Исправляя часы
Моя каморка находится в переулке, в стороне от случайных взглядов. Невзрачная дверь, поблёкшая от времени вывеска «Часы», тесная комнатушка, увешанная теми самыми часами, да мой стол. Здесь темно. Кто-то скажет, что для работы часовых дел мастера нужно много света. Но таким я отвечаю, что смог бы работать, даже ослепнув. Память и осязание гораздо важнее зрения.
Я взял в руки элегантные золотые часики и положил на стол перед посетительницей.
- Был какой-то удар.
Она посмотрела на них, потом на меня и невольно нахмурилась. Да, знаю, мой голос звучит ворчливо. И знаю, кого она видит перед собой – спрятавшийся от мира дедок в потертой кепке, не снимаемой даже в помещении. Ну и что? Я люблю свою работу и люблю своих клиентов. А то, что ворчу – так разве можно так обращаться со своими часами?
- Был-был. Не скажу уж точно, какой именно, но пружины сместились. Со временем это сказалось.
- И как давно я их ударила? – прищурилась девушка, пытаясь вспомнить о своей неаккуратности. Вряд ли вспомнит.
Я пожал плечами:
- Лет пять назад.
На самом деле, я мог ответить с точностью до дня, но зачем? Она и без того посмотрела на меня удивлённо. Мало кто осознаёт, сколько всего видит настоящий часовщик, взглянув на ваши часы. Я вижу всё.
- Так давно? И сказалось только теперь?
- О, удары могут быть коварными. Крохотное нарушение, всего пару микрон, но ход сбивается, ошибки накапливаются… вы пришли вовремя. Ещё немного – и даже я ничего не смог бы исправить.
- Что ж, ладно…
Только теперь она взяла часы в руки и внезапно улыбнулась. Пролегшие по лбу морщинки разгладились. Она даже рассмеялась, но быстро умолкла, решив, что выглядит глупо. Нет, совсем нет. Мне нравится возвращать людям радость.
- Спасибо!
Девушка развернулась и вышла прочь, столкнувшись на выходе с каким-то мужчиной. Он посмотрел на нее со странным выражением лица, будто вспоминая, узнавая. Но это длилось всего секунду. Наверное, даже он сам не осознал произошедшего, а я заметил. Мне секунды достаточно.
- Здравствуйте, - первым произнес я.
Он заозирался, будто не сразу меня заметил. Впрочем, да, тут темно, как я и сказал. Но скудного света достаточно, чтобы обернувшись на ворчливый голос, обнаружить кепку, надвинутую над широким носом, и мою сухую улыбку. Так и произошло. Он снова огляделся, но уже осмысленно, оценивая помещение. Ему не понравилось, но уходить не стал. Очевидно, мою мастерскую ему посоветовали. Как иначе? Рекламы у меня нет. Только сарафанное радио.
- Да… Здрасьте. Я… В общем… Вот.
Я посмотрел на посетителя. Молодой. Бежевое пальто, шляпа. Классика. Современная, но классика. Он протянул мне карманные часы. Давно таких не видел, нынче их носят редко. Тоже классика. Позолота, резьба в форме птицы на крышке. Механизм… Пока трудно судить. Я вновь поднял глаза на парня. Да, классика же. Вряд ли возникнут трудности. Но вот видок у часов малость потрепаный.
- Что случилось?
- Не ходят.
- Это как раз я вижу, - протянул я. – А почему?
- Я-то откуда знаю? Вы же тут мастер.
Мне не удалось сдержать вздох.
- Я-то мастер. Но анамнез собрать надо или нет? Они просто перестали ходить?
Теперь вздохнул мужчина, но уже не раздраженно, а задумчиво.
- Не знаю. Тут… странная история. Я потерял их. Давно уже. И нашел совершенно случайно, буквально вот-вот. Но завод не действует. Не ходят.
- Потеряли… Ладно, оставляйте. Сделаю, что в моих силах.
Я подписал квиток о получении часов, протянул мужчине и, не откладывая в долгий ящик, принялся разбирать механизм. Крышка поддалась легко, внутри – ожидаемо – тоже не было ничего необычного. Но я все еще чувствовал на себе взгляд. Мужчина не уходил.
- Послезавтра загляните, - не поднимая глаз попросил я.
