О пользе синих занавесок

О пользе синих занавесок
Работа №7

Напоминаем читателям: в этом рассказе, согласно правилам конкурса, что-то спрятано. Что это - философская идея, отсылки к литературным произведениям классиков, загадка, шифр - доподлинно неизвестно. Но оно тут есть, и вы можете попытаться это скрытое найти.

Свои разгадки помечайте словом РАЗГАДКА, иначе они не будут считаться. Авторы самых оригинальных (и самых правильных!) трактовок будут награждены.


Самой потрясающей деталью этого романа были синие занавески, висевшие в каждой комнате. Куда бы ни пришел главный герой, он повсюду видел их, неизбежных, неотвратимых, сразу бросающихся в глаза. Тяжелые, полупрозрачные, японские, австрийские, римские, шторы из бархата, шторы из шелка – все потрясающей синевы, все глубокого синего цвета. Они манили, они притягивали взгляд, они были лучом света в темном царстве, они из прекрасного далека взирали на чуждую им действительность.

И это было, по сути, единственным, что нравилось Макару в книге. Из-за этих занавесей – ему нравилось даже само слово «занавеси» - он перечитывал роман снова и снова, из-за них рекомендовал его знакомым, из-за них полюбил автора.

Напоминанием о смерти казались они ему, о ее неизбежности, неотвратимости. Какой дом ни посетил бы главный герой: холостяцкую берлогу или квартиру в стиле модерн, убежище старой девы с подушечками на креслах и кружевами на каждой поверхности или светлую обитель большой и дружной семьи с рождественской елкой в углу и носками, развешанными над камином, - всюду были синие занавески, объединяющие, как дождь, бедняков и королей, праведных и неправедных. Семьи могли быть счастливыми или несчастливыми, но смерть одинаково приходила в каждый дом, и ни одно убежище не могло укрыть от нее.

И заметьте, занавески не были черными. В смерти не было траура, не было трагедии, была только бесконечность самого глубокого из всех цветов. Перья птицы счастья, божественная недостижимость неба, обратная сторона зеркала.

Едва ли какой другой символ в современной литературе лучше отразил смерть, как ее понимал Макар. При этом сюжет книги был простенький, банальный, и уж точно не новый: главный герой, молодой человек по имени Гафиль, ходит по свету в поисках счастья. Спутники его не свет и сахар, но Цезарь – девушка, переодетая мужчиной, да черный кот по кличке Машенька. Второстепенные персонажи были примечательны сами по себе, но вот герой, по мнению Макара, отличался разве что поразительной гендерной близорукостью.

Значения это не имело. Занавески были единственным, что занимало Макара, занимало тем более, что возвеличивало автора и вместе с тем роднило с ним общностью взглядов и созвучием идей. Лучшая часть чтения для Макара заключалась в нахождении на страницах чужих книг его собственных, пусть и невысказанных мыслей. Ощущение одиночества уходило. Когда-то на свете жили люди, чувствовавшие и мыслившие, как он – это ободряло, приносило утешение. Возможно, он и был странен, но он был странен не один.

А этот автор еще жив. И с ним необходимо увидеться.

Наверное, это было самым спонтанным решением в жизни Макара: увидев в Сети объявление об автограф-сессии, вскочить с места, наскоро собраться и отправиться на вокзал. Сутки до Питера – день там – сутки обратно. Странный способ связи для людей двадцать первого века, но Макар Деточкин и подумать не мог о том, чтобы просто написать письмо – ему нужно было встретиться с автором лично.

Автограф-сессия проходила в большом «Буквоеде» на Невском. Подиумы с бестселлерами были убраны, вместо них в центре зала в четыре ряда расставили стулья. Макар по наивности прибыл точно к назначенному времени – к этому моменту все места уже заняли, и он пристроился среди книжных полок, откуда стол, за которым сидел автор, все-таки было видно.

Встреча началась кратким вступлением от организаторов, затем автор произнес речь по поводу выхода новой книги. Макар с волнением ждал, когда начнутся вопросы из зала. Ладони вспотели, Макар волновался страшно. А если он ошибся? А что если он прав, но люди – эти люди – ничего не поняли, не осознали прелести синих занавесок? А если – тут он похолодел – если это настолько очевидно, что ни к чему и спрашивать? Вдруг люди – эти люди – посмотрят на него, как на идиота, считающего сложными и восхитительными очевидные вещи?

Если это так, то незачем и спрашивать, но если… что если нет? Если только он, Макар, из всех людей – этих людей – сумел понять автора, увидеть странные, смутные, простому глазу кажущиеся неинтересными символы, угадать заложенные смыслы? Макар ждал, что про занавески из его любимого романа спросит кто-нибудь другой, надеялся и боялся, что спросит, но спрашивать никто не стал.

