Декаданс, бамс бамс
Ах, Васенька, сынок! Как долго меня с тобой нет, подлеца. Я не могу... не могу на всё это смотреть трезвыми глазами, сыночек мой! Боже мой! Да если бы и мог, меня бы вырвало, всем нутром моим поганым вырвало!
Задолжал. Ух, много задолжал! Квартиру на Литейном заложил. С декабря не принесёт мне доход. Её заграбастает жила Кубасов. Никто не даст перебиться... не даст! Я бы и сам себе не дал. Тряпка! Ничтожество!
Всё начинал новую жизнь. Не поздно, думал. Вот с утра возьму и начну. Не вышло. Ладно, завтра опять начну... завтра... и так второй год падаю. Ничего не могу... карты, вино, долги, разврат и ночь. Весь мир сошёл с ума. Душа, душа болит! Что будет?! Что будет с Васенькой, с дочей Машей, с Варенькой, женой моей, ангелом?! Погублю...
Ах, вот он. Чуть не прошёл. «Декаданс». Сюда, сюда спрячусь.
Клубы дыма. Запах алкоголя и крепких женских духов. Полумрак. Крашенные самки стреляют хищно. Тьфу, суки... Носявин завывая читает свежатину. Стих, состоящий из мерзких существительных. Ого, сколько нагородил.
...горечь, мрак и мерзость.
Темнота и срам.
Носявин закончил, застыл в дурацкой позе. Кивком отбросив сальную чёлку назад, осклабился в своей пошлой улыбке. Одна дама взвизгнула. Пронеслось мужское браво. Зал сдуру грохнул аплодисментами. Носявин покачиваясь сошёл с кички и нырнул в малину самок.
Кичкой прозвали сцену литклуба «Декаданс». Сюда ходили студенты с претензией на оригинальность за комплиментами, поистрёпанные поэты, сраные авторитеты, бляди всех мастей в боевой раскраске, не скрывающие своих намерений затащить в постель жертву помоложе и поинтересней... и так каждую ночь.
- Иванов, давай! Чего принёс? - раздались голоса в мой адрес.
- Черти, дайте выпить трезвому человеку. Гусь свинье пока не товарищ, - кричу со стойки, где уже сахарок шипел на решётке в опытных руках Илюхи бармена. Резко пахнула полынь...
Уйду в этот мир. Хоть режь меня — всё отдам за эти минуты дешёвой кабацкой славы. Внимание и восторг в мой адрес — вот что важно, чертовски приятно. Гуляй рванина... Зелёный абсент. Дьявол с рогами.
Ко мне подбежал Свияга. Орёт дурень, поэзию требует. Зал поддерживает: «На кичку!». Куколки игривят. Ах, какие это взгляды! Знак, что всё делаешь правильно. В них интерес, вызов, подтверждение твоему мужскому началу, приглашение в игру... Нет. Так они смотрят до кички. После будут взгляды типа «льготный билет» и «пропуск во дворец» - вот, что они выразят, и то, чем будут преследовать.
Глупые мальцы, прыщавые студенты, волокиты смотрят мне в рот, чтобы урвать секрет обольщения. Дурни, неужели вы думаете, что с одной извилиной и мыслью «как затащить даму в постель» вы кому-то интересны? У вас вся ваша суть на лице. Поэзией хотите прикрыться? Женщин не обманешь. Орёл — не орёл, им решать бабским инстинктом, против которого вы вечно в пролёте. Мозгляки.
«Горечь, мрак и мерзость. Темнота и срам», - запали строчки дылды Носявина. Силён бродяга что-нибудь эдакое завернуть. В душе иглой кольнуло. Вот, сволочь - писал и блевал одновременно, бездельник... прям, как я.
