Илона Левина

Готический идеализм "рационального" Григоровича

  • Кандидат в Самородки
  • Опубликовано на Яндекс.Дзен
Готический идеализм "рационального" Григоровича

На днях прочел рассказ "Лоскуты необязательных пояснений, или Хрюшка улыбается" Владимира Орлова, нашего современного классика русской литературы и автора модного в свое время "Альтиста Данилова". Орлов упоминает трогательный эпизод о том, как в годы Великой Отечественной, когда будущий классик был еще мал, его мама в голодной, живущей еще по-военному Москве, обменяла вещи на булку хлеба, а уже хлеб обменяла на билеты в Большой театр, на балет "Щелкунчик", где маленькому Орлову в тот день посчастливилось увидеть дебют Плисецкой в партии Маши.

Я бы просто умилился такому совпадению, тем более, что почти четверть века спустя Родион Щедрин, муж Плисецкой, напишет предисловие к выходящему в "Новом мире" "Альтисту Данилову" и тем самым как бы замкнет круг восхищений между Орловым и Плисецкой. Ну, в некотором смысле "замкнет", это ж не сама Плисецкая напишет, но все же.

Но меня позабавила реплика Орлова о "рациональном Григоровиче", поставившем холодный, бездушный, экспортный "Щелкунчик" взамен детской балетной сказки, о которой с неизменной теплотой во многих интервью отзывается писатель.

Цитирую: "Рациональный Ю.Григорович изготовил из детской сказки холодное, с блестками, товарное изделие для продажи на валютном рынке."

Речь идет, конечно же, о двух исторических этапах развития русского балета вообще. Первый балет, виденный маленьким Володей Орловым, исполнялся в хореографии Вайнонена 1939 года. Этот балет и сейчас можно видеть в Мариинском. Хороший балет, в либретто уже отошедший от фрагментарности Петипа, но по настроению все еще довольно близкий к нему. А новый "Щелкунчик" был поставлен в Большом усилиями балетмейстера Григоровича и художника Вирсаладзе в 1966. И это совершенно иное понимание музыкального и хореографического материала.

Я слышал о конфликте, случившемся в конце восьмидесятых в Большом театре между Григоровичем и артистами, причем Плисецкая играла в конфликте, как я понимаю, не последнюю роль. Скандал затронул и разделил на партии всю Москву (и не только), отчего коренной москвич Орлов, мне кажется, внутренне не мог не принять одну из сторон. Возможно, свою роль сыграли детские воспоминания, яркость и убедительность которых из жизни уже никак и ничем не вытеснить.

Глядя из сегодняшнего дня, я считаю "Щелкунчик" Григоровича существенно сильнее любой другой версии в России (про западные версии я не упоминаю, там не о чем говорить всерьез). Вместе с художником Вирсаладзе Григорович создал потрясающей красоты и мощи представление, более логичное, чем у Петипа, и более одухотворенное, возвышенное, более идеалистическое, чем у Вайнонена.

Начиная с наступления сценической ночи, напряжение нарастает (вы помните этот лейтмотив, где уменьшается мир и начинается собственно сказка: та-тада-та! та-тада-та!). Битва мышей и кукол уже не кульминация перед дивертисментом, а только пролог к настоящему действию. Танец снежинок – трагическое предчувствие. Вальс цветов – лирическое ожидание. Розовое адажио – вот кульминация всего балета и необычайной красоты сцена, полная неоготической романтики, с томящим ощущением несбыточности, потому что жить с такой звонкой струной в сердце невозможно.

Очень недетская по духу сказка, почти молитва о неуловимом моменте взросления получилась у Григоровича.

Много говорят о хореографическом несовпадении камерной формы адажио второго акта и музыкальной мощи, вложенной в музыку Чайковским, но у Григоровича все встает на места. Адажио в версии Григоровича, безусловно, кульминационный момент и музыкально, и хореографически, там же и апофеоз солистов – проекция в вертикальное измерение, где все и замирает, как бы превращаясь в почти религиозную пластику духовного экстаза и вознесения.

