Эрато Нуар №3

О средневековой гигиене. Повседневные советы 15-го века

  • Самородок
О средневековой гигиене. Повседневные советы 15-го века

Одним из распространенных мнений о Средневековой Европе остается то, что умывание считалось вредным и порицалось церковью. Хотя даже при монастырях была известна должность банщика. Иногда представления расходятся полярно: от изящества комфортного фандопа до «сверх-реалистичного» грубого неумытого годами лорда. Причем, обычно век не уточняется. А в пример приводят рыцарей, дававших обеты не мыться и не стричься. Хотя, если рассудить, обет не может быть легким, привычным и приятным, это добровольные тернии на пути к звёздам, обет значит, что давший его, готов дойти до конца и как можно скорее. А в клятвах тогда толк знали.

О банях разговор отдельный, но как насчет обычной повседневной гигиены, жизни? Спросим у знатока-камергера из 15-го века.

Оригинал книги здесь: https://archive.org/details/bokeofnurture00russ/page/n3

Я не знаю, публиковался ли перевод этой книги, если среди читателей есть медиевисты, знатоки среднеанглийского или просто знающие любители - подскажите.

В цитируемом издании приведены тексты известной книги второй половины 15-го века: The Book Of Nurture By John Russell, Джон Рассел служил привратником-камергером (usher) и церемониймейстером при герцоге Глостера и, очевидно, проявлял большой интерес к различным обязанностям. Его опыт послужил основой для руководства по современным манерам и домашнему хозяйству, которое он назвал «Книга воспитания». И, вероятно, многое получил из еще более ранней работы с подобными взглядами.

Эта книга интересна тем, что дает представление о домашней, семейной жизни английского аристократа, привычек в еде, правилах сервировки, поведении, нравах.

Написана она в манере поучения. Автор в начале встречает отчаявшегося найти место службы юношу, браконьера в лесах лорда, и обещает наставить его в премудростях ведения благополучного хозяйства так, что тот мог бы послужить хоть самому принцу «Я научу, если ты будешь любить Бога и будешь верен своему господину».

Основная часть книги посвящена тому, как правильно подавать на стол, аккуратно разрезать, положить, что с чем и почему, когда и как (и ведь всё в стихах!): невероятное разнообразие блюд, соусов и десертов. А чего стоит перечисление всех званий и чинов в правильном порядке и то, как следует рассаживать за столом, никого не обидев, согласно рождению и положению, поместью и богатству, от короля до ремесленников! (...рыцарь крови и владения выше бедного рыцаря, леди королевской крови, даже если бедная и жена рыцаря, достойней леди низкой крови, которая занимает положение мужа, мэр Лондона выше мэра Квинборо, аббат Венстминстера над бедным аббатом Тинтерна, настоятель Кентерберийского выше приора Дадли, если король отправил посланника к лорду, то разместить его следует на степень выше его звания, и доктору 12 лет следует подать вперед доктора 9 лет, даже если последний богаче…) Ох, да, дворецким быть непросто!

Вернемся к повседневным заботам. Например, в самом начале:

Подавай своему Господину для еды свежий хлеб; остальным - однодневный хлеб; для домашних - трехдневный хлеб (и будет профит, то есть выгодно); и для trencher (ломти хлеба, используемые в качестве тарелок) четырехдневных хлеб, это удобно.

Далее следуют советы хранить соль белой и сухой в солонке из слоновой кости; скатерти и салфетки хранить всегда приятными и чистыми; ножи должны блестеть и ложки хорошо отмыты. Следить, чтобы вино не забродило и не текло, промывать краны холодной водой. Всегда носить с собой булавку, тряпку и льняные ткани.

И множество других подробностей, о том как застелить стол, как накрыть приборы, приготовить вина, содержать всё в чистоте, никогда не подавать никому несвежего напитка. Как правильно и ловко подать полотенце своему господину, когда он будет умываться перед едой, как разрезать и положить хлеб. Любопытно наставление слуге всегда быть опрятно одетым, со свежими руками, очищенными ногтями, не кашлять, ни плевать, и не совать пальцы в чашки.