Тишина продлилась еще несколько мгновений, но он все же развернулся и вышел. Странный. Или задумчивый? Да не важно. Не то чтобы это мешало мне работать, да и секретов особых нет, но клиент может решить, что я обращаюсь с его часами… непочтительно.
Ладно. Можно приступать. Я снял пару винтов, чтобы полностью освободить механизм. Потом взял часы в ладонь и резко дернул ей вверх, словно подкидывал блин на сковороде.
Пружина, шестеренки, колеса взлетели в воздух, сверкнув в луче солнца, заглянувшем в окно. Но не упали. Зависли перед моим лицом, выстроившись в только им – пока что не мне – ведомом порядке. А между ними протянулись сверкающие золотые линии – завитки и прямые, складывающиеся в удивительный узор, уходящий вправо и влево, теряясь в темноте. Увы, узор не бесконечный.
Я поднял руку, коснулся самой большой шестерёнки, и слегка крутанул вправо. Линии переместились, открыв самую левую часть узора – яркую искру, взрыв, знаменующий начало. Рождение.
Проблемы механических часов – мелочи. Я исправлю их быстро. Гораздо больше мне нравится разбираться в лабиринтах ваших собственных часов. Дней, лет… Как часто вы совершаете ошибки, о последствиях которых даже не подозреваете? Вот девушка, которая ушла недавно. Что там случилось пять лет назад? Я назвал это ударом. Да нет. Хотя… Расставание. Встреча. Скорее, и то, и другое. Там явно чувствовалось влияние чьих-то ещё часов.
Менять прошлое опасно. Обычно я просто немного стираю линии. Не совсем, конечно же. Просто делаю их чуть расплывчатыми. Воспоминания остаются, но эмоции притупляются. Этого хватает, чтобы человек отпустил то, что его гложет. Но нынче что-то заставило меня поступить иначе. Дернуть за ниточки, подкорректировать события. Не пять лет назад, а… сейчас? Да, что-то должно было произойти в настоящем. Встреча, обернувшаяся расставанием, вновь обернется встречей. Но сейчас это не важно, у меня уже другая загадка.
- Итак, что тут у нас?
Я вновь потянулся к шестерёнке, чтобы начать пролистывать полотно жизни моего нового клиента, как что-то привлекло мое внимание. Краем глаза я заметил силуэт в окне, почти сразу скрывшийся, едва я поднял голову. Да плевать. Висящие в воздухе крохротные детали в темноте не заметить, а линии жизни вижу только я. Способность. Или проклятие? Не встречал никого, кто может так же. Слышал, знаю, что не один, но передать опыт некому. Жаль.
- Итак…
Детство. Линии тонкие и прямые. Все направления очевидны и предсказуемы. Как я и говорил – классика. Бывает иначе. Я видел линии тех, кто родился в неблагополучной семье. Или того хуже – во время войны. Но это не тот случай.
Юность. Почти то же самое, но линии толще – это уже пошли сознательные решения, а вместе с ними ошибки и сомнения. Оборванная линия – чья-то смерть, но не родителя. Яркие всполохи – влюблённости. Ничего серьезного, впрочем. У каждого таких наберется немало.
Взрослая жизнь. Вот здесь уже сложно. Линий, даже главных, толстых, много. А тонкие, второстепенные, начинаются и заканчиваются, сталкиваются, переплетаются, закручиваются в спирали. Я не бог и не ангел, у меня нет всемогущества и всеведения, только острый глаз и многолетний опыт, но даже их не всегда хватает. Порой нужен второй взгляд, све…
Опять этот силуэт! Будто наблюдает. Я выпрямился и посмотрел в окно уже внимательнее. Но «шпион» снова тут же исчез. Правда уже ненадолго. Дверь открылась, и в помещение ввалился он.
Не люблю таких персонажей. Цветастая мешковатая одежда, шапка… Как их называют? Растаманками? Да, вроде. Из-под нее торчали черно-зеленые косички. Типаж подошел бы скорее сериалу про эти ваши Америки. Но нет, говорил вошедший на чистом русском:
- Эта, бать, а че у тя тут?
Ронять шестеренки было уже поздно, но и смотрел он не на них. Подняв палец, провел им прямо по светящейся в воздухе линии. Словно видел её. Безусловно видел.
- А сам как думаешь?
