Музыка обреченных
Музыка. Она несет в себе что-то такое, странное и даже мистическое. Что-то что будоражит наши сознания.
Талантливые композиторы создают шедевры, сплетённые из правильных последовательностей разных звуков музыкальных и не очень инструментов, чтобы выделить и усилить эффект того, что вы видите, например, в кино. Добавить, так сказать, атмосферности происходящему.
И сегодня я хочу поговорить об одном очень талантливом и умелом композиторе, чья музыка преследует меня уже очень давно. Акира Ямаока.
Итак, это будет не полная биографии творца, а лишь рассказ о той части его жизни, которая повлияла лично на меня. Это музыка Silent Hill.
Я уже пару раз пытался рассказывать о видеоиграх, их сюжетах и общих впечатлениях, но то ли я рассказчик не очень, то ли тема не особо интересна, как-то не вышло. Поэтому здесь я почти не затрону сюжеты и геймплэй SH, лишь их музыкальную составляющую.
Стоит понимать, что Акира получил свою популярность именно благодаря Silent Hill. И это не случайно, потому что в этой серии он буквально отдал всего себя. Интересный факт: Ямаока совершенно не знает нотную грамоту. Хотя он и пытался учится в музыкальной школе, ему это не помогало, и единственный инструмент, кроме компьютера, на котором он может играть – семиструнная гитара Yamaha APX-15F.
До того как начать трудится в сфере видеоигр, Акира пытался заявить о себе в качестве гитариста различных панк-рок групп, но без особого успеха. После этого он занялся изучением электронных звуков, созданных на компьютере и довольно неплохо продвинулся в этом деле. Настолько неплохо что попал в Konami. Там он успел поработать над несколькими проектами, но опять же большого успеха не сыскал. И вот наступает 1996 год и свет видит Resident Evil, игра которая если не переосмыслила, то точно улучшила и вернула популярность жанру хоррор.
И как-то так сложилось, что японцы везде хотят быть первыми. Поэтому чтобы отхватить свой кусок пирога, Konami создает отдельное, внутренние подразделение под названием Team Silent и поручает им создание новой франшизы.
Разработка игры заняла довольно продолжительное время. Команда долго не могла определится с направление будущего ужастика, но в конечном итоге сделала ставку на мрачный, пусть и не замысловатый, сюжет и меланхоличность происходящего. Пугать же игрока должна была именно гнетущая атмосфера, чувство обреченности и одиночества, а не внезапные скримеры, как например в том же Resident Evil.
Отвечать за музыкальное сопровождение назначили именно Акиру, но от него не ждали чего-то прорывного и революционного.
Однако талантливый композитор действительно смог удивить. Его саундтреки были мрачными и пугающими. Они органично сливались с игрой и в итоге стали визитной карточкой Silent Hill. К слову, Акира отличается особой дотошностью в своих произведениях: начиная работу над звуком, он прорабатывает его до мелочей и старается сделать так, чтобы игроку стало очень неуютно. Чего стоит музыкальная тема в битве с одним из боссов игры, для которой он использовал звуки работы статмологических инструментов. Монстров может боятся и не все, но этот сверлящий звук определенно доставит вам неудобств.
Вот что говорит сам Акира: “Сперва я обсуждаю концепцию игры с её разработчиками, изучаю их замысел и сразу составляю общее представление о саундтреке. И когда мне дают описания героев и графики — начинаю сочинять. После я сам прохожу игру, чтобы убедиться, что с технической точки зрения все кусочки мозаики соединились. Часто я занимаюсь не только музыкой, но и всем звуковым оформлением игры, поэтому сверять и перепроверять приходится долго и тщательно. Всегда важно помнить, что видеоигра — интерактивный жанр, где музыка и звуковые эффекты всегда идут рука об руку. Но самое главное при этом — чтобы саундтрек доносил до игрока чёткую информацию, а не отвлекал его.”
Ну вот, с информативной частью я закончил, перейдем непосредственно к музыке.
Silent Hill.
История Гарри Мэйсона, который искал свою дочку Шерил, потерянную в туманном городе стала классикой жанра хоррор.
В составе игры вышел сборник состоящий из 44-х композиций, но в 2004 свет увидел The Complete Soundtrack, в котором было уже 68 треков. И хоть саундтрек не особо примечателен и, пожалуй, годится только для прослушивания в самой игре, в нем есть довольно глубоки композиции в жанре Эмбиента.
Silent Hill 2.
Как признается Акира, вторая часть серии стала его любимой, а главную композицию для игры “Theme Of Laura” он написал всего за 3 дня.
Вторая часть вышла действительно отменной как в плане сюжета, так и гейплея. Градус мрачности был снижен, в пользу грусти и меланхолии. В чем музыкальное сопровождение сыграло не последнюю роль. Самым примечательным же является то, что музыку можно было слушать отдельно от игры. Мелодии стали более обособленными, живыми и, как не странно, тихими. Одни погружают вас в атмосферу меланхолии по полной, другие же, из тех, которые пытаются напугать, делают это более искусно, без резких переходов и громких звуков.
Изданий самого саундтрека было 3: обычный, Complete и Complete Soundtrack. В обычном насчитывается 28 треков и именно это издание стало относительно знаменитым.
Отдельно от всего этого в 2004 вышел еще один сборник, в который входили звуки из дополнения “Born From A Wish”.
Silent Hill 3.
Прямое продолжение первой части. История возвращения уже повзрослевшей Шерил, которая теперь зовется Хизер, в туманный город.
Впервые, Акира добавил к своей музыке вокал. Композитор провел кастинг, где среди десятков исполнительниц он нашел Элизабет МакГлин. И творец не прогадал. Отличный вокал Элизабет идеально сплетался с мрачной музыкой Акиры, создавая нечто великолепное.