Спросил Макар. В очереди, кажущейся бесконечной, подошел к автору, протянул книгу и неловко, несмело, страшно стесняясь, стал рассказывать, как любит его роман. Автор был уже сед, носил очки и нарочито современную прическу. Он благосклонно кивал. Обрадованный, Макар начал: «А можно спросить…» - но автор грубо прервал его, вслух заметив, сколько людей еще ждут, пока дойдет их очередь.

Как же так! Макар в отчаянии выкрикнул: «Но синие занавески в Вашем романе! Скажите, ведь они символизируют смерть?». Автор взглянул на Макара поверх очков в тонкой оправе: «Молодой человек, синие занавески – это всего лишь синие занавески».

И Макар ушел, ошарашенный, лелея свою философию, ощущая себя умнее и выше автора, который сам не понял, что написал. Автор посмотрел было ему вслед, но быстро выбросил этот случай из головы и потянулся к следующей протянутой книге. Занавески на самом деле обозначали васильковые глаза его умершей матери, а также матери главного героя, следившей за ним, куда бы он ни направился, ждущей его домой. Дома было настоящее Счастье, которое герой в конце концов нашел, которое сам автор понял слишком поздно. Но делиться этим с каждым, прочитавшим его роман, автор не собирался.

+5
273
17:12
Название «О пользе...», но в чем их польза-то? Скорее вред уж.
РАЗГАДКА: а вообще, рассказ — об этом конкурсе, как будто автор заранее смеется над читателями, которые могут найти такие смыслы, каких писатели и не закладывали.
17:41
Я постепенно разбираю разгадки, результаты будут завтра, пока же просто отмечаю, что угадано.
Рассказ в тему конкурса — да, +
Кажется, сейчас я найду смысл, которого нет crazy Прямо, как в рассказе)))
Так вот, РАЗГАДКА:
Гг романа напомнил Гг Алхимика Коэльо, он тоже ходил и искал счастье по свету, а в итоге нашёл его дома (ну примерно так).
Ну, и напомнило пару тредов конкурса НФ, где читатели нашли в тексте больше, чем автор заложил. Хотя, это вовсе не скрытый смысл, это как раз очевидно. Рассказ понравился. У каждого автора, наверное, есть что-то личное, что он закладывает в свои произведения. Это делает их магическими.
ПС: даже не надеюсь, что угадала, скорее, делюсь впечатлениями.
18:33
+1
Очень приятный рассказ. И тема, как раз, обсуждалась в объявлении о конкурсе. Даже предполагается автор рассказа.
Свой вариант Разгадки:
Первое, это имя. Макар. Вижу замысел автора, отправить мысль читателя туда, куда Макар не совался (телят не гонял).
Далее, фамилия. Деточкин. (Берегись автомобиля) Образ наивного романтика, всем желающего добра. Верящий, что это добро несет. Короче, тут прямо целые абзацы рассуждений, которые смело можно приписать Юрию Деточкину. Так же и его спонтанный порыв поехать на встречу с писателем.
Больше ничего не пришло на ум. Хотя троица из романа, явно не спроста. Может это автор себя замаскировал?
«Хотя троица из романа, явно не спроста.» а может Библейская Троица? crazy
14:28
+1
Актуально!
На мой взгляд, нет ничего плохого в том, что кто-то видит «лишние» смыслы. В конце концов, книги, как и люди, как и, в общем-то, весь мир вокруг — в некотором смысле зеркала. Польза «синих занавесок» — в том, что они позволяют читающему узнать что-то новое о самом себе. Кроме того, они приобщают его к творчеству: вдумчивый читатель считай что со-творец автора.

РАЗГАДКА
Девушка, казавшаяся парнем, по имени Цезарь — отсылка к шекспировской «Двенадцатой ночи» и ее героине Виоле, переодевавшейся в юношу Цезарио.
17:42
Я постепенно разбираю разгадки, результаты будут завтра, пока же просто отмечаю, что угадано.
C Цезарио угадали smile
15:58
+1
«РАЗГАДКА». Мне кажется, что смысл рассказа в том, что у каждого человека своя философия прочитанного. У каждого своё видение книги, его смысла и всего такого глубокого. В данном рассказе, у самого автора книги своё видение синих занавесок, у читателя вот своё. Можно в принципе представить картину, как читатели и автор стоят на одной дороге, но всё равно они потом повернут каждый в свою сторону. Ибо кто-то воспринимает так, кто-то так. Брэдбери, например, когда пришёл к студентам в универ поговорить о «47 градусов по Ф» рассказал им смысл книги, а они начали спорить с ним, что смысл оказывается другой. И он, значит, рассердился на них и ушёл. Забавно)
17:44
Я постепенно разбираю разгадки, результаты будут завтра, пока же просто отмечаю, что угадано.