«Иванов, на кичку», - уже отчётливо, отрезвляюще раздались голоса. Свияга поднял руку, обозначая паузу. Невозмутимый Илюха знал своё дело. Все ждали мою знаменитую третью чарку. Обладая королевской выдержкой в этом клубе, я ловил момент, держа дьявола за хвост, и тянул. Замри жизнь. Здесь и сейчас обладаю всем. Дамы хотят меня. Мужчины завидуют, но поддерживают. Восхищение — альфа и омега счастья. Боже, как оно мимолётно, и как дорого человек за это платит!
Третью чарку зал отмечал гудением и улюлюканьем. Всё поплыло. Абсент предсказуемо бросил меня в состояние декаданс — сам название придумал. Душа отделяется от тела и смотрит со стороны на всю происходящую суету безучастно, с отстранением, как в картинах Босха. Впоследствии трудно вспомнить хронологию событий. Память извлекает только отдельные вспышки. Уже на трезвую голову, аналитика с логикой склеивают весь дурацкий спектакль. На душе мерзко. Кстати, кусок поэмы Носявина, конец которой я зацепил, точно отражает весь спектр чувств послевкусия ночных похождений. И все они похожи, как группа японцев в Эрмитаже. В этом суть всего придуманного мною декаданса. Слово когда-то залетело в голову и клюёт, бросая в упадничество.
Декаданс, бамс бамс
Стучал дятел и раскалял башку. Мои резвящиеся друзья по несчастью - современные есенины, блоки, цветаевы и еже с ними. Души этих творцов конца серебряного века не могли покинуть Питер просто так. Вот и продолжают куролесить, флиртовать и восхищать, как заброшенные эллинские боги на Олимпе, как ночное чужеродное тело в рациональном, светском дневном Ленинграде с чёткими правилами седовласой интеллигентности.
Свист Жухина разбудил. Этот, с усами гусара, славится беспардонной критикой, за что его уважают и ненавидят. Руку в карман — на месте мои бумажечки. Развязно, не торопясь взбегаю на кичку-Олимп, при этом, как москвичи из Камеди, шлёпаю обильно подставляемые мне ладони знакомых и незнакомых людишек, создавая иллюзию «своего парня».
Поэма «Леди Вамп». Навеяно мыслями о Цветаевой. Однажды меня поразило, что поэтесса была садистски жестока по отношению к своим детям. Я её возненавидел. Гениальность её поэзии усиливала мою ненависть. Как она могла порхать, как стрекоза из крыловской басни, в этом запьянцовском питерском бомонде, когда её дочь умирала в интернате?! И она знала об этом! Декаданс, чтоб его...
Развернув мои лохмотья, стал читать. Читал без особого выражения и носявинского позёрства, чётко проговаривая слова. Даже в местах, где некоторые поэты наверняка бы завыли и корчили рожи, закатывая глаза, я был невозмутим. Роковая дама из бомонда охмурила юного поэта и пустила его жизнь в кювет. Питер, 1903 год. Каждая часть поэмы — это первый, второй и третий, последний день их знакомства и деградации юноши. В конце он тонет в Неве, найдя выход из непреодолимых противоречий дня и ночи, души и тела, разума и чувств. От себя добавил ещё и долги, юную брошенную жену с ребёнком Васенькой (непременно Васенькой).
Слушали хорошо — тихо. Некоторым атмосфера «Декаданса» помешала почувствовать трагизм поэмы. Но в целом зашло. Одна дама смахнула слезу салфеткой. Как всегда, я сорвал бурю оваций, одобрительного свиста и женского истеричного «браво», явный знак, что придётся перечитывать. Баловать не люблю. Да и давно почуяв свой стиль... перечитал только последнюю, третью часть - траги-финал, полёт в непреодолимо манящие миры под чарами обольстительницы юного несостоявшегося бога. Обычный питерский бытовой суицид... Декаданс, бамс бамс... Господи, как скучно! Тысячи раз на грабли... Горечь, мрак и мерзость. Темнота и срам-с... Декаданс, бамс бамс.
