Плохой работник
https://music.yandex.ru/album/33865/track/336579
Я плохой работник. Всегда опаздываю, не сдаю отчеты вовремя, не упускаю возможности уйти домой пораньше. Постоянно отвлекаюсь на беседы коллег, а иногда просто теряю концентрацию и засыпаю.
Я не рассчитываю на повышение. Никогда не выступлю с инициативой, никогда не расскажу смешную шутку. Быть незаметным, не выделяться - вот и все, чего хочу.
Из всех коллег знаком с братьями Уорнерами - старшим и младшим бухгалтерами, и уборщиком Флойдом. И то потому, что первые начисляют мне жалованье, а второй убирает за мной дерьмо, если напортачу.
Дома меня ждут жена и дочка. Кажется, я не видел их целую вечность.
Как всегда опаздываю и прихожу на полчаса позже официального начала трудового дня. Чтобы не нервировать шефа, захожу через пожарный выход. Проходя мимо каморки Флойда, стучу в дверь вместо приветствия.
- Опять опаздываешь, Уилки? - раздается из-за двери голос уборщика. Флойд меня не сдаст, не в его правилах. Флойд вообще никогда не делает сверх того, за что ему платят деньги. Впрочем, как и я.
Сажусь за рабочее место. Моя кабинка находится в самом дальнем углу просторного офиса. Высокие пластиковые перегородки, надежно прячут мою лысину от посторонних глаз. Иногда я слышу в соседних кабинках разговоры коллег. Но все это остается по ту сторону - я слишком далек от сплетен, и обсуждений спортивных игр.
На экране бесконечные колонки цифр, и мне нужно получить из них стройные ряды информации.
Общий гул и шарканье по офису оповещают, что коллеги собираются на ланч. В такие моменты я просто откидываюсь на спинку кресла и наслаждаюсь наступившей тишиной. Рассматриваю фотографии развешанные вдоль стен кабинки. Вот я только устроился на работу: широколобый с отполированной лысиной. Вот мы с Мэри. Тут она еще счастливая и стройная, а я потертый жизнью и отсвечиваю плешью. Вот мы вместе с новорожденной дочкой. Мэри усталая, набравшая вес, я обветшалый, но счастливый. Жаль, засветил лысиной большую часть кадра. На последней фотографии мы празднуем трехлетие Сандры. Счастливо улыбается лишь дочка, Мэри раздраженно держит в руках блюдо с тортом, а я сконфуженно прячусь за воздушными шарами. Когда мы успели стать такими?
Сегодня я не тороплюсь домой. Иногда, не часто, но такое бывает, я сижу перед потухшим экраном и гадаю, ждет ли меня в жизни еще хоть что-нибудь хорошее?
В такие дни от размышлений отвлекает Флойд, который недовольно шерудит шваброй под столом. Однако на месте Флойда кто-то небольшой, приземистый и с широкой головой.
- Вам пора, - слышу я монотонный голос. - Вы мешаете мне убираться.
Оборачиваюсь и едва не падаю со стула. Передо мной с шваброй в одной руке и ведром воды в другой стоит робот.
Расценив мое молчание, как согласие, робот ставит ведро на пол и начинает мыть пол.
- А где Флойд? - спрашиваю я.
- Флойд? - переспрашивает робот. - Не знаю никакого Флойда.
Схватив портфель со стола, направляюсь к выходу.
На следующее утро в каморке Флойда никто не откликается на стук. Желание открыть дверь и проверить быстро пропадает. Не мое это дело.
Работа сегодня совершенно не идет. Цифры сливаются, информация не складывается, а от монотонного стука по клавишам так и тянет в сон.
- Вы слышали, Дерек не вышел на работу, - доносится из-за перегородки таинственный женский шепот.
- Может, заболел? - предполагает другая девушка.
- За пять лет он даже носом не шмыгал.
Повисло неловкое молчание, затем первая продолжила.
- Но самое странное, в его кабинке я увидела робота.
- Уборщика? Я тоже его вчера видела.
- Нет же. Этот сидел за экраном и очень быстро что-то печатал. Мне кажется…
- Что?
- Мне кажется, он готовил отчеты.
