@ndron-©

Три правила от Принцессы Сказок

Три правила от Принцессы Сказок
плюс ещё одно

Таверна, огонь в камине. Кто-то курит трубку. За окном февральская метель — нельзя даже подумать о том, чтобы выйти на улицу.

У огня собрались самые разные люди: Охотник вытянул у камина уставшие ноги, чтобы согреть их. Вельможная дама кутается в шаль и проклинает метель, поглядывая на своего спутника. Молчаливый и мрачный гонец смотрит в сердце прирученного огня. Хозяин, кряхтя, помешивает дрова. Ветер воет так жутко, что людям не хочется расходиться по комнатам, и вот Охотник заводит первую историю — разумеется, приподнося её, как быль.

«… В одном городе жили муж и жена, и всё никак не получалось у них завести ребенка. И вот взяли они золото, сколько было, и отправились к колдунье...»

Первая сказка заканчивается, и вдруг дама берет слово. Она рассказывает иначе, добавляет пару-тройку цветистых описаний, но её история тоже остается всего лишь историей, рассказанной у огня. Дальше говорит хозяин. Сказки и небылицы льются сплошным потоком, и рассказывать их вот так — среди незнакомцев, внутри метели — оказывается, очень просто. Потому, что герои сказки знакомы каждому с детства — Принцесса, Дурак, Трубадур, Принц, Король, Королева, Водяной, Колдунья, Русалка. Обычные горожане и горожанки, крестьяне и ремесленники, рыбаки и охотники.

Первое, что отличает сказку от прочих жанров — герои лишены сложного психологизма.

Мотивы их действий предельно ясны и обычно односложны — любовь, страх, зависть, гнев. Никаких терзаний и сомнений. Все герои действуют, а не думают, потому что главное в сказке — это последовательность событий. По сути, герой превращается в сюжетную функцию. Не важен нам и духовный рост персонажей, инсайты, причины принятия решений, и учится ли герой чему-нибудь. Скорее всего, к концу истории Дурак останется Дураком, храбрый Принц — храбрым Принцем, а прекрасная Принцесса — прекрасной Принцессой. Герои настолько просты и архетипичны, что можно обойтись без имен.

Люди в таверне потеряли счет рассказанным историям — некоторые сказки были совсем короткими. Герой рождался, а через пару предложений уже уезжал от престарелых родителей прочь — искать счастья. Вся его жизнь до этого сюжетообразующего момента не имела ровным счетом никакого значения для рассказа. Сказки стремительны, как весенний поток — у нас есть главный герой и одна сюжетная линия с завязкой, кульминацией и развязкой. И нам, собственно, больше ничего не нужно. Мы даем описаний и черт характера ровно столько, сколько нужно для движения сюжета. 

История развивается головокружительно быстро — как если бы мы рассказывали анекдот или ситуацию из жизни тети Маши (наслушалась мошенников, купила фильтр для воды за пять тысяч). Никому не интересен социальный контекст истории, политические воззрения мошенников и примерный план города, в котором находится тёти-Машина девятиэтажка. Нам также не интересно, почему мошенники выбрали именно тетю Машу. Только события, только хардкор.

Когда юноша мчался прочь от родительского дома, слушатель мог сам вообразить зеленые луга и высокие холмы, стук копыт его верного коня и ветер, который бил юноше прямо в лицо — потому что ни один рассказчик, даже вельможная дама, не упоминали об этих деталях. Было важно рассказать, что юноша отправился в путешествие и приехал к огромному замку, а вот все прочие детали в устном рассказе только наводили скуку на аудиторию. Никто также не знает, как герой выглядел и во что был одет (если это была не мантия-невидимка). Прекрасный юноша — вот и всё, что мы о нем знаем.

Описания в сказке отличаются простотой и краткостью, не теряя при этом универсальной для каждого человека образности: кожа, как снег, румянец, как кровь, волосы — золотые. Секрет заключается в том, чтобы сохранить баланс между кристальной прозрачностью текста и его художественной ценностью. Простые сказочные описания бывают удивительно красивыми.

… Хозяин рассказал последнюю сказку — о храбрых героях, собравшихся на турнир.

Гости уже тихонько зевали, огонь в камине догорел, а метель затихла. В окна полился сероватый зимний свет.

Умиротворенные, гости разошлись по комнатам.

