Как же создавать интересных персонажей?

Данная статья ни в коем случае не является профессиональным экспертным мнением, она всего лишь мои выводы сделанные на основе полученной из разных источников информации, анализ работы, проделанной теми или иными мастерами и личного опыта. Но если то, что вы прочитаете в этом тексте, покажется вам познавательным - пользуйтесь на здоровье.
«Как создавать действительно интересных и запоминающихся персонажей, которые будут "цеплять" зрителя и вызывать у него эмоции и желание узнавать из всё больше и глубже?» -задумалась я однажды и начала рыть в сети всевозможную информацию на эту тему: статьи, лекции, уроки. К какому же выводу я пришла исходя из всей полученной информации?
Каким же стоит быть персонажу?
1. Понятным зрителю.
«Людям надо говорить то, что они в состоянии понять.» Тэрри Пратчетт «Шляпа полная неба»
То есть личность должна перекликаться с тем, что человеку близко, что принято в его культуре, обычаях, визуально напоминать что-то знакомое. Даже если наш герой - пришелец с планеты Железяка, у него должны проскальзывать самые что ни на есть человеческие качества. В противном случае -"неведомая фигня" станет в лучшем случае не запоминающимся пятном в массовке антагониста. Ты можешь сколько угодно потратить времени на «изобретение велосипеда» но зритель или читатель сфокусирует своё внимание лишь на той личности которая будет взывать к эмпатии. Да, мы в итоге получаем даже желеобразных космических слизняков, которые страдают от неразделённой любви, расставания с родителями и обид на одноклассников, но иначе, увы, никак.

2.Контрастным по отношению ко всему окружению.
Не важно, это глупец среди интеллектуалов, блондин среди брюнетов, слабак среди силачей или щенок в мире рептилий. Контраст героя и окружения, автоматически притягивает к нему внимание зрителя. В реальной жизни, наш взор всегда прикован к чему-либо, что кажется другим.

3. У него должна быть предыстория, что именно повлияло на его мировоззрение, каким он был раньше, сформировало его характер, какая у него «личная драма» находящаяся «за кулисами» повествования и которую хочется раскрыть.
«Дрянная еда, жуткие учителя, то да сё и я попала в самую плохую компанию, какую только можно было найти – свою собственную.» Тэрри Пратчетт, из цикла о ведьмах.

4. У него должны быть какие-то свои, уникальные фишки. Это может выражаться как в внешности, так и в привычках, аксессуарах, часто проворимых фразах. итд. К примеру, ты никогда не спутаешь с кем-то того же Дарта Вэйдэра, Йоду, Моряка Папая, Голума, Шляпника, Алису, Белоснежку, Шрэка и многих других. Как бы их не рисовали или косплеили, в какой фанатский сюжет не пытались внедрить, даже изменяя их внешность где-то, благодаря личным «фишкам» эти персонажи всегда узнаваемы.

5. Ярко выраженный, читаемый, характер. При этом, тенденции нашего времени требуют, чтобы личность была сложнее "доброго добра" и "злого зла". То есть даже антагонист может вызывать симпатию и сочувствие, а положительный герой – совершать дичайшие ошибки, подвергающие всех опасности.

6) Персонаж должен отображать «дух времени». Если в былые времена «каноном» главного женского персонажа была кроткость, красота, послушание, страдания по поводу невозможности самостоятельно осуществить свою мечту и безвольное ожидание чудесного «супер-мужчины», который придёт и спасёт её из безвыходного положения и подарит неземную любовь, а мужского – эдакий красавец- супер герой который приедет из неоткуда, спасёт мир, убьёт дракона и не даст героине выйти замуж за нелюбимого старикашку. Нынче подобное, как по мне, не прокатит. Современные герои- они другие. Их волнуют не исключительно одни лишь отношения, женщины избавились от стереотипа поведения безвольного предмета интерьера, мужчины открываются с других сторон и показывают свои слабости. Часто мы получаем в итоге 100500 хрупких мальчиков, страдающих депрессией и девочек «Мэри-Сью», школ магии и припадков героизма, но это то, что часто нравится современному читателю. Но уповать на эти образы всё де не стоит, зритель (или читатель) жаждет чего-то нового и не настолько предсказуемого.

Как выразить всё вышеперечисленное в своём творении?
Если это рассказ, мультфильм, фильм, игра то кроме визуального образа, персонаж раскрывается нам при помощи взаимодействия с другими героями и окружением, реакции на их действия, каких-то флешбеков истории которая случилась давным-давно. Если же это отдельно взятый рисунок (хотя и для мультфильмов это тоже действенно), первое, что мы можем, это выразить характер через форму (в случае, если речь идёт о стилизации). В образах негативных героев преобладают острые углы, треугольные формы. Квадрат- признак стабильности, уверенности, силы. Округлые, плавные формы – доброта, мягкость, доброжелательность. В зависимости от того, насколько он динамичен или пассивен и сколько качеств в нём вообще намешано, формы можно комбинировать. Цвет одежды, аксессуаров, кожи – всё это создаёт его настроение ну и, конечно же, не забываем о пункте 4.