Собеседница прерывает подругу громким смехом.
- Знаю, что глупо. На экране слишком быстро открывались и закрывались окна, и я ничего не смогла разобрать.
- Наверное, что-то не так с программой, а робот разбирался.
Разговор девиц затихает, а я так и не смог закончить отчет.
Не закончил отчет и на следующее утро. Такого со мной еще никогда не случалось. Сев за экран, просто пялился на цифры.
- Я боюсь! Я не хочу исчезать, - шепот пропитан страхом.
- Да о чем ты? - переспрашивает подруга.
- А то ты не знаешь! Вы все делаете вид, что ничего не знаете! Но люди пропадают! - кажется, женщина и сама не замечает, как переходит на крик. - Вчера пропал Дерек, сегодня Саманта. Вы не замечаете, что нас становится меньше? Кто не выйдет на работу завтра? Может быть, ты? - голос вновь становится тихим. - А может быть, я?
Девушку пытаются успокоить. Кто-то убегает за кофе, кто-то предлагает взять отгул.
По итогу дня кое как заканчиваю один отчет. Такими темпами пропасть могу и я.
***
Открыв глаза, я понимаю что нахожусь в офисе. Осторожно иду по коридору. Останавливаюсь напротив каморки Флойда. По привычке стучу и тут же проклинаю себя за глупость.
- Кто там? - раздается с той стороны двери.
С удивлением узнаю голос Флойда.
- Это я, Уилки, - радостно отвечаю, распахивая дверь.
За столом с отверткой в руках сидит робот-уборщик. Он неспеша ковыряется в каком-то устройтсве и смотрит на меня.
- Опять опаздываешь, Уилки?
Перевожу взгляд на устройство. Тело прошибает разряд. У робота в руках моя голова. Одной рукой он крепко держит шею, а другой вооружившись отверткой, ковыряется в мозгах.
Вскакиваю с кресла и понимаю, что нахожусь в собственной кабинке. Болван, надо же заснуть прямо на рабочем месте.
***
Дни идут, я продолжаю работать, а люди продолжают пропадать. Всего за неделю количество сотрудников в офисе сократилось вдвое. Никто не знает, что происходит, но все боятся и самозабвенно строчат отчеты, чтобы не стать следующими.
Я стараюсь не хуже других, но получается плохо.
У коллег нервы на пределе. В один день кто-то не выдерживает.
- Я так больше не могу! - раздается крик на весь офис и несчастный решительным шагом направляется в кабинет к начальству. С тех пор мы его не видели.
Стук клавиш с каждым днем становится все тише, стараюсь не обращать на это внимание. Дома меня ждет жена и дочка. Я должен работать, ради них.
- Здесь есть кто-нибудь? - слышу усталый голос.
Долго соображаю, пытаясь понять, стоит ли отвечать.
- Я что, последний?
- Я здесь, - наконец, решаюсь подать голос.
Слышится поспешный шаг.
- Вы где? Отзовитесь!
- Здесь! - повторяю я.
В проеме кабинки появляется молодой парень.
- Вы… вы один из них, да? - выпаливает он.
- Что? Нет же. Я Уилки!
- Я никогда тебя не видел!
- Мое место всегда было крайним, здесь в самом углу. Вы наверняка не часто сюда заходили…
- Я не знаю тебя! Не подходи! - кричит парень и продолжая вопить несется к выходу.
Пожав плечами, поворачиваясь к экрану. Теперь я последний работник. Кто бы мог подумать, что лентяй подсидит всех?
Проходят дни. Я работаю в одиночестве. Знаю, что все это странно, но разбираться в чем-то не вижу смысла. До тех пор, пока мне платят.
Когда в назначенный день мой счет остается пустым, решительно иду в кабинет братьев Уорнеров. Бухгалтерия встречает меня голыми стенами. Что же, все логично - нет бухгалтерии нет и зарплаты.
Дверь в кабинет шефа отличается роскошью - внушительная, солидная, дорогая. Кажется что древесный массив выдержит натиск целой толпы.
На учтивый стук никто не отвечает. Стучу громче, снова тишина. Потеряв терпение, распахиваю дверь и застываю. В кресле шефа сидит низенький робот с широкой головой. Обескураженно смотрю на него, он на меня.
