Олег Шевченко №1

О писателе и его ошибках

  • Самородок
О писателе и его ошибках

Начинающие писатели бывают разные - точно так же, как девушки, фломастеры и несчастливые семьи. Это, с одной стороны, вроде бы очевидное наблюдение, но, с другой стороны, поскольку мы и есть начинающие писатели, то изнутри может не просматриваться. Но попробуем посмотреть.

Писатель, как некая «вещь в себе», состоит из двух больших частей – он сам, как личность, и его тексты. Соответственно, «хромать», быть недостаточно развитым может и то, и другое. С текстами проще, там критерии во многом наглядны – орфография, пунктуация, выстроенность сюжета и мастерство стиля - это вещи известные. В отношении личности писателя можно дискутировать долго, но меня интересует несколько конкретных черт.

Например, самоорганизация. Умение воспринимать критику. Настойчивость. Адекватная самооценка. Юмор, не в последнюю очередь. Стремление к саморазвитию. Умение представлять себя публике, создание и поддержание личного бренда (как бы претенциозно это не звучало, но это факт – у любого человека есть некий образ, каким его видят окружающие и публичная персона обязана работать над таким образом осознанно).

Есть ли корреляция между ростом профессионализма в текстах и развитием этих умений? Наверняка. Что же из этого следует? Что тренировать надо и то, и другое.

Следующий вопрос – где это тренировать эффективно? Ответ: тексты – за столом, личность - в публичном пространстве.

Вынося текст на публичное обозрение, вы получаете массу реакций, сигналов. Сначала – на текст, но, поскольку мы уже обозначили, что писатель и его тексты неразрывны – то, опосредованно, сигналы получает и личность. И если текст – вещь подневольная, бумага всё стерпит, то личности приходится отдуваться «за двоих».

А реакция может быть разная - как одобрение, так и глумление. И надо понимать, что весь этот спектр реакций - это только набор данных для дальнейшей работы. Указали вам на неправильное оформление прямой речи – ок, правило стоит выучить. Написали «чувак – это круто!» - поставьте себе плюс, что в этом сегменте читательской аудитории (размером минимум 1 человек плюс еще энное количество на него похожих) вы добились успеха. Написали «иди лучше вагоны разгружай!» - забейте на этого хама.

Начинающий писатель допускает ошибки, это естественно. Поймите, что чем больше точек соприкосновения с внешним миром - тем больше шансов, что вы получите от этого мира уколы. Выходя из своей зоны комфорта, вы наверняка прочувствуете не только похвалу и доброжелательность, но и непонимание, зависть, издевательство, насмешки, попытки самоутвердиться за ваш счет и т.п.

Это нормально.

Вопрос в вашей реакции на это всё.

Ошибки в работе можно исправить. И своё поведение, свою личность тоже можно и нужно корректировать - это такая же часть развития писателя, как и изучение пунктуации. Сделать это гораздо сложнее, чем запятые расставлять. Но надо, никуда не денешься.

В моей подсудной группе на БС-11 были слабые работы, но я бы ни одну не назвал бесперспективной. Их надо вычитывать, корректировать, и, если автор получит указание на ошибки, то сможет над ними работать. Если автор извлечет уроки и сделает выводы - он перейдет на следующий уровень в писательстве. Именно поэтому даже жуткие с технической точки зрения работы имеют право находится на литературных конкурсах – потому что это всего лишь тест.

Но, если автор извлечет психологические уроки из полученных отзывов – это вам не орфография, тут будет гораздо полезнее. Профессионал не тот, кто делает больше любителя, профессионал тот, кто делает работу по-другому.

Один из важных уроков рассмотрим ниже. 

Звучит он так: тот, кто оставил вам отрицательный отзыв, возможно, просто не ваш читатель. В книге Лидии Чуковской «В лаборатории редактора» я встретил одну очень хорошую мысль.

Бывает так, что начинающий редактор передает рукопись начинающего автора другим, более авторитетным писателям, чтобы те высказали своё мнение. И иногда происходит одна забавная вещь. Писатель, любящий острые сюжеты и динамичную интригу, пишет в отзыве, что сюжет, по его мнению, недостаточно острый, а напротив, пресный и скучный, как манная каша на воде. Другой его коллега, поднаторевший в изысканном и витиеватом слоге, высказывает своё «фе» банальным персонажам и простонародному языку. И бедный начинающий редактор, получив весомые, как кирпичи, отзывы «издающихся авторов», пытается скрестить ежа с ужом и наставить начписа на путь истинный, рекомендуя тому переписать выстраданную книгу под вкусы случайных, в сущности, людей.