А символика цветов в адажио – кроваво-красного и белого на фоне бледно-розового и бледно-голубого кордебалета и устремленной в сценическое небо новогодней елки, – это же просто катарсическая сцена!

Собственно, и все. Прочитав про холодного Григоровича, я поулыбался, покряхтел, побурчал что-то вроде "тоже мне, классики русской литературы", и потянулся за чаем.

До Нового года еще далеко!

+7
16:45
259
17:19
+3
Меня восхищает русский балет, особенно хрупкие, воздушные балерины — воплощение изящества. Но то, что там происходит внутри балетной кухни — посильнее Фауста Гёте)))интриги, подковерки, подсиживание, буллинг, харрасмент и тд.Часто читаю блоги Цискаридзе — замечательный самобытный танцовщик и просто интересная личность — вот он там рассказывает, что такое балет с изнанки. Очень интересно: и про балетные школы, и про истории постановок и отдельные партии иногда выкладывает. Он кстати сам танцевал Щелкунчика, в тч вместе с Анжелиной Воронцовой, из за которой Филину плеснули кислотой в лицо, он и про это рассказывал. И про саму постановку Щелкунчика тоже. Вы правы, эту постановку Григоровича никто не может превзойти.
17:34 (отредактировано)
У меня, к сожалению, нет «Щелкунчика» с Цискаридзе, разве что отдельные фрагменты видел. А было бы очень интересно посмотреть. Он-то сам себя главным Щелкунчиком считает. Может, и правда. Родькин, его ученик, определенно лучший из виденных мною Щелкунчиков, включая Васильева.
17:33
+1
Все прекрасно у Григоровича. Я смотрела Щелкунчика в Мюнхене вообще без мышей и елки))) Идея была — девочка мечтает стать балериной. Все! Оказывается этого достаточно и для адажио и для «роста елки»)))))
А рефлексии Бежара?
17:39 (отредактировано)
+1
Неклассические «Щелкунчики» мне не близки. Это классический балет, каким и должен оставаться. По мне, так даже аршин-проглотиновая версия из Ковент-Гардена лучше постмодерных европейских вещей. Это уже совсем-совсем другое по духу.
Шемякинская версия интересна, но все-равно, не то.
Григорович прекрасен, да ))
20:03 (отредактировано)
Как раз версия Григоровича самая спорная.
Зря вы наехали на европейский постмодерн. Наш великий балет застрял в Григоровиче и Петипа и отстал от мира. Это версия щелкунчика Ж-К Майо, балет Монте Карло. Советую посмотреть, но будьте осторожны — после этого постановки Григоровича смотреть не сможете.
yandex.ru/video/preview/?filmId=10617160888924855136&text=меццо+Щелкунчик+труппа+-+балет+%28Жан-Кристоф+Майо%29
20:17 (отредактировано)
версия Григоровича самая спорная
Так я и не спорю. Высказываюсь. А потом, спорная — у кого? Что предлагается вместо нее?
Зря вы наехали на европейский постмодерн
Пока еще не наехал. Всем свои фломастеры. )
Наш великий балет застрял… отстал от мира
Я так не думаю.
Балет Монте-Карло я знаю. У меня это вызывает сложные ощущения. Не мое, более чем.
18:11
+1
От балета я весьма далек, однако прочитав Ваш блог, вспомнил, что в свое время прошел мимо «Аптекаря» Орлова. Теперь прочитаю. Спасибо.
Да и блог написан хорошо.
Мимо «Аптекаря» не проходите. Это вещь сильная и умная. В некотором смысле, жалею, что уже прочел этот роман, а вам — завидую, что он еще впереди. Но и у меня еще не весь Орлов прочитан )
18:28
+1
Заинтриговали. Теперь точно прочитаю.
22:20
+1
Единственный балет, который довелось смотреть в Большом — «Чиполлино» Карэна Хачатуряна. Примерно в те же годы (середина 90-Х) перед Новым годом смотрела Щелкунчика в ГЦКЗ. Понятное дело, что мне, ребёнку, тогда было вообще до фонаря, кто сей балет ставил и кто там исполнял ведущие партии. Но волшебство и сказка на сцене случились. При всем при том, что больше всего я ждала выхода Феи Драже и танец Трепак.