Вплоть до мелочей, о том, что ложки должно подавать завернутыми в полотенце, следить, чтобы у каждого гостя была салфетка, не пачкать стол грязным ножом и не прикасаться к хлебу после того, как разрезал.

И весьма длинное и подробное наставление новоявленному слуге о том, чтобы не чесаться, не сморкаться, не ковырять в носу, не рыгать, не облизывать блюда, не расставлять ноги, не икать, не ковырять в зубах и не дышать на господина зловонным дыханием, и прочее, и прочее.

Для chamburlayñ, то есть камердинера, слуге при комнате, советуется быть всегда чисто вымытым, аккуратно одетым, осторожным с огнем и свечами. «Чамберлен» должен быть внимательным к хозяину, знать, какие вещи ему приятны. Готовить чистую рубашку и дублет, верхнюю и нижнюю котту, чулки, носки и тапочки «коричневые, как речная пиявка». И поутру вновь должно быть готово чистое белье, согретое у огня без дыма. И подробно, по пунктам, в каком порядке лорда одевать, шнуровать, причесать, подать теплой воды для умывания и дневное платье.

«Затем встань на колени и спроси своего господина: Сир, какое платье или гоун желаете вы надеть сегодня?», и, прежде, чем господин уйдет, аккуратно его почистить.

И хотя нам представляется иначе, основная прислуга была мужская.

И в гардеробе господина следить, чтобы одежда выглядела светло, чистить мягкой щёткой хотя раз в неделю, следить за меховыми и шерстяными вещами, ибо моль близка и готова пожрать нечищеное.

После ухода господина постель поправить, подушки взбить, следить за чистотой простыней и ночной вазы. И в «тайной комнате» застилать сукном, чтобы не было голого дерева в отверстии, положить там подушку, чистую ткань, приготовить тазик, воду и полотенце, чтобы господин мог умыться после посещения.

Всё это выглядит весьма опрятно.

Отдельный раздел в книге о том, как устроить ванну для лорда. Личные ванны могли себе позволить, конечно, не все.

Развесить простыни шатром над ванной, и наполнить цветами и сладкими травами, приготовить пять или шесть губок, чтобы опираться на них и одну большую губку, чтобы сидеть на ней. Закрыть все простынями.

Следить, чтобы дверь была закрыта. И взять таз, наполненный травами горячими и свежими, и мыть тело мягкой губкой, а после сполоснуть розовой водой теплой и приятной, и сопроводить господина до кровати. Приготовить носки и тапочки, и подать белое и свежее белье, и вытереть насухо.

Если же нужна ванна медицинская, то следует вскипятить вместе

Holy hokke / & yardehok / peritory / and þe brown fenelle, centaury, walle wort / herbe Iohñ / Sentory / rybbewort / & camamelle, herb-benet, hey hove/ heyriff / herbe benet / bresewort / & smallache, scabious, broke lempk / Scabiose / Bilgres / wildflax / is good for ache; wethy leves / grene otes / boyled in fere fulle soft

мальву, постенницу, и коричневый фенхель, бузину, зверобой, золототысячник, подорожник и ромашку, плющ (будра плющевидная), подмаренник, гравилат, мыльнянку, сельдерей, веронику (Veronica beccabunga), скабиозу, Bilgres (возможно — белена чёрная), льнянку — это хорошо от болей; листья ивы, grene otes (зерно овса?). И посадить своего господина над судном, так горячо, как только он сможет вынести, и укутать его хорошо, закрыть со всех сторон. И какой бы болезнь ни была, она пройдет, так говорят мужчины. (Фито-бочка практически).