Вывод простой и он, опять же, лежит в области психологии.

Вам не нужны ВСЕ читатели. Это невозможно, чтобы поклонники Донцовой, Лукьяненко, Яхиной и не-знаю-кого-там-ещё сбежались восторженно митинговать под вашими окнами. Вам нужна некая группа (желательно достаточно обширная, конечно), которая будет принимать ваши тексты близко к сердцу. Если определенный тип читателей будет находить в ваших текстах развлечение и смысл, этого будет достаточно для вашего писательского счастья.

Работайте над тем, что лежит в русле вашей личности, тем, что вам ближе всего и что хорошо получается. Любите слезливые мелодрамы с эмоциональными диалогами – на них найдется спрос. Хочется выписывать ужасы с яркими героями – и это полюбят, если ваши тексты проберут читателя «до печенок». Как в любом бизнесе – найдите свою целевую аудиторию, которой понравится именно ваш стиль.

Итого. Ошибки технические исправлять надо, это понятно. Остальное лежит в области магии работы над собой и от этого, увы, никуда не деться. На что тратить ваше время и силы – это тоже ваш собственный выбор. И, если осознание проблемы считать шагом к её решению, то очередной шаг к успеху мы сделали.

C чем себя и поздравим.

PS: На картинке - Эрнест Хемингуэй на ринге, который он установил у себя дома. 

Другие блоги автора:
+14
13:46
247
14:10 (отредактировано)
+1
Как всегда оптимистично)

Как всегда, много мыслей надо переварить. Ох, хоть отдельную категорию тренингов заводить для писателей — психологические.

Спасибо!
14:18
+2
отдельную категорию тренингов заводить
Шо, травить новичков и глумиться над текстами?! Дайте два!!!
14:21
+1
Да ну тебя, чо ты панимаишь в страдашках.

Я вот не могу сопоставить своё видение работы с комментами к ней. А потом ещё отзывы откроют. Так что вот адекватная самооценка — это то, что я бы с радостью вкачала.
14:22
+1
отдельную категорию тренингов заводить
Это да, дело нужное. Главное, коуча подходящего найти. strong))) Но, кроме шуток, тут и проблема вся в том, что личностный рост — он индивидуальный…
14:29
Я тебе давно говорю — учись! И учу! Но ты ж не слушаешь( Ты страдаешь(
14:33
Ты неправильно учишь :/
14:46
Ты всегда можешь найти другого преподавателя tongue
14:48
Ах если бы… Мартин вот говорит, что самому надо… а как, если всё печально? Только как перед зеркалом каждый день улыбаются люди, так и мне — открываю файлик и говорю «Я пишу хорошую вещь!»…
14:52
+1
Да ладно. Я вот пишу говно. Но все равно восхитителен и практически гениален!
14:54
Везёт :/
15:40
В восхитительной литературе есть всего три основных сюжета:
1) про говно, 2) про малафью, 3) про то как Шишка встала.
15:49
+1
Ты просто ешь неправильный мьод!
16:24
+1
а какой правильный? ты по блату у медведей узнай)))
14:14
+2
Очень полезно в свете последних волнений )
Особенно понравился Хемингуэй за нетипичным (в моем представлении) для него делом.
14:19
+1
Ну надо же отдыхать от охоты на немецкие подлодки crazydrink
14:38
drinkточно )
14:23
)))
… и особенно в свете возможных будущих волнений.
14:38
+1
Ну, тут сильно не парит )
15:29
+2
Хех, получается, у меня всё не так уж и плохо. Пойду посплю на лаврах.)
16:33
+4
Отличный блог!
С разумным и спокойным подходом) все верно)
единственное, отчего-то позабыли и о критиках) должна быть некая культура общения) можно написать, мол, текст г… но, а можно выбрать слово «плохой», есть ведь разница. А можно даже на ошибки указать опять же вежливо, вернее, варианты предложить — прям идеальный такой вариант)
А можно и поглумиться, и погрубить — все дело в культуре))) общения) что кому ближе) Оскорблять и принижать авторов неприемлимо, но бороться с этим в сети нет смысла.
Но все от восприятия идет, да))) Кому сарказм и грубость — норм, а кому — удар под дых)
19:49 (отредактировано)
+3
Спасибо! rose
единственное, отчего-то позабыли и о критиках)


Да, тут смысл в другом. Есть ли критик, нет ли критика, грубый он или добрый — не так важно, просто надо учиться с этим работать. Я тоже всегда переживаю за свои творения, но, пока у тебя один негативный отзыв — это эмоциональная проблема. А если один негативный на пять положительных — совсем другое дело. Но это ладно.