Сама же музыка стала более яркой и бодрой. Композитор вернулся к музыкальному оформлению первой части и к тихому эмбиенту добавились психоделические переливы. Самими запоминающимися можно назвать именно те, в которых был вокал. Меланхоличная музыка соединялась с тихим и приятным голосом Элизабет, что оставляли после себя очень странные, но приятные ощущения.
Изданий было 5: Обычное, Limited Edition и Special-Mini, Complete Soundtrack и Unreleased Soundtrack.
Silent Hill 4: The Room.
Переломный момент в истории Silent Hill. Именно эта часть стала последней, вышедшей из-под пера Team Silent. Следующие игры разрабатывала Climax Studios, но об этом чуть позже.
Самым странным кажется то, что в плане музыки четвертая часть особо не отличилась. В игру добавили композиции из прошлых частей, а Акира написал лишь несколько новых треков, вперемешку с игровыми звуками. Но у The Room, как и у третьей части тоже вышло 5 изданий саундтрека.
Обычное издание, целых две версии Unreleased, которые различались лишь в количестве треков, Completeи Robbie Tracks.
Silent Hill: Origins (Zero).
Как я уже сказал выше, разрабатывала игру студия Climax. Игра рассказывала предысторию первой части от лица дальнобойщика Тревиса Грейди. История, как и геймплей получились спорыми, что не скажешь о музыке.
Для этой части Акира написал много новых треков, смешивая знакомые ему жанры, и превращая их в нечто новое. Если оглянуться на его предыдущие творения, можно чётко разделить их на пугающие и меланхоличные, чего не скажешь о новых. Композитор создал взрывные и очень атмосферные треки, а голос Элизабет подкреплял и усиливал их.
Издание было всего одно Originals Soundtrack и содержало 26 композиций. Интересный факт: в составе издания был небольшой буклет содержавший комкс “Белый Охотник” за авторством Масахиро Ито, геймдизайнера первых 3х SH.
Silent Hill: Homecoming.
Пятая часть Silent Hill вышла из под пера другой студии, а именно Double Helix Games. Игра получилась еще более неоднозначной, чем творение Climax. Хотя я бы не назвал ее плохой игрой, нет, Homecoming довольно интересная и самобытная, но не как часть Silent Hill.
Что касается музыки, она получилась в лучших традициях Акиры: эмоциональные и атмосферные треки сливались с вокалом Элизабет и наблюдать за событиями игры стало куда приятнее.
Музыка, которая должна была пугать, снова стала более тихой и избавилась от психоделических ноток. Эмоциональная составляющая раскрылась еще больше, по сравнению с прошлыми работами, и все это вместе создало отличный треклист, который я рекомендую к прослушиванию полностью.
Изданий было всего одно, OriginalsSoundtrack с 21-м треком на борту.
Silent Hill: Shattered Memories.
Разработанная снова студией Climax, первоначально игра вышла эксклюзивно для платформы Wii, после этого была портированна на PSP и PS2. Сама история оказалась довольно странной. Мы снова были в роли Гарри и искали свою дочь, вот только Silent Hill превратился из туманного города в обледеневшее и странное место, которое совсем не вяжется с тем, что мы видели раньше.
Интересный момент заключался в том, что игра играла вами не меньше, чем вы играли в нее...
Shattered Memories: это последняя игра в серии, над которой трудился Акира. Наверное, поэтому саундтрек вышел не особо запоминающимся. Откровенно жуткие и психоделические звуки, по всем каноном первой части.
А вот изданий было целых два: обычное и Complete. В первом основная музыка, а во втором дополнительные наборы звуков из игры.
Silent Hill: Downpour.
Последняя на сегодняшний день игра серии. Как я уже говорил, Акира не участвовал в ее создании, и его место занял, ныне покойный композитор, Дэниел Лихт. Получилось у него неплохо, но, как по мне, до уровня Акиры он немного не дотягивает.
И из всего саундтрека мне запомнилась лишь основная музыкальная тема протагониста, записанная совместно с группой Korn. Не складывается у меня как-то nu-metal и SH.
***
После Silent Hill, Акира работал еще над одной игрой, о которой я ничего сказать не могу, так как не играл и не слышал саунд.
UPD: Ямаока и Элизабет выступают со своей музыкой в турах под названием Silent Hill Live и даже трижды был в России в 2015, 2016, а 2018 еще и в сопровождении симфонического оркестра.
***
Акира Ямаока – талантливый и превосходный композитор. Его музыка стала неотъемлемой частью SilentHill, и по факту именно он ответственен за ту самую атмосферу страха и безысходности, которой славится серия. Без музыки этого человека не было бы и самого Silent Hill.
И впирает с него всё так же мощно!
PS вторая часть — самая любимая ))
А то у меня только от второй, третьей и пятой.
ЗЫ вот да, одна из лучших историй, рассказанная игрой
А у четвертой части есть бонусный диск, там двенадцать треков, на которых японец страшным голосом рассказывает историю, а фоном всякие разные атмосферные звуки. Грохоты какие-то, дождь и т.д.
И я, сколько ни искал, не смог найти — о чём же эта история. Но слова знакомые (по аниме) слышал.
отлично звучит:D
вапще я по этой фигне тоже инфы не нашел
но вот тут можно порыться, много интересного есть
Круто! Спасибо )
многоходовочкаИбо помню звук…
О, я кст хотел об этом упомятьнуть, но под конец войны с редактором забыл.
А вапще круто, есть фоточки повыпендриваться?
а вот из игр знакома тока с нидфорспидом, который уже почти раритетный но уж саундтрек там был мощный