Светлана Ледовская

Вдохновение - зло!

Вдохновение - зло!

Наткнувшись тут на блог от Mumimama про вдохновение и работу по плану, решила немного поделиться своим опытом. Никаких советов а-ля "делайте как я, и всё у вас получится" не будет. Если бы "как у меня" получалось, я бы сейчас гонорары подсчитывала, а не блоги писала :)

Так что это скорее просто мысли, желание поделиться. Потому что вопрос "вдохновение VS план" для меня всегда стоял острее некуда.

Сколько себя помню - всегда писала по вдохновению. Могла за ночь накатать внушительных размеров рассказ, причём вполне связный. Могла неделю не вылезать из-за компа, а потом - когда завод кончился - забросить идею навсегда.

Может, силы воли не хватало, чтобы заставить себя продолжать. Или вместе с вдохновением сходило на нет очарование новой идеи - и я начинала сознавать, что не так уж она хороша.

В любом случае, так продолжалось долго. Я уж не говорю о том, что стихи я писала на одном дыхании, иначе у них не было шанса быть законченными. Но стихами и рассказами сыт не будешь, а наварить вдохновения на месяцы (если не годы) невозможно. Ни одна идея не захватывала меня настолько, чтобы каждый раз, думая о ней, я испытывала желание писать.

Ни одна идея, кроме...

Кроме той, которую я мучаю уже года четыре. Год я носила её в голове, смакуя, вынашивая, лелея и взращивая. Год не могла подступиться к ней, боясь набрать хоть пару первых слов. Ещё год я строчила, как безумная, на ходу переделывая план, стараясь успеть как можно больше за один раз, понимая - я могу завтра проснуться и ничего не почувствовать.

Ещё два года я переписывала то, что написала до. Вдохновение ушло, желание закончить - осталось, но мыслей и идей не было, и никакие фильмы, википедии, прогулки и беседы не помогали.

С мёртвой точки я сдвинулась только недавно, просто сев и заставив себя открыть старенький файлик и начать по слову, по букве выстругивать из булыжника старой идеи само произведение. И чем дальше я продвигаюсь, тем больше убеждаюсь, что вдохновение - это сказка для начинающих писателей.

Вдохновение хорошо для поэтов, которые - хоп! - и набросали десяток строчек. И то, есть шанс, что все стихи так и останутся в полусыром виде, застынут, как недолепленная глина.

А в прозе, в большой прозе, вдохновение - это скорее то, что вредит. Автор, привыкший писать только под вдохновением, никогда не достигнет ничего значимого. И нет, я не про нудную редактуру, доработки, правки. Я про саму идею и сам текст. Вдохновение - это эйфория, в которой может быть зачата книга. Но вынашивать и растить её нужно исключительно на трезвую голову.

А как же, скажете вы, те гениальные образы и ходы, которые приходят в порывах вдохновения? Я скажу - это обманка. Отличная мысль может придти к вам во время целенаправленных размышлений - и одарить ваз дозой радости от собственной гениальности. А может явиться в ореоле вдохновения, на крыльях музы, и вы далеко не сразу разглядите, что идейка-то сама по себе - не ахти. Если вообще разглядите.

Вдохновение - то, о котором так любят говорить, вдохновение возвышенное, романтизированное - это иллюзия, это оправдание для себя (не пишу, потому что нет вдохновения), а ещё - жуткий источник раздражения в моменты, когда его нет - а очень нужно.

В общем, чем больше я работаю над своими текстами, тем больше убеждаюсь, что писательский труд похож на отношения. Можно страстно влюбиться в идею "под вдохновением", закрутить страстный, яркий - но неизменно короткий роман. Потому что будет либо разочарование, либо просто охлаждение чувств. А можно найти человека... пардон, идею, которая будет радовать вас всегда, будет обладать такими качествами, что каждый раз при взгляде на неё вы испытаете желание (сесть за работу, конечно).