Вообще, я в блоге старался показать, что фокус внимания и приложения сил автора — он не вовне, он внутри. Неважно, кто что сказал, тем более, что этот некто может и ошибаться. Если у вас есть внутренний компас, внутренняя уверенность, пусть маленькая, но есть — тогда подход к писательству совершенно меняется.

В этом вот надо и расти. Опираясь на добрую поддержку (не путая с лестью и т.п., конечно), а не на случайные мнения.
20:07
+1
поняль, не дурак)
согласна.
Вы в принципе все верно написали, поддерживаю. Это я так, от курса отклонилась)
ну и, думается мне, суть в том, что писАть надо и писАть. Критику брать за некое приложение к вашей программе) не опираться на нее, скажем так. В любом случае делать лучше, чем вчера) ведь совершенства нетуть) поэтому просто лучше и лучше)
22:23
+3
я выскажусь не по смыслу поста, а по его компонентам:
1) шикарное открывающее предложение, прям огонь!
2)
Поймите, что чем больше точек соприкосновения с внешним миром — тем больше шансов, что вы получите от этого мира уколы.

Блин, как ты мое сегодняшнее состояние попал, прям в яблочко smileдаже перестала считать день паршивым, просто увеличилась концентрация уколов :)
15:36
+1
О писателе и его ошибках

Да писатель это и есть одна большая ошибка. Природы. Как хорошо было в Древней Греции. Сидишь себе бренчишь на лире, напеваешь, что на душу придёт. Благодать.
12:36
+2
Дык, сидеть и бренчать и сейчас можно. А вообще да, писатель — это флуктуация. crazy
13:22
+1
писатель — это флуктуация

Думаю, есть смысл конкретизировать. Это опалесценция.
13:26
+1
О-о-о, пойду погуглю. sad
13:29
+1
Давайте ещё конкретизируем на чем-нибудь марочном ))))) Боже, я же не пью...
13:36 (отредактировано)
+1
Да чего там! Это коллекционная опалесценция!
Боже, я же не пью...
Ну за писателей, как за ошибку природы, можно.
13:45
16:56
+1
В чем проявляется публичность? В каком виде? Если презентация, то все просто. Легко выглядеть сногшибительски на пол часика laugh
Все публикуемые писатели с кем мне удалось поговорить, раскрыли мне секрет как научиться хорошо писать
Все как один сказали, что надо себя заставлять много писать и все будет
13:17 (отредактировано)
+2
Публичность — в смысле выхода из пространства своих чувств и мыслей во внешний мир. Для кого-то «Легко выглядеть сногшибительски на пол часика», а для меня, например, это трудно. Вопрос тренировки, практики.

Интернет — это тоже в определенном смысле публичное пространство. Все люди разные и кто-то, как танк, прёт со своими текстами, окучивая пороги десятков издательств, устраивая рекламу в интернете и т.д. Им уверенности, самоорганизации и стрессоустойчивости не занимать, как говорится. Это один случай.

Масса других случаев состоит в том, что люди не знают, что делать с тягой к творчеству, как это ввести в разумное русло и стоит ли вообще развиваться в этом направлении. Они застряли на стадии куколки. Но для того, чтобы понять, насколько хорошо ты пишешь, нужно ли это читателям и издателям, какой путь нужно пройти для того, чтобы получить удовлетворяющий тебя результат — для этого лучше получить отзывы от живых людей. А получив их, понять, что с ними делать,… ну и далее по спирали.

Поэтому рецепт «много писать» — это, в определенном смысле, хороший совет. Он способствует по крайней мере двум вещам: 1) понять, хватит ли у человека упорства на то, чтобы делать это регулярно, понравится ли ему работать много и 2) понять, насколько разумно он готов к этому подойти.
Если по-простому — в процессе этого труда человек либо качественно изменится, либо отвалится.

И тут мы, конечно, отметаем тот случай, когда у автора сходу всё получается само собой и высшей пробы и единственное, что ему надо — это много писать, а слава сама придёт. laugh

*слышен тяжелый мечтательный вздох
15:06
+1
*тихо плачет в уголочке*
15:33
+1
*ласково гладит по голове
— Ну-ну, не всё сразу… Совсем не обязательно много писать! Вот Сэлинджер, например… и вообще…
в сторону
— Эммм… госпожа Травкина, у нас осталось ещё эсторского?
)))))
18:21
+1
вот люблю я твои размышления о писательстве. переворачивают что-то внутри. значит, всё не зря
Загрузка...
Ekaterina Romanova №1