Где вообще брать идеи образов для персонажей?
Для того, чтобы наша история или рисунок не превратился в очередную «атаку клонов» следует отойти от темы заимствования образов из любимых популярных сюжетов. Своих «муз» можно найти среди реальных людей. Тут есть 2 варианта как это сделать.
- «Закапываемся» в историю, газетные статьи, интересные факты. и «выуживаем» оттуда ярких личностей, которые как-то бы перекликались с тематикой нашего сюжета. Обрабатываем его образ отсекая какие-то реальные факты из биографии и оставляя некоторые черты внешности, какие-то повадки. К этому образу добавляем фишки из нашего сюжета, комбинируем детали и смотрим что получается в итоге. К примеру, по такому принципу был создан образ всеми известного огра из мультфильма «Шрэк», его прототипом являлся рестлер Мори́с Тийе́ живший в период 1903 – 1954 годах.

2. Вокруг множество "людей-персонажей". Они выделяются из толпы либо своим поведением, либо внешностью. Я наблюдала за такими людьми ещё в период, когда не задумывалась над созданием собственных вселенных и персонажей в них. Вот идешь ты по улице и видишь, как ежедневно какая-то конопатая девушка с короткими, кучерявыми волосами в неброской одежде, ежедневно играет одну и ту же мелодию на флейте. Вот идет высокий паренек азиатской наружности, одетый в точь-точь как персонаж какого-то аниме, среди толпы среднестатистических людей славянской внешности в маленьком городке, куда азиатские туристы не часто заглядывают. А вот проходишь мимо дома, а из окна одной их квартир на тебя глядят десятки плюшевых игрушек, и вот к окну подходит старенькая бабушка и глядит прямо на тебя. И таких случаев тьма, это и случайные собеседники в соцсетях, и продавщица в магазине, и дедок сосед любящий поговорить о временах своей молодости. Глядя на них начинаешь задумываться: "А кто они? Что здесь делает этот парень, как его сюда занесло? Почему в доме этой старушки такое количество игрушек и почему они стоят будто на витрине? О чем мечтает флейтистка, играющая для прохожих? Каким был в молодости этот дедушка? Почему этот человек так яро отстаивает свою точку зрения?». Если пообщаться с каждым из таких «людей-персонажей» тебе открывается целый мир, живущий в этой личности. У реальных людей бывают личные истории похлеще голливудских сюжетов, но о них никто не знает. Единственное, что, работая с таким материалом, ты сталкиваешься с моральной дилеммой. Далеко не каждый согласится, чтобы его история стала достоянием общества и даже полностью «перекраивая» его образ и историю есть шанс, что всё же личность будет узнаваемой и будет против использования этой информации.
Но всё же это весьма любопытный творческий метод. Его так же использовали для создания достаточно известных и популярных персонажей. К примеру, Мэт Гроунинг как прототип Симпсонов использовал образы членов собственной семьи.