+6
22:23
1276
00:01
+1
Отличная мысль может придти к вам во время целенаправленных размышлений — и одарить ваз дозой радости от собственной гениальности. А может явиться в ореоле вдохновения, на крыльях музы, и вы далеко не сразу разглядите, что идейка-то сама по себе — не ахти. Если вообще разглядите.
А перечитайте. Это же одно и то же.
00:14
Все верно.
Наверное все же вы больше правы чем нет…
Хотя есть в этом мире исключения, я так понимаю это не вы, и увы не я. Хотя конечно печалька, что нельзя вот этот роман в с Музой прожить в печали и радости, в бедности и богатстве, долго и счастливо и умереть в один день.
Что там говорили наши предки?
Служенье муз не терпит суеты?
Кто знает где правда?
05:27
+3
Все писатели (успешно выступившие) писали об этом — Лукьяненко о бетонной попе писателя, Олеша — ни дня без строчки, Кинг о строгом ежедневном нормативе…
Некоторые ваще называли Музу простихосподи чем попало. Видите ли какая стервозная она сущность! То приходит, то уходит.
Не верьте! Лучшее создается в порыве и на подъеме, в неожиданном обрушении небес, на грани тоски и горя, на разрыве шаблонов под воздействием опьянения от своего могущества. Музу надо приманивать, лелеять, хватать за подол, бороться за ее благосклонность. И она будет с вами!
А в случае якобы застоя, нежелания писать, бессилия, отсутствия идей — диагноз один: в этот момент написательство вам неинтересно, это не тянет вас за хвост, не душит, не рвется как сформировавшийся чужой из грудной клетки.)))))
Значит, что-то вас отвлекает, забирает внимание, заставляет на время отложить написание текста, и вы этому стороннему влиянию не сопротивляетесь. Оно на данный момент сильнее.

А я пришла к выводу — надо уметь обрубать сторонние влияния (от сидения в сети до умения сказать «нет» походу на вечеринку, от назойливого домашнего «мы обедать будем?!» до «чё-то у меня голова болит, лучше кино посмотрю»). Если цель написать Книгу, придется воевать со всем миром.
Спросите, а что ж женские ЛЫРЫ пачками, а мужские Супермены в космосе тоннами? Их авторы борются?
Да! Посмотрите в их глаза на встречах с читателями — они горят огнем успешной битвы, в них презрение к препятствиям в виде грамматики, критики, и читательского ужаса. Они бесстрашны и ставят цели, под ноги которым бросают всё!
Сударыня, а вы сами себе немного противоречите.
Сначала утверждаете, что творчество это Муза и все что с ней связано. А в конце все же делаете упор на умение сказать «нет», и на жестком стремление заставить попу сидеть ровно.
Мне кажется вам самоопределения не хватает: либо сюда, либо туда. А это как в старом добром анекдоте: туда-сюда раздражает)))))
Я понимаю, что когда приходит Муза, в вашем случае конечно Муз, писать проще. Вернее ухватить идею, сюжет. А вот развить эту идею, сюжет, в полноценную книгу, законченную вещь требуется не вдохновение, а именно железная попа, которая сидит ровно)))))))))
13:19
Я поняла, что попрыгуничать нестоит.
Я не настаиваю насчет Муза. Я и с девочками дружу.
Противоречиями пронизан человек аз есьм)))
Но мне так хотелось намекнуть на вопрос о Сальери и Моцарте. Я — за Моцарта.
О противоречивости я с вами полностью ЗА.
У меня даже афоризм про это есть:
По натуре я оптимист.
И мой стакан всегда наполовину полный.
Но жаба, которая во мне сидит, утверждает, что меня просто развели.
И что-то мне подсказывает, что она права.

Насчет Муза/Музы это не ко мне. Как взрослый человек в в твердой памяти и в сознании вы вправе выбирать что вам угодно)))) jokingly
Насчет Сольери и Моцарта, мои познания не так глубокие, в чем с большим огорчением признаюсь. Поэтому я просто тупо не понял)))))
P.S.
А туда-сюда не имеет ничего общего с Попрыгунчиком))))))))
blush
19:02
+1
Елки зеленые Вместо рук Поправьте, пожалуйста, мой косяк! Я само собой плюсануть хотела, сама за Моцарта.
20:19
Спасибо, товарищ!
21:24
+1
Вот да, согласен. Муза — важна, хотя часть проф писателей ее отрицает, считая байками. Романизаторством процесса написания книги и отмазкой для тех, кто только мечтает писать, но не делает этого. Ведь: можно набраться силы воли и заставлять себя сидеть и делать. Через силу, тратить время, нервы, чтобы выдавливать из себя это.