- Вы кто? - наконец спрашивает робот.
- Я Уилки, - отвечаю я.
- Чем могу вам помочь?
- Я пришел получить жалованье.
Робот приподнимается в кресле и внимательно смотрит на меня.
- Не понимаю вас.
- Я у вас работаю в отделе дешифровки. Прошел месяц, и я пришел за деньгами.
Робот резко хватает трубку телефона и набирает несколько цифр.
- Кло-18-98? Подскажи, разве отдел дешифровки не сокращен?
- Как сокращен? Но я же шлю отчеты!
- Говорит, по-прежнему высылает отчеты. Знаю, что не может быть. Подойти сюда.
Робот кладет трубку на место.
- Итак, вы говорите, что высылаете отчеты?
- Да! По одному каждый день.
- Сколько? Один? Да это позор для вас! Неудивительно, что я их не разу не видел. Кло-18-98 высылает в день по тысячи дешифровок. Ваши крохи просто теряются на их фоне.
Сзади слышится шарканье. Оборачиваюсь и вижу точно такого же робота, что и в кресле шефа. В руках он держит длинную распечатку.
- Вызывали? - обращается он к начальнику.
- Да, Кло. Субъект утверждает, что работает у нас.
Робот сверяется с распечаткой.
- Все верно, сэр. Он действительно еще числится в отделе дешифровки.
- Почему ты его не сократил?
- Сэр, признаться он совершенно выпал из нашего поля зрения. На утренних планерках он всегда отсутствовал.
Смущенно опускаю взгляд.
- Я обычно опаздываю. Но честно отрабатываю это время после завершения дня.
- Как это опаздываете? - возмущенно встает с кресла робот. - Вы не можете опаздывать.
- Я еще раз извиняюсь, но какое это имеет значение, если вы все равно меня сокращаете? Я честно отработал месяц и прошу меня рассчитать.
Роботы переглядываются.
- Сэр, это устаревшая модель человекоподобного робота, - объясняет Кло.
- Вы про кого? - переспрашиваю я.
- Я вижу, что устаревшая. Но один отчет в день? Даже у старых моделей вычислительная мощность процессора позволяла обрабатывать по сотне файлов за раз. А он говорит про опоздания. Роботы не могу опаздывать!
- Кого вы имеете ввиду?
- Предположу, что рабочие мощности данной модели сознательно блокируются. Что касается опозданий, то при должном старании, можно сбить временной цикл.
- Не игнорируйте меня! - кричу я так громко, что роботы вынуждены замолчать. - Отдайте мне чертовы деньги, и я поеду домой, к семье.
Роботы снова переглядываются.
- Зачем кому-то ограничивать возможности робота? - как ни в чем не бывало продолжает беседу шеф.
- В исторической справке есть информация о некоторых похожих прецедентах. Возможности роботов блокировались, чтобы человек на их фоне не чувствовал себя ущербным. Во многом благодаря подобным практикам люди стали терпимее к роботам и сами не заметили, насколько прочно мы вошли в их постоянную жизнь.
- Знаете, я теряю терпение. Оставьте деньги себе. С меня хватит этого цирка.
Разворачиваюсь и иду к своей кабинке.
Сняв фотографии с перегородки, пытаюсь выйти, но дорогу преграждают низкорослые роботы.
- Куда вы собираетесь? - спрашивает один из них. Возможно, Кло. Их непросто отличить.
- Домой, - веско бросаю я. - Уйдите с дороги.
- Вы нас не слышали? У вас нет дома.
- Я слышал достаточно. Отойдите.
Протолкнувшись через роботов иду к пожарному выходу.
- Почему вы нас не слушаете? Вы никогда не покидали стен этого офиса.
- Отвалите, - бросаю я и хватаюсь за ручку двери.
Противный скрип старых петель режет острее ножа. Передо мной комната захламленная старой мебелью. У единственной свободной стены, перемигиваясь красными огоньками, стоит странно знакомая панель.
- Что это?
- Скорее всего это и есть ваш дом, - подсказывает один робот.