Трудно посчитать, сколько раз в этом лирическом наставлении упоминаются слова fayre — ясный, яркий, приятный глазу, и clene; feyre & clene; fayre y-wasche.

В этом же издании опубликованы «Пятнадцать указаний Уильяма Вона по сохранению здоровья» - https://archive.org/details/bokeofnurture00russ/page/132

Отрывки из этой книги часто тоже приводят в статьях о средневековой гигиене, хотя публикация именно этих «Пятнадцати советов» относиться к 1602 году, но, вполне вероятно, что сходные рецепты могли существовать и ранее. В свою очередь, это отрывок из более пространного труда «Naturall and artificial directions for health deriued from the best philosophers, as well moderne, as auncient».

Автор предлагает следовать пятнадцати ежедневным указаниям (а современные маркетологи сказали бы, что это верное количество советов :), и, соблюдая их, можно забыть о прочей медицине.

Так, он советует после сна сперва хорошенько потянуться, затем растереть тело ладонями или льняной тканью: грудь, спину и живот нежно, а руки и ноги крепко, пока не станут теплыми. После покинуть кровать и одеться, соответственно времени: летом преимущественно в шелк, и buffe, made of buckes skinne — кожаная куртка из оленьей кожи, поскольку она устойчива к ядам и заразным веяниям; а зимой — верхняя одежда из хлопка или friezeadow (полагаю что-то вроде фриза, суконной ткани наподобие байки с длинным волнистым ворсом).

После следует причесаться расческой из слоновой кости, это очень оживляет память, кроме прочего.

Шестым пунктом следует — прочистить зубы и потереть их:

и потому как я не стал бы возлагать на вас большие расходы для изготовления зубной пасты; Я поясню, как следовать четырем важным правилам, чтобы сохранить зубы белыми и vncorruyt ( так в оригинале), и обладать сладким дыханием.
Во-первых, хорошо промойте рот после того как съели мясо;
во-вторых, спите с приоткрытым ртом.
В-третьих, выплюните утром то, что собралось за ночь в горле: затем возьмите льняную ткань и тщательно потрите зубы внутри и снаружи, чтобы убрать мясные пары и желтизну зубов. Ибо это то, из-за чего начинается гниение и заражается дыхание. Но чтобы не случилось вашим зубам стать рыхлыми и грязными, я покажу вам воду намного лучше, чем пудры, которая укрепит их, прочистит рот, сделает здоровые десны и заставит плоть расти снова, если она отпадет.

Take halfe a glasse-full of vineger, and as much of the water of the mastick tree (if it may easily be gotten) of rosemarie, myrrhe, mastick, bole Armoniake, Dragons herbe, roche allome, of each of them an ounce ; of fine cinnamon halfe an ounce, and of fountaine water three glassefulles ; mingle all well together and let it boile with a small fire, adding to it halfe a pound of honie, and taking away the scumme of it ; then put in a little bengwine, and when it hath sodden a quarter of an houre, take it from the fire, and keepe it in a cleane bottle, and wash your teeth therewithall as well before meate as after ; if you hould some of it in your mouth a little while, it doth much good to the head, and sweetneth the breath. I take this water to be better worth then a thousand of their dentifrices.

Возьмите половину стакана уксуса и столько же воды мастикового дерева (если его можно легко достать), с розмарином, миррой, мастикой, болюсом, эстрагоном, квасцами, каждого из них по унции; тонкой корицы половину унции и три стакана фонтанной воды; смешайте все хорошо вместе и дайте кипеть на небольшом огне, добавляя к нему половину фунта меда, и удаляя накипь по мере варки; затем добавьте немного бензоя, и когда оно проварится четверть часа, снимите с огня, и храните в чистой бутылке, промывайте зубы перед едой и после еды; если немного попадает в рот, это очень хорошо для головы и облегчает дыхание. Я считаю, что эта вода лучше, чем тысяча иных средств для чистки зубов.