Не отвечая, пришелец вперился глазами в полотно времени. Глаза его были красными, а от одежды исходил запах курева – специфический, землистый, не табак. Но сориентировался он быстро. Точнее, думал, что соориентировался. Дернул рукой, но картина и не думала двинуться. Но чему удивляться? Для молодежи эти жесты привычны. А старые часы работают не так.
Я слегка улыбнулся, но говорить ничего не стал. Молча показал пальцем на шестерню. Больше объяснять ничего не надо было. Парень прокрутил её, и картина вновь промоталась к моменту рождения
- Большой разрыв, м? – он показал на стартовую вспышку.
- Взрыв, ты хотел сказать? – удивительное предположение, не ожидал подобного от куряги.
- Не-не, разрыв, тип эт, биг рип[1]! Ну оно справа же, бать. Тип всё, конец, нихт, баста! – парень изобразил руками крест.
- Так это для тебя справа, а относительно меня слева. Иди сюда, - я жестом показал ему обойти стол.
- А, теория относительности, понимаш! – он как-то по-тюленьи рассмеялся. - Тада да, тада эт большой взрыв!
- Ты почти угадал. Это момент рождения. Только не вселенной.
Парень посерьезнел, увидел висящие в воздухе шестеренки и корпус часов на столе.
- Человека. Владельца часов.
- Точно.
- Ты волшебник, бать?
Я пожал плечами.
- Если и да, то ты тоже.
- Да не, ну ты чё. Ты же это сделал.
- Я ничего не делаю. Я просто вижу. Ну… ладно, чуть-чуть влияю.
- О, так ты будущее меняешь, бать! Демиург, б!
- Стараюсь этого не делать. Опасно. А ты умный малый.
- Тип в смысле?
- Ну тип, - я уже начал перенимать его манеру общения. – Космологию знаешь. Слова умные. Демиург!
- Слуш, бать, а давай без предъяв? Я тебя тип уважаю и все такое, но давай как-то взаимно это. Или я совсем дубом выгляжу?
- Выглядишь? Да, чего скрывать. Но по чему еще встречать, как не по одежке? Скажи лучше, тебя звать как?
- Венчиком меня зови.
- Серьёзно? Венчиком? А по-настоящему тебя звать как?
Парень скривился, но ответил:
- Вениамином, б. Родаки, б. У, б!
- Ладно, Венчик. Об этом что думаешь? – я показал на полотно.
Теперь мой гость замолчал надолго. Медленно прокручивал картину, изучая каждую линию. А соображалка у него и правда работала как надо. Без моей подсказки он заметил ещё две шестерёнки поменьше. Для тонкой настройки – месяцы, дни… Некоторые модели часов позволяют смотреть на жизнь с точностью до минуты, но это редко бывает необходимо.
Минут через пятнадцать он дошёл до текущего момента времени. На полотне он ничем особенным не выделяется, поэтому я предусмотрительно удержал руку новоиспеченного ученика. Хм. Могу я называть Венчика учеником? Да, наверное, могу.
А он остановился и посмотрел на меня удивлённо:
- Чё, бать? Дальше-то будем смотреть?
- А что дальше?
- Так будущее, бать! Интересно же!
- И как ты определил, что это будущее?
Не сомневаясь, парень показал на места, где линии начинали искажаться, двоиться, расплываться.
- Неопределённость тип. Да, бать?
Да, котелок у Венчика варил. Варил будь здоров! Но некоторые вещи нужно объяснять сразу.
- Ты прав. Но туда не лезь.
- Почему?
- Возникают соблазны. Рассказать о будущем клиенту. Или извлечь что-то для себя. Это может быть выгодно, но…
- Не, бать, дальше мож не объяснять. Тип я «Назад в будущее» тоже смотрел. Шляпа выйдет.
- Шляпа, точно. Поэтому давай сосредоточимся на прошлом. Там что-то должно быть. Что-то неправильное. Интуиция.
- Неправильное, говоришь, бать… Видел я один момент, - он взялся за шестерёнку и аккуратно промотал назад, - Зацени.
Ну точно. Полотна часов обычно двухмерны, но есть исключения. Вот здесь, например, линия будто проваливалась куда-то вглубь, во вне себя, а ещё вспыхивала ярче и закручивалась. А потом резко тускнела и гасла, едва-едва разгораясь вновь.
- Да, в этот момент с его линией произошло что-то серьёзное. Я уже видел похоже…
- С линиями, бать, - прервал меня Венчик.