- Это зарядная станция для роботов вашей модели, - дополняет второй
- Но как же…
Фотографии выпадают из ослабевших пальцев.
Робот поднимает фото и разглядывает.
- Ни на одном фото не видно вашего лица.
- Отдайте! - прошу я.
Робот послушно протягивает фото.
- Что… что мне теперь делать?
Шеф внимательно смотрит на Кло.
- Даже если мы снимем блокировку, то все равно вы не сможете держать ту планку производительности, которая нам требуется. Сейчас совсем другое время и другие роботы. Увы, вы слишком устарели.
- Тогда я могу идти домой?
- У вас нет дома, нет семьи. Ваши воспоминания фальшивые…
- Да брось, Кло. Ты же видишь, он никогда не поверит. Просто подождем, когда окончится его рабочий цикл и он отключится для перезарядки. Потом спокойно отправим на свалку.
Я сижу в полном одиночестве в своей рабочей кабинке. Меня не пустили домой, но разрешили посидеть тут. Если верить роботам, то все мои воспоминания - ложь. Жена - информация предустановленная в системе. Дочка - кусок программного кода в электронных мозгах. Впереди меня ждет свалка. Но одна мысль спасительным маяком светит в океане безнадежности. Если моей главной задачей было работать плохо, то ведь я хорошо справлялся все эти годы? Значит, я все же хороший работник?
Автор, это круто, я к Вам вернусь позже, когда эмоции переварю. Почти уверена, что с голосом.
Обоснуй:
1 — логично. У меня ни единого вопроса не возникло. Хотя, вру: про момент, когда ГГ якобы снится, что робот ковыряет его мозг. Это — интерпретация воспоминаний? Или сбой в программе?
2 — невероятно детально, объёмно и правдоподобно описана ситуация, в которую попал ГГ.
3 — посыл. Думайте все как угодно (и автор в том числе), у каждого своя трактовка. Мне не видится депресняка. Мне видится желание найти позитив в любой ситуации. Как там товарищ Джим Керри говорил? «Когда дела совсем плохи, остаётся только смеяться». Мне нравится.
4 — Кинговский «Убийца» где-то просматривается, но не явно. Это тоже нравится.
Автору спасибо!
это было ШИ-КАР-НО.
А потом превратилось в фарс. Что это? «Остров проклятых» с роботами в главной роли? Мысль в том, что нас заменят роботами? Да, заменят, и это хорошо. А зачем роботам внушать, что они люди? Зачем таких роботов вообще делать человекоподобными, если компьютер справится сам собой? Ладно б это был юмор, но юмора здесь нет.
Короче, я не увидел смысла, извините. И самое ужасное — ваше последнее предложение прекрасно! Но ничего не вытягивает((
Почти до конца очень круто. Атмосфера подана так, что погружаешься, ГГ нормальный, со своей лысиной (маскировка немного нарочитая, но ладно) очень выпуклый и характерный. Но немного затянута концовка, на мой вкус. И прикол про то, что плохой работник тоже хороший не ускоряет и не спасает эту затянутость.
Слово «позитив» здесь кому-нибудь вообще знакомо?
Что за НФ версия Кафки? Почему если будущее, то угнетающее, обманчивое, эмоционально тяжелое?
Понравилось: посредственная структура повествования. Поясняю: здесь хотя бы всё понятно.
Не понравилось: да, мне не понравился замыленный, изъеденный временем сюжетный поворот. Мне не понравилась эта усреднённость. Эта безвыходная социальщина. Научная фантастика — это образ будущего. Как только автор включает депрессию, сразу вылезает какой-нибудь Достоевский, который упорно выковыривает самую унылую суть вещей. У автора не работает фантазия. Он цепляется за депрессивный образ и развивает его, не пытается быть оригинальным. Он ненавидит описанный мир, ненавидит своего героя, но даже не пытается с этим что-нибудь сделать.
Прочитаешь мудрость на бегу,
И пронзает озаренья светом:
Я ведь также думаю об этом,
Только выссказать словами не могу.
Я вечером про рассказ напишу, когда выветрятся кактусовые впечатления.
А, кстати, я вот забыл, в одном из самых мощных споров про «что считать НФ», там было про то, что образ будущего должен включать лучи оптимизма?
