Вдохновение - зло!
Наткнувшись тут на блог от Mumimama про вдохновение и работу по плану, решила немного поделиться своим опытом. Никаких советов а-ля "делайте как я, и всё у вас получится" не будет. Если бы "как у меня" получалось, я бы сейчас гонорары подсчитывала, а не блоги писала :)
Так что это скорее просто мысли, желание поделиться. Потому что вопрос "вдохновение VS план" для меня всегда стоял острее некуда.
Сколько себя помню - всегда писала по вдохновению. Могла за ночь накатать внушительных размеров рассказ, причём вполне связный. Могла неделю не вылезать из-за компа, а потом - когда завод кончился - забросить идею навсегда.
Может, силы воли не хватало, чтобы заставить себя продолжать. Или вместе с вдохновением сходило на нет очарование новой идеи - и я начинала сознавать, что не так уж она хороша.
В любом случае, так продолжалось долго. Я уж не говорю о том, что стихи я писала на одном дыхании, иначе у них не было шанса быть законченными. Но стихами и рассказами сыт не будешь, а наварить вдохновения на месяцы (если не годы) невозможно. Ни одна идея не захватывала меня настолько, чтобы каждый раз, думая о ней, я испытывала желание писать.
Ни одна идея, кроме...
Кроме той, которую я мучаю уже года четыре. Год я носила её в голове, смакуя, вынашивая, лелея и взращивая. Год не могла подступиться к ней, боясь набрать хоть пару первых слов. Ещё год я строчила, как безумная, на ходу переделывая план, стараясь успеть как можно больше за один раз, понимая - я могу завтра проснуться и ничего не почувствовать.
Ещё два года я переписывала то, что написала до. Вдохновение ушло, желание закончить - осталось, но мыслей и идей не было, и никакие фильмы, википедии, прогулки и беседы не помогали.
С мёртвой точки я сдвинулась только недавно, просто сев и заставив себя открыть старенький файлик и начать по слову, по букве выстругивать из булыжника старой идеи само произведение. И чем дальше я продвигаюсь, тем больше убеждаюсь, что вдохновение - это сказка для начинающих писателей.
Вдохновение хорошо для поэтов, которые - хоп! - и набросали десяток строчек. И то, есть шанс, что все стихи так и останутся в полусыром виде, застынут, как недолепленная глина.
А в прозе, в большой прозе, вдохновение - это скорее то, что вредит. Автор, привыкший писать только под вдохновением, никогда не достигнет ничего значимого. И нет, я не про нудную редактуру, доработки, правки. Я про саму идею и сам текст. Вдохновение - это эйфория, в которой может быть зачата книга. Но вынашивать и растить её нужно исключительно на трезвую голову.
А как же, скажете вы, те гениальные образы и ходы, которые приходят в порывах вдохновения? Я скажу - это обманка. Отличная мысль может придти к вам во время целенаправленных размышлений - и одарить ваз дозой радости от собственной гениальности. А может явиться в ореоле вдохновения, на крыльях музы, и вы далеко не сразу разглядите, что идейка-то сама по себе - не ахти. Если вообще разглядите.
Вдохновение - то, о котором так любят говорить, вдохновение возвышенное, романтизированное - это иллюзия, это оправдание для себя (не пишу, потому что нет вдохновения), а ещё - жуткий источник раздражения в моменты, когда его нет - а очень нужно.
В общем, чем больше я работаю над своими текстами, тем больше убеждаюсь, что писательский труд похож на отношения. Можно страстно влюбиться в идею "под вдохновением", закрутить страстный, яркий - но неизменно короткий роман. Потому что будет либо разочарование, либо просто охлаждение чувств. А можно найти человека... пардон, идею, которая будет радовать вас всегда, будет обладать такими качествами, что каждый раз при взгляде на неё вы испытаете желание (сесть за работу, конечно).
А перечитайте. Это же одно и то же.
Хотя есть в этом мире исключения, я так понимаю это не вы, и увы не я. Хотя конечно печалька, что нельзя вот этот роман в с Музой прожить в печали и радости, в бедности и богатстве, долго и счастливо и умереть в один день.
Что там говорили наши предки?
Служенье муз не терпит суеты?
Кто знает где правда?
Некоторые ваще называли Музу простихосподи чем попало. Видите ли какая стервозная она сущность! То приходит, то уходит.
Не верьте! Лучшее создается в порыве и на подъеме, в неожиданном обрушении небес, на грани тоски и горя, на разрыве шаблонов под воздействием опьянения от своего могущества. Музу надо приманивать, лелеять, хватать за подол, бороться за ее благосклонность. И она будет с вами!
А в случае якобы застоя, нежелания писать, бессилия, отсутствия идей — диагноз один: в этот момент написательство вам неинтересно, это не тянет вас за хвост, не душит, не рвется как сформировавшийся чужой из грудной клетки.)))))
Значит, что-то вас отвлекает, забирает внимание, заставляет на время отложить написание текста, и вы этому стороннему влиянию не сопротивляетесь. Оно на данный момент сильнее.