Полагаю, что используется именно бензойная смола, а не бензоин. Мастика - смола мастикового дерева. Болюс - глина, Armenian bole, используется как пигмент в живописи и пищевой краситель до сих пор, еще в 19 веке входит в состав зубного порошка, вяжущее средство. Фонтанная вода — чистая, питьевая. После разрушения античного наследия, фонтаны служили в основном практическим целям и при этом фонтан воплощал райский символ, источник. Поэтому фонтанная вода для того времени, как для нас фильтрованная.

Далее следуют советы умыть лицо, глаза и уши, и руки. И фонтанной воды дважды в день достаточно, чтобы глаза были свободны от всех страстей и «затуманиваний». Можно время от времени промывать глаза, если пожелаешь, розовой водой и фенхельной или настоем очанки, но особой надобности нет, пока есть хорошая вода.

По завершению умывания следует прочитать утренние молитвы. Приступать к делам без тревог и размышлений и запечатлеть в мыслях, что человек лишь управляющий (steward) при всём, что имеет, и Бог однажды потребует расчёта.

Принимать пищу трижды в день. Кстати, примерно до 13-го века завтрака практически не существовало, поскольку никто не ел, пока не кончиться утренняя служба, а само английское слово breakefast означает нарушенный пост, завершение ночного поста. Считалось, что завтрак нужен только детям, больным или старикам. Или чернорабочим, чей тяжелый труд не позволял дожить до обеда. Здоровому человеку, особенно мужчине, завтракать было постыдно, это был признак слабости или низкого положения.

Чашки должны быть серебряными или из серебра с позолотой.

Легкую пищу есть перед тяжёлой и не смешивать разные виды мяса, ибо живот в конце концов заключит хозяина в свой тюремный дом и поразит таким же количеством болезней, как блюда разных сортов.

После обеда не нужно занимать ни тело, ни ум, но посидеть и поговорить о чем-нибудь приятном. А после умыться, вымыть руки и почистить зубы зубочисткой из серебра, или золота или слоновой кости.

Не засиживаться допоздна, достаточно спать. Раздеваться у камина и согреть постель. Одевать ночной колпак с отверстием, чтобы выходил пар. Перед сном пожевать мастику, это избавит от дурных настроений (и для зубов, кстати, хорошо). И вечером, разумеется, не забыть помолиться.

+7
22:45
154
23:49
+2
Хороший экскурс в Средневековье, спасибо! thumbsup
08:17
+2
Рассел на русском точно есть, у меня в электронке валяется.
14:24
Вот у кого нужно было спрашивать smileЕсли найдете — я бы тоже утащила к себе в коллекцию, а то гуглится только джек-рассел-терьер
18:01
Шикарно! Спасибо, хотя это не та книга, но тоже Рассела. Вернее, видимо не та редакция рукописи и только о манерах. Но авторы молодцы! Вы с ними не знакомы?
18:04
09:03 (отредактировано)
+4
Ой, как я такое люблю и уважаю) Спасибочки.
Когда же я чего-нибудь тут про это напишу?
Я больше всего обожаю, что у них там было соединение суетного и возвышенного. Простое объяснялось через сложное.
Далее следуют советы умыть лицо, глаза и уши, и руки. И фонтанной воды дважды в день достаточно, чтобы глаза были свободны от всех страстей и «затуманиваний».
18:02 (отредактировано)
Да, да, в те времена было бы странно сказать, что о здоровье тела и души можно заботиться раздельно.
09:15 (отредактировано)
+2
Написано ж, Оль
не облизывать блюда


После следует причесаться расческой из слоновой кости, это очень оживляет память, кроме прочего.

Это то, что надо. Пойду куплю
18:03
Боюсь мне она уже не поможет, с памятью-то pardonхотя, может, стоит попробовать
17:24
Вот куда ещё буду тыкать адептов «немытой Европки»)
Загрузка...
Светлана Ледовская №1