Почему нельзя написать красивую продуманную историю со счастливым концом без всяких чудес и логических пропусков, так чтобы в неё могло поверить большинство?
Депрессуха не оставляет выходов. Радостные сопли толкают на эскапизм своей нереальностью.
1. Атмосфера, действительно, неплоха. Хотя до прям-таки «гнетущей» ей далеко.
2. Написан рассказ качественно. Этого не отнять.
3. Это НФ. Никаких вопросов.
Просто это атмосферный, качественно написанный, научно-фантастический… фарс. Я пока не подобрал другого слова. Глупые допущения и отсутствие мысли (либо я ее просто не нашел).
Что же до второго вопроса. Само собой, никто не требует лучей оптимизма, ровно так же как и лучей «дерьма». Автор может писать в той атмосфере, какая ему заблагорассудится. А читатели, соответственно, читать или не читать.
Я не против депрессухи. Я против категоричности утверждений.
Категоричность — это видение конкретной картинки, а не расплывчатого покачивающегося в разные стороны хамелеона. Поэтому я за такие комментарии. Даже просто тремя словами: «Вау! Классно! Здорово!» или «Фу! Противно и слезливо» Почему нет? Категорично, но о-о-очень понятно.
Фраза «Я люблю депрессуху в рассказах» субъективна. Значит, с ней нельзя спорить, она верна для конкретного человека.
Фраза «Депрессивность это завсегда плюс в литературе» — попытка говорить за всех. Следовательно, неверна априори, в силу своей формулировки.
Ну и про «Вау! Классно! Здорово!» или «Фу! Противно и слезливо». А что здесь понятного-то? Что классно? Все? Так не бывает. И не несет никакой пользы для автора.
Она для него «завсегда»
А как иначе? Если я не уверена, что «завсегда» и для многих, я же и в своем мнении засомневаюсь априори.
При краткой оценке я, будучи неспециалистом, высказываю свою эмоциональную субъективную оценку. Польза в ней есть. Пришли вы на выставку инстолляций, судить-то и не можете профессионально. Но от одной сложной фигуры отойти не можете, а другая вам противна.
По-моему тут не стоит алгеброй гармонию распинать)))
А как иначе? Если я не уверена, что «завсегда» и для многих, я же и в своем мнении засомневаюсь априори.
С чего бы? Как мое мнение может зависеть от мнений остальных?
Но))) это только мое мнение. Извините)
Тоже верно. Но есть разница между тем, что мнение откуда-то выросло, и тем, что мнение меняется, уже будучи сформированным.
Извините) Извиняю)
Другой вопрос, что за правильная литература, для чего она и т.д. Но лучше здесь не разводить, по-моему. Как-нибудь в другой раз. А то и правда, автору какой в этом прок.
А по моему скромному мнению, нет в нем ничего полезного. Честно, неуютно жить становится после такого чтива
Со школьных лет воспринимала Достоевского как позитивного писателя))))
Это я про разность мироощущения.
По мне, так ФМ=депрессия — это P.R.ход, придуманный в начале 20 века для хороших продаж на Западе. Это сугубо ИМХО.
За сим откланиваюсь))
Все нормально, Виктория. Мы ж дузья в профиле)))
У меня вон другая подруга К.Марксом зачитывается и А.Смита цитирует. Все равно же — подруга)))
Вот я про то и пыталась донести: каждому свои плюшки нравятся. По таким критериям не судят о человеке. Судят о его произведениях.
Чуть о другом скажу. В свое время считала, что все гении замечательные люди. Ну как же иначе)) Оказалось, что далеко не так. Об одном юмористе знающие его люди вспоминали, как об очень грустном скучном человеке))).
Внутренний мир человека, душа такими критериями, как вкусовые пристрастия не меряется.
Вот автор, например, может быть очень веселым парнем или романтической девушкой. А написал грустный рассказ))
Поменяла свои критерии оценки человека. А про выводы вообще молчу. Иногда сделаешь их, а потом там такое отрывается, что стыдно за эти выводы становится)). Вот я сделала выводы о рассказе, второй раз прочла, а там кладезь интересного.