Возможно, кому-то такое подходит, но не мне. Я не могу заставить себя силком что-то писать. Чаще всего выходит не то и не так. Таких случаев не так много. Из самых близких — мини-рассказ 7 предложений на турнир (1 тур, «Тот самый»). Когда его писал — старался быстрее и выдавливал что-то, что мне показалось хорошим, но как показала реальность — нет.

Вдохновение — это настрой инструмента. Разлаженное пианино не будет красиво играть — терзать уши. Так же и тут, пусть не точь-в-точь, но параллели есть.

Нужно, правда, знать какие предметы, явления, люди тебя возбуждают на писательство, что поднимает в тебе настроение, дарует крылья. И пользоваться знанием себя — настраивать себя.

Да! Лев Елена права. Если не пишется — диагноз один. Что-то тебя отвлекает. Какие-то проблемы, что висят в мозгу постоянно и отнимают энергию днями, неделями.

Надо научиться отстранятся от всего, когда творишь. Когда существует только две вещи. Ты и холст. Ты и бумага, на которой рождается история. Все остальное может подождать до завтра. Проблема в том, что многие люди не умеют этого делать.

Советовать всегда легко, это правда. Но это работает, потому что — фокус. Слово, которое может многое изменить в жизни. Нужно понимать, что ни время, ни возможности — не безграничны. Безлимитны только желания, хотелки. Если ты почувствовал вдохновение — бери ручку (или что там у тебя инструмент) и скорее твори. Потому что это может быть тем, что станет радостью, твоей лучшей работой. Если отложишь на потом — идея умрет, ведь она живая. И дышит в тот момент, когда поймал ее. Как сорванный цветок, который умрет. Но он некоторое время будет жив. Пользуйся моментом!

07:20
11:55
+2
Согласна с вами smile Есть даже в последнем абцазе фраза «писательский труд», а все-таки слово «труд» как бы подталкивает на то, что это не просто сесть и на одном дыхании что-то выдать, труд — это методично, плавно, долго.
А если уж говорить о том, чтобы повышать свое мастерство, оттачивать навыки, то как и в любом деле все упирается в жопочасы, на одном вдохновении далеко не уедешь :)
Вот и нашлось определение рабочего времени писателя — ЖОПОЧАСЫ
Поздравляю! Вы только что изобрели новое определение!!! yahoo
13:13
+1
не, это не мое, где-то услышала, просто несу в массы crazy
Патентуйте, это я вам как доктор говорю — патентуйте…
13:43
что ж вы меня на эдисонщину толкаете? rofl
Я таки стесняюсь спросить — куда????????????
13:52
+1
Эдисон был известен тем, что патентовал чужие изобретения smile
Не знал. Да и не интересовался, если честно…
Но вы не просто там запатентуйте. Вы там какие-то нормы пропишите. Добавьте здесь, тут отнимите, там сложите, вот вам и новая форма жизни))))))))
14:02
+1
А вы искуситель!
Да бог с вами. Не со зла я. Я просто даю вам идею.
А как быть вы там уж сами решайте. devil
15:18
Поздно. Это уже паблик домейн.
Мне кажется что еще нет.
Для того чтобы стать общественно доступным требуется для начала быть чей-то собственностью…
А раз не было собственностью, то можно смело…
16:10
Не, идей и фразы не патентуются laugh
А попочасы по той же «Культуре» уже лет десять гуляют.
Я вас прекрасно понимаю. Но вы хотя бы всю ветку комментов прочитайте. Что там было выше.
Знаете, я живу долго. И в том числе в Интернете. Не могу сказать, что знаю все подобные ресурсы, но кое-что читал/смотрел. Но подобное выражение слышу впервые.
Хотя я не претендую на истину.
Ладно, забейте. Вы все слишком серьезно воспринимаете…
16:50
+1
Я? Серьезно? Да ну что вы.
Забейте. Мне не интересна эта часть диалога.
Извините.
21:30
+2
А вообще, труд — это любая работа, в которую ты вкладываешь много сил. Разве нет? Вдохновение важно тем, что запускает процесс, после которого еще много писать, править и прочее, но без этого настроя — мне — писать становится очень скучным и нудным делом.
00:41
+1
Самый крутой писатель говорил, что деятельность писателя, это такая же работа как и лес валить, быть шофером или там станочником.
07:22
+1
Это кто ж такой — «Самый крутой писатель»?
08:35
Да Кинг небось.
20:47
Рон Хаббард
Загрузка...
Светлана Ледовская