Эрато Нуар

Воспоминания о школе

  • Самородок
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Воспоминания о школе

Жизнь видится мне как книга , каждая из страниц этой книги- встреченный мной  человек. На некоторые страницы хочется вернуться, и перечитывать снова и снова. Какие-то быстрее пробежать глазами . Но есть те страницы , и те люди, что особенно дороги сердцу. Это люди ,что стали светлыми маяками в бурном море моей жизни.

Марина Александровна, наша школьная учительница- в моей книге памяти одна из самых первых и дорогих моему сердцу страниц.

Школьные групповые фотографии напоминают мне мои школьные годы, и нашу преподавательницу физкультуры, и по совместительству- фотографа.

Когда она расставляла нас для фото, то любила сопровождать сей процесс разными смешными, ехидными фразочками, по поводу нашей внешности и поведения( чтобы мы, посмеявшись, расслабились и на фото не были похожи на кукол- сейчас я это понимаю, а тогда, в детстве, её комментарии и реплики казались очень обидными).

-Катя, почему у тебя такое лицо,и стоишь, словно ты аршин проглотила? Не глотала? Нет?Ты уверена?

-Оля, ты девочка, а не бабушка, и горб еще не вырос, зачем его так тщательно изображать? сделай нормальное лицо и спину 10 летней девочки, а не бабушки в маразме!

-Миша, перестань жевать ухо Саши!Как нет? а что ты тогда делаешь с таким таинственным видом?

- Маша и Даша, я не помню кто из вас кто, потому что глаза выпучиваете вы одинаково, стараетесь из всех сил, и на фото будете обе лягушками!

-Костя, закрой рот! свой закрой, а не соседа!

-Леша, перестань уже наконец жевать, еще год, и ты не сможешь проходить в двери класса!

-Аня, что с твоим лицом?Видно, твои мама с папой очень старались,но чего-то не учли, и у тебя вместо лица божья импровизация! Тебя драли дикие коты? а почему волосы опять дыбом, ты в розетку пальцы совала?И нечего врать, не причесывалась ты, кто причесался, у того волосы нормально лежат, как все люди!Что у тебя за выражение лица, тебя укусил тарантул?

На всех групповых фото детских-  я либо с открытым ртом и выпученными глазами, либо с таким выражением лица, словно меня  пытают.

Девочка я была активной, непоседливой и любознательной, и крайне неаккуратной , и чаще всего выглядела так, словно только что пережила какой-то катаклизм,оставивший неизгладимый след , например, попала в землетрясение или ураган :

взъерошенные русые вихры, торчащие почти дыбом тощие косички , расцарапанное и чем-то вечно перемазанное лицо , в синяках и царапинах руки,мятая одежда (часто и разорванная).Пеппи Длинныйчулок, только волосы не рыжие.

А лицо, на котором сменялись эмоции так быстро, что на фото получалось нечто перекошенное?(и исправить это было невозможно, фотошопа такого, как сейчас , еще не было).

Кажется, что я была совершенно ужасной.

И бесконечные записи моих прегрешений в дневнике:

"Родители, примите меры! Ваша дочь всё время бегает и носится, и падает на одноклассников и под столы!"

"Мяукала весь урок".

"Цитирует Шекспира и Мопассана, почему вы разрешаете ей в 10 лет  читать неприличные книги?"

"Всем рассказывает, что она с другой планеты".

"учила детей жевать траву".

"Крысилась и шипела на учительницу".

"Сочиняет стихи на уроке математики".

"Поет романсы на физкультуре".

"Рисует инопланетных чудовищ вместо задания".

"Изображает смерть на переменах".

"Слишком много, громко и визгливо смеется, кривляется, как одержимая бесами, и смешит детей, срывает уроки".

"Смущает вопросами преподавателей, считает себя самой умной".

В школе я могла находится  в нескольких состояниях(иногда одновременно) :

Носится по коридорам как торнадо.

Всё время разговаривать.

Глазеть в окно долго и никого не слышать (хорошо, если молча).

Производить разрушения разной степени тяжести.

По неведомой и непонятной в то время -( а это были советские годы)-  причине,  до 4 класса я была головной болью и кошмаром учителей. Меня считали совершенно неспособной к обучению. При этом я перегоняла ровесников по развитию иного рода,читая очень много, любила "умничать", и ставить в тупик преподавателей каверзными вопросами "не по возрасту".

Учиться мне было крайне скучно, не нравились учителя и одноклассники, (и те, и другие меня терпеть не могли) .Сидеть спокойно и не мешать другим - я не могла, и не хотела. Сейчас таких детей называют гипервозбудимыми и ищут способы обучать, и адаптировать к социуму.Тогда такие , как я- считались просто хулиганами, невоспитанными и неуправляемыми, (считалось, что этим должны заниматься дома -родители, что внушения и угрозы наказаний достаточно для детей, не умеющих управиться с своей нервной системой) .

Так прошло 3 года. Но  в 4 классе пришла новая учительница, Марина Александровна. Она была только  после института,   верила в себя и своё призвание , и нас .Красивая, добрая,,с спокойным и нежным голосом ,редко повышающая на нас голос ,  интеллигентная учительница казалась мне ангелом, сошедшим с небес. 