Вот думаю, может и Федора Михайловича перечитать...)))))))
А вот это уже дискуссионно, согласен.
Сразу предупреждаю: обилие комментариев пропустила умышленно, хоть соблазн прочитать дискуссию, развернувшуюся вокруг рассказа, был. Так что если в дальнейшем мои мысли совпадут с уже озвученными, c'est la vie. ;)
Итак:
1. Общее впечатление от рассказа смешанное. Язык добротный, без лишних «выкрутасов» (которые, кмк, в НФ и не нужны особо), написано доступно для нетехнического ума — это несомненный "+".
2. Идея. Пристутсвует, хотя вызывает некоторые сомнения. После прочтения возникает множество вопросов: зачем роботу воспоминания о не существующей жене и дочери? Ну, да он человекоподобный, но зачем загромождать его оперативку ненужной информацией? Может его производительность бы увеличилась, не будь этих воспоминаний. Потом мне не очень понятен смысл постепенной интеграции новейших машин — заменили бы тогда уж всех одним махом. А то девушка в истерическом припадке, узнавшая о сокращениях, слабо походит на робота. Кто управляет этим миром? Роботы? Люди? Осталось за кадром…
Вообще концовка кажется немного притянутой за уши. Да, я понимаю ход автора — перевертыш — дело благое, но тогда нужен мощный обоснуй, чтоб не оставалось пробелов.
И все же, по прочтению преследует ощущение дежавю. С другой стороны это НФ (к тому же антиутопия в некотором роде)… "-"
3. Качество. Отличное. Вычитано, аккуратно и складно написано. "+"
ГОЛОС. Наиболее литературно. Это НФ. Автор поставил задачи, автор их решил.
Наверно, максимум, который может выйти, это если наш создатель окажется роботом, а его создатель будет робот, созданный людьми из будущего
Может, ну их, роботов этих? Прошлый век какой-то чесслово.
И кстати, первоначально роботы — это искусственно-созданные люди-рабы. Пьеса такая есть R.U.R. Чапека
Угу, человек и то, что он создает — это разные вещи))
Я про личность А.Азимова вообще ничего не читала. Уважаю его писательский талант, как и песни Пугачевой))
Вон, у нас уже и законы про сожительство с роботами выходят
Финальный твист не впечатлил. Слишком очевидны были намеки и отсылки. Не понравилось объяснение, что мол робот запрограммирован что-то не видеть или видеть в искаженном свете. Чем-то сериал «мир дикого запада» напомнило.
У меня были схожие впечатления, но я дочитала все рассказы. То же самое было с рассказом «Пустота». После него все остальные работы того этапа читались через «потому что надо».
В общем и целом рассказ понравился. Как в хорошем парфюме, раскрыты все три ноты ароматов: начальная, сердце и шлейф. Плюс.
Голос.
Мне не понравилось, что к роботам остается отношение, выведенное еще в прошлом веке — это отдельные самостоятельные машины.
А ведь им требуется ремонт!
Значит, соприкосновение с другими роботами наличествует. Сейчас при слове робот всё таки надо понимать — любое устройство, даже самостоятельно мыслящее — часть комплекса. Для меня образ роботизированного будущего больше похож на грибницу в лесу — все крайние устройства связаны с центром, а центр может переместиться в любого крайнего, информация передается мгновенно, сбои возможны, но не существенны.
Поэтому такое отношение к роботам, как в рассказе — не приемлю. Детсад.
А вот притчевость, второе дно, горечь за человека — на высоте. Браво!
Да-да, мы все это читали и смотрели. Но уж больно гладко изложено. Я лично голосую за умение, способность Автора собрать этот кубик-Рубика: сюжет-язык-тема-мораль без потерь в качестве одного из элементов. В финале были рассказы более близкие мне по духу. Но тут мастерство. Не могу это не отметить. Это, кстати, не значит, что я считаю остальные рассказы хуже. Но этот самый цельный.
Боже, но почему опять «Западный мир» выглядывает? Роботы, считающие себя людьми, покоя не дают? А вдруг мы тоже роботы?
ГОЛОС,
хоть с посылом не согласна.
Отдельно плюс за Крафтверк.