Заголосили опять. Охи, женские стрипдохи... Что такое «стрипдохи» - чёрт его знает... Абсент рулит... Сизый туман в голове... или в зале. Вот бы Босх картину нашего декаданса тут написал... «Корабль дураков»...
Развязная компания молодых кутил с не менее развязными дамами шумно валила по Университетской набережной. Нас безучастно наблюдал египетский сфинкс. Наверное, виденное им можно сравнить с картинами великого Иеронима.
Под горячую руку попался узбек, чистящий стоки от гнилой листвы. Длинный Носявин со спины взял за плечи маленького южанина и манерно забасил: «Посмотри, вымирающий класс на гегемона, который выкинет нас на свалку истории. Все вы сопьётесь и умрёте, не оставив потомства. А этот лемуриец, похоронив нас, атлантов и гиперборейцев, будет творить новую историю, выбросив на помойку все наши святыни. Последние аристократы, твою мать! Кланяйтесь этому Адаму новой цивилизации». Носявин и пара крепких молодчиков подхватили слабо сопротивляющегося узбека и водрузили на постамент к сфинксу. Дамы делали селфи на фоне такого пассажа. Смекнувший узбек, начал подыгрывать, делая комичные жесты метлой.
Прав Носявин. Выжмут нас лемурийцы, азиаты. Наши дети не узнают наших декадансов серебряного века — мы пьём, и нам некогда им про это рассказать... Тошнит...
Носявин по-отечески взял меня за плечо: «Иванов, давай нашу фирменную». Вывернув наизнанку все карманы пиджака и пальто, я извлёк помятый ком рукописи. Это был задиристый поэтический манифест и жёсткая исповедь любителям ночной поэзии. Это вызов и крик души. Это обличение и приговор. Это бичевание и казнь. Меня тошнило. Мне хотелось подбежать к Неве и блевать, блевать до одури... блевать тоннами. Я хотел выбросить из себя все нечистоты, всю ложь и тяжесть, все свои грехи и препоны, гнилую мораль и оправдания... как в «Иствикских ведьмах» блевал Николсон...
Скинув пальто и пиджак, я мигом оказался у сфинкса и столкнул узбека. Свирепый ветер вонзал в меня частицы редкого мокрого снега, а бумажные лохмотья грозили вырваться из рук...
Я им читал - грозно плевал им в лица правдой. Рвало. Я отправлял в Неву нечистоты. Стало легче. Что-то высвобождалось и вылетало наружу. Я парил и уже отсоединился от слушателей, от гранитной набережной и сфинкса. В конце «фирменной» полагалось плюнуть на слушателей и получить в ответ знаки восхищения, но в этот раз я возжелал улететь...
Чёрные воды Невы приняли моё тело... Васенька...
Да...-с.
Связь времён. Почитай, полтора века прошло, а мир-с… Там же пребывает, где ему и положено… В умирании.
Эко Вы, милостивый государь, закруглили-то. По первости — полнейший перенос в эпоху. А дальше — то там, то сям эти… современные элементы появляться стали. Удивление вызывая… :)) А первые подозрения закрались на Алексее-буфетчике, коего Вы соизволили назвать «бармен». :)
Недурственно.
Декаданс.
ГОЛОС
За юмор, за сбитие с толку :)
Весело и непринуждённо показана эта… Суть литератора русского. Повадки эти, понимание жизни, людей и эта вот… неспособность что-то изменить в себе и других. И тоска. И удаль эта. И разухабистость. И осознание бесцельности и бессмысленности…
Что-то есть в этом всём… От старых поколений…
Корни.
Сильный рассказ, рассказ — духовный лидер.
Уверенно, зрело, с пренебрежимо малым количеством шероховатостей. Даже запятые почти все на месте.
Странно вот это: «Все они похожи, как группа японцев». Как группа японцев похожа на кого? Косяк. Сфинкс наблюдал нас? За нами тогда уж, хотя здесь можно принять как авторский пассаж.