- Что?
- Ну тип там не одна линия. Зырь сюда.
Он ткнул пальцем в спираль, и я четко увидел, что спираль да, двойная. И вторая линия берётся будто из ниоткуда.
- А это чё, бать? Тип чьё-то ещё влияние, да?
Я покачал головой.
- На нашу жизнь влияют сотни других людей. Нет, это не влияние. Не просто влияние. Это сплетение судеб. Когда одна жизнь уже не может существовать без другой.
- Но они расстались. Мы можем определить, чё именно там случилось?
- Вряд ли. Но это было сильным ударом. Ударом… Стоп! А когда это было?
- Ща посмотрим, бать. Если я праль соображаю, то…
И мы произнесли почти одновременно:
- Пять лет.
***
Клиент пришёл послезавтра, как и было договорено. К этому моменту я успел исправить его часы – настоящие часы – и обсудить с Венчиком произошедшее в часах… метафизических. К единому мнению мы не пришли, но с одной вещью согласились – быть Венчику моим учеником.
Сейчас же он сидел позади меня, в закутке мастерской, где было совсем темно. Не то чтобы я скрывал парня от публики, но места не было совсем. Поэтому мужчина, вернувшийся за часами, его не заметил. Он и прежде чем на меня посмотреть, снова осмотрел помещение, будто забыл, где я, и только потом поздоровался.
Ничего нового я придумывать не стал. Повторил почти те же слова, что и девушке, приходившей до него – пять лет, удар, смещённые пружины. Он не заинтересовался. Забрал часы, развернулся и ушёл. Точнее, хотел уйти, но в дверях столкнулся с той самой девушкой, что приходила позавчера. И надо признать, меня это совершенно не удивило, хотя её часы были исправлены и так быстро сломаться вновь не могли. Не после моего ремонта. Но что-то привело её сюда. Я так и не узнал, что именно.
Сегодня оба посетителя задержали взгляд друг на друге явно больше, чем на секунду. И произнести почти одновременно:
- Инна?
- Антон?
- Ты как здесь?
- Да я… Антон, ты прости…
- Нет, ты прости, я в то время…
Она вышла за ним из мастерской, совершенно забыв, что её вообще привело. Да и мне это не особенно интересно. Моя работа сделана. Часы исправлены. «Часы» исправлены. Остальное жизнь сделает сама. Меня всё удовлетворяло, но Венчика явно что-то смущало.
- Бать, не верю.
- Почему?
- Ну суди сам. Когда ты исправлял её часы, про хахаля её мы ничего не знали. Значит и на её приход сюда ты повлиять не мог. А позавчера ты исправлял именно его часы. Так почему она сюда пришла?
- Я же говорил – переплетение судеб. Ты сам мне показал, что на полотне были не только его линии.
- И тип… дёрнув за его ниточки, ты одновременно дёргал и за её?
- Точно.
- Круть! Слуш, бать, а вот наша встреча – она тоже тип предсказана? Че там твои часы говорят?
- У меня нет часов, Венчик, - улыбнулся я. - Хочешь, посмотрим на твоих?
- А осилишь, бать?
Я хотел было возмущённо отчитать негодяя, но в этот момент он задрал рукав, продемонстрировав новенькие Apple Watch.
- Хо…
- Во-во. Немного не та специфика, а? Хотя пофиг, бать, давай экспериментировать!
Венчик потянулся к инструментам и ловким движением снял крышку и несколько крохотных винтиков. А потом нисколько не заботясь о последующей сборке, дернул рукой вверх, выбросив в воздух шлейфы и микросхемы.
Секунду ничего не происходило, а потом воздух засиял изумрудно-зелёным. Никаких завитков и спиралей – строгие линии, как дорожки на печатной плате. Венчик заулыбался, довольный своей работой. Я усмехнулся.
- А управлять этой красотой как будешь? Шестерёнок нет.
- Эх, прошлый век, батя!
Венчик подошёл к полотну, увеличил картину, разведя в стороны два пальца, а потом резким движением ладони отмотал линии к моменту рождения.
- Так-то!
- Эх… И это кто ещё кого учить должен теперь?
- Ничё, бать, прорвёмся!
Венчик хлопнул меня по плечу и уставился на полотно, изучая свою жизнь с новой стороны. А я улыбался. Теперь моё дело есть кому продолжить.