Учительницу смущал мой полный обожания взгляд, но она использовала моё увлечение, и именно под её влиянием я стала почти похожа на девочку. Марина Александровна защищала меня от травли одноклассников, как могла, и отказывалась убирать из класса. Этого требовали родители некоторых детей. Моя громкая, постоянная  болтовня , само моё присутствие мешало на уроках, портило статистику успеваемости, и я якобы "учила детей плохому" - не слушаться родителей и задавать странные вопросы, рассказывала выдуманные истории. Родители собирали делегацию и заявлялись к Марине Александровне.Что за безобразие? когда это кончится? нашим детям эта девочка мешает учится!её нужно в спец школу, пусть там с ума сходит, а не рядом с нашими нормальными детьми!Она провоцирует детей на хулиганства!

Всё было просто - мои одноклассники сообразили, как можно сваливать на меня все свои прегрешения по школе, и просто чудеса хитроумия и коварства проявляли в этом.

Если получил двойку на уроке - Аня весь урок опять болтала и мешала слушать, Аня смешила класс, Аня сорвала урок. Если пришел с синяком - Аня неслась по коридору и сшибла , или Аня интриги мутит и всех стравливает. Если что-то непотребное натворил - конечно, это не я придумал, это Аня меня подбила сделать.

Одноклассники злились на меня, и на учительницу, считали что она меня в любимчики определила.

А она сражалась за меня геройски весь год, и добилась успеха там, где не удавалось никому.

Мне она казалась сошедшим с небес ангелом, сказочной феей, чудом. Ради её похвалы и одобрения - не ради хорошей оценки за поведение - я готова была сидеть спокойно больше 5 минут, и даже иногда - молчать,научилась приводить свой внешний вид в какое-то подобие порядка, перестала носиться по коридорам с мальчиками и орать диким голосом как мартовские коты.

К сожалению, она была у нас недолго,всего год - её мужа перевели в другой город, на Дальний Восток. Когда Марина Александровна  уехала, у меня случилась депрессия. Рыдала целый месяц, считала её предательницей, не могла смириться с её отъездом, и думала , что нас просто бросили. Пришло несколько писем от неё. Переписываться я не хотела, была сильная обида.

В то, что мы встретимся когда-нибудь, что жизнь обязательно нас сведет снова ,как она обещала в письмах- не верилось. И на письма решила не отвечать.

Через 30 лет я встретила её в Москве, случайно столкнулись на улице.Как я смогла узнать её- память детства ,чутьё? Время не пощадило её, но я узнала сразу, и сама подошла, спросила помнит ли она меня.

"Конечно,  я тебя помню. Пошли ко мне, чай пить ? Оказалось, она снова в Москве живет и одинока,болеет, муж умер, дочь уехала жить в Штаты. Мы поговорили, и я рассказала о своей давней обиде на её отъезд, как долго я переживала и плакала из за этого. Про смерть мамы и пожар в доме.Про смерть мамы и пожар в доме.О том ,что все мои тетради со стихами,все мои рисунки сгорели, и несколько лет после этого я ничего не могла писать.

У меня кое -что есть для тебя- неожиданно она встала, подошла к шкафу, начала что-то там искать. Вытащила папку , и из неё -открытку .Мой рисунок для неё , кривой букетик мимозы , нарисованный цветными карандашами .Рисовала я всегда  не очень художественно, примерно как 5 летние дети .С подписью- "Любимой учительнице на 8 марта.Но это было еще не всё- Марина Александровна достала листок... с моими каракулями, изрисованный, в пятнах от чернил.Чудо.

Стихотворение. я вспомнила - на уроке математики мне было скучно, я писала стихи, и она отобрала этот листок. А потом забыла вернуть, но сохранила на все эти годы. Мои стихи , не сгоревшие в пожаре. Я судорожно вцепилась в лист. "Забирай ,это твоё "- сказала учительница.

Мы обменялись телефонами, я обещала звонить, и какое -то время мы общались и я навещала её. Ходила за продуктами, пекла для неё кексы -она любила выпечку и сладкое. Долгими зимними вечерами мы пили чай, говорили обо всем на свете, и я заново открывала для себя эту чудесную женщину. Теперь мы были на равных - я выросла.

" Да ты все тот же чертенок!И  вирус неуемности и непоседливости в тебе неистребим !"Так она часто шутила. 

Но времени у нас почти не оставалось. Она серьезно болела, и постепенно слабела, никому не жаловалась, и об этом я узнала лишь через полгода , когда учительница  ушла из жизни.

Марина Александровна  часто говорила мне -" ты очень везучая". И это так. Мне везет на прекрасных и благородных людей рядом, и она была первым таким человеком. Настоящим учителем.

От неё мне осталась пара подаренных  книг, и несколько школьных общих фотографий. На них наш класс. А в последнем ряду - я, с разинутым то ли от удивления, то ли от восторга -ртом .И наша учительница,такая молодая и прекрасная.

Я верю ,что люди приходят на землю не один раз, встречаются снова и снова.Какой будет наша новая встреча? Когда? Это не важно.У меня много было -не встреч.

Важно то,что в этой жизни , здесь -наша встреча состоялась.

+3
14:28
131
16:32
+2
Тепло написано. Встречать таких людей — это подарок судьбы. Пусть и дальше везет.
20:29 (отредактировано)
+3
У меня много было -не встреч.

У меня было много невстречь.
И нежизней порядочно было.
А непамять уже не сберечь.
И неюность куда-то свинтила…
pardon
09:47 (отредактировано)
+1
Романсы на физкультуре? Круто!
Очень интересно написано, спасибо автору, вспомнилось свое, школьное…
06:50
+1
Ух ты… Читалось, как роман. Может вам его написать? ;)))
Я верю, что всё так и было, я просто к тому, что это почти готовый сюжет.
10:16
Трогательная, красивая история. thumbsup
Текст бы немного причесать.
Мясной цех