Если эта тема была вам интересна, следующий раз попробую провести эксперимент с разбором одного из своих старых персонажей с разбором ошибок, допущенных в создании образа.
Испытать как следует это правило пока не удалось, но то, что пока получалось, мне нравится.
При просмотрах семейных фильмов часто слышу: почему нечеловеческие персонажи ведут себя как люди? Да потому что если они будут слишком нечеловеческими, они не будут интересны широкой публике. Как минимум нужен проводник-человек, с которым они будут контрастировать.
А вдохновения правда что вокруг полно. В первом романе я сделал героями всех своих друзей, тупо списав внешку и характеры.
«Ачивидна жи!» ©
Особенно если ты школьник и тебе кто-то досаждает
Создай персонажа-досаждалу и посади его в яму.
«Оно натирает лосьоном кожу...»
Можно, конечно, забить на всякие техники и теории, но не стоит удивляться, если внезапно у вас появятся персонажи, кочующие из произведения в произведение с минимальными изменениями под видом разных героев. Или если писательский блок грянет.
Ну и, видимо, Джанни Родари у нас ненастоящий писатель — он какие-то там техники фантазирования придумывал, аж целую книгу про них написал.
Чтобы оживить и раскрыть персонажа на одной лишь фантазии далеко не уедешь) тут еще другие инструменты нужны. Этому можно и нужно учиться.
Все с чего-то начинают. И такие блоги всегда нужны. Они идут в копилку знаний. Каждый для себя вынесет то, что посчитает нужным. Вы — ничего, а, допустим, начинающий автор зафиксирует в голове несколько пунктов и постарается их в следующий раз применить).
Нельзя накопить на талант — на то, чего, типа, пока ещё нет в наличии. Если нет — то и не будет. Но если вам нужны иллюзии — пожалуйста. В принципе, человек чем-то занимается, в первую очередь, в своё удовольствие. Думаю, этого достаточно.
Я согласен с вами — талант в творчестве это самое важное) но никогда не будет лишним подучиться) по крайней мере со знаниями путь к успеху станет чуточку короче)
Был такой художник «Таможенник Руссо». Самоучка, толком и рисовать-то не умевший. Так вот я считаю его одним из величайших художников мира (и, что удивительно, не только я). Просто что мы ценим в художнике? Умение скопировать модель или что-то другое?
Я экспертизу у вас закажу. Нам посредственностям без вас гениев мысли — ну никак не обойтись.
Так же «гениальные шедевры» могут сознаваться и под влиянием наркотических веществ и быть плодом шизофрении. Одни творцы более эмпатичны, из-за чего лучше понимают мотивацию и чувства людей и могут это транслировать в своём произведении- другим приходится изучать тонкости пихологии.
Мастера прошлых веков обучались у предшественников, кроме своего «предмета» изучали множество других дисциплин и думали как это всё задействовать на практике. Многие из них сейчас «перевернулись бы в гробу» услышав что а них всё сделал какой-то там «Божественный талант», а не упорный труд, эксперименты и годы обучения.
Примеры персонажей наведенные в моей статье, абсолютно не «божественное просветление» автора, это плод работы целой команды людей состоящих из сценаристов, режиссёров, дизейнеров, кнцэпт-артистов. Их цвет и форма, характер, всё это прописано так, чтобы оно именно запоминалось. Да, сама идея может хоть во сне приснится писателю или художнику, но это «сырой материал», который в огранённом состоянии может быть абсолютно непонятен зрителю, будь идея хоть 1000 раз гениальна.
.
Что же касается мастеров прошлого… У кого учились импрессионисты? Практически ни у кого. Они создавали свой, новый художественный стиль. А у кого учился, например, Михаил Ларионов? Опять же ни у кого — он создавал свой, новый стиль (лучизм, например). Максимального результата добивается не член команды, работающий по правилам, выработанным этой командой, а одиночка, идущий наперекор правилам и установлениям. Пикассо прославился не как академист, а как кубист, Малевич прославился не как портретист, а как супрематист. Поэтому вы, конечно, можете излагать способы повышения профессионального(?) уровня, только имейте в виду: вы говорите как дизайнер, а не как художник. А это разные вещи.
Ну и, раз уже пошла такая пьянка, может вас удивит, но и куббисты и импрессионисты, и конструктивисты, и сюрреалисты, большинство из них обучались классическим «академическим» видам рисунка и живописи, изучали правила композиции и колористики и применяли это в своих творениях. Стилизация, упрощение, имеют свой «костяк». Расположение элементов на картине не случайно, так же как и каждый сделанный мазок и даже нарушение правил было осознанным. Были художники слепо повторяющие изученное, а были те, кто экспериментировал на основе изученного, привнося новые элементы. Но раз уж вы знаток «истории искусств», то вам, конечно же виднее.
Что же касается такого понятия как «талант», то я скорее считаю, что как такового, его не существует, но есть «предрасположенность» к определённому восприятию, обработке и воспроизведению информации. Иначе мы бы прям с младенчества умели и читать, и писать, и разбираться в людях, и играть на рояле.
Но что ж мне тут рассуждать, я ж ничего не понимаю))
Любой писатель, как минимум, владеет языком, на котором пишет. Для художника таким языком является академическое образование. И только.
Если вам не нравится слово талант, давайте применим слово шаблон (его полную противоположность). Ваше предложение заключается в том, что хорошо бы иметь некий набор шаблонов, которые позволят автору быть успешным в литературе. Мне трудно принять такое предложение, потому что, по-моему, надо делать ровно наоборот — уходить от шаблона. Хармс продемонстрировал это сверх показательно, как и Хемингуэй, например. Моё обращение к изобразительному искусству лишь оттого, что там всё гораздо более наглядно, нежели в литературе. А суть та же…
Что касается правил, вы когда-нибудь слышали выражение:" Чтобы нарушать правила, нужно их знать"? О чём вам говорит эта фраза.
Ну и ещё одна тема для дискуссии «для затравочки». Да, Хемингуэй признан в кругу литераторов и ценителей, да, его произведения изучаются в школе, но почему многим людям интереснее читать книгу о юном волшебнике попавшем в мир магии и только единицы увлечены рассуждениями о том, что творилось в голове у мужика, для которого поймать здоровенную рыбину, стало чуть ли не воплощением смысла жизни?
1. Леонардо да Винчи («Джоконда»);
2. Поздний Тициан;
3. Эль Греко;
4. Хальс;
5. Поздний Рембрандт;
6. Поздний Гойя;
7. Тёрнер;
8. Делакруа;
9. Клод Моне.
Конечно, импрессионизм возник не на пустом месте. Но у всех предшественников импрессионистов вы увидите лишь некие отдельные черты нового стиля, но никак не весь стиль.
Что касается Хемингуэя… Я имел в виду манеру его письма, а не содержание. Но если вам не нравится Хемингуэй — есть Владимир Маяковский, большой реформатор поэзии. Кстати, и художник оригинальный.
И ещё. Я много читал об искусстве. Но одного чтения мало, надо суметь вжиться в него, научиться не только понимать художника, но и разговаривать с ним, быть на одной ноге. Книжки этому не научат. Поэтому вы очень неаккуратно предложили мне что-то там почитать. Вы ещё предложите ознакомиться с Википедией…