У автора вот так: «В конечном же счете идея такова: не столь и важно, что именно хотел вложить автор в произведение (даже если он вообще ничего не вкладывал), главное то, что в нем видит читатель; то, какие эмоции он по этому поводу испытывает; то, что считает это важным или таким образом учится чему-то. Увидеть то, что важно именно для тебя и именно в настоящий момент, и что-то понять – в этом и есть польза синих занавесок».
Но вы в целом близки, поэтому плюс.
16:30
+1
По мне так это очень странный рассказ. Очень.
Некий читатель вдохновился описанием синих занавесок. Ну ладно, с кем не бывает? Я, помнится, целую работу в институте писала по желтому цвету в работах ФМ. Но нам (всем, кто писал до меня и будет писать после) сам ФМ очень «помогал». А тут Читатель сам себе все напридумывал. Как я понимаю, синие занавеси развешаны по всему тексту с упоминанием текстуры и плотности ткани. При этом герои и сюжет, проходящие мимо читателя, никак с занавесочками не взаимодействуют. Если и был намёк на «Синию птицу», то он неудачный (ИМХО). Почему у Читателя ассоциации такие некомплементарные )))), чего ради он рванул в Питер к этому странному дяде-автору (у которого в героях ходит кот Машенька)??? По-моему, Деточкин — «ку-ку». Нет у меня другого об'яснения. Какая форма «ку-ку» — не берусь судить))) Есть большая вероятность, что ради синих занавесок он сбежал из желтого дома. И поэтому Автор не стал открывать ему тайну «васильковых глаз». Рыбак рыбака видит издалека. Странный человек читает странный роман. Самым странным образом его возбуждают странные синие занавески. До такой степени, что он едет пообщаться с «родственной душой». Хорошо, если синие занавески — это смерть, то в романе это как-то ещё отразилось, там кто-нибудь в итоге помер? Цезарь или Машенька?
Синяя тоска эти синие занавески. Из них бы хороший синий чулок вышел бы.
Синяя тоска эти синие занавески. Из них бы хороший синий чулок вышел бы. — Вы дали подсказку на следующее толкование.
Деточкин и есть «Синий чулок» Этакий милый, тихий идиот. В тексте есть подсказка:
Лучшая часть чтения для Макара заключалась в нахождении на страницах чужих книг его собственных, пусть и невысказанных мыслей. Ощущение одиночества уходило. Когда-то на свете жили люди, чувствовавшие и мыслившие, как он – это ободряло, приносило утешение. Возможно, он и был странен, но он был странен не один.
Его страсть находить всюду синие занавески, успокаивала его, вызывала удовлетворение и не давала превратиться в «Синюю бороду».
На правах дополнения к Разгадкам.
10:09
Есть такое ощущение, что запрятаны тут исключительно «пасхалки», на сюжет не влияющие.
Ыр…
Немного скучный рассказ. Скрыто не много, по моему мнению.
Разгадка
Увидел Алхимика в романе, который читал Макар.
Деточкин — символ простодушно человека, желающего справедливости во всем. Вот и пошел в Питер за справедливостью.
Есть ещё символы, упомянутые выше, но не буду повторяться.
Вообще мне кажется, что символы подобраны не очень ладно. Выглядят в тексте нарочито выпяченными. Искренне надеюсь прочитать отгадки поскорее и понять, что имел ввиду автор.
04:07
+2
-РАЗГАДКА-
(1) Главная мысль — каждый раз, читая книгу, ты создаешь свой собственный и уникальный мир.
(2) Мы можем творить чудеса, даже не подозревая об этом.
17:46
Я постепенно разбираю разгадки, результаты будут завтра, пока же просто отмечаю, что угадано.

У автора вот так: «В конечном же счете идея такова: не столь и важно, что именно хотел вложить автор в произведение (даже если он вообще ничего не вкладывал), главное то, что в нем видит читатель; то, какие эмоции он по этому поводу испытывает; то, что считает это важным или таким образом учится чему-то. Увидеть то, что важно именно для тебя и именно в настоящий момент, и что-то понять – в этом и есть польза синих занавесок", но вы где-то рядом, поэтому 0.5+.
Загрузка...
Запишитесь на дуэль!