Хозяин прикрыл ставни и тоже отправился вздремнуть — хотя бы на часок.

Ворочаясь с боку на бок, он прокручивал в голове самые причудливые из новых историй — будет что рассказать, когда приедет Гауф, этот забавный старик. Особенно глубоко хозяина тронула история о Холодном сердце.

За внешней простотой истории может скрываться и поэтичное, и метафорическое, и страшное нутро — как в случае с «Холодным сердцем» Гауфа. Изначально эти рассказы не были предназначены для детей — и были они и жестокими, и страшными. Героям отнюдь не гарантирована справедливость (хотя почти всегда это так), возможно, им придется порядочно пострадать и даже лишиться каких-нибудь важных частей тела (вроде рук или глаз), а уж злодеи точно получают по полной. При этом сказка лишена морализаторства — просто несчастным злодеям как-то уж очень не везет. Возможно, из-за общей деструктивности задач, которые они себе ставят.

За основу данного свода правил я взяла предисловие Филипа Пулмана к его же сборнику пересказов сказок Братьев Гримм. Он также упоминает о такой черте сказочных историй, как повторность — не всегда, но часто используемый прием (две ночи герой сторожит исправно, на третью засыпает. Побеждает трех чудовищ. Три раза птички поют Красной Шапочке свою песенку. Три вопроса она задает волку. Три поросенка, ну и так далее).

А для смельчаков, собравшихся на сказочный турнир, глашатай ещё раз громко перечисляет три «сказочных правила»:

1) Герои лишены сложного психологизма, все их эмоции и мотивы понятны, и сразу же приводят к действиям. Персонажи действуют, а не размышляют!

2) События развиваются быстро, и в повествование входят только те, которые важны для линии сказочного сюжета.

3) Описания в сказке отличаются простотой и краткостью, не теряя при этом универсальной для каждого человека образности.

Филип Пулман кратко называет это «кристальной ясностью повествования».

Давайте же к ней стремиться!

… А будущему победителю принцесса шепотом выдала запретное, четвертое, правило — все правила можно нарушать, но читателям должно быть так интересно, чтобы никто этого не заметил.

Всем удачи!

+15
20:25
1700
20:57
+3
О! Теперь я знаю, как сказки писать! Очень спасибо )
21:06
+3
О, ужас! А Винни-Пух — сказка? Он вроде как сложный по характеру. Добро-лживый жирный эгоист.
21:07
+3
я поняла, здесь надо не в манере литературных сказок, а больше в народной
21:09
+3
А Илья Муромец?
21:25
+2
О, он просто флегматик. Никакой психологии.
21:26
+2
Значит, подходит)
22:07
+3
А он былина
22:10
+3
Начинается…
22:19
+3
Начинается то ладно, ее закончить бы еще
22:38
+1
Тут вопрос на любительском " Что? Где? Когда?" знакомая разгадывала: кто в XIXв. впервые в истории литературы стал ей?
Например, писательницей? Я украинок аж две знаю: прозаик Марко Вовчок и поэтесса Леся Украинка. А если в Европу податься, так ещё больше можно набрать.
08:10
+2
Не, оказалось, юный Пушкин написал поэму «Монах». То есть он (монах) стал ею (поэмой). Это в тему " он былина")))
Интересно, а былина «Илья Муромец», например, не считается? Или надо только 19 век? Это я о степени корректности вопроса, как сейчас говорят. Ответ спорный, возможны несколько правильных вариантов.
09:05
+1
Да, там именно по XIX в. литературный вопрос. Тоже не поняла, как люди смогли ответить.
Там две взаимоисключающих формулировки: «впервые в литературе» и «в 19 веке». Потому либо впервые в литературе, либо впервые в 19 веке.
07:28
+1
В оригинале шло как уточнение, но согласна с Вами.
21:08
+5
то есть никаких там рефлексирующих колобков. Яснопонятно
«А майор Томин ему и говорит: сберкассу ограбила пани Моника из кулинарного техникума» ©
21:10
+3
Всё, вообще непонятно, чего делать…
21:15
+5
Действия сплошные: шёл, пригорюнился, сел на пенёк, с'ел пирожок, хренакс-хренакс, отрубил Горынычу голову, женился, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало))) конец
21:16
+4
Я забираю?
21:18
+4
Да у меня этого добра целый шкаф. Сказки народов мира называется. Есть даже еврейские)
21:20
+3
О! А финская едрёнахрень калевальная подходит?
21:23
+3
Это ваще моя любовь «Калевала»))))
А ещё «Манас», это киргизский эпос. Там такие приключения, ТАКИЕ))))
21:25
+2
Манас — это аэропорт в Бишкеке, не над мне тут)
И, вообще, им Семёнов и Пржевальский весь эпос медным тазиком накрыли
18:47
+3
Кто помянул Манаса?! Это ж мой любимый эпос! Эх! такая ностальгия. До сих пор скучаю по той книжке.