А я пришла к выводу — надо уметь обрубать сторонние влияния (от сидения в сети до умения сказать «нет» походу на вечеринку, от назойливого домашнего «мы обедать будем?!» до «чё-то у меня голова болит, лучше кино посмотрю»). Если цель написать Книгу, придется воевать со всем миром.
Спросите, а что ж женские ЛЫРЫ пачками, а мужские Супермены в космосе тоннами? Их авторы борются?
Да! Посмотрите в их глаза на встречах с читателями — они горят огнем успешной битвы, в них презрение к препятствиям в виде грамматики, критики, и читательского ужаса. Они бесстрашны и ставят цели, под ноги которым бросают всё!
Сначала утверждаете, что творчество это Муза и все что с ней связано. А в конце все же делаете упор на умение сказать «нет», и на жестком стремление заставить попу сидеть ровно.
Мне кажется вам самоопределения не хватает: либо сюда, либо туда. А это как в старом добром анекдоте: туда-сюда раздражает)))))
Я понимаю, что когда приходит Муза, в вашем случае конечно Муз, писать проще. Вернее ухватить идею, сюжет. А вот развить эту идею, сюжет, в полноценную книгу, законченную вещь требуется не вдохновение, а именно железная попа, которая сидит ровно)))))))))
Я не настаиваю насчет Муза. Я и с девочками дружу.
Противоречиями пронизан человек аз есьм)))
Но мне так хотелось намекнуть на вопрос о Сальери и Моцарте. Я — за Моцарта.
У меня даже афоризм про это есть:
По натуре я оптимист.
И мой стакан всегда наполовину полный.
Но жаба, которая во мне сидит, утверждает, что меня просто развели.
И что-то мне подсказывает, что она права.
Насчет Муза/Музы это не ко мне. Как взрослый человек в в твердой памяти и в сознании вы вправе выбирать что вам угодно))))
Насчет Сольери и Моцарта, мои познания не так глубокие, в чем с большим огорчением признаюсь. Поэтому я просто тупо не понял)))))
P.S.
А туда-сюда не имеет ничего общего с Попрыгунчиком))))))))
Вместо рукПоправьте, пожалуйста, мой косяк! Я само собой плюсануть хотела, сама за Моцарта.Возможно, кому-то такое подходит, но не мне. Я не могу заставить себя силком что-то писать. Чаще всего выходит не то и не так. Таких случаев не так много. Из самых близких — мини-рассказ 7 предложений на турнир (1 тур, «Тот самый»). Когда его писал — старался быстрее и выдавливал что-то, что мне показалось хорошим, но как показала реальность — нет.
Вдохновение — это настрой инструмента. Разлаженное пианино не будет красиво играть — терзать уши. Так же и тут, пусть не точь-в-точь, но параллели есть.
Нужно, правда, знать какие предметы, явления, люди тебя возбуждают на писательство, что поднимает в тебе настроение, дарует крылья. И пользоваться знанием себя — настраивать себя.
Да! Лев Елена права. Если не пишется — диагноз один. Что-то тебя отвлекает. Какие-то проблемы, что висят в мозгу постоянно и отнимают энергию днями, неделями.
Надо научиться отстранятся от всего, когда творишь. Когда существует только две вещи. Ты и холст. Ты и бумага, на которой рождается история. Все остальное может подождать до завтра. Проблема в том, что многие люди не умеют этого делать.
Советовать всегда легко, это правда. Но это работает, потому что — фокус. Слово, которое может многое изменить в жизни. Нужно понимать, что ни время, ни возможности — не безграничны. Безлимитны только желания, хотелки. Если ты почувствовал вдохновение — бери ручку (или что там у тебя инструмент) и скорее твори. Потому что это может быть тем, что станет радостью, твоей лучшей работой. Если отложишь на потом — идея умрет, ведь она живая. И дышит в тот момент, когда поймал ее. Как сорванный цветок, который умрет. Но он некоторое время будет жив. Пользуйся моментом!
А если уж говорить о том, чтобы повышать свое мастерство, оттачивать навыки, то как и в любом деле все упирается в жопочасы, на одном вдохновении далеко не уедешь :)
Поздравляю! Вы только что изобрели новое определение!!!
Но вы не просто там запатентуйте. Вы там какие-то нормы пропишите. Добавьте здесь, тут отнимите, там сложите, вот вам и новая форма жизни))))))))
А как быть вы там уж сами решайте.
Для того чтобы стать общественно доступным требуется для начала быть чей-то собственностью…
А раз не было собственностью, то можно смело…
А попочасы по той же «Культуре» уже лет десять гуляют.
Знаете, я живу долго. И в том числе в Интернете. Не могу сказать, что знаю все подобные ресурсы, но кое-что читал/смотрел. Но подобное выражение слышу впервые.
Хотя я не претендую на истину.
Ладно, забейте. Вы все слишком серьезно воспринимаете…
Извините.