в каком-то-там будущем. Да, затронуто много (важных, сложных) тем, но описан просто, почти житейский, случай. В людях останется и Хорошее и Плохое Человеческое, даже в виртуальном сознании или искусственной оболочке.
Вопросы подняты правильные, но возникло ощущение, что это половина рассказа, хочется дополненную версию.
Пока +, и пойду дальше читать.
А, и тема на мой взгляд раскрыта — заброшенный музей заброшенных людей.
Хорошо бы этот текст расписать, развернуть мир, мотивацию всех персонажей и всё такое. Но тогда история не влезла бы в рамки турнира.
В общем,ГОЛОС.
Идея интересная. Этакий дом престарелых, где собраны устаревшие оцифрованные личности. Но всё же личности, сохранившие черты характеров хозяев. То есть люди. Пенсионеры со своими заморочками. Единственный диссонанс для меня — дело ведь происходит в довольно глубоком будущем, коль научились не только оцифровывать души, но кое-чему гораздо более сложному. А в воспоминаниях герои — наши современники. Вещи, устаревшие даже сейчас, хрущёвки. То есть герои родом из середины прошлого века, но умерли спустя явно более чем сто лет. Такая временная неувязочка.
А так рассказ хороший. Особенно на фоне остальных. Может быть, ему повезло с соперниками, ведь он вряд ли смог бы конкурировать в предыдущем туре. Но тем не менее. Лично мне и идея интересна, и исполнение симпатично. Я этот рассказ прочитал последним и до последнего опасался, что не за кого будет голосовать. Но нет. Каким-то чудом в этой группе появляется годный текст. Поэтому ГОЛОС здесь.
единственную (!) ошибку:
«После века работы на внутренних площадках (запятой нет)»
Не совсем поняла устройство мира, но язык живой, и мир этот колоритный. Только у этого рассказа есть хоть какой-то внятный сюжет и идея. Чем-то игру «Машинариум» напомнило. Хотя настроение чересчур печальное.
ГОЛОС
Но и вопросов к нему много.
Во-первых, почему люди умеют оцифровывать сознание и «переливаться» на сервер, но не могут этот музей сделать тоже в виртуальности. Чтобы человек с ощущением своего нормального тела ходил в своей нормальной квартире, именно своей? К тому же не все жили в хрущевках, кто-то в частном доме. «Забытость» музея кмк притянута за уши, как и фото Ларисы, которое герой держал в музее, но пять лет не ходил смотреть на него. Ну и непонятно, чем занимались загробники на станции? Просто жили или работали? А то у них ИИ слабенький, тело маленькое, на что они годятся? Вот это бы все как-то разъяснить и рассказу цены бы не было
но ГОЛОС все же здесь.
Жаль, конечно, что «шутка» не получила своего завершения в рассказе, он выглядит скорее не законченным, чем с открытым концом.
Понятно, что в рамках небольшого рассказа невозможно детально показать целый мир, но уделив довольно много описанию внешности «загробников», в рассказе так и не раскрыто почему именно такие тела, и никак иначе. Забавная безобидная внешность — чтобы не пугать людей, когда эта технология была новой? Допустим. (Хотя кстати на моменте «безобидные загробники убили охранника» очень хорошо сыграно сюжетно). Но почему с развитием технологий не разнообразить внешность «загробников»? Если они работали, они должны были и зарабатывать, почему же тогда они не заплатили аренду? Если просто не знали, почему не было ни одного возгласа «Мы заплатим»?
В то же время, рассказ написан наиболее грамотно, хорошо стилистически, с оригинальным и продуманным сюжетом. ГОЛОС
Рассказ показался мне самым собранным в плане центральной идеи, да и сама идея есть, не смотря на открытую концовку, основная мысль понятна, и по прочтении так и должны возникать вопросы — «о жизни, смерти и вообще».
ГОЛОС
Объемно, интересно и грустненько.
Много вопросов по «хрущевке», конечно.
ГОЛОС