22:36 (отредактировано)
+1
Фея Драже и трепак такие разные у всех. Жаль. что не вспомните, кто танцы ставил. Я бы мог представить ))
Сказка это главное в «Щелкунчике», просто сказки разные, в зависимости от постановки.
А вот балет «Чиполлино» мне незнаком, не встречался совсем, увы.
11:06
+1
Не, не вспомню, я была мала, программок никаких более не осталось(
Лейт-мотив из Чиполлино вы сто процентов слышали. Просто сам балет не такой канонический и популярный, как Щелкунчик, Лебединое озеро, Спящая красавица, Жизель, Золушка.
нашел на Ютубе запись 1976 года, посмотрю. Будет, что обсудить при случае. )
11:49
+1
Да-да, это оно))
Как минимум, блог напишите)
12:07
Марис Лиепа-Принц Лимон… как такое можно забыть?
14:56
Запросто можно) если никогда не видел вживую.
01:10
Академический русский балет откровенно скучное зрелище. К нему можно привыкнуть, он может начать нравиться минут через тридцать, но, честно говоря, я бы предпочел посмотреть на более современную хореографию.
не вопрос )
Пф-ф-ф, бездушный «Щелкунчик» вместо сказки… У меня знакомая ребенка водила на балет по сказке — там даже не каждый взрослый понял бы тот суперматизм, который навернули в декорациях и костюмах. Как на картину Малевича смотришь, только она еще и по сцене бегает. Не, я-то оценил всю лаконичность формы, контраст цвета. Ребенок лет 8 ниче не понял crazy
Я думаю, такая история про «это у вас что такое было?» есть у каждого. И балет, и опера нынче бывают неожиданны ))
Ну, когда я первый и единственный раз потащился (ок, меня потащили) на обычный балет, на озеро енто с лебедями — я понял, что и я бы ничего не понял, если бы не знал собственно сюжет этой истории во всех возможных вариациях crazyНо это еще хоть как-то визуально и на слух можно понять. А вот всякий экспериментал… Вот откуда реально выходишь с чувством «это у вас что такое было?» Из серии постановки про Медею, где между убиением младенцев бесноватой толпой герои пропускают гейские шуточки про писюны. И это еще не самый треш.
12:45
laughНу ты хоть не требовал компенсацию за нечеловеческие страдания — ибо «не может нормальный мужик 2,5 часа смотреть на интимные анатомические подробности мужчин в колготках»!
Это был первый и последний раз, когда я кого-то тащила на балет «озеро енто с лебедями», и вообще на какой-либо другой))))
А, ну мне не грозит, ничьи интимные анатомические подробности не смущают (хотя, наверное, если без колготок — это уже перебор, эстетики там реально маловато). Там главно понять, кто все эти люди, где какой перс, и что у них там за терки между собой
Что за капризы, я не понимаю )) там мужчин в колготках-то всего раз (Зигфрид) — два (Ротбарт), и обчелся. Зато 32 прекрасных лебедя в кордебалете, 7 прекрасных солисток и прекрасная прима. ))
13:17
Ну, кому что))) я смотрела танцы)
13:19
Персы и терки в программке подробненько изложены )
Так там не написано, у кого какого цвета пачка! devil
Про «Медею» — смешно )) я такую не видел, но звучит очень правдоподобно ))
Рок-опера. Без рока crazyМузыкальное сопровождение мне больше напомнило репертуар банкетного зала. А сюжет — любой современный голивудский фильм: немного драмы, щепотка пошлого юморка, экшон, и все это в антураже какой-то эпохи-культуры, которая в принципе слабо играет, а просто существует фоном
Анастасия Шадрина