Но вообще — очень, очень качественная проза, нешуточный претендент на победу в этой сильной дуэли. Изящно, атмосферно (ага, об этом я уже говорил) и вполне декадансно.
И «Корабль дураков» ещё!
Мне кажется, так много и осталось.
Гспдможно простить, но «самки» реально вымораживают. И ведь вообще они ни к месту, с моей точки зрения, не то что в повторах, но даже и при первом упоминании.Иные синонимы внесут разнообразие в картинку и могут заретушировать суть описываемого явления.
Кто-нибудь, исправьте мою оплошность, пожалуйста.
А вообще нужно что-то делать. Или с кнопками, или с целкостью. Каждый день кто-нибудь промахивается.
Так вот, с мыслью о том, что самки необходимы, я согласен. Однако это неприятно выглядит. После второй «самки» мне захотелось закричать: да поняли уже, хватит шары в одну лузу загонять.
ГГ — бухой!
Вы общались когда-нибудь с поддатым?
Сколько раз он Вам одно и то же затирал?
Особенно (!) если Вы ему подтверждение никакого не давали?
Он будет ходить по кругу…
Автор достиг этого эффекта.
Все проявления налицо.
Тут мистер Стас про три рюмки сказал…
Да там не обошлось тремя рюмками, я Вас уверяю.
:)
Если к герою, то это нормально, потому что он подан далеко не положительным. Если же к автору, то извините! Автора здесь нет — это повествование от первого лица. Всё, от первого до последнего слова, — характеристика героя.
Это «оправдывает автора». Это говорит о том, что такой приём вызвал сильные негативные чувства у читателя, а то, что направлены оказались на автора, а не на героя, — несознательность читателя.
:)
Миледи. Вас никто не осуждает и не переубеждет.
Ваше решение — Ваше решение. И этим всё сказано.
PS. Слону и секунданту. Считаю, что возможность исправлять тексты в ходе дуэли — это неправильно. Так быть не должно.
Возможно, не все образы поняла при первом прочтении, так как даже не хотелось сильно вдумываться, хотелось просто плыть по водам Невы. Непременно перечитаю еще раз. Автор, вы молодец!
и не один.В остальном все как и задумал автор, исполнение на высший балл. Почитаю остальные работы, но мне кажется, что голос отдам сюда.
И ГОЛОС здесь, конечно. За эмоциональность, глубину и насыщенность, цельность рассказа. За множество переплетённых смыслов.
Кто, как не я, любит броские эпатажные эпитеты?)
Язык — конфетка.
Не понимаю чем не угодны «самки»?
Второй раз прочла и второй раз споткнулась об это предложение. Почему «подлецА»?
… нет меня, подлеца…
Тут бы лучше:
… как долго меня с тобой нету. Экий я подлец.
Более однозначно и точка ставится. Утверждение.
А что именно до Питера. Есть там такая Литературная гостиная, сейчас в Грибоедове заседают по вторникам. Они в анонсах всегда пишут — мол вооот, готовьте печень, будем кутить, бухать и читать стихи! Я когда ехал туда погулять, к этим тоже заглянуть решил, стихи че бы и не почитать. Но шел с настороженность именно поэтому — не люблю шумные компании. А нет — сидят чинно-благородно, вкушают по бокальчику крафтового. Где у них там кутёж — так и не разглядел
Напоследок подмывает сказать, что рассказ целиком интровертный… ну, да ладно. Проехали. Спасибо, что прочитали.
за то и люблю. Вот в Москве да, когда там жила, чего только не нагляделась.Вот я скорее именно поэтому не отдала голос, совсем не из-за «самок» — просто все описанное как-то ультра не по-питерски звучит с моей точки зрения. Но упоминать не стала
избегает потенциальных источников срачаТак в стиль хорошо, в поток такой сознательно-бессознательный. Немного затянуто, как по мне, просеять, утрать лишнее, направить и эмоция только усилится. Тема, образ, идея — все реализовано.
Удивили!