А вот само появление Венчика меня как-то… не убедило, наверное. Как будто искусственно он вплетён в сюжет.
Потом перечитаю ещё и, возможно, вернусь с подробным комментом.
Сначала о том, что понравилось. Сама тема мастера/ученика, да ещё и на магреализме замешанная. Хорошо, мне такое очень нравится. Очень приятно происходит их взаимодействие. Венчик немного грубоватый как по мне, но в целом чего бы и нет? Двух людей свели — романтика))) Финал, как я уже говорила, отличный)))
Теперь о том, что не понравилось. Как я уже писала — появление (не наличие в рассказе, а именно появление) Венчика. Почему? Ну вот не понравилось мне, как он по первому зову из ниоткуда появился, да ещё и подглядываниями-прятками. Магреализм, я всё понимаю. Но такое появление вообще мне кажется не для этого субъекта. Для ребёнка, например. Автор может быть другой точки зрения.
Очень странно построена фраза. Настолько странно, что автор тут же сам поясняет это движение — как блин на сковородке подбрасывать.
Рассказ понравился, интересная задумка. Но ляпов много. Надо текст хорошо вычитать.
Венчик не понравился. Я понимаю, что нужен был антипод старому часовщику. Нужен был современный молодой человек, разбирающийся в новых технологиях, но это не оправдывает такую косную речь Венчика. Я понимаю, что у него дар и часовщик ждал того, кому передать дело, но… Короче, рассказ понравился, а Венчик — нет :))
Написано тоже качественно.
Из минусов — очень уж преувеличенно стереотипный персонаж Венчик. И возникает слишком внезапно, да и дается ему все слишком просто. Ха, но идея с Apple Watch тоже хороша :)
ГОЛОС.
Второй рассказ тоже очень, но ГОЛОС оставлю здесь, уж очень люблю такое, неспешное, незамысловатое, да хорошим языком.
Спасибо, автор!
А в целом, рассказ очень хорош. Глубокий, интересный смысл, сюжет, язык — всё очень замечательно! ГОЛОС.
Не, вот тут вы, Эдди, не правы. Героя фактически выпроваживают словами «Послезавтра загляните», он уходить не хочет, медлит, НО все же уходит. Употребление вполне себе корректно.
«каким-то» — это неопределенность, а в момент, о котором идет речь в тексте, ГГ точно видит этого, уже не какого-то, а определенного, мужчину.
ГГ и так смотрел на посетителя, может лучше «присмотрелся к посетителю»
Вот с этим мне сложно согласиться в силу описанных далее методов работы ГГ.
Как-то резко возникает эта увы-не-бесконечность. Не понятно ни почему «увы», ни откуда ГГ знает о не-бесконечности (в данный момент непонятно).
Нецелесообразное, на мой взгляд, обращение к читателю. Зачем это ваших, вы? Этой манеры изложения не было ни до, ни после данного абзаца.
" — А, теория относительности, понимаш!" — классная шутка, да!
+ потерянные запятые, но не суть.
А суть в том, что на мой взгляд, рассказ
держитсястроится вокруг способностей ГГ. Сюжет при этом, имхо, крайне скудный. Парень и девушка — второстепенные герои — не в них суть, не в них конфликт. ГГ и Венчик — интересная парочка, но конфликта в рассказе тоже не представляют, наследование/развитие способностей и технологий — тоже не назовешь сутью рассказа. В общем, я не вижу конфликта, а без него вижу не рассказ, а вариация на тему «оживи персонажа и его суперспособности». И, возможно, я махнула бы на это рукой, потому что идея с часами достаточно красивая, а герои «выпуклые» и неординарные, но изложение о-о-очень медлительное, слишком, я бы сказала. Частые повторы, возможно, и должны создавать старческую неспешность ГГ, но лучше, имхо, эту неспешность частично ввести в речь ГГ, и убрать из сюжета произведения. Ну, зачем, например, дважды разжевывать момент рождения: один раз для нас, читателей, а второй — для Венчика.Это ж надо… Нет, серьёзно. Ты слово в слово описала мои собственные впечатления от рассказа. Да, здесь именно те самые проблемы. Поэтому я несколько удивлён количеством положительных отзывов. Спасибо за отзыв.
П.С. Что касается шутки… Ничего своего, всё чужое.