Приключения там крутые. Надо найти, распечатать и повесить на стену!

Далекие воспоминания детства. Эх!.. Золотые воспоминания.
Вот сразу видно, кто мультиков много смотрит: то Чёрный ловелас, то Майор Томин laugh
21:20
+5
)))) «А я ему в ответ: „миллион, миллион, миллион алых роз“ ©
21:24
+2
Это грузинская сказка)
21:38
+2
А генерал армии Манкинтол уехал воевать в северную Корею, забрав в подчинение отряд карателей «Ромашка».
21:49
+3
ой всё. и чё делать без глубокого психологизма персонажей?
21:50
+2
Вон, Мара распространяет знания.
22:02
+2
Андерсена в топку. Даёшь братьев Гримм.
22:40
+1
И сказки Афанасьева, раз уж на то пошло…
Хотя бы Бажова оставьте sad
08:17
+3
Всё понятно. Спасибо. Куда баночку ставить сказку сдавать?
11:18
добрый день! приготовили уже сказку?
jokingly нет. Просто всё так доходчиво объяснено, что теперь любая сказка с любой темой нипочём! Спасибо Принцессе БёрнедБайЛав. Особенно про тётю Машу пример понравился — очень жизненный и наглядный.
Спасибо за озвучку имени принцессы в русском виде )) а то я глаза сломала, честно сказать ((( теперь хоть буду знать, как её называть.
10:14
+1
А есть такая известная сказка «Черная курица», кстати, первая отечественная авторская сказка, так там этого «психологизма» — под завязку, но это ничуть ее не портит, а совсем наоборот… unknown
10:40
+4
Так никто не спорит)
Вообще даже в колобке можно найти гораздо больше смысла чем есть)
Потому принцесса любезно предоставила четвертое правило))
18:32
+2
В плане несложных психологизмов у «Алисы в стране чудес» все хорошо — четко и понятно, без всяких вам там ответвлений laugh
05:20
+2
Главное начать сказку ну например: жил-были и захватить сюжетом читателя с первых строк.И так держать его в напряжении до окончании сказки. Но в конце сказки все сюжетные линии должны распутаться и как всегда побеждает в сказках доброта, дружба и любовь.
18:39
+1
Я правильно поняла, что нужно продолжить предложенное начало сказки про супругов, у которых не было ребенка и они пошли к колдунье? Или это просто пример?
18:41
+3
????????
правда??????
18:58
+4
Ой, не могу))))))))))) Легенды и мифы Бумажного слона. Так создаётся история))))
19:01
+3
Какие ещё мифы? У меня вот всё так: пришли к колдунье, а она и говорит… А дальше не расскажу.
19:02
+2
Так и называется? Сказка про супругов?
19:06
+3
Вика сказала денежка на дне бидона, что надо «Сказка о Старинной Картине».
19:12
+1
и я прослежу, чтоб так и было
19:18
+1
Вот я всех так и обману. Ха-ха (это демонический хохот вроде)
19:21
+1
Да! Вы все правильно поняли))))))))))))
Сказала я, удаляя файл со старой сказкой и копируя начало из поста в новую)))))))))))
19:22
+1
не слышно
19:21
Спасибо, что объяснили!Я поняла, что сказка на тему о старинной картине!Собственные мифы — это тоже, неплохо!
20:15
+1
Вы, главное, успейте, пожалуйста, до 25го.
20:27
+1
Если честно, я была еще в раздумиях, писать или нет. Как видите, даже не все условия пока изучила. Но, могу попробовать написать от лица колдуньи.
20:28
+2
Не рассказывайте подробности сюжета, конкурс анонимный, а то мы вас узнаем и сожжем засудим)))))
20:32
+1
Пишите смелее! Чем больше народу, тем интереснее. Вам понравится.
Загрузка...
Alisabet Argent